Казанский собор Омск

Омский Успенский собор. Открытка конца XIX — начала XX века

Омский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, кафедральный собор Омской епархии

С 1878 года в Омске активно прорабатывалась идея о расширении действующих церквей: крепостного собора во имя Воскресения Христова, Войсковой Николаевской церкви. Однако победило мнение о необходимости сооружения нового собора.

Первый камень в основание собора был заложен 16 июля 1891 года цесаревичем Николаем Александровичем в бывшей городской роще в центре Омска. Храм строился на средства Омского Воскресенского собора, на вспомоществование Св. Синода и на пожертвования от прихожан и частных лиц .

Автором архитектурного проекта стал Эрнест Францевич Виррих. Он взял за основу проект храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, но омский храм стал не точной копией петербургского, а творческой переработкой, что в храмовом зодчестве явление обычное. Размеры храма и архитектура Успенского собора были во многом уникальны. В частности, при его строительстве использовались 30 видов кирпича разных цветов.

Площадь собора составляла 1518 метров, высота колокольни до подкрёстного яблока – 44 метра, высота креста – 3 метра, диаметр купола – 15 метров. Пятиглавый собор с мощным центральным куполом и высокой шатровой колокольней выглядел торжественно и монументально.

Собор, сооружённый в стиле русского зодчества ХVII века, поражал удивительной логичностью и гармоничным сочетанием пропорций и стилей. Э. Ф. Вирриху удалось соединить в своём проекте официальный русско-византийский и народный стили. В частности, соотношение огромной (луковичной) главы и маленьких главок восходит к архитектуре Византии, а от русского стиля здесь – многочисленные кокошнички, шатровые крыльца, дыньки, обрамление арочных проёмов наличниками и т. д.

Первоначально собор именовался как храм Вознесения, в Успенский кафедральный он был переименован после создания в 1895 году в Омске православной епархии.

9 сентября 1898 года первый омский епископ Григорий (Полетаев) освятил собор.

В 1910 году в саду у собора открыты детские площадки, собиравшие до 200 детей, с которыми занимались педагоги.

По сведениям 1914 года, в пределах прихода имелись церковно-приходская школа (открыта в сентябре 1897 года) и 2 приходских училища.

Причта по штату было положено: кафедральный протоиерей, ключарь, два священника, протодиакон, два диакона, два иподиакона и два псаломщика.

После революции

Алтарная стена Омского Успенского собора, устоявшая после взрыва, 1935 год

В конце 1920 года собор был передан обновленцам. Но обновленцы не смогли собрать прихожан.

С 1923 года храм большей частью пустовал, к 1933 году были разобраны главы, а колокола сняты для нужд индустриализации, в 1934 году всю церковную утварь передали во вновь организованный музей атеизма.

В 1934 году Омск стал административным центром Омской области. Напротив храма расположился обком партии. На одной площади оказались идейные противники. В 1934 году партийное руководство области приняло решение переоборудовать собор под оперный театр. Комиссия по обследованию акустики дала положительное заключение, но участь храма была решена иначе.

17 февраля 1935 года президиум Омского областного исполнительного комитета по предложению начальника Омского НКВД Салыня принял решение о сносе здания. Сотрудники НКВД предполагали использовать кирпичи собора для строительства нового здания областного наркомата внутренних дел. Однако после взрыва храм распался не на кирпичи, а на крупные блоки, непригодные для строительства. Алтарная стена устояла и после взрывов. Бывший Архиерейский сад, расположенный вокруг собора, стал Садом пионеров. Со временем в основании храма сделали декоративную лужу, а в 1996 году — городской фонтан.

Воссоздание собора

Омский Успенский собор, вид с южной стороны. Фото О. Нестерова, 30 декабря 2007.

В 1999 году на месте собора был установлен Поклонный крест.

11 июля 2005 года правительство Омской области приняло решение о воссоздании памятника истории и культуры Омского Прииртышья — Успенского собора.

16 июля 2005 года при раскопках фундамента взорванного собора археологи обнаружили захоронение православного архиерея. В гробнице, которая обнаружена в тайной подземной комнате под притвором Николая Чудотворца, были найдены икона, кусочки ткани, останки тела и другие находки, свидетельствующие о том, что это захоронение архиепископа Сильвестра. Позже принадлежность мощей архиепископу Омскому и Павлодарскому Сильвестру подтвердили результаты экспертизы.

14 октября 2005 состоялась церемония установки закладного камня в основание Успенского кафедрального собора, символизирующая начало строительства храма. Во время службы митрополит Омский и Тарский Феодосий (Процюк) поместил в закладной камень ковчежец с мощами священномученика Сильвестра (Ольшевского).

14 января 2006 года завершено устройство свайного фундамента, началось возведение кирпичных стен. 27 июля того же года освящены тринадцать колоколов весом 5,5 тонны.

6 января 2007 года, в канун Рождества Христова, впервые эти колокола зазвучали на новой колокольне. 30 марта был поднят главный купол собора весом 15 тонн. 16 апреля на нем был установлен крест. 31 мая на строительство привезли керамические иконы, которые стали украшением внешних стен храма. 2 июля начался монтаж иконостаса.

15 июля 2007 года состоялось освящение воссозданного собора.

Статистика

Святыни

в синодальный период

    • икона прп. Анны Кашинской с частицей св. мощей (упом. 1914)

в настоящее время

    • рака с мощами священномученика Сильвестра. 25 февраля 2009 года была установлена в нижнем приделе собора, в так называемой пещерной церкви, где и был захоронен священномученик. Специально для раки с мощами святителя Сильвестра изготовлена из кедра и установлена на четырёх каменных столбах резная деревянная сень ручной работы, которая стала одним из главных украшений Успенского собора.

Настоятели

Приписные храмы

Использованные материалы

По дореволюционным сведениям.

Скальский, с. 39.

Или 30 сентября («Омская правда»).

Омские епархиальные ведомости, 1908, №5, офиц. часть, с.8.

1579 год. Белое немилосердно палящее солнце, пыль столбом по дорогам Казани. Пыль и пепел от недавнего пожара – неделю назад здесь полыхал страшный пожар. Начался он около церкви Николы, перекинулся на Кремль Казанский. Долгие часы полыхало зарево, причитали женщины, плакали дети – а ну как на дома перекинется, что будет?! А многие злорадно посмеивались – где же ваш Бог был, что церковь-то сгорела? Видно врут все попы ваши – вон полыхало-то как. И что скажешь на это? И ведь правда, многие в те дни в вере своей усомнились – может быть неугодно Богу, что обращаются ко Христу из ислама ?

«Вера Христова, — говорит летописец, — сделалась притчею и поруганием»…. В том огне остались без крова многие семьи, но – делать нечего, никто сгоревшего не вернет, а строить надо скоро – к зиме успеть.

Спешил с постройкой в числе прочих погорельцев и стрелец Даниил Онучин. У Даниила была дочка Матрона. Ей родительские скорби были меньше понятны – для детей и пожар – вполне забавно – столько всего остается после – где стеклышко красивое, где камешек невиданный. Только к вечеру, когда спать ложиться, вспоминается, что после пожара все не так, непривычно.

Одной ночью Матреша проснулась от невиданного – явилась ей во сне Сама Матерь Божия – Пресвятая Богородица. И не просто явилась, а повелела Свою икону из-под земли достать. Осияла светом ярким – и проснулась девочка. Все-то у вас сны, да видения, все-то вам мерещится, все чудеса у вас нескончаемые – скажет скептик, читающий эти строки. И предвосхитит наш рассказ, ведь именно так девятилетней Матреше и ответили домашние. «Сны бывают иногда от Бога, но видения только святым бывают, так что лучше снам значения не придавать» -, сказали родители. И были правы.

Только все же сон тот был видением, ведь повторился он во второй раз и на третью ночь. Тогда родители решили проверить слова девочки. Матреша с матерью отправились на то место, где, как помнила девочка из сна, должна была находиться икона. Начали копать. Еще глубже, еще – неужели она! И точно – икона Пресвятой Богородицы. Очистили ее от пыли, земли.. Но как же она там оказалась? Видимо, еще давно тайные исповедники христианства в иноверческом стане так спрятали икону Царицы Небесной.

Весть о чудесном обретении иконы пронеслась быстрее, чем самая быстрая птица, и вот уже к этому дивному месту спешат священники окрестных храмов, архиепископ Иеремия благоговейно принимая икону торжественно переносит ее в храм свт. Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца. Мы даже знаем их имена: Иосиф и Никита. И те, кто еще несколько дней назад насмехались над православной верой, смущенно спешили к иконе – с просьбами – Царица Небесная, помоги, вразуми, исцели!

Направление деятельности, особое служение

В монастыре совершается постриг монахинь. Для настоятельниц устроены кельи. Монахини несут послушание в доме престарелых и больнице. При храме открыта воскресная школа. В данное время монастырь состоит из 2 монахинь и около 10 послушниц.

В 1994 году у стен монастыря Казанской Божьей Матери появился памятник. На нем надпись: «Упокой господи душу усопших раб твоих» Каждый день поминаются имена насельниц Казанского женского монастыря пострадавших от большевиков, их имена высечены на основании стелы.

Старо-Южное кладбище- кладбище монастыря Иконы Казанской Божьей Матери

Старо-Южное кладбище расположено на ул. Воровского, площадь — 12,4 га, закрыто в 1962 году. До революции это было кладбище монастыря Иконы Казанской Божьей Матери, известно также как Порт-Артурское или железнодорожное. Изначально оно предназначалось для захоронения монахинь и простого люда. В связи со строительством Транссиб. магистрали в кон. 19 в. здесь хоронили умерших в пути следования, жителей поселка, прилегающего к ж. д. На Юж. кладбище находится братская могила участников Марьяновских боев. Здесь хоронили репрессированных в сталинские времена и работников заводов, эвакуированных в Омск в годы Великой Отечественной войны. Присматривать за кладбищем назначили смотрителя Ново-Южного кладбища Виктора ДОЦЕНКО. Запланированы выполнение системы водоотвода, защитные и аллейные посадки деревьев, консервация и создание мемориального сквера.

На территории Старо-Южного кладбища будет создана парково-мемориальная зона. В Ленинском округе начинается первый этап работ по его реконструкции. Последние захоронения здесь произвели в 1960 году. За прошедшие десятилетия территория погоста стала частично заболочена, местами превратилась в непроходимый лес, много могил, за которыми никто не ухаживает.

Разработан эскизный проект реконструкции кладбища и возведения часовни, который получил одобрение Митрополита Омского и Тарского Феодосия. Началу работ предшествовал опрос мнений горожан, чьи родственники захоронены на этом кладбище. Более 70% опрошенных высказались в пользу того, чтобы расчистить его и превратить в парково-мемориальную зону. Сегодня Старо-Южное кладбище лишь отдаленно напоминает то, каким оно было прежде. Управлением благоустройства администрации Ленинского округа и подрядчиком ОАО «Омскмагистральстрой» демонтированы памятники, проведена полная очистка территории от мусора. Активное участие в работе приняли прихожане церкви Иконы Казанской Божьей Матери, общественность, военнослужащие воинских подразделений: 242-го Учебного центра ВДВ, железнодорожной бригады, а также курсанты Омского танкового института. По проекту в центре мемориально-парковой зоны будет установлена стела или памятный камень, рядом с которым построят часовню. К памятнику будут вести дорожки, оформленные в едином стиле. Повсюду рассадят деревья и кустарники. По просьбе родственников умерших могилы перенесены на расположенные поблизости действующие кладбища, чтобы родные могли их посещать. Имена остальных умерших будут выгравированы на памятном камне.

Сотрудники администрации города Омска, работающие над проектом мемориала, восстановили имена людей, похороненных на Старо-Южном кладбище. Для этого они организовали «горячую линию» и мониторинг: все средства массовой информации разместили обращения к родственникам умерших с просьбой откликнуться и сообщить все необходимые сведения. Итогом проведенной работы стал список из 2,5 тысяч фамилий. В их числе — 29 участников Великой Отечественной войны, умерших в эвакогоспитале, который находился в школе № 100 Ленинского округа.

Именно этот список в дальнейшем превратился в Книгу памяти (на создание которой ушло почти 5 лет), по которой будут проходить отпевания в построенной часовне. Сейчас эти сведения находятся по адресу Звездова 14.

Мемориально-парковая зона на Старо-Южном кладбище – это первый комплекс такого плана.

Открыта часовня на Старо-Южном кладбище. Здесь проходят молебны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *