Конец света, что это?

В преддверии наступающего 2020 года уфологи предрекли землянам как минимум несколько теорий о грядущем конце света. Какие именно, рассказывает 5-tv.ru.

Планета Нибиру

По расчетам конспирологов, именно планета-призрак уничтожит все живое. Существует несколько версий, как именно Нибиру принесет смерть для всего человечества. По одной из них, «звезда смерти» разлетится на кусочки, как только приблизится к Солнцу. Части Нибиру разлетятся по близлежащим частям Вселенной и уничтожат нашу планету — а с ней и «соседей», крутящихся вокруг Солнца. По данным уфологов, планета Нибиру больше Земли в четыре раза.

Другая теория повествует о том, что Земля умрет по примеру Марса. 3500 лет назад Нибиру пролетела мимо Марса, и вследствие этого события поверхность планеты иссохла. Предпосылками смертоносной планеты называют природные катаклизмы: пробуждения вулканов, землетрясения, цунами. Кстати, обильное падение снега в непригодных по характеру климата местах теоретики тоже воспринимают как знак приближения Нибиру. По словам международной группы уфологов, NASA уже исследует этот вопрос, но не афиширует во избежание повсеместной паники.

Опасный астероид

Еще один повод для обещания смерти в 2020 году тоже пришел из космоса. Потенциально опасный астероид 2006QQ23 сравнивают с Эмпайр-стейт билдинг и обещают, что вот именно он уничтожит все живое при столкновении с Землей. Ранее конец света был намечен на август 2019-го, но тогда астероид просто пролетел рядом с нашей планетой на безопасном расстоянии.

Разумеется, в Солнечной системе есть еще бесконечное число астероидов, представляющих угрозу для населения Земли. Если один из них упадет на нашу планету, то может повлечь недюжинные последствия. При падении в воду астероид спровоцирует гигантские цунами, опасные для близлежащего региона.

Второе пришествие

Экстрасенс Джин Диксон сделала собственное предсказание о вероятном конце света еще в середине 70-х. Тогда, на рассвете своей карьеры, Джин выпустила известную книгу «Зов к славе», где утверждала о втором пришествии Христа. По ее теории, начало конца придется на 2020 год — именно тогда население Земли услышит голос свыше о том, что это произошло. А вот после Иисус будет бороться с Люцифером до 2037 года.

Несмотря на популярность колонки Джин Диксон, к ее толкованиям общественность не относится серьезно. Существует термин «эффект Джин Диксон», когда предсказания намеренно игнорируются из-за безрассудности автора. Так происходит и в этом случае. Тем не менее, сюжет о втором пришествии очень популярен в культуре: уже возникло несколько фильмов и сериалов о появлении Иисуса на Земле.

Финансовый кризис

Финансовый апокалипсис способен если не уничтожить, то пошатнуть привычный уклад человечества. Предыдущий экономический кризис пришелся на 2008 год. Тогда случился обвал фондовых рынков, а инвестиционный банк объявил о банкротстве.

По словам экономистов, предсказавших коллапс 2008 года, мир ждет подобное разорение в ближайшем времени. Обвал нефтяных котировок, торговые войны и замедление роста мировой торговли — эти причины называют специалисты валютных фондов. Для мировой экономики эффект торговых конфликтов может означать потерю нескольких сотен миллиардов долларов.

Не меньше обеспокоен и министр финансов США Лоуренс Саммерс. В социальной сети он поделился беспокойством по поводу торговых отношений США и Китая. Из-за повышения таможенной пошлины на импорт из КНР между Вашингтоном и Пекином начался торговый конфликт.

Эпидемия гриппа

Эксперты по здравоохранению прогнозировали эпидемию гриппа, которая придет в 2020 году и поразит человечество. Подвид вируса назвали Мичиган, возникший в результате мутации — каждый раз при столкновении с генами млекопитающих он проникает в клетку и использует жизнеспособные из них в качестве инкубатора. Там в «период созревания» вирус повышает свою устойчивость к окружающей среде.

Против этого гриппа еще нет вакцины, как и от пандемии. Но, по мнению врачей, сделать прививки все равно необходимо. Директор НИИ гриппа РАМН сообщил СМИ о том, что циклы между эпидемиями критически сужаются — если ранее один цикл составлял 20 лет, то сейчас длительность от одной пандемии к другой не превышает 12.

Религия про конец света в 2021 году

В Библии неоднократно говорится про Апокалипсис. Многие в ней находят указания на скорое исчезновение человечества с лица Земли.

Скончавшийся в 2016 году американский пастор, президент Мирового библейского общества и исследователь Библии Кентон Бешор утверждал, что в Святых письменах говорится про 2021 год – именно тогда начнется начальная стадия Армагеддона, первый этап уничтожения нашего мира. По его мнению, глобальная катастрофа за семь лет уничтожит всех грешников. А затем, в 2028 году наступит Второе пришествие Христа и праведники получат очищенную от зла планету.

Однако в панику впадать не стоит, человечество имеет шансы спастись от гибели. Для этого нужно следовать заповедям Господа, не допускать победы темных сил в своей душе, помыслах и поступках. Если все объединятся в этом, то конец света в 2021 году не наступит.

Политические предпосылки

Одним из самых реалистичных сценариев для Апокалипсиса является самоуничтожение человечества ядерным (или еще более страшным тектоническим либо климатическим) оружием. К сожалению, в последнее время угроза осуществления этого сценария заметно усилилась.

После разрыва договоров о контроле над ядерным вооружением между США и Россией все стремительнее исчезают последние «ограничители», которые могли бы удержать страны от увеличения числа атомных бомб, а также изобретения новых средств их доставки. По этой причине именно 2021-й может стать годом, когда уже ничто не будет сдерживать страны от взаимного уничтожения и, соответственно, последнего шага к Концу света.

Предсказания об Апокалипсисе от провидцев

Многие исследователи «тайных» знаний считают, что вся правда о Конце света была открыта некоторым людям уже давно. Сейчас она зашифрована в предсказаниях ряда известных прорицателей, а для того, чтобы донести эту информацию до широкой общественности, ее нужно лишь правильно расшифровать.

Трактовка пророчества Блаженной Матроны

При жизни Блаженная Матрона сделала много предсказаний о будущем, которые сбылись. Среди них были, например, пророчества о Революции 1917 г. и начале Второй мировой войны.

О Конце света эта предсказательница тоже говорила, но очень туманно: как о финальном этапе борьбы Света и Тьмы, происходящей в духовной области. Никаких конкретных пророчеств о всемирном Апокалипсисе в 2021 г. с точным временем его наступления Матрона не оставила. Наоборот, на этот год она предрекла дальнейшее укрепление России на мировой политической арене.

Пророчество Ванги

Знаменитая болгарская прорицательница в своих предсказаниях была более конкретной. Согласно пророчеству Ванги, 2021 г. начнется с обострения некоторых конфликтов на Ближнем Востоке, которые могут поставить мир на грань большой войны. И опять же, именно России суждено решить судьбу мира. Если она сумеет погасить эти конфликты, то людям не придется считать, сколько дней до Конца света в 2021 году останется человечеству.

Предсказания Нострадамуса

Француз Мишель Нострадамус также писал о том, что в 2021 г. миру стоит опасаться масштабной войны, которую может начать одно из сильных мусульманских государств, решивших вторгнуться в соседнюю христианскую державу. Данный конфликт повлечет массовый исход беженцев. Однако всемирный Апокалипсис, скорее всего, не случится, ведь катрены знаменитого Нострадамуса предсказывают благополучное развитие человеческой цивилизации еще более чем на 2300 лет вперед.

Есть ли шанс предотвратить конец света

Увы, современный уровень развития не позволяет человечеству спасти Землю от скачкообразной смены магнитных полюсов, причиной которой является резкий сдвиг земной коры относительно ее ядра. Также мы пока не можем защититься от столкновения с другой планетой. Если произойдет одно из подобных событий, то Конец света неизбежен.

Сможет ли человечество уцелеть, если на нас нападет внеземная цивилизация, – также неизвестно. А вот предотвратить Апокалипсис, который может устроить сам человек, возможно. Но для этого людям нужно научиться слушать и слышать друг друга и уметь находить компромиссы при решении сложных вопросов. Ведь Земля – пока наш единственный дом, и, разрушив его собственными руками, человечество неизбежно погибнет.

Да, к сожалению или счастью, никто точно не знает, когда будет (и произойдет ли в ближайшем будущем вообще) конец света. Людям остается лишь гадать об этом событии, изучать прогнозы предсказателей и надеяться, что все их мрачные пророчества так и останутся пустыми страшилками, а человечество будет благополучно существовать еще многие миллионы лет.

ФОМА

А вдруг и вправду надвигаются дни, предсказанные в Откровении?

Письмо в редакцию:

Мы с мужем пришли в Церковь несколько лет назад и почти сразу стали замечать у некоторых знакомых верующих апокалипсические настроения. Я бы даже назвала их поведение надрывным — настолько навязчиво в нем прослеживается мотив «все плохо». Сначала такие люди у нас вызывали улыбку или жалость, но в свете событий последних месяцев я стала замечать и за собой нарастание паники — а вдруг и вправду надвигаются дни, предсказанные в Откровении?

Недавно, кстати, я прочла эту книгу и ничего в ней не поняла — кроме того, что в конце времен живые позавидуют мертвым и что умереть прямо сейчас не так уж и страшно. Еще я очень боюсь жить в последние времена: вдруг мне незаметно для меня самой с помощью современных технологий поставят печать антихриста? Мои эмоции передались мужу, мы оба не знаем, как жить дальше. Стоит ли в последние времена рожать детей? Нужно ли срочно покупать участок и обзаводиться натуральным хозяйством, чтобы не голодать во времена антихриста? Может, запастись продуктами на несколько лет вперед? Вообще — как строить планы на будущее? Можно ли спастись от греха и от антихриста, оставаясь «в системе»? И что значат все те пророчества, которыми наполнены страницы Нового Завета (да и Ветхого тоже)?

Анна

Отвечает теолог, публицист Александр Моисеенков

Дорогая Анна!

Поднятые Вами вопросы беспокоят человечество уже не одно столетие, а сам интерес к апокалипсической теме всякий раз усиливается в обществе с наступлением очередных бедствий. И это вполне закономерно — всегда спокойнее иметь четкое (пусть и негативное) видение будущего, чем ежеминутно строить прогнозы и, по сути, заниматься пустым гаданием. Но на большинство этих извечных вопросов ответ уже дан, причем самим Иисусом Христом: о дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф. 24:36).

Поэтому, с одной стороны, словами Спасителя можно было бы и завершить любые попытки размышления о грядущем конце света— дата его наступления неизвестна никому. А значит, стоит просто жить, с благодарностью встречая и провожая очередной день нашей истории. Но при этом проблема апокалипсиса очень многогранна, и если ее аспекты оставить без внимания, то можно прийти к выводам, которые как раз и порождают описанную Вами панику.

Тезис первый

Христиане всегда ждали конца света и жили так, будто он наступит с минуты на минуту.

Дело в том, что изначальная цель существования всей нашей исторической цивилизации состоит в том, чтобы человек уподобился Богу. А поскольку Адам и его потомки созданы как вершина всего творения, то через наше уподобление Творцу и вся вселенная во всем ее разнообразии призвана приобщиться своему Создателю.

Адам не выполнил эту миссию. Вместо послушания он проявил непокорность, вместо того, чтобы максимально сблизиться с Богом, — удалился от Него. Потомки Адама пошли дальше и вместо мудрого обладания миром избрали путь безудержного потребления и хищничества. И даже к самому себе падший человек стал относиться разрушительным образом, превращая собственную жизнь в служение своим желаниям и низшим потребностям.

Изменения, которые произошли с праотцем и праматерью, Адамом и Евой, передались их детям и внукам. Но еще до сотворения наших прародителей, предвидя их падение, Бог ради спасения мира принял решение Самому стать человеком и выполнить за Адама его миссию. На протяжении всей ветхозаветной эпохи Он готовил избранный народ к Своему приходу и в наиболее подходящий момент — когда в лице Девы Марии человечество явило максимальную чистоту и верность — воплотился и принял от Нее человеческую природу. В Иисусе Христе соединились Божество и человечество, и этим самым была достигнута цель, поставленная когда‑то перед нашими прародителями.

Воплощением, смертью, Воскресением и Вознесением Сына Божьего было завершено восстановление того, что давным-давно разрушил Адам. По сути, уже во времена Понтия Пилата земная история могла бы закончиться, и это было вы вполне логично. Но милосердный Христос продлевает годы существования мира, подарив нам уже более двух тысяч лет жизни.

Комментируя этот широкий жест со стороны Бога, христианские писатели, начиная с апостола Павла, говорят, что причина столь долгого терпения нашего Создателя — в Его безграничной любви. Продлевая время существования цивилизации, Он хочет, чтобы как можно больше людей откликнулось на Его любовь, и пока человечество будет на это способно, наш мир будет существовать.

Уже первые поколения христиан ожидали скорого наступления апокалипсиса. Доходило порой до того, что некоторые общины прекращали заботиться о земных вещах, полностью переключая внимание на духовную жизнь. И еще апостол Павел останавливал эти горячие головы, призывая их успокоиться и продолжать жить дальше в привычном для верующего ритме (2 Фес. 2:1-4). При этом пламенный миссионер, который сам ожидал встречи с Христом, говорил именно о спокойствии — по его словам, христианин никогда не расслабляется, а его жизнь всегда сопряжена с готовностью в любую минуту встретить Бога и предстать перед Ним. Вслед за Павлом эту мысль повторяли и последующие поколения богословов, призывая держаться золотой середины между попечением о земных вещах и постоянным памятованием о грядущем Дне Господнем.

Даже в годы наибольших гонений большинство верующих не оставляли привычных для них забот — люди по‑прежнему жили, трудились, вступали в брак и воспитывали детей. В их сознании не существовало различия между обычным временем и последними днями, потому что саму жизнь они воспринимали в апокалипсическом ключе — как непрерывное бодрствование. Примечательно, что момент второго пришествия Спасителя в ранней христианской литературе (да и в более поздней тоже) чаще всего называется именно так — День Господень. Это показывает одну особенность, которая отличает по‑настоящему церковное отношение к концу света от апокалипсической паники всех времен.

Конец света — что это значит?

Архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлиев) — церковный ученый, библеист, один из ведущих российских специалистов в области библейского богословия. В 1966 году окончил физический факультет Ленинградского университета, в 1978-м — Ленинградскую духовную академию. Автор многих научных публикаций. Кандидат богословия, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, преподаватель Санкт-Петербургского университета. Выступает с многочисленными открытыми лекциями.

— Относительно конца света в Православной Церкви сегодня наблюдается две тенденции: или благоговейного молчания, или мрачного, часто экзальтированного ожидания, когда люди уходят в леса, пещеры, оставляют нормальную жизнь, отказываются от паспортов. Почему?

— Исторически так сложилась, что уже самое первое поколение христиан, то есть апостолы и их непосредственные ученики, жили в напряженном ожидании скорого второго пришествия Христа. Это пришествие предсказывалось в Новом Завете, в первую очередь в Евангелиях: от Марка, Матфея, Луки, и мыслилось оно как «эсхатон», то есть конец этого мира. Но не полный конец, несущий разрушение всего творения, а его преображение, возрождение. И поэтому ожидание христиан было совсем не мрачное, а исполненное оптимизма. Апостол Павел уже в Первом послании к Фессалоникийцам (1 Фес. 1: 2-10), обращенным из язычества, говорит: «Вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых», — вот тут мы видим, что на второе место после проповеди монотеизма апостол ставит учение о втором Христовом пришествии, об ожидании воскресшего и прославленного Господа. Но это — не только состояние эсхатологического ожидания, но и состояние эсхатологического пребывания. Оно присутствует во всем Новом Завете.

Что такое конец, что такое эсхатон? Это край, предел! А все, что происходит за пределом данного мира, данного пространства, данного времени, мы называем трансцендентной реальностью. Это потусторонняя, божественная реальность. Вот, например, в книге Апокалипсис: там апостол Иоанн сначала пребывает на земле, на острове Патмос, где он был в ссылке, но потом «в Духе» (то есть в экстатическом порыве) он поднимается сквозь двери, открытые на небе, поднимается на небо, и его взгляд устремляется с неба на землю. Он попадает в трансцендентную сферу, за эсхатон, за пределы нашего пространства и времени.

А какие были первые слова Иисуса Христа, когда Он после Крещения и искушения в пустыне вышел проповедовать? «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 15 — это первые Его слова, зафиксированные евангелистами. И если точнее их переводить, они будут звучать: вот, исполнился срок, назначенный Богом, и уже сейчас пришло Царство Небесное (в оригинале стоит тут глагол в перфекте), покайтесь и веруйте в это Евангелие, в эту Благую весть. А в чем состоит «Благая весть»? Да в том, что Царство Божие уже здесь, что мы уже живем в эсхатоне. Потому что там, где Иисус Христос, там, где я живу с Ним, где я соединен с Ним, там я живу уже не только этим миром, но и миром потусторонним, так я перешагиваю за эсхатон.

Это прекрасно выражено в некоторых местах Священного Писания Нового Завета. Например, апостолом Павлом, когда он говорит своим чадам: «Вы уже оживлены Христом, вы уже живете во Христе, вы уже на небесах!» Как на небесах? Я же на земле! — Ну и что? Мы и на земле, и на небесах! — Да нам еще спасаться нужно! — Да бросьте, Вы уже спасены! (см. Рим. 3: 24). Вы уже совершенные! (см. 1 Кор. 2: 6). Но, с другой стороны, наше спасение только в будущем (см. Рим. 8: 23), совершенство еще впереди (см. Флп. 3: 12)! Таких на первый взгляд парадоксальных мест в Новом Завете очень много, но логически они легко разрешаются. Дело в том, что в спасении сосуществуют два аспекта. Один аспект объективный, от нас независимый, а второй субъективный, зависимый от нас. Это можно проиллюстрировать таким примером: вот человек пребывает в тюрьме. Он не свободен. Он сидит в камере, со всех сторон ограничен стенами и решетками, как все мы ограничены нашей греховной природой. И вдруг выходит указ президента: помилован! Что же? Появляется стражник, который открывает двери моей темницы и говорит: ты свободен! Но чтобы реализовать свою свободу, свое спасение, мне нужно еще сделать несколько шагов по направлению из камеры. Вот тогда я буду по-настоящему спасен и свобода моя будет реализована.

То есть я могу одновременно жить и здесь, и в эсхатоне — постепенно реализуя его в собственной жизни, в собственном состоянии.

Первые христиане жили непосредственным ожиданием скорого пришествия Христа, но шло время, и менялись поколения. Стало понятно, что конец придет не скоро, и вот тогда возникли эти две современные тенденции: с одной стороны, кто-то стал пытаться рассчитать дату пришествия, придумывать по этому поводу какие-то фантастические концепции, несмотря на все апостольские и церковные увещевания. Ведь уже в I веке апостолу Павлу приходится писать: «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью» (1 Фес. 5: 1-2) — то есть неожиданно, его нельзя предсказать. Другая тенденция была более трезвая: история продолжается, а стало быть, нужно жить, жить согласно Христу, жить в истории и не задумываясь о конце, но жить так, чтобы встретить этот конец достойно, когда бы он ни пришел.

Я думаю, что современная церковная позиция отражает тенденцию трезвения. А вот первая, хоть со временем и стала носить маргинальный характер, по-видимому, будет существовать до скончания века. Господь Иисус Христос в числе признаков наступающего конца говорит о появлении лжепророков, лже-христов, так же как и о появлении экзальтированных людей, которые будут говорить: здесь Христос, там Христос (см. Мк. 13: 21). Так что ничего нового в этом нет.

Показательно, что настроения «экзальтации» и кликушества, как правило, существуют в среде, богословски не образованной, среди людей, не знающих ни Священного Писания, ни толкований… Достаточно сказать, что представления о конце света у них провинциально-локальные. Ну, скажем, случится что-то в данной стране, городе или даже деревне: голод, землетрясение, — и это уже воспринимается как конец света, хотя Священное Писание говорит нам о принципиальном конце, о конце, имеющем космический характер.

Конец света. О событиях Апокалипсиса

— А события Апокалипсиса — это реальные катаклизмы, разрушение материков и гор нужно воспринимать как достоверное предсказание?

— Нет, это совсем неправильный взгляд на книгу Апокалипсис. Ну, во-первых, Апокалипсис — это книга не историческая и это не исторические прогнозы. Она написана в сложном жанре: во-первых, это апокалиптика, описание эсхатологических событий. Но все, что эсхатологично, не может быть описано нашим здешним языком, земными терминами. Поэтому весь язык Апокалипсиса насквозь символичен, и нужно знать и понимать все эти тонкие аллюзии и коды, которыми пользуется автор Апокалипсиса, чтобы понимать, о чем там идет речь.

Во-вторых, это пророчество. Но важно помнить, что христианское пророчество, как и ветхозаветное пророчество, это совсем не «предсказание». Предсказывают цыганки, а не пророки. Христианское пророчество никогда не описывает будущее! Оно всегда относится к тому, что происходит сейчас и здесь. И Апокалипсис — это книга пророческая.

Наконец, Апокалипсис — глубоко богословская книга. Какая ее основная мысль? О ней говорит уже первая строчка книги: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам своим, чему предстоит быть вскоре» (Откр. 1: 1-3). Что в Апокалипсисе открывается? Открывается то, как должно осуществиться одно из важнейших прошений молитвы «Отче наш»: «Да приидет Царствие Твое, яко на небеси и на земли»!

Мы знаем, что на земле царит зло. Это царство сатаны, царство греха. А на небе Царство Божие, царство благодати. Так вот, как Царство Небесное станет Царством земным? Об этом и говорит Апокалипсис. Апокалипсис говорит и о роли Церкви: что нам делать, чтобы Царство Божие осуществилось на Земле.

— Но если это так, то почему Апокалипсис не читается в Православной Церкви за богослужением, как читаются все остальные книги Нового Завета?

— У католиков и протестантов он читается. Все дело в разной судьбе этой книги на Востоке и Западе. Вы, может быть, удивитесь, но до V века на Востоке ее почти никто не знал. У святых отцов Восточной Церкви вы не найдете ни одной строчки, ни одного упоминания об этой книге, даже у святого Иоанна Златоуста, который толкует или цитирует все книги Священного Писания. Она ему просто неизвестна!

За всю двухтысячелетнюю историю на Востоке эта книга лишь единожды толковалась — это толкование святого Андрея Кесарийского ( VI — VII века), которое в общем несопоставимо с тем мощным потоком толкований, который Апокалипсис имел на Западе, начиная со II века, со святого Иринея Лионского, и до наших дней. На Востоке вплоть до XII века «Откровения» почти нет в рукописях, да и после эта книга появляется не во всех печатных изданиях Нового Завета. В древности Библии как единой книги в современном представлении, такой, которую можно поставить на полку и где обязательно есть все книги Нового и Ветхого Завета, почти не было. Библию переписывали вручную, чаще не весь текст подряд, а по зачалам (богослужебным отрезкам. — Ред.), чтобы читать в Церкви. Имели Библию целиком только редчайшие монастыри или ученые монахи. А на Западе Апокалипсис активно переписывали, печатали и читали в Церкви.

Почему так вышло? На Востоке всегда очень осторожно относились ко всякого рода «откровениям», опасались гностически-экзальтированых «пророков». Малая Азия, где апостол Иоанн писал Апокалипсис, была главным раннехристианским источником гностических ересей. И к этой книге на Востоке относились с осторожностью. Канон книг Нового Завета складывался постепенно и в разных областях по-разному. Варварский Запад был попроще, богословская мысль там была не столь бурной, ересей потому поменьше, и Апокалипсис очень рано включили в канон. На Востоке же круг чтений сложился до того, как Апокалипсис окончательно попал в восточный канон и укрепился в нем.

Апокалипсис

Это произошло и в связи с особенностями самой этой книги. Если для первых читателей Апокалипсис был утешительной книгой, повествующей о конце этого злого мира и близости спасения в Царствии Божием, то со временем и эсхатон, и описанные в Апокалипсисе события стали восприниматься как что-то страшное, нежелательное. Первые читатели смотрели на ту цель, к которой ведет книга: Бог воцарится и совершит то, что замыслил… Последующие поколения стали видеть только ужасы, что отражает во многом ветхозаветное понимание «Дня Господня», эсхатона, который там изображается именно как ужас. «Горе желающим Дня Господня! …он тьма а не свет» (Амос 5: 16-20 ). То же и у Захарии, у Исайи. А тут сияющий Иерусалим, венец радости!!!

«Конец света» — миф?

— Западные толкования опирались на «реалистическое» понимание пророчеств Апокалипсиса?

— Были разные толкования: и более духовные, и буквалистские, которые ожидали увидеть, например, конкретную саранчу. Но это значит вообще ничего не понимать в Апокалипсисе! Эта книга глубоко символична. А ждать реальную саранчу, это все равно что смотреть на икону и, если там изображен, скажем, человек с мечом — так изображают апостола Павла, — думать при этом, что апостол действительно все время ходил по Риму с мечом. Это же символика!

Тезис третий

Наше время принципиально ничем не отличается от апостольской поры, или периода гонений, или, к примеру, советского периода.

Во все времена находились те, кто сознательно или неосознанно поддавались соблазну вложить в апокалипсические сюжеты как можно больше эмоций и густых красок. Иногда они сгущаются настолько, что у некоторых людей при упоминании антихриста, электронных паспортов, чипов и прочих похожих вещей возникает состояние легкого обморока или даже панического страха. Несколько раз мне самому приходилось наблюдать, как под влиянием такой пропаганды люди продавали дома, отказывались от работы и социальных выплат, оставляли в банках сбережения. Есть и те, кто уходит в глухие села в надежде скрыться от зла.

Что же — мир действительно лежит во зле, а точнее — находится во власти сатаны, который украл власть у человека, узурпировал ее и направил не на созидание, а на разрушение. Но Церковь, признавая факт этой узурпации, всегда учила, что и мир, и сам сатана изначально созданы Богом добрыми. Это утверждение имеет далеко идущие выводы.

Дело в том, что зло изначально не заложено ни в одном разумном живом существе. Если кто и становится злым, то исключительно по собственной воле, а не по воле Божьей. А это означает, что даже сатана не в силах склонить человека на сторону зла, если тот не откроет ему двери своей души и сам не даст власть над собой.

Конечно, это не значит, что сатана не страшен. В прошлом Люцифер был самым великим из ангелов, мог повелевать стихиями, и даже сотой части былого могущества хватит ему, чтобы держать в страхе все живое. Но человека, находящегося под кровом Божьей благодати, сатана и бесы могут лишь смутить, вывести из душевного равновесия, подтолкнуть ко греху. А вот грешить ли, то есть подчиниться их воздействию, — человек решает уже сам и порабощается злу по собственной воле. Поэтому и печать антихриста тоже может быть принята лишь добровольно, а не навязана тайным образом через прививки, сканирование или другие скрытые манипуляции. К тому же не стоит бояться, что антихрист придет тайно. Когда это случится, все радиостанции и телеканалы будут трубить об этом.

О приходе антихриста мы знаем мало. Практически ничего не знаем. Но некоторые прогнозы можно делать. Как считает церковная традиция, это будет обычный человек, наделенный, однако, огромными властью, способностями и силой. Их даст ему сатана. Его власть будет носить не только политический, но и религиозный характер. Не будет брезговать он и различными оккультными приемами для удивления и устрашения. С чисто обывательской точки зрения этот человек — симпатичная личность, идеальный вождь, о котором мечтали почти все цивилизации. Умный политик, тонкий дипломат, «миротворец», обаятельный оратор — он пообещает построить общество глобального благоденствия и счастья. И его лжи поверят почти все.

Вообще, сама идея урбанистической цивилизации стала закономерным следствием отпадения первых людей от Бога. Первый город, первые ремесла и первые развлечения появились на земле благодаря усилиям потомков Каина — человека, совершившего первое в истории убийство. Конечно, их древнейшее поселение нельзя сравнить с крупнейшими мегаполисами современности и даже с городами Античности, но уже тогда общество начало обретать опыт жизни без Бога. Опыт противопоставления себя всей окружающей природе. Опыт выживания во враждебной среде. И в таких условиях огромное значение придается тем или иным формам государственного контроля и принуждения, которые из века в век лишь совершенствовались и которые достигнут вершины своего развития в государстве антихриста.

Есть мнение, что в последние времена гражданину не потребуется даже отречение от собственных убеждений и от веры. Останется одно-единственное условие — признать нового мирового лидера богом. Если же этого не сделать, то и печати не получить, а без печати — как без паспорта — ни прав, ни свобод. Без паспорта гражданина вообще нет — с ним можно делать все что угодно, и никто не защитит его — ведь он изгой. «Запечатление» жителей последней мировой империи станет простой формальностью, но при этом будет прямым нарушением Божьей заповеди: Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня (Исх. 20:3).

С одной стороны, антихрист ничего нового не принесет — изменится лишь антураж, суть же всей системы останется той же. Но с другой стороны, и в Вавилоне, и в Древнем Риме, и в революционной Франции, и в нацистской Германии, и на наших землях на протяжении всей нашей сложной и подчас трагической истории у человека всегда оставалось место, куда государство достать не могло, — сердце. Именно поэтому во все времена велась борьба за обладание умами и настроениями масс. Как сказал когда‑то герой Достоевского, «дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

***

Перспектива гонений не радует современных верующих людей. Особенно на фоне быстро распространяющихся в интернете мрачных предсказаний. В ответ на временами поднимающуюся панику Церковь всегда призывала к спокойной трезвости. Не помешает она нам и сейчас, когда мир стоит на пороге больших перемен. Не повредит нам также и умение довольствоваться малым, и навыки сельского труда, и привычка обходиться без гаджетов. Только вот не это главное в последние дни мира.

Важно прежде всего помнить об одной общей для всех сегодняшних христиан опасности: сеемая среди верующих смута подспудно навязывает именно антихриста в качестве предмета ожидания, а ведь совсем не его Церковь призывает ждать. Она ждет не его — она ждет Христа. Христа, Который в День Господень (по преданию — через три с половиной года после воцарения «сына погибели») придет во славе, разрушив царство зла. Придет окончательно и навсегда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *