Как развивать мелкую моторику рук?

Игры на развитие мелкой моторики у детей. Как работают пальцы ребенка, так работает и его мозг. Преподаватели и воспитатели отлично знают, что речевые отклонения у 80 процентов детей – следствие слабой мелкой моторики. Чтобы провести коррекцию речи ребенка, нужно работать над подвижностью и тонкой моторикой пальцев рук. Благодаря регулярным занятиям кисти рук и пальцы потеряют скованность движений, и мозг «проснется», начнет усваивать информацию, появится и речевая активность.

Игры на развитие мелкой моторики у дошкольников

Детей нужно заинтересовать. Поэтому для упражнений стоит использовать нетрадиционный материал. Это могут быть игры с песком и крупой, водой и макаронами. Вполне подойдут для занятий и пуговицы, и прищепки, и застежки, и шнуры, и бечевки, и карандаши с гранями.

Главное, чтобы пальцы ощущали форму предметов. Заинтересуют детей занятия с использованием природного материала – шишек, камешков, орехов и пр. Чтобы пальчики ребенка начали двигаться активнее, можно использовать тренажеры для самомассажа, а также аквагрунт. Хорошим вариантом будут и такие техники как «Орегано», «Нетрадиционное рисование», работа с конструктором.

Игры, развивающие мелкую моторику детей 3-4 лет

К трехлетнему возрасту ребенок, как правило, уже неплохо говорит. Если же малыш предпочитает отмалчиваться, если его речь бессвязна, а некоторые слова он по-прежнему заменяет звуками, которыми пользовался в годовалом возрасте, то речевое нарушение очевидно. Для такого ребенка нужно разработать комплекс упражнений, помогающих развить и пальцы, и речь.

Елочки

Фигурки из фетра на липучках – в данном случае елочки и шарики, а могут быть и зверята, и фрукты, и машинки – хорошая игра для маленьких детей. Перед Новым годом можно «наряжать елку». На плотный лист ткани лепится за счет липучек фигурка елки из фетра. На нее – нарядные шары. Разумеется, эти шары тоже вырезаны из ткани и имеют липкую основу. Ребенку будет интересно наряжать елку, сажать на «ветки» птиц, а зверят – на полянку у елки. Чтобы прикрепить или снять фигурку, нужно подключить и мышление, и заставить пальцы действовать.

Раз фасоль, два фасоль

Для такого возраста подходит «работа» с крупами. Пусть это будет фасоль, разноцветная, весело гремящая о бока и дно металлической банки. Для игры нужно банка с крышкой, в которой есть прорезь. В эту «копилку» опускаются фасолинки.

Для детей более младшего возраста можно придумать игру с макаронинами, которые следует просунуть в отверстия пароварки.

Рисунок из крупы

Хорошим занятие будет и рисование крупой. Для этого на плотный лист бумаги мажется клей, а сверху насыпается крупа – пшено, гречка, рис и пр. Узор сделать на листке с помощью клея поможет взрослый. Эти упражнения ребенок должен выполнять в присутствии взрослого.

Пальчиковые потешки с прищепками

Дети любят забавные стихи, которые сопровождаются движениями. Стихи, которые используются для мелкой моторики, также понравятся мальчикам и девочкам. Помимо развития моторики эти игры формируют чувство ритма, развивают слуховое восприятие. А прищепки при этом массажируют нежные пальцы:

Как правильно развивать ребенка физически пока он маленький?

Гусь крикливый

Гусь крикливый,

С длинным носом,

Шея словно знак вопроса.

Гусь идет гулять в луга

И гогочет: «Га-га-га!»

Когда произносится каждая строчка, бельевой прищепкой прищемляют фаланги пальцев той и другой руки, поочередно на каждый палец, на каждый ударный слог.

Ежик

Для этого упражнения понадобится массажный мячик.

Мячик-ежик мы возьмем (взять массажный мячик),

Покатаем и потрем (катать между ладошек).

Вверх подбросим и поймаем, (поднять мячик вверх)

И иголки посчитаем (пальчиками одной руки нажать на шипы).

Пустим ежика на стол, (положить мячик на стол),

Ручкой ежика прижмем (прижать мячик)

И немножко покатаем… (катать мячик),

Потом ручку поменяем (катать другой рукой).

Развитие моторики у детей 4-5 лет

Винтик

В этом возрасте дети любят мастерить, отвинчивать и прикручивать. Поэтому им понравится тренажер «Винтик», который поможет сделать пальцы ловкими. Изобрела его педагог Ольга Шикаленко.

«Винтик» можно сделать самостоятельно, взяв деревянную панель и девять винтов с 27 закручивающимися гайками разного вида.

Дети отвинчивают и завинчивают гайки разноцветные гайки с удовольствием. Также можно на тренажер протянуть резинки, а на них прикрепить фигурки, буквы, цифры и даже плести узоры из резинок.

Бусы

Для этого упражнения подойдут макароны. Сухие макароны раскрашивают краской под присмотром взрослого и нанизывают на нить.

Бусы можно смастерить также из пуговиц, колечек, склеенных из бумажных полосок, и пр.

Раскраска

Развивать мелкую моторику помогут уроки с карандашом. Нужно научить ребенка штриховать вправо, влево, прямо, различными линиями.

Игры на развитие моторики для детей 5-6 лет

Дети становятся постарше, а значит и игры у них сложнее. К примеру, можно предложить поиграть с бумагой.

Как подготовить ребенка к школе? Что делать? Как заниматься?

Бумажки

Из бумаги складываются по образцу фигуры из бумаги: корабль, пилотка, голубь, лягушка.

Тени на стене

Такой театр непременно понравится детям. Можно придумать сказку и показать ее с помощью теней. Для этого понадобятся: стена, настольная лампа и руки.

Комнату надо сделать темной, чтобы свет от лампы падал на стену. Между светом и стеной делать движения руками, превращая пальцы то в собаку, то в деда, то в птицу, то в оленя и пр. При этом теневые персонажи можно озвучивать. Получится настоящий спектакль.

Золушка

В игре можно использовать крупы. Бедняжке Золушке хочется на бал, а мачеха велела перебрать крупу – рис и пшено. На помощь пришли мышки. Вот этими мышками и будут дети. Они должны отделить рис и пшено и разложить по разным банкам.

Буква растет

На листе бумаги – в разных концах листа – буквы. Маленькая на одной стороне, большая – на другой. Как буква выросла? Это объяснит ребенок, рисуя буквы между уже нарисованными. Буква растет постепенно, пока не станет размером с ту, что уже есть на краю листа.

Развивающие игры на моторику для детей 6-7 лет

В этом возрасте пригодятся паззлы, разрезные картинки, конструктор, мозаика, бумага. Можно играть в игры, которые предлагались и раньше – с крупой, со шнуровкой, с дорисовыванием узоров, штриховкой. Не стоит забывать про массаж пальцев и кистей. Обязательно нужно проводить игры с пластилином, соленым тестом. Аппликация – отличное занятие для развития активности пальцев. Пригодятся и другие игры.

Велосипед

На листе бумаги проводится волнистая линия. Ребенку предлагается провести по ней карандашом, не отрывая кончика.

Не знаете, что можно приготовить на стол в детский праздник? Читайте в нашей статье «ЧТО ПРИГОТОВИТЬ РЕБЕНКУ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Ладошки

Это упражнение рассчитано на выработку тактильно-кинетических ощущений. На поверхности песка поочередно взрослый и ребенок делают отпечатки. Нужно подержать руки в песке, ощутить его кожей. Можно вдавить ладони в песок. Взрослый рассказывает о своих ощущениях: «Мне нравится. Песок такой прохладный. Я чувствую, как он проходит между пальцев. Песчинки такие маленькие. А что чувствуешь ты?». Теперь ребенок делится впечатлениями. Чем младше ребенок, тем короче его рассказ. Игру нужно повторять раз за разом. Даже если сначала ребенок будет стараться повторить слова взрослого, со временем он начнет объяснять свои ощущения.

Нужно:

  1. Потрогать песок, провести по нему пальцами, рисуя узоры;
  2. «проложить» дорожку;
  3. Делать отпечатки ладошек, кулаков;
  4. Оставить отпечатки каждого пальца;
  5. Придумать историю по оставленным следам.

Прятки в песке

В сухой песок взрослый и ребенок опускают кисти рук, начинают ими шевелить. На песке образуется рельеф. Осторожно вытянуть руки из песка, шевеля пальцами, чтобы не повредить рельеф.

Развивающий коврик

Ткань коврика должна быть яркой, но в то же время натуральной. Желательно использовать различные виды тканей – шелк, вельвет, ворс, фетр, чтобы ребенку было интересно ее исследовать. Делайте из них вставки.

Основу можно сделать поролоновой или фетровой. Если у вас есть дома старое детское одеяло, то берите в качестве основы его. Шейте пододеяльник, который вы сможете в любое время снять и постирать.

Оформляйте ваш коврик так, как пожелает ваша фантазия, можете сделать это по мотивам какой-либо сказки. Нашивайте на поверхность пуговицы и другие выпирающие вещи. Это также могут быть мелкие игрушки, ленты, молнии, которые застегиваются и растягиваются. Ребенок захочет проводить на таком коврике много времени, исследуя его пространство.

Волшебный сундучок

Вам нужно будет взять коробку и одну стенку сделать прозрачной. Затем можете наполнить такой сундучок любыми игрушками, которые имеются в вашем доме. Ребенку будет очень интересно доставать из этого сундучка вещи, разглядывать их, щупать. Впоследствии вы можете поиграть с ним, пробуя найти предмет в сундучке, заданной величины.

Сенсорные подушки

Рассматривая пособия для развития мелкой моторики, обратите свое внимание на тканевые мешочки. Вы можете сами шить такой мешочек из ткани, просто вырежьте два прямоугольника, шейте их и одну сторону оставьте открытой. Наполняйте мешочек чем-угодно, в ход идут обычно крупы, фасоль горох.

Если у вас имеются где-нибудь рассыпавшиеся бусы, то возьмите бусинки и положите их в вашу игрушку. Меленькие игрушки тоже могут пойти в ход и быть помещены в мешочек. Ребенку будет интересно нащупывать его внутри. Не стоит наполнять мешочек полностью, оставьте место, чтобы ребенок мог гонять содержимое туда-сюда. Сделайте несколько мешочков с разным содержимым, малышу будет интересно исследовать их долгое время.

Шнуровка

Когда ребенок пытается зашнуровывать, то у него развивается не только мелкая моторика, но и глазомер вместе с усидчивостью. Шнуровку можно сделать из фетра или взять обыкновенные салфетки для уборки дома. Сделайте шнуровку в виде пуговки с несколькими отверстиями, дайте ее малышу в руки вместе со шнурками и несколько минут спокойствия вам гарантированы.

Объемная книжка

Чтобы изготовить книжку, вам потребуется немного усидчивости, так как придется изготавливать мелкие детали, но результат стоит того. Вооружитесь всем необходимым материалом: иголками, ножницами, нитками, тканью, синтепоном или поролоном, различными украшениями – бисером, пуговицами, бусинами и другими вещами.

Шейте страничку для книжки сначала из двух лоскутов прямоугольной формы так же, как вы шили одеяло. Внутрь нее вы может положить синтепон или поролон. Нашейте аппликацию на страничку, согласно сюжету сказки. Это нужно сделать с обеих сторон. Вы можете взять сюжет любой детской сказки: Лиса и петух, Колобок, Курочка ряба или придумать свою. Вместе с аппликациями наклеивайте на страничку пуговицы, шнурочки, ленточки, колокольчики, маленькие игрушки, это будет стимулировать исследовательскую деятельность ребенка. После того, как все странички шиты и оформлены, их нужно будет сшить воедино. Вы можете сделать это с помощью гардинных колец или атласной ленты, продев ее через петельки.

Развивающая доска

Маленькие детки любят трогать всевозможные мелкие штуковины – замочки и защелки, нажимать на все возможные кнопочки. Почему бы не предоставить им делать это беспрепятственно, смастерив для этого специальную игрушку.

Вам понадобится для этого фанерный лист, куда будут прикрепляться остальные части. Но прежде всего вы должны убедиться, что лист фанеры не представляет опасности для малыша. Его нужно будет обработать, отшлифовать наждачной бумагой, убрать все неровности и зазубрины.

Затем нужно будет найти различные хозяйственные вещички – шпингалеты, дверные цепочки, защелки и другие вещи. Не забудьте пор крючки с петлями, велосипедные замочки, диски от старых телефонов. Некоторые пускают в ход дисплеи от старых калькуляторов, переключатели, вилки, розетки. Используйте все, что всплывает в вашей фантазии. Прежде, чем вы приклеите всю вашу атрибутику, покрасьте фанерный лист яркой краской. Но можно этого и не делать, уйти от внимания маленького ребенка такая доска не сможет все равно.

Маленькие детки просто обожают кубики, поэтому попробуйте изготовить для них яркий развивающий куб. Возьмите ткань разной расцветки и вырежьте из нее квадраты в количестве 6-и штук, размеры и формы остаются на ваше усмотрение.

Затем возьмите флизелин и также вырежьте квадратные фигуры, но они должны быть на один сантиметров выше, чем квадраты из ткани. Флизелиновые детали нужно будет наложить на тканевые и обработать их горячим утюгом.

Далее вам необходимо будет вырезать аппликации. Но вы можете взять специальную ткань для детей, которая имеет различные детские рисунки. И тогда вам только придется обклеить ваш различными атрибутами – всевозможными шуршалками, звенелками, кармашки и другими вещами. Вы также можете изготовить из фетра различные рисунки, такие как цветочки, ягодки, машинки и обклеить ими ваше изделие.

Когда все части будут готовы, их нужно будет вместе шить, чтобы получился куб. Сначала сшейте 4 стороны, чтобы у вас получилась одна полоса. Затем пришейте оставшиеся два к обоим концам вашей полосы. Сшейте все грани, оставьте одну, чтобы внутрь можно было что-то положить. Посредине куба лучше всего положить погремушку, добавьте также другой наполнитель. После того как вы зашьете последнюю грань, можете дать его вашему ребенку для забавы.

Сенсорная коробка для рисования

Чтобы сделать сенсорную коробку для рисования, нужно в большое блюдо или контейнер с невысокими бортами насыпать тонким слоем манку, соль или сухой песок. Рисовать можно как пальчиком, так и палочкой. А еще можно на крупе делать отпечатки фигурками сортера или формочками для выпечки фигурного печенья.

Сенсорная коробка с гидрогелем (аквагрунтом)

У Таисии от игры с гидрогелем был настоящий восторг, ей нравилось даже просто погружать в него руки и перебирать пальчиками. Ощущения здесь совсем новые и непривычные – аквагрунт скользкий, прохладный, мокрый и в то же время не жидкий. А достать из него игрушки для малыша не так просто, как кажется, они того и гляди выскользнут!

Найти аквагрунт можно в любом цветочном магазине. Его нужно залить водой за несколько часов до игры. И помните, что во время этой игры необходимо тщательно наблюдать за игрой малыша и предотвращать любые попытки попробовать гидрогель на вкус.

Сенсорные коробки по цветам

Чтобы малыш лучше запомнил цвета, многие мамы устраивают «цветные дни»: например, в один из дней они отыскивают вместе с малышом все предметы и игрушки красного цвета, надевают красную одежду, на другой день то же самое с желтым цветом и т.д. Эту идею можно применить и для сенсорных коробок, заранее подбирая для малыша предметы то одного, то другого цвета. В процессе игры с такой коробкой ребенок очень быстро усваивает цвета, т.к. нужный цвет находится все время перед глазами, а его название много раз упоминается во время обсуждения игры.

Физкультминутка на уроке для расслабления

Физкультминутка на уроке для расслабления

ВАЖНО: Чтобы ребенок относился к физкультминутке, как отдыху, ни в коем случае не оглашайте, сколько раз надо присесть, подпрыгнуть, наклониться. Физические упражнения ребенок должен делать по мере своих сил. Главное, чтобы он хотя бы немного подвигался.

Физкультминутка на уроке для расслабления:

Музыкальная физкультминутка

Музыкальная физкультминутка

Музыкальная физкультминутка, как правило, больше нравится детям. А все потому, что в этом случае их отдых становится больше похожим на развлечение. Идеально для таких физических упражнений подходят самые простые детские песенки. Ребята могут их напевать, и при этом делать движения, которые показывает педагог.

Музыкальная физкультминутка:

1. Жили у бабуси
Два веселых гуся:
Один серый,
Другой белый,
Два веселых гуся.
Вытянули шеи —
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый —
Гуси мои, гуси!
Выходили гуси,
Кланялись бабусе —
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.

2 Вы стоите на площадке, начинается зарядка.
Руки вверх подняли выше, опустили – четко дышим.

Раз, два, три, четыре, пять – повторяем все опять.
Гибкость всем нужна на свете, наклонились папы, дети.

Раз — направо, два – налево, все мы делаем умело.
Приседанья каждый день, прогоняют сон и лень.

Ну-ка, вместе, ну-ка, дружно, повторять за нами нужно.
Это вам не дискотека, это спорто-топо-ека.

Зарядка пусть красивой станет, будто ваш любимый танец,
А теперь вот так повторим, глубже дышим на просторе.

Несложные задания – прыжки и приседания.
Махи рук и махи ног, спорт здоровым быть помог.

Папа, мама и друзья заряжаются как я.
Сил прибавили мы очень, дружно скачем и топочем.

Получился пируэт — стал стройнее силуэт.
Стала модною фигура, вот, что значит физкультура!

3. Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу,
Все лежу и лежу
И на солнышко гляжу.

Крокодил-дил-дил идет.
Носорог-рог-рог идет.
Только я — все лежу
И на солнышко гляжу.

Рядом львеночек лежит
И ушами шевелит,
Только я — все лежу
И на солнышко гляжу.

4. Чунга-чанга! Синий небосвод!
Чунга-чанга! Лето — круглый год!
Чунга-чанга! Весело живем!
Чунга-чанга! Песенку поем!

Чунга-чанга! Места лучше нет!
Чунга-чанга! Мы не знаем бед!
Чунга-чанга! Кто здесь прожил час!
Чунга-чанга! Не покинет нас!

Физкультминутка с движениями — лучшая подборка

Физкультминутка с движениями

Физкультминутки с движениями интересны деткам тем, что они дают некую свободу. В этом случае взрослый может просто выразительно читать стишки, а дети должны понять, какое движение им совершать. Конечно, дети могут делать не совсем то, что от них требуется. Но так как двигательная активность будет присутствовать, то ребенок в любом случае будет чувствовать себя бодрее.

Физкультминутка с движениями:

1. Мы играем громко слишком!
И в ладоши хлопаем, хлопаем!
Все ногами топаем, топаем!
Надуваем щечки!
Скачем на носочках!

И друг другу даже
Языки покажем!
Оттопырим ушки!
Хвостик на макушке!

2. Пальчик поднесем к виску!
Дружно прыгнем к потолку!
Шире рот откроем!
Смешную гримасу состроим!

Как скажу я слово «три»,
Все с гримасами замри!
Раз! Два! Три!

3. Прыг – скок, прыг – скок!
Встал зайчонок на пенек
Прыжки вперед – назад
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

4. Буратино потянулся,
Раз — нагнулся, два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

5. Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг,
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.

Физкультминутка на тему сказок

Физкультминутка на тему сказок

Сказки любят все дети, а потому даже ярые противники физкультминуток воспримут позитивно такое времяпровождение, если оно будет ассоциироваться со сказками или сказочными героями. Сопровождать такие стишки можно любимы движениями — прыжками, хлопками, поворотами туловища, наклонами.

Физкультминутка на тему сказок:

  1. Шел король по лесу
    Шел король по лесу, по лесу,
    Нашел себе принцессу, принцессу.
    Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,
    Еще разок попрыгаем, попрыгаем,
    И ручками похлопаем, похлопаем,
    И ножками потопаем, потопаем.
  2. Колобок, колобок, теплый и румяный.
    Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок
    То направо повернул, то налево он свернул,
    То с листочком закрутился,
    То с бельчонком подружился.
    Покатился по дорожке,
    И попал ко мне в ладошки.
  3. Наш веселый теремок: он не низок, не высок.
    В нем лягушка прыг да прыг,
    Воробьишка чик – чирик,
    Петушок тянет носок,
    И зайчишка скок да скок.
    Мушка крылышками машет,
    Мышка же с платочком пляшет.
    Еж закрыл дверной замок,
    Сторожит он теремок.
  4. Мы царевну Несмеяну будем целый день смешить,
    Как снежинки, как пушинки, будем радостно кружить.
    Будем пятиться как раки, несмотря на буераки.
    Спрячемся как крот в нору И появимся к утру.
    Несмеяна захохочет, с нами поиграть захочет.
    Скажет нам: «А дошколята все — веселые ребята.
  5. Репка выросла большая. Вот какая! Вот какая!
    Дед и бабка тянут репку, но она засела крепко.
    Внучка к ним бежит, бежит, репку вытащить спешит.
    Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает.
    Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает.
    Помогает дернуть репку, но она засела крепко.
    С мышкой быстро и умело репку вытянули смело.

Физкультминутки в детском саду

Физкультминутки в детском саду

Для деток детсадовского возраста лучше всего выбирать максимально простые, и что самое главное, не очень большие физкультминутки. Таким деткам еще очень трудно долго концентрироваться на чем-то одном, потому физические упражнения должны занимать минимальное время. Если детки двигаются мало, просто чаще проводите двигательную зарядку.

Физкультминутки в детском саду:

  1. Ножки, ножки бежали по дорожке.
    Бежали лесочком,
    Прыгали по кочкам.
    Прыг-скок, прыг-скок,
    Прибежали на лужок,
    Потеряли сапожок.
  2. Комары и мошки,
    Тоненькие ножки
    Пляшут на дорожке.
    Ножками — топ-топ!
    Ручками — хлоп-хлоп!
    Близко ночь — улетели прочь!
  3. Начинается разминка.
    Встали, выровняли спинки.
    Вправо – влево наклонились
    И еще раз повторили.
    Это нужная работа —
    Мышцы ног тренировать
    А теперь рывки руками
    Выполняем вместе с нами.
  4. Вот наши ладошки – хлоп-хлоп-хлоп
    Вот наши ножки — топ-топ-топ.
    Вот наши щечки — плюх-плюх-плюх.
    Вот наши губки — чмок-чмок-чмок.
    Вот наши зубки – щелк-щелк-щелк.
    А вот и сами детки — (гладят себя по голове)
  5. Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп.
    Мы топаем ногами: топ-топ-топ.
    Головою круть, круть,
    Постучали в грудь, в грудь.
    Пяточками топ-топ-топ.
    По коленкам хлоп-хлоп-хлоп.
    Мы конфетку: ам-ам-ам,
    И погладим по бокам,
    А потом животики,
    Улыбнулись ротики.

Новогодняя физкультминутка для школьников

Новогодняя физкультминутка для школьников

Новогодние физкультминутки идеально подходят для праздничных утренников и новогодних развлечений. Если делать двигательные движения под музыкальное сопровождение, то ими можно заменить спортивные конкурсы.

Новогодняя физкультминутка для школьников:

  1. Закрывайте окна,
    Закрывайте двери (Соединяем ладошки вместе)
    Закрывайте уши, (Закрываем ушки)
    Закрывайте нос. (Закрываем нос)
    Ходит, бродит по дорогам
    Старый дедушка Мороз! (Ходим указательным и средним пальцами)
    Щиплет уши, щиплет нос, (Щипаем названные части тела)
    Щиплет щечки дед Мороз.
  2. Мы потопаем, мы похлопаем.
    Будем весело плясать, будем руки согревать.
    Мы потопаем, мы похлопаем,
    Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
    Выпал беленький снежок
    Собрались мы все в кружок
    Мы потопаем, мы похлопаем.
    Будем весело плясать, будем руки согревать.
    Мы потопаем, мы похлопаем,
  3. Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
    Наша елка велика
    Наша елка высока
    Выше мамы, выше папы
    Достает до потолка
    Будем весело плясать.
    Эх, эх, эх! Ля-ля-ля!
    Чтобы елка захотела
    В гости к нам прийти опять!

Графические задания

Большинство таких заданий выполняются на подготовленных карточках. Можно приобрести специальные тетради, прописи, разукрашки.

Контуры

На карточке нанесены контуры предметов и образец штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная). Указано направление линий.

Детям нужно заштриховать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и делать равномерные отступы между линиями.

Дождик

На картинке нарисованы тучки, а внизу цветы. Детей просят полить цветочки, чтобы они не завяли. Для этого им надо провести линии. Такое задание можно выполнять несколько раз, предлагая каждый раз картинку с другими видами линий.

Волны

Нужно обвести кораблик и нарисовать волны на воде. Следует обратить внимание, что линии разного вида (прямые и изогнутые).

Рыбка

Следует дорисовать линии плавники, навести чешуйки.

Узорная штриховка

На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.

Дорисуй рисунок

Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок:

  • дорисуй клетку тигренку;
  • дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй;
  • дорисуй бабочку и т.д.

Соедини точки

Необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома соединяя точки парами. В более сложном варианте предлагается соединить все точки одной линией.

Развивай глазомер

В таких заданиях нужно постараться самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дается более легкие задания, когда нужно проводить дугообразные кривые линии. Намного сложнее детям проводить прямые линии таким образом, чтобы они как можно точнее попали в цель.

  • помоги зайчику попрыгать по кочкам;
  • попади мячом в корзину;
  • помоги восстановить волейбольную сетку;
  • порази цель в тире.

  • Рисуй с нажимом
  • В этом задании нужно выполнить штриховку, делая правильный нажим:
  • заштрихуй облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее;
  • заштрихуй стаканы — один с водой (она почти прозрачная), другой с соком (намного темнее);
  • заштрихуй листочки, делая их разными по интенсивности цвета.

Повторение рисунка по клеточкам

Для такого задания подготавливаются карточки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.

Графические диктанты

На карточках в клетку можно предложить детям выполнить графические диктанты. В таких заданиях указывается количество клеток и направление движения линии. В случае правильного выполнения диктанта на карточке появляется изображение какого-то предмета. Читайте подробнее о том, Как проводить графические диктанты в детском саду.

Развитие моторики у детей с ДЦП

Детский церебральный паралич – тяжелое заболевание центральной нервной системы. Нередко у ребенка нарушения не только двигательной активности, но и речи. Для этих детей очень важны занятия и игры, которые разбудят нервные окончания, отвечающие за активность рук, пальцев. Нужен также массаж, который укрепит мышечную систему, повысит тонус, поможет сократительной способности мышц.

При этом массаж можно делать:

  1. Зубной щеткой;
  2. Массажной расческой;
  3. Карандашом, фломастером;
  4. С мячиками, крупами;
  5. С грецким орехом.

Игры с массажером

Можно катать массажный мячик от кончиков пальцев до локтя, перекатывать между ладонями и по тыльной стороне кисти.

Пальчиковые игры

Гармошка

Упражнение без речевого сопровождения. Пальцы сходятся и расходятся.

Катушка

Ладонью нужно катать карандаш, мячик, другие предметы.

«Крапива»

У нас на клумбе всем на диво (дети тянут за указательный палец одной руки большим и указательным пальцем другой руки)

Вырос жгучий куст крапивы (меняют руки и то же самое проделывают с указательным пальцем правой руки)

Чтобы розу посадить (повторяется упражнение),

Его надо победить.

«Огонь»

Чтобы нам огонь добыть (дети трут ладонью о ладонь, повторяют четверостишие)

Трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится

И бумажка загорится (выполняются разные движения пальцами).

Пластилиновые игры

С пластилином детям играть нравится. Можно мять и отщипывать, катать и давить, резать, лепить, формировать фигурки.

Бумажные игры

Замечательный материал, который можно рвать и резать, мять и складывать. При этом непослушные пальцы начинают работать. Также развивается фантазия и внимание.

Нетрадиционное рисование

Ребенку с ДЦП сложно держать кисточку пальцами, но это не должно помешать насладиться творческим процессом. Можно взять пальчиковые краски или мел, и ребенок сможет порисовать. Также можно предложить порисовать скомканной бумагой, губкой, пробкой. Такая необычная живопись заинтересует ребенка.

Пирамидки и матрешки

Играть с такими игрушками очень полезно детям с ДЦП. Надевать, снимать, вкладывать – эти движения помогают развитию мелкой моторики рук. Кроме того, идет осознание реальных размеров игрушки, знакомство с формами и цветами. Появляется тактильная чувствительность.

Развитие моторики у детей с синдромом Дауна

Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние. Дети с синдромом Дауна нередко страдают нарушениями интеллекта. При этом страдает речь, мышечный тонус слабый. Здесь необходимо применить специальную методику, причем заниматься систематически.

Надо помнить, что у детей с синдромом Дауна есть особенности:

  1. Вместо движения кистью они нередко используют движение плечом и предплечьем.
  2. Ребенку проще фиксировать запястье в нужном положении, положив кисть руки на твердую поверхность большим пальцем вверх.
  3. Такие дети захватывают предмет так: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные формы.

Детям с синдромом Дауна сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, поэтому сначала нужно развить кисти.

При помощи специальных упражнений можно формировать навыки мелкой моторики.

Самые простые упражнения: это массаж ладошек и пальцев, кистей рук с помощью щеток, мягких и жестких. Интересными и полезными будут упражнения по разрыванию бумаги, работа с мелкими предметами, крупой, песком. Можно предложить игры по нанизыванию бус, с тканевыми фигурами на пуговицах, которые нужно расстегнуть и застегнуть.

Понравятся театрализованные обучающие сценки с пособиями из фигурок, которые крепятся к экрану, стене и пр.

Уточки на прогулке

  1. Игра развивает фантазию и воображение.
  2. Ребенок начинает разбираться в цветах и формах.
  3. Он работает руками.
  4. Усваивает ценности: доброта, помощь.

На доску крепятся фигурки уток. Когда идет рассказ, появляются на доске новые элементы: озеро, солнышко, травка, лучики и пр.

Взрослый обращается к ребенку: «Смотри! В гости к нам пришли уточки. Они спешат на озеро поплавать. Поздоровайся, какие хорошие уточки! А где же озеро? Вот оно. А вот уточки захотели травку пощипать. Где травка? Вот она. (появляются и озеро, и травка на липучках, крепятся на доску). Уточки искупались. Им надо обсохнуть. Где же солнышко? Оно потеряло лучики! Давай поможем (крепятся лучики). Уточки рады. Они наплавались, наелись и обогрелись. Какой ты молодец!»

Волшебные пуговицы

  1. В этой игре пальцы начинают активно работать, в то же время ребенок учится фантазировать.
  2. Получает опыт интересной работы.
  3. Появляются усидчивость, терпение, внимательность.

Снова взрослый обращается к ребенку: «Винни-Пух идет в гости! Но у него нет шариков, которые он хотел подарить Пятачку. Поможем? Смотри сколько пуговиц, давай сделаем из них много шариков!» Пуговицы-шарики выкладываются на лист, где обозначены места – контуры для каждой пуговицы. Ребенок должен вложить пуговицу в конкур, который подходит по размеру и форме.

Помогут и другие пальчиковые игры, рисование пальчиковыми красками и лепка из пластилина. Можно придумать интересные занятия с бумагой. Делать мозаику, аппликации, коллажи.

Для укрепления запястья полезно использовать игры с мячиками, массажными и гладкими. Нужно научить ребенка катать мячик. Помогут игры с пирамидками, завинчивание-отвинчивание крышек.

Водяные бомбочки

Для развития мелкой моторики помогут игры с водой. В емкость с водой бросают пластмассовые шарики, а потом вылавливают их сачком.

Лекарство для куклы

В стакане с водой нужно размешать гуашь, которую бросают комком. Ребенок должен тщательно размешать краску ложкой.

Мелкая моторика: упражнения для детей

Музыкальные игры

Дети с синдромом Дауна любят музыку, они нередко прирожденные музыканты. Поэтому нужно использовать музыкальные инструменты, бубны, погремушки, трещотки, народные инструменты. И конечно, пианино, замечательный инструмент, помогающий развитию слуха, мелкой моторики, ритма, чувства прекрасного.

Спортивные игры

Детям будут интересные занятия с гимнастическими принадлежностями. Играть в кольцеброс, в перетягивание каната нужно, конечно, осторожно. Понравится ребенку лазать по лесенке. Можно придумать интересные игры. К примеру, в «Обезьянку», когда ребенок хватается за лестничные перекладины, страхуемый взрослым.

Великий педагог Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках пальцев». Без ловких пальчиков ребенок не сможет ничего добиться. Поэтому надо развивать детские руки. Ведь после детского сада ребенок пойдет в школу. Чтобы справляться с требованиями, которые предъявляются ученику, он должен уметь самостоятельно одеваться, уметь держать ручку и карандаш, сам складывать школьные принадлежности, быть готовым к выполнению точной работы.

Если у ребенка не будет развита мелкая моторика, если его мозг не будет подготовлен к нагрузкам, ребенок не справится. Это может привести к нервным срывам и формированию комплекса неудачника. Значит нужно развивать детские пальчики в дошкольном возрасте, помогая одновременно развиваться детскому интеллекту.

Здоровья Вам и Вашим деткам! Наталья Белокопытова

Другие упражнения для физкультминутки

Упражнения приносят не только пользу, но и удовольствие детям, способствуя развитию необходимых навыков. Таким образом, они уже в раннем возрасте смогут выполнить сложнокоординационные движения.

Дождевые тучи

Листопад

Фрукты

Нагулялся в лесу

Нам не до скуки

Мы устали, мы устали

Мишка проснулся

Упражнение «Мишка проснулся».

Изобрази кузнечика

Прогулка по лугу

Физкультминутка для глаз

Физкультминутка для глаз

Физкультминутка для глаз:

  1. Глазки у ребят устали.
    Посмотрите все в окно,
    Ах, как солнце высоко.
    Мы глаза сейчас закроем,
    В классе радугу построим,
    Вверх по радуге пойдем,
    Вправо, влево повернем,
    А потом скатимся вниз,
    Жмурься сильно, но держись.
  2. Глазки видят все вокруг,
    Обведу я ими круг.
    Глазком видеть все дано-
    Где окно, а где кино.
    Обведу я ими круг,
    Погляжу на мир вокруг.
  3. Руки за спину, головки назад.
    Глазки пускай в потолок поглядят.
    Головки опустим — на парту гляди.
    И снова наверх — где там муха летит?
    Глазами повертим, поищем ее.
    И снова читаем. Немного еще!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *