Конъюнкция в логике

Конъюнкция может быть бинарной операцией, то есть, иметь два операнда, тернарной операцией, т.е. иметь три операнда или n-арной операцией, т.е. иметь n операндов. Чаще всего встречаются следующие варианты:
в инфиксной записи:

,

по аналогии с умножением в алгебре знак логического умножения может быть пропущен: ,
в префиксной записи:

.

Булева алгебра

Определение.
Логическая функция MIN в двухзначной (двоичной) логике называется конъюнкция (логи́ческое «И», логи́ческое умноже́ние или просто «И»).
Правило: результат равен наименьшему операнду.
Описание.
В булевой алгебре конъюнкция — это функция двух, трёх или более переменных (они же — операнды операции, они же — аргументы функции). Переменные могут принимать значения из множества . Результат также принадлежит множеству . Вычисление результата производится по простому правилу, либо по таблице истинности. Вместо значений может использоваться любая другая пара подходящих символов, например или или «ложь», «истина», но при таком обозначении необходимо дополнительно доопределять старшинство, например, , при цифровом обозначении старшинство естественно .
Правило: результат равен , если все операнды равны ; во всех остальных случаях результат равен .

Таблицы истинности:
для бинарной конъюнкции

для тернарной конъюнкции

X Y Z X Y Z
0 0 0 0
1 0 0 0
0 1 0 0
1 1 0 0
0 0 1 0
1 0 1 0
0 1 1 0
1 1 1 1

Конъюнкция коммутативна, ассоциативна и дистрибутивна по отношению к слабой дизъюнкции.

Многозначная логика

Операция, называемая в двоичной логике конъюнкция, в многозначных логиках называется минимум: , где , а — значность логики. Возможны и другие варианты. Как правило, стараются сохранить совместимость с булевой алгеброй для значений операндов и .

Следует отметить, что название этой операции минимум имеет смысл в логиках с любой значностью, в том числе и в двоичной логике, а названия конъюнкция, логи́ческое «И», логическое умноже́ние и просто «И» имеют смысл только в двоичной логике, а при переходе к многозначным логикам теряют смысл.

Классическая логика

В классическом исчислении высказываний свойства конъюнкции определяются с помощью аксиом. Классическое исчисление высказываний может быть задано разными системами аксиом, и некоторые из них будут описывать свойства конъюнкции. Один из самых распространённых вариантов включает 3 аксиомы для конъюнкции:

С помощью этих аксиом можно доказать другие формулы, содержащие операцию конъюнкции. Обратите внимание, что в классическом исчислении высказываний не происходит вычисления результата по значениям операндов (как в булевой алгебре), а требуется доказать формулу как единое целое на основе аксиом и правил вывода.

Схемотехника

Основная статья: Логические элементы — конъюнкция Логический элемент «И»

0 0 0
1 0 0
0 1 0
1 1 1

Логический элемент, реализующий функцию конъюнкции, называется схемой совпадения. Мнемоническое правило для конъюнкции с любым количеством входов звучит так: На выходе будет:

  • «1» тогда и только тогда, когда на всех входах есть «1»,
  • «0» тогда и только тогда, когда хотя бы на одном входе есть «0»


Программирование

В компьютерных языках используется два основных варианта конъюнкции: логическое «И» и побитовое (поразрядное) «И». Например, в языках C/C++ логическое «И» обозначается символом «&&», а побитовое — символом «&». В терминологии, используемой в C#, операцию «&» принято называть логическим «И», а операцию «&&» — условным «И», поскольку значения операндов являются условиями для продолжения вычисления. В языках Pascal/Delphi оба вида конъюнкции обозначаются с использованием ключевого слова «and», а результат действия определяется типом операндов. Если операнды имеют логический тип (например, Boolean) — выполняется логическая операция, если целочисленный (например, Byte) — поразрядная.

Логическое «И» применяется в операторах условного перехода или в аналогичных случаях, когда требуется получение результата или . Например:

if (a & b & c) { /* какие-то действия */ };

Сравнение в данном случае будет продолжаться до конца выражения, независимо от промежуточных результатов. Принцип работы условного «И» в аналогичной ситуации:

a = false; b = true; c = true; if (a && b && c) { /* какие-то действия */ };

Проверка истинности выражения в данном случае остановится после проверки переменной a, т.к. дальнейшее сравнение не имеет смысла.

Результат будет равен , если оба операнда равны (для числовых типов не равны ). В любом другом случае результат будет равен .

При этом применяется стандартное соглашение: если значение левого операнда равно , то значение правого операнда не вычисляется (вместо может стоять сложная формула). Такое соглашение ускоряет исполнение программы и служит полезным приемом в некоторых случаях. Компилятор Delphi поддерживает специальную директиву, включающую

{$B-}

или выключающую

{$B+}

подобное поведение. Например, если левый операнд проверяет возможность вычисления правого операнда:

if (a != 0 && b / a > 3) { /* какие-то действия */ };

В этом примере, благодаря проверке в левом операнде, в правом операнде никогда не произойдет деления на ноль.

Побитовое «И» выполняет обычную операцию булевой алгебры для всех битов левого и правого операнда попарно. Например,

если

a =

b =

то

a И b =

Связь с естественным языком

Часто указывают на сходство между конъюнкцией и союзом «и» в естественном языке. Составное утверждение «A и B» считается истинным, когда истинны оба утверждения A и B, в противном случае составное утверждение ложно. Это в точности соответствует определению конъюнкции в булевой алгебре, если «истину» обозначать как , а «ложь» как . При этом часто делают стандартную оговорку о неоднозначности естественного языка. Например, в зависимости от контекста союз «и» может нести дополнительный оттенок «и тогда», «и поэтому», «и потом». Отличие логики естественного языка от математической остроумно выразил американский математик Стивен Клини, заметив, что в естественном языке «Мэри вышла замуж и родила ребенка» — не то же самое, что «Мэри родила ребенка и вышла замуж».

Примечания

  1. 1 2 Словарь по кибернетике /Под редакцией В. С. Михалевича. — 2-е издание — К.: 1989. — 751 с., ISBN 5-88500-008-5

См. также

  • Логическая операция
  • Дизъюнкция
  • Строгая дизъюнкция
  • Импликация
  • Отрицание
  • Логический элемент

— 104 —

Как видим, конъюнкция истинна только тогда, когда истинны оба входящих в неё простых суждения. Надо отметить, что конъюнкция, состоящая не из двух, а из большего числа простых суждений, также истинна только в том случае, когда истинны все входящие в неё суждения. Во всех остальных случаях она является ложной. Нестрогая дизъюнкция, наоборот, истинна во всех случаях за исключением того, когда оба входящих в неё простых суждения ложны. Нестрогая дизъюнкция, состоящая не из двух, а из большего числа простых суждений, также ложна только тогда, когда ложны все входящие в неё простые суждения. Строгая дизъюнкция истинна только тогда, когда одно входящее в неё простое суждение истинно, а другое ложно. Строгая дизъюнкция, состоящая не из двух, а из большего числа простых суждений, истинна только в том случае, если истинно только одно из входящих в неё простых суждений, а все остальные ложны. Импликация ложна только в одном случае – когда её основание является истинным, а следствие ложным. Во всех остальных случаях она истинна. Эквиваленция истинна тогда, когда два составляющих её простых суждения истинны или когда оба являются ложными. Если одна часть эквиваленции истинна, а другая ложна, то эквиваленция ложна. Проще всего определяется истинность отрицания: когда утверждение истинно, его отрицание ложно; когда утверждение ложно, его отрицание истинно.

Блок 6. Суждения. Логические формулы.

Любое сложное суждение можно выразить с помощью формул. Пример:

  • Менеджер по продажам сейчас заключает договор с клиентом, или проводит аудит торговых точек, или на складе решает свои вопросы по товару с кладовщиком.

Формула: a˅b˅c (нестрогая дизъюнкция).

Пример:

  • Менеджер по продажам сейчас у клиента «А», или у клиента «Б», или у клиента «В».
  • Хотя уже вечер, поэтому он точно не у клиента «В» и не у клиента «Б».
  • Значит, он решает вопрос по долгам с клиентом «А».

Формула: ((a˅b˅c)˄(¬c ˄¬b))→a (первая часть в скобках – строгая дизъюнкция, вторая часть в скобках – два отрицания, связанных конъюнктивно, первая и вторая часть в больших скобках связаны конъюнктивно, данные в больших скобках связаны с суждением «а» импликативно.

6.1. Логические формулы делятся на три части:

1. Тождественно-истинные. Эти формулы истинные при условии истинности простых суждений, составляющих сложные суждения.

2. Тождественно-ложные. Эти формулы ложные, при условии истинности простых суждений, составляющих сложные суждения. Такое случается при нарушении логических законов.

3. Выполнимые (нейтральные). Эти формулы либо истинные, либо сложные, при условии истинности простых суждений, составляющих сложные суждения. Пример:

  • Если менеджер работает в отделе продаж, то он может зарабатывать бонусы.
  • Менеджер Иванов зарабатывает бонусы.
  • Следовательно, Иванов работает в отделе продаж.

Формула: ((a→b)˄b)→а. Эта формула нейтральная. Рассуждения корректны, однако небезупречны. Это означает, что вывод может быть, как истинным, так и ложным. Менеджер Иванов может работать в отделе продаж, а может работать в другом отделе, где существует возможность зарабатывать бонусы.

На этом сегодня мы закончим, несмотря на то, что тема про суждения раскрыта не полностью. Почему заканчиваем? Потому что формат статьи блога не предусматривает развернутый и полноценный анализ этого сложного вопроса. Вместе с тем, основные аспекты с примерами были раскрыты. Для более подробного изучения рекомендую еще одну книгу, которую можно скачать с моего диска: Моррис Коэн, Эрнст Наггель «Введение в логику и научный метод».

УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya

Друзья, ставьте лайки, поддержите позитивом! И пишите свои комментарии, потому что это правильно и здорово!

Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, если Вам понравилось, помогите мне распространять знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!

С Вами был Ядро Владислав, тренер по переговорам! Пока и до встречи!

Сущность феномена межличностных отношений в современной психологии

В психологической науке существует множество различных определений понятия «межличностные отношения». В.Н. Мясищев определяет их как внутреннюю личностную основу взаимодействия, Я.Л. Коломинский понимает под ними специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного личностного отношения, Н.Н. Обозов отмечает, что межличностные отношения — всегда «субъект-субъектные» связи, они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью .

По мнению А. В. Петрове кого, межличностные отношения — «субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Это система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга». Межличностные отношения опосредуются содержанием, целями, ценносгями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе .

По мнению Г.М. Андреевой, нужно различать два основных вида отношений: общественные и межличностные . Общественные отношения — это официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов отношений, в том числе и межперсональных .

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Выделяют три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений . Однако в социальной психологии обычно характеризуется именно третий компонент — чувства. «Набор” этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:

  • 1) конъюнктивные чувства — это разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям ;
  • 2) дизъюнктивные чувства — эго разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому нс возникает желания к сотрудничеству. Интенсивность того и другого рода чувств может быть весьма различной .

Эмоциональное содержание межличностных отношений (иногда его называют валентностью) изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим) и наоборот. Варианты проявлений интерперсональных отношений огромны. Конъюнктивные чувства проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентные чувства предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру (безучастность, безразличие, равнодушие) .

В монографии Н.Н. Обозова «Межличностные отношения» обобщены результаты исследований этой проблемы отечественными и зарубежными учеными. По мнению этого ученого, «мотивационная структура межличностных отношений может быть различна. Так, при возникновении приятельских отношений мотивом включения в контакт является потребность в общении при представившейся возможности осуществить его с привлекательным человеком. Поскольку приятельские отношения определяются межличностной привлекательностью (симпатией, притяжением) — они ни к чему не обязывают. Приятельские отношения могут возникнуть при кратковременном контактном общении и сохраняться достаточно долго, не переходя в дружеские отношения. Возникновение и последующее развитие товарищеских межличностных отношений определяются мотивами сотрудничества, формируемыми под влиянием содержания совместной деятельности. Товарищеские межличностные отношения формируются уже в группе (учебной, производственной, спортивной и т. д.) типа ассоциации и кооперации. Мотивационная структура этого типа межличностных отношений определяется личностно значимым для каждого участника взаимодействия содержанием совместной деятельности (в том числе целью, задачами и т. д.)» .

А.В. Петровский создал теорию деятельностного опосредствования межличностных отношений в малых группах и коллективах. По его мнению, «групповая активность характеризуется стратометрической (многослойной) структурой. На периферии оказываются ценности и отвечающая им поведенческая активность, напрямую не связанные и практически никак не опосредствованные целями, задачами и содержанием групповой совместной деятельности . Ближе к групповому «ядру» находятся ценностный и отношенческо — межличностный пласт, в той или иной степени (во многом в зависимости от уровня социально-психологического развития конкретного сообщества) опосредствованные целями, задачами и содержанием групповой деятельности. Этот структурный слой как бы «прогревает» поверхностную «оболочку», порой в решающей степени определяя характер и самих аттракционных отношений. И внутри, «ядерный» слой, т. е. ценности, которые напрямую «завязаны» на специфику групповой деятельности, ее социальную значимость и особые условия ее успешного выполнения» .

Мотивы межличностного выбора в группе образуют психологическую основу индивидуальной предпочтительности. Их особенности могут служить показателем уровня се развития. В диффузных группах — эмоционально-личностные симпатии и антипатии, ориентация на внешние стороны выбираемого человека. В развитых группах — межличностные выборы обусловлены ориентацией преимущественно на моральные и деловые качества партнера, то есть на его личностные особенности, формирующиеся и проявляющиеся в совместной деятельности .

Самочувствие личности в группе — общее психологическое состояние, эмоциональный и моральный настрой, который у нее доминирует в результате длительного пребывания в ней. Для определения самочувствия большинства членов группы, в психологии используют понятие «психологический климат».

Межличностные отношения строятся по «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус). Эмоциональные проявления межперсональных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующими в пределах названных норм. Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования — равенства — подчинения и зависимости — независимости .

Структура группы определена внутригрупповыми отношениями. Позиция, статус, внутренняя установка, роль описывают ее социальнопсихологическую структуру. Кроме перечисленных, структуру группы описывают в понятиях композиции (характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава группы, которая бывает однородная, или гомогенная и неоднородная, или гетерогенная) и каналов коммуникаций (система межличностных связей), обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим, которая может быть: централизованная (фронтальная, радиальная, иерархическая) и децентрализованная (цепная, круговая, полная) .

В ходе непосредственного контакта проявляется: социальная позиция, роль и норма. Социальная роль — фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной человек в системе общественных отношений. Существуют социальные, межличностные, активные, латентные, институциональные и стихийные виды ролей .

Социальная позиция (синонимично понятию «статус») — место, положение человека в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения, а также взгляды, представления, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в референтных группах .

В конце 30-х годов XX века М. Шериф и К. Шериф ввели понятие «социальной групповой нормы», с помощью которой наряду с категориями «статуса» и «роли» определяется группа. По мнению этих ученых, социальная норма — «это оценочная шкала, например, масштаб, критерий, линейка, определяющая приемлемую и объективно допускаемую свободу поведения, деятельности, убеждений и верований или любого другого свойства и проявления членов социального объединения» .

В исследованиях Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, В.А. Барабанщикова, Е.С. Самойленко отмечена взаимосвязь межличностных отношений и общения, рассмотрены механизмы познания как основа восприятия человека человеком.

По мнению Г.М. Андреевой, и общественные, и межличностные отношений человека, раскрываются именно в общении. Корни его — в самой материальной жизнедеятельности индивидов» . Общение представляет собой «реализацию всей системы отношений человека. Оно включает в себя три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информации между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между собеседниками. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению» .

Большой вклад в изучение психологической проблемы межличностных отношений в группе, обществе внес отечественный ученый А.А. Бодалев. По мнению этого ученого, для психологической науки актуальным является «рассмотрение межличностного общения — сложнейшего феномена как системного образования, имеющего ряд существенных характеристик, отличающегося многоуровневой структурой» .

Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. По мнению А.А. Бодалева, «она охватывает практически весь диапазон существования человека, начиная от его отношения к большим социальным группам (нации, рабочему коллективу) до интимных, диадных отношений (супружеских, отношений родитель — ребенок). Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих помыслах и действиях на имеющиеся представления об оценках, значимых для других. Недаром были созданы и до сих пор сохраняют свою теоретическую и практическую ценность такие психологические теории личности, в которых статус главных ее составляющих приписывается межличностным отношениям» .

Опираясь на научные исследования Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева, А.А. Бодалев в 1960-е годы начинает изучать познавательный компонент общения: выявлять отличия в формировании образов восприятия, воображения, представлений и памяти при непосредственном контакте человека с человеком и предметом. Были проведены исследования влияния возраста, пола, профессии и объектов, и субъектов познания (А. А. Бодалев, В. А. Еремеев, О. Г. Кукосян, В. Н. Куницына, В. Н. Панферов и др.). Исследовалась роль восприятия разных видов экспрессии (мимика и пантомимики, характеристик жестов и походки, особенностей голоса и речи) в формировании чувственного образа человека, интерпретации его эмоционального состояния и присущих ему личностных качеств (С. С. Дашкова, В. А. Лабунская, В. X. Манеров и др.); изучалось впечатление о людях ординарной и неординарной внешности, с нормальными поведенческими реакциями и отклонениями (В. И. Кабрин, З.Н. Лукьянова, 3. И. Рябикина).

В своих научных исследованиях А.А. Бодалев опирался на научные теории и концепции отечественных психологов: принцип детерминизма, субъектно-деятельностную концепцию С.Л. Рубинштейна, принцип системного подхода Б.Ф.Ломова. Алексей Александрович писал: «Человек формируется как субъект познания других людей, накапливая и расширяя жизненный опыт, овладевая знаниями о природе, обществе. Обязательное преломление индивидуального опыта через систему научных знаний об обществе и человеке, а также идей и образов искусства — одно из важнейших условий формирования человека как субъекта познания» .

Развитие индивида как «субъекта познания других людей проходит много фаз и этапов, которым соответствуют и глубокие изменения в структуре индивидуального сознания. Мысли, чувства и поведение человека по отношению к другим людям свидетельствуют об общем развитии личности. Поэтому отражение одного человека другим может развертываться на различных уровнях. В конечном счете, эти уровни зависят от того, каким фондом трудовой деятельности, познания и общения обладает личность» .

При восприятии человека субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания. К этим механизмам относятся: интерпретация опыта общения, идентификация, атрибуция, эмпатия и рефлексия. Идентификация: 1) уподобление, отождествление себя с собеседником, 2) процесс объединения субъектом себя с другим человеком или группой на основании установившейся эмоциональной связи .

В социальной психологии рефлексия выступает в форме осознания субъектом того, как он в действительности воспринимается и оценивается другими людьми . В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов взаимодействия.

В процессе общения собеседникам необходимо понять чувства друг друга, этому способствует эмпатия. Это постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека .

В условиях дефицита информации, собеседники начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения, общие характеристики. Возникает целая система способов приписывания (атрибуция). Теории каузальной атрибуции широко представлены в западной социальной психологии (Г. Келли, Э.Джонс, К.Дэвис, Д. Кснноуз, Р. Нисбст, Л.Стриклснд). Исследования направлены на изучение попыток «рядового человека» понять причину и следствие событий, свидетелем или участником которых он является .

Были выделены различные эффекты восприятия людьми друг друга. Более всего исследованы: эффект ореола, эффект новизны и первичности, эффект сгереотииизации.

«Эффект ореола» проявляется при формировании первого впечатления о человеке. Оказывает влияние специфическая установка на собеседника. «Общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок» .

Эффект новизны и первичности заключается в том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, го есть новая информация о нем, тогда как по отношению к незнакомому человеку более значима — первая информация .

В процессе общения люди часто используют стереотипы. Впервые этот термин был введен У. Липпманом в 1922 г. Социальный стереотип — относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе. Очень часто он возникает относительно групповой принадлежности человека, например, к какой-то профессии. Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим опытом .

Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлекательностью. Исследователи рассматривают се как процесс и одновременно результат привлекательности одного человека для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают ее с перцептивной стороной общения. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент .

Оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности называется межличностной совместимостью. В качестве равнозначных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация». Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимной дополнительности. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат — появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости — это несовместимость, а чувства, вызываемые сю — антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат. Она развивается в пространственно- временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремальных и пр.), которые оказывают влияние на ее проявление .

В процессе общения происходит психологическое воздействие личности на ipynny и наоборот. Человек в гой или иной ситуации может проявлять конформность, негативизм или принципиальность, позитивизм, коллективизм. Конформность — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Конформность может быть внешней и внутренней .

Иногда человек проявляет негативизм. Это немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп. Психологическая основа негативизма — установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм общений, ожиданий членов той или иной социальной группы, на протест по отношению к данной группе и отвержение той или иной личности как таковой .

Для групп высокого уровня развития характерен коллективизм. Это принцип организации взаимоотношений и совместной деятельности людей, проявляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга .

По мнению А. Журавлева, процесс формирования межперсо- нальных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования (эмпатию) и условия их развития . Динамика развития этих отношений во временном континууме проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений в «обратную» сторону имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским и затем идет прекращение отношений). Длительность каждого этапа зависит от многих составляющих межперсональных отношений. Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат собеседники. Приятельские отношения формируют готовность или неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению .

Проблему межличностных отношений изучали многие зарубежные ученые. Американский психолог Гордон Олпорт полагал, что поведение человека всегда является результатом гой или иной конфигурации личностных черт. Каждая личность уникальна и понять ее можно с помощью определения индивидуальных характеристик. Теория Г. Олпорта представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения .

По мнению К. Роджерса, взаимодействие с другими людьми дает человеку возможность обнаружить, пережить свою действительную самость. Наша личность формируется посредством межличностных отношений, которые создают наилучшую возможность для того, чтобы «полно функционировать», быть в гармонии с собой, другими и средой .

Для измерения различных аспектов межличностных отношений существуют многочисленные методики и тесты. Среди них диагностика межличностных отношений Т. Лири, методика «Q-сортировка», тест описания поведения К. Томаса, методика межличностных предпочтений Дж. Морено по измерению социометрического статуса в группе, опросник эмпатичсских тенденций А. Мсграбяна и Н. Эпштейна и другие .

Таким образом, многие отечественные и зарубежные психологи занимались исследованием важной социально-психологической проблемы — межличностные отношения людей в группе, коллективе, обществе и внесли большой вклад в развитие ее теории и практическое применение.

– логическая операция, с помощью которой два или более высказываний объединяются в новое сложное высказывание. Это новое высказывание называется конъюнктивным высказыванием или просто К.

Символически конъюнктивная связка обозначается знаками » • «, «&», «U». Если А, В, С… представляют простые высказывания, то конъюнктивное высказывание выглядит следующим образом: А&В или А&В&С и т. п. В обыденной речи К. соответствует союз «и», поэтому К. читается так: А и В. Напр.: «Пассажиры заняли свои места, и поезд тронулся».

Значение истинности сложного конъюнктивного высказывания зависит от истинностных значений входящих в него простых высказываний и определяется на основе следующей таблицы истинности:

см. Оригинал

Эта таблица говорит о том, что конъюнктивное высказывание истинно только в одном случае, когда все входящие в него простые высказывания истинны. Напр., высказывание «Киев стоит на Днепре, и Киев – столица Украины» истинно, а высказывание «Киев стоит на Днепре, и Киев – столица Белоруссии» ложно. Следует иметь в виду, что К. учитывает только истинностные значения простых высказываний и не учитывает смысловые связи между ними. Поэтому К. может соединять высказывания, между которыми нет никакой содержательной связи. Напр., «Дважды два четыре, и снег бел» и т. п. Для К. справедлив закон коммутативности: А&В эквивалентно В&А, хотя в высказываниях с союзом «и» этот закон действует далеко не всегда. Напр., если в высказывании «Подул ветер, и деревья закачались» поменять местами члены К., высказывание станет бессмысленным с точки зрения здравого смысла.

Блок 2. Суждения. Структура суждений.

2.1. Суждения по своей структуре состоят из четырех частей.

1. Субъект (S) – это предмет, о котором идет речь. Пример:

  • Некоторые менеджеры по продажам являются туристами. Субъект «менеджеры по продажам».

2. Предикат (P) – это то, что говориться о субъекте. Пример:

  • Некоторые менеджеры по продажам являются туристами. Предикат «туристы».

3. Связка – это то, что соединяет субъект и предикат. Пример:

  • Некоторые менеджеры по продажам являются туристами. Связка «являются».

4. Квантор – это указатель на объем субъекта. Пример:

  • Некоторые менеджеры по продажам являются туристами. Квантор «некоторые».

2.2. Отношения между субъектом и предикатом в суждении.

1. Равнозначность. Пример:

  • Все менеджеры по продажам (S) в нашей компании – это специалисты по заключению сделок (P). Формула: S=P. Субъект равен предикату.

2. Пересечение. Пример:

  • Некоторые менеджеры по продажам (S) в нашей компании являются туристами (P). Субъект и предикат – это пересекающиеся понятия.

3. Подчинение. Пример:

  • Все менеджеры по продажам (S) это сотрудники отдела продаж (P). Субъект – это видовое понятие, а предикат – родовое понятие.

4. Несовместимость. Пример:

  • Менеджеры по продажам (S) не являются логистами (P). Субъект и предикат – это несовместимые понятия.

2.3. Термины суждения.

Термины суждения – это субъект и предикат. Выделяют две группы терминов.

1. Распределенный термин (+). В суждении говорится о всех объектах, включенных в объем термина. Пример:

  • Все работники трудоустроены в компании.

2. Нераспределенный термин (-). В суждении говорится не о всех объектах, включенных в объем термина. Пример:

  • Все менеджеры по продажам (S) работают в отделе продаж (P).

Субъект суждения распределен, потому что «все». Предикат суждения не распределен, потому что в отделе продаж работают и другие сотрудники, кроме менеджеров по продажам.

ОБЪЕДИНЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ

Рекомендуемая литература

Глава 7. Расчет рам методом перемещений. § 7.6. Использование условий симметрии. – С. 186 – 190.

2. Дарков А.В. Строительная механика: Учеб. для вузов / А.В. Дарков, Н.Н. Шапошников. – М.: Высшая школа, 1986. – 607 с.

Глава 7. Расчет статически неопределимых систем методами перемещений и смешанным. § 7.10. Использование симметрии при расчете рам методом перемещений. – С. 292 – 295.

Глава XII. Метод перемещений. § 72. Использование симметрии системы. – С. 421 – 425.

Глава XIII. Расчет рам и неразрезных балок методом перемещений. § XIII.2. Упрощения при расчете симметричных рам. – С. 258 – 261.

Глава 6. Расчет сооружений методом перемещений. Примеры 6.3 – 6.4. – С. 89 – 90. Пример 6.8. – С. 102 – 107. Примеры 6.10 – 6.11. – С. 109 – 114.

Объединяя количественную и качественную характеристики, атрибутивные суждения делятся на четыре группы: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные.

Общеутвердительное – это суждение, общее по количеству и утвердительное по качеству.Напр., «Каждый, совершивший преступление, должен быть подвергнут справедливому наказанию». Схема такого суждения – «Все S суть Р»,где кванторное слово «все» характеризует количество, утвердительная связка «суть» – качество суждения.

Общеотрицательное – суждение, общее по количеству и отрицательное по качеству.Напр., «Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности». Схема такого суждения – «Ни одно S не есть Р». Кванторное слово «ни одно» характеризует количество, отрицательная связка «не есть» – качество суждения.

Частноутвердительное – суждение, частное по количеству и утвердительное по качеству.Напр., «Некоторые приговоры суда являются обвинительными». Схема такого суждения – «Некоторые S есть Р». Кванторное слово «некоторые» указывает на количество суждения, утвердительная связка, выраженная словом «есть», на его качество.

Частноотрицательное – суждение частное по количеству и отрицательное по качеству.Напр., «Некоторые приговоры суда не являются обвинительными». Схема такого суждения – «Некоторые S не есть Р». Кванторное слово «некоторые» указывает на количество суждения, отрицательная связка «не есть» – на его качество.

В логике принято сокращенное обозначение суждений по их объединенной классификации: А – общеутвердительные суждения; I – частноутвердительные; Е – общеотрицательные; О – частноотрицательные.

На языке логики предикатов рассмотренные суждения записывают следующим образом:

А – (Все S суть Р);

Е – (Ни одно S не есть Р);

I – (Некоторые S естьР);

О – (Некоторые S не есть Р).

21) СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ И ЕГО ВИДЫ

Сложным называют суждение, состоящее из нескольких про­стых, связанных логическими связками. Различают следующие виды сложных суждений: 1) соединительные, 2) разделительные, 3) услов­ные, 4) эквивалентные. Истинность таких сложных суждений опре­деляется истинностью составляющих их простых.

Соединительным, или конъюнктивным называют суждение, со­стоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «и».

В естественном языке конъюнктивная связка может быть пред­ставлена и такими выражениями, как: «а», «но», «а также», «как и», «хотя», «однако», «несмотря на», «одновременно» и другими.

Соединительное суждение может быть как двух-, так и многосо­ставным; в символической записи: р Ù q Ù r Ù… n. Приведем пример соединительного суждения, включающего более 20 конъюнктов:

В языке соединительное суждение может быть выражено одной из трех логико-грамматических структур.

1. Соединительная связка представлена в сложном субъекте по схеме: S и S1 есть Р.

2) Связка представлена в сложном предикате по схеме: S есть P1 и Р2.

3) Связка представлена сочетанием первых двух способов по схеме: S и S1 есть Р1 и Р2.

Соединительное суждение истинно при истинности всех состав­ляющих его конъюнктов и ложно при ложности хотя бы одного из них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *