Изгнание Адама из рая

Успенский пост длится две недели, но по строгости не уступает Великому. В 2020 году многодневное воздержание продлится с 14 по 27 августа.

Успенский пост, или Спасовка, как называют его в народе, заканчивается одним из самых главных торжеств в православной культуре — праздником Успения Пресвятой Богородицы, который отмечают каждый год 28 августа. Суть поста состоит в том, чтобы подготовить свою душу к светлому дню, в который верующие вспоминают об уходе из жизни Матери Христа. Люди непосвященные задаются вопросом, почему же столь трагическое событие, как смерть, отмечается торжественными богослужениями и застольями. Дело в том, что кончина Марии воспринимается не как прекращение ее существования, а как переход на Небеса к Господу, дарующему жизнь вечную.

Немного истории

Ни одно Евангелие не содержит упоминаний о жизни Богоматери после распятия и воскресения ее сына, но древние тексты гласят, что остаток своих дней женщина провела в молитвах и ожидании воссоединения с сыном. После погребения опоздавший на прощание апостол Фома зашел в пещеру, где покоились святые останки, чтобы поклониться усопшей матери своего Учителя, но тела в гробнице не оказалось. Так ученики поняли, что произошло вознесение не только духовное, но и физическое.

Дева Мария — одна из самых почитаемых святых. Владычица Небесная считается заступницей всего рода человеческого. Наши предки верили, что молитвы, обращенные к ней, обладают особой силой. К Богоматери за помощью приходили в самые страшные и смутные времена: во времена кровопролитных войн, голода и эпидемий.

Первые упоминания об Успенском посте восходят к V веку. Сроки его соблюдения и длительность были официально установлены во время Константинопольского Собора 1166 года и с той поры остаются неизменными.

Традиции Успенского поста

Как и любой другой, Успенский пост подразумевает соблюдение довольно строгих ограничений в питании и отказ от многих привычных и любимых блюд. Однако не стоит воспринимать этот период как повод похудеть. Пост — это не диета, а способ очиститься прежде всего духовно, не отвлекаясь на чревоугодие и другие соблазны, на которые падок человек. В первую и вторую неделю Успенского поста запрещено:

— бездельничать

— грустить

— предаваться плотским утехам

— устраивать пышные застолья и самим посещать увеселительные заведения

— курить и употреблять алкоголь (кроме вина в определенные дни)

— врать, клеветать на ближних, грубить и ссориться.

Многих интересует, можно ли играть свадьбу в эти дни. Церковь однозначно отвечает на этот вопрос отрицательно, поскольку в православной традиции сочетание браком без венчания немыслимо, а торжественные церемонии во время постов не проводятся. Поэтому верующим парам необходимо, прежде чем назначать дату, свериться с церковным календарем.

А как насчет других праздников? Последний месяц лета богат на спасы. На период с 14 по 27 августа приходится сразу два — Медовый и Яблочный. В эти дни было принято собирать урожай, ходить всей семьей в церковь, чтобы освятить дары природы, подавать милостыню и угощать гостей постными блюдами собственного приготовления. Главным украшением стола были фрукты, ягоды, пироги и мед. Застолья были скромными и проходили за тихими беседами и молитвами.

Правила питания: что можно и чего нельзя есть в Успенский пост по дням

По строгости ограничений в еде Успенский не уступает Великому посту. Из рациона полностью исключаются мясные и молочные продукты, яйца. Меню постящегося должно состоять из овощей, фруктов, ягод и круп. Держать Спасовку не так уж и сложно, поскольку конец лета — это время, богатое на дары садов и огородов, а значит, организм будет получать много витаминов и микроэлементов.

В понедельник, среду и пятницу церковью дозволено употребление пищи растительного происхождения исключительно в сыром виде. В остальные дни допускаются термически обработанные продукты, каши, постные супы. На праздник Преображения Господня (он же Яблочный Спас) 19 августа разрешены послабления в виде рыбного блюда и небольшого количества вина.

Чтобы хорошо себя чувствовать, не забывайте пить воду (не менее 1,5-2 литров в сутки), ложитесь спать пораньше и гуляйте на свежем воздухе.

Строгий пост полагается держать священнослужителям. Простым верующим необходимо ориентироваться на самочувствие и состояние своего здоровья. От ограничений освобождаются беременные, кормящие, дети и болящие. Помните, что суть поста состоит в самоограничении, которое не обязательно должно заключаться именно в еде. Например, откажитесь на пару недель от соцсетей, любимых конфет или походов в клуб по пятницам. А главное — будьте честны с собой и окружающими, думайте о хорошем и почаще улыбайтесь.

Сто тысяч лет назад… Это настолько далеко, что теряется в темноте, словно в межпланетном пространстве — взгляду и памяти не за что уцепиться, нет ни одного знакомого ориентира, ни Юлия Цезаря, ни Александра Македонского, ни Марафонского сражения, ни битвы при Кадеше, ни постройки пирамид. Это настолько много и настолько далеко, что добавлять слова «до нашей эры» бессмысленно. О да — настолько до нашей эры, что и представить себе невозможно. Какое значение имели бы еще две жалкие тысячи лет, прибавленные к этой сотне тысяч?

Сто тысяч лет тому назад человек хоронил другого человека — и отца своего, и мать свою, и брата своего, и новорожденного сына своего, и жену свою, и дочь свою, умершую в родах…

Хоронил, не думая о том, что тратит на долгий и трудный обряд похорон драгоценное время, которое можно потратить с проком — пойти на охоту. Целый день мужчины долбили известняк, чтобы опустить тело своего друга в неглубокую могилу, и, когда они совершили это, то положили умершего туда — в позе уснувшего, посыпанного красной охрой, цветом крови и жизни, с кресалом у головы — мертвый камень, в котором таится пламя! — и с букетом весенних цветов, лекарственных трав, в руках. Человек был обращен головой на восток, и так и остался ждать воскресения, на которое надеялись его друзья, предпочитавшие не пойти на охоту и остаться голодными (и оставить голодными свои семьи, добровольно возложив на них пост), но в ритуале явить свою надежду на светлое посмертие, надежду на воскресение.

Лекарственные травы не принесли их другу исцеления и победы над смертью — но эти древние люди не отчаивались. Они умели верить и ждать, и вера их была крепка и неколебима. Может быть, оттого и не понятны нам они, таинственные древние люди, названные по имени долины реки Неандер, потому что слишком просто и слишком крепко верили они в воскресение — и хоронили умерших как уснувших, или же как ещё нерожденных — в позе эмбриона.

Они ждали… Слишком коротка была их жизнь, полная тревог и ран, они едва доживали до тридцати лет. И сотни тысяч лет они жили этой надеждой, не уставая.

***

На некоторых иконах, изображающих Сошествие Христа во ад, Адам словно пробуждается от сна, в котором пребывал до этого, лежа на боку, с согнутыми конечностями. Плоскость иконы позволяет нам так видеть фигуру Адама. Христос выпрямляет его — как скорченную выпрямил Он в субботу, ещё ходя по земле (Лук. 13:10–17). Он пришел исцелять от смерти, от которой не спасли ни одного человека ни лекарственные травы, ни цветы, принесенные на могилу. Здесь — тоже время субботы. «Днесь Субботу пою Великую», — говорит гимнограф о Дне схождения Христа во ад.

Адам — словно плод, словно эмбрион, словно выкидыш (как говорил о себе апостол Павел, «изверг», младенец, не доживший до своего рождения). Адам не созрел и не родился в Царствие Божие, он поторопился и извергнулся, туда, где ничего нельзя сделать. Здесь, в краю изгнания, можно только пытаться помогать из сострадания друг другу лекарственными травами, зная, что они не отвратят смерти. Помогать — и верить в воскресение.

Адам — жертва, и лежит на боку как жертва, принявшая смерть. Но жертва чего? Самого себя, своего непослушания. Один из древних египетских письменных знаков изображает смерть как человека, ударяющего самого себя по голове топором…

Он лежит на правом боку — а не на левом, как послушный Исаак. Но за непослушание Адама в правое ребро и был пробит копьем Сын Божий, спешащий теперь к Адаму.

Бедро Христа, Человека и Бога, Богочеловека, очерченное золотыми тканями хитона и гиматия, напоминает о «бедре» («плече возношения» в русском переводе Священного Завета) овна, жертвы, которая совершалась при поставлении в священники — и ещё напоминает о поврежденном в таинственном ночном сражении бедре Иакова. Нелёгок был путь Сына Божия в те глубины, в которых ждал его несостоявшийся, извергнутый, недоношенный Адам…

И бедро Адама тоже сияет теперь золотом — ибо щедр Бог во Христе без меры, отдает Себя целиком. Если не вышло у тебя, Адам, то — вот Я! Пошли Меня! И Я принесу тебе то, что ты утратил — свою прекрасную человечность, сияющую Божеством.

И вокруг стоят друзья — Адамовы и Христовы — и смотрят, смотрят и не наглядятся, потому что сотни тысяч лет ждали они и верили, что Он — придёт, найдет, исцелит и поведёт с Собою туда, куда только Настоящий Человек может войти. И привести друзей Своих.

От народов, язык, и колен, и племён,
и от звезд, и колёс, и огней, и пламён,
и от страшных животных, орла и тельца,
и от громов и труб от Престола Отца —
приими! Вознеси, раздавай, раздавай!
Раздробляй, исцели, созывай, собирай,
отыщи, возведи, утоли и спасай —
мы с Тобой. Что — адамов утраченный рай?!.

Прощеное воскресенье

Но плакать и каяться мало, чтобы попасть в рай. В Евангелии сказано, что если ты идешь к судье и вспомнишь, что твой брат имеет на тебя обиду, то вернись и помирись сначала с братом твоим. Понятно, что эти слова имеют переносный смысл. Если ты надеешься получить от Бога прощение грехов, то сначала должен примириться с теми, с кем находишься в ссоре, кто тебя обидел, или ты их обидел.

«Прощайте, и прощено будет вам», – эти слова из Евангелия говорят о том, что если мы не простим обидчикам, то и Господь может не простить нам согрешения наши. Обязательно условие прощения грехов дано в молитве Господней: «остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим».

И вообще, как можно молиться с чистым сердцем, если знаешь, что кто-то обижен на тебя, или сам имеешь на кого-то обиду?! Митрополит Антоний Сурожский рассказывал, как он был обижен на одного человека. Тогда его духовник посоветовал ему: когда будешь читать молитву «Отче наш», говори: «остави нам долги наши, но я не буду прощать обиду такому-то человеку!». «Но так сказать я не смогу!»- ответил Антоний. Тогда духовник сказал: «значит пойди и примирись с этим человеком!»

Поэтому накануне Великого поста, для того чтобы молиться с чистой совестью и просить у Бога оставления грехов, мы сами должны простить всем обиды и примириться со всеми.

Праздник «Прощеное воскресенье» – переходящий, он бывает лишь раз в году в последнее воскресенье сырной седмицы. Обычай просить у всех прощения перед постом пришел к нам из монашества. Подвижники уходили на весь Великий пост в пещеры, где никого не видели и не слышали на протяжении сорока дней. За это время напряженной молитвы, подвигов и строжайшего поста многие из них умирали. Поэтому появился обычай: накануне отхода на пустынничество в Великий пост монахи прощались друг с другом. Кто знает, смогут ли они увидеть друг друга еще раз?!

Особенности богослужения

Службы совершается по Октоиху и Триоди постной. На всенощной поются умилительные стихиры на «Господи воззвах», где выражается печаль первого человека об оставленном рае. Тому же событию посвящен и канон.

После полиелея поется в последний раз псалом «На реках Вавилонских», изображающий плачущих израильтян в пленении. Аллегория – души, находящиеся в плену греха.

После чтения Евангелия поется песнопение «Покаяния отверзи ми двери», написанное святым Тихоном Задонским. Во время пения все встают на колени, и гасят свет.

На Литургии читается апостол, в котором говорится, что мы не должны предаваться объедению и пьянству, а также, чтобы постящиеся не осуждали тех, кто поститься не может. А в евангельском отрывке говорится о том, что если мы не простим друг другу согрешений, то и Отец Небесный не простит нам. А также о том, чтобы не делали мрачные лица при посте, лицемеря.

Вечером (или в некоторых храмах сразу после Литургии) служится чин прощения. Это – вечерня, во время которой поется прокимен великий «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего». В конце вечерни настоятель поворачивается лицом к прихожанам, встает на колени и просит у всех прощения. Также и все присутствующие просят прощения друг у друга. Затем все походят к кресту, что в руках у настоятеля, и просят прощения у него. Перед вечерней храм облачают в черное, цвет скорби и покаяния. В конце вечерни читается молитва св. Ефрема Сирина с поклонами. Церковь вступает в Великий пост.

Священник Валерий Духанин. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *