История Европы том

Чтобы найти предков основателей первых европейских цивилизаций, ученые проанализировали ДНК трех тысяч современных и древних людей.

Первой цивилизацией Европы считается минойская цивилизация, возникшая в III тысячелетии до нашей эры на Крите. Минойское общество отличалось сложной структурой. Центрами экономической и политической активности служили дворцы — крупные комплексы, при строительстве которых применялось множество архитектурных и инженерных технологий. Минойцы обладали письменностью, вели активную морскую торговлю, поддерживали отношения с Египтом и небольшими культурами островов Эгейского моря. Упадок минойской цивилизации достиг пика в конце II тысячелетия до н. э. Постепенно минойцев сменили представители микенской цивилизации (ахейцы). Единым центром политического влияния стали Микены на полуострове Пелопоннес. В отличие от минойцев, ахейцы активно завоевывали новые территории. На месте их колоний впоследствии выросли многие греческие полисы.

— Salik.biz

Вопрос о происхождении представителей обеих цивилизаций широко обсуждается с начала XX века, когда археологи обнаружили остатки минойского дворца в Кноссе. Согласно наиболее распространенной версии, основатели раннеминойской цивилизации пришли на Крит с востока — из Анатолии. Некоторые ученые связывают их с населением севера Месопотамии. Происхождение ахейцев возводят к историческому региону Фессалия на побережье Эгейского моря.

Международная группа ученых проанализировала ДНК 19 человек, живших в эпоху бронзового века на Крите, в материковой Греции и на островах Эгейского моря. 10 из них были минойцами, четверо — микенцами, трое обитали на юго-западе Анатолии (современная территория Турции). Один из оставшихся образцов принадлежал жителю Крита, погибшему приблизительно в то же время, когда на остров пришли микенцы. Последний образец ДНК найден в том же регионе, его возраст — более 7 000 лет. Последовательности ДНК этих людей сравнили с уже известными генетическими последовательностями 332 древних людей и 2614 наших современников.


Основные популяции, чьи ДНК исследовали в работе, Nature

Ученые пришли к выводу, что минойцы и микенцы были генетически близки друг к другу. По крайней мере, три четверти их предков, как и предполагалось, оказались анатолийскими земледельцами. Оставшуюся четверть, вероятно, составляло в основном население Кавказа и территории Ирана. Микенцы также унаследовали небольшую часть своих генов от более древних охотников-собирателей востока Европы. Вероятно, эти гены микенцы получили от людей, населявших территорию Армении на рубеже медного и бронзового веков.

По словам ученых, дальнейшие генетические исследования помогут выяснить, когда именно общие предки минойцев и микенцев пришли на побережье Эгейского моря.

Исследование опубликовано в журнале Nature.

Рекламное видео:

Наталья Пелезнева

О культуре и религии Старой Европы можно судить как по археологическим данным (основные культуры — Триполье, Винча, Лендьел, воронковидных кубков), так и по историческим свидетельствам о народах, предположительно представляющих доиндоевропейский этнический субстрат (минойцы, сикулы, иберы, баски, лелеги, пеласги)..

В IV тыс. до н. э. конец Старой Европе положили вторжения воинственных степняков-индоевропейцев. Племена Старой Европы были истреблены либо ассимилированы индоевропейцами, а культ быка сменился культом коня.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Термин, который ввела в оборот Мария Гимбутас для обозначения доиндоевропейской Европы времён неолита. С её точки зрения, это было миролюбивое аграрное общество с элементами матриархата, почитавшее различных богинь, с развитым культом плодородия (у средиземноморских народов — быка). Термин «доисторическая» к реальной истории ранней (старой) Европы научно непреемлем.

Цивилизация старой Европы существовала в доисторические времена.

Термин «доисторический» означает «до появления письменной истории». В отношении к Европе термин чаще всего означает культуры, существовавшие до прихода на эти земли древних греков или римлян, то есть для разных стран хронологическая граница между «доисторическим» и «историческим» периодом может колебаться с разбросом до полутора-двух тысячелетий.

К племенам Старой Европы до прихода инжоевропейцев относятся:
• Камуны
• Корсы
• Лигуры
• Реты
• Северные пицены
• Сиканы
• Сикулы
• Таврины
• Эвганеи
• Элимцы
• Этруски

О культуре и религии Старой Европы можно судить как по археологическим данным (основные культуры — Триполье, Винча, Лендьел, воронковидных кубков), так и по историческим свидетельствам о народах, предположительно представляющих доиндоевропейский этнический субстрат (минойцы, сикулы, иберы, баски, лелеги, пеласги).

Праиндоевропейцы (в литературе XIX — серед. XX веков — «арийцы») — носители праиндоевропейского языка, жившие на прародине индоевропейцев ок. 6000 лет тому назад, во время энеолита и раннего бронзового века. Общий для всех индоевропейских народов лексикон свидетельствует о том, что это был воинственный кочевой народ, одним из первых одомашнивший лошадь и использовавший для передвижения на большие расстояния повозки сначала на массивных сплошных, а позднее облегченных колёсах со спицами. Благодаря использованию таких технологий, как колесо и колесница, их потомки — индоевропейцы — смогли заселить огромные просторы Евразии. Самоназвание праиндоевропейцев неизвестно.

Данные сравнительно-исторического языкознания позволяют говорить о праиндоевропейцах как о патриархальном обществе, основным занятием которого было скотоводство, особенно разведение крупного рогатого скота. Богатство человека измерялось количеством принадлежащего ему скота (термины для обозначения денег и скота во многих индоевропейских языках родственны). Вполне возможно, что первоначально использовалась восьмеричная система счисления, со временем заменённая на десятеричную (во многих индоевропейских языках числительное «девять» созвучно прилагательному «новый»).

Религия праиндоевропейцев — политеизм, основанный на почитании верховного «бога-громовержца», который ездит по небу на колеснице и мечет громы и молнии. Вероятно, существовала особая каста жрецов, ответственных за проведение священных обрядов, которые, как считается, включали организованное потребление галлюцинногенного напитка (сома, мёд, амброзия).

По мнению Дюмезиля, каждой касте соответствовало особое божество: скажем, у жрецов это был грозный, но справедливый бог-судья, карающий бог правосудия (Зевс — Юпитер — Один — Перун — Митра — Варуна), у воинов — бог войны (Тор — Марс — Арес — Индра), у земледельцев — бог плодородия (Фрейр — Квирин — Велес). Для многих индоевропейских народов также характерен культ лошади, с которым связаны фигуры божественных близнецов.

Прародина индоевропейцев — один из самых спорных вопросов индоевропеистики, решение которого требует совокупного исследования данных лингвистики и археологии. Языковые данные указывают на наличие в праиндоевропейском языке слов, обозначающих снег, бук и лосось, на множество терминов, связанных с разведением лошадей, но на отсутствие единого обозначения моря и связанных с ним понятий. Это свидетельствует о том, что прародина индоевропейцев находилась в глубине материка.

В довоенной литературе в качестве прародины (urheimat) зачастую постулировался север Европы, при этом германские народы объявлялись наиболее чистыми носителями арийской расы. В настоящее время существует несколько теорий, из которых наиболее распространена «курганная гипотеза», предложенная в 1956 г. Марией Гимбутас. Согласно её предположению, прародиной индоевропейцев являются волжские и причерноморские степи (ямная культура). Постепенно различные ветви индоевропейцев волнами мигрировали на юг, восток, запад и север от прародины. Дольше всех изначальный ареал занимали предки балтов и славян.

Воздействие народов Старой Европы на культуру индоевропейцев разнится в зависимости от региона. В классической античности отголосками Старой Европы считаются культы богинь (Богиня со змеями, Афродита, Деметра), почитание быков на Крите (см. Минотавр, таврокатапсия, лабрис) и в Иберии, вольное отношение к сожительству лиц одного пола (см. гомосексуальность в Древней Греции).

Обитатели Старой Европы не знали гончарного круга и колеса. В отличие от индоевропейцев, селившихся в «полисах» на укреплённых местах вроде холмов, они жили в сёлах на равнинах небольшими поселениями (на Балканах существовали населённые пункты, рассчитанные на 3000-4000 жит.)

Скудные данные о языке доиндоевропейских обитателей Европы можно извлечь из анализа топонимики. Гимбутас полагала, что реликтовым островком их языка и культуры остаётся Баскония.

Баски — живые староевропейцы, традиции которых идут напрямик со времён неолита. Многие аспекты староевропейской культуры — почитание богинь, лунный календарь, наследование по женской линии и ведение женщинами сельского хозяйства — сохранялись в Стране Басков вплоть до XX века.

Племена Старой Европы говорили на одном наречии и даже использовали письменность (тэртерийские надписи).

Генетики отождествляют с доиндоевропейским населением Y-хромосомные гаплогруппы I1 (распространена в основном в северо-западной Европе) и I2 (северо-западная Европа и Балканы). Кроме того, к влиянию неолитических миграций можно отнести наличие гаплогруппы J2 (в основном в Средиземноморье), а также, в меньшей степени, E3b и G (немногочисленные островки вдоль побережья Европы, а также в Испании).

Что касается митохондриальных гаплогрупп, к доиндоевропейскому населению относят, прежде всего, различные субклады гаплогруппы U, широко распространённые в Европе и на севере Африки. С индоевропейскими вторженцами связывают доминирующие в настоящее время в Европе Y-хромосомные гаплогруппы R1a и R1b, а также митохондриальные H и V. С другой стороны ряд генетиков настаивают на автохтонности гаплогруппы R1b, которую они связывают с палеолитическим населением Франко-Иберии.

++++++++++++++++++++

Да ничего про них толком неизвестно. Гимбутас много писала, но это, увы, малодоказуемо. Баскский лингвистически явно изолят. Попытки найти для него внешние связи, по моему личному мнению и по мнению одного моего коллеги-диссидента из группы Старостина, ни к чему не приведут.
Другие точно неиндоевропейские языки это «минойский» (язык линейного А) на Крите, кипро-минойский и этеокипрский на Кипре, иберийский, а иногда таковым считают и пиктский. Их иногда называют «средиземноморской группой»
Вот что есть на сайте Языки народов мира http://etheo.h10.ru/sred01.htm (кстати они относят «средиземноморские» к сино-кавказским)
Средиземноморская группа (объединение достаточно спорно)
Доиндоевропейские языки Восточного Средиземноморья (†)
Критская иероглифическая письменность (о-в Крит, кон. 3-го — нач. 2-го тыс. до н.э.) (†)
Язык рисуночной письменности Фестского диска (о-в Крит, XVII в. до н.э.) (†)
Язык критской линейной письменности А (†) (о-в Крит, 1700-1600 до н.э.) — язык использовавший линейное письмо А неизвестен, но возможно это был минойский или этеокритский.
Кипро-Минойский язык (†) (о-в Кипр, надписи представляющие разновидности линейного письма, XV-XIV вв. до н.э.)
Этеокипрский язык (язык негреческого слогового письма с о-ва Кипр, VI в. до н.э.) (†)
Тирренская группа языков (Дороманские неиндоевропейские языки Италии) (†)
Этрусский язык (†)
Ретийский язык (†) — (ок. 100 надписей III-I вв. до н.э. из Сев. Италии, выполненных алфавитом «северноэтрусского» типа)
Лигурийский язык (†) — Об этом языке практически ничего неизвестно. Первоначально по-видимому сино-кавказкий язык, позднее — со значительным индоевропейским суперстратом. Явился субстратом для современно галло-итальянского лигурийского языка.
Лемносский язык (†) — (надписи на стеле с о-ва Лемнос)
Доиндоевропейские языки Пиренейского п-ова (†)
Иберийский язык (надписи IV-III вв. до н.э.) (†)
Северо-Восточная разновидность (†) (от города Безье в Юж. Франции до Валенсии и далее в глубь Кастилии)
Южная разновидность (†) (между городом Аликанте и Вост. Андалусией)
Южнолузитанский язык (надписи иберийскими письменами в Португалии на Ю.-З. П-ова) (†)
Северные доиндоевропейские языки (†)
Пиктский язык (†) — в IX в. покорены ирландцами-скотами и к XI-XII вв. полностью ассимилированы в языковом отношении. Сохранилось ок. 30 кратких надписей VII-X в.
Баскский язык — Ок. 450 000 в Испании, 130 000 (?) во Франции и ок. 170 000 в Сев. и Южной Америке.до 600 тыс.исключительно высокая диалектная вариантность, количество говоров практически равно количеству поселений. В Испании между границей сплошной баскской территорией и территорией испанского языка тянется местами довольно широкая (в особенности в восточной половине) полоса двуязычного населения; во Франции границы соприкасаются непосредственно и такой зоны нет.
Иначе говоря, в Испании наблюдается некоторое отступление баскского, тогда как во Франции нынешняя граница между баскским и французским почти совпадает со средневековой. Грамматический строй – агглютинативный. Письменность на основе латинского алфавита.
Западная (Бискайская) группа диалектов
Алавезский диалект — провинция Алава (город Витория- центр Страны Басков). До XVIII в. (†). Известен по словарю XVI в. Ландуччи.
Бискайский диалект — Бикайя, город Бильбао (литературный)
Центрально-восточная группа диалектов
Гипускоанский диалект — Испания, город Сан-Себастьян. (литературный — основа «единого баскского» — )
Ронкальский диалект (недавно исчез) (†) — Испания
Верхненаваррский северный диалект — Испания к северу от Памплоны
Верхненаваррский южный диалект — Испания к северу от Памплоны
Лабурдинский диалект — Во Франции, в прибрежных районах департамента Нижние Пиренеи, к югу от города Байонной . В исторической провинции Лабур ). Литературный. Около 45 000 носителей.
Нижненаваррский восточный диалект — Франция, деп. Нижние Пиренеи, район города Сен-Жан-Пье-де-Пор. Историческая пров. Нижняя Наварра. На обоих нижненаваррских диалектах говорят около 22 500 человек.
Нижненаваррский западный диалект — Франция, деп. Нижние Пиренеи, район города Сен-Жан-Пье-де-Пор.Историческая пров. Нижняя Наварра.
Сулетинский диалект /BSZ/ — Во Франции, в департаменте Нижние Пиренеи, район города Молеон (историческая провинция Суль ). Питературный. Число говорящих около 8 700 человек (1991). В наибольшей степени отличается от других диалектов. Затруднено понимание особенно при абстрактных темах. Не учитывался при разработке «единого баскского».
Еще почитайте на Лингвофоруме http://www.lingvoforum.net/viewtopic.php?t…91278295366375c

Введение:
Что такое доисторическая археология
Отношение её к антропологии и истории
Её задачи и методы
Очерк развития доисторической археологии
Современное состояния этой науки
Часть I — Период дометаллический
Глава 1 — Начала человечества:
Вопрос о происхождении человека
Геологическое введение
Европа в третичный период
Спор о третичном человеке
Человек в теории эволюции
Колыбель человечества
Глава 2 — Четвертичный человек:
Европа в четверичную эпоху
Ледниковый период и его фазы
Отложения четверичной эпохи
Фауна
Обзор европейских находок четверичной эпохи
Культура европейского человека этого времени
Глава 3 — Человечество в неолитическую эпоху:
Вопрос о промежутке или перерыве между двумя эпохами
Подразделения неолитической эпохи
Неолитические поселения: стоянки под открытым небом и мастерские
Пещерные жилища
Кухонные кучи
Сорные ямы, жилища и городища
Свайные постройки
Города неолитической эпохи (Санторин, Мелос и Гиссарлик)
Гробницы и священные места: мегалитические памятники (менгиры, качающиеся камни, жертвенники, дольмены, каменные аллеи, кромлехи и гробницы)
Простые могилы в земле
Польские и русские курганы
Сжигание мёртвых в неолитическую эпоху
Картина культуры этого времени
Хронологические определения
Глава 4 — Доисторические племена каменного века в Европе
Древнейшие племена четверичной эпохи
Мнения других главных французских школ, Катрфажа и Мортилье
Неандертальский человек и его физические особенности
Племена неолитической эпохи
Древнейшие европейские народы — иберы, лигуры, баски и пр.
Теория первобытного лапландского населения
Арийцы
Часть II — Эпоха металлов
Глава 5 — Начало употребления металлов:
Металлы и их значение в истории культуры
Золото, серебро, свинец, олово и сурьма в доисторические времена
Система трёх периодов
Датские торфяники
Медь
Медный век в Европе
Глава 6 — Бронзовый век:
Бронза
Происхождение бронзовой культуры
Формы для отливки и главные виды бронзовых изделий
Керамика
Бронзовый век на Востоке
Находки Шлиманна в Малой Азии и Греции
Италия
Восточные влияния
Франция и Швейцария
Британия
Испания
Бронзовый век в Венгрии
Торговля янтарём
Бронзовый век на Севере Европы
Австрийские земли
Чехия, Моравия
Восточная Германия
Польша, Россия
Глава 7 — Древнейший железный век:
Железо, его распространение и добывание в древности
Поля погребальных урн этой эпохи и народ, которому они принадлежали
Классификация русских курганов
Греческие и скифо-сарматские древности Южной России
Глава 8 — Расцвет железного века:
Новые влияния с Запада
Галлия и Кельты
Область галлической культуры в средней Европе
Кельтские монеты
Часть римской истории в эпоху императоров
Римские провинции в Галлии, Британии, Испании, Реции, Норикум, Паннонии, Мизии, Дакии; римские колонии в них и их культура
Влияние культуры римских провинций на Север Европы
Глава 9
Падение римского государства
Германцы
Культура рядовых могил и перечисление главных их местонахождений
Происхождение готского стиля
Эпоха викингов на Севере Европы
Славяне, их распределение, распространение и очерк их первобытной культуры
Сохранившиеся памятники
Городища, свайные поселения и гробницы в славянских землях

Торговля с арабами
Появление христианства
Глава 10 — Европейские племена в конце доисторической эпохи
Развитие европейских племён и народов
Тип черепов Германских рядовых гробниц
Вопрос о первоначальном типе германцев и славян
Библиографические примечания
Алфавитный указатель

Восточная Европа – геополитический и культурно-цивилизационный регион, расположенный в восточной части Европы. Крупнейший по площади европейский регион. Сформировался во времена расцвета и распада Византийской империи.

Основной религией является христианство – православие и католицизм. В регионе используется кириллическая письменность и латиница

Основными ценностями восточноевропейского типа цивилизации являются следующие:

— Восточная Европа – хранительница истин, которые Западная Европа отвергла,

— внимание к духовному более, чем к технократичному,

— превосходство культуры над политикой,

— превалирование индивидуальной этики над властью,

— преобладание истины над ложью.

Две Европы

Мировоззрение восточноевропейского типа.Восточно-европейская цивилизация решает вопрос о месте России и русских, а также ряда других антропологически и духовно родственных народов в том географическом пространстве, которое намного больше, нежели пространство западноевропейского мира. Это «намного больше» относится не только к географическим, но и к культурным, и цивилизационным характеристикам. Стало быть, встреча России и Запада происходит на просторах Восточной Европы: географических и ментальных. Мы можем осмыслить эту встречу в ретроспективе и попытаться выстроить её перспективные последствия.

На Западе всегда считали, что восточно-европейская цивилизация – это малая европейская цивилизация, находящаяся как бы «в тени» Большого Запада, тем самым примыкающая к его цивилизации, но не сливающаяся с ним. Её особенность в том, что она производит свою особую культуру и антропологию, которая в целом родственна западноевропейской, но при этом отличается от неё столь существенно, что можно говорить об особой цивилизационной ветви. До начала XXI века бытовало мнение, что она является «разорванной» на католическую, православную, протестантскую и исламскую религиозные культуры как определял её тот же Хантингтон. Но вполне гомогенной, хотя и комплиментарной к западной цивилизации.

Что объединяет такие разные народы, как русские, татары, поляки, сербы и словенцы в одну цивилизационную общность, да ещё отличную от западноевропейцев и жителей Южной Европы? Особенности её продиктованы тем, что она сложилась как евразийский или «континентальный» вариант европейского человека, живущего в своём особом, восточном мире.

Характерными чертами восточноевропейской цивилизационной общности являются:

1. Экстенсивность освоения и развития пространства, сезонность труда, низкая норма прибавочного продукта, высокие трудозатраты на единицу продукции, низкая плотность населения. Сравнительно узкий состав элитных слоёв и их большая зависимость от олигархии и централизованного государства. Необходимость собственного уклада экономики, придающего жизнеспособность хозяйству в таких условиях. Напротив, западный мир, начиная с античных греческих полисов, формировался как общество, стремящееся к совпадению в идеале с элитой, или хотя бы средним классом, но при этом активно эксплуатирующим другие народы, и их хозяйства с высокой рентабельностью и низкими издержками.

2. Развитое, но нелогоцентрическое и неинструментальное мышление. В результате здесь утвердился восточный вариант христианства, а в других государствах также сохранился канонический католицизм. Иначе говоря, «диалектика просвещения» затронула восток Европы в меньшей степени. Мышление целерациональное во всей своей мощи является скорее импортным инструментом, который здесь изначально не был нужен в таком количестве и качестве, как на Западе. Восточный европеец мыслит скорее синтетически, чем аналитически, не столь изощрён в способах извлечения выгоды и прибыли. Мышление восточноевропейского человека, говоря словами русского философа-экзистенциалиста Льва Исааковича Шестова,(1866 – 1938), «не афинское, а иерусалимское». Мышление в метафоре сердца, интуиции. Поэтому здесь и утвердилось восточное христианство. Но сегодня нужно поостеречься определять цивилизацию Восточной Европы только как исключительно православную, что нередко делалось и упорно делается.

3. Ориентацияна коллективные формы быта при сохранении и развитии индивидуума. Личности индивидов восточно-европейской цивилизации структурированы как отдельные, автономные по отношению к обществу, но при этом тесно связанные друг с другом. В результате личность, хотя и оформилась как автономная и суверенная, приобрела черты тесной взаимосвязи с другими людьми, не отгороженной от них внешними этическими рамками. Это так называемая личность диффузного типа. Диффузность означает подвижность границ личности, совершенно неприемлемая для воспитанных западных европейцев. В отличие от неразвитых личностей кланового типа у восточных народов, практически сводящейся к родовым и текущим связям с окружением, восточноевропейская личность самостоятельна, хотя и зависима от окружения. Это коллективисты среди индивидуалистов и индивидуалисты среди коллективистов.

4. Внутренний эгалитаризм (стремление к равноправию) вместо формального демократизма и легизма. Недоверие к рационально упорядоченным системам формальных отношений и права, но с признанием естественных прав и справедливости. Народы Восточной Европы – это народы военной демократии, а не просвещённой бюрократии. Дух боевого братства и самопожертвования, а не войн ради наживы, делал их всегда хорошими выносливыми воинами.

5. Народы восточноевропейской цивилизационной общности объединены системой родства и общим происхождением на базе «славянской среды». Так что их генетику можно считать своего рода современным научным подтверждением правоты славянофильства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *