Крестное знамение

Смысл крестного знамения един у всех христианских конфессий. Осеняя себя крестным знамением люди свидетельствуют свою верность Христу. Господь принял на себя крестную смерть, чтобы даровать нам спасение. Само крестное знамение отличается у православных, католиков и старообрядцев. Как правильно креститься православным христианам? Чтобы не запутаться и правильно осенять себя крестным знамением, прочитайте наш материал о том, как правильно креститься.

Как правильно креститься — история

Василий Великий называл крестное знамение одним из тех апостольских Преданий, которые пришли к нам не через Писание, но через обычай. Везде, где апостолы проповедовали Слово Божие, люди, принявшие христианство, начинали изображать на себе знак креста. Крестились во всех странах по разному. На Западе — всей ладонью, в Африке было принято креститься одним пальцем, указательным или большим, в знак веры в одного Бога. Креститься также могли необычно — не крестом полностью, а только чело, уста и сердце. Согласно православной традиции, крестным знамением благословляются меньшие от больших: миряне от священника и дети от родителей.

Ответа на вопрос, почему католики крестятся слева направо, а православные справа-налево не существует. Из-за дальности расстояний, культурных особенностей и различий, крестное знамение отличается в разных странах и конфессиях. Можно сказать, что начало расхождениям положил церковный раскол, который произошел в XI веке. Различаются не только особенности осенения себя крестным знамением, но и облачения священников, храмы, некоторые обычаи. При этом у всех христианских традиций один общий корень — вера во Христа. Так при различии в богослужениях, евхаристический канон в православии и католичестве остается практически идентичным.

Возрождение древнерусской богослужебной традиции

Как правильно креститься — перстосложение

Перст — это палец. Православные для осенения себя крестным знамением складывают воедино три перста в знак триединства Господа. Собираются большой, указательный и средний палец. Остальные остаются зажатыми в кулаке. Эти два пальца означают, что Иисус Христос одновременно оставался Богом и человеком.

Противоречия и символизм

В православии после церковной реформы патриарха Никона, известной нелестной характеристикой «церковный раскол», крестное знамение совершается тремя пальцами — сложенными большим, указательным и средним, которые прикладываются сначала ко лбу, затем к животу в области солнечного сплетения, и к правому и левому плечам.

В католической же церкви порядок совершения крестного знамения до 1570 года не был регламентирован. И позволялось креститься как слева направо, так и в обратном порядке. В указанном году папой Пием пятым был узаконен порядок, согласно которому необходимо креститься слева направо. Но если в этом вопросе была поставлена точка, то нет никаких положений, закрепляющих форму сложенных пальцев: часто можно увидеть, как католики крестятся двумя сложенными пальцами или всей ладонью, что крайне любопытно, так как мы сталкиваемся с противоречием в аргументации и объяснении символической природы этого жеста.

Останавливаясь на символизме, напомним, что сложенное троеперстие в православии — символ триединства Бога: Отец, Сын и Дух Святой, два пальца, прижатых к ладони, — двойственной природы Христа, который является в представлении христиан и Богом, и человеком одновременно. К слову, аналогичный способ сложения пальцев и совершение крестного знамения от правого плеча к левому исповедуют византийские католики, или греко-католики.

«Спор о вере». Картина неизвестного художника

Пять или четыре?

В католицизме практикуется двоеперстие, как и у старообрядцев царской России, раскольников. В этом случае два пальца также означают двойную сущность Спасителя-богочеловека. Интересно, как интерпретируется совершение крестного знамения ладонью. Пять пальцев руки молящегося символизируют раны Христа: четыре
— от гвоздей и одну — от копья римского воина, проткнувшего бок Спасителя. Однако стоит отметить, что в католической традиции Иисус Христос был распят тремя гвоздями: двумя — в области кистей, одним — в скрещенные ноги, итого — три, то есть мы наблюдаем явное противоречие в трактовке символов в католицизме.

Однако главным отличием всё же считается не положение пальцев молящегося. Существует мнение, что если крестное знамение совершается справа налево, как в православии, то это означает нечто исходящее от Бога к человеку. Другими словами, молящийся как бы благословляет себя, осеняя крестом. Если креститься слева направо, как это делает подавляющее большинство католиков, то это имеет противоположный смысл: человек обращается к Богу, католикам важно общение с Богом.

Традиционным в христианской культуре считается, что левая сторона — сторона Дьявола, то есть, совершая знамение слева направо, ты отрекаешься от Сатаны и дел его, переходя на сторону света. В православии концепция понимания левой и правой стороны аналогичная, но обратный порядок, от правого плеча к левому, символизирует победу божественного, добра над злом, жизни над смертью: «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и пребывающим во гробах жизнь даровав!» — поётся в Пасхальном тропаре.

Читайте также: Сексизм в православной религии: почему мужчина «выше» женщины?

Слева направо или наоборот? Как правильно креститься православным

  1. Сначала мы полагаем персты на лоб, испрашивая у Господа освящения нашего ума.
  2. Полагаем персты на живот в область солнечного сплетения и просим Бога продлить дни нашей жизни.
  3. Полагаем персты на правое плечо.
  4. Полагаем персты на левое плечо.

Таким образом мы словно рисуем на себе крест, соглашаясь принять на себя волю Бога и следовать за Христом. Чтобы закрепить свою преданность Богу во время богослужений люди также совершают поясные и земные поклоны. Совершая поясной поклон люди кланяются в пояс, а во время земного становятся на колени и челом касаются пола.

Старообрядцы напротив складывают указательный и средний палец, а остальные прижимают к ладони. При этом суть перстосложения остается той же.

Католики осеняют себя крестным знамением, используя всю ладонь и делают это слева-направо, а не справа-налево. Вся ладонь используется в знак язв на теле Иисуса, их было пять — две на ногах, две на руках и одна от копия. В православии считается, что это не догматический, а обрядовый образ креста.

Православная семья: российские традиции

Как правильно креститься православным христианам

Разумеется, мало, кто из людей знает, как подобает правильно креститься православному верующему. В помещении храма многие люди крестятся неправильно, размахивают руками в стороны, не дотягиваются правой рукой к животу. При ведении Литургии важно ориентироваться, в какие моменты следует осенить себя крестом, а когда просто сделать поклон. Однако правила наложения на себя креста нужны не только при посещении храма Господнего, но и в различных житейских ситуациях.

Наносить крест нужно в радости, в горести, перед начинанием добрых и богоугодных дел и после их завершения, перед отходом ко сну и пробуждении, в непростые моменты жизни: страхе, опасности.

В крестном знамении заключена особенная, чудотворная сила. Его учатся выполнять правильно, знать и понимать этот жест. Сложенные три пальца олицетворяют веру в триединого Бога: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух (Трисвятое, единосущная Троица). Пальцы, которые прижимают к ладони, символизируют природу Сына Господнего: божественную и человеческую. Человек, который осеняет себя крестным знамением, привлекает на себя Благодать Господнюю.

Православные прихожане крестятся справа налево Троеперстием. Священнослужители благословляют прихожан таким образом: складывают пальцы в именословное перстосложение.

  • Верующие люди, осеняя себя крестом, складывают три пальца (большой, указательный, средний) правой руки вместе, а безымянный и мизинец плотно прижимают к ладони.
  • Сначала касаются лба, после живота, правого плеча, завершают на левом плече, поклоняются. Креститься можно исключительно правой рукой в установленном порядке.

Не все люди находят в себе силы и желание посетить храм. Чаще всего трудные обстоятельства подталкивают человека приходить к Господу. Общеизвестно, что истинно верующий человек начинает свой день с утренних молитв, а отправляясь в церковь, читает про себя молитвы, в частности молитву Честному Кресту. Подходя к воротам храма нужно трижды перекреститься со словами: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь», «Господи, буди, милостив ко мне грешному». Что касается поклонов, нужно знать, в какие дни и время их надо совершать.

Какой скрытый смысл кроется в крестном знамении

Совершать крестное знамение – это не только дань древнейшей религиозной традиции. Известно, что люди, которые примкнули к рядам христиан, изначально крестились одним пальцем правой руки, касаясь только чела (лба), груди, губ пред чтением Евангелия. После стали крестится несколькими пальцами, а после – целой ладонью. Но начиная с 16 столетия крестить стали лоб, живот и оба плеча двумя пальцами. Ближе к 17 столетию было утверждено трехперстное крещение, а двуперстное строго каралось.

У троеперстия есть и иное обозначение. К примеру, осеняя крестом чело – это знак почитания неба (Небесного Творца), живот – дань земли (земля родительница, кормилица), плечи (почитание Духа Святого). Чудотворной силы Креста боятся нечестивые и злые силы и люди. Те, кто отрекшийся от Христа тоже могут заходить в церковь. Но крестятся неверно или сбрасывают крест с себя быстрым, незаметным движением.

Истинный верующий принимает для себя решение следовать с крестным знамением до конца своих дней. Осенять крестом можно не только себя, но и свою трапезу, своих родных и близких, кровать и подушку перед сном. Но главное, истинно молиться, крестясь во спасение своей безмерной, грешной души.

Как правильно креститься на Крещение

Не менее важно правильно креститься на крещение. Установлено, что 18-19 января – это великие религиозные праздники. 19 января множество людей собираются в стенах церкви, храмов, соборов, монастырей, чтобы стать причастники великого события – Крещения Господнего. Правила поведения в это день святы, поэтому к этому дню нужно предварительно подготовиться. Прыгать воду с разбегу, употреблять спиртное строго воспрещается и является кощунством. Верующему положено отстоять утреннюю службу в храме, освятить воду. Лишь после можно окунуться в ледяную воду, получить духовное очищение.

Крещение – это таинство, а не день острых ощущений. Это святой день, когда Бог открылся человеку, этот день все верующие просят у Господа благодати, освятить воду. Сие великое деяние совершил Иоанн Креститель, который после пострадал за своего Спасителя.

Заходя в прорубь, нужно перекреститься и сделать это правильно, но если только позволяет здоровье и вы морально готовы к этому шагу. Правила погружения в крещенскую прорубь просты.

  • Натощак этого делать нельзя, но и сытым тоже заходить нельзя, алкоголь исключен.
  • Прежде, чем зайти (только в специально оборудованные места), нужно постоять 30 секунд, подготовить тело, перекреститься и медленно зайти.
  • Окунуться с головой можно, но быстро. Находиться в проруби можно не более 10 секунд.

Вода на Крещение истинно верующим дарит душевное спокойствие и благодать на целый год. Как дань традиции купаться в проруби надо в рубашках, женщинам покрыть голову платком. Погрузиться полностью всем телом надо быстро три раза, сразу выйти. Выходя, осените себя крестом и идите приводить себя в порядок.

  • Как правильно повесить иконы в доме
  • Как правильно исповедаться в церкви —
  • Как правильно причаститься и исповедаться в церкви — https://bogolub.info/kak-pravilno-prichastitsya-i-ispovedatsya-v-cerkvi/

Какие бы человека не окружали обстоятельства, он не должен терять веры, а посещать Божий Храм и знать его правила обязан. Посещение утренних, вечерних служб, полуночных, причащение, исповедь позволяет каждому из нас стать ближе к свету, к небесам, к своему Творцу. Кроме того, крещение защищает человека, придает сил. С Богом вы непобедимы, никакие ужасы мира не в силах лишить вас Богом данной веры.

Как правильно креститься православным христианам — видео

Смысл православного креста

Крест – это исповедание веры православных христиан. Оно напоминает о крестных страданиях Спасителя, которые Он претерпел для спасения грешников из ада и возвращения в Царство Небесное. Вообще смерть на кресте считалась самой страшной и позорной смертью. Ей предавались мужчины, совершившие особо тяжкое преступление. На кресте руки и ноги прибивались гвоздями. Смерть наступала от удушья, разрыва сердца и потери крови. Умирали на кресте мучительно в течение долгих часов, а иногда и суток.

фильм М.Гибсона «Страсти Христовы»

Христос избрал самую мучительную смерть для того, чтобы взять на Себя грехи всего человечества. Теперь грешники могут покаяться Ему и получить прощение тут же, благодаря такой страшной жертве Христа. Люди до конца не осознают всю важность и величие подвига Спасителя ради них. Как и то, что мучения на кресте выглядели намного страшнее, чем это показано на иконах, картинах и даже голливудских фильмах.

Всем известен фильм М.Гибсона «Страсти Христовы», который смотреть просто невозможно из-за обилия кровавых сцен и мучений. Но даже он не смог передать весь ужас страданий Христа. На кресте люди находились совершенно нагими, и все смотрели на них. Христос перед этим претерпел жестокие избиения, бичевание, поэтому тело Его превратилось в кровавую массу. Потом Он нёс перекладину от креста до Голгофы.

Для того, чтобы руки держались на перекладине, их растягивали, в результате, суставы рук были вывихнуты. Кроме боли от гвоздей и вывиха, Он испытывал страшное удушье и жажду. Ему приходилось постоянно двигаться, чтобы глотнуть воздуха, Он не висел неподвижно, как в фильме. У Него было обезвоживание, пульс поднялся до 200, давление упало до 70 на 40. Христос испытывал сосудистый коллапс и сильную сердечную недостаточность. У него были сильные судороги. Кроме того Он испытывал Богооставленность, Отец Небесный отвернулся от Него. Это, пожалуй, было самым страшным мучением для Него.

Все это Христос испытал для того, чтобы взять на Себя грехи всего человечества, чтобы мы смогли попасть в Царство Небесное. В таких страданиях за людей видно не только огромное терпение, но несказанная любовь. Ведь все это Он принял на Себя добровольно!

Именно поэтому крест как символ говорит верующим о многом. Православные относятся к нему очень благоговейно. Нельзя изображать, например, кресты на полу, чтобы не наступить на них нечаянно. В каждом доме у верующих есть распятие, которому они кланяются и лобызают его.

Поэтому верующие осеняют себя как можно чаще крестным знамением в знак почитания крестных мук Спасителя. Апостол Павел писал: «крест для иудеев – соблазн, для эллинов – безумие, а для нас – Божия сила и премудрость», также: «мертвость Господа в теле моем ношу».

Как правильно креститься перед храмом и в обществе?

Перед православными христианами часто встает вопрос о том, правильно ли креститься в общественных местах. Нет единого ответа на вопрос о том, стоит ли это делать, но важно задать себе вопрос — зачем мы крестимся? Если у человека возникла в этом внутренняя потребность или он читает молитву про себя и хочет перекреститься, то, конечно, в этом не будет ничего плохого. Господь призвал нас к исповедничеству, и православные христиане не должны стесняться и скрывать свою веру в Богу. Если человек делает это напоказ, чтобы показать, что он ведет благочестивую и праведную жизнь, стоит спросить себя, не навредит ли его душе то, что призвано помочь людям? Видимые свидетельства нашей веры не осуждаются, если они направлены во благо. Совершая доброе дело или, осеняя себя крестным знамением, мы являем веру во Христа. Но и намерения у нас должны быть добрыми и благими. Думая о том, что рядом кто-то не умеет креститься или крестится неправильно, мы можем совершить нечто в осуждение, а не в оправдание.

Значение крестного знамения

Православным христианам не стоит осуждать тех, кто не знает, как правильно креститься, ведь благодать и любовь Господа зависят не от того, как мы осеняем себя крестным знамением (хотя делать это стоит согласно основам вероучения). Если человек случайно перекрестился слева-направо, но при этом душой он принял на себя крестный путь Христа и согласился идти за Ним, это не вменяется во грех. Ведь суть крестного знамения в том, чтобы видимым способом явить то, что находится в душе человека — веру и любовь ко Христу.

Автор Редакция Правда.Ру 26.06.2002 18:38

350 лет назад седьмым патриархом Московским и Всея Руси стал сын нижегородского крестьянина, нареченный в монашестве Никоном и прославившийся тем, что те недолгие шесть лет его патриаршества привели к расколу в русской православной церкви. Величественная и трагическая фигура реформатора Никона предстанет на выставке в Государственном Историческом музее, которая откроется вечером 26 июня и будет называться «Патриарх Никон и его время».

В представлении Никона светская и духовная сферы жизни не смешивались друг с другом, а напротив — должны были сохранять, каждая в своей области, полную самостоятельность. Патриарх в религиозных и церковных вопросах представлялся ему таким же неограниченным властителем, как царь в мирских. Поэтому, отправляясь на войну в Малороссию, царь Алексей Михайлович доверил патриарху свою семью, столицу и поручил ему наблюдение за правосудием и ходом дел в приказах. И Никон, официально принявший титул великого государя, единолично управлял всеми государственными делами.

В соответствии со своими высокими представлениями о значении Церкви в жизни общества, Никон принимал строгие меры к поднятию дисциплины и культуры духовенства. Он хотел сделать из Москвы религиозную столицу, «третий Рим» для всех православных народов. Патриархи православных государств указывали на отклонения в русском богослужении от тех норм, что установились в Греции. Собор решил исправить все ошибки в соответствии с греческими канонами. На соборе постановили, что отныне следует креститься тремя, а не двумя перстами, а на тех, кто крестится двумя, было возложено проклятие. Был издан и новый служебник с исправленным текстом. Ропот поднялся сразу во многих местах. Рядовые монахи и попы испугались, что прежнюю веру пытаются заменить другой. Новые книги отказывались принимать и служили по старым.

Патриарх обрушил на ослушников жестокие репрессии. В ответ со всех сторон к царю пошли жалобы на своеволие и лютость патриарха, его гордыню и своекорыстие. И Алексей Михайлович потребовал, чтобы Никон больше не писался великим государем. Никон отрекся от патриаршей кафедры, а позднее «великий собор», на котором присутствовало два греческих патриарха и 30 архиереев, русских и греческих, лишил его патриаршего сана и священства. Никона сослали в Ферапонтов монастырь, где несколько лет содержали почти как узника. Спустя более десятилетия уже тяжелобольного Никона выпустили из заточения. По дороге в Москву он умер.

И сегодня на выставке более 200 подлинных памятников истории, культуры и искусства XVII века раскрывают биографию мятежного патриарха, показывая его связь с эпохой, получившей название «бунташного века». Впервые собраны вместе уцелевшие личные вещи Никона, его облачения, предметы церковного и келейного обихода, уникальные документы. Особенно интересны портреты патриарха, среди которых единственное сохранившееся его прижизненное изображение с братией Воскресенского монастыря. Также в экспозиции, например, представлено кресло, изготовленное самим патриархом в период ссылки в Ферапонтовом монастыре. Выставка демонстрирует мощь, крепость и силу русского духа в переломный период истории страны от Средневековья к Новому времени и петровским реформам.

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и Нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы Божескую и человеческую.

Неправильный Крест —
перевернутый

Правильный Крест

Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы на лоб — для освящения нашего ума, на чрево (живот) — для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи — для освящения наших сил телесных.

Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу — грешим, грех этот называется кощунством. Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т.д. Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию. Слово «аминь» — значит: истинно, правда, да будет так.

К сожалению, некоторые неправильно наносят на себя Крестное знамение, опрокидывая на себя Крест Христов, — это победное знамение Христово над диаволом. Тому бесы радуются. Приведенный здесь рисунок дает полное наглядное объяснение.

Да сохранит нас Господь от всяких, даже самых малейших, отклонений от исконно-православной веры Христовой.

Григорий Тельнов

Тайна крестного знамения

Ученые экспериментально доказали, что крестное знамение убивает микробы и изменяет оптические свойства воды.

Мы подтвердили, что идущий с древности обычай крестить пищу и питье перед трапезой имеет глубокий мистический смысл, — рассказывает физик Ангелина Малаховская. — За ним скрыта и практическая польза: еда очищается буквально за мгновение. Это великое чудо, которое происходит буквально каждый день. Свои исследования силы крестного знамения Ангелина Малаховская проводила по благословению церкви почти десять лет. Была проведена большая серия экспериментов, которые многократно перепроверяли, перед тем как обнародовать результаты.

Они феноменальны: выявлены уникальные бактерицидные свойства, появляющиеся в воде от ее освящения православной молитвой и крестным знамением. Открыто новое, ранее неизвестное свойство Слова Божьего преобразовывать структуру воды, значительно повышая ее оптическую плотность в короткой ультрафиолетовой области спектра.

Сама возможность этих исследований для Ангелины Малаховской и ее коллег-петербуржцев стала чудом — они не финансировались, не входили в тематику НИИ. Но православные ученые выполнили огромнейший объем работ безвозмездно — лишь для того, чтобы дать людям возможность ощутить и увидеть целительную силу Бога.

Эксперимент

Ученые проверили действие молитвы «Отче наш» и православного крестного знамения на патогенные бактерии. Для исследования были взяты пробы воды из различных водоемов — колодцев, рек, озер. Во всех пробах содержались кишечная палочка, золотистый стафилококк. Но оказалось, что если прочесть молитву «Отче наш» и осенить пробы крестным знамением, то количество вредных бактерий может уменьшиться в 7, 10, 100 и даже более, чем в 1000 раз!

По условию эксперимента — для исключения влияния возможного мысленного внушения — молитву читали и верующие, и неверующие люди, однако число патогенных бактерий в разных средах (с различным набором бактерий) все равно уменьшалось по сравнению с контрольным образцом.

Благотворно влияние молитвы и крестного знамения на человека — у всех испытуемых стабилизировалось давление, улучшались показатели крови. Удивителен тот факт, что показатели менялись в точно требуемом для исцеления направлении: у гипотоников давление повышалось, у гипертоников — снижалось.

Было замечено, что если крестное знамение человек накладывал на себя небрежно, нечетко сложив троеперстие пальцев, или не касался необходимых точек (середины лба, центра солнечного сплетения, углублений правого и левого плеча), то положительный результат воздействия был намного ниже или вообще отсутствовал.

Знамение

Ученые измерили оптическую плотность воды до и после наложения на нее крестного знамения и освящения. — Выяснилось, что оптическая плотность по сравнению со своим исходным значением до освящения повышается, — объясняет Ангелина Малаховская. — Это означает, что вода как бы РАЗЛИЧАЕТ смысл произносимых над ней молитв, запоминает это воздействие и хранит его сколь угодно долго — в виде увеличения значения оптической плотности. Она как бы насыщается светом. Человеческий глаз уловить эти целительные изменения структуры воды, конечно, не может. Но прибор спектрограф дает объективную оценку этого явления.

Крестное знамение изменяет оптическую плотность воды практически мгновенно. Оптическая плотность водопроводной воды, освящаемой совершением над ней крестного знамения обычным верующим, мирянином, в православном сложении пальцев правой руки, повышается почти в 1,5 раза! А при освящении священником — почти в 2,5 раза! То есть получается, что вода «различает» степень освящения — мирянином или священником, у которого пальцы правой руки сложены для благословения так, что изображают первые буквы имени Христа.

Интересен результат освящения воды крещеным, но неверующим человеком, не носящим нательный крест. Оказалось, что вода «различает» даже степень веры — оптическая плотность изменилась только на десять процентов! Воистину — «по вере вашей — да будет вам!»

Поскольку человеческий организм состоит более чем на две трети из воды, это означает, что в нас Богом была заложена при сотворении такая система физических каналов, регулирующих все биохимические процессы в организме, которая четко «узнает» имя Иисуса Христа!

Можно сказать, что крестное знамение — это генератор света. Ни при каких других сложениях пальцев рук (ладонью, или при небрежном сложении пальцев, быстром неблагоговейном махании руками) никаких изменений (увеличения) оптической плотности водопроводной воды нами не выявлено.

Немного истории

Первые христиане уже изображали на себе знамение креста. Но они это делали сначала одним перстом, изображая его на челе или груди, или осеняя пищу и жилье. Потом в четвёртом веке появилось широкое крестное знамение, похожее на современное, но опять же, его изображали на себе одним пальцем.

Святой Ефрем Сирин, живший в четвертом веке, призывал всех христиан осенять себя и всё вокруг крестным знамением. В шестом веке появилось первое упоминание о триперстном крестном знамении.

В девятом веке триперстное знамение сменилось двуперстным. Это произошло при появлении ереси монофизитов, которые говорили о том, что у Христа была лишь одна природа. В опровержение этой ереси верующие стали креститься двумя перстами, доказывая двоякую природу Спасителя.

Триперстное знамение вернул патриарх Никон в двенадцатом веке. Тогда случился самый обширный раскол в истории Церкви. Старообрядцы отстаивали правильность двуперстного знамения, за что были отвержены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *