Климент александрийский

Предварительные сведения

Тит Флавий Климент Александрийский почитается церковью как христианский философ, учитель веры, свидетель Предания.

Точная дата рождения Климента, хронология его детства и юности, нам неизвестна.

Утверждается, что он появился на свет во второй половине второго столетия. Малой родиной Климента Александрийского, по различным оценкам, является либо Александрия, либо Афины.

Есть основания полагать, что его родители принадлежали к языческой знати.

Составленные Климентом литературные произведения свидетельствуют о его высоком образовательном уровне. Очевидно, что Климент владел философией, искусством речи, знал античную мифологию, хорошо ориентировался в тонкостях языческих мистерий.

Достойно замечания, что на сегодняшний день по целому ряду вопросов о языческих обрядах сочинения Климента выступают едва ли не единственным первоисточником.

Христианская жизнь

Сведения о детальных обстоятельствах обращения Климента ко Христу до нас не дошли.

Существует мнение, что первоначально он проявил интерес к христианству не столько в силу желания следовать за Христом, сколько ради приобретения дополнительных знаний. Однако, ознакомившись ближе с христианским учением, он признал его истинность, бесспорное превосходство над языческими верованиями и языческой философией.

Повышая образовательный уровень, Климент предпринимал путешествия в разные страны Запада и Востока (в Нижнюю Италию, Палестину, Сирию), пока, наконец, не обрёл спокойствия духа в Египте.

За время своих путешествий он встречался с многими достохвальными людьми, в том числе с теми, кои приняли веру непосредственно от апостольских учеников.

Около 180 года, вскоре после приезда в Египет, он познакомился с Пантеном, руководителем катехизической школы в Александрии. Роль этой школы в развитии богословской науки и распространении веры была настолько существенной, что её сравнивают, по значению, с той выдающейся ролью, какую играла для философии Платоновская академия.

Будучи ревностным и образованным христианином, Пантен сумел утвердить Климента в вере.

Пребывая в Александрии Климент знакомился не только с христианством, но и с учением гностиков, и с эллинистически-иудейской литературой. Большое влияние оказывало на него творчество известного мыслителя Филона Александрийского. Между тем, как христианин он придерживался рамок Предания Церкви.

Около 189-го года удостоился должности учителя Александрийской школы, стал помощником и соратником Пантена.

Около 190 года, после того, как Пантен покинул Александрию, Климент был возведен в иерейское достоинство, занял место руководителя школы.

Вскоре он достиг широкой известности и признания как церковный писатель, авторитетный богослов.

В числе первых предпринимал попытки систематизации догматов веры и предания богословию формы научности, настаивая, что доскональное, глубинное знание веры необходимо для духовного развития. На прочие науки и на философию Климент смотрел как на средство, способствующее развитию и преобразованию личности. Философию же он считал детоводителем ко Христу.

В своих произведениях он ревностно отстаивал правоту христианской религии, раскрывал содержание догматов, опровергал действительность языческих богов.

Занимаясь литературною деятельностью, выказывал немалую эрудицию. Его бессмертные произведения содержат множество выдержек не только из Священного Писания, но и из раннехристианской литературы, таких трудов как «Дидахи», послание Климента Римского, «Пастырь» Ерма, послание Варнавы.

Трактаты Климента — «Протрептик», «Педагог», «Строматы» и прочие — вписаны в Историю Церкви как одни из лучших произведений христианской мысли.

Оставление Александрии

В 202 году, в период очередного гонения на Христиан, развернутого в правление Септимия Севера, Климент вынужден был покинуть полюбившуюся ему Александрию.

Место его последующего пребывания — неизвестно. Предполагается, что из Александрии он удалился к одному из своих учеников, вероятно, к Александру, ставшему, Промыслом Божьим, епископом Кесарии Каппадокийской, а впоследствии — епископом Иерусалимским.

В 211 году Александр, находясь в заточении, отправил через Климента послание к Антиохийской Церкви. Тогда же он охарактеризовал его как мужа блаженного, испытанного и добродетельного. Есть основания думать, что в отсутствие Александра Климент заботился о его пастве, просвещая и укрепляя осиротевшую общину.

Сведения о последних годах его жизни крайне скудны. Временем смерти Климента Александрийского называют период с 215-го по 217-й год.

Раннехристианское богословие это мир, богаче которого трудно себе представить. И многое, открывающееся в нем, шок вызвало б у конфессий нынешних.

По крайней мере — у протестантов. Да также и у католиков, хоть немного и в меньшей степени. А православные бы, наверное, с шоком справились. Но даже и православным теперешним это стоило бы усилий. После никонианской реформы многого из того, чем гордились, едва не стыдиться начали. А ведь оно-то и суть исконное — от Христа и апостолов…

Каток позднейших реформ как бы заасфальтировал живую жизнь раннего христианства. Кое-кому после них стало ехать удобней по мертвому ровному покрытию. Только вот… что пунктом назначения своего езда такая имеет?

Однако — милостив Бог — пробивается пока еще все ж трава сквозь асфальт. Из глубины времен, из животрепещущих веков первых. Пока еще мы имеем возможность прочесть как учил, например, святой второго века Климент Александрийский. О гнозисе как учил он, к примеру.

Нынче только это слово скажи: гнозис, гностицизм — заклюют в момент! Произнесут речь на тему: гнозис это, де, для христианина неприличное что-то, это сектантство какое-то! Держатся надобно в границах богословия признанных официально святых отцов, а не…

Подержимся же! Вот богословие раннехристианского святого Климента Александрийский (II век). Или теперь уж и он не признан?

Климент родился в тот самый год, в который праведный Маркион (ему с официальным признанием повезло меньше) предложил канон христианской Библии (см. статью «Библия канона 144 года», Дмитрий Логинов, 2014).

По благословению св. Пантена в 190 году Климент основал Александрийскую богословскую школу (на базе огласительного училища Пантена). Святой Климент возглавлял ее 12 лет, а преемником его стал – в 202 году – сам Ориген.

Немало вышло из-под пера Климента богословских трактатов. Но вот названия большинства из них мало что говорят нашему современнику. «Протрептик». «Строматы». «Ипотипосы»…

Однако есть и название, смысл которого вполне внятен. «Церковное правило против иудеев».

Но вот именно сей трактат и оказался «утрачен». Это не особенно удивительно. Усилий заинтересованными кругами трачено столь, что могла ведь потеряться и даже память о том, что такое было вообще писано. Да только слишком часто упоминают это «Церковное правило против иудеев» Евсевий, Фотий, другие… То есть утратить не только текст, но еще и память, что был он писан, в данном случае оказалось непросто.

Строматы же Клемента, Бог милостив, сохранились. И сохранили нам взгляды Климента на, например, этот самый гностицизм. Раскроем же Строматы:

«Настало время показать, что человеком истинно благо­честивым является лишь гностик. Пусть, узнав из наших слов каков истинный христианин, с одной стороны, уви­дят собственное свое невежество и убедятся, что безрассудно и не­справедливо преследуют это имя, а с другой — повинятся, что лож­но называют безбожниками тех, кто чтит истинного Бога… Мы намерены доказать, что только истинный гностик обла­дает святостью, лишь он воздает Богу почитание, достойное его ве­личия. А из того, что он воздает Богу такое поклонение, следует, что он любит Бога, и сам любим им.

Из различных учений он чтит преимущественно древнюю философию и Древнейшие из пророчеств (гностики помнили: предсказание, что Сын Бога Всевышнего воплотится на Земле — много древнее Библии; оно запечатлено в книге Веста, которую принес Арий; подробней см. текст «Ведизм как исконный гнозис» — примечание Д.Л.). Из предметов умопостигаемых он чтит древнейший по происхождению, вневременный и несотворенный Первый Принцип, источник остального бытия, Сына, благодаря которому мы можем знать веч­ное начало, Отца всего сущего, древнейшего и благодетельного, который невыразим словом, но которого мы чтим в молчании, святом восхищении и с величайшим почтением… Итак, почитание, воздаваемое истинным гностиком Богу, состоит в неусыпной его заботе о собственной душе и непрестанной любви, обращенной к Господу.

Что же касается его благодеяний людям, то одними из них он старается сделать их лучше, другими же помогает и утешает их. Медицина врачует тело; философия — душу. Служением является также и забота детей о родителях, а подданных — о своих правителях. То же видим мы и в Церкви. Пресвитеры служат для улучшения и исправления; диаконы оказывают помощь. Таким же двойным служением ангелы служат Богу, помогая в управлении земными делами. Гностик тоже служит Богу. Будучи призва­нным учить и исправлять, он открывает людям смысл своих возвышен­ных прозрений, стремясь улучшить их. Ни в ком из смерт­ных нет ни такого благочестия, ни такой богобоязненности, как в верующем, который в делах земных служит Богу со славой и безуп­речностью.

Подобно тому как старательный уход за посевами, исполь­зующий различные приемы, навыки и знания земледельца, приносит обильный урожай и немалую выгоду, так и благочестие гностика, собирая плоды, приносимые теми, кто через его служение пришел к вере, собирает богатейший урожай. Он пробуждает от греховной жизни и приводит на путь спасения многих собратьев.

Если богосоответствие (qeoprepeia) есть сохранение того, что присуще Богу, то соответствует Богу только тот, кто любит его. Только он знает, что угодно Богу с теоретической и с практической точки зрения. Ему ведомо, какую жизнь должен вести тот, кому предстоит в будущем достигнуть обожения, а в насто­ящем — уподобиться ему. Следовательно, прежде всего истинный гностик любит Бога. Чтить отца — значит любить его; точно так же и чтить Бога равнозначно любви к нему.

Сила гностика проявляется в трех способностях:

во-первых, он способен проникнуть в суть вещей;

во-вторых, он исполняет заповеди Логоса;

в-третьих, он может передавать тайны познания в наставлениях, отвечающих величию Божию.

Чем же объяснить тот факт, что верующего в бытие Вседер­жителя и получившего из уст самого несотворенного Сына от­кровение Божественных тайн называют безбожником? Безбожник ведь — это тот, кто отрицает бытие Бога, страшась вместо него демонов, обожествляя подряд все вещи, будь то дерево, камень или нечто им подобное, низводя до степени раба, движимого лишь страхом, душу и разум человека».

Климент Александрийский, Строматы, Книга 7, глава 1: Гностик есть истинный почитатель Бога

Огласительное – т.е. подготовительное для принятия святого крещения во имя Христа. В огласительном училище св. Пантена в качестве подготовки к свешению главного христианского таинства изучали: скифскую философию (стоицизм), а также пифагорейство, платонизм, эпикурейство и… скептицизм. Готовиться ко крещению так было делом обычным в период раннего христианства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *