Каренина и вронский

17 апреля 1877 года Лев Толстой закончил работу над романом «Анна Каренина». Прототипами многих персонажей стали реальные люди — часть портретов и характеров классик «рисовал» с окружающих его друзей, родственников и просто знакомых, а героя по имени Константин Левин нередко называют альтер-эго самого автора. АиФ.ru рассказывает, о чем повествует великий роман Толстого и почему «Анна Каренина» превратилась в «зеркало» своей эпохи.

Два брака

Статья по теме Толстой ненавидел Шекспира, но повторил судьбу короля Лира «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», — эта фраза открывает первый том «Анны Карениной» и задает настроение всему роману. На протяжении восьми частей автор описывает радости и тяготы отдельно взятых семей: супружеские измены, свадьбы и рождение детей, ссоры и переживания.

В основе произведения две сюжетные линии: а) отношения замужней Анны Карениной и молодого и страстно влюбленного в нее Алексея Вронского; б) семейная жизнь помещика Константина Левина и Кити Щербацкой. Причем на фоне первой пары, переживающей страсть и ревность, у второй — настоящая идиллия. Кстати, в одном из ранних вариантов роман назывался «Два брака».

На чужом несчастье

Сцена свидания Анны и Вронского в свете (Часть II, глава VI). Рисунок Elmer Boyd Smith, 1886 Фото: Commons.wikimedia.org

Жизни Анны Карениной, казалось бы, можно только позавидовать — женщина из высшего общества, она замужем за знатным чиновником и растит с ним сына. Но все ее существование переворачивает случайная встреча на вокзале. Выходя из вагона, она обменивается взглядом с молодым графом и офицером Вронским. Вскоре пара снова сталкивается — теперь уже на балу. Даже влюбленная во Вронского Кити Щербацкая замечает, что его тянет к Карениной, а та, в свою очередь, испытывает интерес к новоявленному поклоннику.

Но Анне нужно возвращаться в родной Петербург — к мужу и сыну. Настойчивый и упрямый Вронский следует за ней — нисколько не смущаясь ее статуса, он начинает ухаживать за дамой. В течение года герои встречаются на балах и светских раутах, пока не становятся любовниками. За развитием их отношений наблюдает все высшее общество — в том числе и Алексей Каренин, супруг Анны.

Несмотря на то, что героиня ждет ребенка от Вронского, муж не дает ей развода. При родах Анна чуть не умирает, однако уже через месяц после выздоровления уезжает за границу — вместе с Вронским и их маленькой дочкой. Сына же она оставляет на попечении отца.

Но жизнь с любовником не приносит ей счастья. Анна начинает ревновать Вронского, а тот, хоть и любит, но тяготится ею и тоскует. Возвращение в Петербург ничего не меняет — тем более что бывшие друзья избегают их общества. Тогда герои едут сначала в деревню, а потом в Москву — правда, их отношения от этого не становятся крепче. После особенно сильной ссоры Вронский уезжает, чтобы навестить мать. Каренина следует за ним и на вокзале к ней приходит решение, как можно разрешить эту ситуацию и «развязать» всем руки. Она бросается под поезд.

Вронский тяжело переживает утрату и уезжает добровольцем на войну. Их маленькую дочь берет на воспитание Алексей Каренин.

Василий Мешков. «Л. Н. Толстой за работой в библиотеке в Ясной поляне». 1910 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Второй шанс Левина

Параллельно Толстой разворачивает еще одну сюжетную линию: описывает историю Кити Щербацкой и Константина Левина. 34-летний помещик был влюблен в 18-летнюю Кити и даже решился сделать ей предложение, но она тогда была увлечена Вронским и отказала. Вскоре офицер уехал за Анной, и Щербацкая осталась «у разбитого корыта». На нервной почве девушка заболела, а Левин укатил обратно — в деревню, управлять своим именьем и работать вместе с крестьянскими мужиками.

Однако Толстой дал своим героям второй шанс: на званом обеде пара снова встретилась. Кити понимает, что она любит Левина, а тот осознает, что его чувства к девушке вовсе не угасли. Герой во второй раз предлагает Щербацкой руку и сердце — и в этот раз она отвечает согласием. Сразу после венчания пара уезжает в деревню. Несмотря на то, что поначалу совместная жизнь дается им нелегко, они счастливы — Кити поддерживает мужа, когда у того умер брат, и рожает Левину ребенка. Именно так, по мнению Толстого, и должна выглядеть семья, а между супругами непременно должна быть духовная близость.

Зеркало эпохи

Михаил Врубель. «Свидание Анны Карениной с сыном». 1878 год. Фото: репродукция

Как писал Сергей Толстой, сын классика, «От реалистического романа, каков «Анна Каренина», требуется прежде всего правдивость; поэтому для него материалом послужили не только крупные, но и мелкие факты, взятые из действительной жизни». Но что могло натолкнуть автора на такой сюжет?

В XIX веке развод был редким явлением. Общество сурово осуждало и презирало женщин, которые осмеливались оставить семью ради другого мужчины. Однако прецеденты случались — в том числе и в семействе Толстого. Например, его дальний родственник Алексей Толстой женился на Софье Бахметевой — когда пара познакомилась, Бахметева уже состояла в браке с другим и имела дочь. В какой-то мере, Анна Каренина — собирательный образ. Некоторые черты ее внешности напоминают Марию Гартунг — дочь Пушкина, а характер героини и ситуацию, в которой она оказалась, автор «соткал» из нескольких разных историй. Эффектный финал тоже был взят из жизни — под поездом погибла сожительница соседа Толстого по Ясной Поляне — Анна Пирогова. Она очень ревновала своего возлюбленного, а как-то поссорилась с ним и уехала в Тулу. Через три дня женщина передала через ямщика письмо своему сожителю, а сама бросилась под колеса.

Тем не менее критиков возмутил роман Толстого. Анну Каренину называли безнравственной и аморальной — то есть «в реальности» читатели к ней относились точно так же, как и светские персонажи в книге. Ряд нападок вызвало и описание автором сцены близости между его героиней и Вронским. Михаил Салтыков-Щедрин отозвался об «Анне Карениной» как о «коровьем романе», где Вронский — «влюбленный бык», а Николай Некрасов написал эпиграмму:

Создание романа

История была задумана в феврале 1870, но дата написания «Анны Карениной» — 17 апреля 1877 года, ведь к осуществлению замысла писатель приступил лишь спустя несколько лет. Произведение выходило в печать по главам в журнале «Русский вестник». Оно стало очень популярным, очередную главу читатели ждали с нетерпением.

В этом романе писатель затронул темы, волнующие каждого взрослого человека — любовь, понимание, доверие. Именно поэтому труд Льва Толстого по сей день не потерял своей актуальности. Будучи знатоком человеческой души, автор смог показать «прозаически упорядоченную действительность».

Понятен не только сюжет, но и герои — они реалистичны, вызывают у читателей сочувствие.

Представитель «золотой молодежи»

Происхождение Вронского до конца остается неясным, автор не счел нужным уточнять эту деталь его биографии. Известно, что герой из богатого и знатного рода. Звали Вронского Алексей Кириллович, его отец скончался, есть родной брат.

У дворянина большие связи, граф ведет роскошное безбедное существование в Петербурге. Окончив обучение в Пажеском корпусе, юноша начинает службу в полку флигель-адъютантом. Он водит дружбу с самыми блестящими представителями знати. Карьера его обеспечена.

Лев Толстой дает самое приятное описание внешности Вронского. Нет, он не обладает выдающимися данными, но производит хорошее впечатление. Роста невысокого, плотного телосложения. Брюнет с коротко стриженными волосами, гладковыбритый. Одет просто, но опрятно. Он так и пышет здоровьем, юностью, задором.

Внешности Вронского писатель придает особое значение. Неудивительно, ведь именно она сначала привлекает женщин, лишь потом они способы оценить моральные качества мужчины:

  1. Лицо — очень приятное, выражение которого писатель характеризует как «твердое», но вместе с тем «чрезвычайно спокойное». Носит усы.
  2. Глаза — «красивые», способные выражать глубину чувств героя. То они «нежно блестят», то выражение их становится решительным и независимым.
  3. Улыбка — также, как и глаза, отражает настроение офицера, она бывала дружелюбной, скромной, счастливой.

У героя прекрасные зубы, о чем несколько раз упоминается — видимо, это для тех времен была большая редкость. Писатель характеризует их как «крепкие», «сплошные», «белые».

Моральные качества

Как представитель «золотой молодежи», Вронский далек от нравственного идеала Льва Толстого. Светское общество презирало ценности, которые проповедовал писатель. Молодежь смеялась над моралью, поступки часто были продиктованы скукой. Яркий пример тому — ухаживания Алексея за Кити Щербатской. Он не имеет серьезных намерений, но все равно кружит девушке голову.

С другой стороны, в обществе офицера характеризуют исключительно с положительной стороны — он ведет себя дружелюбно, сам Толстой называет Вронского «милый, добрый малый». При этом он признает за ним ум и потенциал, умение произвести хорошее впечатление.

У Вронского целый перечень положительных качеств:

  1. Талант военного.
  2. Энергичность и стремления.
  3. Хорошее воспитание, искренность, дружелюбие.
  4. Он ценитель искусства — Вронский хорошо рисует.
  5. Имеет склонность к общественной деятельности.

Но есть у молодого человека и существенные недостатки. Он весьма поверхностный.

Автор противопоставляет Вронского мужу Анны Карениной, который изображен интеллектуалом и приспешником морали, готовым на все ради сохранения брака и положения в обществе.

Всем привет.

Каждый художник рисует себя. Это закон.

Вот и Толстой в романе «Анна Каренина» вывел свой характер в образе Левина.

Вылитый Левин.

А кто был прототипом главной героини?

Давайте вспомним описание внешности Анны. Вот она в глазах Вронского, при их первой встрече на вокзале:

«Он извинился и пошел было в вагон, но почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее — не потому, что она была очень красива, не по тому изяществу и скромной грации, которые видны были во всей ее фигуре, но потому, что в выражении миловидного лица, когда она прошла мимо его, было что-то особенно ласковое и нежное. Когда он оглянулся, она тоже повернула голову. Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то. В этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею ее румяные губы. Как будто избыток чего-то так переполнял ее существо, что мимо ее воли выражался то в блеске взгляда, то в улыбке. Она потушила умышленно свет в глазах, но он светился против ее воли в чуть заметной улыбке».

А вот какой Анну видит Китти Щербацкая на том судьбоносном балу:

«Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении; но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести».

Так с кого же писан образ Анны?

В 1868 году в Туле состоялось знакомство Льва Николаевича и Марии Александровны Пушкиной. Да-да, внешний образ Анны Толстой писал со старшей дочери Александра Сергеевича Пушкина.

Вот её портрет.

Портрет М.А.Пушкиной. Из открытых источников.

А вот описание Анны на бале:

«Анна не была в лиловом… …На голове у неё, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на чёрной ленте пояса между белыми кружевами. Причёска её была незаметна. Заметны были только, украшая её, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивающиеся на затылке и висках. На точёной крепкой шее была нитка жемчугу».

То есть, описание внешности и даже платья и всего образа на бале, Толстой писал с этого портрета.

Вот как видел Марию её знаменитый отец (из письма к княгине Вяземской)»:

«Жена моя имела неловкость разрешиться маленькой литографией с моей особы».

Александр Сергеевич погиб, когда Марии шёл 5 год.

По воспоминаниям биографа Пушкина, Бартенева, Мария в юности расцвела:

«Выросши, она заняла красоты у своей красавицы-матери, а от сходства с отцом сохранила тот искренний задушевный смех, о котором говорили, что он был у Пушкина так же увлекателен, как его стихи».

А вот впечатление, которое произвела на Толстого Мария Александровна в первую встречу (из воспоминаний свояченицы Льва Николаевича):

«Дверь из передней отворилась, и вошла незнакомая дама в черном кружевном платье. Ее легкая походка легко несла ее довольно полную, но прямую и изящную фигуру. Меня познакомили с ней. Лев Николаевич еще сидел за столом. Я видела, как он пристально разглядывал ее. – Кто это? – спросил он, подходя ко мне. – М-mе Гартунг, дочь поэта Пушкина. – Да-а, – протянул он, – теперь я понимаю… Ты посмотри, какие у нее арабские завитки на затылке. Удивительно породистые».

Толстой потом опишет эти завитки в своём романе…

Однако, стоит отметить, что по признанию современников, Мария Александровна по характеру была очень далека от Анны.

Мария Александровна, довольно поздно выйдя замуж, прожила с супругом 17 лет. После самоубийства мужа (того ложно обвинили в краже векселей и он наложил на себя руки, клянясь, что невиновен — посмертно его оправдали), продала имение и переехала вдовствовать в Москву. Стала попечительницей библиотеки имени своего отца.

М.А. Пушкина. Из открытых источников.

Мария прожила долгую и трудную жизнь, так больше и не выйдя замуж.

С. П. Воронцова-Вельяминова вспоминала:

«Я хорошо помню тетю Машу на склоне лет, до самой старости она сохранила необычайно легкую походку и манеру прямо держаться. Помню ее маленькие руки, живые блестящие глаза, звонкий молодой голос».

Всё тот же узнаваемый образ из романа…

Умерла она в голодной революционной Москве в 1919 году. Ей было 86 лет.

Друзья, поддержите блог подпиской.

Другие статьи моего блога:

Американские горы в сердце Петербурга Откуда появилось слово «Русь» Ужасы просвещенной Европы

Девятнадцатый век был не таким уж чопорным

Только подумать: в самой середине века дамы боялись оказаться с мужчиной наедине даже на пять минут, короткая стрижка была уделом тифозниц и падших женщин, а пышные юбки рассматривались как необходимые в силу того, что в любых других было видно движение ноги при ходьбе (боже, как неприлично!). Но в шестидесятых россиянки словно с ума сошли: барышни отрезали себе косы, штурмовали стены институтов, обучались академической живописи (из-за необходимости изучать обнажённую натуру это считалось непристойным) и спокойно заходили в гости к товарищам по убеждениям за тетрадями и учебниками.
Кроме того, чтобы получить право выезда за границу, девушки без пышных церемоний стремительно венчались с единомышленниками – и уезжали учиться, не заботясь о том, увидят ли своих фиктивных мужей снова.
А через годы оказывалось, что она фактически замужем (за совсем другим человеком), он фактически женат (на другой даме из тех же кругов), у обоих толпа незаконнорождённых детей и они через знакомых выискивают друг друга уже лет пять, чтобы развестись официально и узаконить реальные отношения и положение своих отпрысков. Так общество пришлось привыкнуть к тому, что дети во вполне благополучных семьях массово рождались до свадьбы, а разводы – не такое уж потрясающее дело.

При всей чопорности девятнадцатого века, девушки шаг за шагом отвоевали себе право в медицинских институтах смотреть на голых мёртвых мужчин, в художественных студиях – на голых живых, одеваться более или менее удобно, и многие из них с нетерпением ждали возраста старых дев, чтобы начать путешествовать по миру в одиночку. Это касалось не только России, но и другой огромной империи – Британии. Однако роман «Анна Каренина» вовсе не о старых девах, нигилистках и студентках. Он раскрывает следующий этап сексуальной революции – затронувший самые обычные семьи.


Софья Ковалевская была из тех девушек, что коротко стригли волосы, шокируя общественность.

Открытые браки

Среди вопросов, который постоянно поднимали те самые нигилисты, а также вращающиеся фактически в тех же кругах социалисты и анархисты, был половой вопрос. Они говорили о лицемерии и существующей брачной системы, когда верным объявляется муж, который посещает десятки или сотни падших женщин (зато не измена!) и приносит от них рано или поздно дурные болезни действительно верной жены. Они говорили о лицемерии самой системы проституирования женщин, об унизительной эротизации наказания детей и много ещё о чём.
Не то, чтобы общество было склонно слушать эти речи с восторгом, но задумалось. Многие семьи в крупных городах стали практиковать открытые браки. Как правило условием было не афишировать эти отношения, то есть соблюдать внешние приличия. Кроме того, ожидалось, что и муж, и жена, устав друг о друга, фактически вступят в долгосрочные отношения с другими людьми, а не просто начнут вольную половую жизнь.
Хотя Алексей Каренин – человек старой закалки и видит семью как двух супругов, прилепившихся друг к другу до конца времён, он в то же время достаточно разумен, чтобы принять положение вещей таким, каково оно есть: Анна любит другого. Он предлагает ей как раз популярный вариант открытых отношений: когда супруги вольны вступить в долгосрочные отношения с кем-то другим, но не посвящают в такой нюанс своей супружеской жизни общество, делая вид, что по старинке изменяют друг другу, как, например, поступала подруга Анны Бетси Тверская.


Кадр из фильма «Анна Каренина. История Вронского».

Однако не все семьи находили нужным прятать реальное положение вещей. Жившие тройственным союзом Тургенев и чета Виардо везде показывались именно втроём, подчёркивая, что они – одна семья. Впрочем, это не совсем про открытые отношения. Но и такие бывали во второй половине девятнадцатого века.
Открытые браки практиковались и до этой эпохи. В конце восемнадцатого века сторонники просвещения и естественности практиковали их и осуждали супружескую ревность, как предрассудок. Притом, в отличие от каренинских времён, не считалось необходимым отношения на стороне заводить именно долгосрочные. Так, Екатерина, поставившая своего тайного мужа Потёмкина перед фактом, что брак у них открытый, меняла любовников каждые несколько лет. Зато Кутузов и его жена своих «вторых партнёров» придерживались долго.

Разводы

В книгах про игры с куклами, в которых маленьким девочкам заодно рассказывали, как должна быть устроена жизнь женщины, одна кукла наставляла другую: когда выходишь замуж, любовь не просто не нужна, она даже мешает. Главный секрет счастья – всеобщее спокойствие и… чтобы муж покупал красивые платьица. То же самое твердили и молодым жёнам их матери: любовь вредна, любовь мешает. Брак нужен, чтобы плодиться, размножаться и потому что человек слаб и без похоти не может.
Молодёжь шестидесятых и далее резко осуждала подход, когда отношения двух людей строятся на материальном и на необходимости как-то утолять похоть. Они ставили во главу угла единение двух душ, любовь, товарищество, соратничество. В идеале похоть должна быть занимать вообще не слишком много места в жизни человека, будь то женщина или мужчина, чтобы человек не растрачивал себя на всякую чушь, а вкладывал всё горение в труд или учёбу, в постройку нового общества и создание нового человека в наивысшем смысле этих слов.
Однако из любви как основы отношений вытекало и то, что если нет ни любви, ни товарищества, ни соратничества, держаться друг друга – например, ради внешних приличий или одной только материальной выгода – и бессмысленно, и даже аморально. А значит, неудавшиеся отношения требовали честного развода – неважно, будет ли потом человек искать свою настоящую пару или полностью посвятит себя труду на благо народа.
Люди всё чаще стали требовать развода или самой возможности развода, властям пришлось идти навстречу (поскольку альтернативой общество тут же на деле выдвигало те самые открытые браки, которые властями рассматривались как разврат), и, соответственно, разводы участились. Вот почему в истории о радикально новых половых отношениях, которой, в том числе, стала «Анна Каренина», частью сюжета были развод Карениных, которого Анна и её главный защитник, родной брат, добивались. Увы, развестись было очень тяжело.


Кадр из фильма «Анна Каренина. История Вронского».

Разводы практиковались христианами в Средние Века активнее, чем мы думаем, и церковь разрешала их при определённых условиях, но в России на деле для них предлагалась только одна форма: один из супругов уходит в монастырь. Чаще всего муж, найдя себе свежую, молодую невесту, постылую, измотанную родами или просто жизнью с ним жену заставлял постричься в монахини под угрозой иначе забить до смерти (и ему бы за это ничего не было с большой вероятностью). Очень редко в монахи уходил мужчина, оставляя женщину свободной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *