Кому подчиняется сербская православная церковь?

По книге: Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. В 2 т. — М., Русские огни. 1994.

Зарождение патриаршества в Сербии

История патриаршества в Сербии началась в XIV веке. В 1346 году король Сербии Стефан Душан созвал церковный Собор, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии. Первым Сербским Патриархом был Иоанникий II (1338 —1346 —1354). Патриаршая резиденция помещалась в Печи («Печская Патриархия»).

Печскую Патриархию признал Тырновский Патриарх Симеон и Охридский Архиепископ (последний в то время был подданным сербского короля). Константинопольский же Патриарх Каллист не только не признал Сербскую Патриархию, но в 1352 году наложил на нее анафему. Причиной были выставлены те обстоятельства, что Стефан Душан будто бы являлся единомышленником Западной Церкви и что, укрепляя национальную Церковь, изгнал в 1349 году греческих епископов.

Только в 1374 году, по настоянию афонского сербского монаха Исайи, Константинопольский Патриарх анафему снял «под одним условием, чтобы, в случае если сербы окрепнут и овладеют опять греческими областями, они не переменили митрополитов, как и повелевают соборные правила».

В 1459 году Сербия пала под ударами турок. Турецкое иго для сербского народа было очень тягостным. Замолкли в церквах колокола, сократились школы, сербы как нация были подавляемы. Большинство церквей было обращено в мечети. Верующих насильно заставляли принимать ислам.

В подобном положении православные сербы оставались вплоть до второй половины XIX века. В связи с потерей политической самостоятельности прекратила свое существование и Печская Патриархия: она была подчинена архиепископу в Охриде. Ее восстановление состоялось лишь в XVI веке. Патриархом был избран Макарий Соколович (1557 —1571, 1574).

Патриарх Макарий, как и первые Предстоятели Сербской Православной Церкви, прежде был игуменом Хиландарской обители. О связях с Афоном прочих иерархов Сербской Православной Церкви сведений нет. Сербский «Родослов» содержит данные только о трех первых Патриархах. О последующих Патриархах сохранились краткие сведения, а подчас одни имена. О них можно узнать, познакомившись с трудом игумена Арсения «Архиепископы и Патриархи Сербские с начала XIII до второй половины XVIII столетия», опубликованным в «Православном обозрении» в 1868 году в т.26 (ср.: Е. Голубинский. Указ. соч. С. 456, 476).

Период в истории Сербской Церкви со времени подчинения ее Константинополю характеризуется особо активным стремлением греческой иерархии эллинизировать сербов: на церковные посты назначались греки, не знавшие сербского языка, вводился греческий язык в проповедь, в учебные заведения, в письменность.

В 1830 году Сербия получила политическую автономию, а в 1831 году — также и церковную автономию с титулом митрополии. Эти события, естественно, явились важным моментом в жизни православных сербов.

В 1878 году по Берлинскому договору Сербия получила политическую самостоятельность, а в 1879 году Константинопольский Патриарх Иоаким III издал грамоту, которой признал и автокефалию Сербской Православной Церкви.

Патриархи Сербии в XX веке

После Первой мировой войны, когда произошло объединение Сербии, Хорватии, Словении, Далмации, Боснии и Герцеговины, Черногории, 1 декабря 1918 года в Белграде было провозглашено «Королевство сербов, хорватов, словенцев». В мае 1919 года в Белграде встретились епископы и провозгласили объединение различных сербских епархий в единую Сербскую Православную Церковь. С этого дня началась новейшая история патриаршества в Сербии.

12 сентября 1920 года в Сремских Карловцах состоялся архиерейский Собор, который восстановил в Сербской Церкви патриаршество. В тот же день — день памяти святого короля Милутина — Патриархом был избран Белградский митрополит Димитрий.

Патриарх Димитрий (1920—1930)

Патриарх Димитрий (1920—1930) родился в 1846 году в г. Пожаревац в благочестивой христианской семье ремесленника. Начальное образование получил в родном городе. В 1868 году успешно окончил Белградскую Духовную Семинарию и вскоре принял сан священника (1870). Овдовев, молодой пресвитер в 1873 году поступил на филологическое отделение высшей школы в Белграде, после окончания которого некоторое время работал преподавателем Белградской Духовной Семинарии. В 1882 году был избран епископом на Нишскую кафедру, затем переведен на Шабацкую кафедру. После кончины Митрополита Иннокентия Димитрий стал Митрополитом Сербии. На этом посту оставался вплоть до избрания его Патриархом.

Как современники, так и последующие церковные писатели отзываются о святителе Димитрии как исключительно добром архипастыре, всецело преданном делу Церкви и своему народу. Несмотря на занимаемый высокий пост в Церкви, Патриарх Димитрий всегда оставался скромным и всем доступным. Естественно, что избрание его на Патриарший престол было встречено всеобщей радостью, а вскоре после его интронизации стали говорить и писать: «Такой нам и нужен Патриарх».

Вслед за восстановлением патриаршества в жизни сербского народа произошло другое знаменательное событие: в июне 1921 года в новом королевстве была принята конституция, которой провозглашалось равноправие православия, католичества и магометанства. Государство обещало им оказывать одинаковую материальную помощь.

Преемники Патриарха Димитрия (1930 — 1990)

Преемниками Патриарха Димитрия были: Варнава (1930 — 1937), успешно боровшийся против конкордата, который правительство хотело заключить с Римской Церковью; Гавриил (1937 — 1950), испивший с величайшим мужеством и достоинством горькую чашу страданий во время Второй мировой войны; Викентий (1950 — 1958), ожививший взаимоотношения Сербской Церкви с Поместными Церквами-Сестрами; Герман (1958 —1990), укреплявший братские связи с Русской Православной Церковью; Святейший Павел, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловский и Патриарх Сербский (интронизация 2 декабря 1990 г.).

Патриарх Герман в июне 1989 года пострадал (перелом бедра) при возвращении с торжеств, посвященных памяти Косовских событий: 600-летие Косовской битвы (1389) и 300-летие великого перехода сербов (около 500 тысяч) в Австро-Венгрию. В связи с болезнью Патриарха 1 декабря 1990 года был избран, а 2 декабря интронизован преемник Павел.

Патриарх Павел (1990 — 2009)

Святейший Патриарх Павел (Стойчевич) родился 11 сентября 1914 года в селе Кучанцы (Славония). Окончил гимназию в Тузле, Духовную Семинарию в Сараеве, Богословский факультет в Белграде. Преподавал Закон Божий. В 1948 г. принял монашество и нес послушание преподавателя Духовной Семинарии в Призрене, а затем в сане архимандрита изучал Священное Писание Нового Завета и литургику на Богословском факультете в Афинах. В 1957 году возведен во епископа Рашско-Призненского, откуда и был призван к патриаршеству (жребий вынут архимандритом Антонием).

«Духовность, молитвенность, смирение и любовь — это смысл церковного служения», — сказал Святейший Патриарх Павел в день своей интронизации (см. ЖМП, 1991, № 3. С. 9 — 10).

В 1988 году Богословский факультет в Белграде присвоил ему степень доктора богословия «гонорис кауза».

В годы войны против гитлеровских захватчиков Сербская Православная Церковь облегчала участь своего народа, мужественно поддерживая его в доблестной борьбе с фашизмом; вместе с ним она понесла великие потери. Тогдашний Патриарх Гавриил без колебаний встал на стороне освободительного движения. Это принесло Святителю долгий период заключения и пыток, а многим священникам ужасную мученическую смерть. Никогда за всю свою историю Сербская Церковь не имела более тяжелых дней, чем эти.
С первых дней оккупации Югославии многие селения были сожжены, и кровь достойных граждан и их священников лилась потоком.

В некоторых местах Церкви превращались в тюрьмы и места казни. Гитлеровцами был расстрелян входивший в юрисдикцию Сербской Церкви Чешско-Моравский епископ Горазд. Были казнены митрополит Добробосанский Петр, епископ Банялукский Платон, епископ Горно-Карловацкий Савва и сотни священников Сербской Православной Церкви. В те трудные дни Церковь много страдала, но она пережила их, чтобы приветствовать освобождение.

Немало страданий православному населению принесли в те годы и ранее действия католиков. Согласно заявлению профессора Богословского факультета С. Гошевича на IV Всеправославном Совещании, отношения между римо-католиками и православными были кровавыми. «Особенно напряженными были они в областях со смешанным населением, как, например, в Далмации. Перед последней войной наш лучший Патриарх, Варнава, умер при загадочных обстоятельствах. Все данные свидетельствуют о том, что его отравили католики. Во время последней войны католики-хорваты убили 1 миллион 700 тысяч православных сербов, 300 церквей было разрушено. Конечно, играла немалую роль и национальная сторона, но преобладал религиозный фактор. Производилось массовое насильственное, под угрозой смерти, крещение православных в католиков».

В последнее время в Хорватии снова обострились взаимоотношения православных и католиков. В связи с этим в сентябре 1990 года в Пакраце состоялось заседание епископата и духовенства Хорватии, на котором были изложены факты ущемления прав православных в этой республике и были предложены пути к пониманию: «жить в мире и согласии». Составленное на заседании «Сообщение для общественности» в том же месяце было рассмотрено Священным Синодом Сербской Православной Церкви. Старейший член Священного Синода митрополит Загребско-Люблянский Иоанн обратился от имени Патриарха и Синода к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой ознакомить с данным «Сообщением» Русскую Православную Церковь и общественность.

Начавшиеся после распада Югославии на отдельные республики трагические события в Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговине осложнили и жизнь Сербской Православной Церкви, «Сегодня, — читаем в призыве Всемирного Совета Церквей, —хорватские «преемники европейской культуры» посягают на жизнь и уничтожают православные традиции и культуру в восточной Герцеговине, потому что, по их мнению, это культура «азиатская», «турецкая», «коммунистическая» и «византийская», но никак не европейская».

Продолжающиеся кровопролития, вандализм в Сербской Крайне понудили Святейшего Патриарха Сербского Павла обратиться с телеграфным сообщением к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. В ответной телеграмме (от 2 февраля 1993 г.) Его Святейшества говорилось: «Русская Православная Церковь выступает за немедленное прекращение бесчеловечного конфликта и сострадает жертвам братоубийственной войны. В настоящее время тяжких испытаний для Вашей Церкви и Вашего мученического народа мы, Ваши единоверные братья и сестры, обращаемся к международному и европейскому сообществу с призывом приложить все возможные усилия, дабы мир и спокойствие воцарились на Вашей многострадальной земле».

Незамедлительно — 5 февраля 1993 г. — Святейший Патриарх Алексий II встретился в Кремле с Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным и сообщил ему об обеспокоенности продолжающимся братоубийством на территории бывшей Югославии, нашедшей свое отражение в обмене телеграммами между двумя Предстоятелями.

Кроме того, в тот же день Святейший Патриарх Алексий II вновь направил телеграмму Сербскому Патриарху Павлу, в которой сообщил о имевшей место встрече с Президентом России и о том, что им выражена озабоченность в посланиях к генеральным секретарям Всемирного Совета Церквей и Конференции Европейских Церквей с призывом «без промедления предпринять шаги» к уврачеванию трагического конфликта. Святейший Патриарх Алексий II выразил Сербскому Патриарху «самое искреннее сострадание» и заверил, «что и в дальнейшем будут предприниматься все возможные шаги, чтобы помочь прекращению братоубийственного конфликта».

Патриарх Сербский Павел скончался 15 ноября 2009 г.

Третья статья нашего обзорного цикла о расколах, произошедших в Церкви в 20-21 веках, будет посвящена церковной схизме в Черногории. Сегодня, после принятия в конце мая 2019 года прозападными властями Черногории во главе с президентом Мило Джукановичем проекта закона «о свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин», СМИ вновь широко стали обсуждать гонения на каноническую Церковь и поддержку раскольников в Черногории.

Напомним читателям, что Священный Синод Русской Православной Церкви 9 июля также официально выразил свою обеспокоенность в связи с давлением государственных властей Черногории на каноническую Черногорскую и приморскую митрополию Сербской Православной Церкви.

«Особую тревогу вызывает опубликованный Правительством Черногории в мае 2019 года проект Закона о свободе религии и верований и правовом положении религиозных организаций, содержащий ряд дискриминационных мер, среди которых – изъятие в собственность государства части имущества Сербского Патриархата, включая здания храмов и монастырей», – отмечается в заявлении русского Священного Синода.

Что же происходит в стране, где менее двадцати лет назад появились: национальность «черногорец», «черногорский язык» с двумя новыми буквами в дополнение к обычному сербскому алфавиту и своя карманная «Черногорская православная церковь».

Сербское царство
серб. Српско Царство, Srpsko Carstvo
1346 — 1371







Флаг Герб

Сербское царство при Стефане Душане, 1350
Столица Скопье и Призрен
Язык(и) Сербский
Религия Сербская православная церковь
Форма правления монархия
Династия Неманичи
Царь сербов и греков
— 1346—1355 Стефан Урош IV Душан
— 1355—1371 Стефан Урош V

История Сербии

Доисторическая Сербия

Старчево

Винча

Античная Сербия

Мёзия

Средние века

Рашка

Дукля/Зета

Захумье

Травуния

Сербское царство

Моравская Сербия

Битва на Косовом поле

Сербская деспотия

Османская/Габсбургская Сербия

Первая Габсбургская Сербия

Вторая Габсбургская Сербия

Сербская революция

Первое сербское восстание

Второе сербское восстание

Современная Сербия

Княжество Сербия

Королевство Сербия

Первая мировая

Создание Югославии

Королевство Югославия

Вторая мировая

Ужицкая республика

СР Сербия

Сербия и Черногория

Республика Сербия

Портал «Сербия»

Стефан Душан, сербский царь (1346—1355)

Се́рбское ца́рство (серб. Српско Царство, Srpsko Carstvo), Сербско-греческое царство или (применительно к первому его периоду) Ду́шаново ца́рство — эпоха в развитии сербского государства, когда оно достигло своего величайшего могущества и расширило свои пределы до максимальных за всю историю. Эпоха эта обычно определяется от коронации сербского короля Стефана Душана царским титулом до поражения сербских войск на реке Марице, то есть с 1346 по 1371 год. Сербское царство было одним из самых могущественных государств Европы своего времени.

Предыстория

6 января 1322 года Стефан III, впоследствии названный Дечанским, после смерти своего отца Милутина победивший в гражданской войне других претендентов на сербский престол, был коронован «богоданным венцом королевства сербского». В 1325 году он женился на Марии Палеолог, дочери византийского пангиперсеваста Иоанна, племянника императора Андроника II. В борьбе последнего с его внуком Андроником III Стефан занял сторону своего тестя, и, несмотря на его поражение, приобрел Велес, Просек и несколько городов в Македонии.

В результате войн с Дубровником Стефан получил Стон, Пелешац, а также, вероятно, часть Хума.

Растущая сила Сербии объединила против неё болгарского царя Михаила и Андроника III. В 1330 году болгарская армия была разбита в битве под Велбуждом: Михаил погиб, а шедший на помощь Андроник при известии об этом вернул свои войска домой.

Однако замирение с Византией настроило против Стефана значительную часть сербской знати, которая считала это результатом козней королевы-византийки. Последняя упорно настаивала, чтобы наследником Сербии был не старший сын Стефана — Душан (Стефан Душан), а другой — Синиша.

Королевич Душан и знать Зеты решили, что пора покончить с властью короля Стефана. Их намерениям способствовал переворот в Болгарии, в результате которого царем там стал Иван Александр, вновь возбудивший угрозы против Сербии. Вскоре Душан при помощи зетской знати легко сверг своего отца и 8 сентября 1331 года короновался как король Сербии; свергнутый отец его умер в заточении в ноябре.

Душан вскоре женился на Елене, сестре болгарского царя Ивана Александра. Во многом благодаря этому браку отношения между Сербией и Болгарией во время правления Душана оставались дружественными.

В том же году Душан был торжественно встречен жителями Дубровника. Через два года они получили от него побережье Далмации от Стона до Дубровника.

Вскоре молодой сербский король напал на Византию и занял почти всю Македонию, города Прилеп, Охрид, Костур и Струмицу (лишь Солунь выдержала осаду и осталась за Византией). Мирный договор 1334 года закрепил новые границы.

В 1336—1340 гг. Душан захватил большую часть Албании и расширил свою державу до Янины. К 1345 году под его властью была вся Македония (кроме Солуни), Албания и Эпир.

Идея восстановления царства в Новое время

Возможность возрождения царства Душана наиболее полно была описана сербским историком Йованом Раичем в сочинении «Истории разных славянских народов» (1794—1795), об этом писали и другие авторы XVIII века. «Начертание» Илии Гарашанина 1844 года ставило целью воссоздание средневекового Сербского царства. С предложением создать Славяно-сербское царство со столицей в Дубровнике и под покровительством России выступал в 1806 году черногорский владыка Пётр I Петрович.

Примечания

  1. В сербской и русской литературе используется термин «царство», в англоязычной — «империя» (англ. empire).
  2. В Константинополе создания сербской патриархии не признали, и царь Душан, патриарх Иоанникий и всё сербское священство с 1350 по 1375 год находились под анафемой. Византийцы именовали Душана и его наследника только королями Сербии.

См. также

  • История Сербии

Каноническая Церковь в Черногории

В Черногории действует несколько канонических епархий Сербской Православной Церкви, две из которых полностью находятся на территории страны: Черногорско-Приморская митрополия и Будимлянско-Никшичская епархия СПЦ. Они всячески преследуются властями страны. Одним из элементов этих государственных гонений стал вышеуказанный закон, по которому часть собственности канонических епархий СПЦ может быть насильственно отторгнута в пользу раскольнической структуры.

Большинство православных черногорцев не поддерживало идею автокефалии от Сербской Церкви и «проголосовало ногами» от раскольников в Черногорскую и Приморскую митрополию СПЦ, которая на сегодняшний день насчитывает около 600 храмов и 60 монастырей.

Митрополит Амфилохий (Радович)

Митрополит канонической Черногорской и Приморской митрополии Амфилохий (Радович) придерживается мнения, что Церковь, в отличие от государств, живёт поверх границ: «Вселенское православие объединяет, а не разъединяет Церковь».

По оценкам владыки Амфилохия, раскольников не поддерживает даже 1% населения страны и если бы не прямая поддержка Джукановича и его западных покровителей, раскол бы давно изжил себя.

Вероятность уврачевания Черногорского раскола можно оценить как наиболее высокую, среди рассмотренных нами расколов в Македонии, Черногории и на Украине. Президент Джуканович не вечен и, когда в будущем в стране случится смена политической власти, раскольники потеряют поддержку властей. А учитывая нелюбовь к ним рядовых жителей страны, долго сохранять свою организацию раскольники просто не смогут.

Для использования в других целях, см Королевство Сербии (многозначный) .

Королевство Сербия
Краљевина Србија
Kraljevina Srbija
1882-1918
Anthem:
» Боже правде » / » Гимн Сербии »
( на английском языке: «Бог справедливости»)
Королевство Сербии в 1914 году
Столица Белград
Общие языки сербский
религия сербское Православие
Правительство Конституционная монархия
король
• 1882-1889 Милан I
• 1889-1903 Александр I
• 1903-1918 Петр I
премьер-министр
• 1882-1883 Пирочанац (первый)
• 1912-1918 Пашич (последняя)
законодательная власть национальное собрание
Историческая эпоха Новый Империализм , мировая война
• Провозглашение 6 марта 1882
14 ноября 1885
• Переворот мая 10 июня 1903
• Балканские войны 1912-1913
• Балканы кампания 1914-1918
• Корфу декларация 20 июля 1917
28 ноября 1918
1 декабря 1918
валюта Сербский динар
ISO 3166 код RS

Предшествует Преемник
Княжество Сербия Королевство Черногория (в ноябре 1918)

Королевство сербов, хорватов и словенцев

Сегодня часть Сербия Северная Македония Косово Черногория

Королевство Сербия ( сербский : Краљевина Србија , латинизируется : Kraljevina Srbija ) является бывшей страной , расположенной на Балканах , которая была создана , когда правитель княжества Сербии , Милан I был провозглашен королем в 1882 году.

С 1817 годом Княжество управлялось династиями Обреновича (заменено на династии Караджорджевича в течение короткого промежутка времени). Княжество, сюзеренитет в Османской империи , де — факто достигли полной независимости , когда последние османские войска покинули Белград в 1867 году Берлинский конгресс в 1878 году признал формальную независимость от Княжества Сербии , и в ее составе Нишава , Пирот , Toplica и Vranje районы вошли в Южную часть Сербии .

В 1882 году, Сербия была возведена в статус королевства, сохраняя внешнюю политику дружественной к Австро-Венгрии . Между 1912 и 1913, Сербия значительно расширил свою территорию за счет участия в первых и Второй Балканских войн — Sandzak-Рашка , Косово вилайета и Вардар Македонии были захвачены. В конце Первой мировой войны в 1918 году объединилась с Воеводине и Королевством Черногории , а в декабре 1918 года он был объединен с вновь созданным государством словенцев, хорватов и сербов , чтобы сформировать Королевство сербов, хорватов и словенцев (позже известный как Королевство Югославии ) в рамках продолжающегося правления династии сербских Караджорджевичей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *