Как должны одеваться христианки?

Над сестричеством «Покрытые христианки» иронизируют все, кому не лень, включая некоторых верующих. Прежде всего из-за двусмысленного названия. Затем из-за аналогии с ортодоксальными мусульманками и неприязни к исламистам. Ещё одна причина — нелюбовь к консерватизму в целом, к традиционному укладу, чуждому свободным нравам современных россиян.
Название движения не совсем удачное, спорить не стану. Но давайте за ним разглядим суть и цель явления, узнаем, что важно для этих женщин? К чему они призывают?
В сообществе ВК «Покрытые христианки» сообщается, что создано оно для девушек и женщин, которые покров считают не просто атрибутом внешнего образа, но и внутренней необходимостью.
«Мы не приветствуем рабскую идеологию, но уважительно относимся к кротости и другим важным христианским добродетелям, вселяющим в сердца и умы силу и любовь!», поясняют активистки движения, созданного Еленой Кнорр.

Елена Кнорр – лидер движения «Покрытые христианки”

Обратимся к истокам христианства, чтобы выяснить значение платка для верующей женщины. Это не просто лоскут красивой ткани, а символ отношения к Богу, мужу, миру.

Библия всегда призывала женщин воплощать свою религиозность в достойное поведение. Отцы Церкви осуждали замысловатое плетение волос и причёски, подобные башне. Они считали лучшим украшением доброту, целомудрие, трудолюбие. Поэтому одежда христианки не должна была демонстрировать языческую роскошь и откровенность гетеры.
Апостол Павел подробно объяснял, в чём духовный смысл женского покрывала:
«Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову; и всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая” (1Кор.11:4-5).
«Ибо, если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется, а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается” (1Кор.11:6).
Апостол напоминает, что жена — слава мужа и должна иметь знак его власти над нею — для ангелов. Почему же для ангелов? Чтобы те оберегали благочестивую женщину.

Русские женщины. Дореволюционное фото.

На Руси мирянка, выходя замуж, покрывала голову, признавая покровительство мужа и скрывая свою красоту от посторонних. Одежда её в будни тоже была менее яркой, чем у девушек. Только перед очами супруга ей подобало демонстрировать свою, современно выражаясь, сексуальность. Ведь если она дала клятву верности одному, зачем вызывать вожделение у каждого встречного? Это был бы мысленный блуд, гордыня, игра по правилам Дьявола.

Позиция «Покрытых христианок» полностью соответствует христианскому мировоззрению. Другое дело, что большинство обычных дам надевают платок только на богослужение и снимают его с головы, едва покидают дом Божий. Но нельзя быть христианкой только в храме, а выйдя из храма, перестать ею быть. Вот как об этом писал Иоанн Златоуст:
— Я недоумеваю, отчего это с переменой места они меняют и внешний вид свой и поведение… Оставляя церковное собрание, отлагают они в сторону и святые чувства, навеянные в церкви Духом Божиим, и уподобляются большинству, среди которого вращаются.
Логично было бы носить платок и дома, и на работе. Но за призывы к этому «Покрытых христианок» подвергают остракизму.

Известен случай, когда в 2005 году православной россиянке Валентине Ивановой пришлось добиваться через суд разрешения сфотографироваться на паспорт в платке. Выяснилось, что мусульманкам так делать разрешено, а остальным запрещено.
В 2019 году право на паспортное фото в платке пришлось отстаивать Евгении Донецкой из сестричества «Покрытые христианки»: «Мне надо было в течение трёх недель сменить паспорт в связи со сменой фамилии. То есть я стала замужней женщиной. Замужняя женщина по христианскому вероучению должна всегда носить платок, признавая таким образом власть мужа и власть Бога над собою… Надев нарядное бордовое платье и намотав на голову красный палантин, я отправилась в местное фотоателье. Край палантина я немного отодвинула, чтобы была видна линия роста волос. То есть лицо было видно отлично. И даже шея. Но фотограф в салоне мне стала объяснять, что «а в платке нельзя». На мои возражения говорила, что это «только для мусульман». Я тем не менее попросила меня сфотографировать как положено на паспорт, но в платке. И фотограф оказалась права. Местная паспортистка, которая принимает документы, через день вернула мне мои бумаги, сказав, что их не приняли в паспортном столе».
Евгения попыталась бороться с бюрократией, но пришлось искать другой вариант. В итоге паспортный стол принял её фото в шапочке, но согласитесь, что христианка столкнулась с религиозной дискриминацией.

Из истории платка: платки на Руси появились в XII веке и стали обязательным атрибутом замужней женщины. Тогда они назывались «убрус», выглядели как продолговатый кусок ткани, обшитый кружевом, вышитый золотой нитью, украшенный жемчугом. В ХVI-XVII веках появились платки современного типа, предположительно их завезли купцы из Индии.
Для незамужних девушек платки были необязательны, те украшали голову вышитыми повязками, лентами. Но был обычай дарения девочкам платка, назывался он «развязывание ума». Подарок вручал отец. Платок был символом взросления, умственного в том числе.

Отец дарил дочери первый платочек.

«Покрытые христианки» объясняют: платок это знак окружающим, что его владелица настроена на серьёзные отношения, а не на одноразовый секс или гражданский брак. Пожалуй, это не понравится многим современным мужчинам, но сразу покажет, какая русская красавица не является доступной особой. Покрытую платком не дерзнут приглашать на роль любовницы, не обратятся к ней с непристойной речью. Платок станет знаком качества, репутации. Такой подход может дать обществу новые смыслы, поддержать семейные ценности и уважение к женскому полу.

В годы Советской власти Церковь сохранили набожные старушки, которых стали называть «белые платочки». Но цветовая символика платка в христианской традиции намного богаче. Давайте вспомним её, чтобы возродить.

Из истории платка: на религиозные праздники православные христианки одевали платки разных цветов.
Белый цвет — символ Божественного света. Белые платки надевали на праздники Рождества, Богоявления, Сретения, Преображения, Вознесения.
Красный цвет — символ горячей любви Господа к человечеству. Красные платки надевали на Пасху и богослужения до Вознесения.
Желтый цвет и его вариации, оранжевый и золотой, считаются царскими. Его можно надеть на любую воскресную службу. И тогда, когда совершаются Богослужения в честь святых царей, князей, апостолов и пророков, святителей и равноапостольных.
Зелёный цвет — воплощение духовной радости и вечной жизни. Зелёный платок надевали в Вербное воскресенье, в день Святой Троицы и в Понедельник Святаго Духа.
Синий и голубой цвета считаются небесными. Они напоминают нам о чистоте Девы Марии, которая принесла миру Небожителя. Поэтому синие и голубые платки христианки надевали в праздники, чествующие Святую Деву.
Фиолетовый цвет наполнен глубокой символикой, в нём смешались красный цвет любви Господней, багрец Его крови, синева неба. Это напоминает о страданиях Христа, ценой которых людям открыта дорога в рай. Фиолетовые платки христианки надевали в дни памяти Животворящего Креста Господня, на воскресные службы Великого поста и в День усекновения главы Иоанна Крестителя.
Черный цвет по умолчанию траурный. Черные, а также тёмно-коричневые или тёмно-синие платки одевают на погребальные и Великопостные службы.

Носить платок тоже можно по-разному, не только завязывая под подбородком. Кроме того, есть палантины, шарфы, донские платки, банданы. В сообществе «Покрытых христианок» много интересных фотопримеров.

Платок можно носить по-разному.

Будем последовательны: если женщина считает себя христианкой, то платок для неё, замужней, является обязательным аксессуаром. И в этом нет никакого радикализма, только подчинение «Покрытых христианок» требованиям религии.

Если мы одеваемся не так консервативно, это наша проблема и, возможно, грех. Но давайте уважать чужую точку зрения, тем более, что она соответствует православию, а не искажает его в угоду сиюминутным трендам.

Откуда же взялся запрет на ношение брюк женщинами? Каковы причины его происхождения?

Первая причина имеет духовный характер. Фарисейская приверженность к внешнему исполнению заповедей часто играет с людьми злую шутку. Присмотритесь к женщинам, особенно ревностно соблюдающим запрет на брюки. Насколько они женственны? Внимательно выслеживая всякий факт ношения брюк в храме и обличая его, такая женщина, как правило, в духовном смысле давно натянула на себя штаны своего мужа, взяв бразды правления в семье в свои руки, не признавая ничьего мнения, кроме своего, даже в церкви.

А ведь апостол Павел, кроме внешнего вида, говорит еще о кое-чем: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор. 14:34-35). И еще: «…а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем…» (1Тим. 2:12).

Блог, посвященный традиции ношения платка

«Брючное» искушение

«Брючное» искушение – хороший пример того, как внешнее смирение становится поводом для дерзости. Примеров на памяти, к сожалению, немало. Пришлось однажды видеть, как в фойе православного университета молодая смиренная студентка обмолвилась об относительности «юбочного» обычая (сама она была одета в юбку). Стоявшая рядом женщина неопределенного возраста буквально пришла в бешенство, выкрикивая проклятие брюкам, чем ввела в смущение не только бедную девушку, но и всех присутствующих, включая священников.

Другой пример произошел в детском психоневрологическом санатории. На работу устроилась женщина, которую по виду можно было принять за мусульманку. Она всегда носила платок и длинную юбку, потому что была православной. Постепенно она стала требовать себе льгот, объясняя это тем, что вокруг больные дети, и они могут на нее напасть, и, наконец, уволилась, не отказавшись от своих претензий. У кого повернется язык назвать безбожниками подвижников, с любовью работающих с болящими детьми, от которых часто брезгливо отворачиваются люди на улице, а иногда бросают даже собственные родители? И как назвать христианкой ту, которая, в юбке и платке, подала на них в суд?

Как тут не вспомнишь: «Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26)

Вторая причина более обыденна. Связанна она с неприятием пожилыми людьми, не имеющими должного такта и уважения к другому человеку, мирской моды, появившейся в 60–70-е годы.

Реакция эта объясняется типичной советской серостью и задавленностью, не терпящей яркости и необычности ни в суждениях, ни в цветах и фасонах одежды. Исчерпывающее доказательство этому тот факт, что

«церковная традиция» неприятия женских брюк и обязательного ношения платочка существует только в церквях на территории бывшего Советского Союза. В Православных Церквах других стран о ней ничего не знают.

Одна православная христианка переехала жить в Великобританию, и при входе в православный храм, по своей традиции, одевала платочек. Очень быстро она заметила, что выглядит экстравагантно и невольно приковывает к себе внимание на службе. Чтобы не смущать верующих, она решила платочек больше не надевать.

Коллекция «Византия” от знаменитых итальянских дизайнеров

Характерны слова одной современной «святой», имени которой не буду называть, чтобы не травмировать ее почитателей. «Со скорбью говорила матушка о женщинах и девушках, которые ходят в брюках: Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, … За это отвечать придется перед Господом… И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию — и немногие живыми вернутся… И ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!» Устами этой матушки говорит не святая, а запуганная советская старушка, даже не понимающая, как абсурдно звучат ее слова.

Конечно, дело не в брюках и платочках. Само желание выглядеть верующим, носить какую-то особенную форму, таит в себе большую опасность. Ведь верующим надо быть «… не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф. 6:18).

Иначе мы соберем сокровище от людей, как дальше говорится в этом евангельском отрывке, но пригодится ли оно нам? Недаром многие святые избегали благочестивого вида, стараясь выглядеть обычными, а то и совсем никчемными и даже безумными. Стремиться к тому, чтобы выглядеть верующим – это и есть фарисейство, от закваски которого предостерегает Христос (Мф. 16:6).

И спор о брюках, платочках, помаде, прическах и других ничего не значащих вещах более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.

Источники: Киевская Русь ,

Задайте этот вопрос православным, и вы получите быстрый и четкий ответ: не положено, традиция такая. Более искушенные в Писании могут добавить: апостол Павел сказал, что женщине нельзя ходить в мужской одежде. Но насколько обоснована эта традиция и о чем на самом деле пишется в Библии?

На самом деле запрет ношения одежды противоположного пола содержится в Ветхом Завете.

«На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5).

А апостол Павел, если и имеет в виду нечто подобное, то говорит не об одежде, а о прическе и головном уборе (1Кор. 11:4-15).

Какой мужской одежды не должно быть на женщине? Поинтересовавшись, как выглядела мужская и женская одежда в те времена, мы будем удивлены. Речь не только не идет о брюках — их не было ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового, ни даже в Средние века. Брюки как мужская одежда в христианской культуре появляются только в XIX веке. А в женской и мужской одежде древнего времени мы не увидим особой разницы: нижняя рубаха до колен и верхний плащ, такой была одежда и мужчин, и женщин.

Об отличиях в Библейском словаре Брокгауза сказано: «Женская одежда была похожа на мужскую, но все же имела некоторые отличия, одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей…» Как видим, разница не принципиальная. Это заставляет думать, что речь идет не столько о внешнем, сколько о внутреннем отличии мужчин и женщин, о котором, по заповеди, не стоит забывать ни тем не другим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *