История гончарова

В книге описывается несколько лет из жизни когда-то восторженного, наивного юноши, отправившегося однажды покорять Петербург. Под влиянием окружения, а также дяди, во всем ищущем лишь выгоду и целесообразность, молодой человек постепенно меняется и превращается в циничного прагматика. Краткое содержание произведения И. Гончарова «Обыкновенная история» представлено ниже.

Основные персонажи

Главные герои

Хотя действующих лиц в данной книге немало, основных всего двое:

  • Александр Адуев — главный герой, 20-летний юноша, сын небогатой помещицы;
  • Петр Иванович Адуев — дядя главного героя, мужчина 35-40 лет, педант, прагматик, во всем ищущий целесообразность.

Второстепенные персонажи

  • Анна Павловна Адуева — заботливая и безмерно любящая отпрыска родительница Александра;
  • Софья — дочка соседнего помещица, когда-то влюбленная в главного героя, впоследствии вышла замуж за другого;
  • Евсей — камердинер дома Адуевых;
  • Наденька Любецкая — своенравная и капризная девушка, бывшая возлюбленная Александра;
  • Лизавета — тетушка младшего Адуева, супруга Петра Ивановича;
  • Юлия Фафаева — особа лет 23-24 от роду, вдова, несостоявшаяся невеста главного героя.
  • Костяков — пожилой опустившийся человек, с которым главный герой сошелся в середине романа.

Очень краткий пересказ

Молодой Александр Адуев, полный мечтаний и грез, отправляется покорять Петербург. Постепенно под влиянием окружающих людей он становится похожим на своего дядю, реалиста и прагматика. Сознание молодого человека, его нравственные принципы за 10 лет столичной жизни коренным образом изменяются.

Первая влюбленность в Наденьку Любецкую приводит к краху – та отдает сердце другому. Эксцентричная вдова Юлия, с которой Александр на время заводит отношения, быстро ему надоедает. Удалившийся на время в деревню герой романа возвращается в столицу и женится по расчету. Чувства его больше не интересуют – младший Адуев превращается в прагматика, которого заботит только карьера. Ниже дано краткое содержание книги «Обыкновенная история» и ее основная идея.

Одно из изданий книги, 1981 г.

Краткое содержание по главам

Часть первая

Глава 1
Утро в небольшом поместье, расположенном в деревушке Грачи, началось с хлопот. Его владелица Анна Павловна провожала своего отпрыска Александра, недавно закончившего университет, в Петербург. В столице юноша надеялся принести большую пользу отечеству. Там же надеялся обрести и славу писателя – стихи писать он умел и любил.

В родном селе Александр оставлял не только заботливую матушку, но и возлюбленную по имени Софья. Но даже ее нежная и робкая любовь не была способна удержать честолюбивого молодого человека. Он мечтал о настоящей, всеобъемлющей страсти, во имя которой поются сонеты и совершаются подвиги.

Вместе с хозяином в столицу отбывает и слуга Евсей. В отличие от Александра, он не горит желанием поскорее отправиться в путь. Евсею слишком уж не хотелось расставаться с Аграфеной, ключницей Анны Павловны, в комнатушке которой он провел немало приятных вечеров.

В последнюю минуту, когда коренная была уже запряжена и начались прощания, во двор влетела телега, из которой выскочил Поспелов, ближайший друг Александра. Отъезд отложили на полчаса. Молодые люди крепко обнялись и пообещали писать друг другу. При переходе через темные сени Софья смогла улучить минутку и передать возлюбленному на память колечко, а также прядь своих волос.

Глава 2
Петр Иванович, проживший в столице 17 лет и служивший при каком-то важном лице, считался состоятельным человеком. С родными он потерял связь и даже не переписывался, поэтому прибытие племянника из провинции ввело его в недоумение. Переданное с оказией послание от друга отца Василия Заезжалого с просьбой помочь в тяжебном деле Адуев читать не стал, порвал и бросил под стол. Весточку же от все еще влюбленной в него Марии Горбатовой, свояченицы брата, Петр Иванович решил сберечь – в городе найдется немало коллекционеров чужих любовных писем.

Послание от невестки Адуев дочитал. Содержание письма его даже несколько растрогало. Он вспомнил, как провожали в столицу его самого. Петр Иванович решает принять прибывшего племянника. Однако поселиться тому Адуев предлагает по соседству в снятой квартире. На Александра наваливается тоска. Какова жизнь будет в Петербурге, если даже родной дядя не слишком ему рад? Не приносит облегчения и прогулка по городу – дома кажутся ему одинаковыми, а прохожие скучными, неприветливыми.

На вечернем чаепитии дядя заявляет, что уже нашел Александру место в одном из отделений департамента. Адуев критикует одежду племянника, с пренебрежением относится к его попыткам писать стихи. Дальнейшее общение приводит Александра к мысли, что Петр Иванович – человек неплохой, однако слишком уж прозаический: интересуют его лишь дела и деньги. В один из дней дядя выбрасывает в окно случайно увиденные в руках у племянника прядь волос Софьи вместе с колечком заявив, что все это пустяки.

Глава 3
Под влиянием дяди за два года Александр серьезно изменился. Его фигура приобрела осанистость, а взгляд стал тверже. Трудится младший Адуев в департаменте, а также занимается переводами для журнала и правками. Немного пишет юноша и сам. Подобные литературные опыты вполне устраивают дядю.

После признания юноши о своей влюбленности в Наденьку Любецкую дядя заявляет, что заключать брак нужно по расчету. Супругов должны связывать общие интересы, чувства должны быть рассудочными. Любовь же когда-нибудь пройдет.

Глава 4
В этой части своей книги Гончаров описывает один из дней жизни Александра. С утра юноша трудится в департаменте. Ближе к обеду отправляется на лодке в сторону дачи Любецких.

Наденька, уже давно поджидавшая возлюбленного, бросается к нему в объятья. Грациозная и порывистая девушка дома пользуется полной свободой — маменька вполне благосклонно относится к ее свиданиям с молодым Адуевым.

Вечером, когда гости разошлись, молодые люди отправились в сад, где случилось незабываемое: он смог поцеловать ее! Обратно домой Александр отбывает уже на заре.

Сцена свидания

Глава 5
Влюбленный юноша напрочь забрасывает службу и появляется там редко. Заброшены и журнальные статьи, по ночам он пишет только стихи. Дядю Александр избегает. При встрече Петр Иванович предупреждает племянника: в случае денежных затруднений помощи от него не будет.

Отправленные в журнал повесть, очерк и комедию юноша получает обратно с пометками на полях «незрело, слабо, неразвито». Вздохи и стихи Александра постепенно наскучивают Наденьке, она начинает отвечать на них зевотой. Спустя год, намеченный его возлюбленной в качестве испытания, юноша решается, наконец, объясниться с матерью девушки. Но Наденька заявляет, что у той на приеме граф Новинской.

Частые прогулки девушки с новым поклонником не по нутру Александру. В саду, после просьбы молодого человека их прекратить, Наденька убегает. Спустя пару недель она признается бывшему возлюбленному, что неравнодушна к графу. В сенях Любецких юноша плачет так, что проходящий мимо дворник решает, что воет сорвавшийся с цепи пес.

Глава 6
Александр решает излить горе дядюшке. Петр Иванович напоминает юноше, что предупреждал того о последствиях. Он предлагает молодому человеку отвлечься и заняться чем-то полезным. К девушке же мужчина советует проявить снисхождение – в том, что произошло, виновата лишь природа. За полтора же года счастья стоит быть лишь благодарным.

Пылкий молодой человек заявляет, что хочет вызвать графа на дуэль и предлагает дяде стать секундантом. Тот в ответ говорит, что драться глупо, да и граф вряд ли примет вызов. Дуэль должна быть иного рода. Действовать необходимо умом, хитростью, не торопясь, искать слабости противника и побеждать его в словесной схватке остроумием. Женщина должна сама выбрать, кто лучше.

Часть вторая

В этой части романа «Обыкновенная история» дано краткое изложение событий, произошедших спустя год после разрыва отношений между младшим Адуевым и Любецкой.

Глава 1
Молодой человек уже не так мрачен. Он больше «играет роль страдальца», чем печалится на самом деле. Из мечтательного юноши Александр постепенно превращается в сноба, презирающего людей и считающего своих ближайших знакомых лицемерами и подлецами. Даже своего давнего друга Поспелова он называет неискренним.

Петр Иванович пытается внушить молодому человеку, что упрекать людей, которые много лет его любили и радушно принимали, несправедливо. Весть о том, что его старуха-мать, которой он не писал четыре месяца, с горя заболела, отрезвляет юношу. Он заявляет, что стал гадок самому себе. Молодая жена дяди, ставшая Александру почти сестрой и утешавшая его в печали, решает, что ей самой в браке не хватает чувств. Муж и племянник кажутся ей людьми двух крайностей: «Один слишком восторжен, второй – холоден как лед».

Глава 2
Александр усаживается за работу. Он пишет повесть, в которой высмеивает жителей некой тамбовской деревушки. Действующие лица в ней – лжецы, клеветники, а женщины – изменщицы. Петру Ивановичу не нравится настроение племянника. Чтобы тот смог понять истинную цену созданного произведения, дядя предлагает отослать повесть в журнал.

Ответ разочаровывает молодого человека: редакция журнала утверждает, что автор не обладает каким-либо серьезным талантом и слишком озлобленно смотрит на этот мир. Юноша сжигает все бумаги и даже журнальную рецензию. Возвратившийся домой Петр Иванович заявляет жене, что «излечил» младшего Адуева от тяги к писательству навсегда.

Дядя просит Александра о помощи. Ему требуется влюбить в себя вдову Фафаеву. Лишь в этом случае его знакомый Сурков прекратит за ней волочиться и тратить на алчную вдову слишком много средств. Юноша нехотя соглашается, хотя и не уверен в счастливом исходе дела.

Глава 3
Александр, сумевший понравиться воспитанной на французских романах Юлии Павловне Фафаевой, постепенно в нее влюбляется. Влюбленные схожи – им обоим нравятся «искренние излияния» и неуемная нежность. Молодые люди решают пожениться.

Сурков давно уже перестал посещать вдову. Петр Иванович в письме благодарит племянника за оказанную услугу.

Но надолго Александра не хватает. Спустя пару лет юноше становится скучно. «Страстный, восторженный бред» женщины, так же, как и ее ревность, деспотизм, его начинает пугать. «Магический круг любви» разрывается. Юноша начинает мечтать о блистательных балах с красавицами, разгульных удовольствиях с друзьями.

Но Юлия требует свадьбы. Привести ее в чувство удается только Петру Ивановичу, после беседы с которым она обещает больше не тревожить младшего Адуева.

Глава 4
Александр, разочаровавшийся в любви, проводит свободное время в безделье. Он ни к чему больше не стремится, карьера и сочинительство юношу уже не интересуют. Веселящиеся люди его раздражают.

Возвращаясь со службы, он едет удить рыбу или играть в шашки с опустившимся пожилым Костяковым, с которым сблизился. Подобно отшельнику, усмиряющему плоть, юноша пытался усмирить в себе духовное начало. У дяди он старается не появляться.

Далее сюжет разворачивается на берегу реки, где главный герой случайно знакомится с юной девушкой Лизой, которая в него влюбляется. Мало-помалу Александр сходится с ней, но общается больше как с приятельницей. Постепенно их отношения перерастают в нечто большее. Но однажды на свидание является ее отец, который советует юноше «поискать иное место для рыбной ловли».

Глава 5
Встречи с Лизой постепенно забылись. Однажды тетушка предложила Александру отправиться с ней на концерт. Как не противился юноша необходимости отправиться в самый «центр лжи и притворства», ему пришлось согласиться. Вечером он выговорил Петру Ивановичу, что это по его милости его душа одряхлела. Он полностью растерял веру, позабыл о желании творить.

Спустя две недели юноша решает подать в отставку и покинуть столицу, в которой он так быстро состарился. Лизавета Александровна и даже дядя тепло попрощались с ним.

Глава 6
В деревушке Грачи вновь волнения. Анна Павловна не спускает глаз с дороги, она ждет сына. Появившемуся Антону Ивановичу она жалуется, что видела плохой сон: сын Саша в нем был грустен и сказал, что явился из омута. Во сне молодой человек заявил ей также, что планирует уехать далеко и навеки.

В деревне Александр постепенно вновь обрел душевный покой. Здесь все равны – никто не лучше и не умней. Жаль лишь, что Софья давно замужем.

Полтора года спустя молодой человек вдруг начинает тосковать по столичной жизни. Дома его уже никто не держит – мать умерла. Он пишет в Петербург тетке о своем желании вернуться. Дядю он просит подыскать ему место на службе.

Эпилог

Спустя четыре года мы видим чуть постаревшего Петра Ивановича. Он серьезно озабочен болезнью Лизаветы Александровны. Но предложения мужа отправиться в путешествие, как и робкие попытки мужа доказать свою любовь, ее уже не интересуют — душа женщины опустошена.

Александр планирует свадьбу с богатой невестой, с которой едва знаком. Дядя одобряет выбор. Первый раз за десять лет молодой человек просит взаймы у Петра Ивановича.

Тетушка Лизавета печальна. Ей жаль, что некогда пылкий юноша все больше становится слишком уж обыкновенным, похожим на своего дядю.

Прошло двенадцать месяцев

Александр по-прежнему страдает от Надиного отказа. Он теряет смысл в жизни, теряет веру в людей, ему кажется, что его окружают беспринципные злые невежды. Находя радость в сочинительстве, молодой человек целыми днями пишет повесть, но Петр Иванович критикует ее и доказывает племяннику, что ее никто не будет публиковать. Так и есть. Журнал отказывает печатать произведение, и молодой Адуев разочаровывается в своем таланте и своих способностях.

Лизавета Александровна, жена Адуева-старшего, страдает от его холодности и отчужденности. Ей тягостно, что муж заботится о ее комфорте, забывая при этом о ее сердце и чувствах.

Спустя два года

Что происходит с главными героями «Обыкновенной истории” Гончарова через этот небольшой промежуток времени?

Александр стал более городским и важным. Он продолжает работать в одном из государственных департаментов, дополнительно переводит статьи и время от времени пишет стихи или рассказы.

Оказывается, молодой человек влюблен в юную девушку Надю, которая отвечает ему нежностью и взаимностью. Однако дядя осуждает их романтические отношения, утверждая, что для брака любовь не нужна.

Иван Гончаров — биография

Иван Гончаров — русский писатель, цензор, переводчик, литератор. Его перу принадлежит произведение «Обломов» и другие шедевры.

Иван гончаров — это образец писателя, который сумел филигранно выразить особенности русского общества, морально-нравственные ценности, надежды.

Иван Гончаров знаком многим любителям литературы, это самобытный русский самородок, достойный гражданин своей эпохи. Он проявил себя и в качестве литературного критика, знатока словесности, кроме того, был он на государственной службе, находясь в звании статского советника.

Фото: Иван Гончаров

Родился он в 1812 году в городе Ульяновске, который в то время назывался Симбирском. Принадлежал к купеческому сословию, детство провел в городе, в семейном гнездышке-имении.

Первые годы писателя

Первые годы оказали значительное влияние на все последующее творчество, мировоззрение. Большой дом и хозяйство он сравнивал с целой деревней, поскольку в импровизированных складах была мука, пшено, другая провизия, имелись погреба и амбары, ледники — это было необходимо для обеспечения нормальной жизни семейства, дворовых крестьян. Впоследствии он с удовольствием описывал жизнь русского быта.

В возрасте 7 лет умер его отец, и воспитание в полной мере легло на плечи матери и крестного Николая Трегубова. Он отличался широтой взглядов, и мальчик впоследствии очень тепло отзывался о его человеческих качествах, которые также во многом позволили ему сформироваться, как личность. Крестный помогал не только словом, но и делом, впоследствии их два имения объединились, таким образом жизнь стала ещё более насыщенной, интересной.

В возрасте 10 лет мальчика посчитали уже достаточно взрослым для прохождения дальнейшего обучения в Москве, и он обучался в Коммерческом училище на протяжении 8 лет.

Нельзя сказать, что это было лучшее время в его биографии, впоследствии писатель опишет этот этап жизни как скучный, малоинтересный. Однако этот период помог ему расширить интеллект, он приобщился к отечественной литературе, познакомился с трудами Карамзина, Державина, с другими видными деятелями.

Первым кумиром можно назвать Пушкина, Гончаров с нескрываемым восхищением описывал впечатления от его поэмы и восхищался человеческими качествами писателя. Гончаров понял, насколько гибким и выразительным может быть русское слово, оно затрагивает до глубины души. Именно пушкинские высочайшие стандарты были взяты им за образец словесности, поэтому неудивительно, что и сами литературные творения Гончарова тоже можно охарактеризовать как образец, классика.

Университетские годы

Писатель окончательно понял, что Коммерческое училище — это абсолютно не его стезя, которая, скорее, разрушает душу, нежели наполняет знаниями. Он отправил трепетное письмо к материи, прося ее написать прошение об исключении из числа студентов, что и было выполнено. Однако это вовсе не означало, что юноша разочаровался в образовании. Напротив, он взял планку, которая была ещё выше.

В 1831 году он поступил в знаменитый Московский университет на словесный факультет. Университет и по сей день считается лучшим в стране, так было и в те годы, а вместе с Гончаровым студентами числились такие будущие литературные светила, как Лермонтов и Тургенев, Белинский, Герцен, Огарёв.

После окончания университета в 1834 году он хотел остаться в Москве, приезжая и в Санкт-Петербург. Эти два города казались ему самыми передовыми, они сосредоточили в себе всё лучшее, самую образованную часть населения. Собственно, до сих пор Москва, Санкт-Петербург привлекают талантливую молодежь.

Гончаров был неприятно удивлён изменениями своего родного города, точнее, их полным отсутствием. За всё то время, что он пробыл в столице, город так и не вышел из спячки, ничего в нём не изменилось, совершенно не чувствовался прогресс. Это удручало писателя, он желал вернуться обратно, но остался в Симбирске, где проживала его мать, сестры.

Творческий путь писателя

Однако слава о талантливом юноше с пылким умом уже начала распространяться, в том числе и в Симбирске. Гончаров получил предложение от самого губернатора, который желал, чтобы молодое дарование работало у него в качестве секретаря. Да, решение далось нелегко, поскольку Гончаров предчувствовал, что работа, хоть и почетная, но во многом однообразная, рутинная. Однако этот опыт можно назвать бесценным, ведь писатель понял, как функционируют винтики бюрократического механизма. Это впоследствии пригодилось ему в литературных трудах.

Через 11 месяцев он, всё же, принимает решение о возвращении в Петербург, где он так жаждал начать полноценную жизнь, наполненную событиями, полезную для общества. Практически сразу после приезда ему удалось устроиться на весьма хорошую высокооплачиваемую должность переводчика в Министерство финансов. Он подружился с Майковыми, известными людьми Санкт-Петербурга, преподавал их детям латынь и русскую словесность.

До сих пор в Санкт-Петербурге сохранился известный дом Майковых, это был не просто дом, а настоящая литературная Мекка, где собирались сливки, элита общества: живописцы, литераторы, музыканты, критики, и все люди, которым были интересны процессы, происходящие в русском обществе. Эти люди словно предчувствовали скорое изменение общественной формации.

Основа творчества

Одним из первых и популярных произведений стало сочинение «Мильон терзаний», это творение наполнено острой иронией, меткими наблюдениями жизни творческой интеллигенции того времени.

Во время написания Гончаров познакомился с Белинским, который, как и Пушкин, пополнил его духовную и нравственную копилку, обогатил новыми идеями. Белинский также хорошо отзывался о творчестве Гончарова, признавая его таланты.

Далее последовало написание «Обыкновенной истории», это первый роман известной трилогии: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». В романе писатель четко показывает конфликты русского общества, раздробленность, явную отчуждённость романтизма и реализма.

Путешествия по миру

Можно сказать, что Гончаров — счастливый человек и в чём-то баловень судьбы. Благодаря своему обаянию, пытливости ума, превосходному образованию и известности в литературных кругах, у него появилась возможность не только обеспечить себя финансово, но и повидать мир.

В 1852 году он был принят на службу в качестве секретаря к вице-адмиралу Путянину. Путятин был направлен на североамериканский континент, поскольку в то время Аляска принадлежала России. Кроме того, вице-адмиралу приходилось путешествовать на другой конец света в Японию. До сих пор дальние путешествия будоражат умы, а в то время такая возможность была неслыханной удачей.

Иван Гончаров отправился в кругосветное путешествие вместе со своим начальником, он вернулся в Санкт-Петербург в 1855 году с потрясающими впечатлениями, которые в полной мере отразил в очередном литературном шедевре «Фрегат Паллада».

В Министерстве финансов он работал не только в качестве переводчика, но и цензором, что придавало его положению невскую двусмысленность. В российском обществе активно зарождались предреволюционные идеи, которые на то время не носили ярко выраженный революционный характер, но выражались в четком осознании необходимости перемен. Поэтому многие представители интеллектуальной элиты общества недолюбливали цензоров, ведь в их задачу входило недопущение распространения идей, которые могут пошатнуть сложившиеся устои. Многие люди воспринимали Гончарова, как классового врага, не доверяли ему. В то время он создаёт второй роман своей знаменитой трилогии – «Обломов».

Писатель никак не мог отшлифовать свой литературный бриллиант, поскольку служебные дела отнимали слишком много времени. Сказалось и то, что его должность вызывает недоверие среди творческой интеллигенции. Поэтому им было принято решение об уходе со службы, чтобы полностью посвятить себя литературной деятельности.

В полностью законченном виде роман вышел в 1859 году, он также был успешен. Обломов — это собирательный персонаж, целое философское осмысление, социальное явление, которое показало инертность российского общества. На писателя обрушилась большая слава, однако Иван Александрович всегда оставался скромным человеком. Собственно, он был равнодушен к признанию, его крайне интересовала литература.

Последнее произведение в его жизни

Последнее произведение знаменитой трилогии — «Обрыв». Далось оно нелегко, поскольку сам писатель говорил, что пишет медленно, не всегда успевает отследить меняющиеся социальные явления жизни. У него уходило на написание много физических сил. Плюс, он состоял в переписке с представителями творческой интеллигенции, что также отнимало у него массу времени. Писатель активно создавал и очерки, посвященные поездкам по Восточной Сибири, Волге. Несмотря на то, что творчество давалось ему тяжело, ведь работал он с полной самоотдачей, за свою жизнь он создал немало произведений. Некоторые из них вышли уже после его смерти.

Умер писатель в 1891 году. Его здоровье ослабло, поэтому обычная простуда в итоге стала для него смертельным недугом. Похоронен писатель на Никольском кладбище при Александро-Невской Лавре.

Известие о смерти быстро разнеслось по Москве и Петербургу, по всей России, некролог был опубликован в «Вестнике Европы».

Многие люди, которых интересует биография Ивана Гончарова, желают узнать больше и о его личной жизни. Так получилось, что Иван Гончаров не был женат, детей у него нет. Он не скрывал, что долгое время был безответно влюблён в Ю.Д. Ефремову, но она вышла замуж за другого. Писатель сосредоточился на литературном творчестве, он уже не надеялся влюбиться вновь. В 1855 году его, однако, снова посетило светлое чувство к Елизавете Васильевне Толстой, которой он буквально бредил, любил страстно и безнадежно. К сожалению, этот союз также не состоялся, поскольку Елизавета Васильевна вышла замуж за археографа, историка, русского государственного деятеля А.И. Мусина-Пушкина.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Как писалось произведение

История создания «Обыкновенной истории” Гончарова охватывает довольно продолжительный период времени. Вообще он творил очень медленно и не спеша, детально обдумывая каждый росчерк и каждую мысль, стараясь постигнуть не только глубину характеров своих героев, но и историческое время, в которое жил и которое описывал.

«Обыкновенная история” Гончарова (краткое содержание ее будет подано чуть ниже) была задумана автором еще в 1944 году. Последующие два года он трудился над своим творением, как всегда сосредоточенно отрабатывая каждое предложение, анализируя каждую ситуацию и каждую реплику героя.

Несколько раз писатель дорабатывал свое произведение. В 1945 году, после прочтения набросков в семье Майковых, он внес некоторые изменения в рукопись, прислушавшись к дельным советам хозяина дома. Затем он корректировал сочинение непосредственно перед его изданием.

История издания

Как был напечатан роман Гончарова «Обыкновенная история”? Вначале рукопись была доверена автором литературному меценату Языкову, однако тот счел произведение малозначительным и тривиальным и не захотел его показывать знаменитому критику Виссариону Белинскому.

Если бы не Николай Некрасов, который забрал рукопись у Языкова и показал Виссариону Григорьевичу, мир, возможно, не увидел бы произведение напечатанным.

Роман пришелся критику по вкусу. Он увидел в нем современное и актуальное веяние, а также тонкий психологизм и художественный реализм. В 1947 году произведение было куплено у Гончарова (за двести рублей за каждый лист) и напечатано в журнале «Современник”.

Каков же сюжет «Обыкновенной истории” Гончарова, так заинтересовавшей знаменитых литераторов того времени?

В Петербурге

Окончив университет в 1836 году, Иван устроился работать секретарем канцелярии. Но меньше чем через год он оставил эту должность. Бюрократия оказалась для него слишком невыносимой.

После этого в биографии Гончарова Ивана Александровича начинается новая глава. Переехав в Петербург, он устроился в департамент внешней торговли, где переводил иностранные переписки. В свободное от работы время Иван продолжал совершенствовать свои литературные навыки и писал сочинения, чем так любил заниматься еще в юношестве.

Вскоре Гончаров познакомился с семьей художника Аполлона Николаевича Майкова.

Их любовь к эстетике и искусству, умение наслаждаться миром не могли не повлиять на мировоззрение Ивана Александровича, что впоследствии отразилось в его творчестве.

Он также учил старших сыновей Майкова русской словесности и латыни. Таким образом Гончаров получал дополнительный заработок, так как в департаменте ему платили не много.

Детство писателя

Несмотря на то что Иван Александрович принадлежал к купеческому роду, его растили и воспитывали как ребенка из обеспеченной дворянской семьи. Еды всегда было много, а дом был красивым и большим, как настоящее поместье.

Ивану не было и четырех лет, когда скончался его отец. Воспитанием детей занималась не только их мать, но и Николай Николаевич Трегубов — отставной моряк и состоятельный помещик. Он был старым другом семьи, а Ивану приходился крестным отцом.

Основная идея романа

Мировоззрение человека под влиянием социума неизбежно меняется. Именно об этом рассказывает И.А. Гончаров, автор произведения «Обыкновенная история», краткий пересказ и содержание которого даны выше. Главный герой книги юноша Александр Адуев, пытающийся подстроиться под реалии жизни в столице, под влиянием окружающих постепенно утрачивает свой окрыляющий максимализм и превращается в закоренелого прагматика.

Депрессия главного героя

Разрыв с Тафаевой не делает молодого мужчину счастливым. Он испытывает огромные сомнения – что-то не так пошло в его жизни. Он раскаивается, что приехал в Петербург, что бросил живописную деревенскую природу и милую Сонюшку.

Однако такое переосмысливание жизни не побуждает главного героя к действиям. Он опускается все ниже и ниже, вяло работает, общается с неприглядной компанией, не посещает дядю.

Петр Иванович старается расшевелить племянника, он взывает к его честолюбию и напоминает о карьере. Затем пытается пробудить в нем прежние романтические порывы, но тот оледенел душой и разочаровался во всем.

В скором времени молодой человек увольняется со службы и уезжает из Петербурга к себе домой, полностью опустошенным и уставшим душой и телом.

Но это еще не конец

Мать очень рада видеть сына, однако она обеспокоена его внешним видом и физическим состоянием.

Со временем Александр свежеет и хорошеет. Природа и нежные воспоминания восстанавливают его силы. Он живет спокойной жизнью, но продолжает мечтать о Петербурге. Через полтора года мужчина пишет тете, что хочет вернуться в столицу и начать новую жизнь. Он понимает, что вел себя глупо, и хочет исправиться.

Конец произведения

Прошло четыре года после вторичного возвращения Адуева в Петербург. Многое изменилось в семействе его дяди. Достигнув небывалых высот и богатства, Петр Иванович, наконец, понимает, что все это – была мишура, сейчас для него главное – здоровье любимой жены, которая медленно угасает от его холодности и замкнутости. Однако Лизавета Александровна уже потеряла радость в жизни и ей безразличны запоздалые чувства мужа.

Совсем по-иному сложилась жизнь Александра. Мать его умерла, а он наконец нашел себя – стал уверенным и довольным, получил хорошую должность и завидный чин. Он собирается жениться на малознакомой девушке с хорошим приданном, которую не любит и даже не уважает. Адуев старший рад за племянника и впервые в жизни обнимает его.

На этом заканчивается краткое содержание «Обыкновенной истории” Гончарова.

Проблематика романа

Как видим, писатель поднял в своем произведении серьезные психологические вопросы, относящиеся к потаенным душевным порывам и изменчивости человеческого сердца. Анализ «Обыкновенной истории” Гончарова показывает нам, как влияние общества и собственное мировоззрение может кардинально изменить человека, заставить его переступить через себя и свои убеждения, забыть собственные порывы и чаяния.

Приспособившись к окружающей его системе, Адуев превратился из доброго мечтательного человека в жадного карьериста и беспринципного эгоиста. Под конец произведения он даже меняется с дядюшкой местами, так как тот становится более семейным и добродетельным, беспокоясь о здоровье любимой супруги.

Об этом свидетельствует и характеристика героев «Обыкновенной истории” Гончарова.

Образы произведения

Если раньше юный Саша предстает перед читателями привлекательным внешне и внутренне, которому невольно симпатизируешь и сочувствуешь, то со временем, переживая разочарования и находясь под влиянием богатого дяди, он превращается в обычного себялюбца, карьериста и притворщика.

Серьезный анализ «Обыкновенной истории” Гончарова приводит читателя к мысли, что в бедах молодого человека, его трагедии и унынии, виноваты не другие, а он сам. Он, который бросил невинную, влюбленную в него Соню и свободную жизнь в деревне, и отправился покорять столицу. Он, который шел на поводу своей слабости, зациклившись на неразделенной любви и собственных чувствах.

Разве плохо быть богатым? Разве плохо иметь высокооплачиваемую должность? Конечно, нет! Это все очень хорошо, если человек остается самим собой, если его сердце чисто, а совесть спокойна. Если он творит добро и думает о чувствах других.

К сожалению, Александр Адуев не смог сохранить непорочность своей души. Однако это, конечно же, совсем обыкновенная история…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *