Искусство Руси

Изобразительное искусство и живопись Древней Руси формировалось в период сложения и укрепления феодальных социально — экономических отношений и своими истоками связано с художественной культурой восточно — славянских племен X — XII веков. Еще задолго до образования Киевского государства славяне создали самобытную художественную культуру.

Христианское вероучение рассматривает храмы как место приобщения человека к божеству. Поэтому архитектура стала ведущим видом искусства. Икона, формируясь в иконостасы, выступала в качестве непосредственного слагаемого архитектурного сооружения, ибо служебное назначение иконостаса — служить стенкой — преградой, отделяющей алтарь от остальной части помещения.

Плоскость стены как один из основных элементов образа в архитектуре, оказывающих свое влияние и на художественное представление иконописца и резчика по камню.

Будучи живописным произведением, икона резко отличается от такой формы творческого выражения, как картина. В догматическом церковном представлении икона понимается как соединительное звено между верующими и богом.

Искусство Киевской Руси достигло своего наивысшего расцвета в конце X — первой половине XI века. В XI столетии был создан первый из выдающихся памятников русского изобразительного искусства — это мозаики и фрески Софийского собора.

Софийский собор был заложен в 1037 году, и строился в качестве храма — главы Киевской Руси. В главном куполе на золоченом фоне был представлен Христос — Вседержитель, строго взирающий на землю. Ниже помещались на таком же золоченом фоне небесные стражи — архангелы. Под ними и в простенках между окнами барабана купола — апостолы, ученики Христа. Ниже, на ярусах, поддерживающих купол — четыре евангелиста, которые были биографами Христа.

В куполе храма расположено изображение Христа — Вседержителя и архангелов

Для выполнения мозаик и росписей были приглашены византийские мастера. Все сюжеты Софийского собора были религиозными. Фрески воссоздают сцены охоты, игры скоморохов, потеху князей. Киевская художественная школа — единственная и определяющая развитие древнерусского искусства.

Мозаики Софии Киевской

Но в XII веке в связи в раздроблением Руси на отдельные княжества привело к появлению местных школ изобразительного искусства. Наиболее крупными из них были Новгородская и Владимиро — Суздальская.

Икона Божией Матери Владимирской ( фрагмент).

Новгородское искусство.

Искусство Новгорода в XII — XIV веках получило значительный расцвет. Общеизвестна роль Новгорода в качестве международного торгового центра Средневековья. Определенная демократичность общественной жизни Новгорода наложила отпечаток и на его культуру.

Икона » Спас Нерукотворный». XII век, Новгород. В настоящий момент икона находится в Третьяковской галерее

Росписи Георгиевского собора с Старой Ладоге, построенного в 60 — е годы XII века, храмы Благовещенья в Аркажах ( построен в 1189 году), Спаса — Нередицы ( 1199 год), затем более поздней эпохи — Успенья на Волотовом поле ( 1363 год), Спаса на Ильине ( 1378 год) и многие другие церкви, а также иконопись — все это выражало особенности новгородской школы.

Простонародность облика святых, контрастный смелый колорит Новгородской школы разительно отличается от Киевской школы, которая использует преимущественно тональной колорит.

Новгородская фресковая живопись достигла своего расцвета во второй половине XIV века. В это время прибыл из Византии и связал свою творческую судьбу с Новгородская школой Феофан Грек ( 1350 — 1410 годы жизни).

Проникновение острых проблем социальной действительности в религиозную живопись Новгорода определило ее значение для последующего развития русской художественной культуры.

Владимиро — Суздальская школа.

Соперником Новгородской художественной школы могло выступать лишь искусство Владимиро — Суздальской земли. Его высшие достижения относятся ко второй половине XII — XIII веков.

Владимирская икона Божьей Матери, привезенная в 1130 году из Византии.

В число лучших памятников входят церковь Покрова на Нерли ( 1165 год), Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве — Польском, построен в 1230 — 1234 годах. Огромное значение имела декоративная скульптура.

Церковь Покрова на Нерли

Владимиро — Суздальские мастера щедро покрывали скульптурным декором наружные стены хамов. Одним из наиболее популярных персонажей выступал библейский царь Давид, создатель единого древнего еврейского государства. Рельефные изображения характеризовались плоскостным характером. Резчики по камню изображали Давида играющим на арфе и чарующим своим искусством все сущее, включая зверей и птиц.

Белокаменная резьба на стенах Дмитриевского собора во Владимире

В рельефах владимирских церквей помещены также персонажи старинных античных преданий. Можно видеть кентавра — полулошадь — получеловека и грифона — животное с телом льва и крыльями орла. Наличие подобных мотивов показывало, как далеко распространилось на Руси античное влияние, и на какой богатейшей почве вырастала древняя русская художественная культура.

Живопись эпохи Средневековья

В разные периоды Средневековья на первый план выступали разные виды искусства – то скульптура, то архитектура. Нельзя сказать при этом, что живопись оставалась в стороне. С течением времени и под влиянием изменений в обществе менялась и она, вследствие чего картины становились более реалистичными, а у художников появлялись новые приемы, темы и перспективы для творчества. Так, например, несмотря на то что тенденция к написанию полотен религиозной тематики оставалась популярной в средневековой живописи любого периода (впрочем, после тринадцатого века она начала встречаться гораздо реже), с повышением образованности стали более распространенными так называемые светские картины – бытового содержания, отражающие простую жизнь обычных людей (в том числе знати, разумеется). Так возникла реалистичная живопись, нехарактерная для эпохи раннего Средневековья. На картинах стали изображать не духовный, а материальный мир.

Распространились книжные миниатюры – таким образом пытались усовершенствовать и украсить книги, делая их более привлекательными для потенциальных покупателей. Появилась и настенная живопись, а также мозаика, которыми украшали внешние и внутренние стены церквей – это за это следовало благодарить орден францисканцев, для которого строилось большое количество подобных сооружений. Все это произошло уже после тринадцатого века – прежде живописи не уделялось столь пристального внимания, она играла скорее второстепенную роль, не считалась чем-то важным. Картины не писали – их «малевали», а это слово полностью отражает отношение к данному виду искусства в тот временной промежуток.

С расцветом живописи Средневековья пришло понимание того, что написание художественных полотен — это удел тех, кто по-настоящему умеет и любит данное ремесло. Картины перестали «малевать», более к их созданию не относились как к увеселительному времяпрепровождению, доступному каждому. Как правило, каждая картина имела своего заказчика, и заказы эти совершались исключительно с какой-то целью – полотна покупали для знатных домов, для церквей и так далее. Характерно, что многие художники Средневековья не подписывали свои работы – это было для них обычным ремеслом, таким же, как производство булочек для пекаря. Зато живописцы того периода старались придерживаться негласных правил: эмоционально воздействовать на того, кто будет смотреть на полотно; игнорировать реальные размеры – для придания большего эффекта; изображать разные временные промежутки с одним и тем же героем на картине.

Иконопись

Иконопись была главным видом искусства в раннем Средневековье. Эти картины, вернее, иконы, считались своеобразной проповедью, которая поучает без слов. Это была доступная всем и каждому связь с Богом, ведь многие люди в то время были неграмотными, а значит, не могли читать тексты молитв и вообще любые церковные книги. Иконы доносили до простых обывателей, что не могла донести бумага. Характерной особенностью иконописи стала деформация туловища – это делалось для того, чтобы оказать большее эмоциональное впечатление на зрителей.

Фресковая живопись

Фрески пользовались огромной популярностью в Италии, как уже говорилось, во времена Джотто. Но распространены они были и в других странах, и в другие периоды. Слово «фреска» – итальянское, оно переводится как «свежий». В современном мире принято считать фресками любую настенную живопись, на самом деле это далеко не так. Фреска – картина, написанная исключительно поверх сырой свежей штукатурки. Мастера, работавшие таким образом, были вынуждены трудиться очень быстро, мало того, их работа затягивалась на определенное время, потому что важно было успеть «закрасить» еще не высохший слой. Если же штукатурка уже переставала быть влажной, писать по ней не имело смысла.

Благодаря появлению и развитию фресковой живописи мы имеем возможность любоваться сегодня многими шедеврами – широко известна, например, роспись Сикстинской капеллы.

Фламандцы

Пятнадцатый век принес славу Фландрии – именно в этой области появился новый уникальный прием, оказавший огромное воздействие на все искусство и в один момент ставший популярным. Речь идет об изобретении масляных красок. Благодаря добавлению растительного масла в смесь красящих веществ цвета становились более насыщенными, а сами краски сохли значительно быстрее, чем темпера, которой живописцы пользовались до этого. Попробовав наносить слой за слоем, мастера убедились в открывшихся перед ними возможностях и перспективах – цвета играли совершенно по-новому, а эффекты, которые получались таким образом, абсолютно затмевали все прежние достижения.

Доподлинно неизвестно, кто именно является изобретателем масляных красок. Зачастую их возникновение приписывают, пожалуй, самому знаменитому мастеру фламандской школы – Яну ван Эйку. Хотя еще до него достаточной популярностью пользовался Робер Кампен, который, собственно, и считается основоположником фламандской живописи. Тем не менее именно благодаря ван Эйку масляные краски получили столь глобальное распространение по всей Европе.

Выдающиеся художники

Живопись Средневековья подарила миру множество замечательных имен. Уже упомянут выше Ян ван Эйк — прекрасный портретист, чьи работы отличаются от прочих интересной игрой света и тени. Характерной особенностью его полотен являются тщательно прописанные самые мелкие детали. Еще один фламандец, Рогир ван дер Вейден, не был так внимателен к мелочам, однако он выписывал очень четкие контуры и акцентировал внимание на красочных, ярких оттенках.

Среди итальянских мастеров, помимо указанных выше, стоит отметить Дуччо и Чимабуэ, основоположников реализма, и Джованни Беллини. Также большой след в искусстве оставили испанец Эль Греко, нидерландец Иероним Босх, немец Альбрехт Дюрер и другие.

Сюжеты

Как уже не раз упоминалось, основной тематикой живописи Средневековья была религия. Часто изображались Рождество Христово, Мадонна с младенцем Христом, распятие Христа. Помимо этого, пользовались популярностью мрачные сюжеты о грядущей каре человечества, наступающем Апокалипсисе, фантастические мотивы.

Зрительный ряд: Слайдовая программа «Древнерусское искусство».

Музыкальное сопровождение: Бах — Сюита №3; Шуберт — Аве Мария; Альбиони — Адажио.

Ход урока

Христианское искусство изначально было символичным. В период гонений на христиан молчаливость символа придавала искусству скрытность, делала его потаённым сокровищем. Разгадать тайну символа — значит стать причастным к великому и загадочному.

В одном из залов Третьяковской галереи находится икона «Успение Богоматери» (успение — усыпание, смерть).

Написана икона в XIV в. Феофаном Греком. Человеку, несведущему в древнерусской живописи, многое в этой иконе покажется непонятным.

Познакомьтесь с иконой. Какие вопросы у вас возникают?

Кто те люди, которые собрались вокруг ложа Богоматери?

Что за золотые круги над их головами?

Кого держит Христос на руках?

Вопросов возникает множество, и на них мы должны найти ответы.

Символы христианской культуры. Символы условно передают содержание основных положений (догматов) христианской религии.

Один из важнейших символов христианства — крест. Он венчает собой купол каждого христианского храма. Он является напоминанием христианину о мученической смерти распятого на кресте Иисуса Христа, Его Крестной Жертве, принесенной для спасения (искупления) людей. С тех пор орудие смерти стало для христиан символом будущего воскресения и вечной жизни. Крест, установленный на христианской могиле, обозначает упование христиан на вечную жизнь в Царстве Небесном.

Вопрос о форме креста имеет важное значение для Русской православной церкви. Православная Церковь допускает использование восьмиконечного, шестиконечного и четырехконечного крестов.

Короткая верхняя поперечина обозначает дощечку с надписью: «Иисус Назарянин Царь Иудейский», прибитую над головой распятого Христа, а нижний (наклонный) брус напоминает также, что справа (возвышенная часть) от Христа был распят разбойник, раскаявшийся и уверовавший, душа которого отправилась в рай, а слева (нижний конец перекладины) — нераскаявшийся грешник, душа которого попала в ад. Считается, что крест Иисуса Христа был составлен из разных пород дерева: продольный брус — из кипариса, поперечный — из финикового дерева, подножие — из кедра, а дощечка с надписью — из масличного дерева.

Помимо восьмиконечного креста на русских православных храмах устанавливались четырехконечные кресты разнообразной формы: трилистника, якоря, а иногда и оба креста, совмещенные в одном. Крест в виде трилистника является символом Святой Троицы, а «якорный» крест с основанием в форме полумесяца символизирует надежду на спасение. Полумесяц означает евхаристическую чашу с Кровью Христа, стекающей с креста.

Христианский храм символизирует вселенную: мир земной и мир Небесный. Вместе с христианством Русь переняла у Византийцев крестово-купольную конструкцию храма.

Пространство храма по вертикали видится как восхождение от земли до неба. Нижняя часть символизирует землю; своды, паруса, апсида (полукруглая часть храма, где размещается алтарь) и верхняя часть стен — Святую землю (земной рай); купол — небо. Количество куполов имеет символический смысл. Два трактовались как проявление божественного и человеческого начал во Христе, три — как ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух), пять — как Христос и четыре евангелиста, тринадцать — как Христос и двенадцать апостолов.

По горизонтали пространство храма также связывается с продвижением от мира земного к миру горнему. Нартекс (помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права входить в храм) или притвор, как его стали называть на Руси, где размещалась крестильная купель, должен напоминать о реке Иордан — месте Крещения Христа; пространство храма — видимое небо для верующих; алтарь — царство чистого духа.

Иконы изобразительными средствами рассказывают о содержании христианской веры.

Голубь. Одна из трех ипостасей (сущностей) Бога, это — Святой Дух. Он изображается в виде белого голубя. Любимый символический знак римских катакомб — голубь с оливковой ветвью. Голубь — птица, часто упоминаемая в Священном писании. Она отличается чистотой, кротким характером. Иисус Христос заповедовал своим последователям: будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби.

Кроме того, голубь — символ Духа Святого, сошедшего на Спасителя при крещении.

Голубь с оливковой ветвью — вечно живое учение, несущее человеку дух света и правды.

РЫБА. Символ рыбы, знаменующий самого Христа. Греческое слово «рыба» состоит из начальных букв слов: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.

НИМБ. На иконах и фресках вокруг голов святых изображают сияющий круг — нимб, который символизирует святость, принадлежность к Горнему миру. Нимб на иконах стали изображать с IV века. Часто его изображают в виде светящейся радуги.

АГНЕЦ. В раннехристианском искусстве изображение Христа нередко заменял один из его символов, например, «агнец Божий». Агнец стал символом мученичества Христа, указывал на Его глубокое смирение, незлобивость и кротость. Этот символ применяется е Нему как к великой жертве за грехи всего рода человеческого. На основании этого в Священном Писании содержатся частые указания то на Агнца закланного, то на кровь Агнца Божьего.

На иконах до конца VII в. изображали Агнца, на которого указывает Иоанн Предтеча. Трулльский собор в 82-м правиле повелел писать «вместо ветхого Агнца» Христа в человеческом образе.

Мы спрашиваем себя, наконец, что делает в мире русская душа. Мы обращаемся к ее созданьям и открываем, что это одна из самых широких и простых душ мира, что она чает без корысти, созерцает сочувственно: людей — скорбно, природу — ясно, небо — радостно. (В. Щепкин)

Приложение.

Поучения Святых отцов

.: Прп. Авва Дорофей Душеполезные поучения
.: Из творений Святителя Иоанна Златоуста
.: Жемчуг духовный Составил Вадим Фомин
.: Свт. Василий Великий Беседы
.: Как творить милостыню

ОТКРОВЕНИЯ

.: Прп. Мак. Оптинский Путем смирения
.: Прп. Никод. Святогорец О хранении чувств
.: Св. Иоанн Тобольский Божественный промысл
.: Прав. И. Кронштадтский Живой колос
.: Прот-рей Н. Депутатов Простецкое Богословие

О МОЛИТВЕ

.: Как учиться домашней молитве
.: Св. Игн. Брянчанинов Правильное состояние духа
.: Митр. Сурожск. Антоний Может ли еще молиться современный человек
.: Прп. Никод. Святогорец Мит. Макарий Коринфский Книга душеполезнейшая
.: Почему нельзя желать зла другим

О ПОКАЯНИИ

.: Препод. Ефрем Сирин О покаянии
.: Св. Феофан Затворник Что потреб. покаявшемуся
.: Кто есть истинно кающийся. Размышления
.: В помощь кающимся
.: Информация
.: Краткое правило для благочестивой жизни

Свт. Феофан Затворник

.: Наставления в духовной жизни
.: Что есть духовная жизнь
.: Внутренняя жизнь
.: Путь ко спасению
.: Письма о Вере и жизни
.: Как сохранить благочестие

Новости

.: Специалисты восстановили древнюю Библию
.: Вышла новая книга протоиерея Александра Шаргунова «Рождественский пост. От звезды Вифлеема к свету Богоявления»
.: У храма Первоверховных Апостолов Петра и Павла установят Животворящий Крест

Русский реализм.

В живописи второй половины 19 в. преобладало реалистическое направление. Характер русского реализма определили вышедшие в 1863 из Академии художеств молодые живописцы, которые взбунтовались против насаждавшегося в академии классического стиля и историко-мифологической тематики. Эти художники в 1870 организовали Товарищество передвижных выставок, задачей которого было предоставление членам товарищества возможности выставлять свои работы. Благодаря его деятельности произведения искусства стали доступны более широкому кругу людей. Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) с 1856 собирал произведения русских художников, преимущественно передвижников, а в 1892 передал свое собрание картин вместе с коллекцией брата С.М.Третьякова в дар Москве.

В жанре портрета передвижники создали галерею образов выдающихся деятелей культуры своего времени: портрет Федора Достоевского (1872) кисти Василия Перова (1833–1882), портрет Николая Некрасова (1877–1878) Ивана Крамского (1837–1887), портрет Модеста Мусоргского (1881), выполненный Ильей Репиным (1844–1930), портрет Льва Толстого (1884) Николая Ге (1831–1894) и ряд других. Находясь в оппозиции к Академии и проводимой ею художественной политике, передвижники обращались к т.н. «низким» темам; в их работах появляются образы крестьян и рабочих.

В жанре исторической живописи работали Василий Суриков (1848–1916), Михаил Нестеров (1862–1942), Василий Верещагин (1842–1904), Илья Репин. См. также ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНИКОВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *