Красота души

Н.Я. СВЕРЩИКОВА, учитель биологии школы-лицея № 44, г. Липецк

Интегрированный урок в 7-м классе: биология и математика

…Здесь мало увидеть
Здесь нужно всмотреться.
…Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.

Н.Заболоцкий

Оборудование: пленки для кодоскопа, репродукции картин Шишкина, Левитана; таблицы с изображениями растений и животных; гербарии и рисунки; геометрические фигуры; магнитофон, кассеты.

ХОД УРОКА

Звучит тихая лирическая музыка

Учитель биологии. Много удивительного и прекрасного можно обнаружить, наблюдая за жизнью растений и животных: нас восхищает простота и естественность цветовых сочетаний и форм, их изменчивость в течение дня, в разное время года. (Обращает внимание учащихся на картины, таблицы.)
Основой прекрасного служит гармония. «Гармони» – греческое слово, обозначающее связь, стройность, соразмерность. В живых организмах гармонично сочетаются различные особенности их строения, формы, окраски.
Создавая свои творения, совершенствуя на протяжении тысячелетий, Природа «строила» их целесообразно – наделяла той единственно верной формой, которая помогала выжить в окружающей среде. Изменялись условия обитания – и Природа искала новое решение.
Несколько дней вы наблюдали за наиболее понравившимся вам растением. Ответьте, почему именно оно привлекло ваше внимание? В чем вы увидели красоту его строения, формы, происходящих с ним изменений? (Учащиеся отвечают на вопросы.)
Гармония и целесообразность издавна привлекали внимание не только художников, но и ученых. В конце XIX в. была издана книга немецкого естествоиспытателя Эрнста Геккеля «Красота форм в природе». Многочисленными математическими терминами, геометрическими фигурами она напоминала учебник геометрии. Описав сотни живых организмов, Геккель сделал вывод: «Огромное большинство тел природы после тщательного изучения, измерения размеров и описания форм позволяет заметить в себе определенные математические отношения. Эти отношения выражаются в симметрии между частями тела и могут быть сведены к геометрической форме».
Зубчатые ели, величавые сосны… Их даже в темноте не спутаешь. У каждого вида деревьев своя конфигурация, своя симметрия.
Посмотрите на листья клена, дуба, вербы… Как они симметричны! Это двусторонняя, или зеркальная, симметрия.
У крапивы на листочке слева и справа одинаковое число зубчиков. Посчитайте летом, убедитесь, если крапивы не боитесь!
Посмотрите на цветки покрытосеменных растений различных семейств. (На столах учащихся гербарии, живые экземпляры и рисунки цветковых растений.) Та же симметрия!
А что такое симметрия?

Учитель математики. Симметрия означает соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей. (Демонстрирует симметрию в геометрических фигурах, чертежах, таблицах.)
Как же возникла симметрия в процессе эволюции?

Ученик. Жизнь возникла в водах Мирового океана. Какой могла быть форма у первых сгустков живого вещества? Они плавали в толще воды. Все направления для них были одинаковы. Поэтому можно допустить, что эти сгустки имели форму шара. Такую форму имеют капельки жира, взвешенные в воде. По мере развития и усложнения структуры под действием силы тяжести организмы приспособились различать верх и низ и потеряли симметрию шара. Одни из них, в основном ведущие оседлый, придонный, образ жизни, приобрели поворотную симметрию: медузы, морские звезды. Цветки, кстати, тоже имеют поворотную симметрию. А те животные, которые передвигаются, приобрели двустороннюю (зеркальную) симметрию.
Симметричное расположение частей тела помогает организмам сохранить равновесие при передвижении, добывании пищи, т.е. помогает выжить.

Вывод: симметрия у живых организмов прежде всего является приспособлением к окружающему миру и связана с их жизнестойкостью.

Учитель математики. К чему же приходится приспосабливаться? Ответ короткий: к законам природы, к их проявлениям. Обратим внимание на расположение ветвей у ели. Ствол прямой, и ветви расположены равномерно относительно ствола, так что отвесная прямая, проходящая через центр тяжести, пересекает основание ствола ели. Так дерево, развиваясь в условиях действия силы тяжести, достигает устойчивого положения. К вершине дерева ветви становятся короче: дерево приобретает форму конуса. (Симметрия конуса – общая симметрия для всех деревьев.) Это полезное приспособление для равномерного освещения, т.к. свет должен падать и на нижние, и на верхние ветви. Кроме того, центр тяжести у конуса находится в нижней части – это придает дереву устойчивость.
Но абсолютно точного соответствия правилам симметрии в живой природе нет – всегда имеют место хотя бы небольшие отличия. Даже правая и левая половины вашего лица неодинаковы. Это легко обнаружить, разрезав вертикально прямое и зеркальное фотоизображение по оси симметрии и составив новые портреты из двух правых и двух левых половинок. Получатся два совершенно новых изображения. Проверьте!
А теперь посмотрите на этот рисунок (включается кодоскоп с пленкой цветка колокольчика крапиволистного). Из центра чашечки цветка через серединку каждого лепестка можно провести не одну, а две, три и более осей симметрии. Это так называемая лучевая, или радиальная, симметрия.
Ответьте на следующие вопросы (заранее написанные на доске).

  • Чем, по вашему мнению, объясняется тот факт, что для большинства животных характерна двусторонняя симметрия, а для растений – лучевая?

  • Приходилось ли вам наблюдать нарушение симметрии в природе?

  • Какие чувства вызывали у вас нарушения симметрии?

Учитель биологии (обобщает ответы учащихся). Да, симметрия успокаивает, вызывает чувство восхищения красотой.

Давай пройдемся медленно по лугу
И «Здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!

(Самед Вургун)

А какие стихи о природе вы знаете и любите?

(Дети читают несколько стихотворений о растениях, их красоте.)

Но нередко мы видим и нарушения симметрии в природе. И мы удивляемся, как могло случиться, что вот это дерево, например, имеет такой кривой ствол… Нам жалко животное, ковыляющее на трех лапах… Мы понимаем, что такого не должно быть, это нарушение гармонии, это нарушение всеобщего порядка.
Следовательно, симметрия вносит упорядоченность в многообразие природных структур. Мало видеть, что происходит в природе, что нас окружает, надо внимательно всмотреться. Прав поэт, написавший строки, ставшие эпиграфом нашего урока (зачитывает эпиграф). Нужно уметь всматриваться, вслушиваться, и тогда мы познаем вдохновляющее чувство прекрасного! (Звучит музыка, учащиеся читают стихи любимых поэтов.)

…природа во всем, как ясный
и строгий художник,
чувство меры хранит,
стройной верна простоте.

(И.Тургенев)

Еще люблю, еще томлюсь
Перед всемирной красотою…

(А.Фет)

– В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого –и даже
Не каждому художнику видна.

(Н.Заболоцкий)

…Мы не единым хлебом живы –
Не обрывайте васильков!
Не отрекайтесь красоты!
Она бессмертна без курений.
К чему ей слава песнопений
И ваши гимны и цветы?
Но без нее бессилен гений –
Не отрекайтесь красоты.

(М.Лохвицкая)

Литература

Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. – М.: Новая школа, 1994.

Мы изучаем лес / Сост. В.А. Самкова – М.: Центр «Экология и образование», 1993.

Я познаю мир. Детская энциклопедия: Экология /Авт.-сост. А.Е. Чижевский. –М.: ООО «Издательство ACT», 1997.

Тарасов Л.В. Этот удивительно симметричный мир. – М., 1996.

«Каждый человек, как океан. Знакомые заходят только по щиколотку. Друзья забегают по пояс… и тут же выходят. Лучшие друзья заходят по плечи… и даже способны доплыть до буйков. Но лишь те, кто нас любит, способны заплыть за буйки и даже утонуть внутри нас”.
У каждого человека есть своя глубина. Одни люди как весенние лужицы, легкие и задорные, другие — как океаны, глубокие и серьезные.
У одних вода светлая и прозрачная, а у других — темная и мутная. В одних хочется окунуться, ощутив их приятную прохладу, а в других — вода настолько холодная, что хочется отойти подальше…
Глубина внутреннего мира человека измеряется глубиной его вечной души.
Мы привыкли измерять жизнь длиной, а правильнее измерять её глубиной и эта глубина зависит только от самого человека: «Мы просим себе долгой жизни, а между тем значение имеют только глубина жизни и ее высокие мгновения”. — Ралф Эмерсон.
Целостная, зрелая, гармоничная личность – она, как хорошая книга. Перечитывая, каждый раз открываешь для себя что-то новое, вникаешь в смысл всё глубже и глубже. Если прочитал книгу и не хочется её перечитывать, значит, это была не книга, а толстая бульварная газета…
Каждый человек в течении жизни сталкивается с испытаниями, которые или углубляют его океан, соединяя с вечным источником любви или, наоборот, перекрывают доступ к источнику и океан мельчает, а его вода мутнеет и может превратиться в болото…
Часто встречаются люди одной глубины, а потом один человек, познавая мир, становится глубже, наполненнее, а другой, не стремясь к этому, остается все тем же озером или лужицей…
Но только по-настоящему смелые люди способны открыть свою истинную внутреннюю суть, потому что показать миру свою глубину — это значит, стать уязвимым.
Глубина как качество личности – это способность проникать в сущность объектов, явлений, процессов; вскрывать самые существенные, важные, содержательные качества, свойства, особенности, стороны кого-либо или чего-либо; достигать высокой степени проявления души, чувств, качеств личности; обладать богатым и серьёзным внутренним миром, лишенным поверхностности, легковерия и легкомыслия.
Но как найти свою внутреннюю суть? Самое важное — это решиться нырнуть вглубь себя, столкнуться с тем, что так долго прятал внутри, почувствовать то, что давным давно было скрыто в самой глубине океана. Услышать себя можно только в глубине. Оставаясь на поверхности, мы можем слышать только шум океана…

В жизни каждого человека есть люди, которые оказывают заметное, подчас решающее, влияние на формирование его профессиональных качеств, характера и мировоззрения.
И особенно счастлив в своей судьбе тот, кому встретился учитель, умеющий принести любовь, доброту, глубокие знания ученикам, педагогическое мастерство коллегам.
Нам очень повезло! Мы долгие годы трудимся рядом с внимательной, обаятельной женщиной — УЧИТЕЛЕМ ОТ БОГА – прекрасной души человеком, Колпаковой Ольгой Васильевной. У неё есть все, что должно быть присуще настоящему педагогу: талант, душевная теплота, внешняя красота, ум, чуткость, терпение и неиссякаемая энергия.
Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. Всем этим обладает Ольга Васильевна — опытный наставник молодых, великий труженик и просто надежный друг, умный коллега. Ее любят и уважают как талантливого учителя в школе, грамотного, прекрасного специалиста в городе, районе. Она всегда в вечном поиске, вечном труде.
Многие годы Ольга Васильевна ставила отличные оценки своим ученикам. Пришло время – и жизнь выставила их ей самой за доброе сердце, за ясный ум, отличное знание своего дела, неутомимый склад характера, методическое мастерство, эрудицию.
Дорогая Ольга Васильевна! Мы, Ваши коллеги, сердечно поздравляем с юбилейным Днем рождения! Пусть Ваш педагогический талант, душевная щедрость еще долго остаются маяком для всех нас, Ваш образ – примером для подражания. Примите от нас искренние пожелания всего хорошего: здоровья, большого человеческого счастья, всех земных благ.
«Мы знаем: Вы наш друг
надежный,
Что не обманет, не предаст,
А успокоит и утешит,
и дельный нам совет подаст.
За Вашу дружбу, преданность
коллегам и друзьям,
За вечную души работу,
за все, за все
«СПАСИБО ВАМ».

С уважением, организаторы школ района– И.В.Гаюкова, О.М.Дружинина, Т.В.Писцова, Л.А.Сивова, Н.Б.Таничева.

Душа человека

Думаю с тем, что у каждого человека есть душа, все из вас согласятся. Вот только мнения о том, что она из себя представляет, где находится, откуда приходит и куда уходит после смерти, разнятся. Учёные пытаются разгадать тайну с чисто материальной точки зрения, а религия выдвигает свою теорию. Самое интересное, что единого мнения на этот счёт не существует, не смотря на высокие достижения науки и техники.

Я ни в коем случае не посягаю на поиск окончательного решения в этом вопросе, а лишь хочу высказать своё мнение и поделиться своими мыслями с читателями.

Где живёт душа?

В свете последних достижений человечества, можно уверенно сказать, что в человеке успешно сочетается материальная его часть, в виде тела, которое видимо, осязаемо, подвержено временным процессам и физическим законам, в совокупности с физиологическими закономерностями. А также – не материальная часть, взгляды на которую различны. Если тело доступно для изучения, как учёными, так и самим человеком, то духовная составляющая личности ещё очень мало изучена. Но представляет исключительно великий интерес у всего человечества.

Где живёт душа? В мозге, в сердечной чакре или в солнечном сплетении? А разве это столь важно, чтобы устраивать дискуссию?! Она живёт в нас, в каждом из нас. Своя, индивидуальная душа. Частичка всеобщей Вселенской силы. Вполне возможно, что перед рождением, душа заранее выбирает себе уроки и испытания, которые ей предстоит пройти на Земле, в тесном контакте с телом ребёнка, а затем человека, в котором она воплотится. Вот почему говорят, что душа всё заранее знает, стоит лишь к ней прислушаться. А интуиция, не является ли она «языком» бессловесной души? Ведь как часто наши предчувствия оправдываются…

Красота души человека

Бытует мнение, что все души изначально светлые и чистые. Вот почему ребёнок после рождения похож на ангелочка. Ведь ангелы – слуги Души. Это уже потом на чистую душу малыша накладываются оболочки чёрствости, эгоизма, капризов, а также – ответственности, долга, трудолюбия… Слой за слоем, час за часом.… И вскоре чистота может стать не видна под шелухой обыденности и земной жизни. Но это лишь оболочки. А сама душа под ними как была чиста и красива, так и осталась! Только не все это видят. Не все хотят видеть и ощущать. А ведь душа нежна как аромат цветка, светла как первый луч солнца, красива как гранёный алмаз и легка как весенний ветерок. Но под грузом наслоений она находится в заточении. И лишь редкие прозрения, такие как мелодия или запах из далёкого детства, могут вызвать у нас проблески воспоминаний, играющие на струнах нашей души. И уж тогда она встрепенётся, вспыхнет надеждой, обрадуется…

Только в нашей власти дать шанс внутреннему Я проявить себя, сбросить шелуху наслоений, обременяющих душу. Накапливаемое годами, наше эго не спешит сдавать позиций и глубоко ошибается тот, кто думает, что очистить душу, вернуть ей прежнюю красоту, легко и беспроблемно. Люди, ставшие на путь саморазвития, согласятся со мной, что этот процесс труден, но радостен.

Зачем это нужно?

Предвижу хор голосов, возражающих мне. Поэтому, уважая мнение каждого, я не буду спорить ни с кем. Ваша душа, как и ваша судьба – только в ваших руках! Вы имеете полное право верить или не верить в существование духовной составляющей человека. Как с этим поступать – тоже находится в ограничительных рамках возможностей каждой личности.

Только следует помнить, что прекрасная душа любит однозначно своего обладателя, верит и ждёт его прозрения! Ибо она сама выбрала его, пришла в этот мир, проходит вместе с ним все испытания и только по истечению земной жизни, покинет его тело, чтобы вернуться в океан непознанного. А что с нею будет дальше не ведомо никому. Но во многом зависит от пройденного земного пути. Красота души и тела очень связаны, улучшая состояние тела, мы помогаем душе.

Думаю, над этим стоит задуматься…

«Красоту тела уносят годы, красоту души не унесёшь»

Во все времена красота ассоциировалась с красотой женщины. И раз уж мы говорим сейчас о красоте души, то стоит акцентировать внимание, что лишь та женщина по-настоящему заслуживает восхищения, в которой прекрасно всё, и прежде всего её внутренний мир, отражаемый как в первородных озёрах, в её глазах.

Судите сами:

Путь в глубину души и счастье

Осознай сколько лет ты пожил и сколько осталось. Мы имеем в запасе примерно 60 — 80 лет жизни, из которых 15-20 лет будет взрослением. Это не так много, если подумать. Время бежит очень быстро, а это невосполнимый ресурс. Даже миллиардеры не могут купить себе годы жизни.

Почему следует двигаться в глубину души? Пока мы недовольны жизнью, злимся на людей, находимся в плохом настроении и выдвигаем повышенные претензии, ничего хорошего не будет. Вместо счастья мы получаем море проблем, препятствий и депрессивное настроение.

Что делать, если устал, в печали и вымотался? Чтобы жизнь наполнилась счастьем, радостью и позитивом, следует просто замедлиться. Остановись и насладись покоем. Ничего не делай. Дай себе время отдохнуть, займись любимыми делами и получи удовольствие от жизни. Остановись немного, чтобы лучше понять себя и набраться сил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *