Как называется головной убор евреев?

Среди символов религиозной идентичности иудеев есть множество прелюбопытных вещей, которые очень сильно выделяют их из современного мейнстрима, заданного европейской культурой. Среди прочего таким предметом является характерная небольшая шапочка, которую правоверные иудеи носят на голове. О том, как называется еврейская шапочка на затылке и что она значит, мы и поговорим в этой статье.

Название

Верующего религиозного еврея выделяет из толпы характерная еврейская шапочка. Как называется она, запомнить несложно, потому что это совсем простое слово – «кипа». Впрочем, у нее есть и другое название. И наверняка вы думали про себя, увидев человека, голову которого покрывает еврейская шапочка: «Как называется?» Фото такого убора вы можете увидеть ниже. А другое название, присущее этому элементу еврейского туалета, — ермолка.

Описание

Это совсем небольшая, чаще всего вязаная или сшитая из нескольких кусков ткани шапочка, которая прикрывает макушку. У нее нет функционального назначения. Весь ее смысл коренится в религиозной традиции. Поэтому часто ермолку носят даже тогда, когда на голову надевают другой головной убор, например, шляпу. Разумеется, такие шапочки иногда могут слетать, например, под порывом ветра. Чтобы избежать такой досадной ситуации, некоторые евреи прикрепляют ее к волосам с помощью специальной заколки.

О ношении кипы

Выше мы выяснили, как называется еврейская шапочка на голове у верующего иудея. Теперь же подробнее остановимся на смысле этого обычая. Итак, в древности покрытие головы было символом преклонения человека перед Богом. Так, если в наше время в знак уважения шляпу принято снимать, то в древней Палестине, напротив, голову покрывали. Эта же традиция сохранилась и в иудаизме, как религиозной системе. Но если раньше для покрытия головы использовали в основном молитвенное покрывало, то сегодня на передний план вышла как раз эта самая еврейская шапочка. Как называется такое покрывало, то же не секрет – талит. В общем-то, они и сейчас используются, но преимущественно служителями культа – раввинами, хазанами и так далее.

Носить головной ритуальный убор Библией полагается только служителям иерусалимского Храма, которого уже без малого две тысячи лет, как не существует. Впрочем, обычай покрывать голову кипой и не имеет статуса закона. Это благочестивый обычай. Ортодоксальные евреи носят его постоянно. Приверженцы консервативного крыла надевают ермолку только во время молитвы и еды. Адепты реформистских иудейских объединений считают, что ношение кипы является личным выбором человека, но, в принципе, необязательным. Интересно, что надевать ермолку могут и иноверцы, и люди неверующие – во-первых, когда входят в синагогу (иногда это даже вменяется в обязанность), а во-вторых, в любое время по личному желанию, дабы выразить уважение или солидарность с еврейским сообществом и религией (зависит от контекста ситуации).

Следует учесть, что ермолка — это мужской головной убор. В некоторых течениях иудаизма, тем не менее, женщинам также дозволяется характерная еврейская шапочка. Как называется такая шапочка в данном случае, традиция не сообщает. Скорее всего, точно так же.

Предназначение и традиции ношения

Кипа в переводе с иврита означает «полушар», «купол». В народе бытует еще одно название – ермолка. По мнению ученых, слово произошло от выражения «йерей малка», которое означает «боящийся Бога». Согласно второй теории, название головного убора имеет общий корень с тюркским «ямурлук», что переводится как «плащ от дождя, имеющий капюшон». Кипа – не просто часть национального гардероба. Это предмет, имеющий духовный смысл: поклонение перед Богом, оценка его мудрости выше над всем земным миром.

Имеется мнение, что первый раз голова еврея была покрыта накануне появления Храма Соломона, что служило мерой профилактики солнечного удара. Однако здесь же допускается, что таким образом человек пытался опустить свое лицо и скрыть его от гнева Всевышнего. Еще одним вариантом трактовки причин появления еврейской кипы является запрет мусульманского халифа Омара носить людям тюрбаны. Им предписывалось накрывать голову чем-то иным. В течение многовековой истории евреи несколько раз получали запрет ношения ермолки, в том числе, в царской России. Тогда их характерными уборами были описываемые шляпы.

Слабому полу ношение ермолки было запрещено всегда. Женский головной убор – тюрбан, также возможны шляпы и другие разновидности.

Аналогичный головной убор носят представители католического духовенства после выбривания тонзуры и принятия сана. В таком случае она называется пилеолусом. Надетая на головы академиков шапочка именуется академической. Обращаются к ней также сваны (княжества сванети). Нужно отметить, что ортодоксальные евреи носят такую шапочку всегда, консервативные – только для трапезы в синагоге, а реформистские – во время трауров, на праздники и так далее.

Надевают шапочку и неевреи в знак уважения к традициям.

Почему кипы разные

Классифицируются еврейские шляпы не только по исполнению, но и по общинным правилам. Ермолка может многое «рассказать» о своем хозяине, например, о том, к какой религии он принадлежит. Сегодня можно встретить национальный головной убор евреев – кипу – самых разных видов и фасонов, имеющих разнообразный крой и отличающихся цветовой гаммой.

Объяснить разный внешний вид шапочек можно своеобразной историей народа. Длительное отсутствие единого государства привело к тому, что в каждой общине создавались свои правила, в том числе, затрагивающие мужской головной убор. Кипа стала отличительным знаком различных религиозных групп и течений внутри иудаизма. Например, американские неоортодоксы выбрали для себя черную кожаную модель, а сионисты – сругу (шапочку из вязаного полотна). Большая белая ермолка, дополненная кисточкой – принадлежность брацлавских хасидов. Кипа из черного бархата характерна для представителей закрытой общины харедим.

Сруга – вязаная шапочка сионистов Черная бархатная кипа общины харедим Кипа с кисточкой – принадлежность брацлавских хасидов Черная кожаная кипа американских неоортодоксов

Современное разнообразие ермолок

Сегодняшние евреи носят разнообразные ермолки. Они различаются по форме, материалу, крою, отделке и размеру. Основные модели:

  1. Бархатная шестиклинка. Основной материал – бархат, подкладка – полиэстер. Часто по краю присутствует сатиновая кайма.
  2. Бархатная четырехклинка. Аналогична предыдущей, но имеет 4 клина. Бывает выполненной из замши.
  3. Цветная бархатная. В основном изготавливается для детей.
  4. Бресловская. Связана из белой толстой пряжи с бресловской мантрой. Имеет синюю или черную вышивку.
  5. Хабад-Любавич Мешихит. Шьется из черной тирелиновой ткани, украшена мессианским слоганом.
  6. Териленовая. Похожа на бархатную, но легкая и комфортная. Встречается у приверженцев движений Хабад-Любавич, а также гурских хасидов.
  7. Бухарская ермолка. Значительно больше по размеру, имеет яркую вышивку.
  8. Сатиновая. Характерна для консервативных и реформаторских иудеев.

Выбор ермолки – вопрос не личных вкусовых предпочтений еврея. Это зависит от его конфессиональной и этнической принадлежности, а также степени религиозности.

Бархатная шестиклинка Четырехклинка Детская Бресловская Териленовая Бухарская ермолка Сатиновая

Варианты расцветок

Существует деление ермолок на повседневные и праздничные, особенно для ортодоксов и либеральных евреев. Шикарны варианты из белого сатина, украшенные звездой Давида либо выполненные из бежевого атласа. Они могут иметь вышивку золотыми либо серебряными нитками, быть декорированными разноцветными полосами, вывязанными на машинке. Яркие цветные кипы носятся по религиозным праздникам, а также, например, на совершеннолетие.

Особенностью последнего времени являются ермолки камуфляжного цвета. Пересечение с армейской темой неслучайно. В обществе обсуждается вопрос пребывания религиозных евреев на военной службе. Праздничная кипа (синяя или черная бархатная) является основой для штраймла. Ее отделывают по контуру собольими либо лисьими хвостами. Несмотря на разнообразие существующих ермолок, универсальным вариантом остается черная кипа, которую чаще всего используют евреи без религиозных убеждений.

Белая с вышивкой Камуфляжная Синяя праздничная С мехом

Крой и форма

Кипы могут быть маленькими, средними и большими (в зависимости от того, какую часть головы они покрывают), быть сшитыми либо связанными. Часто изделия изготавливаются из цельного куска ткани с применением специального кроя с помощью выточек. Второй вариант пошива – отстрачивание шапочки из отдельных кусочков, клиньев. Окончание такой кипы – незаметный манжет по периметру.

Различают остроконечные, плоские, шести-, четырех- и восьмиклинные изделия. Например, современные ортодоксы выбрали для себя маленькие кипы из вязаного полотна. Хасиды – более консервативная группа евреев – носят модели, которые покрывают две, а то и три четверти головы. У них существуют и отличия в крое – кипы более плоские, часто имеют кайму.

Небольшой размер кипы, которая часто теряется в волосах (либо хорошо заметна на свежевыбритой коже), дал ей новое наименование – кипат-груш. По тому, как называется эта шапочка, судят о том, готов ли хозяин отказаться от ее ношения.

Кипат-груш Маленькая вязаная

Головной убор в иудаизме

Нужно отметить, что описанная выше национальная еврейская шапочка — это дань установившемуся обычаю, а не требованию закона. В священных для каждого иудея книгах — Торе и Талмуде, нет указаний на то, что сыны Израиля обязаны покрывать свои головы. Единственное исключение делалось для коэнов — потомственных священнослужителей, выполнявших религиозные обряды сначала в Скинии, а затем в Иерусалимском храме до его разрушения.

Виды ермолок

Существует множество видов и фасонов, которые может иметь еврейская шапочка. Как называется тот или иной из них, изучить и описать очень сложно, так как классификация может осуществляться не только по размерам, материалам, формам и цветам, но и по внутриобщинным традициям. Однако если изучить всю эту систему, то по ермолке будет легко вычислить, к какому религиозному течению принадлежит еврей. А в ряде случаев узнать и кое-что еще. К примеру, ашкеназские евреи носят кипы, имеющие четыре или шесть клиньев. Цвета при этом выдерживаются строгие, чаще всего это черный. А вот сефарды, напротив, любят маленькие цветастые ермолки с вышивкой или орнаментом. Приверженцы хасидизма предпочитают прятать свои кипы под шляпами и меховыми шапками. Некоторые из них носят белые кипы в знак того, что они занимаются изучением каббалы. Кстати, существуют и специальные кисточки, которыми может украшаться еврейская шапочка. Как называется с косичками кипа, сделанная из бархата, тоже известно — штраймл. А вот хабадники носят строгую шестиклинку черного цвета.

Этимология

Происходит слово «ермолка» от тюркского языка и чаще всего связывается со словом «ягмурлук», которое означает «дождевик». В употребление среди евреев это слово вошло через польский язык, в котором оно означает шляпу. Другие теории возводят слово «ермолка» к еврейским или арамейским корням и придают ему значение «боящийся Бога» или «страх перед царем». А вот что касается слова «кипа», то оно означает на иврите просто «покрытие». Так же называется, к примеру, купол, как архитектурный элемент. Кстати, говоря о том, как называется еврейская шапочка на голову, не лишним будет упомянуть и то, что ударение в еврейском языке в слове «кипа» падает на последний слог, тогда как в русском – чаще всего на первый.

Традиция носить головные уборы существует у еврейского народа с самой глубокой древности. В странах с жаркими погодными условиями влияние прямых солнечных лучей особенно вредно, оно может привести к солнечному удару. Головной убор – приспособление к условиям климата, защита от погодных условий, показатель статуса.

Эта традиция берет свое начало еще со времен ТАНАХа. В главе Ваера, по случаю, Саре пришлось обнажить свои волосы. Увидев это, Авраам сказал: «Вот я знаю, что жена прекрасная видом ты». До этого случая он не осознавал, что она прекрасна из-за скромности, им обоим присущей. Отсюда мы учим, что она всегда была с покрытой головой. Когда сосватали Ривку, будущую жену Ицхака, она также покрыла свои волосы платком.

Именно наши праматери стали примером для праведных дочерей Израиля на многие века. Законы Галахи предписывают религиозным еврейским женщинам скромную одежду. Замужняя религиозная еврейка должна скрывать свои волосы от взглядов посторонних. Теперь ее красота – это сокровище, которое принадлежит только ее мужу.

Instagram @neta_brodiansky_

Instagram @danielasharvitt

Чаще всего покрывают головы в манере наших праматерей сефардские женщины. Их предки из восточных стран веками повязывали платки или палантины на голову в виде тюрбанов или косынок. Именно в этих общинах сохранились аутентичные традиции. Они и сегодня не впитали в себя модные новшества глобального мира.

Марокканские еврейки носили круглые шапочки, богато украшенные вышивкой. Покрывало прятало волосы на затылке и спускалось на плечи и спину. К шапочке по бокам пришивали две шелковые косички, чтобы закрыть виски.

Ашкеназские же евреи волею судьбы были разбросаны по всей Европе. Они жили в другом обществе, их мода была подчинена требованиям моды стран проживания. В середине XIX века российский император Николай I запретил евреям носить их традиционную одежду, поэтому национальный еврейский костюм был смешан с уличной модой европейских стран.

Женщинам пришлось адаптировать модные в то время европейские одежды к правилам цниюта. Появились различные головные уборы: тюрбан – теркише, шлеер, бинды, платок – тихл, праздничный головной убор – штернтихл (звездный платок), чепчик – купке.

Instagram @tamibetchic

Instagram @moran_cohen1983

Многие еврейки сменили многослойный головной убор на парик. Парики в то время делались изо льна и сатина или шелка. Льняные парики носили бедные женщины, сатиновые или шелковые – богачки. Император Николай I назвал их «ужасными», такие парики быстро превращались в подобие спутанных мочалок. Со временем их сменили «шайтл» (парики) из натуральных волос, которые не принадлежат самой женщине, которая их носит. Позже появились парики из синтетических волокон.

Instagram @myfashionologybyrl

Но и в наше время парик остается одним из предметов споров в общинах. Большинство религиозных авторитетов позволяет парики, сделанные из искусственных или натуральных волос. Любавический Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон, лидер движения ХХ века «Хабад» утверждал, что парик – единственный подходящий способ покрыть голову для замужней женщины. Он надежно крепится к голове, не слетает и не открывает пряди настоящих волос даже на висках.

Многие мужчины, в основном сефардского происхождения, выступают против ношения парика их женами. По их мнению, женщина в парике выглядит подобно женщине с непокрытой головой. Увы, часто волосы многих женщин не могут даже сравниться с красотой и роскошностью современных париков из натуральных волос. Часто шайтл делает женщину еще более привлекательной в таком сомнительном покрытии головы. Не каждый посторонний мужчина может с легкостью отличить женщину в парике или без него, а нескромные мысли уже успеют затуманить разум.

Instagram @ezra.landau

Instagram @ezra.landau

Также есть общины, в которых порядки еще строже: женщины покрывают голову не только париком со стрижкой «каре», но еще и маленькой шляпкой поверх него. Это называется двойным покрытием.

Женщины используют различные головные уборы: красивые береты, платки, вязаные шапочки, банданы и шляпы. Это дает им возможность соблюдать цниют, проявляя собственный стиль.

На моей странице инстаграм можно увидеть модную одежду, позволяющую соблюдать цниют.

О настоящей еврейской красоте и женственности буду рассказывать вам я, Мириам Дадашев; К.В.

Фото: Мириам Дадашев

Правда, что у евреев сейчас другой год?

Да, абсолютно верно — сейчас идет 5780 год 2020 год по григорианскому календарю — это 5780 год по еврейскому.. Евреи ведут летоисчисление от сотво­рения мира — мир был сотворен 5780 лет назад. Евреи живут по лунно-солнечному календарю. Месяц равняется 29 или 30 дням, и в итоге получается, что в году 354 дня. Но для того, чтобы 354 дня лунного календаря как-то соче­тались с 365 днями солнечного, добавляются високосные годы. Но не такие високосные годы, к которым мы привыкли, живя по григорианскому солнеч­ному календарю, когда високосный год — это всего лишь наличие 29 фев­раля. Еврейский високосный год означает, что в году добавляется дополни­тельный месяц. В лунно-солнечном календаре — 19-летний цикл, и семь годов из 19 лет — ви­со­косные. Это 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19-й годы.

В Израиле пользуются григорианским солнечным календарем, но и еврейский календарь тоже используется. Это рели­гиозный календарь. Например, празд­ники отмечают по еврейскому календарю, и, так как это лунно-солнечный календарь, они всегда приходятся на разное время.

Как кипа держится на голове?

Студенты изучают Талмуд. Нью-Йорк, 1960 год© Bettmann / Getty Images

Кипа — легкая шапочка, традиционный еврейский мужской головной убор, — на голове держится за счет своей формы и размера. Чаще всего это матер­чатые или тряпичные кипы. Если кипа легкая, жесткой формы, изготовлена из сукна или из бархата, то для ее ношения может потребоваться какой-то девайс. Обычно таким девайсом становится женская заколка. Но вообще, правильно подобранная кипа хорошо сидит на голове и не слетает. Гораздо интереснее, как кипа держится на лысой голове: либо она очень хорошо подобрана, либо это специальная кипа с силиконовой прозрачной полоской по окружности. Такую полоску можно увидеть, например, на женских чулках.

Как правильно носить

Ермолка, пошитая классическим способом, имеет значительный вес, поэтому держится на голове сама по себе. Раввины дают советы надевать кипу (примеряя различные варианты) перед зеркалом до тех пор, пока она прочно не сядет на макушке. Есть также следующее утверждение: если шапочка не свалилась с головы у человека, который провел в ней целую ночь в постели, значит это и есть самый подходящий размер для него. Однако нередки такие случаи, когда из-за легкого материала она плохо держится между кудрями и слетает. Для таких вариантов у евреев предлагаются специальные заколки. У многих любопытных возникает вопрос: как держится ермолка на свежевыбритой голове. Если она слетает при свободном надевании, можно прикрепить с помощью силиконовой резинки или двустороннего скотча. Дети, активно проводящие время на улице, чтобы не носить заколок и всевозможных прищепок, надевают на кипу сверху бейсболку, так она точно не свалится с головы.

Другие национальные головные уборы

Шапочка Иудея – не единственный головной убор еврея. Сверху него надеваются дашек, каскет или черная шляпа. Таких вариантов насчитывается около 35. Например, в семьях хасидских ребе на голову надевают колпик, сделанный из меха коричневого цвета. В этом ее отличие от сподика (принадлежности польских хасидских династий). Потомственные евреи Йерушалми имеют традиционную шляпу плуш. Ее вторым названием является флиикер-теллер (летающая тарелка или супер). Для нее характерны широкие поля и низкие тулья (до 10 см). Некоторые виды шляп пошиты из велюра, внешне похожего на черный короткошерстный мех. К числу таких моделей относится самет.

Ермолки и киппоты – разновидности еврейских тюбетеек, но они не равнозначны. Так, по мнению ученых, термин «kippah» используется в диаспорах, обозначая просто шляпку, которую носят по соображениям религии. Оригинальная ермолка идиш – сшитый из сатина либо войлока колпачок, имеющий натуральную хлопковую подкладку. Еврейские мужчины, наряду с кипами, носят также шляпы и шапки из меха.

Хасиды, для которых отличительной чертой прически являются пейсы, носят бархатные шестиклинки. При этом неподстриженные пряди на фоне общей короткой стрижки ярко выделяются. Литваки, надевая четырехклинные ермолки, заправляют пейсы за уши. Ортодоксальные евреи, для которых ношение традиционного головного убора является обязательным, надевают поверх него черную шляпу. Очень редко вместо нее можно увидеть особую кепку – каскет.

Замужние еврейки покрывают головы платками. Считается, что их волосы – часть тела, которое может видеть только ее муж. Второй вариант головного убора – парик. Шейтель (парик из искусственных или натуральных волос) носится в семьях, принадлежащих к ортодоксальному иудаизму, независимо от образа жизни и занятий.

Кипа – не просто еврейская шапочка, выделяющая своего хозяина из толпы. Это – символ, демонстрирующий себе и окружающим, что ее обладатель скромен, смиренен и благоговеет перед Богом. Кроме этого, шляпа свидетельствует о происхождении человека, его общинной принадлежности.

Дашек Колпик меховой Традиционная шляпа плуш Свадебная кепка киппот Сатиновая ермолка идиш

Зачем евреям локоны на висках и веревки на одежде?

Сначала разберемся, как называются локоны на висках и что это за веревки на одежде. Локоны на висках — это пейсы, а веревки на одежде называются цицит. Обычно они крепятся к специальному элементу ритуального гарде­роба — талиту. Большой талит — это молитвенное покрывало, которым еврей накрывается во время молитвы, а нижний, или малый, талит — это предмет, похожий на безрукавку, который надевается под одежду. Кисти цицит крепятся по краям талита. На кистях есть узлы, и ношение цицит должно напоминать еврею о существовании 613 заповедей.

Существует такой метод анализа еврейского текста — гематрия, согласно кото­рому у каждой буквы в иврите есть свое числовое значение. Так вот, гематрия слова «цицит», то есть числовое суммарное значение слова «цицит», равняется примерно 600. К нему прибавляют коли­чество узлов, количество ниточек — и в итоге получается 613. Вы перебираете нити, натыкаетесь на эти узелки и вспоминаете, что есть 613 запо­ведей, что вы еврей и должны их выполнять.

1 / 2 Мужчина в талите. Начало XX века© Hulton Collection / Corbis via Getty Images 2 / 2 Два еврейских мальчика. 1998 год© Antoine GYORI / Sygma via Getty Images

Про пейсы. На самом деле в Торе не сказано, что еврей должен отращивать длин­ные локоны на висках и даже завивать их каким-то особенным способом, как мы это часто видим. В Торе сказано, что во время стрижки или обрития головы нужно не трогать волосы на висках. То есть это просто часть религиоз­ной традиции, и также это стало способом идентификации еврея и еврейской самоидентификации.

Что такое штетл?

Штетл — это небольшое полугородское поселение в Восточной Европе, пре­иму­щественно с еврейским населением. Нам с вами штетл известен, скорее всего, как еврейское местечко, это понятие стало своеобразным синонимом традиционного образа жизни восточноевропейского еврея. Жизнь штетла подчиняется еврейским религиозным законам. Это значит, что в субботу штетл замирает. Там обязательно есть развитая еврейская инфраструктура: синагога, хедер (школа для еврейских мальчиков), миква (бассейн для ритуаль­ного омовения) и так далее. Там есть раввин, есть шохет — это резник, который занимается ритуальным убоем скота, там обязательно есть кошерная лавка. В штетле нет пахотной земли — там не занимаются сельским хозяйством, есть небольшие приусадебные участки и можно держать скотину.

Местечко Броды. Литография Карла Ауэра. 1830-е годыWikimedia Commons

Многие известные еврейские фамилии происходят от названия еврейских местечек. Например, Бродский — из местечка Броды, Сатановский — из местечка Сатанов, и так далее.

Само слово «штетл» происходит от немец­кого корня Stadt, что значит «город», и к нему прибавляется уменьшительно-ласкательный суффикс на идише — «л» или «ле», — получаем буквально «городок». То же самое значит и слово «местечко» — оно происходит от славянского корня «место», «място», что значит «город», и к нему также прибавляется уменьшительно-ласкательный суффикс — получается «городок».

Местечки были практически стерты с лица земли событиями середины ХХ века, Второй мировой войной. Какие-то местечки оста­лись как небольшие городки или поселки городского типа.

Пурим связан с 8 Марта?

Мне кажется, это из разряда каких-то самых шокирующих гипотез. Я думаю, этот вопрос был задан потому, что несколько раз в музее мы отмечали Пу­рим — это праздник-карнавал, самый веселый праздник еврей­ского календаря; отмечали мы его с большим размахом, и празднование Пурима выпадало на 8 Марта.

Что такое хала и чем она отличается от батона?

Халы на рынке Кармель в Тель-Авиве© Michael Jacobs / Art in All of Us / Getty Images

Хала — это традиционный еврейский праздничный хлеб. Он может быть круглый или в форме косички, субботняя хала — это обычно плетеная косичка. От других хлебо­булочных изделий хала отличается в первую очередь кошер­ностью  То есть хала приготовлена в соответствии с еврейскими религиозными традициями и употребление ее в пищу не противоречит канонам иудаизма., составом и симво­ли­ческим значением. Две халы на суббот­нем столе символизируют двойную порцию манны небесной, которую Господь посылал евреям во время их сорокалетнего скитания в пустыне. Двойная порция посы­лалась в канун субботы для того, чтобы евреи в субботу не собирали манну, да и сам Господь в этот день отдыхает. Другой известный еврейский хлеб — это маца, пресные лепешки, и от халы он очень сильно отличается. В состав мацы входят только мука и вода. Этот хлеб употребляется в праздник Песах, когда запрещено употреб­ление квасного, то есть дрожжевого, поэтому во время Песаха едят вот такой пресный хлеб.

Ханука — это еврейское Рождество?

Нет, Ханука — это еврейский праздник огней или света. Празднуется он в па­мять о хану­кальном чуде, которое произошло во II веке до нашей эры в Иеру­салиме. В то время Иудея находилась под владычеством Селев­кидской дер­жавы, и император этой державы Антиох Епифан проводил политику эллини­зации — он насаждал греческий язык, грече­скую культуру, и Второй Иеруса­лимский храм  Иерусалимский храм — центр религиозной жизни евреев. Разрушен в 70 году и, согласно пророчествам, будет восстановлен с приходом Мессии. был осквернен — там было устроено святилище Зевса. В ре­зуль­­тате всего этого вспыхивает еврейское восстание, так называе­мое восста­ние Маккавеев. Храм был освобожден, очищен от идолов, и должно было восста­новиться храмовое богослу­жение. А для этого нужно было восста­новить храмовую менору — семисвечник, один из важнейших символов иуда­изма. Ее нужно было зажечь, но в храме был обнаружен всего один кувшин освящен­ного масла для меноры. И случилось ханукальное чудо: масла, которое было в кувшине, хватило на восемь дней горения этого семисвеч­ника — ровно столько, сколько потребо­валось для изготовления нового освященного масла. С тех пор во время праздника Хануки зажигается ханукальный светильник. Это восьмисвечник, он очень похож на менору, но там восемь свечек и еще одна дополни­тельная — шамаш, от которой зажигаются остальные свечки. В тече­ние восьми дней Хануки зажигается по одной свечке в день.

Дети зажигают свечи в ханукальном светильнике. 1971 год © Spencer Grant / Getty Image

Такая курьезная путаница возникает из-за календарной близости Хануки к католи­ческому Рождеству, и с этим же связан успех праздника Хануки и его популярность. Восемь дней Хануки обычно выпадают на вторую половину декабря, и в некоторых западных странах, в которых Рождество отмечается с размахом, это государственный праздник. В массовой почтовой рассылке там, например, поздравляют не с Рождеством и Новым годом, а с зимними праздниками.

другие материалы на эту тему 11 вопросов про иудаизм Чем Талмуд отличается от Библии, а бар-мицва от брит-милы Чем синагога отличается от храма и церкви Объясняет историк Владимир Левин Что значит шестиконечная звезда Еврейский символ, амулет от демонов и вывеска для пивной Зачем евреям делают обрезание? И еще 6 вопросов об иудаизме Курс «История евреев» Курс «Идиш: язык и литература» ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

Эти странные мохнатые шапки – отличительная черта иудеев. Как называется этот головной убор, из чего он изготавливается и для чего предназначен?


Фото: www.timesofisrael.com
Штраймл – так называется этот головной убор. Он представляет собой кожаную круглую шапочку (кипу), отороченную по бокам коричневым мехом, который образует высокий околышек. Всего существует несколько десятков видов штраймлов. Они отличаются по форме и размерам.
Штраймлы изготавливаются из меха куницы или соболя. Причём не из шкурки, а именно из хвостов.

Фото: http://solo-snaps.co.il
На изготовление только одной шапки может уйти до 100 хвостов. Как не трудно догадаться, стоит она недёшево. Особенно если изготовлена из канадского соболя. Средняя цена одного штраймла 2 500 долларов. Это примерно 160 000 рублей. Максимальная же цена на головной убор доходит до 10 000 долларов. Такая высокая стоимость связана не только с дороговизной меха, но и большими трудозатратами. Штраймлы делают исключительно вручную.

Фото: https://www.jpost.com
Как вы могли заметить, у штраймла почти нет тульи. Такой шапкой особо не согреешь голову. Она не прикрывает даже ушей. К тому же зачем меховая шапка иудеям, которые по большей части живут в тёплом Израиле?
Шраймл – это атрибут одеяния хасидов – последователей особого религиозного иудейского течения. Они носят штраймл не для того чтобы согреться, а чтобы обозначить свою принадлежность к хасидам. Всего существует не один десяток хасидских общин. И у каждой из них свой вид штраймла.
Штраймл это головной убор не для повседневного ношения. Хасиды щеголяют в них в особых случаях: во время религиозных торжеств, субботы, свадеб и встреч с ребе.
Штраймл хасиды носят более 200 лет. Поначалу они изготавливались из лисьих хвостов. Такие шапки носили богатые иудеи.

Изображение: https://pbs.twimg.com
Те, что были победнее, щеголяли в штраймлах, изготовленных из цельных лисьих шкур. Совсем бедные иудеи надевали шапки из бараньих шкур. Позже, когда была налажена торговля пушниной из России в Европу и начался активный промысел пушных зверей в Северной Америке, соболь и куница постепенно вытеснили лисицу.
Как появились штраймлы доподлинно вам не скажет никто. Существует легенда, что когда евреев изгоняли из Испании в 1492 году, их насильно заставляли носить на голове лисьи хвосты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *