История христианской церкви Смирнов

Мощный скандал сотряс православное христианство на этой неделе. Назревает новый церковный раскол. Из-за споров о статусе Украинской православной церкви и ее зависимости/независимости от Московского патриархата, РПЦ разорвала все отношения с Константинопольским патриархатом, который возглавляет «первый среди равных» в православии Вселенский патриарх Варфоломей. Теперь — никаких совместных богослужений, а лояльным РПЦ православным запрещено молиться в храмах, подконтрольных Константинопольскому патриархату.

Все участники конфликта и сторонние наблюдатели понимают: религия тут не при чем, дело густо замешано на политике. Так, впрочем, всегда было с церковными расколами. И Великая Схизма почти тысячелетней давности, разделившая христианство на католицизм и православие — не исключение.

Безнадежный призыв Павла

Уже в послании Коринфянам 54-57 годах. апостол Павел предостерегал первых христиан от распрей между собой: «Слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения». И это во времена, когда главной заботой христиан было стремление не закончить день на копьях или в зубах льва (вплоть до IV века христианство в Римской империи считалось опасной ересью). Неудивительно, что когда церковь из гонимой и борющейся секты превратилась во влиятельный и богатый институт, число разногласий внутри христиан только увеличилось.

В 313 году император Римской империи Константин Великий легализовал христианство, чья популярность неуклонно росла на протяжении трех веков, а император Феодосий в 380-м и вовсе сделал учение Христа государственной религией. Проблема в том, что после Феодосия некогда единая Римская империя раскололась на Западную (собственно Римскую) и Восточную (со столицей в Константинополе). После этого разделение христианства на две ветви стало вопросом времени. Но почему?

Суть христианства в ранние времена — это весть об исполнении иудейского пророчества

История христианской церкви тесно связана с иудаизмом. Судите сами: родина христианства — Палестина, его древние тексты — Ветхий Завет.

Со времён Моисея пророки глядели в будущее и сообщали, что грядёт Искупитель, Мессия, некий Царь человечества, который всех спасёт.

Иисус Христос не был основателем христианства, он вёл образ жизни благочестивого иудея

Поэтому иудеи и ждали именно царя — обычного, земного. Немало в ту эпоху явилось самозванцев, пытавшихся привлечь к себе внимание. Но их взгляды и проповеди трогали сердца немногих. Главенствовали по-прежнему основные учения, точнее разные взгляды на единое ядро иудейской традиции:

  • Фарисеи — традиционалисты, элита общества;
  • Саддукеи — реформаторы, представители нижних слоёв;
  • Ессеи — монахи, отстранившиеся от мирского.

В числе влиятельных пророков первых лет нашей эры можно назвать Иоанна Предтечу. Скорее всего, если исходить из его взглядов и биографии, этот человек происходил из ессеев. Это ещё не основатель христианства, но тот, кто введёт общинный уклад и обеспечит первую аудиторию для Иисуса Христа.

ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии

Более того, по эпизоду изгнания торговцев из храма мы видим, что Иисус Христос защищает иудейскую традицию, явно дорожит ею. Так что по вероисповеданию и Иисус Христос, и Иоанн Предтеча были иудаистами, а не христианами.

Первый христианский храм был обычным зданием, а строить церкви начали в IV веке

Мы вряд ли узнаем, когда и где появился первый христианский храм в мире. Дело в том, что проповеди происходили подпольно. Разумеется, никто не возводил постройки с православными куполами.

Базилика святого Лаврентия похожа изнутри на то, как выглядели первые христианские храмы в IV веке

Первые христиане — обычные люди, у них имелось некоторое жильё. Вот так люди и собирались на «квартирники» — тайно, чтобы не узнали представители римской или иудейской власти.

А вот именно строительство началось при императоре Константине. Это уже довольно позднее время — IV век.

Константин понимал, что римский народ не примет с радостью навязываемые ему перемены, поэтому старался возводить первые христианские постройки подальше от центров городов. Но это всё равно не спасало их от поджогов.

Константин не хотел, чтобы его строения как-то ассоциировалось с языческими храмами, а потому избрал «незапятнанную» чужими верованиями архитектурную форму базилики. Слово «базилика» созвучно с именем «Веселеила — того, что построил Скинию Собрания, прототип иудейского и христианского храма.

Доктор исторических наук Олег Сергеевич Воскобойников пишет об этих строениях:

Олег Воскобойников доктор исторических наук

«Если мы войдем в Латеранскую базилику, то само пространство, которое перед нами открывается, близко к тому, что должны были видеть в IV веке вышедшие из подполья христиане. А если мы войдем в базилики Святого Павла и Лаврентия, то там будет примерно та же ситуация. Это длинный неф, то есть корабль (или ковчег на языке того времени), перекрытый деревянным потолком (подчеркиваю — потолком, а не сводом), и ряд колонн, красивых античных колонн. Они много горели, их многие реставрировали, ставили новые колонны. Но, так или иначе, это три или пять нефов, которые с запада ведут нас на восток к круглой апсиде. Апсида — полукруглое алтарное пространство, завершающееся сверху конхой (раковиной), в которой обычно помещалось мозаичное изображение небесного Государя.

Что представляла собой римская базилика времен Константина, мы можем узнать отчасти по этим стоящим на земле храмам, отчасти — по старым изображениям. Ватиканская базилика полностью перестроена на месте старой. Но Латеранская базилика, базилика мученика Лаврентия и Святого Павла, по размеру представляет собой примерно то, что и было тогда. Снаружи храм фактически не украшался. Во всяком случае, не было никаких изображений, разве что над входом в храм могли поместить небольшое полукруглое изображение или какую-то надпись или двери могли украшаться деревянной резьбой».

Разумеется, скудность внешнего оформления не случайна. Внутри храмы старались оформить наиболее выразительнее, чтобы показать, что именно здесь, в храме, находится место, куда спускается Бог.

Первые христиане имели священническую иерархию, и мы приблизительно знаем, как молились эти люди

В первые годы христианства не существовало единого образца богослужений. В каждой общине действовали свои устои. Есть лишь отдельные сообщения о том, как всё было устроено в некоторых из них.

Но надо учесть, что и первые христианские историки на несколько веков отстоят от первых христиан. Так что то, как молились и выполняли богослужения первые христиане, может сильно отличаться от той картины, что дошла до нас.

Поэтому дальнейшую информацию стоит воспринять с некоторой долей скептицизма.

О молитвах ранних христиан нельзя говорить наверняка, есть лишь поздние сведения.

Н. И. Фешин «Выход из катакомб после моления» (1903). Первая трудность, которая возникла перед христианами практически в самом начале и затем постоянно присутствовала в их жизни вплоть до IV века, исходила извне – от гонителей и врагов Церкви

После крещения люди вступали в христианскую церковь. Мы мало знаем о её устройстве в первые века. Но уже из книги Деяний святых апостолов ясно, что эти люди именовали себя христианами и имели священническую иерархию.

Сегодня от неё нам остались только названия. Все функции различных санов и должностей значительно перемешались в процессе истории.

Мы знаем о том, что первые христиане практиковали молитву — вечернюю и утреннюю. Образец этого они, конечно, взяли из иудейской традиции. Существовали также молитвы, привязанные к часам.

Никуда не девались и языческие влияния, которые прошли со времён древних людей через все религии:

  • молились на Восток;
  • на службы собирались в день солнца — по воскресениям.

Хотя, конечно же, у христиан имелись свои мотивы именно для такого порядка обрядовой жизни.

Ранние христианские авторы сообщают о Таинствах. Крещение и евхаристия довольно рано стали сопровождать христианство.

Восток: Второй Рим выше первого?

Император в Римской империи обладал абсолютной властью, в том числе и над христианством: именно Константин созвал Первый Вселенский (Никейский) собор, установивший принципиальные догматы христианства, такие как понятие Святой Троицы. Иными словами, высшее духовенство во всем подчинялось человеку на троне.

Пока император оставался один на вершине власти, все было относительно просто — сохранялся принцип единоначалия. После того, как сформировались два равноправных центра власти, ситуация резко усложнилась. Особенно после того, как Рим рухнул под натиском варваров (476 год), и в Западной Европе надолго воцарился политический хаос.

Правители Восточной Римской империи, которую мы знаем как Византию, позиционировали себя наследниками империи, в том числе, и в том, что касается власти над церковью. Константинополь неофициально приобрел статус «второго Рима» — столицы мирового христианства.

Запад: Наследники апостола Петра

Апостол Петр

Тем временем, в настоящем Риме, переживавшем не лучшие времена, христианское духовенство не собиралось терять первенство в мире верующих. Римская Церковь чувствовала себя особенной: кроме частично утраченного столичного положения, она претендовала на особые права, восходящие непосредственно к Христу.

«Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою», — говорит Иисус в Евангелии от Матфея своему ученику Петру (чье имя и значит «камень», даже в Священном Писании есть место для игры слов). Римские епископы трактовали эту цитату вполне однозначно: римский епископ, Папа — преемник Петра, проповедовавшего и замученного язычниками в Риме, а значит, именно Рим должен править всей христианской церковью.

В Константинополе подобную трактовку предпочитали мягко игнорировать. Эта неувязка в вопросе о верховной власти стала для христианства бомбой замедленного действия. Задолго до 1054 года росло число догматических споров между греками-византийцами и латинянами-римлянами: в течение примерно 200 лет в IV-VIII веках церкви то прерывали, то возобновляли общение.

Возможно, сильнейшим ударом по единству церкви было венчание Карла Великого короной императора Священной Римской империи в 800 году. Это напрямую оскорбило Константинополь и окончательно разрушило формальное единство империи. Впрочем, Папу Льва III, который короновал Карла, можно понять: Карл, может быть, и франк по происхождению, зато великий полководец и может гарантировать защиту папского престола здесь и сейчас, пока греки где-то далеко решают свои собственные проблемы.

Краткий список противоречий

К 1054 году у греков и латинян накопились друг к другу трудные вопросы. Самый главный — описанное выше несогласие по поводу статуса римского папы: он глава Вселенской церкви (как считает Рим) или лишь первый среди равных епископов (как уверен Константинополь)? Как можно понять сегодня, именно этот вопрос был главным. Речь шла не только о религиозной, но и о политической власти над верующими.

Главное богословское противоречие — так называемая формула Филиокве (Filioque — «от Сына»). Со временем западная традиция установила, что в христианской Троице Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (Иисуса), в то время как восточные христиане традиционно ориентировались на более древние источники, утверждающие, что Дух исходит лишь от Отца. Для христиан в Средние Века это был более чем принципиальный вопрос, и одна мысль о внесении Филиокве в «Символ веры» вызывала огромное возмущение у восточных христиан.

Разумеется, существовал и ряд более мелких, обрядовых противоречий между двумя ветвями христианства.

К примеру, восточные христиане разрешали священникам жениться, для всех западных был обязателен целибат. Западные христиане постились в субботу во время Великого поста, восточные — нет. Римская церковь позволяла использовать в таинстве причастия пресный, без закваски хлеб (литургия на опресноках), однако это возмущало восточные церкви, обвинявшие папистов едва ли не в возврате к иудаизму. Таких бытовых различий накопилось достаточно много. И, поскольку в Средние Века люди придавали обрядам куда больше значения, все было очень серьезно.

Неудачное посольство

Папа Лев IX

Что именно произошло в 1054 году? Папа Римский Лев IX отправил в Константинополь посольство. Его целью было наладить отношения, все более накаливавшиеся в последние годы: влиятельный патриарх Константинополя Михаил Керуларий резко сопротивлялся попыткам латинян навязать свою теократию на востоке. В 1053 воинственный Михаил даже распорядился закрыть в городе все церкви, служившие по латинскому образцу: латинян выгнали, некоторые особо возмущенные греческие священники пинали приготовленный для евхаристии хлеб ногами.

Патриарх Константинополя Михаил Керуларий

Необходимо было урегулировать кризис, но получилось только усугубить: возглавил посольство столь же непримиримый, как Михаил, кардинал Гумберт Сильва-Кандидский. В Константинополе он общался в основном с вежливо принявшим его императором Константином Мономахом и даже пытался уговорить его сместить патриарха, но безуспешно. С самим патриархом Гумберт и еще два легата, отправленных вместе с ним, даже не говорили. Закончилось все тем, что кардинал прямо на богослужении вручил Михаилу папскую грамоту о низложении и отлучении патриарха от церкви, после чего легаты уехали.

Михаил не остался в долгу и быстро созвал собор, который вынес анафему трем легатам (один из которых сам потом стал Папой) и проклял их. Так оформился церковный раскол, который позже стали называть Великой Схизмой.

Долгая история

Взаимное отлучение 1054 году имело скорее символическое значение. Во-первых, папские легаты отлучили от церкви только Михаила и его окружение (а не все восточные церкви), а он сам — только Гумберта сотоварищи (а не всю латинскую церковь и даже не Папу).

Во-вторых, при обоюдном желании примирения последствия того события можно было легко преодолеть. Тем не менее, по описанным выше причинам это не было нужно уже никому. Так, достаточно буднично, произошел не первый, но самый значительный в истории раскол христианской церкви.

Церковный раскол

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *