Как стать пономарем?

В последнее время в церковной среде все чаще звучит словосочетание «электронный звонарь». Хотя по смыслу, что может быть более несовместимым: характеристика «электронный» – т.е. компьютерный, модерновый, неодушевленный и слово «звонарь», ставшее одним из символов духовных традиций русского народа. Об этом новом явлении мы беседуем с руководителем Международного центра колокольного искусства, преподавателем Архангельской школы звонарей, Андреем Анатольевичем Дьячковым.

– Расскажите, в чем заключается идея создания системы «электронный звонарь».
– Технически, электронный звонарь – это устройство, которое устанавливается на колокольне и, имитируя движения рук и ног звонаря, воспроизводит колокольный звон на настоящих колоколах. Он создавался нами для того, чтобы в тех храмах, где нет настоящего звонаря, был колокольный звон. Архангельская школа звонарей занимается возрождением колокольных звонов по всей России, и мы хорошо знакомы с современной ситуацией. Если храмы в Архангельске, Москве и Петербурге и еще ряде городов достаточно хорошо обеспечены колоколами и профессионально подготовленными звонарями, то в дальних регионах, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, если колокола и есть, то со звонарями большая проблема.
– То есть «электронный звонарь» может решить проблему нехватки настоящих церковных звонарей?
– Сегодня это вынужденная мера. «Электронный звонарь» нельзя рассматривать как самодостаточное явление. Он должен применяться не как заменитель, а как помощник звонаря. Именно поэтому обязательным условием установки системы является наличие ручного звона. Как ни парадоксально это звучит, но именно «электронный звонарь» может стать одним из важных вспомогательных средств в сохранении и возрождении традиции живого колокольного звона в России. В систему заложены все основные канонические и традиционные звоны, показаны различные исполнительские приемы. Наш «электронный звонарь» – это своеобразный тренажер для будущих звонарей храма. Когда слушаешь звоны в записи, то сложно понять – как именно исполнен, тот или иной звон. А здесь звонарь, поднявшись на колокольню, может увидеть, какие колокола и в какое время ударяют, а затем еще постараться и повторить этот звон.
– Но ведь все равно технический прогресс стремительно проникает в нашу жизнь, в том числе и в Церковь.
Разве не является неизбежным то, что «электронные звонари» со временем заменят настоящих?
– Надеемся, что нет. Мы продолжаем заниматься подготовкой звонарей на приходах. Кроме нас есть и другие
школы, которые активно обучают звонарей. Будем делать все возможное для того, чтобы настоящих звонарей стало больше, и нужда в механизме уменьшалась. Подобная ситуация уже возникала в середине прошлого века. Вопрос стоял о допустимости использования электричества в храме. В настольной книге священнослужителя читаем: «Электрическое освещение храма символического значения не имеет. Электричество не может заменить в церкви лампад и свечей. Символическое значение в Православной Церкви имеют елей и воск… Поэтому не следует подменять электрическими лампочками свечи и лампады пред иконами, на престоле и жертвеннике и употреблять разноцветные лампочки в паникадилах и канделябрах. Паникадила, горящие искусственным светом, допустимы; но ни в коем случае не следует помещать электрические лампочки в семисвечнике и освещать чтимые иконы множеством ламп. Недопустимы какие бы то ни было световые, и тем более электрические эффекты во время служб…» (Богослужение в Православной Церкви. Глава 2. Церковно-богослужебная дисциплина). Поэтому, несмотря на технический прогресс, в Церкви по-прежнему горят лампады и свечи. Мы верим, что и на колокольнях возродится живой звон.

– А в других странах как обстоит дело со звонарями?
– Ну, например, в Таиланде в храме Всех Святых в русском районе Паттайи стоит электроника. Обучить настоящего звонаря пока не получается. В Японии, как нам сказал один из русскоговорящих священнослужителей Японской Православной Церкви, «везде звонят роботы». А если говорить о странах, где колокола существуют много веков, то можно привести в пример Грецию. Сейчас там действительно большая часть колоколен оборудована электронным устройством звона.
– Не ждет ли нас такая же участь?
– Дело в том, что в Греции не было такой традиции колокольного звона, как в России. У них и сами звоны отличаются от русских. Зачастую они исполняются всего на двух колоколах и по рисунку больше похожи на
куранты. Не так давно мне довелось проехать всю Северную Грецию. Мы посетили многие храмы и монастыри. Картина, в общем-то, везде похожая. Либо звонит электроника, либо скудный звон в два-три колокола. И только в монастыре ап. Иоанна Богослова, который основал старец Паисий Святогорец, стоит небольшая колоколенка, а на ней устроена настоящая русская звонница! Мне было дано благословение позвонить, и когда звон начался, то сбежались почти все, кто был в монастыре: монахини, паломники, гости монастыря. После звона многие начали просто аплодировать. Хотя это совершенно непривычно – после звона в храме никогда не аплодируют, а крестятся, молятся, славят Бога, но здесь, очевидно, впечатление оказалось настолько сильным, что люди не могли сдержать чувств. А монахини потом долгое время не отпускали меня с колокольни, пока не засняли на видеокамеру уроки игры на колоколах. Люди приняли наш русский колокольный звон как некое благодатное явление, как что-то близкое, родное, что они готовы воспринять как свое собственное. Я призываю всех настоятелей храмов как в России, так и за рубежом, которые хотят устроить у себя колокольный звон, не торопиться с установкой дорогостоящей электроники и попытаться изыскать все возможные средства для поиска кандидатов в звонари. И если таковые найдутся, то обращайтесь к нам в школу звонарей, и мы направим к вам профессионального преподавателя церковного звона. Стоить это будет минимальных денег, а для бедных приходов и вовсе бесплатно. Если же долгие годы звонаря найти так и не удается, то можно установить «электронный звонарь», но при этом оставить и возможность ручного звона.
– Но ведь звонарь может повредить электронике?
– Нет. Мы ведь сами являемся звонарями. Наше оборудование как раз и разработано таким образом, что
ручная и электронная система совершенно независимы и не мешают друг другу. Мы гарантируем, что на этой колокольне можно будет проводить хоть целые фестивали звонарей – никакого ущерба для оборудования не будет! Наоборот, присутствие, хотя бы и редкое, человека на колокольне желательно, чтобы иметь возможность лично убедиться в том, что колокольное хозяйство храма находится в порядке.

Верстах в сорока, в степном городе выходил ее из желторотых галчат мирный, одинокий старичок псаломщик, но бойкая птица повадилась пробираться с ним вместе в церковь, и когда ей удавалось это, подымала там чрезвычайно веселый кавардак.

Спутником его по охоте был волостной писарь, бывший псаломщик Услышинов, уроженец здешнего села, знавший наизусть все пути и дороги и провожавший Волынцева «пур пассэ летан» — как он сам выражался, хотя и не знал в точности, что это обозначает; вместо ружья он ходил с сучковатою тростью, курил вместо своих волынцевские папиросы и очень гордился, что «петербургский аристократ и первое лицо здесь» ни с кем, кроме него, не веде г компании; его пестрый пиджак и брюки навыпуск с обкусанными задками, и сапоги на высоких кривых каблучках, и набекрень надетый картузик, на котором виднелась на месте кокарды запыленная дырочка, его закрученные усы и на мизинце колечко — все обнаруживало в нем местного сердцееда и франта, хотя Услышинов по серьезности и по костюму надеялся не отстать от Волынцева и быть ему «под пару».

Выступивший за ним «псаломщик» Пюлле сказал, что акцизы отпугнут от городского рынка крестьян и создадут угрозу голода.

Он надоел решительно всем, даже, пожалуй, репортерам, потому что редакторы гоняли их без зазрения совести, заставляя разузнавать о новых проделках Ивлета, а он задумывался над ними не более, чем псаломщик над библейскими текстами.

Бывший исторический писатель, а ныне самый настоящий псаломщик, но с короткой стрижкой и бодрыми армейскими усами.

Именно тогда, в начале двадцать седьмого столетия, у ворот Главного Замка в Демосе появился молодой псаломщик, изъявивший страстное желание вступить в наше Братство.

После этих насильственных поцелуйчиков мы все становились в круг: четверо отпускных семинаристов, псаломщик, экономка из соседнего имения, две сельские учительницы, урядник в штатской форме, дьякон, местный фельдшер и мы – три эстета, искавшие в то время аристократической, изысканной красоты в звуках, словах и красках.

15239 15241

По горизонтали:
— Грузинский город
— Модник середины двадцатого века
— Прозрачный газированный напиток
— Главный город подданных Сирии
— Место ожидания городского транспорта
— Полусредний нападающий в футболе
— Расписная ладья Стеньки Разина
— Между немцем и венгром
— «Мелкий винтик» в конторе
— «Сувенир для прокурора» (актриса)
— Царственная десница
— Ранняя древнегреческая культура
— Человек на приёме у врача
— Помощник попа при богослужении
— Занятие картёжника
— Фёдор … (русский поэт)
— Нечёткая работа сердца
По вертикали:
— Город, что раньше был Орджоникидзе
— Одна из коренных жительниц Северного Кавказа
— Иное название соблазна
— Место общения китайца с богом
— Существующее положение вещей
— Партнёрша Филатова в фильме «Экипаж»
— Кто видит мир под углом в сорок градусов
— Любой нерусский для русича
— Мера для английского землемера
— Сказочный персонаж по имени «Акела» как животное
— Известный советский актёр Олег ..
— На что пианист нажимает пальцем
— Страна на полуострове Индокитай
— Почтительный озноб
— Генетический монстр
— Анаграмма к слову «тропа»
— Один из библейских пророков

Алтарник — это служитель алтаря

Алтарник или служитель алтаря — так называется мужчина-мирянин, оказывающий помощь священнослужителям в алтаре при совершении богослужений. Этот термин упомянут в Библии (Иоил. 1:13).

Стал общепринятым к концу 20-го века в большинстве европейских епархий Русской Православной Церкви. До этого в древнерусском языке имелось слово «олтарник». Оно обозначало священника или же священнослужителя вообще.

Алтарь храма Успения Божией Матери в г. Ольханск. Алтарник оказывает помощь священнику в алтаре храма при богослужении

В РПЦ принят Типикон, в котором человек, исполняющий обязанности алтарника, называется параекклисиархом или же кадиловозжигателем.

Под алтарником в древности понимался пономарь, и его обязанности часто исполнял псаломщик или дьячок, читающий и поющий на богослужении.

В наше время алтарник выполняет функции священноносца — пономаря и параекклисиарха, а также чтеца — дьячка и псаломщика.

До XIX века словом «алтарник» называли священников.

До XIX века словом «алтарник» назывались сами священники, то есть служители Алтаря Господня. В наше время это лица имеющие постановление от епископа или хиротосию. Если такое посвящение отсутствует, никакое лицо не имеет права надевать одежду алтарника и входить в алтарь.

Алтарники храма пророка Илии в Поречье, с. Ильинское. В РПЦ алтарник называется параекклисиархом или же кадиловозжигателем

Необходимо отметить, что в наше время должность чтеца и алтарника в крупных приходах существенно различаются. Даже фискальные органы СССР при взимании подоходных налогов, брали налог со ставки чтецов как священников, а с алтарников как с рабочих.

В монастырях обязанности алтарника обычно исполняют по благословению настоятеля определённые для этого монахи. При архиерейском богослужении это иподиаконы.

Алтарник участвует в церемонии апостольских чтений

Во время апостольских чтений алтарник также прислуживает священнику. Когда поют Трисвятого, он держит перед собой Апостол вертикально, берёт благославение и со словами: «Благослови владыко святый Апостол прочести» выходит.

Во время чтения Апостола прислужнику необходимо подать кадило.

Видеоролик: Чтение Апостола. Автор снял процесс чтения Апостола алтарником во время богослужения.

Когда поётся 1 стих Аллилуария ему необходимо вынести свечу на амвон. После Малого выхода свеча оставляется горящей перед иконой Спасителя. После того как 1й стих прочитан, свеча ставится перед амвоном. После чтения священником Святого Евангелия, свечу заносят в алтарь и гасят.

В том случае, когда произносится сугубая и заупокойная екетиния, алтарник распределяет заказные поминания между служащими литургию священнослужители. Если имеется заупокойная ектенья, необходимо подать кадило.

Дело в том, что священник при этом действии совершает каждение престола, находясь спиной к открытым царским вратам.

Человек, нечасто бывающий в храме, может, слышал, а может, встречал где-то у русских классиков такое слово — пономарь, или алтарник. Человеку церковному это слово знакомо хорошо. Но скажет ли и он, кто этот человек и что именно он делает в церкви? Ответ на этот вопрос «в общем» нетрудно получить, наблюдая за ходом богослужения. Можно прочитать об этом в книгах. Но интереснее услышать его из уст самого пономаря — прихожанина, который еще вчера сам стоял в храме и с любопытством, а иногда даже с долей зависти наблюдал за происходящим.

Фото Дениса Елистратова

По пояснению из «Закона Божия», пономари «принадлежат к числу церковнослужителей, поставляются на свою должность не через таинство священства, а только по архиерейскому на то благословению… имеют своею обязанностью созывать верующих к богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее». Что же кроется за этим «и так далее»?

Наверное, в жизни каждого православного христианина, который ходит в храм не для «галочки», а по велению сердца, стремится понять и усвоить христианское вероучение как можно полнее, наступает момент, когда он чувствует, что ему недостаточно уже того, что он имеет.

Человек приходит в церковь по воскресеньям, более или менее регулярно исповедуется и причащается. У него уже не так болят ноги во время многочасового стояния на службах. Он уже знаком кое с кем из прихожан храма, не чувствует стеснения на совместных молитвах. Почитал литературу и немного разбирается в структуре всенощного бдения и литургии. Знает не только в лицо, но и по именам почти всех священников, где в храме висит расписание богослужений, где написано, когда и какой праздник. А потом этот человек начинает осознавать, что ему мало просто ходить в храм. Он должен знать и понимать больше. Что-то большее сделать для Бога, для храма, для себя, наконец. Ему это нужно, как пища и вода, как солнечный свет. Жить без служения уже невозможно, пусто и бессмысленно. Да простят меня за эти слова люди критичные и рассудительные, привыкшие принимать обдуманные решения, словом, умеющие жить, как говорится. Это зов души, это как влюбиться — сразу и безоглядно. Вера — это та же любовь, когда ты не спрашиваешь себя, за что и почему любишь. Ты либо принимаешь это, либо нет. Пограничных состояний, колебаний быть не должно. Ученые мужи называют этот процесс расширением духовной практики, святые отцы — духовным деланием. Я, человек в таких делах безграмотный, называю, как чувствую…

И вот в один прекрасный день я стою перед своим духовным отцом и бессвязно бормочу (откуда-то у меня, человека общительного и с хорошо подвешенным языком, появилась нежданная робость), что я хотел бы… вот… ну как бы… помочь… послужить… нельзя ли… ну если нет, то я понимаю…

Но, к моему удивлению, батюшка обрадовался моему решению и согласился «взять меня на работу». Начать он благословил с пономарского послушания.

Откровенно говоря, я совершенно не представлял себе пономарской службы. Вернее, что-то слышал и видел, естественно. Знал, что в алтаре совершаются Таинства, что туда нельзя входить женщинам, да и мужчины могут войти только по благословению священника, представлял, как там примерно все устроено.

Фото Дениса Елистратова

И вот день начала моего пономарства обговорен. Я, между прочим, волновался (как, собственно, волнуюсь и по сию пору перед каждой службой). Меня встретил старший пономарь Алексей и провел в алтарь. Священники говорят, что, поднимаясь по ступеням солеи, мы уже оказываемся не на земле, но приближаемся к Небесам. А сам алтарь… Ну что вам сказать? Многие знают его устройство по православным телепрограммам, читали в печатных изданиях. Святой Престол, горнее место, жертвенник, иконы. У человека верующего и богобоязненного один вид этого места вызывает душевный трепет. Здесь своя, особенная тишина. Здесь, как нигде, чувствуется незримое, но явственное присутствие Бога. А иногда кажется, что вовсе и не незримое! Воздух как бы пропитан Его присутствием. Он Сам здесь и смотрит на тебя. Естественно, свистеть, кричать, смеяться, даже громко разговаривать в алтаре нельзя. Да и не хочется, честно говоря, по вышеперечисленным уже причинам. Это святое место, и вести себя там надо соответственно. Но иногда, что греха таить, находят тяжелые мысли, или забываешься, или появляется беспричинное веселье. Вот здесь надо быть крайне осторожным. Таким образом на тебя воздействует враг рода человеческого. Человек поднялся на ступеньку, пусть маленькую, но выше над своей греховной жизнью. Хочет быть лучше, чище, ближе к Богу. А для лукавого нож острый, когда душа хочет вырваться из его липких объятий! Так что искушения и в жизни алтарников присутствуют, и у каждого свои. Но на то и дал нам Господь волю, чтобы их преодолевать.

Чем же все-таки занимается в храме пономарь? Да, собственно, очень многим. Говоря современным языком, обеспечивает техническую поддержку богослужения. Он приходит раньше начала службы, уходит позже ее окончания. Нужно подготовить облачения для священников и диаконов, проследить за чистотой в алтаре. Зажечь лампадки в храме, принести просфоры, приготовить остальные предметы для богослужения. Плюс участие в самой службе — выносить свечи, протирать иконы, держать елейницу во время елеопомазания. И многое другое, что скрыто от глаз прихожан. Традиции и устав богослужений утверждены Вселенскими Соборами и временем. Поэтому делать все надо правильно и точно. У пономаря нет права на ошибки, так как они нарушают ритм богослужения. Именно поэтому алтарник должен быть очень внимателен и расторопен. Ведь на него смотрят сотни глаз. И конечно, Сам Господь Иисус Христос. Священник должен служить Богу, а чтобы служба прошла гладко и чинно, помогать должен пономарь.

Я пока пономарь так себе. Службу знаю плохо, невнимателен, постоянно что-нибудь забываю. Но недостаток информации рано или поздно будет восполнен. Службой своей откровенно горжусь. Горжусь и оказанным мне доверием моего духовного отца. Может, он разглядел во мне зачатки чего-то хорошего, о чем я пока и не подозреваю. Спасибо ему за это.

Александр Яхонтов
Журнал «Православие и современность» №9 (25) 2008 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *