Как бороться с завистью православие?

О зависти — как с ней бороться

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера”!

Пополняя рубрику Вопросы священнику, размещаем ответ на следующий вопрос, заданный протоиерею Олегу Китову:

— Батюшка, не знаю, что делать с собой, дошла до такой грани, что проклинаю всех и считаю виновниками в своих несчастьях окружающих. А все началось с зависти по отношению к моей сестре. Ей родители отдали квартиру, а мне дачу — квартира дороже дачи больше чем в сто раз. Мне объяснили, что я старшая и мне не положено, а она младшая, и по закону совести так нужно. У меня начались искушения, вначале я как-то справлялась, а в последнее время не могу — злоба такой силы, что нет сил с ней бороться. Молиться не могу, ничего не чувствую, остался один животный страх перед Богом. Ругаюсь с родителями, с сестрой. Такое впечатление, что я схожу с ума. Помогите, спасите мою душу, пропадаю!!! (Татьяна)

Отвечает Благочинный Безымянского округа г. Самары протоиерей Олег Китов:

— Чтобы разобраться с этой ситуацией, вы должны прежде всего разобраться в себе, Татьяна. Разобраться честно, не боясь взглянуть правде в глаза. Ваша эмоциональная реакция — не зависть вовсе, как вы пишете, а обида. И вас действительно обидели и поступили с вами несправедливо. И тем больнее, что сделали с вами это самые близкие люди. Так что часть вины за ваше столь бедственное душевное состояние лежит и на них. Но только часть. Остальное зависит от вас. То зерно раздора, которое попало в ваше серд-це по вине родителей, нашло себе, как это ни прискорбно, «благодатную» почву. Эта почва была в вас. Нужен был лишь толчок, искра, чтобы полыхнул пожар в душе, который палит вас.

Мы можем сколь угодно сетовать на несправедливость вокруг нас и по отношению к нам, но таков мир, который лежит во зле. Но все происходящее случается не без Промысла Божия. Вот как бы вы узнали, на какую злобу вы способны, если бы не случившееся с вами? Так бы и жили со спящей змеей в душе. А как с этим багажом пройти в Царство Небесное? Сейчас змея шипит, бушует, она проявила себя. Вы пишете, что пропадаете и даже сходите с ума. Вот вам теперь и должно быть понятно, что с этой змеей нельзя дальше мириться. Ее нужно выдавить из себя! Иначе беда! Как выдавить? С помощью Божией и трудом над собой.

Для плотского и глупого человека, погруженного полностью в мирское, произошедшее с вами, конечно же, воспринималось бы как беда и незаживающая рана на всю жизнь, которую он проведет во вражде с близкими и досаде на них. Для вас же как человека верующего и мудрого случившееся может и должно стать ступенькой к духовному возрастанию и еще большему умудрению. Я не ошибся и не льщу вам, называя вас мудрой. Ибо сказано: «Начало мудрости — страх Господень» (Притч. 1, 7). И пусть вы пишете, что у вас остался один «животный» страх перед Богом, но я скажу вам: страх этот — ваш якорь спасения в бушующем море ваших эмоций. Шторм пройдет, змея уползет, и над вами будет чистое небо Милости Божией.

Для разрядки серьезности моего ответа хочу как доброе утешение привести вам в пример сказку Шарля Перро «Кот в сапогах». Вспомнили, как там было? Кому досталась мельница, кому ослик, а кому просто кот. Где же там была справедливость? Однако сложилось все достаточно интересно. Так вот и вам не стоит терзаться и терзать других. И потом, все познается в сравнении. Вам не надо сравнивать свое состояние с состоянием сестры. А лучше сходите в какую-нибудь больницу, где лежат безнадежно больные, и сравните себя и свое положение с ними и их судьбой. Сразу встряхнётесь.

И чтобы вам укрепиться и успокоиться, советую почаще читать Духовное завещание святого старца иеросхимонаха Серафима Вырицкого под названием «От Меня это было». В этой короткой работе повествуется о том, что без Промысла Божия ничего не происходит. (Эта работа была впервые опубликована в газете «Благовест» в 1992 году, и принадлежит она перу Митрополита Мануила (Лемешевского), который написал ее на основе своей беседы со старцем Серафимом Вырицким — ред.)

И еще почаще исповедуйтесь и причащайтесь Святых Христовых Таин. А близких своих не грызите и все же любите. Ведь ближе их у вас все равно никого нет. И опять же скажу, что ничего не происходит с нами без Промысла Божия. Так что смиритесь и не идите против Него. Не пытайтесь ничего изменить в свою пользу, как вы ее сейчас понимаете. И за ваше смирение Господь вас не оставит без награды. А ваш «котенок» будет вам ценнее и полезнее для вас, чем сто мельниц и осликов, доставшихся другим. Помоги вам Бог!

Должен ли сын нести ответственность за отца?

Должны ли дети расплачиваться за грехи родителей?

Зависть относится к одной из самых тяжелых страстей, она нарушает мир душевный и сопровождается бурей навязчивых злых помыслов.

Преподобный Амвросий говорил о зависти:

«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».

Завистливому угодить никак нельзя

Сравнивая зависть с другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке:

«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже – сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:

– Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.

Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:

– Государь! Прикажи мне выколоть глаз.

Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:

– Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.

Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».

Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем не утоляется:

«Гордого можно почтить! Тщеславного – похвалить! Сребролюбивому – что-нибудь дать… и т.д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».

Первые признаки зависти – неуместная ревность и соперничество

Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки зависти, которые проявляются в неуместной ревности и соперничестве:

«Зависть вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем».

Причина зависти

На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом:

«Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному – гордость, ибо от ней ревность и зависть происходят».

Как бороться с завистью

Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»:

«Бога ради, не допускай сему Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай «младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы. От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».

Преподобный Амвросий также наставлял замечать в своем сердце малейшие начальные признаки зависти и бороться с ней молитвой, смиренной исповедью и благоразумным молчанием:

«Она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: «От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)” (Пс. 18: 13–14).

Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом.

А третье средство – всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи».

Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому испытываешь неприязненные чувства:

«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».

Заставлять себя делать добро

Преподобный Амвросий советовал:

«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное – не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

Молиться о тех, кому завидуешь, и о тех, кто завидует тебе

Преподобный Иосиф учил молиться не только о тех, кому завидуешь, но и о тех, кто завидует тебе:

«Кому завидуешь, за того Богу молись».

«Молись о завидующей и старайся не раздражать ее».

Как можно извлекать духовную пользу из помыслов зависти

Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив завистливые помыслы в помыслы смирения:

«Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на зависть. Обратите это чувство к другой стороне – и получите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете получать успокоение от различных тягот душевных.

Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не полезно».

Быть готовым к возвращению страсти

Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту готовым и, познавая свою немощь, смиряться:

«О твоей страсти ты думала, что уже свободна от нее, но после показалось при открывшемся случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь, смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и страсти исчезнут».

Молитвами святых отец наших, преподобных старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Завистливое прошлое человека

Наверное, зависть сопровождает человека на протяжении всей истории. Вспомним всем известную историю зависти братьев Каина и Авеля. Каин страшно завидует брату – ведь Бог принял жертву Авеля и не принял его.

Зависть уничтожает здравый смысл и братскую любовь. Завистник убивает брата, и наказанный Богом бродит и скитается. Мудрая книга говорит: зависть смертный грех.

Завистливое настоящее

Прошли тысячи лет, а в нашей жизни продолжает жить зависть.

Работают в организации два друга. Они знакомы еще со школы, вместе окончили институт. И так случилось в жизни, что один немного успешнее другого. Лучше учился, был душой компании и на работе его ценят, повышение обещают.

А второй – всегда немного отстает. Он уже не радуется успехам друга, а завидует ему. Злобная зависть заставляет искать способы навредить ему, подставить подножку и возможно самому получить повышение.

Завистливость, живущая в нем, толкает его на подлость. Завидуя другому – он не ищет способа самому стать лучше, добиться лучших результатов и своими успехами доказать право на получение хорошей должности. Завистник считает, что лучшее место на работе, в жизни, в любви должно принадлежать только ему, а не сопернику. Не это ли доказательство: зависть грех.

Совет. Перестаньте завидовать! Сходите на исповедь в Церковь, возлюбите ближних, начинайте молится за тех, кому завидуете!

Православие учит нас – для каждого человека на земле есть свое место. Каждый, приложив усилия, может реализоваться в профессиональном плане, в человеческом, в духовном. Только от самого человека зависит, какой будет его жизнь.

Старый Пень

И вам, уважаемый, здравствуйте! Соблазнительный шанс выбрать себе любую маску и далее глаголить от ее имени, равно как и почти неограниченная возможность демонстрировать свои успехи, реальные или мнимые, — вот те манки, которым Интернет нас и улавливает. Вроде бы, заводя свою страничку в соцсети, ты не собирался выворачиваться наизнанку, рассказывая о самом интимном, но опомниться не успеваешь, как, глядь: тяжкие оковы самоконтроля пали, темницы нравственных табу рухнули, и веселая свобода радостно встречает тебя у входа. Ярмарки тщеславия, естественно. И ты уже готов оголяться, причем не всегда в переносном смысле этого слова, да простит мне мою дерзость Александр Сергеевич — наболело!

О тщеславии мы еще поговорим, а сегодня о зависти. Во-первых, потому что после статьи о Каине и Авеле («РГ — Неделя» от 23.06. 2016 г.) пришло много вопросов. А во-вторых, потому что Интернет не только необозримая ярмарка тщеславия, но и не менее бескрайняя арена для зависти — иначе откуда бы взялось столько грязных, оскорбительных комментариев под любым ярким сообщением.

Итак, приступим.

Может ли сглаз, то есть завистливый взгляд, навредить, вызвать болезнь, стать причиной неудач и даже смерти?

Святые утверждают, что нет. Вот как об этом рассуждал еще в IV веке Василий Великий, посвятивший зависти отдельную главу своих творений. «Страждущих завистью почитают более вредоносными, нежели ядовитые ехидны. Те впускают яд чрез рану, и угрызенное место предается гниению постепенно; о завистливых же иные думают, что они наносят вред одним взором, так что от их завистливого взгляда начинают чахнуть тела крепкого сложения, по юности возраста цветущие всею красотою. Вся полнота их вдруг исчезает, как будто из завистливых глаз льется какой-то губительный, вредоносный и истребительный поток. Я отвергаю такое поверие, потому что оно простонародно и старыми женщинами занесено в женские терема; но утверждаю, что ненавистники добра — демоны, когда находят в людях им самим, демонам, свойственные произволения и желания, употребляют все меры, чтобы воспользоваться ими для собственного своего намерения; поэтому и глаза завистливых употребляют на служение своей собственной демонической воле». То есть завистливый взгляд действительно может пылать нечеловеческой злобой, но не стоит этой ненависти приписывать магическую силу. Более того, человек всегда может защититься от зависти. Подумайте, ведь если бы ненависть и злоба были сильнее благодати Божьей, род человеческий так и остановился бы на первом завистнике — Каине.

Чем страшна зависть?

Тем, что убивает. Но кого? В первую очередь самого завистника. Как единодушно считают святые, благодать Божья — то есть нетварная божественная энергия, сила, оставляет завистливые сердца. А значит, если завистник не будет ничего предпринимать, то есть если он не раскается, не станет бороться с охватившей его болезнью, несчастного ждет самое страшное — смерть души. Как и всякий грех, эта страсть ослепляет завистника, и он перестает замечать, что живет постоянным сравнением себя с другими. Чужая, а не своя, жизнь становится центром его внимания. «Как беснующиеся часто обращают мечи на самих себя, так и завистливые, имея в виду только одно — вред тому, кому завидуют, теряют собственное спасение, — объясняет святитель Иоанн Златоуст. — Зависть хуже любой другой страсти, потому что своим жалом стремится разрушить семьи, общества и даже целые народы, доводя их до крайней преступности и даже убийства».

Уроки православия

Примеры, описанные в святых книгах и рассказанные святителями показывают: божественная справедливость торжествует. Завистники, опорочившие честного человека, предстанут перед Господом на Страшном суде.

Даже если в голову закралась завистливая мысль – надо с ней бороться. Никогда не стоит сравнивать себя с кем-то еще. Вопрос: чем он лучше меня и почему ему везет больше, чем мне – начало страшного греха зависти. Надо благодарить Бога за свою жизнь, за свои успехи, за то, что дано нам, а не ненавидеть тех, кто успешнее нас.

Что такое сорадование?

С точки зрения христианина нет чёрной и белой зависти. Оба эти чувства уязвляют душу и противоречат десятой заповеди, запрещающей желать чужого имущества и чужих качеств. Есть другое.

Сорадование – святая бескорыстная похвала ближнему.

От чистого сердца восхищаясь достижениями другого человека, мы можем следовать ему, поучатся у него и в итоге подняться на новую ступень развития. Сорадование родственно состраданию, но в этом случае мы разделяем не скорбь, а счастье брата или сестры во Христе. В обоих случаях это роднит нас с окружающими, а не противопоставляет им.

«Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою», –

обращается к нам через века Апостол Павел

В религиозной жизни у сорадования есть высокий смысл – радоваться вместе с Богом сотворённому им миру, тем благодаря Его за все милости. Радоваться вместе со святыми угодниками силе их веры и великим подвигам. Недаром в молитвах так часто говорится о радости. Вспомним обращение к Николаю Угоднику: «Радуйся, правило веры благочестивыя; радуйся, образе кротости духовныя! Радуйся, яко тобою от страстей телесных избавляемся; радуйся, яко тобою сладостей духовных исполняемся! Радуйся, Николае, великий Чудотворче». Или к Матери Божьей: «Богородице Дево, радуйся! Благодатная Мария, Господь с тобою».

И сами мы радуемся, изумляясь чудесам Творца и святых подвижников.

Сорадование – райское чувство, доступное нам на Земле.

«Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас», призывает Иисус Христос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *