Кипрская православная церковь

Кипрская православная церковь
Ορθόδοξη Εκκλησία της Κύπρου
Основная информация
Основатели апостол Варнава
Автокефалия с 431
Признание автокефалии признана всеми поместными православными церквами
Предстоятель в настоящее время Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II
Центр Никосия
Юрисдикция (территория) Кипр
Церковь-мать Антиохийская православная церковь
Богослужебный язык греческий
Календарь новоюлианский
Численность
Епархий 6
Монастырей 9
Приходов более 500
Сайт

Ки́прская правосла́вная це́рковь (греч. Ορθόδοξη Εκκλησία της Κύπρου) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 10-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей; одна из древнейших поместных Церквей Востока.

Религия греческой Республики Кипр

На Кипре, являющемся ярчайшим представителем многовековой мультикультурной традиции, проживают представители всех основных мировых религий: христианства, ислама, иудаизма и даже индуизма. Свобода вероисповедания на Кипре гарантируется конституцией, а Республика Кипр позиционируется как светское государство.

Географическая близость Греции оказала огромное влияние на этнический состав и формирование письменности народов, населяющих Кипр, а доминирующее влияние византийской культурной традиции сделало киприотов горячими восприемниками христианства, хотя первые его семена были посеяны выходцами из Святой земли.

Христианская община Кипра делится на три ветви: православную, католическую и протестантскую.

Подавляющее большинство киприотов — 94,8 % населения Республики Кипр — прихожане кипрской православной церкви, обладающей статусом официальной государственной церкви и имеющей огромное политическое влияние. Недаром первым главой государства после провозглашения независимости стал духовный лидер и народный герой киприотов архиепископ Макариос III.

Церковь Кипра обладает крупной собственностью в виде земельных угодий и монастырской инфраструктуры. Автокефальный статус церкви Кипра дает возможность административного самоуправления при сохранении единства литургического общения с другими православными поместными церквями.

Вслед за православной католическая церковь является крупнейшей христианской конфессией Республики Кипр. Католическая община — часть всемирной католической церкви и насчитывает примерно 20 000 прихожан. Половина из них — католики так называемого латинского обряда, вторая половина — представители католиков-маронитов. Маронитская архиепархия располагается в Никосии и подчиняется, как все католики, непосредственно Святому Престолу (папе римскому и римской курии). Маронитская католическая община Кипра состоит из сирийских, палестинских, ливанских эмигрантов и их потомков.

Прихожанами армянской апостольской церкви Кипра, имеющей ряд отличий как от православия, так и от католицизма, являются примерно 3 000 человек.

Число протестантов Кипра совсем невелико, около 1 % населения (около 800 человек) и в основном представлено англиканами из числа оставшихся на острове представителей британского оккупационного корпуса и их потомков. Англиканство — результат английской реформации католицизма, яркое проявление индивидуализма британской натуры.

Мусульмане составляют около 0,6 % (менее 500 человек) населения Республики Кипр.

Самая многочисленная иудейская община Кипра находится в Ларнаке, там же открыты пока единственная на острове синагога и миква (специальный резервуар для ритуальных омовений иудеев), наличие которой имеет для иудеев принципиальный характер. Общее их количество на Кипре составляет примерно 2 000 человек.

Выходцы из Индии составляют основу индуистской общины Кипра, насчитывающей также около 2 000 человек.

Киприоты исповедовали какую-то форму античной религии

Храмы и прочие памятники свидетельствуют, что на Кипре исповедовали античную религию. Однако её унификация происходила во времена Римской империи. А вот верования эллинского периода не столь однородны.

Мы имеем основания говорить о том, что культы некоторых божеств существовали автономно от некого пантеона. Например, широко известна теория о почитании триады античных богов — двух мужских и одного женского. Поэтому лучше забыть представления из школьного учебника истории.

По преданию, на этом побережье Кипра родилась греческая богиня любви Афродита. Фото: img.lookmytrips.com

Античная религия не возникла одномоментно. Некоторые мифы намного старше других, хотя могут находиться в одном сборнике. Известно, что рассказ о Минотавре и лабиринте очень старый и отсылает к посмертным скитаниям. Но он особенно популярен был на Крите. А что Кипр?

Самое известное предание рассказывает нам о том, что именно здесь явилась из пены морской богиня любви Афродита. Это место по сей день популярно у туристов.

Миф о ней таков. Божество неба Уран было очень плодовито, а потому измучило свою супругу богиню земли Гею, заставляя постоянно рожать. Их сын титан Крон заступился за мать и оскопил Отца.

Руины храма Афродиты — богини, которую очень почитали на Кипре в античности. Фото: moykipr.ru

Именно у побережья Кипра и плюхнулись в воду гениталии Урана. Вместе с ними его кровь дала жизнь богине любви, которая вышла на берег Кипра и получила прозвище Киприда. До сих пор на Кипре есть руины святилища Афродиты возле деревни Куклия.

Античные верования рассказывали о множестве богов и обещали тягостную загробную жизнь

Да, отдельные мифы античного мира нам широко известны. А что же представляла из себя сама религия жителей Кипра и соседних с ним античных государств?

Имелся пантеон богов с Зевсом во главе. Это не были творцы (творения, как такового, вообще нет у греков). Боги — это просто могущественные сущности. Они имеют все те же пороки, что и люди.

При этом бог обычно остаётся безнаказанным за свои преступления.

Лишь человек может страдать за грехи. Бог — это не благодетель, не предок, не покровитель, а деспотичный царь. Уважение к нему часто продиктовано страхом и необходимостью. Люди боятся возразить что-то против злого царя. Точно так же они боятся и разгневать жестокого бога.

Характерные черты античной религии:

  • Не существовало мифа о конце света. Если мы не знаем, как появился мир, то нет представления о том, куда и когда он исчезнет. Античная религия учит, что мир переходит через этапы деградации. Наша эпоха — худшая из всех. А были когда-то золотые и серебряные века.
  • Загробная жизнь обещает страдания. После смерти человек превращается в унылую тень, лишённую важной для существования частицы божественного. Душа вынуждена обитать в Аиде — тёмном месте без радости. Лишь единицы избранных, как правило, состоящих в родстве с божествами, имеют шансы попасть в места, похожие на рай. Однако жертва, например, козлёнка, способна возродить в человеке его божественную сущность и вернуть ему полноту счастья
  • Спасение человека зависит от мистерий. Мистерии — это ритуальные действа. Их содержание держали в тайне. Строгость запрета на разглашение была настолько сильной, что по сей день мы почти ничего не знаем о мистериях. Примечательно, что эти ритуалы сохранялись даже в христианскую эпоху. Выдающиеся христиане, которые отвергли путь язычества, всё равно хранили в секрете то, что видели на мистериях.

Античная философия подготовила благодатную почву для христианского богословия.

Нет сомнения, что и на Кипре большое значение имел именно этот религиозный фундамент. Само собой, местные традиции наложили свой отпечаток. Однако по содержанию религиозные верования эллинского мира оставались примерно одинаковыми.

На закате античной религии возникли философские представлении о едином божестве. Это ещё не христианские представления. Например, у Парменида Бог — это вообще обезличенное бытие. Но это направление мысли дало основу для раннего христианского богословия.

Кипр — остров в Средиземном море, в окружении разных культур

Сперва разберемся.

Кипр — это остров в Средиземном море. Но ни в коем случае не надо путать его с Критом

Крит — это колыбель европейской цивилизации, остров, где происходили важнейшие для древнего мира витки цивилизации. Кипр — место более тихое. Он находится Восточнее, а потому сюда всегда было подать со всех сторон:

  • из Египта;
  • из Византии;
  • из Персии;
  • из Греции;
  • из Мессопотами.

В общем, в любые эпохи всякая культура так или иначе имела возможность взаимодействовать с Кипром. Оттого он и по сей день — место сосуществования самых различных верований и мировоззрений.

История

По преданию, основана апостолом Варнавой в 47 году.

Первоначально — епархия Антиохийской Церкви.

С 431 года — автокефальная архиепископия.

В VI веке попала под арабское иго, от которого освободилась только в 965 году.

В 1091 года остров Кипр был захвачен крестоносцами, с 1489 по 1571 года принадлежал Венеции, с 1571 года — туркам, с 1878 года — англичанам.

В 1960 году Кипр добился независимости и провозгласил себя республикой, президентом которой стал архиепископ Макариос (1959—1977).

Ввод турецких войск 20 июля 1974 года и последующая турецкая оккупация 35 % территории острова вызвало массовый отток христианского населения с оккупированной части острова; 20 тысяч первоначально оставшихся подверглись преследованиям. В настоящее время на оккупированной части острова остаётся лишь несколько сотен греков и маронитов.

В оккупированной части острова произошли серьёзные разрушения христианских храмов и памятников.

Всего в оккупированной части острова находится 514 храмов, часовен и монастырей, большая часть которых обращена в мечети, музеи или находится в запустении.

Современное устройство и состояние

Ныне Кипрская Церковь состоит из одной архиепископии и пяти епископий, имеет более 500 храмов и 9 монастырей.

Предстоятель — Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра (῾Ο Μακαριώτατος ᾿Αρχιεπίσκοπος Νέας ᾿Ιουστινιανῆς καί πάσης Κύπρου) с 5 ноября 2006 — архиепископ Хризостом II, избранный после того, как специальный «Совет старейшин» под председательством вселенского Патриарха Варфоломея в мае 2006 рекомендовал «почётное увольнение» его предшественника Хризостома I.

Высший орган власти — Святой Синод Церкви Кипра (Ἱερὰ Σύνοδος τῆς Ἐκκλησίας τῆς Κύπρου), состоящий из Предстоятеля (глава Синода), епископов Пафоса, Китиона (Ларнаки), Кирении, Лимасола, Морфу, а также викарных архиереев как постоянных членов. Епископии Кирении и Морфу пребывают временно в Никосии ввиду турецкой оккупации северной части государства.

По сообщениям СМИ, Кипрская Православная Церковь участвует в развитии туристического бизнеса в стране.

Примечания

  1. В. Ф. Хулап Реформа календаря и пасхалии: история и современность.
  2. Bourloyannis, Christiane; Virginia Morris (Jan 1992). «Autocephalous Greek-Orthodox Church of Cyrprus v. Goldberg & Feldman Fine Arts, Inc.». The American Journal of International Law 86 (1): 128-133. DOI:10.2307/2203143. Проверено 2007-01-29.
  3. Morris, Chris. Shame of Cyprus’s looted churches, BBC (18 January, 2002). Проверено 29 января 2007.
  4. ΕΚΚΛΗΣΙΑ ΤΗΣ ΚΥΠΡΟΥ (греч.)
  5. Кипрская Церковь участвует в развитии религиозного туризма: Официальный сайт МП 23 мая 2007 г.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Кипрская православная церковь
  • Кипрская Православная Церковь. Описание
  • Официальный сайт ᾿Εκκλησία τῆς Κύπρου
  • Краткая история Кипрской православной церкви: сайт Иерархия Церквей
  • Информация на сайте правительства Кипра
  • Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II: «Церковь продолжает представлять национальную идентичность греков-киприотов»: интервью на официальном сайте МП 19 февраля 2007 г.
Православные церкви
Автокефальные Албанская • Александрийская • Американская • Антиохийская • Болгарская • Грузинская • Иерусалимская • Кипрская • Константинопольская • Польская • Румынская • Русская • Сербская • Чехии и Словакии • Элладская
Автономные Синайская • Финляндская • Китайская • Эстонская (КП) • Японская • Критская (полуавтономная)
Самоуправляемые
в составе РПЦ
РПЦЗ • Латвийская • Молдавская • Украинская (МП) (с правами широкой автономии) • Эстонская (МП) • Белорусская (де-факто)
Самоуправляемые
в составе КПЦ
Западноевропейский экзархат русских приходов • Украинская ПЦ в Канаде • Украинская ПЦ в США
Прочие Бессарабская (Румынская ПЦ) • Охридская (Сербская ПЦ)
Неканонические
юрисдикции
Абхазская ПЦ • Апостольская ПЦ • Белорусская АПЦ • Катакомбники • Македонская ПЦ • Российская ПАЦ • Российская ПЦ • РПЦЗ (А) • РПЦЗ(В) • Старообрядцы • Украинская Реформаторская ПЦ • Старостильные церкви (Болгарская • Греческие • Румынская) • Истинно-Православные церкви (Молдавская • Сербская • Русская • Русская катакомбная ЦИПХ) • Турецкая ПЦ • Украинская ПЦ КП • Украинская АПЦ • Украинская АПЦ (о) • Украинская АПЦ К • Черногорская ПЦ

Глава Кипрской Православной Церкви архиепископ Хризостом II раскритиковал Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за то, что тот разорвал евхаристическое общение с признавшими ПЦУ Церквами и не поминает глав Элладской и Александрийской Церквей.

В интервью кипрскому изданию Politis архиепископ рассказал, что не согласен с действиями главы Русской Православной Церкви: «Мы прекращаем поминать тех, кто отступает от православной веры, и я спрашиваю тебя: «Является ли Вселенский Патриарх, Архиепископ Афинский и Патриарх Александрийский еретиками, чтобы ты перестал поминать их?” Ты можешь высказать протест, сказав, что они не должны были так делать. Не согласиться с ними, сказать, что они не правы. Это ты можешь сказать. Но разрывать общение? Не сослужить? Мы только с еретиками не служим. Твои действия просто неприемлемы», – заявил архиепископ Хризостом.

«Все идет к расколу – продолжил иерарх. – А раскол – величайший грех. Не понимаю, он (Патриарх Кирилл – Ред.) хочет быть первым. А я ему сказал, что первым ему не быть: «Семнадцать прошедших веков закрепили первое место в православном мире за Константинополем. Все, точка. Не обманывайся. Пойми это”. Но его эгоизм не дает ему это сделать».

Глава Кипрской Церкви также жестко раскритиковал митрополитов Никифора Киккского, Исайю Тамасоского и Афанасия Лимассольского за конфронтацию с Константипольским патриархом.

«На Синоде я сказал, что мы не будем занимать позицию ни в пользу Москвы, ни в пользу Константинополя, – подчеркнул архиепископ. – Я хочу, чтобы мы оставались нейтральными, чтобы иметь возможность помочь. Им обоим нужна помощь. Они эгоисты и едва ли смогут сами помириться. <…> Поэтому я всем клирикам сказал не выступать с заявлениями. Сидите смирно, потому что заявления, которые касаются Церкви, которая бессмертна, в случае их ошибочности останутся навсегда. <…> Зря выступали и митрополит Киккский, и митрополит Тамасосский, и митрополит Лимассольский. Братья, ну сидите смирно. Раз Синод принял решение, уважайте его».

Издание Politis, опубликовавшее интервью, ранее уже не раз разжигало вражду против РПЦ и лоббировало проамериканские интересы.

Как сообщал СПЖ, журналисты этого же издания создали петицию в адрес Генерального прокурора Республики Кипр против архиепископа Хризостома с целью его дискредитации.

Напомним, на открытии II международной конференции «Монашество и современный мир» митрополит Киккский Никифор заявил, что переживаемый кризис в Церкви случился из-за неканонических действий Константинопольского патриарха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *