Изборник 1076

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.
На странице обсуждения должны быть подробности.

Изборник. 1073

Исторический музей, Москва

Медиафайлы на Викискладе

«Изборники», 1073 и 1076 годов — одна из самых древних сохранившихся (наряду с «Остромировым евангелием» и «Новгородским ексом») древнерусских рукописных книг.

Изборники были составлены для великого князя Святослава Ярославича двумя переписчиками, одним из которых был Иоанн-дьяк, имя второго неизвестно. Изборник 1073 года найден для русской общественности в 1817 году в Новоиерусалимском монастыре экспедицией К. Ф. Калайдовича и П. М. Строева, хранится в Государственном историческом музее (Синодальное собрание, № 1043).

Изборник 1073 года

Оригиналом для первого «Изборника» послужил сборник, переведённый в конце IX — начале X века с греческого языка на болгарский для болгарского царя Симеона I. Изборник состоит из «философских статей» Немесия, Максима Исповедника и Феодора Раифского. Также в тексте упомянут Василий Великий. Темы отрывков посвящены человеку, его бессмертию, проблеме соотношения сущего (суштие), природы (естьства) и лица (собьства). Отличие сущего от природы заключается в том, что лишь последнее есть библейское понятие. Также излагается аристотелево учение о 10 категориях («оглаголаниихъ»):

Изборник 1073 года в экспозиции ГИМа

Изборник 1076 года

Изборник 1076 года считался третьей по древности датированной восточнославянской рукописью после Остромирова евангелия 1056–57 годов и Изборника Святослава 1073 года Однако в связи с находкой в 2000 году «Новгородского екса», признанного древнейшим рукописным восточнославянским текстом, порядковая нумерация смещается на один шаг: теперь Изборник 1076 г. – 4-я по древности рукопись.

Изборник 1076 года представляет собой пергаменную рукопись в малую четверку (16х12 см.), написана она уставом в один столбец, содержит 277 листов. По составу рукопись представляет собой сборник статей нравственно-христианского содержания. В него входят такие статьи, как Стослонец (л. 29–62), Премудрость Иисусова сына Сирахона (л. 182–187 об., 134–141 об., 158–181 об., 142–157 об., 80–85), Афанасьевы ответы (л. 114–133 об., 188–227 об.) и ряд более мелких статей, принадлежащих или приписываемых Иоанну Златоусту, Василию Великому и другим авторам. Внешне рукопись необыкновенно проста: небольшого размера, скромно украшенная (отсутствие цветных иллюстраций) написана на пергаменте недостаточно хорошего качества и различной выделки выцветшими чернилами слабой концентрации.

Лист Изборника 1076 года из фонда отдела рукописей Российской национальной библиотеки

Второй «Изборник», кроме отрывков из сочинений византийских отцов церкви, содержит в себе переведённые с греческого отрывки из житийной литературы, из библейских книг, сборников изречений, «Поучения» диакона Агапита и тому подобное. Несколько статей этого сборника — славянского происхождения. Очевидно, он был составлен на Руси на основе материала великокняжеской библиотеки. В рукописи заставки, концовки и орнаментированные инициалы выполнены киноварью в старовизантийском стиле. Изящные рисунки киноварью с изображением грифона и леопарда. В книге имеется запись одного из писцов, по имени Иоанн, об окончании работы над книгой в 1076 г. при князе Святославе. На листах многочисленные пометы читателей и позднейших переписчиков, имя одного из них, работавших с рукописью в XIV в., — многогрешного Андрея — сохранила запись. Читается также запись с указанием имени владельца рукописи в XIV в. — «господин Семен». Переплет XV в. — доски в коже с тиснением. Книга хранится в футляре, обтянутом коричневой кожей, изготовленном в библиотеке Эрмитажа в период 1791—1851 гг. В XVIII в. рукопись находилась в библиотеке князя М. М. Щербатова (1773—1790) — сенатора, писателя и историографа, который ввел памятник в научный оборот в своей «Истории российской от древнейших времен». После смерти М. М. Щербатова рукопись вместе с другими книгами князя была куплена для Эрмитажной библиотеки, а в 1852 г. поступила в Императорскую публичную библиотеку (сегодня — Российская национальная библиотека) в составе Эрмитажного собрания.

Изборник призывает человека к чистоте помыслов, совестливости, сочувствию, умеренности, к добрым делам (кротости, милостыни), а также непричастности к таким грехам, как хула, клевета, зависть, татьба, любодейство, пьянство, объедение. Во взглядах на природу человека особое место занимает воля, душа, сердце и разум сердца.

Примечания

Литература

Ссылки

В родственных проектах

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Изборник великого князя Святослава Ярославовича 1073 года. — Петербург, 1880.
  • Из Изборника 1073 года (Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова)
  • Из Изборника 1076 года (Подготовка текста, перевод и комментарии В. В. Колесова)
  • Изборник 1076 года // Официальный сайт Российской национальной библиотеки, Отдел рукописей

Словари и энциклопедии

Название: Изборник 1076 года
под ред. С.И. Коткова
Издательство: Наука (Москва)
Год: 1965
Страниц: 1090
Формат: DjVu (в rar)
Размер: 5,2 мб, в т. ч. 3% на восстановление
Качество: хорошее (300 dpi, нет OCR)
Язык: русский
Для сайта: www.eKnigi.org
Залито на: Depositfiles, iFolder.
Развитие истории русского языка как научной дисциплины невозможно без широкого и глубокого исследования памятников письменности. Одним из них является Изборник 1076 года. В книге осуществляется новое воспроизведение Изборника, что обусловлено плохой сохранностью рукописи и неудовлетворительностью его прежних публикаций. В основном же выбор для издания этого Изборника определяется его исключительным значением как одного из древнейших образцов русского языка и литературы.
Предисловие
Изборник 1076 года (Из истории изучения)
Палеографическое описание
Оптико-фотографическое исследование рукописи
Воспроизведение рукописи
Изборник 1076 года (текст)
Греческие тексты
Указатель слов и форм
Приложение

izbornik1076.rar
Размер: 5.13 Mb(cкачиваний: 1)

В годы княжения сына Ярослава Мудрого – Святослава, правившего в 1027–1076 годах, на Руси появились два «Изборника», где были помещены самые разные статьи энциклопедического характера. Первый «Изборник» был написан в 1073 году, второй – в 1076 году.

Святослав Ярославич был, как и его отец, большим любителем книг, и оба «Изборника» были созданы по его заказу.

Своеобразным предисловием к «Изборнику» 1076 года является «Слово некоего инока о чтении книг».

«Слово некоего инока о чтении книг»

«Доброе дело, братья, чтение книг, особенно для каждого христианина, ибо сказано: «блаженны познающие учение его, всем сердцем стремящиеся к нему». Что же означает: познавать учение его? Когда читаешь книгу, не старайся быстро дочитать до следующей главы, но подумай, о чем говорит книга и слова ее, и трижды обратись к одной главе, ибо сказано: «в сердце моем сокрыл я словеса твои, чтобы не погрешить перед тобою». Ведь не сказано, устами только произнес, но в сердце запечатлел, чтобы не погрешить перед тобою! Задумываясь над истинными писаниями, должны мы направляться ими.

Скажу так: конь управляется и удерживается уздою, праведник же – книгами. Не собрать корабля без гвоздей – не будет праведника без чтения книжного. Как пленник всегда думает о родных своих, так и праведник – о чтении книжном. Красота воину – оружие и кораблю – паруса, так и праведнику – почитание книжное.

«Открой, – сказано, – очи мои, и увижу чудеса закона твоего». Очи выражают помыслы сердечные и прочее. «Не утаи от меня заповедей твоих», ведь не от глаз скрываешь, но от разума и сердца. Потому и похули не научающихся словами: «пусть прокляты будут уклоняющиеся от заповедей твоих». Потому и похвали сам себя, говоря: «как сладки слова твои, слаще меда для уст моих, и закон из уст твоих дороже тысячи золотых и серебряных монет». И воспоешь, восклицая: «Порадуюсь я словам твоим так, будто получил я большую прибыль», ибо прибылью нарекаются слова Божии; говорится: «что обрел, того недостоин, как и дара наслаждаться словами твоими день и ночь».

Так и мы, братья, уразумеем и послушаем с пониманием, и поразмыслим над силой и мудростью святых книг! Послушай и ты житие святого Василия, и святого Иоанна Златоуста и святого Кирилла, и иных многих святых, как о том нам прежде поведали, говоря о них: измлада усердно читали святые книги, потому впоследствии и на добрые дела подвигнулись. Видишь сам, в чем источник добрых дел, – в учении святых книг!

С теми, братья, и за ними устремимся по пути жизни их, и за делами их, и поучимся и другим книжным словам, будем творить волю их, как они велят, тогда и вечной жизни удостоимся на веки. Аминь».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *