Клирик храма

Кого называют клириком в православии

Клирик – чин в православии, который появился в иерархии церковных служителей совсем недавно. В 1885 году в России Священный Синод учредил звание псаломщика, который теперь называется клириком.

Клирик в православии не возводится в священство. Этот церковный служитель занят чтением молитв, а также текстов из Евангелия, как сопровождая службу, так и до ее начала, пока в церкви собирается народ.

Есть более широкое понятие этого слова. В самом большом смысле этого слова клириками называют всех духовных лиц в православии, которым разрешено церковное служение, кроме архиереев.

Есть еще одно понятие «клирики храма» – это все церковнослужители определенного храма.

В общем смысле все клирики подразделяются на священнослужителей и церковнослужителей.

Церковнослужителями называются люди, прошедшие Хиротессию. Они имеют право служить для церкви за пределами алтаря. Они участвуют в службе, им позволено читать Священное Писание.

Слово «клирик» производное от греческого слова «клир», которое переводится как «жребий». То есть это люди, волею жребия, возложившие на себя служение Церкви. Так получилось общее понимание клириков – все служащие в православном храме. В целом подразделение клириков, на являющихся церковнослужителями и не являющимися ими, определяется только получением Хиротессии.

А что тогда означает слово «клир»?

Клир составляют вообще все служители веры. То есть:

  • священники (батюшки по-народному),
  • диаконы (служители, которые помогают священнику, но пока не могут самостоятельно править службы),
  • иподиаконы (помощники диаконов),
  • чтецы (то есть, клирики),
  • пономари (официально это привратники, а также звонари — еще они прислуживают на богослужении и поют на клиросе),
  • старшие певчие (регенты, то есть руководители хоров),
  • казначеи, а также старосты (по-старому — ктиторы) храмов.

У слова «клир» есть еще менее известный синоним: «причт».

В старину в числе клира считались и певчие, но сегодня нет. Сейчас в клире официально состоят только люди, которые посвящены на это.

Но что же такое клирос? В православных церквях это место, где стоят чтецы и певчие. Это воплощение той части небес, на которой ангелы воспевают славу Божью.

А в конце традиционно предлагаем видео — короткое, но очень познавательное. Оно записано в Свято-Духовом соборе. Это проповедь, в которой рассказывается о чуде веры, а также слепом клирике:

Степени чтецов

Все члены Церкви одинаково равны перед Господом Богом и имеют право присоединиться к Царству Небесному. Чтец – это самая первая ступень в иерархии. Духовное лицо, выполняющее базовые задачи, набирается опыта, знаний, готовит базис для продвижения на следующую должность.

Низшая

Карьера клирика начинается со свещеносца. Юный служитель обязан помогать во время богослужений, нося высокий подсвечник с горящей свечой. Осуществляя Крестный Ход, прихожанин несет святые образа или хоругви.

В православии свещеносцами становятся мальчики, достигшие десятилетнего возраста. Перед началом службы они проходят поставление, когда старший священник благословляет их в чин.

Высшая

Иподиакон – это более высокий чин, расположенный между чтецом и диаконом. Он еще не относится к посвященным служителям храма, однако является членом клира. Обязанности у него чуть шире:

  • носить принадлежности архиерейского богослужения;
  • расстилать орлец;
  • помогать священнику облачаться в ризу;
  • омывать ему руки.

Иподиакону, прошедшему Таинство Рукоположения, дозволяется носить Чашу со Святыми Дарами, прикасаться к Престолу и Алтарю.

СвещеносецДиаконИподиакон

Чем занимается православный клирик

Кроме обязанности читать псалмы, клирик может проповедовать и заниматься религиозным просвещением новообращенных членов православной паствы храма. Ему доверяют занятия в воскресных школах при церквях, клирик занимается делами благотворительности.

Одевается клирик у нас в России в подрясник с пояском. В Греции и странах Восточной Европы клирики носят рясы. В классической литературе часто встречается слово дьячок – в современном виде это клирик.

В дореволюционные времена псаломщик, так назывался тогда православный клирик, сопровождал священника во время посещения им прихожан. Сейчас это делается не всегда, но по мере необходимости, такая обязанность у клирика существует.

В царской России псаломщик был главным письмоводителем по приходу. Сейчас, в связи с очень большим увеличением бюрократических обязанностей в православной церкви, каждый клирик ведет только порученную ему часть работы по оформлению статистики храмовой деятельности и подготовке отчетной документации прихода.

Каким должен быть клирик в православии

  • Клирик- чтец может жениться, но развод ему запрещен.
  • Как любому церковнослужителю в православии, ему запрещена предпринимательская деятельность.
  • Этот чин не доступен действующим военнослужащим.
  • Православным клирикам запрещены любые виды азартных игр.
  • Даже самого маленького ранга чиновник не может получить этот чин, две службы одновременно исключены.
  • В клирики не посвящают хирургов, врачей и средний медицинский персонал, работа которых может быть связана с кровью.
  • Ветеринары, оперирующие животных, и люди, занимающиеся охотой и рыбалкой, не допускаются до служения в чине православного клирика.

Такие, необычные для не религиозного человека, запреты строго соблюдаются.

Кто может стать клириком в православии

С 1994 года в клирики–чтецы посвящаются все проучившиеся в духовных семинариях и учащиеся духовных академий. Клириками назначают только мужчин старше 15 лет.

Клириками соискателей делают старшие священники, совершая обряд Хиротессии (в переводе с греческого языка это значит – поставление). Клирик- чтец является второй ступенью сана. Самый молодой клирик – свещеносец, им становятся мальчики семилетнего возраста.

Для кандидата в православные клирики обязательно безупречное поведение и хорошее знание Священного Писания, а также строгое соблюдение всех запретов.

Большинство клириков переходят в этот чин из свещеносцев, после 8 лет первичного не сложного служения Храму. Этого времени достаточно для глубокого изучения Священного Писания и получения навыков общения с паствой. Такие возрастные категории определены в глубокой древности и соблюдаются православной Церковью без изменений.

Кто такой клирик в христианстве

Под термином клирик в наиболее широком смысле принято понимать духовенство в целом. Все клирики посвящают себя служению Церкви и подчиняются действующим в ней законам.

В более узком смысле клириком принято называть священнослужителей, которые непосредственно совершают богослужения в храмах. К этому разряду относят чтецов, диаконов, пономарей, звонарей, священников и певчих. Исключение из этой группы составляют архиереи и еще некоторая часть служителей Церкви.

В самые ранние годы становления Христианской церкви наиболее авторитетными особами считали апостолов. Именно тогда начала формироваться церковная иерархия, которая существует и по сегодняшний день. Чтобы вступить в клир необходимо рукоположение. Так называется особое таинство, которое позволяет присоединиться к сообществу священнослужителей.

В настоящее время вступить в клир могут только лица мужского пола, принявшие крещение. Однако известно несколько случаев, когда сан принимали женщины. Однако им было запрещено совершать богослужения внутри храма. Кроме того, существуют и ограничения по возрасту. Минимальный возраст для диаконов составляет 25 лет. Возраст получения сана иподиакона — 20 лет, а пресвитера — 30 лет. В чтецы и певчие могут быть приняты дети от трех лет.

Важность клирика в современной православной церкви

Клирики играют большую роль в религиозном воспитании детей и религиозном просвещении взрослых, обратившихся к православной вере. Ненавязчивая пропаганда религиозных ценностей нуждается в тактичных и грамотных клириках, особенно в городских вновь построенных храмах. Священники, получившие приход в виде времянки при строящемся храме нуждаются в умных расторопных и грамотных клириках, с которых начинается клир будущего храма.

Клирик во многих православных церквях читает молитвы в полупустом храме, пока собирается на службу народ. Если молитва читается с душой, воздействие ее на редких слушающих очень велико, человек подготавливается изнутри к таинству Литургии.

Во все времена от православного клирика зависело, как понимают Священное Писание прихожане его храма. Если в царской России клирику нужно было разъяснять неграмотным прихожанам значение услышанного Слова, то в наши дни ситуация усложнилась. В Церковь приходят высокообразованные люди, которым простыми словами объяснить ускользающий смысл услышанного в первый раз священного текста трудно.

Клирик, как связующее звено между людьми, еще не ставшими прихожанами Храма и священником, очень значим в наши дни.

Видео о том, кто такой клирик в православии, его качествах и деятельности

Поделись с ближним

Клир (от греч. κλῆρος (клирос) – отломок чего-либо, использовавшийся в качестве жребия; наследство, владение (название церковного служения жребием встречается в Св. Писании (Деян. 1:17-25)) – 1) особый разряд членов Церкви — священнослужителей и церковнослужителей; 2) совокупность представителей этого разряда; 3) «наследие Божье», священное собрание (христиан) (1Пет.5:3).

Клирики разделяются на высших и низших. Высшие клирики – священнослужители, получающие благодать священства чрез хиротонию в алтаре. К высшим клирикам относятся иерархические степени епископа, пресвитера и диакона, образующие священноначалие.
Низшие клирики (например, чтецы и певцы) поставляются на свое служение чрез возложение епископской руки (хиротесию) вне алтаря, в храме. Они прислуживают при совершении богослужения в храме.

Состав Церкви
Все члены Церкви равны в своих возможностях к спасению, вхождению в Царство Небесное. Но как и во всяком живом организме, в церковном Теле каждый член имеет свое назначение: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же», – учит апостол Павел (1Кор. 12:4-5). В Послании к Ефесянам сказано:
«Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Ефес. 4:11-16).
Все члены Церкви разделены на два основных разряда. Первый разряд составляют призванные Святым Духом чрез поставление совершать церковное служение: проповедовать, преподавать Таинства, заботиться о внешнем устройстве храма. Это клирики. Второй разряд составляют миряне, которые тоже являются участниками церковной жизни. Они участвуют и в учительстве церковном, но лишь по благословению священнослужителей, и как правило, вне храма, и в богослужении – своими молитвами, и в церковном управлении – в избрании священнослужителей, в распоряжении церковным имуществом.
Восточные Патриархи в Окружном послании от 6 мая 1848 г. писали, что «стражем благочестия» является «само Тело Церкви, то есть сам народ» . Этим они выразили одну из основных истин православного вероучения, отличающегося от католической доктрины с ее теократическим и клерикальным оттенком, с подчеркнутым разделением единого Тела Церкви на две церкви: учащую и учащуюся – разделением, не принятым в Православии».
Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право

Посвящение в церковные степени
Принятие лиц в клир и назначение их на церковно-общественное служение совершается через установленное в Церкви посвящение. Оно наделяет избранного не только известными полномочиями на исполнение поручаемой ему должности, но и особой благодатной помощью для ее отправления.

Церковные степени и виды посвящения
Церковные степени подразделяются на два разряда – высший и низший. Со степенями первого разряда связано право совершать таинства и пасти Церковь Христову; это – иерархические степени; посвящение в них есть таинство священства, иначе называемое рукоположением или хиротонией; возведенные в них называются священнослужителями. Низший разряд включает в себя различные служебные должности, которые не дают духовной власти в Церкви и которые, по постановлениям древней Церкви, являются подготовительными к иерархическим степеням (начаток священства).

Посвящение в них не принадлежит к числу таинств и состоит только в благословении архиерея, с возложением его рук на посвящаемого и молитвой (хиротесия). Назначенные на эти должности называются церковнослужителями, причетниками (т.е. причтенными к духовенству).
Главных и необходимых в церкви священнослужительских степеней три: епископская (архиерейская), пресвитерская (иерейская) и диаконская. Получившие преимущество первенства среди пресвитеров называются протоиереями и протопресвитерами, а среди диаконов – протодиаконами и архидиаконами. Хотя каждый, рукополагаемый во 2-ю степень священства, провозглашается, при совершении посвящения, именем пресвитера (а не священника или иерея), равно как и производимый в протоиереи именуется при посвящении протопресвитером, тем не менее у нас пресвитерами имеют право называться только священники соборов: придворного, московского Благовещенского (также придворного) и Большого Успенского в Москве; звание же протопресвитера получило высшее значение, более почетное, чем протоиерейское. Возведение в эти звания также сопровождается особым чином посвящения, которое, впрочем, не есть таинство священства, также как и сами эти звания не являются особыми степенями священства. К церковнослужителям в древней Церкви принадлежали свещеносцы, парамонарии (пономари), чтецы, певцы, заклинатели и др. В настоящее время причетники называются у нас псаломщиками. Существует еще степень иподиакона (у нас – только при архиерейских кафедрах); хотя она принадлежит к церковно-служительским по посвящению, но наши законы приравнивают иподиаконов, в части их личных гражданских прав, к священнослужителям. Сами же церковные каноны требуют от иподиаконов таких же условий посвящения и образа жизни, как и от диаконов».
Протоиерей В. Г. Певцов. Лекции по церковному праву.

Историческая справка

Первых учеников Иисус Христос выбирал лично. Двенадцать апостолов начинают проповедовать Слово Спасителя еврейскому народу. Но для миссионерской работы не хватало исполнителей. В последний год земной жизни Сына Божьего еще 70 человек избираются последователями евангельского учения.

Образование церковной иерархии начинается в апостольский период христианства. Происходит разделение верующих на мирян и клириков. После Воскресения Христова вместо предавшего веру Иуды требовался новый проповедник. Выбор стоял между Матфием и Варсавой. Жребий пал на первого. В это же время из числа семидесяти апостолов избираются семь диаконов. В их обязанности входило наблюдение за справедливым распределением жизненных припасов среди христиан, которых насчитывалось к тому времени около 10 тысяч человек.

После миссионерских путешествий апостолов в городах и местностях оставались группы приверженцев учения Сына Божьего. Жизнью христианской общины руководил епископ, выбранный учениками Иисуса. Одновременно рукополагались пресвитеры, которые во время богослужебных собраний проводили священнодействия: молитвословия, крещение и причащение. В раннем христианстве между апостольскими ставленниками еще не прослеживается иерархическая разница.

Во II веке на поместных соборах формируется организационная структура церкви. В соответствии с устройством церковного порядка образуется иерархическая лестница. Духовенство разделяется на клириков высших и низших ступеней. Последующие Вселенские соборы, в которых участвовали предстоятели поместных церквей, законодательно закрепили правила и нормы жизни клира.

Клирик в православном храме

Поскольку Церковь принято считать Христовым Телом, то священнослужители выполняют разнообразные функции подобно внутренним органам. Каждый человек, только что принявший сан, должен начать с низших должностей и пройти несколько ступеней.

В Православной Церкви принято подразделять всех клириков на высших и низших.

  1. В категорию высших входят все священнослужители вообще. Рукоположение таких священнослужителей проводится в алтаре. Иное название рукоположения — хиротония. Священнослужители получают благодать Святого Духа. Она обозначает наделение служителя правом совершать христианские обряды и таинства.
  2. Вторую группу составляют служители храмов. Рукоположение низших служителей происходит вне алтаря в храме и носит название хиросетия. Право на совершение обрядов низшим клирикам дается епископом. Низшие клирики прислуживают в храмах во время богослужения. Этой группе служителей церкви дано право читать пред прихожанами Псалтирь, Апостол и Паремии. Следует заметить, что обязанности низших клириков разрешено выполнять и мирянам.

Все священнослужители по степени священства подразделяются на три категории — епископы, пресвитеры и диаконы.

Это интересно: Колокольный звон в православии

Чинопоследование поставления

Порядок совершения церковного обряда поставления во чтеца находится в Чиновнике архиерейского священнослужения. Поставление во чтеца обычно совершается в храме в начале Литургии либо сразу после облачения архиерея на кафедре или в алтаре (во время чтения часов), либо уже во время пения антифонов (посреди храма):

  • Ставленник (или группа ставленников) в подрясниках с поясками выходит из алтаря диаконскими дверями, в два ряда подходит к архиерею и творит ему три земных поклона.
  • Архиерей каждого три́щи зна́менает крестовидно по главе (поставление во свещеносца), и по сем, возложа́ руку на главу его, глаголет первую молитву: Иже всю тварь светом просветивый чудес Твоих Господи,..
  • Начальные молитвы, тропари апостолам, святителям Иоанну Златоусту, Василию Великому, Григорию Богослову, «Слава.., И ныне..,» Богородичен,
  • Крестовидное пострижение волос,
  • Облачение в краткий фелонь,
  • Архиерей второй раз (начинается поставление собственно во чтеца) троекратно благословляет и возлагает руку на главу ставленника/ставленников с молитвой: Господи Боже Вседержителю, избери раба твоего сего и освяти его,..
  • Чтение посвящаемым Апостола, поклонение архиерею,
  • Снятие фелони,
  • Третье троекратное благословение архиереем поставляемого,
  • Осенение архиереем стихаря над крестом,
  • Облачение чтеца/чтецов в стихарь,
  • Назидание архиерея об обязанностях чтеца,
  • Благословение Господне, наречение во чтеца конкретного храма (обычно в котором совершалось посвящение),
  • Вручение чтецу/чтецам лампады (подсвечника со свечой),
  • Если новопоста́вленного чтеца далее не посвящают во иподиакона, то он (или группа новопоставленных чтецов) поворачивается к алтарю, крестится, кланяется, затем поворачивается к архиерею, кланяется ему, и двумя колоннами следует в алтарь диаконскими дверями,
  • Причащение новопоставленных чтецов с мирянами на ближайшей литургии,
  • Поздравление с посвящением и торжественное вручение свидетельства о хиротесии во чтеца.

Права клириков

Среди пресвитеров и диаконов первенство определяется саном или старшинством хиротонии, или хиротесии.

Согласно предписанию церковных канонов и обычаев, низшие духовные особы обязаны выказывать высшим должное почтение, однако чрезмерные знаки, противоречащие духу христианства, не приветствуются. В Российской Империи духовные особы получали большие преимущества в обществе. Согласно Табели о Рангах архиереи приравнивались к высшим гражданским и военным чинам. На священнослужителей и их детей распространялись все дворянские привилегии.

В наши дни священнослужители не имеют привилегий перед другими членами общества и могут пользоваться всеми правами и свободами, доступными любому гражданину. Священнослужители имеют право получать почетные звания и государственные награды.

Литература

  • Церковные чтецы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Васильев П. П. Дьячок // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Лебедев А. Нижние чины клира в древности
  • Неселовский А. З. Чины хиротесий и хиротоний
  • Прот. Геннадий Нефёдов. Таинства и обряды Православной церкви. Гл. VII. Таинство Священства
  • Нечаев П. Практическое руководство для священнослужителей. — СПб., 1892.
  • Поснов М. История христианской Церкви (до 1054 г.) Постоянные иерархические и неиерархические служения в Церкви.
  • Суворов Н. Курс церковного права. — Т. II. — Ярославль, 1890.

Что входит в обязанности клириков

Все священнослужители вне зависимости от их сана, обязаны придерживаться некоторых общих для них правил и норм поведения и морально-этических принципов исходя из православных правил.

В православии приведен перечень запретов, нарушение которых может стать для репутации священнослужителя несмываемым пятном:

  1. Еще Христос изгонял из Храма всех торговцев. И в наши дни духовным особам категорически запрещается заниматься предпринимательской деятельностью.
  2. Для духовных особ недопустимо играть в азартные игры.
  3. Не разрешается священнослужителю служить в Армии.
  4. Служителю Церкви не пристало заниматься работой в государственных структурах.
  5. Клирик не имеет права проливать кровь человека или животного. Для него недоступна деятельность врача, особенно хирурга, а также ветеринарная практика. Этот же запрет распространяется и на охоту.
  6. Духовная особа любого ранга должна служить примером для подражания. Священнослужитель обязан сохранять свою душу и тело в чистоте, помогать ближним и проявлять милосердие.

В целом человек, ставший клириком, берет на себя тяжелую ношу — стремится стать ближе к Всевышнему. И поэтому выбор служения Богу необходимо делать, лишь тщательно взвесив все за и против. Если у человека нет веры и нет стремления обрести и укрепить ее в дальнейшем, ему не стоит становиться на путь священнослужителя.

Вопрос о том, кто такой клирик, необходимо разъяснять даже детям. Если ребенок будет хотя бы в общих чертах понимать структуру церковной иерархии и Храма, ему будет гораздо интереснее, и он проявит к священникам гораздо больше уважения.

Зачем экс-духовник Поклонской строит храм с 25-этажный дом?

Самый харизматичный уральский старец не общается с прессой, но сделал исключение для «URA.RU» Фото: Андрей Гусельников © URA.RU

«Суперхрам» под Екатеринбургом высотой 77 метров на устах у всех горожан. Один из самых больших в России храмов, Святой Софии, собрался строить схиигумен Сергий — личность еще более интересная, чем его задумка. Сергий — духовник многих российских VIP, в том числе ранее наставлял депутата Госдумы Наталью Поклонскую. Впервые он дал интервью светскому СМИ — «URA.RU» — на месте будущего собора. Зачем ему храм на 37 тысяч человек и в чем секрет могущества самого харизматичного уральского старца?

Новость по теме

Духовник патриарха одобрил постройку суперхрама под Екатеринбургом. ФОТО, ВИДЕО

Среднеуральский женский монастырь под Екатеринбургом «Спорительница хлебов» — культовое место: сюда едут люди со всей страны. Кто-то — за утешением, кто-то — за исцелением от недугов, но все — пообщаться с отцом Сергием (Романовым), которого считают своим духовным отцом многие политики и бизнесмены (например, его духовным чадом называли депутата Госдумы Наталью Поклонскую).

Как правило, журналистов в монастыре не жалуют: сестры встречают радушно, но отказываются общаться на камеру, а сам отец Сергий почти никогда не дает интервью. Однако для «URA.RU» старец сделал исключение. Схиигумен подтвердил намерение построить собор, который за масштабы уже окрестили «суперхрамом». «Когда праздники, мы в наши храмы уже не вмещаемся, — объяснил старец. — На Крещение у нас в купель окунулось 1800 человек, 1150 — причастились. Так что это воля народа».

«Народная стройка»

Отец Сергий припомнил историю, как дед Сергея Носова (экс-мэра Нижнего Тагила, ныне — губернатора Магаданской области, строивший в годы войны Магнитогорский металлургический комбинат сообщил Сталину, что народ просит построить церковь. «Все испугались, что его сошлют, но Сталин сказал: «Раз народ просит — стройте!» — пересказал Сергий.

«Вождя народов» отец Сергий сравнил с князем Дмитрием Донским, который с молитвенной поддержкой чудотворца Сергия Радонежского одержал победу над татаро-монголами в Куликовской битве.

«Сталин тоже победил «Челубея» в образе Гитлера, и пусть Китай не забывает, что с Божьей помощью они освобождены русскими от японского вторжения, — заявил старец. — Наш храм — это форпост, чтобы крестить 37 тысяч русских и китайцев».

Прокомментировал отец Сергий и появившуюся в прессе вслед за эскизами храма информацию о том, что он будет строиться на фермерской земле (ранее СМИ не раз писали о конфликте монахов с соседом-фермером Сергеем Крековым). «Мы будем строить не на землях сельхозназначения, а рядом с домом Крекова, — заявил схиигумен, сообщив, что земельный участок уже выкуплен. — Мы нашли компромисс — заплатили ему. Конечно, не 240 миллионов рублей , сумма разумная, но он доволен».

Монастырь «Спорительница хлебов» — это целый микрогород

Фото: авторы проекта Собора Святой Софии

Называть стоимость и спонсоров проекта строительства храма Святой Софии схиигумен не стал, отметив лишь, что, в отличие от храма Святой Екатерины в Екатеринбурге, где есть два основных инвестора (уральские медные предприниматели Андрей Козицын и Игорь Алтушкин), здесь собирать на храм будут с «миру по нитке — так же, как строился весь монастырь».

«Разве не счастье, что на земле уральской будет самый могучий храм? — говорит отец Сергий. — Здесь у нас, на границе Европы и Азии — духовная граница. Другие называют нас «город бесов», но я так не считаю. Люди у нас красивые, мужественные, замечательные. Если будет народ и будет молитва, то и храм будет».

Государство в государстве

С благословения отца Сергия сестры провели «URA.RU» экскурсию по монастырю. Как и многие другие обители, «Спорительница хлебов» — целый микрогород: помимо храмов и жилых корпусов для монахов и послушниц, есть своя лечебница (в основном, для онкобольных), банно-прачечный комплекс, сельскохозяйственная ферма и даже школа. Отопление — от газовой котельной: все здания соединены друг с другом трубами теплотрассы. «Раньше топили дровами — уходили вагоны дров», — вспоминает настоятельница монастыря игуменья Варвара.

По факту в монастырской школе — индивидуальное обучение

Фото: Анна Майорова © URA.RU

В монастырской школе сегодня 57 учеников, большая часть — дети тех, кто приехал в монастырь и остался, но есть и те, кого возят на занятия каждый день из города. Обучение православным канонам перемешано с общеобразовательными предметами. Юридически все оформляется как «семейное обучение» (закон об образовании допускает такую форму) — по факту это почти индивидуальное образование. Результат соответствующий: выпускники школы успешно поступают в вузы.

«Конечно, многие идут по пути богословия, но есть и те, кто поступил в другие вузы — в юридический, несколько человек — в медицинский», — говорит сестра-близнец игуменьи Варвары матушка Нина. Кроме обычной школы, есть и музыкальная. «Фортепиано, клавесин, скрипка, виолончель, аккордеон, баян, гусли, — перечисляет монахиня инструменты, игре на которых обучают в монастыре. — Особо одаренных детей возим на занятия в музыкальную школу в Среднеуральск».

Крещенская купель в обители

Фото: Анна Майорова © URA.RU

За школами и баней — спуск к водоему, в Крещение это самое популярное место в монастыре: на пруду сделана прорубь, окруженная ледяными фигурами с подсветкой. Перед иорданью стоит армейская палатка, внутри — теплопушка, а снежный пол устлан сеном, поэтому переодеваться очень комфортно.

В разгар праздников возле палатки дежурили сотрудники МЧС и карета скорой помощи — теперь же за порядком следят сами монастырские: один из послушников стоят на «шлагбауме» к проруби — следит, чтобы мужчины и женщины не оказались в палатке одновременно (чаще всего в купель окунаются нагишом. На следующий год решено делать две отдельных иордани — для мужчин и женщин.

Секрет старца

Новость по теме

Появился ролик, в котором духовник Поклонской и Дацюка изгоняет бесов. ВИДЕО

После купания всех отводят пить чай: женщин — в баню, мужчин — в гостевой домик, где обычно с живущими в обители встречаются их родные (здесь же любят бывать монастырские подростки, устраивая посиделки с гитарой). За чашкой чая монахини Варвара и Нина вспоминают, как окунались в иордань в первый год существования монастыря. «Мороз тогда был 32 градуса, — говорит матушка Нина. — После нас ждала теплая баня, но до нее еще нужно было добежать!»

Монастырь начинали строить в 2002 году как подворье монастыря на Ганиной Яме. «Была избушка, которая закрывалась на скрипучую щеколду, вокруг — лес и тишина, — рассказывает матушка Варвара. — Мы тогда и представить себе не могли, как разрастется монастырь! И нам все не хватает: только построим что-то новое, думаем: «Наконец жилищные проблемы решены!» — опять уже нет мест. Четырехэтажный корпус стоит — ни одной кровати свободной» (по данным «URA.RU», в монастыре сейчас проживает около 100 человек).

Популярность обители объясняется, в первую очередь, фигурой отца Сергия, вокруг которой ходят легенды. В том числе о его уголовном прошлом, информация о котором всплывала в СМИ.

Матушки говорят, что им всякий раз больно слышать это о «самом близком человеке» — у них абсолютно другой взгляд на батюшку: «Вот ты сейчас окунулся — совсем другое настроение, улыбаться начал. Так и душа человека очищается через покаяние. Что бы там про отца Сергия ни говорили, мы видим, какой он сейчас и что он делает. И что его молитвами и его трудами создано».

Особенно старец прославился, когда несколько лет назад в интернет попало видео, как он проводит обряды по изгнанию бесов. По словам знающих людей, несмотря на кажущуюся «театральность» происходящего (бесноватые люди часто орут не своим голосом, могут материться или даже издавать звуки животных), все это абсолютно реально. По данным «URA.RU» в кругах священников, отец Сергий — один из немногих, если не единственный, кому в Екатеринбургской епархии дано неформальное разрешение проводить «отчитки» (такие обряды).

Посетители монастыря, бывавшие у отца Сергия, рассказывают, что он умеет видеть «насквозь» (первое, что испытывает визитер — его пронзающий взгляд). Наставления старца часто далеки от традиционных советов православных попов (например, могут касаться интимной жизни).

Многие прихожане верят в его целительную силу: в «Спорительницу хлебов» со всех концов страны едут онкобольные, на которых врачи махнули рукой (поэтому целый этаж центрального корпуса монастыря — это лечебница). Некоторые в монастыре вдруг излечиваются от болезни.

«Я думала, умру на могиле внучки — почему мне так хорошо?»

«У меня был рак головного мозга, на снимке врачи увидели метастазы и предложили сделать трепанацию черепа, — рассказала «URA.RU» монахиня Алексея, заведующая библиотекой монастыря. — Батюшка сказал: «Нет, иди к Всецарице (икона с Афона), скажи, что ты мне нужна живая и здоровая». Я к ней обратилась, сказала это, как могла, по-детски. Через какое-то время сделали повторный снимок — а там ничего нет! Через год даже рубцы стали сглаживаться».

Удивительно, но кладбище с могилами почивших здесь онкобольных — одно из самых светлых мест в монастыре

Фото: Анна Майорова © URA.RU

Правда, чудесное излечение наступает не всегда: за храмом «Спорительница хлебов» раскинулись целое кладбище, большая часть могил — онкобольные. Но, что поразительно, лица умерших людей на фотографиях очень светлые! «Вот схиимонахиня Анна Сарсьянова — пела у нас на клиросе, — рассказывает матушка Нина. — У нее был рак мозга, который вышел на лоб и глаз. Хоронили ее на Пасху в такой радости и благодати! Когда бабушка ее приехала, спросила отца Сергия: «Батюшка, я, наверное, с ума сошла! Это моя любимая внучка, я думала, что умру на могиле, почему мне так хорошо?» Он ответил, что это лишь часть радости, которую чувствовал весь монастырь».

Кроме тяжелобольных, в обитель часто приезжают люди в трудной жизненной ситуации. Некоторые истории — сюжеты для кино.

«Однажды женщина оставила у нас сына с запиской: «Отец Сергий, примите, вы для него сделаете больше, чем я смогу сделать». А ребенку сказала: «Я приеду, когда выпадет первый снег»

— рассказывает матушка Нина. — Вызвали полицию, оформили опеку. Мальчонка живет сейчас у нас — такой хороший стал! Знаете, какой был его первый вопрос, когда его нашли? «Когда выпадет первый снег?» Эта история еще не закончилась, но все, слава Богу, налаживается: мама уже несколько раз к нему приезжала».

По мнению сестер, возможно, именно в этом секрет «популярности» монастыря: здесь готовы принять любого человека в любых обстоятельствах. «Батюшка говорит: никогда нельзя отвергать того, кто к тебе пришел, — говорит матушка. — Вдруг это Бог послал ангела?»

Матушки Варвара (слева) и Нина: «Монастырь строится вокруг духовника. И его любовь зажигает»

Фото: Анна Майорова © URA.RU

Правда, чем больше растет популярность схиигумена, тем сложнее становится увидеть его и пообщаться с ним. В дни церковных праздников, чтобы получить минутное уединение, придется отстоять многочасовую очередь в огромной толпе. И даже это — не гарантия, что общение состоится: некоторых посетителей (например, раздраженных очередью баб) он легко может прогнать, сказав: «Ты еще не готова». В последние годы отца Сергия охраняют, а во время больших служб перед старцем, принимающим прихожан, сидя на низкой скамеечке, выстраивается шеренга монахов, обнявшихся за плечи.

Порой матушки с ностальгией вспоминают о том, как спокойно и уединено было в первые годы. Но не ропщут, говоря, что насыщенная жизнь и поток посетителей сейчас — тоже монашеский долг (для монахов, нуждающихся в уединении, есть отдаленные скиты и ночь для молитвы). «Мы молимся и за патриархов, и за власть и за воинство, и за священноначалие, за владыку Кирилла, за всех благодетелей, за всех ненавидящих и обидящих — за любого человека, за людей всех национальности, — говорит матушка Варвара. — И это зажигает любовь в сердцах других: если люди приходят, значит, они чувствуют эту молитву». Учитывая, сколько всего уже есть в монастыре, сестры уверены, что и «суперхрам» обязательно будет построен.

Монастырь «Спорительница хлебов»…

Фото: Анна Майорова © URA.RU

… и его создатель отец Сергий — самый харизматичный и одиозный монах на Урале

Фото: Андрей Гусельников © URA.RU

Возле центральной площади монастыря — бронзовые скульптуры Иисуса Христа…

Фото: Андрей Гусельников, «URA.RU»

… и последнего российского императора Николая II

Фото: Анна Майорова © URA.RU

В монастыре есть даже своя Голгофа, на которую можно подняться

Фото: Анна Майорова © URA.RU

Все годы, со дня основания, обитель не перестает строиться

Фото: Анна Майорова © URA.RU

Собой Святой Софии на 37 тысяч человек расположится за большой колокольней

Фото: Анна Майорова © URA.RU

Пока что площадка под «суперхрам» — это просто заснеженное поле

Фото: Анна Майорова © URA.RU

Представить, каким он будет, можно, если заглянуть в недавно отстроенный Благовещенский храм,

Фото: Анна Майорова © URA.RU

или Покровский, где сейчас идут отделочные работы. Будет так же, только в несколько раз больше

Фото: Анна Майорова © URA.RU

Когда Покровский храм достроят, в него из Казанского (на фото) переедет трапезная для сестер

Фото: Анна Майорова © URA.RU

Купол для Покровского храма. Устанавливать его будут, скорее всего, летом

Фото: Анна Майорова © URA.RU

В монастыре не знают, есть ли такая традиция — делать куранты на колокольне, но решили попробовать

Фото: Анна Майорова © URA.RU

Центральный корпус монастыря — это и лечебница, и школа, и иконописная мастерская, и жилье для монахинь

Фото: Анна Майорова © URA.RU

А это — музыкальная школа

Фото: Анна Майорова © URA.RU

Монастырская купель — самая комфортная, какую только можно встретить: внутри тепло, а на полу — сено

Фото: Анна Майорова © URA.RU

Вокруг иордани — ледяные скульптуры

Фото: Анна Майорова © URA.RU

В монастыре купание в иордани сравнивают с покаянием: душа очищается

Фото: Анна Майорова © URA.RU

С крещенского купания все возвращаются в радости

Фото: Анна Майорова © URA.RU

После купания обязательно поят чаем, а если подошло время — кормят обедом

Фото: Анна Майорова © URA.RU

Многие продукты монастырской трапезы — со своего подворья: хлеб, молоко, творог и густая сметана

Фото: Анна Майорова © URA.RU

Праздничный пирог — тоже собственного производства

Фото: Анна Майорова © URA.RU

Даже ночью монастырь не спит: в храмах можно встретить молящихся сестер и послушниц

Фото: Анна Майорова © URA.RU

В одном из храмов монастыря хранится золотая Олимпийская медаль Павла Дацюка…

Фото: Анна Майорова © URA.RU

…, а в другом — мощи святых старцев Иова и Амвросия. Здесь же — копия Почаевской иконы Божьей Матери

Фото: Анна Майорова © URA.RU

Матушка Алексея, которая излечилась от онкологии…

Фото: Анна Майорова © URA.RU

… и монахиня Евдокия, которая прямо сейчас борется с недугом

Фото: Анна Майорова © URA.RU

Монастырское кладбище — на удивление, одно из самых светлых мест в обители

Фото: Анна Майорова © URA.RU

В первом ряду — могилы детей из семьи священника, которые отравились газом в доме в селе Красный Адуй

Фото: Анна Майорова © URA.RU

Фото: Анна Майорова © URA.RU

Фото: Анна Майорова © URA.RU

Примечания

  1. 1 2 Клир (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)
  2. Цыпин В., Церковное право (Глава: 20. Иерархия. Поставление клириков)
  3. Цыпин В., Церковное право (Глава: 21. Требования к кандидату священства. Препятствия к посвящению)
  4. Римско-католические священники-женщины
  5. 77 Апостольское правило
  6. 78 Апостольское правило
  7. motu proprio Ministeria quaedam от 15.08.1972

Ссылки

  • Поснов М. Э. История христианской Церкви. Гл III Внутренняя жизнь Христианской Церкви в I-III века.
  • Прот. Вл. Цыпин. Иерархия. Хиротония: Церковное право. М., 1994
  • Прот. Вл. Цыпин. Требования к кандидату священства: Церковное право. М., 1994
  • Заозерский Н. А. О диаконах: Богословский вестник МДА, сентябрь 1892

Православный клир

Священнослужители

Епископы

Священники

Иеромонах • Игумен • Архимандрит • Иерей • Пресвитер • Протоиерей • Протопресвитер

Диаконы

Церковнослужители

Алтарник • Иподиакон • Псаломщик (Чтец) • Пономарь • Екклисиарх

Католическая иерархия
Епископат Папа · Камерленго · Кардинал-викарий · Кардинал (Кардинал-дьякон · Кардинал-священник · Кардинал-епископ) · Кардинал-протодьякон · Патриарх · Верховный архиепископ · Примас · Митрополит · Архиепископ · Епископ · Коадъютор · Ауксилиарий · Епископ-эмерит (Архиепископ-эмерит) · Титулярный епископ (Титулярный архиепископ)
Пресвитеры Монсеньор (Протонотарий · Почётный прелат · Капеллан Его Святейшества) · Генеральный викарий · Епископальный викарий · Каноник · Пробст · Архипресвитер · Декан (или Окружной викарий) · Пастор · Приходской администратор · Приходской викарий · Кюре · Помощник пастора · Капеллан
Диаконы Диакон · Постоянный диакон
Прислуживающие во время литургии Аколит · Чтец · Церемониарий · Министрант (Туриферарий · Круциферарий)
Для определённых задач Префект · Папский легат · Апостольский нунций · Военный ординарий · Апостольский администратор · Епархиальный администратор · Апостольский викарий · Апостольский префект · Пенитенциарий · Архидиакон · Примицерий · Ректор
В восточнокатолических церквях Экзарх · Архимандрит
В католических орденах Генеральный настоятель · Провинциал · Аббат-предстоятель · Аббат (Митрофорный аббат · Регулярный аббат) · Новиций
Упразднённые Королевский кардинал · Князь-епископ · Окружной епископ · Антиепископ · Прелат Фьоккетто · Аббат комендаторий · Субдиакон · Экзорцист · Остиарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *