Когда появилось православие?

Христианство дает человеку надежду на спасение души, Вечную Жизнь, близость к Господу. Сама христианская вера порождает в человеческих душах искренние, светлые и чистые чувства, поэтому ассоциируется с чем-то незапятнанным, высокодуховным.

Кажется, что само по себе это вероучение не может вызывать негативных ассоциаций, но все же есть люди, которые осознанно и добровольно принимают решение уйти от Господа и отказаться от Его воли и благодати. В этом случае речь идет о вероотступничестве, которое христиане также называют анастасией.

Что такое апостасия

Изначально этот термин имел политическое значение и использовался в значении — бунт, противостояние власти, дезертирство. Так называли людей, критикующих действия правителей или отказывающихся принимать участие в военных походах. Апостасия жестоко каралась законами древнего времени.

Слово «апостасия» означает отпадение от христианской веры

В годы становления христианства, как мировой религии, апостолами стали называть и отказавшихся от своих убеждений верующих. Сам термин пришел в нашу речь из Греции, где апостолами называли первых христиан, не выдержавших гонений и давления языческих властей. И в древности, и в современном мире термин «ипостась» используется в значении «отступник».

Апостасия, или вероотступничество — осознанный и добровольный уход от христианского вероучения, отрицание правильности догматов христианства, истинности веры, намеренный отказ от Бога и Его милости.

Сейчас отступниками называют людей:

  • отказавшихся от христианства и принявших другую веру;
  • сделавших выбор в пользу атеизма;
  • отступников от священного и монашеского сана.

У вероотступничества может быть множество причин: иногда душу человека полностью поглощает какая-либо страсть, иногда любовь к мирским удовольствиям перевешивает стремление к Господу, иногда человека делают вероотступником насильно.

Важно! Господь хочет спасения для абсолютно всех людей, поэтому милосердно принимает молитвы раскаявшихся грешников и дарует им прощение.

Так или иначе, человека, совершившего эту страшную ошибку нельзя назвать безнадежным: никогда не бывает поздно вернуться к Господу, покаяться и попросить о милости.

Раннехристианские времена

Христиане в течение первых нескольких веков после рождения Сына Божьего подвергались серьезным гонениям: современному человеку сложно даже представить те жестокие пытки, которые выносили первые христиане в борьбе за истинность своей веры.

Об апостасии (отступлении от Бога), как величайшем знамении последних времен, пишет в своих посланиях апостол Павел

Верующие не могли спокойно собираться для проведения богослужений, не могли славить Христа и прославлять Его подвиги, не могли спокойно крестить детей и строить храмы: любое проявление христианского мировоззрения в древние времена жестко пресекалось.

Первых христиан жестоко истязали, топили в водоемах, сжигали на кострах, мучили в темницах и на площадях, но это не могло сломить силу духа верующих. Многие христиане предпочли избрать мученическую стезю, но не отказаться от веры и Христа.

Однако не все люди могли выдержать такие нечеловеческие пытки: некоторые не нашли в себе сил выдержать физические мучения до конца, и отреклись от веры взамен на прекращение истязаний. Этих людей в христианстве было принято называть апостолами.

В такой ситуации, как в случае принудительного обращения в другую веру, у людей, отрекшихся от Господа в результате тяжелых физических мучений и лишений, была возможность раскаяться. После массовых гонений на сторонников христианского вероучения, произошедших во времена римского императора Деция, отступничество стало массовым явлением.

Понятие апостат применяется к христианам, отпавшим от веры во время гонений

На одном из Карфагенских Соборов было принято решение о смягчении покаянной дисциплины для апостатов: одних из них принимали в христианство на смертном одре, другие могли заслужить это право в течение жизни, благодаря искреннему покаянию и безропотно несению епитимьи.

Важно! Когда речь заходит о принудительном обращении в веру, перед глазами сразу предстают образы христианских великомучеников: людей, претерпевших нечеловеческие страдания, но не предавших свою веру.

Вместе с памятью о Святых, в нашу душу приходит искушение осудить всех тех людей, которые под страхом смерти и пыток в былые времена и в нынешние дни отказывались от своих убеждений и принимали чужую веру. Однако имеем ли мы право осуждать таких людей, если Господь дает им возможность раскаяться и вернуться под крыло христианской Церкви?

Можем ли мы быть уверенными в своих духовных силах, в своем стремлении страдать за Христа и выносить ужасные муки с Его светлым именем на устах? Главная задача каждого христианина в те моменты, когда он слышит о подобной насильственной апостасии — молиться за душу человека, ставшего вероотступником против своей воли.

Еретические вероучения

Изначально ересь, как намеренное искажение христианских догматов, считали одним из видов апостасии.

Важно! Еретик — человек, отрицающий некоторые устоявшиеся положения христианского вероучения, или предлагающий религиозную концепцию, противопоставляющую себя традиционному вероучению Церкви.

Позже эти понятия перестали отождествлять. Апостасия подразумевает под собой полный отказ от Бога, отрицание любых догматов христианства, в то время как ересь, хоть и пропагандирует ложные истины, но все же не подразумевает уход от Бога.

Наказание для отступников и еретиков в Средние века были одинаковыми. Если в раннехристианские времена, когда христианство стало основной государственной религией многих европейских государств, отступник лишался всех гражданских прав, в Средневековье такого человека ждала незавидная участь: в лучшем случае апостатов и еретиков ждало долгое тюремное заключение.

Апостасия в Православии и Католицизме

В Католицизме апостатоми считаются:

  • атеисты, которые ранее считали себя христианами;
  • люди, принявшие другую веру: ислам, иудаизм и т.д.
  • люди, принявшие повторное крещение: католическая традиция отрицает возможность повторного проведения этого Таинства.
  • люди, отказавшиеся от духовного или монашеского сана.

Интересно знать! Ранее вероотступниками считались прихожане, не подчинившиеся приказу церковных властей. Людей, допустивших такое поведение, ожидало не только отлучение от Церкви, но и уголовное наказание. В современной Католической Церкви эти принципы не считаются действительными.

В Православии вероотступниками раньше считали не только людей, добровольно отказавшихся от Бога и Православной Церкви, но и людей, совершивших тяжелые религиозные преступления. Часто сам вероотступник не подвергался уголовному преследованию, но человека, агитирующего за отречение от веры и Господа, в имперские времена ждала длительная ссылка.

Православие призывает верующих хранить веру во всех ее проявлениях

Особенности апостасии в Православии:

  • Вероотступником в Православии может стать только человек, который ранее принял Крещение. Если человек симпатизировал христианству и начинал путь к Христу, но позже отверг христианское учение, не будучи крещеным, назвать его апостатом нельзя.
  • В отличие от ереси, для вероотступничества характерно полное, а не частичное отречение от христианского вероучения.
  • Вероотречение должно выражаться во внешних конкретных действиях: человек во всеуслышание заявляет о смене религии, участвует в обрядах других религиозных групп, отрицает существование Бога.

Важно! Особым пунктом можно выделить вступление в брак по иноверному обряду: в Православии это также считается анастасией.

Православие призывает верующих хранить веру во всех ее проявлениях, в том числе — и во внешних. Если супруги принадлежат к разным религиозным конфессиям, лучший выход из этой ситуации — гражданская регистрация брака в ЗАГСе. Истинная вера не приемлет полумер и не допускает участия в религиозных обрядах других вероучений.

В статье изложена краткая история раскола Христианской Церкви на Православие и Католицизм. Великая Схизма 1054 года была настоящей трагедией, которая разделила христианский мир на восток и запад, но что ей предшествовало? Автор рассматривает причины возвышения Римской Церкви, а также четыре этапа ее отделения от Православия.

Одной из самых страшных трагедий в истории христианства является раскол Церкви на православных и католиков в 1054 году. Раскол можно сравнить с разводом – в нем много ненависти, интриг, лжи, боли и обиды. Единство — это признак любви, желания слышать друг-друга. Те, кто еще вчера клялись в любви друг другу, сегодня даже есть за одним столом не будут. Особенности церковного раскола в том, что он далеко не всегда проходит со временем. Он принципиальный. И, конечно, за прошедшие 1000 лет история обросла мифами и стереотипами, которые буквально въелись в сознание обывателя и даже вошли в учебники. Любая попытка избавить от этих мифов и кратко изложить причины расхождения воспринимается некоторыми как предательство или отступничество от веры. Ты обязательно должен сыпать проклятиями и злостью.

Иногда мне кажется, что ненависть к католикам является неотъемлемым атрибутом православного человека. Причем, объяснить, чем именно мы отличаемся от «них» и в чем причины этого Раскола мало кто сможет. Чаще всего, люди перечисляют стереотипы и гордо констатируют факт, что «католики злые еретики, которые нас предали, просто потому что они – такие». В этой статье я предлагаю вам без эмоций, штампов и стереотипов краткую историю расколы Единой Церкви на православных и католиков, а также попробовать подумать, кто же и от кого откололся. Для вашего удобства я разбил все на 4 шага.

Как Римская Церковь получила первенство?

Первая половина I века. Ближний Восток. Горстка учеников Иисуса Христа начинает проповедовать новое учение о прощении грехов и воскрешении из мертвых через Богочеловека Мессию Иисуса из города Назарет. Первых христиан мало, их жизнь полна опасностей, у них нет политического влияния, нет союзников и кажется, что весь мир против них. Но уже через пару десятилетий весь греко-римский мир наполнится христианскими общинами. Поначалу они были независимыми друг от друга. Они управлялись епископом или поставленным им пресвитером. Никакой единой структуры в виде Поместных Церквей или Римо-Католической жесткой вертикали власти в первые годы еще нет. Только епископ/пресвитер и община. На заре истории Церкви условный центр находился в Иерусалиме. Оттуда шла миссия в диаспоры, и именно там собирались апостолы – свидетели жизни, учения и воскрешения Иисуса Христа. Конечно, они следят за порядком в Церкви, рукополагая епископов и наставляя общины, но их контроль не тотальный. Да и сложно себе это представить в I веке.

В 60-х годах I века все резко меняется. Начинаются гонения на христиан. Одновременно с этим, националистические настроения среди евреев в Иерусалиме достигли пика. Начался открытый бунт против оккупации Рима. Как вы понимаете, это восстание было обречено на провал, т.к. небольшие силы восставших не шли ни в какое сравнение с военной машиной Римской империи. Итог, думаю, вам известен. Иерусалим окружили. Там начался голод, приведший к каннибализму. Через некоторые время город взяли штурмом и сравняли с землей. Центр христианского мира был уничтожен, и Церковь была вынуждена учиться выживать в новых условиях.

В таких условиях начинает выделяться община города Рим. Тому есть ряд причин:

  1. Задумывались ли вы, как общины общались друг с другом? Вот, к примеру, община Карфагена впала в ересь и отошла от Церкви. Это значит, что с ней нельзя общаться. Но как об этом узнают христиане из общин Египта или Малой Азии? Пока новости (в разных вариациях) дойдут до удаленных уголков, пройдет очень много времени. Все дороги ведут в Рим. Именно столица всего Греко-Римского мира может быстрее всего реагировать на проблемы и вызовы этого мира и сообщать остальным. Скажу даже больше, римский папа очень быстро стал третейским судьей в спорах остальных общин христианского мира.
  2. Рим был городом императора и сената. Это центр политической жизни. В христианских общинах Римской Церкви было множество тайных христиан из самой верхушки власти (военные, сенаторы и даже родственники императора). Папа Римский обладал таким большим влиянием, что даже мог спасти от казни плененных христиан.
  3. Рим был местом последней проповеди и мученической смерти первоверховных апостолов Петра, Павла и множества других великих учителей Церкви. Это, в свою очередь, гарантировало чистоту ее веры.
  4. Римская Церковь никогда не была обличаема в ереси. Да-да, я не ошибся. Вот закройте на секунду глаза и просто представьте себе мир глазами христианина первого тысячелетия. На востоке постоянно бушуют споры, гремят проклятия, рождаются ереси. То Александрия, то Антиохия и даже Константинополь то и дело «пачкались» в этих спорах. Догматические споры часто приправлялись обильно политическими интригами византийского двора. Короче, на востоке кипит жизнь и споры. На фоне всего этого спокойно стояла Римская Кафедра, которую охотно воспевали в своих письмах некоторые восточные религиозные деятели в типичном византийском льстивом стиле. Там не рождаются ереси. Рим всегда стоит на стороне Православной веры (возьмите хотя бы папу Льва Великого, который был главным защитником Православной веры на IV Вселенском соборе). Да, так есть учение о примате римского папы, да там есть Чистилище и пр. Но они все время оставались местным преданием и Церковь никогда не обличала их на соборе, хотя и восторга по этому поводу было мало.

Это все только самые очевидные причины, которые привели к тому, что сразу после падения Иерусалима в кратчайшие сроки Римская кафедра занимает лидирующее положение в Церкви. НО! Мы можем точно сказать, что, не смотря на уважение, влияние и авторитет папа римский никогда не считался выше остальных собратьев (по крайней мере, на востоке, в древних общинах). Он не мог сместить другого епископа, назначить или отменить решение поместного собора. Да, он мог метать громы и молнии, разрывать общение, но, если вся остальная Церковь считала это лишь его капризами, никто на это не обращал внимание (возьмите, к примеру, конфликты с Константинопольским патриархатом где римские папы разрывали общение и низлагали патриархов и получали полный игнор со стороны всех христиан востока, словно никто этих проклятий не замечает). Впоследствии эти функции у него появились на западе среди новых общин, но об этом позже.

Отступничество в последние времена

Святые Отцы Церкви предупреждали нас, что апостасия станет явным признаком приближения конца мира. Согласно христианскому мировоззрению, именно отдаление от Христа и отрицание Его учения приближает конец света.

Церковь удерживает рвущегося в земной мир антихриста. Когда люди массово отвергнут Бога, и власть Святой Церкви ослабится, в мире наступит временное торжество всеобщей апостасии, которое вскоре закончится Страшным Судом. Священное Писание говорит об апостасии, как о неизбежном явлении — людей будут преследовать многие искушения, и мало кто сможет устоять перед соблазном.

Важно! Это мировое явление предсказывал еще апостол Павел в своем обращении к Фессалоникийцам.

Последние времена ассоциируются у верующих с ужасными событиями: войнами, голодом и природными катаклизмами, но вероотступничество начнется в спокойные и внешне благополучные времена. Пресыщенность материальными благами, развитие цивилизации, жизнь в достатке — все эти мирские удовольствия завлекают души людей в опасную ловушку.

Быть христианином — задача сложная и ответственная, и не каждый человек может с ней справиться

Человеку кажется, что он обрел рай на Земле и такая жизнь никогда не закончится — люди перестают думать о Вечности и отодвигают веру на последнее место. Апостасия происходит незаметно для самих людей, если вокруг царит изобилие и благополучие. Люди начинают забывать о Том, кто дал им возможность прийти в этот мир и пользоваться всеми возможными благами.

Материальное и имущественное изобилие — лишь иллюзия счастья. Главной целью жизни для человека нравственного всегда будет оставаться развитие духовных качеств. Когда человечество в большинстве своем променяет возможность расти духовно и стремиться к Богу на ложные материальные удовольствия, наступит конец времен и Последний Суд.

Истинно верующий человек постарается сделать все, чтобы не допустить вероотступничества и не поддаться на соблазны нечистого духа. Просто называться христианином — мало для стяжания Царства Божьего, ведь точно так же, как о дереве говорят по его плодам, человека будут судить по его поступкам.

В первую очередь, христианские поступки — это дела любви и сострадания. Христианин — не просто красивое слово, а образ жизни и мышления. Если вера вдохновляет человека на труд во Славу Божию, если она помогает ему творить добро ближним своим — такой человек не сможет стать вероотступником.

Путь спасения во времена апостасии. Игумен Илий Емпулев

Сколько храмов и других религиозных организаций у Православной церкви, как быстро они строятся? Разбираемся вместе со статистикой от Росстата.

В России строится по три храма в сутки – это правда?

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в воскресенье освятил храм Всех Святых в Страсбурге. После этого он выступил с речью и рассказал о довольно любопытном факте – у Русской Православной церкви ежедневно строится по три храма.

Сегодня мы строим примерно три храма в сутки, за 24 часа. 30 тысяч храмов за десять лет. И не от того, что у нас слишком много денег и не знаем, куда их потратить. Народ наш, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается.

— Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Приведённая цифра озадачила многих. И это действительно очень интересный вопрос, поскольку просто нет единого мнения или единой статистики по поводу того, каковы масштабы Православной церкви в России.

Как считает Росстат

Официальная статистика рассматривает РПЦ не как совокупность храмов, а как совокупность входящих в её состав юридических лиц, которые зарегистрированы в статусе некоммерческих организаций. Таким религиозным НКО может быть как церковный приход какого-либо храма, так и церковная община, на балансе которой есть одно или несколько помещений для проведения богослужений.

Ежегодно Росстат публикует данные о количестве религиозных организаций в России. Данные в статистическую службу передаёт Минюст, который ведёт соответствующие реестры. Статистика разбита по разным конфессиям и типам религиозных организаций.

В общей сложности в России зарегистрировано 30 896 религиозных организаций всех конфессий и всех типов на конец 2018 года. Преобладает в этом перечне Русская Православная церковь, у которой зарегистрировано 18 550 организаций, на втором месте – Ислам (5954 организации), на третьем месте организации христиан – пятидесятников – 1034 организации.

Русская Православная церковь – бессменный лидер по росту числа зарегистрированных религиозных организаций. За десять лет оно выросло с 12,9 тысяч до 18,55 тысяч.

Число православных организаций прибавляется ежегодно. Меньше всего новых организаций было зарегистрировано за 2010 год – всего 324, а больше всего – в 2017 году, когда их число выросло на целую тысячу. В прошлом 2018 году было зарегистрировано 359 новых религиозных организаций. Таким образом, можно сказать, что в сутки в среднем становится как минимум на одну религиозную организацию больше.

Впрочем, это также говорит и о том, что сама структура РПЦ становится шире и сложнее. Все некоммерческие религиозные организации Росстат и Минюст подразделяют на два вида: централизованные и местные. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Вся русская Православная Церковь – это единая централизованная религиозная организация, включающая в себя также и другие централизованные религиозные организации, в том числе Московскую Патриархию, а также синодальные учреждения, автономные и самоуправляемые церкви, экзархаты, епархии, благочиния, приходы, монастыри, духовные учебные заведения, братства, сестричества, миссии, представительства и подворья, являющиеся иерархически подчиненными структурными подразделениями Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации и за границей.

По данным Росстата на начало 2019 года число централизованных организаций составило 198, в то время как в 2010 году их было 78.

Число местных организаций на начало 2019 года составило 18 550. Ежегодно за последние десять лет создавалось от девятисот до трёхсот новых местных религиозных организаций.

Число духовных образовательных учреждений РПЦ за десять лет выросло с 57 до 63, а численность монастырей увеличилась с 424 в 2010 году до 500 на начало 2019 года, пишет Росстат.

Как считает Православная церковь

Сама Православная церковь исходит из других критериев того, как оценить свои масштабы.

На Поместном Соборе 2009 года была представлена информация, что к началу 2009 года в Русской Православной Церкви действовало 29 263 прихода. Последующие подсчеты потребовали ряда уточнений. К примеру, причислять ли к «приходам» только юридически зарегистрированные религиозные организации (но тогда выпадали приписные храмы, при которых действовали общины) или же относить к «приходам» все храмы, находящиеся в пользовании или собственности епархий (но в их число попадают храмы, где еще нет приходской жизни — к примеру, строящиеся или восстанавливаемые).

С 2014 основой системы подсчета стала частота совершения Божественной литургии. В начале 2019 года в Русской Церкви действуют 38 649 храмов или иных молитвенных помещений, в которых совершается Божественная литургия. такие сведения содержатся на официальном сайте Московского патриархата.

Учреждения Русской Православной Церкви действуют в 77 странах (16 стран канонической территории, 61 страна дальнего зарубежья). Дополнительно за пределами России располагаются ещё 977 церковных приходов.

Тем не менее, получается, что с 2009 по 2019 год число храмов и молитвенных помещений Русской Православной церкви выросло на 9,4 тысячи. Это, примерно, 938 храмов в год и 2,6 храмов или других помещений для молитв в сутки.

И ещё немного статистики:

К началу 2019 года в Русской Православной Церкви действуют 309 епархий, что на 150 больше, чем в начале 2009 года

Если в 2009 году в Русской Православной Церкви насчитывалось 30 670 клириков, в том числе 27 216 священников и 3 454 диаконов, то в настоящее время свое служение в Московском Патриархате несут 40 514 клириков (рост в 9 844 человек), включая 35 677 (рост в 8 461 человек) пресвитеров и 4 837 диаконов (рост в 1 383 человек).

Насколько быстро растёт число храмов по сравнению с другими социальными объектами?

Темпы роста числа церковных организаций и храмов за последние десять лет значительно выше, чем у других социально ориентированных объектов в России.

Здесь можно вновь вернуться к данным Росстата. Приведём просто для сравнения данные из Российского статистического ежегодника.

Детские садики

Ещё в далеком 1990 году в России работало 87,9 тысяч детских садов, но потом их число стало резко сокращаться. К 2017 году оно упало до 48,6 тысяч. Почти ежегодно в России число садиков уменьшается на 200-1000 организаций.

Школы

Количество школ с каждым годом стабильно сокращается. По данным Росстата в 2000/2001 году их было 68,8 тысяч, к 2017/2018 году их число уменьшилось до 42 тысяч. В городах и поселках городского типа число школ уменьшилось с 23,3 тысяч до 17,9 тысяч, а в сельской местности почти в два раза – с 45,5 тысяч до 24,1 тысяч. И, если у РПЦ по три храма в сутки строится, то в среднем по 2-3 общеобразовательные школы в сутки закрываются. Уже через два-три года количество образовательных школ сравняется с количеством храмов.

Больницы

Их с каждым годом тоже становится всё меньше. За восемь лет их число упало в два раза. В 2000 году в России существовало 10,7 тысяч больниц, однако к 2017 году их число уменьшилось до 5,3 тысяч. Как следствие, сильно уменьшилась и обеспеченность койками в стационарах. Если в 2000 году на 10 тысяч человек населения приходилось 115 коек, то на 2017 год – уже 80,5 коек. Если такие темпы будут продолжаться, то уже к 2021–2022 годам количество больниц в стране достигнет 3 тыс., то есть уровня Российской империи в 1913 году.

И ещё немного цифр

Строительство храмов и рост числа зарегистрированных религиозных организаций – это, если можно так выразиться, один из самых быстрорастущих и стабильных сегментов по сравнению с другими отраслями экономики. Даже за пределами социальной сферы. Так, например, число Православных религиозных организаций, которые считает Росстат, растёт в среднем на 3-5% в год. В то время как общее число юридических лиц в России за последние десять лет вообще снизилось с 4,54 млн юрлиц до 3,9 млн компаний, по данным ФНС.

Если же вернутся к цифрам, представленным московским Патриархатом, то согласно им число храмов и помещений для богослужения за десять лет выросло на 32%. И это сопоставимо с темпами ввода в эксплуатацию жилищного фонда. Если в 2000 году общая площадь жилых помещений в России составляла 2787 млн квадратных метров, то на 2017 год она выросла на 33% до 3708 млн квадратных метров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *