Костел в слуцке

Монастырь бернардинцев (Слуцк) — памятник архитектуры XVIII века, находящийся в Слуцке.

Монастырь

Слуцкий монастырь бернардинцев

белор. Слуцкі кляштар бернардзінцаў

Костёл бернардинцев, 1921 г.

53°01′41″ с. ш. 27°33′31″ в. д.

Страна

Белоруссия

Город

Слуцк

Конфессия

Католицизм

Тип

мужской

Основатель

Самуэль Аскерко

Дата основания

1734 год

Дата упразднения

1832 год

Статус

недействующий монастырь

Монастырь бернардинцев на Викискладе

Сохранившийся корпус монастыря бернардинцев Костёл святого Антония

История

Монахи-бернардинцы прибыли в Слуцк из Несвижа в 1661 году. Они уже имели в собственности земельный участок, находившийся на берегу Случи, напротив старого замка. Эти земли им передал мозырский староста Самуэль Аскерко, предварительно выкупив их с разрешения Слуцкого князя Богуслава Радзивила. В том же 1661 году, бернардинцы возвели на подаренной земле каплицу, а в 1734 году на том же месте были построены деревянные здания монастыря и костёла. По одним источникам, каменное здание монастыря начало сооружаться в 1770 году, по другим — в 1793.

В 1812 году вместо сгоревшего деревянного костёла был построен кирпичный храм. После восстания 1832 года слуцкий бернардинский монастырь был закрыт. Костёл превращён в православную церковь, а монастырь использовался как казарма. После того как войска покинули город, храм не действовал.

После восстания 1832 года бернардинцев из Слуцка перевели в Несвиж, а с 1860 года они прекратили свою деятельность на территории Белоруссии. В 1852 году костёл вернули католикам. Действовал он до 1933 года и был снесён в начале 1950-х годов. В бывшем монастырском здании после революции размещался уездный военкомат. Позже там был организован военный госпиталь.

Во время Второй мировой войны немцы приспособили его обширные подвалы под бомбоубежище. Во второй половине XX века в подвале монастыря был найден немецкий архив времён Второй мировой войны, местонахождение которого на данный момент неизвестно.

Каменный одноэтажный монастырский комплекс со склепом удлинённой центральной частью стоял на улице Казачьей (теперь — Красноармейская). В склепах под монастырём находились гробницы Слуцких князей Радзивиллов, а в костёле ещё в конце XIX века (по воспоминаниям современников) сохранялась специальная шкатулка с сердцем князя Иеронима Радзивилла. Умер он в Польше, там и был похоронен, однако сердце его привезли в Слуцк, который он очень любил.

Костёл святого Антония Падуанского

Костёл святого Антония Падуанского — храм бернардинского монастыря, построенный в 1734 году. Здание представляло собой трёхнефную деревянную базилику. Самый высокий средний неф, покрытый двухскатной крышей, над алтарной частью завершался небольшим куполком сигнатуркой. На главном фасаде центральный вход фланкирован двумя трёхъярусными купольными башнями. На левой были часы. К ней был пристроен двухэтажный монастырский корпус. В 1812 г. (по другим данным — в 1815 г.) монастырь был уничтожен пожаром.

На протяжении 1817—1820 гг. вместо сгоревшего возводится каменный костёл святого Антония. Это была без башенная базилика, накрытая двухскатной крышей с купальной сигнатуркой и вальмой над алтарной частью. Главный фасад завершался двухъярусным фигурным фронтоном. Стены, перерезанные лучковыми окнами, декорировались пилястрами. Внутреннее пространство делилось восемью колоннами на три нефы. Тут размещалось три алтаря: святого Антония, Пресвятой Богородицы и святого Франциска. Левой стеной со стороны алтаря храм примыкал к каменному монастырскому корпусу, где имелся проход из одного здания во второй.

Бернардинцы и Слуцкая бэра

Бернардинцы оставили в Слуцке значимый след в разных сферах жизни, в том числе вывели знаменитый сорт груши — «Слуцкую бэру».

Бернардинцы имели большой земельный участок с садом и огородом. На плане Слуцка конца XVIII века он показан с левой стороны улицы Островской (нынешний Крестьянский переулок), напротив православной Рождественской церкви. Теперь эту территорию занимает многоэтажная и частная застройка за Молодёжным центром. Скорее всего, занимаясь агрономическими делами, бернардинцы вывели оригинальную разновидность бэры, которая стала популярной и разошлась по садам Случчины. О том, что слуцкая бэра имеет именно такое происхождение, свидетельствует барон Стаэль (бывший градоначальник Слуцка), автор воспоминаний о городе, описавший Слуцк 1820—1840-х годов. Барон хорошо знал предмет повествования. По его словам, тогда эту грушу местные жители называли бернардинкой. Предание о происхождении груш сохранялось долго и даже побудило белорусского поэта Алексея Русецкого написать стихотворение, посвящённое слуцкой бэре. В нём есть такие строки:

  • Кажуць, жыў манах, што страціў веру
  • У святыя райскія плады,
  • Сам, на зайздрасць Богу, вывеў бэру
  • І пусціў у слуцкія сады.

  • Говорят, жил монах, что потерял веру
  • В святые райские плоды
  • Сам, на зависть Богу, вывел бэру
  • И пустил в слуцкие сады

Внешний вид

Кирпичный костёл Святого Антония с чертами барокко имел довольно скромный внешний вид: прямоугольный в плане объём, три алтаря, орган.

Примечания

  1. Гісторыя зніклага рашэння / История и люди / Газета «Інфа-Кур’ер» / «Инфо-Курьер»
  2. Помнік ХVІІІ стагоддзя / История и люди / Газета «Інфа-Кур’ер» / «Инфо-Курьер»
  3. Памятники могут исчезнуть — Газета «Інфа-Кур’ер» / «Инфо-Курьер»
  4. Слуцк — Касцёл Святога Антонія (бэрнардынаў) — Каментарыі
  5. Кяталіцкія храмы. Слуцк. Дата обращения 31 июля 2013. Архивировано 1 сентября 2013 года.
  6. Памятники могут исчезнуть / История и люди / Газета «Інфа-Кур’ер» / «Инфо-Курьер». Дата обращения 1 мая 2013. Архивировано 17 мая 2013 года.
  7. Слуцкие храмы
  8. Памятники могут исчезнуть / История и люди / Газета «Інфа-Кур’ер» / «Инфо-Курьер»
  9. Знаменитые слуцкие бэры спорили с райскими плодами / Жизнь региона / Газета «Інфа-Кур’ер» / «Инфо-Курьер»

Справка: Бернардинцами назывались члены католического монашеского ордена, названного в честь реформатора Бернара Сиенского. В Брест-Литовске они появились в первой четверти 17 века по приглашению Мартина Шишковского. Он отдал бернардинцам свой дом и участок на Волынском предместье города, а также построил для монахов каплицу.

В 1605 году бернардинцами были возведены деревянные постройки; костел и монастырь. С пожертвований Льва Сапеги и Яна Галемского вместо деревянного началось строительство каменного костела, который в 1623 году был освящен во имя Иоанна Крестителя и Святой Анны. Через год, в 1624 году был также основан и женский деревянный монастырь. Позже, на этом же участке был возведен уже каменный костел и монастырь бернардинок. Он был закончен только в 1750 году, в этом же году был освящен во имя Непорочного зачатия. Интерьер храма производил, как и фасад, впечатление богатства. Его внутренние устои были обработаны группами пилястр, зрительно поддерживающих соответственно им расчлененный подпружными арками цилиндрический свод. Большой двухъярусный позолоченный из резного дерева главный алтарь в пресвитерии дополняли также резные из дерева алтари, размещенные у устоев. Пол перед большим алтарем был деревянным, а в остальных частях кирпичным.

Каменный монастырь бернардинок (законченный в 1781 году) был перекрыт сводами в обоих этажах. Квадратный внутренний двор занимал садик. В первом этаже к пресвитерию костела примыкала исповедальня для монахинь. Во время службы обитательницы монастыря, невидимые для прихожан, как обычно, находились на хорах над главным входом в храм, связанных коридором со вторым этажом монастыря. В первом этаже монастыря размещались наиболее важные помещения: приемная, келья настоятельницы, трапезная. На втором этаже располагались 13 монашеских келий.

Монастыри бернардинцев и бернардинок Бреста — единственные сооружения этого ордена в Беларуси, образовавшие ансамбль, организованный вокруг площади. Фасады костелов монастырей Бреста замыкали площадь за Бернардинским мостом через Мухавец и служили гигантским обрамлением дороги, ведущей из Украины. В других городах (Минск, Слоним) оба бернардинских монастыря стояли независимо один от другого, и даже рядом расположенные (Минск), не образовывали комплекса.

Сейчас, благодаря войнам со шведами, немцами, различным другим причинам (например, беспардонности многочисленных дачников и тупых горожан) этот комплекс разрушен. От мужского монастыря остался фундамент, а от женского — развалины первого и второго этажей. Отрадно то, что подвал женского монастыря относительно цел и именно там произошло то, о чем я сейчас расскажу.

Итак. Я, Дмитрий Бородаченков, очень давно занимаюсь историей города Бреста, и лично исследовал то немногое, что осталось от средневекового города. В одно из моих очередных исследований я взял хорошо знакомую мне девушку Светлану Моисеенко. Основной задачей тогда было составление плана оставшихся помещений подвала монастыря бернардинок. Вооружившись фонариками, мы спустились в подвал и прошли вглубь несколько метров. Где-то на середине пути Света, вдруг, резко вздрогнула и остановилась, всматриваясь в глубину коридора. Я спросил: «В чем дело?», на что она ответила, что в нескольких метрах от нас она мельком увидела женскую фигуру в монашеском облачении. Дальнейшее изучение объекта по известным причинам было невозможно. Через некоторое время я все же уговорил ее опять спуститься в тот подвал. Но опять, через некоторое время, пока мы находились там, она остановилась и начала вслушиваться в пустоту. Света находилась в каком-то ступоре, ибо на мои попытки узнать, что она слушает, она никак не реагировала. Только через 10 минут я смог узнать, что Света отчетливо слышала женское монашеское пение.

Второй случай произошел совсем недавно. Приблизительно в октябре-ноябре прошлого года. Я опять спускался в подвал женского бернардинского монастыря, но уже с другой девушкой. Зовут её тоже Светлана. Все бы ничего, если бы история не повторилась. Света тоже услышала женское монашеское пение и была слегка напугана.

Я не знаю, как можно объяснить эти случаи, потому что источника, откуда могло раздаваться это пение, рядом нет. Ближайший женский православный монастырь находится от развалин в 200 метрах и их пение в подвале не слышно. К тому же хор православный и католический различается по звучанию. Мало того, когда поют монашки в действующем монастыре, их пение уже не слышно, если отойти от него метров на 15.

Плюс к этому хочу добавить, что лично я тоже ощущал, что-то необъяснимое вблизи бернардинского монастыря. Иногда, когда я просто прогуливаюсь рядом с ним или по направлению к нему, то, бывает, меня резко обламывает мысль о том, что лучше туда не соваться. Это выглядит не как элементарная боязнь, а как резко обрушивающийся панический страх неясной этиологии, возникающий, как приказ в голове. Хотя, казалось, что можно там бояться, если я знаю этот монастырь, как свои пять пальцев. Да к тому же уже имею достаточный опыт лазания по всяким развалинам. И нигде не было ничего подобного.

После этих событий прошло уже несколько месяцев. И опять, в силу того, что я очень не равнодушен к упомянутым развалинам, мне пришла в голову идея посетить монастырь снова. Естественно пошел я туда не один. В этот раз моей спутницей была недавняя моя знакомая Анна Щ. Девушка хоть и весьма эмоциональная, но не без здравого мышления, к тому же атеистка. Спуск прошел удачно и обход подвалов дал понять, что недавно тут поработали либо археологи, либо черные следопыты (стало ясно это потому, что я и сам слегка грешу сиим, а, как известно, рыбак рыбака видит издалека). Все бы ничего, если бы не повтор уже известной мне ситуации: буквально на выходе Аня, вдруг, схватила меня за руку и резко прижалась ко мне, зажмурив глаза (хочу заметить, что на тот момент нас с ней связывали только дружеские отношения). На мой вопрос: «Что случилось?», последовал ответ: «Там, в углу, кто-то стоит!» (лично я никого не видел). Я попросил описать видение и услышал следующее: нечто небольшого роста, около 1 метра и 25 см. расплывчатых очертаний и цвета кофе с молоком. На мои попытки продвижения к выходу Аня реагировала весьма неохотно и, можно сказать, слегка заторможено. По приходу домой она зарисовала видимый объект.

Результат: На данный момент дело «висяк». Фотографирование и рамочный метод исследования почти никаких результатов не дал (не считая небольшого отклонения в поведении рамок от признанного стандарта нормы). Исследования не закрыты, так как постоянно идет поступление отдельных сообщений о какой-то ненормальности, происходящей в зоне нахождения монастыря или в нем самом. Последнее сообщение о появлении полтергейста в помещениях художественного музея Брестской крепости и непонятном движении ведра с краской по полу внутри главного монумента крепости во время проведения реставрационных работ. Оба сообщения проверяются сотрудниками Брестского регионального отделения «Уфокома». Одна из версий происхождения аномалий в монастыре: привидения, являющиеся в подвалах (следуя одной из гипотез объясняющей природу привидений) есть результат конфликта двух пассивных разновременных источников энергии. Но и у этой гипотезы есть свои спорные моменты и вопросы. О каких-то существенных изменениях и результатах дела я сообщу дополнительно.

Дмитрий Бородаченков • 15.07.2004 Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм или вайбер каналы, чтобы всегда быть в курсе событий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *