Кот иваныч скребицкий

Жил у нас в доме огромный толстый кот — Иваныч: ленивый, неповоротливый. Целые дни он ел или спал. Бывало, залезет на тёплую лежанку, свернётся клубком и уснёт. Во сне лапы раскинет, сам вытянется, а хвост вниз свесит. Из-за этого хвоста Иванычу часто доставалось от нашего дворового щенка Бобки.

Он был очень озорной щенок. Как только дверь в дом откроют — шмыгнёт в комнаты прямо к Иванычу. Схватит его зубами за хвост, стащит на пол и везёт, как мешок. Пол гладкий, скользкий, Иваныч по нему словно по льду покатится. Спросонья сразу и не разберёт, в чём дело. Потом опомнится, вскочит, даст Бобке лапой по морде, а сам опять спать на лежанку отправится.

Иваныч любил улечься так, чтобы ему было и тепло и мягко. То к маме на подушку уляжется, то под одеяло заберётся. А однажды вот что натворил. Замесила мама тесто в кадушке и поставила на печку. Чтобы оно лучше поднялось, сверху ещё тёплым платком прикрыла. Прошло часа два. Мама пошла посмотреть — хорошо ли тесто поднимается. Глядит, а в кадушке, свернувшись калачиком, как на перине, Иваныч спит. Всё тесто примял и сам весь измазался. Так мы без пирогов и остались. А Иваныча вымыть пришлось.

Налила мама в таз тёплой воды, посадила туда кота и начала мыть. Мама моет, а он и не сердится — мурлычет, песни поёт. Вымыли его, вытерли и опять на печку спать положили.
Вообще Иваныч был очень ленивый кот, даже мышей не ловил. Иногда мышь скребётся где-нибудь рядом, а он внимания на неё не обращает.

Как-то зовёт меня мама в кухню:

— Погляди-ка, что твой кот делает!

Гляжу — Иваныч растянулся на полу и греется на солнышке, а рядом с ним целый выводок мышат гуляет: совсем крошечные, бегают по полу, собирают хлебные крохи, а Иваныч будто пасёт их — поглядывает да глаза от солнца жмурит. Мама даже руками развела:

— Что же это такое делается!

А я и говорю:

— Как — что? Разве не видишь? Иваныч мышей караулит. Наверное, мышка-мать попросила за ребятами присмотреть, а то мало ли что без неё может случиться.

Но иногда Иваныч любил ради развлечения и поохотиться. Через двор от нашего дома был хлебный амбар, в нём водилось много крыс. Проведал об этом Иваныч и отправился как-то после обеда на охоту.
Сидим мы у окна, вдруг видим — по двору бежит Иваныч, а во рту огромная крыса. Вскочил он в окно — прямо к маме в комнату. Разлёгся посреди пола, выпустил крысу, сам на маму смотрит: «Вот, мол, каков я охотник!»

Мама закричала, вскочила на стул, крыса под шкаф шмыгнула, а Иваныч посидел-посидел и спать себе отправился.

С тех пор Иванычу житья не стало. Утром встанет, вымоет лапой мордочку, позавтракает и отправится в амбар на охоту. Минуты не пройдёт, а он домой спешит, крысу тащит. Принесёт в комнату и выпустит. Потом уж мы так приладились: как он на охоту — сейчас все двери и окна запираем. Иваныч поносит, поносит крысу по двору и пустит, а она назад в амбар убежит. Или, бывало, задушит крысу и давай с нею играть: подбрасывает, лапами ловит, а то положит её перед собою и любуется.

Вот однажды играл он так — вдруг, откуда ни возьмись, две вороны. Сели неподалёку, начали вокруг Иваныча скакать, приплясывать. Хочется им крысу у него отнять — и страшновато. Скакали-скакали, потом одна как схватит сзади Иваныча клювом за хвост! Тот кубарем перевернулся да за вороной, а вторая подхватила крысу — и до свиданья! Так Иваныч ни с чем и остался.

Впрочем, Иваныч хотя крыс иногда и ловил, но никогда их не ел. Зато он очень любил полакомиться свежей рыбой. Как приду я летом с рыбалки, только поставлю ведёрко на лавку, а он уж тут как тут. Сядет рядом, запустит лапу в ведёрко, прямо в воду, и шарит там. Зацепит лапой рыбу, выкинет на лавку и съест. Иваныч даже повадился из аквариума рыбок таскать.

Как-то раз поставил я аквариум на пол, чтобы воду сменить, а сам ушёл на кухню за, водой. Прихожу обратно, гляжу и глазам не верю: у аквариума Иваныч — на задние лапы привстал, а переднюю в воду запустил и рыбу, как из ведёрка, вылавливает. Трёх рыбок я потом недосчитался.

С этого дня с Иванычем просто беда: так от аквариума и не отходит. Пришлось сверху стеклом закрывать. А как забудешь, сейчас двух-трёх рыбок вытащит. Уж мы не знали, как его отучить от этого.
Но только, на наше счастье, Иваныч и сам очень скоро отучился.

Принёс я однажды с реки вместо рыбы в ведёрочке раков, поставил, как всегда, на лавку. Иваныч сразу прибежал — и прямо в ведро лапой. Да вдруг как потянет назад! Глядим — за лапу рак клешнями ухватился, а за ним второй, а за вторым — третий… Все из ведёрка за лапой тащатся, усами шевелят, клешнями щёлкают. Тут Иваныч глазищи от страха вытаращил, шерсть дыбом поднялась: «Что за рыба такая?»

Тряхнул лапой, так все раки на пол посыпались, а сам Иваныч хвост трубой — и марш в окно. После этого даже близко к ведёрку не подходил и в аквариум перестал лазить. Вот как напугался!
Кроме рыбок, у нас в доме было много разной живности: птицы, морские свинки, ёж, зайчата… Но Иваныч никогда никого не трогал. Он был очень добрый кот, дружил со всеми животными. Только с ежом Иваныч вначале не мог ужиться.

Этого ежа я принёс из леса и пустил в комнате на пол. Ёжик сначала лежал, свернувшись в клубок, а потом развернулся и забегал по комнате. Иваныч очень заинтересовался зверьком. Дружелюбно подошёл к нему и хотел обнюхать. Но ёж, видимо, не понял доброго намерения Иваныча — он растопырил колючки, подскочил и пребольно кольнул Иваныча в нос.

После этого Иваныч стал упорно избегать ежа. Стоило тому вылезти из-под шкафа, как Иваныч поспешно вскакивал на стул или на окно и никак не хотел спускаться вниз.

Но вот как-то раз после обеда мама налила Иванычу в блюдечко супа и поставила его на коврик. Кот сел около блюдца поудобнее, начал лакать. Вдруг мы видим — из-под шкафа вылезает ёжик. Вылез, носиком потянул, прямо направился к блюдцу. Подошёл и тоже за еду принялся. А Иваныч не убегает видно, проголодался, косится на ежа, а сам торопится, пьёт.

Так вдвоём всё блюдечко и вылакали.

С этого дня мама начала их каждый раз вместе кормить. И ведь как они хорошо к этому приладились! Стоит только маме половником о блюдечко стукнуть, а они уже бегут. Усядутся рядышком и едят. Ёжик мордочку вытянет, колючки приложит, гладенький такой. Иваныч его совсем перестал опасаться. Так и подружились.

За добрый нрав Иваныча мы все его очень любили. Нам казалось, что по своему характеру и уму он больше походил на собаку, чем на кошку. Он и бегал за нами, как собака: мы на огород — и он за нами, мама в магазин — и он следом за ней бежит. А возвращаемся вечером с реки или из городского сада — Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.

Как увидит меня или Серёжу, сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться и вслед за нами скорее домой спешит.

Дом, где мы жили, стоял на самом краю городка. В нём мы прожили несколько лет, а потом переехали в другой, на той же улице.

Переезжая, мы очень опасались, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. Но наши опасения оказались совершенно напрасны.

Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. Тут уж, видимо, он сразу почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. А когда в соседней комнате застучали ножами и вилками, Иваныч мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. В тот же день он осмотрел новый двор и сад, даже посидел на лавочке перед домом. Но на старую квартиру так и не ушёл.

Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка — дому. Вот у Иваныча вышло совсем наоборот.

Светлана Степанова
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с использованием ИКТ. Пересказ рассказа Г. А. Скребицкого «Пушок»

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования (детский сад) государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа п. г. т. Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области

Непосредственно-образовательная деятельность

для детей старшей группы.

Тема: «Пересказ рассказа «Пушок»

(по Г. А. Скребицкому).

Составил:

воспитатель структурного подразделения

(детский сад) ГБОУ СОШ п. г. т. Балашейка

Степанова Светлана Николаевна

2014г

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: учить детей связно и последовательно пересказывать текст через применение средств наглядного моделирования плана высказывания — графических схем.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

познакомить детей с произведением «Пушок» и его автором Г. А. Скребицким;

продолжать учить детей работать с графическими схемами при построении плана высказывания;

закреплять знания детей о диких животных (дидактическая игра «Кто, где живёт?»).

Образовательная область «Речевое развитие»:

формировать у детей навыки планирования связного развернутого высказывания;

активизировать словарный запас по теме «Дикие животные» (нора, дупло, берлога, логово);

обогащать словарный запас (сарай, сено, ручной, колкий, требовал, показалась);

развивать умение составлять распространенные предложения;

закреплять умение грамматически правильно оформлять собственные высказывания;

развивать связную диалогическую и монологическую речь.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

способствовать развитиюсоциальных навыков и умений: умение работать в группе, слушать других, уважать мнение сверстников, отстаивать собственное мнение;

развивать умение оценивать и анализировать речевую деятельность друг друга, давая аргументированные ответы;

развивать произвольное внимание, память, словесно-логическое мышление;

воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

развивать умение передавать в рисунке характерные черты героев;

закреплять навыки работы с акварельными красками;

развивать творческие умения в процессе создания рисунков.

Образовательная область «Физическое развитие»:

развивать зрительно-моторную координацию;

развивать двигательную активность;

развивать умение согласовывать движения с текстом.

Методы и приемы:

Практические:

создание художественного продукта — рисунка; дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Наглядные:

рассматривание иллюстраций на слайдах, графических схем; составление графического плана рассказа;

Словесные:

отгадывание загадки, чтение, беседа,

Материал и оборудование: мультимедийная презентация, проектор, фланелеграф, набор схем для графического плана (см. приложение); картинки к дидактической игре «Кто, где живёт?» (на каждого ребёнка по набору, иллюстрации к лексическому разбору текста; листы бумаги, краски, кисточки, подставки, салфетки по количеству детей, клеёнки на столы.

Предварительная работа:

• изучение лексической темы «Дикие животные»;

• рассматривание картинок, иллюстраций и слайдов мультимедийной презентации по изучаемой теме (с изображениями диких животных, их жилищ, леса);

• отгадывание загадок о диких животных леса;

• дидактическая игра «Кто, где живет?»;

• чтение художественной литературы по теме;

• словесно-дидактическая игра «Доскажи словечко» (дополнение слов в предложение, текст).

Лексический материал: Слова,сложные по семантике: существительные — сарай, сено; прилагательные – ручной. Слова,сложные по слоговой структуре: глаголы -требовал, показалась.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Организационный момент. Развитие произвольного внимания, словесно- логического мышления.

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно и отгадайте загадку.

Шуба — иголки,

Свернется — колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это?

Дети: Еж. (После отгадывания открывается 1 слайд). Правильно, это ёж.

Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей. Рассматривание ежа (слайд 2, 3).

Воспитатель: Зачем у ежа на спине иголки торчат?

Дети: Ежик иголками защищается от врагов.

Воспитатель: Как он спасается от врагов?

Дети: Еж сворачивается шариком, выставляет иголки. (слайд 3).

Воспитатель: Чем питаются ежи?

Дети: Ежи питаются мышами, жуками, червяками, молоком. (слайд 4,5).

Воспитатель: Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься. А чем еще можно уколоться?

Дети: Колючкой, шипом розы, кактусом, булавкой.

Дети рассматривают колющие предметы на слайде презентации (слайд 6).

Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

Воспитатель: Послушайте рассказ Георгия Скребицкого «Пушок». (Попросить повторить 2-3 детей, кто написал рассказ и название произведения).

Чтение адаптированного рассказа.

В доме у нас жил ручной ежик. Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это мы его прозвали Пушок. Когда Пушок был голоден, он гонялся за мной, фыркал и кусал за ноги, требуя еды.

Зимой собрался я на санках с горы кататься. Решил взять с собой Пушка. Посадил его в коробку с сеном. А после поставил санки в сарай. О Пушке я вспомнил только на другой день. Гляжу — мой Пушок не двигается. За ночь, наверное, замерз и умер. Похоронили мы Пушка в саду, закопали в снег в том самом ящике, в котором он умер.

Весной пошел я в сад. Вдруг из-под старых листьев показалась знакомая мордочка. Я взял Пушка на руки. А он фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.

Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Лексический разбор текста проводится с использованием иллюстраций.

Воспитатель: О ком говорится в рассказе?

Дети: О ежике и мальчике.

Воспитатель: Где и с кем жил ежик?

Дети: Ежик жил в доме у мальчика.

Воспитатель: Почему его прозвали Пушок?

Дети: Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это его прозвали Пушок.

Воспитатель: Если Пушок был голоден, как он требовал (просил) еды?

Дети: Гонялся за мальчиком, фыркал, кусал за ноги.

Воспитатель: Кого взял с собой зимой на горку мальчик?

Дети: Пушка.

Воспитатель: Во что он посадил Пушка?

Дети: Посадил его в коробку с сеном.

Воспитатель: Куда после прогулки поставил санки мальчик?

Дети: Он поставил санки вместе с ежиком в сарай — деревянный домик для хранения разных вещей.

Воспитатель: Когда он вспомнил о Пушке?

Дети: О Пушке он вспомнил только на следующий день.

Воспитатель: Что случилось с ежиком за ночь?

Дети: За ночь, наверное, он замерз и умер.

Воспитатель: Что было дальше?

Дети: Похоронили Пушка в саду, закопали в снег.

Воспитатель: В чем похоронили Пушка?

Дети: Его похоронили в том самом ящике, в котором он умер.

Воспитатель: Когда вновь встретились друзья?

Дети: Они встретились весной.

Воспитатель: Расскажите, как произошла эта встреча. (Ответы детей).

Воспитатель: Как требовал еды Пушок?

Дети: Фыркал, тыкал в ладонь холодным носиком.

Воспитатель: Почему Пушок не замерз зимой и остался жив?

Дети: Потому что зимой ежи не умирают, а спят.

Физминутка. Координация речи с движением.

Воспитатель: А сейчас тихо встаньте со своих мест и пройдите на ковёр. Мы поиграем в игру «Ели”.Повторяйте все вместе за мной:

Руки подняли и помахали —

Это ели в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем —

Птицы на ели летят.

Как они сядут — покажем:

Крылья сложим назад.

Дидактическая игра «Кто, где живет?» Расширение словаря по теме «Дикие животные».

Игра проводится с использованием иллюстраций и слайдов. (слайд 8, 9, 10).

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто, где живет?».Послушайте внимательно и ответьте на вопросы:

• А где живут ежи в природе? (Ежи живут в лесу.)

• Как называется домик ежа? (Нора, гнездо.)

• Медведя? (Берлога.)

• Лисы? (Нора)

• Волка? (Логово.)

• Белки? (Дупло.)

Перед вами лежат картинки с животными и картинки с изображением их жилищ. Разложите их так, чтобы каждый оказался в своём доме. (Дети раскладывают на столах картинки с животными, под ними выкладывают картинки с жилищами каждого из них).

Повторное чтение рассказа. Составление плана — схемы содержания рассказа. Развитие слухового внимания и слухоречевой памяти.

Воспитатель: Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. (Слайд 11). После просмотра презентации схема пересказа выставляется на фланелеграфе в линейной логической последовательности.

В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается графический план рассказа из схем.

Коллективное составление алгоритма рассказа. Развитие памяти, мышления, диалогической речи.

Воспитатель: Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы. Разложим их по порядку. С чего все началось? (Ответы детей) Как звали главного героя? Что было дальше? (Ответы детей).

Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

В своих ответах дети опираются на схемы. Главная мысль каждой части оформляется фразой.

Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

Воспитатель: Расскажите историю про ежа. Схемы вам в этом помогут. (Принимают участие все дети по цепочке. В конце один ребенок повторяет рассказ целиком).

Рисование сюжетных моментов к рассказу.

Воспитатель: А сейчас мы с вами побудем художниками и нарисуем иллюстрации к рассказу «Пушок». Подумайте, что бы вы хотели изобразить, какие моменты из рассказа хотели зарисовать. Кто придумал, можете приступать.

Итог. Положительная дифференцированная оценка рассказов детей. Саморефлексия.

Воспитатель: Как называется рассказ, который мы все вместе пересказывали?

Дети: Рассказ называется «Пушок».

Воспитатель: Кто его написал?

Дети: Рассказ написал Георгий Скребицкий.

Воспитатель: Мне понравились ваши рассказы. Но чью работу хочется отметить особенно? Почему? (Дети дают аргументированные ответы).

Выставка рисунков. Оценка работ.

Воспитатель: Занятие окончено. Спасибо за внимание! (слайд 12).

Закрепление изученного материала вне занятия:

Упражнять детей в выстраивании графического плана рассказа.

Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).

Поиграть в игру «Кто, где живет?»

Прослушать и обсудить детские рассказы (по магнитофонной записи).

Приложение

Рис. 1. План-схема составления пересказа

Путешествия Морские приключения Боевик Вестерн Научная фантастика Космическая фантастика Юмористическая фантастика Историческая фантастика Боевая фантастика Эпическая и героическая фантастика Утопия Антиутопия Киберпанк Постъядерный мир Попаданцы Героическое фэнтези Эпическое фэнтези Историческое фэнтези Городское фэнтези Ироническое фэнтези Исторический детектив Иронический детектив Любовный детектив Фантастический детектив Детективный боевик Политический детектив Полицейский детектив Шпионский детектив Военный детектив Мистика Триллер Катастрофы Любовный роман Философский роман Исторический роман Авантюрный роман Сага Отечественная классическая проза Классическая проза СССР Зарубежная классическая проза Авантюрная историческая проза Военно-историческая проза Альтернативная история Современная отечественная проза Современная зарубежная проза Самиздат Контркультура Античная литература Древнерусская литература Древнеевропейская литература Древневосточная литература Юмористическая проза Юмористическая поэзия Сатира Афоризмы Анекдоты Отечественная поэзия Современная отечественная поэзия Зарубежная поэзия Поэма Басни Драма Комедия Трагедия Современный фольклор Народные песни Повесть Сборник Рассказ Новелла Очерк Эссе Детская проза Приключенческая проза для детей и подростков Детский детектив Детская фантастика Детское фэнтези Духовная литература для детей Детская поэзия Для самых маленьких Русские народные сказки Сказки народов мира Современные сказки Партитуры Вокал Сценарии Киносценарии Рукоделие Биология Ботаника Зоология Астрономия Геология География Природа Животные Экология Общество Государство Право Политика Этнография Социология Политология Экономическая социология Обществоведение Педагогика Античная философия Отечественная философия Западная философия Восточная философия Политическая философия История философии Этика Эстетика Религиозная философия Метафизика Эзотерика Теория литературы Языкознание Русский язык Физика Химия Математика Информатика Христианство Буддизм Иудаизм Ислам Индуизм Религиозная публицистика Духовные движения История религий Священные тексты Религиоведение Язычество Астрология, хиромантия, гадания Организационная структура армии Военная документалистика Разведка Спецподразделения Военная аналитика Военная подготовка Военная техника Военная история Древняя Русь Российская империя СССР Современная Россия Дописьменная история Античная история Средневековая история История Нового Времени Новейшая история Металлургия Электроника Ценные бумаги Инвестиции Финансовый учёт Налогообложение История экономики Личные финансы Биржа Экономическая теория Бухгалтерский учет Банковское дело Макроэкономика Недвижимость Делопроизводство Рынок труда Ветеринария Базы данных Интернет и сети Программное обеспечение Программирование Справочники Словари Карты Энциклопедии Руководства Атласы Путеводители Самоучители Военные мемуары Политики Авантюристы Ученые Спортсмены Политическая публицистика Социальная публицистика Художественная публицистика Образовательная публицистика Историческая публицистика Научно-техническая публицистика Экономическая публицистика Юридическая публицистика Военная публицистика Учебная литература по искусству Учебники для ВУЗов Школьные учебники Английский язык Славянские языки Итальянский язык Немецкий язык Французский язык Испанский язык Восточные языки Коллекционирование Рыбалка Охота Туризм Альтернативная медицина Психология управления Психология развития Психология семьи Социальная психология Клиническая психология Популярная литература по психологии Психология личности Теория и история психологии

Георгий Алексеевич Скребицкий

Барсучонок

КТО ЖЕ ОН ТАКОЙ?

Это случилось давно, когда я был ещё маленький.

Однажды мама позвала меня:

— Юра, иди скорее посмотри, какого я бутузика принесла.

Я опрометью бросился к дому. Мама стояла на крыльце и держала сплетённую из прутьев кошёлку. Я заглянул внутрь. Там на подстилке из травы и листьев копошился кто-то толстенький, в серебристой шёрстке.

— Кто это, щенок? — спросил я.

— Нет, зверёк какой-то, — ответила мама, — а какой — не знаю. Я сейчас у ребятишек купила. Говорят, из леса принесли.

Мы вошли в комнату, подошли к кожаному дивану и осторожно наклонили кошёлку.

— Ну вылезай, малыш, не бойся! — предложила мама зверьку.

Он не заставил себя долго ждать. Из кошёлки показалась продолговатая мордочка с чёрным носом, блестящими глазками и очень маленькими стоячими ушками. Мордочка у зверька была презабавная: сверху и снизу — серенькая, а посередине — от носа к ушам — тянулись широкие чёрные полосы. Как будто зверёк надел маску.

Оглядевшись по сторонам, малыш не спеша, вперевалочку выбрался из кошёлки.

Какой же он был занятный! Очень толстенький, настоящий бутузик. Шёрстка светлая, серебристая, а ножки тёмные, словно он нарядился в чёрные сапожки.

Мы с любопытством разглядывали незнакомого зверька. А он с неменьшим любопытством разглядывал нас. Потом не торопясь зашагал на своих коротеньких ножках по дивану. Обошёл его весь, обнюхал, поскрёб лапкой складку кожи между сиденьем и спинкой дивана. Нет, это не земля, раскопать тут ничего не удастся. Зверёк присел по-щенячьи в уголке дивана и доверчиво, совсем не враждебно поглядел на меня.

Мама, достала из буфета пузырёк с соской и налила туда молока. Из этого пузырька в прошлом году мы кормили зайчонка, который жил у нас в доме.

— А ну-ка попробуй, — сказала мама, поднося молоко зверьку.

Малыш сразу смекнул, в чём дело, всю соску в рот забрал. Уселся поудобнее, привалился к спинке дивана и даже глаза зажмурил от удовольствия. Наевшись, зверёк тут же, на диване, свернулся клубочком и заснул.

Мама ушла по своим делам, а я взял толстую книгу с картинками, где были нарисованы разные звери, и стал рассматривать их, искать, на кого похож этот зверёк. Смотрел, смотрел, так и не нашёл ничего похожего. Насилу дождался, пока папа с работы пришёл.

Он взглянул на зверька и сразу узнал.

— Это барсучонок, — сказал папа. — Хороший зверёк. К людям быстро привыкает. Будешь за ним ухаживать, кормить его, он за тобой, как собачонка, станет бегать.

Мне это очень понравилось, и я решил сам ухаживать за зверьком. И кличку ему тоже сам придумал — «Барсик».

БАРСИК ЗАВОДИТ ЗНАКОМСТВА

Помню, я очень волновался, как-то примут Барсика старожилы нашего дома: кот Иваныч и папин охотничий пёс Джек.

Знакомство состоялось в первый же день. Пока Барсик спал, Иваныч вернулся с прогулки. По привычке он сразу направился к дивану, вспрыгнул на него и хотел уже улечься, как вдруг заметил спящего зверька.

От удивления Иваныч широко раскрыл глаза, растопырил усы и осторожно шагнул к незнакомцу. Подойдя вплотную, он с опаской начал его обнюхивать. В этот момент Барсик проснулся. Но, по-видимому, Иваныч не показался ему страшным зверем. Барсучонок потянулся к нему и неожиданно лизнул Иваныча в нос. Кот фыркнул, тряхнул головой, однако принял с одобрением дружеское приветствие. Он замурлыкал, выгнул спину, прошёлся по дивану, потом снова подошёл к барсучонку и улёгся рядом.

— Вот и познакомились, — сказала, входя в комнату, мама.

Когда барсучонок выспался, я снял его с дивана и пустил на пол. Он тотчас же отправился разгуливать по комнате, осматривая и обнюхивая все уголки.

Вдруг дверь распахнулась, и в комнату вбежал Джек. Он был большой, шумливый. От быстрого бега Джек запыхался, тяжело дышал, раскрыв свою зубастую пасть и свесив язык. Барсик взглянул на пса и затрясся от страха: наверное, ему впервые приходилось видеть такого огромного и страшного зверя. А тот остановился посреди комнаты, склонил голову на один бок, на другой, с изумлением рассматривая Барсика. Потом завилял хвостом и пошёл знакомиться.

Тут неожиданно Барсик весь распушился, так что стал походить на серебряный шар, начал подпрыгивать на одном месте, сердито фыркать и ворчать.

На старой добродушной морде Джека выразилось явное недоумение. Пёс перестал вилять хвостом, отошёл в сторону, лёг на солнышке и задремал.

Но теперь уже Барсиком овладело любопытство. Как ему хотелось подойти к этому огромному псу и обнюхать его! Уж он ходил, ходил вокруг Джека, один раз даже приблизился к его задней ноге. В это время пёс во сне немного подвинулся. Барсик, как мяч, отскочил от него и снова распушился.

Так в этот день барсучонок и не осмелился подойти к Джеку. А тот больше и внимания на него не обращал: «Стоит ли заниматься такой мелюзгой!»

За свою долгую жизнь Джек уже успел привыкнуть к тому, что у нас в доме ни с того ни с сего появлялся какой-нибудь зверёк, жил некоторое время с нами, а потом исчезал, возвращался в родной лес. Эти появления и исчезновения давно уже перестали интересовать пожилого, солидного пса.

Первые два дня Барсик всё присматривался к Джеку, но, видимо, побаивался к нему подойти. Окончательное знакомство состоялось только на третий день, и совсем неожиданно.

После обеда мама налила Иванычу в миску молока, но кот от угощения отказался.

— Тогда ты, Джек, поешь за него, — сказала мама.

Джек подошёл к миске и начал осторожно лакать.

Вдруг из-под стола показалась полосатая мордочка. Барсучонок потянул носом, почуял молоко и тихонько, бочком-бочком направился к миске.

Заметив непрошеного соседа, Джек посторонился. Тогда Барсик сунул морду в молоко и давай тыкать носом в дно миски. Джека совсем от еды оттеснил. А сам кое-как приладился и начал лакать. Лакает, мордочкой в миску тычет, так и возит её по полу. Возил, возил, пока не опрокинул и не разлил молоко. Тут уж Джек всё подлизал, а заодно и мордочку барсучонку вылизал. Зверёк уже не дичился, не фыркал и не прыгал, как мячик.

С этого дня Барсик совсем перестал бояться Джека, даже наоборот, начал бегать за ним по пятам: куда Джек, туда и барсучонок. Наверное, он решил, что большой, толстый пёс сродни барсукам.

ВМЕСТО НОРЫ

Папа не ошибся: Барсик действительно очень скоро сделался ручным, как будто с самого рождения жил вместе с нами. Бывало, увидит меня, маму или папу — сразу бежит навстречу, мордочку в руки суёт, просит, чтобы его чем-нибудь угостили.

Охотиться я начал очень рано. Когда мне исполнилось двенадцать лет, папа подарил мне ружьё и стал брать с собой в лес и на болото.

Вот как-то осенью возвращались мы с охоты. Слез я с телеги и пошёл рядом — ноги размять. А проезжали мы через лесок. Вся дорога была завалена жёлтыми листьями: они лежали толстым пушистым слоем, шуршали под ногами. Так я и шёл, глядя под ноги, и гнал перед собою большую пушистую волну листьев. Вдруг вижу — на дороге меж листьев что-то темнеет. Нагнулся, смотрю — зайчонок, да такой маленький!

Я так и ахнул: ведь только что здесь телега проехала, как же она зайчонка не раздавила?

— Ну, — говорю, — видно, такой ты, зайка, счастливый!

Взял я его на руки, он съёжился на ладони, сидит дрожит, а бежать и не собирается. «Возьму-ка, — думаю, — его к себе домой, может, он у меня и выживет, а то всё равно погибнет — уж очень поздно родился. Ведь скоро зима настанет, замёрзнет, бедняга, или попадёт лисе на завтрак».

Настелил я в охотничью сумку листьев, посадил туда зайчонка и привёз домой. Дома мама налила в блюдечко молока, предложила зайке. Только он пить не стал — мал ещё, не умеет. Тогда мы взяли пузырёк, вылили туда молоко, надели на пузырёк соску и дали зайчонку. Он понюхал соску, поводил усами. Мама выдавила из соски каплю молока, помазала зайчонку нос. Он облизнулся, приоткрыл рот, а мы ему туда кончик соски и всунули.

Зайчонок зачмокал, засосал да так весь пузырёк и выпил.
Прижился у нас зайка. Прыгает по комнатам, никого не боится.
Прошёл месяц, другой, третий… Вырос наш заяц, совсем большой стал, и прозвали мы его Ушан. Жить он устроился под печкой. Как испугается чего-нибудь — прямо туда.

Кроме Ушана, у нас жил старый кот Иваныч и охотничья собака Джек.
Иваныч с Джеком были самые большие приятели. Вместе ели из одной чашки, даже спали вместе. У Джека лежала на полу подстилка. Зимой, когда в доме становилось холодно, придёт, бывало, Иваныч и пристроится к Джеку на подстилку, свернётся клубочком. Джек сейчас же к нему: уткнётся своим носом Иванычу прямо в живот и греет морду, а сам дышит тепло-тепло, так что Иваныч тоже доволен.

Когда в доме появился заяц, Иваныч на него не обратил никакого внимания, а Джек сначала немножко побеспокоился, но скоро тоже привык; а потом все трое очень подружились.

Особенно хорошо бывало по вечерам, когда затопят печку. Сейчас же все они к огоньку — греться. Улягутся близко-близко друг к другу и дремлют. В комнате темно, только красные отблески от печки по стенам бегают, а за ними чёрные тени, и от этого кажется, что всё в комнате движется: и столы и стулья будто живые. Дрова в печке горят-горят да вдруг как треснут — и вылетит золотой уголёк. Тут друзья от печки — врассыпную.

Отскочат и смотрят друг на друга, точно спрашивая: «Что случилось?» Потом понемножку успокоятся — и опять к огоньку.

А то затеют игру. Начиналось это всегда так. Вот лежат они все трое вместе, дремлют. Вдруг Иваныч Ушана легонько лапой хвать! Раз тронет, другой… Заяц лежит-лежит да вдруг как вскочит — и бежать, а Иваныч — за ним, а Джек — за Иванычем, и так друг за дружкой по всем комнатам. А как зайцу надоест, он марш под печку, вот и игре конец.

А перед тем как улечься спать, Ушан каждый раз, бывало, следы свои запутывал. На воле заяц всегда так делает: начинает бегать в разные стороны — то направо побежит, то налево. Если на снегу посмотреть заячий след, так и не разберёшь, куда заяц ушёл. Недаром такие следы называются «заячьи петли». Наткнётся охотничья собака на заячьи петли — пока разбирается, ходит по следу туда-сюда, а заяц уже давно услышал её и убежал.

Вот и наш Ушан каждый день, прежде чем залезть под печку, старался следы свои запутать. Бывало, прыгает взад и вперёд по комнате, выделывает свои заячьи петли, а тут же на ковре дремлет охотничья собака Джек и посматривает на него одним глазом, будто смеётся над глупым зайцем.
Так прожил у нас Ушан всю зиму. Настала весна, дружная, тёплая… Не успели оглянуться, как уже зазеленела трава. Решили мы Ушана в лес, на свободу, выпустить.

Посадил я его в корзинку, пошёл в лес и Джека с собой взял — пусть проводит приятеля. Хотел и Иваныча в корзину посадить, да уж очень тяжело нести; так и оставил дома.

Пришли мы в лес, вынул я Ушана из корзинки, пустил на траву. А он и не знает, что дальше делать, не бежит, припал к земле, только ушами шевелит.
Тут я хлопнул в ладоши. Заяц прыг-прыг! — и поскакал к кустам, Джек увидел — скорей догонять.

А Ушан всё в лес не убегает, скачет вокруг куста, и Джек за ним так и носится, будто дома.

«Вот, — думаю, — по кустам-то лучше друг за другом гоняться, чем по комнатам».

Я на зайца кепкой махнул, кричу:
— Беги в лес, косой! Чего здесь вертишься?

Ушан испугался, поскакал в лес, и Джек следом за ним припустился.

Подождал я — Джек не возвращается. Только вдруг слышу в лесу заячий крик. Я на крик бросился, добежал , гляжу — а уж Джек держит в зубах Ушана.

Я — на помощь:
— Брось! Что ты делаешь? Ведь это наш Ушан!

А Джек смотрит на меня и хвостом виляет, будто хочет сказать :»Я же тебе зверя поймал, а ты на меня кричишь».

Видно, не узнал он в лесу Ушана, да и схватил, как обыкновенного дикого зайца.

Отнял я Ушана, посадил на траву, а сам Джек а за ошейник держу, не пускаю.

Тут и зайка, наверное, смекнул, что в лесу с собакой не поиграешь. Прижал уши — и марш в кусты. Только мы его с Джеком и видели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *