Иов многострадальный

О праведнике Божием Иове слышали даже люди, которые ходят в церковь только по праздникам — настолько известна история этого человека. В Библии есть целая книга, посвященная Иову Многострадальному (по некоторым утверждениям написанная им самим). Этот человек стал символом покорности и смирения Богу.

Житие

Святой Иов жил за 2000 лет до пришествия Иисуса Христа на землю. В одноименной книге в Библии подробно излагается история страдальца, чтобы полностью понять которую, следует ознакомится с толкованиями богословов. Старец происходил из знатного рода и был племянником Авраама.

Праведный Иов Многострадальный

Он вырос благочестивым человеком и был примером истинного последователя Господа — жил честно, справедливо и богобоязненно. Бог благословил этого человека особенно: он даровал ему успех во всех делах, и праведник имел огромное состояние, кроме того, Он наполнил дом радостью и смехом — у супругов было 7 сыновей и 3 дочери.

Дом был полной чашей, дети дружны между собой, праведник приносил жертвы не только за свои грехи, но и за их возможные плохие мысли и дела.

На заметку! По всей видимости, праведник также был весьма уважаемым человеком в обществе, поскольку из книги видно, что он имел общение со старейшинами и был одним из тех, кто принимал важные решения для поселения.

Тем не менее, когда ангелы Господни предстали перед Ним, дьявол усомнился в том, что Иов любит и почитает Творца безвозмездно — он предложил Господу забрать все у человека и посмотреть, будет ли он потом так прославлять Иегову.

Читайте о православии:

  • Херувимская песнь
  • Догматы христианства
  • Вино в Библии

Господь согласился, запретив только трогать душу человека, и дьявол отобрал все прочее: дети праведника погибли от урагана в один момент, стада заболели и умерли, а сам старец заболел проказой. В итоге от него отвернулись все, думая, что он совершил какой-то особенно большой грех, раз Творец перестал быть к нему милостивым.

Многострадальный остался один с женой, которая разочаровалась в Боге и просила мужа лишь похулить Яхве, чтобы Тот послал смерть как освобождение.

Противостояние Богу

Иов лишился всего, что было — семья разрушена, денег нет, все друзья и знакомые отвернулись, жена пребывает в депрессии и толкает на грех. Характерной особенностью этого человека стало не смирение, а наоборот — стремление выйти с Богом на спор и доказать, что все произошедшее было ошибкой.

Библия описывает диалоги праведника с друзьями — лишь 3 человека пришло поддержать товарища в горе. И в беседе они предлагают каяться, предполагая, что их друг совершил нечто непростительное и ужасное, раз Творец так покарал человека.

Друзья Иова пришли к нему во время страданий

Однако пораженный проказой праведник не соглашается с товарищами и спорит, указывая, что он жил благочестивой жизнью и праведной. Несмотря на то, что все говорят о покаянии, старец твердо уверен в себе и смеет призывать Бога как оппонента — по сути, он спорит с Творцом, что говорит о его решительности и абсолютной уверенности в себе.

Несмотря ни на что, Иов не отрекается от Господа, как это часто бывает с людьми, перенесшими несчастья. Он, как и любой другой, испытывает сильную боль от утраты детей, от болезни, но при этом больше всего страдает от непонимания — за что это все ему?

Он постоянно взывает к Творцу и в итоге Господь отвечает ему — Бог является в вихре и говорит со своим сыном, объясняя, что все находится в Божьей руке и только Он один знает, что и почему происходит.

Иов получает полное исцеление за то, что не усомнился в Боге и за то, что на самом деле был праведником. Господь воздает ему вдвое за все несчастья — к нему возвращается здоровье, жена родит еще 7 сыновей и 3 дочери, богатство не только возвращается, но и удваивается.

Важно! Данная история показывает, что Бог владеет всем на земле и все, что происходит, совершается по суверенной воли Небесного Отца. Человеку никогда не понять почему происходят те или иные вещи, важно доверять Господу и принимать все с благодарностью.

Житие и мучения Иова многострадального

В Священном Писании есть повесть о праведнике Иове, жившем за 1,5-2 тысячи лет до рождения Спасителя. Книга Иова – часть Ветхого Завета и еврейской Библии (Танаха). Поэтическая, высокохудожественная форма изложения усиливает смысл произведения.

Иов был богобоязненным и благочестивым человеком, выполнявшим волю Господа и не допускавшим грешных мыслей. В библейском тексте указано, что он жил в Северной Аравии, происходил от Авраама (в 6 колене).

Господь благословил безгрешного почитателя и щедро вознаградил его. Иову во всем сопутствовал успех: богатые урожаи на полях, тучные стада увеличивали его богатства.

Праведный боголюбец счастлив был в детях: семь сыновей и три дочери жили дружно, отличались красотой, здоровьем и трудолюбием. Раз в неделю Иов приносил жертву Богу, чтобы искупить грехи детей, если они в чем-то провинились. Соседи уважали его за честность и мудрость.

Однажды перед Господом явились ангелы, среди которых был дьявол. Сатана был дерзок, похваляясь перед Богом своей властью над людьми. Господь привел ему в пример Иова, как богобоязненного, чуждого пороков человека. На что сатана возразил, что благочестие исчезнет, если лишить праведника его богатств. Став нищим, он будет роптать на свою судьбу и Бога.

Бог сказал ему, что согласен на дьявольское испытание крепости веры Иова. Он отдал его в руки сатаны, запретив принести вред лично ему. В скором времени не стало у праведника богатства, от болезней умерли дети. Став нищим, он вознес молитву, в которой прославил Бога: «Бог дал, Бог взял. Все в руках Божиих». Ни словом, ни мыслями не осквернил благочестивый имя Господа.

Снова предстали перед Престолом Небесным ангелы и сатана среди них. Господь спросил его, убедился ли он, что есть на земле люди, крепкие верой. Дьявол возразил Богу, что раб Божий остается праведником, потому как его не терзают телесные страдания. Господь разрешил сатане испытать верного почитателя своего тяжкой болезнью, но не трогать его душу (не лишать жизни) и разум.

Сатана напустил на благочестивого человека проказу, которая обезобразила его с головы до ног. Прокаженный был вынужден уйти из селения, выбрав себе местом обитания навозную кучу. Чтобы не умереть с голода самой и не дать умереть мужу, его жена вынуждена была наниматься в работницы. Она считала, что несчастья, обрушившиеся на их семью, произошли из-за греховных дел и мыслей мужа.

Жена плакала и корила Иова, требовала, чтобы он покаялся перед Богом. Видя, как муж тяжко страдает, не выдержала и предложила ему воздать хулу Господу, после чего умереть. Но Иов возразил ей, что от Бога надо принимать не только вознаграждения, но и испытания. Страдалец тоже посчитал, что зло исходит от Господа, но принял его наказание безропотно.

Слух о внезапном несчастье праведника достиг его троих друзей. Они решили поддержать Иова в трудную минуту и явились к нему. Увидев, в каком он оказался положении, друзья без слов стали оплакивать несчастливца. Страдалец не вынес их слез и в великом огорчении проклял тот день, когда был зачат и появился на свет Божий. Друзья стали убеждать его, что Бог справедлив, и кара Господня означает, что Иов в чем-то провинился перед Господом. Надо покаяться за грехи, и Бог смилуется над ним.

Многострадальный Иов не мог вспомнить, чем мог прогневать Создателя. Он стал упрекать друзей, что они расстраивают его своими подозрениями в пороках и прегрешениях. Напрасно несчастный пытался убедить их, что ни в чем не виноват перед Господом, что не людям судить, в чем заключается воля Божия. В состоянии душевной скорби праведник обратился к Господу, чтобы тот дал знак людям о его безгрешности.

Внезапно поднялся сильный вихрь. В нем Господь явился к верному рабу и укорил его, что он пытался понять своим умом, в чем смысл Божественного предназначения. Глубокое раскаяние овладело Иовом, и он признал себя ничтожеством, достойным праха и пепла. Друзья Иова стали молить Бога о прощении, но он не принял их раскаяние и дал понять, что получить его они смогут только через Иова, который выступит ходатаем. Добросердечный праведник принес жертву и просил милости Божьей для своих друзей. Бог принял его ходатайство.

Верному рабу своему он вернул здоровье, сделал в два раза богаче прежнего. У праведника родилось 7 сыновей и 3 дочери. После пережитых страданий Бог продлил ему жизнь на 140 лет. Иов увидел своих потомков до 4 колена.

Значение святого в православии

Иов жил до пророка Моисея, до того времени, когда Бог дал Завет для избранного народа. Древние толкователи Ветхого Завета отводят Книге Иова особое место.

История праведника – это прообраз Христа, безгрешного страдальца, своей смертью искупившего грехи человеческие.

Бог знал, что ни один человек на земле не любил его так, как Иов. Но он позволил сатане искушать самого верного раба. Господь провоцирует дьявола испытать на нем свою силу, но накладывает на него ограничения: не лишать жизни и разума. Внезапные, необъяснимые страдания довели благочестивого и богобоязненного человека до отчаяния, и он взывает к Богу, не понимая причины его гнева и проклиная свое появление на свет.

Христианские толкователи, включая и православных, рассматривают страдания библейского праотца, как путь к духовному самосовершенствованию, к укреплению веры и приближении к Богу. Господь допустил такие испытания для праведника, чтобы он стал совершенным человеком, который не только услышал, но и увидел Господа.

Из истории праведного многострадальца следует вывод, что страдания грешников и праведников имеют разную причину и последствия. Божье наказание за грехи заставляет людей прийти в церковь, чтобы найти духовную опору в несчастье и болезни, избавиться от пороков. Для праведников телесные и душевные страдания – это способ духовного самосовершенствования, которое включает два аспекта: незыблемую веру, любовь к Богу и стойкое смирение. Иов – пример для верующих, как следует переносить несчастья, чтобы подготовиться в будущей вечной жизни встрече с Богом. Он – символ надежды, обретаемой через страдания.

Почитание

День памяти святого Иова – 19 мая. В России в XVI-XVIII веках при пострижении в монахи давали имя Иов в честь ветхозаветного праотца. Причисление Николая II к лику святых возродило традицию почитания Иова, потому как он родился в день памяти святого.

Иконография

На фресках, датируемых III-IV веками, изображение святого имеет сходство с античными философами. Он одет в короткий хитон, стоит на скале или сидит на стуле. В этот же период святой появляется на рельефах саркофагов, как иллюстрация библейского текста. Иов сидит на стуле, рядом жена (одна или с друзьями) протягивает ему на палке еду, прикрывая нос краем одежды.

На иконах святой Иов в богатых одеждах, с седыми волосами, седой курчавой бородой, со свитком в руках или с развернутыми ладонями. Рядом с ним нет персонажей из Книги Иова.

О чем просят перед образом

Молитва святому Иову помогает при кожных болезнях, несчастьях. К нему обращаются, чтобы суметь преодолеть жизненные невзгоды, не падая духом, с верой в Бога.

Молитва

О, вели́кий пра́ведниче, И́ове Многострада́льне, чи́стым житие́м свои́м и свято́ю бли́зостию к Бо́гу просия́вый. Ты́ до Моисе́а и Христа́ на земли́ пожи́л еси́, вся́ же за́поведи Бо́жия, нося́ и́х в се́рдце свое́м, исполня́л еси́. Явле́нныя ми́ру чрез Христа́ и Его́ Святы́х апо́столов та́йны, глубо́кими свои́ми открове́нии уразуме́в, прича́стник ве́яний Ду́ха Свя́та бы́ти сподо́бился еси́. Вся́кия ко́зни диа́вольския, в по́сланных тебе́ от Го́спода особых искуше́ниих, и́стинным смире́нием свои́м препобеди́в, о́браз злострада́ния и долготерпе́ния все́й вселе́нней яви́лся еси́. Любо́вь ве́лию к Бо́гу и ко все́м лю́дем в безме́рных свои́х ско́рбех сохрани́в, чи́стым се́рдцем за гро́бом едине́ния с Го́сподем ра́достно ожида́л еси́. Ны́не же в селе́ниих пра́ведных пребыва́еши и Престо́лу Бо́жию предстои́ши. Услы́ши на́с гре́шных и непотре́бных, пред свято́ю ико́ною твое́ю предстоя́щих и усе́рдно к хода́тайству твоему́ прибега́ющих. Моли́ Человеколю́бца Бо́га, да к ве́ре кре́пцей, непоро́чней и неруши́мей на́с утверди́т, от вся́каго зла́ вра́г ви́димых и неви́димых защити́т, в ско́рбех и искуше́ниих на́м кре́пость пода́ст, в сердца́х на́ших па́мять сме́ртную при́сно сохрани́т, в долготерпе́нии и братолю́бии укрепи́т, и сподо́бит на́с на стра́шнем суде́ Христо́ве до́брый отве́т да́ти и в воскреше́нней пло́ти на́шей Триеди́наго Бо́га созерца́ти и сла́ву Ему́ со все́ми святы́ми воспева́ти во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Праведник в книге притч Соломона

Изучая книгу Притч, мы можем увидеть качества праведных людей и понять, в чем надо меняться.

  1. «Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник на вечном основании» (Притчи 10:25). Праведники строят свою жизнь на правильном основании: на Христе, на вечных ценностях и отношениях с Богом.
  2. «Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле» (Притчи 10:30). Праведники тверды в своей вере и с уверенностью смотрят в будущее.
  3. «Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый» (Притчи 11:8). Праведники видят и находят выходы из всех сложных ситуаций.
  4. «Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение» (Притчи 12:26) Праведники подсказывают своим ближним дорогу и помогают на нее выйти.
  5. «Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя» (Притчи 13:5). Праведники ненавидят ложь и любые сплетни.
  6. «Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение» (Притчи 13:26). Праведники знают, как с Богом они могут удовлетворить все свои потребности.
  7. «Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен» (Притчи 18:11). Праведники всегда бегут к Богу и находят в Нем защиту.
  8. «Всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет» (Притчи 21:26). Праведники дают щедро и никогда об этом не жалеют.
  9. «Ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель» (Притчи 24:16). Праведники, когда падают, всегда поднимаются.
  10. «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев» (Притчи 28:1). Праведники обладают смелостью, как львы.
  11. «В грехе злого человека — сеть для него, а праведник веселится и радуется» (Притчи 29:6). Жизнь праведников приносит им веселие и радость.
  12. «Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела» (Притчи 29:7). Праведники ищут нуждающихся и стараются им помочь.
  13. «Уста праведника — источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие» (Притчи 10:11). Слова праведников несут жизнь и благословения.
  14. «Плод праведника — древо жизни, и мудрый привлекает души» (Притчи 11:30). Праведники приносят много плодов и обращают других к Богу.
  15. «В доме праведника — обилие сокровищ, а в прибытке нечестивого– расстройство» (Притчи 15:6). Праведники видят все благословения Бога и благодарят за них.
  16. «Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло» (Притчи 21:15). Праведникам нравится соблюдать законы Бога, для них это не в тягость.
  17. «Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем» (Притчи 23:24). Родители радуются за своих праведных детей, им нравится их поведение.
  18. «Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его» (Притчи 24:15). Праведники живут под защитой Бога и имеют мир и покой в своих жилищах.
  19. «Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится» (Притчи 10:24). Праведники смотрят в будущее с надеждой, и их желания и планы исполняются.
  20. «При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество» (Притчи 11:10). Люди радуются благоденствию праведных и чувствуют их благословения на себе.
  21. «Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен» (Притчи 12:3). Праведники пускают глубокие корни своей праведности, и их ничто не может сдвинуть.
  22. «Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит» (Притчи 15:29). Праведники живут близко с Богом и видят, как Бог отвечает на их молитвы.
  23. «Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол» (Притчи 12:21). Праведники знают: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Послание Римлянам 8:28).

В книге Иуды 1:4 написано: «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа». Будут люди, которые будут говорить, что неважно, как ты живешь, мы живем по благодати, и все равно нам Христос все прощает. Но Иисус очень сильно ценил праведность, Он Сам ни разу не согрешил, и учил жить праведной жизнью своих учеников.

Также Иисус Христос учил, что от нашей праведной жизни зависит наша вечная участь: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Евангелие от Матфея 25:46).

Братья и сестры, давайте подражать праведникам из Библии, и самому главному праведнику – нашему Господу Иисусу Христу!

Алексей Смирнов

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!

Пройти тест

Библейский курс для начинающих

Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.

Курсы для начинающих

Святого Иова Многострадального почитают в Русской Православной Церкви и чтят память преподобного каждый год 6 (19) мая. В этот день на службе читаются паремии из первых двух глав одноименной книги Ветхого Завета. Кроме этого дня, данная книга читается во время Страстной Седмицы — с понедельника по пятницу.

Читайте о днях Страстной Седмицы:

  • Великая Среда
  • Великий Вторник
  • Великая Пятница

Существует параллель между страданиями Многострадального и Иисуса Христа, который также был святым и покорился воле Божьей, прошедший через страдания и смерть для спасения человечества.

Икона праведного Иова Многострадального

Иконы изображают праведника с белым свитком в руке, при этом свободная вторая рука благословляет всех смотрящих. Иногда иконописцы изображают Многострадального благословляющим людей двумя руками. На голове у старца корона, которая говорит о его благородном происхождении и высоком положении в обществе.

Именно в честь Иова Многострадального в России были крещены в это имя монахи патриарх Московский, преподобные старцы Почаевский и Ущельский, а также святой Анзерский. В это имя были освещены и церковные здания: придел Казанского храма в селе Горбовое, храм в Тихвине и в Санкт-Петербурге (на Волковском кладбище). За последние 20 лет также были построены и освящены в данной имя храм в Брюсселе, в Минске (при Доме милосердия) и в часовня в Красноярске.

При почтении памяти святому можно читать тропарь глас 2, кондак глас 8 и стихиру глас 6, желательно делать это перед приобретенным образом праведника.

Кроме этого есть специальная молитва к Иову Многострадальному, которая читается:

  1. Когда в жизни происходят трагические изменения;
  2. При потере близких;
  3. Для укрепления во время испытаний и искушений;
  4. Во время болезней и для укрепления здоровья;
  5. Для укрепления веры.

Важно! Святой Многострадальный стал известен тем, что своей жизнью был полностью посвящен и покорен Богу. Он настолько был уверен в своем сердце, которое принадлежало Творцу, что осмелился спорить с Ним.

Читая историю этого праведника, можно взять множество уроков, которые помогут преодолеть тяготы жизни и стать более покорным Господу. Также стоит задуматься о том, что все проблемы в нашей жизни происходят по Небесной воле и не всегда мы узнаем все ответы. Кроме этого, не стоит обвинять ближних в нераскаянных грехах, если в их жизнь приходит испытания и тяготы.

Житие святого праведного Иова Многострадального

Молитва праведному Иову Многострадальному

О великий праведниче, Иове Многострадальне, чистым житием своим и святою близостию к Богу просиявый. Ты до Моисеа и Христа на земли пожил еси, вся же заповеди Божия, нося их в сердце своем, исполнял еси. Явленныя миру чрез Христа и Его Святых апостолов тайны, глубокими своими откровении уразумев, причастник веяний Духа Свята быти сподобился еси. Всякия козни диавольския, в посланных тебе от Господа особых искушениих, истинным смирением своим препобедив, образ злострадания и долготерпения всей вселенней явился еси. Любовь велию к Богу и ко всем людем в безмерных своих скорбех сохранив, чистым сердцем за гробом единения с Господем радостно ожидал еси. Ныне же в селениих праведных пребываеши и Престолу Божию предстоиши. Услыши нас грешных и непотребных, пред святою иконою твоею предстоящих и усердно к ходатайству твоему прибегающих. Моли Человеколюбца Бога, да к вере крепцей, непорочней и нерушимей нас утвердит, от всякаго зла враг видимых и невидимых защитит, в скорбех и искушениих нам крепость подаст, в сердцах наших память смертную присно сохранит, в долготерпении и братолюбии укрепит, и сподобит нас на страшнем суде Христове добрый ответ дати и в воскрешенней плоти нашей Триединаго Бога созерцати и славу Ему со всеми святыми воспевати во веки веков. Аминь.

КРАТ­КОЕ ЖИ­ТИЕ ПРА­ВЕД­НО­ГО ИОВА МНО­ГО­СТРА­ДАЛЬ­НО­ГО

Свя­той пра­вед­ный Иов жил за 2000–1500 лет до Рож­де­ства Хри­сто­ва, в Се­вер­ной Ара­вии, в стране Ав­си­ти­дий­ской, в зем­ле Уц. Жизнь и стра­да­ния его опи­са­ны в Биб­лии (Кни­га Иова). Есть мне­ние, что Иов при­хо­дил­ся пле­мян­ни­ком Ав­ра­аму: был сы­ном бра­та Ав­ра­ама – На­хо­ра. Иов был че­ло­ве­ком бо­го­бо­яз­нен­ным и бла­го­че­сти­вым. Всей ду­шой он был пре­дан Гос­по­ду Бо­гу и во всем по­сту­пал со­глас­но Его во­ле, уда­ля­ясь от все­го зло­го не толь­ко в де­лах, но и в мыс­лях. Гос­подь бла­го­сло­вил его зем­ное су­ще­ство­ва­ние и на­де­лил пра­вед­но­го Иова боль­шим бо­гат­ством: у него бы­ло мно­же­ство ско­та и вся­ко­го име­ния. Семь сы­но­вей пра­вед­но­го Иова и три до­че­ри бы­ли друж­ны меж­ду со­бой и со­би­ра­лись на об­щую тра­пе­зу все вме­сте по­оче­ред­но у каж­до­го из них. Через каж­дые семь дней пра­вед­ный Иов при­но­сил за сво­их де­тей жерт­вы Бо­гу, го­во­ря: «Мо­жет быть, кто из них со­гре­шил или по­ху­лил Бо­га в серд­це сво­ем». За свою спра­вед­ли­вость и чест­ность свя­той Иов был в ве­ли­ком по­че­те у со­граж­дан и имел боль­шое вли­я­ние а об­ще­ствен­ные де­ла.

Од­на­жды, ко­гда пе­ред Пре­сто­лом Бо­жи­им пред­ста­ли Свя­тые Ан­ге­лы, явил­ся меж­ду ни­ми и са­та­на. Гос­подь Бог спро­сил са­та­ну, не ви­дел ли он ра­ба Его Иова, му­жа пра­вед­но­го и чуж­до­го вся­ко­го по­ро­ка. Са­та­на дерз­ко от­ве­чал, что неда­ром бо­го­бо­яз­нен Иов – Бог бе­ре­жет его и умно­жа­ет его бо­гат­ства, но ес­ли на­слать на него несча­стья, то он пе­ре­станет бла­го­слов­лять Бо­га. То­гда Гос­подь, же­лая по­ка­зать тер­пе­ние Иова и ве­ру, ска­зал са­тане: «Все, что есть у Иова, Я пре­даю в твои ру­ки, толь­ко са­мо­го его не ка­сай­ся». По­сле это­го Иов вне­зап­но ли­шил­ся всех сво­их бо­гатств, а по­том и всех сво­их де­тей. Пра­вед­ный Иов об­ра­тил­ся Бо­гу и ска­зал: «На­гим вы­шел я из чре­ва ма­те­ри мо­ей, на­гим воз­вра­щусь к ма­те­ри сво­ей зем­ле. Гос­подь дал, Гос­подь и взял. Да бу­дет Имя Гос­подне бла­го­сло­вен­но!» И не со­гре­шил Иов пе­ред Гос­по­дом Бо­гом, и не про­из­нес ни од­но­го нера­зум­но­го сло­ва.

Ко­гда Ан­ге­лы Бо­жии вновь пред­ста­ли пе­ред Гос­по­дом, и сре­ди них са­та­на, то диа­вол ска­зал, что Иов пра­ве­ден, по­ка сам невре­дим. То­гда Гос­подь воз­ве­стил: «Я по­пус­каю те­бе сде­лать с ним, то хо­чешь, толь­ко ду­шу его сбе­ре­ги». По­сле это­го са­та­на по­ра­зил пра­вед­но­го Иова лю­той бо­лез­нью – про­ка­зой, ко­то­рая по­кры­ла его с ног до го­ло­вы. Стра­да­лец при­нуж­ден был вы­се­лить­ся из об­ще­ства лю­дей, сел вне го­ро­да на ку­че пеп­ла и гли­ня­ным че­ре­пом скоб­лил свои гной­ные ра­ны. Все дру­зья и зна­ко­мые оста­ви­ли его. Же­на его при­нуж­де­на бы­ла до­бы­вать се­бе про­пи­та­ние, тру­дясь и ски­та­ясь из до­ма в дом. Она не толь­ко не под­дер­жи­ва­ла сво­е­го му­жа в тер­пе­нии, но ду­ма­ла, что Бог на­ка­зы­ва­ет Иова за ка­кие-ли­бо тай­ные гре­хи, пла­ка­ла, роп­та­ла на Бо­га, уко­ря­ла и му­жа и на­ко­нец по­со­ве­то­ва­ла пра­вед­но­му Иову по­ху­лить Бо­га и уме­реть. Пра­вед­ный Иов тяж­ко скор­бел, но и в этих стра­да­ни­ях остал­ся ве­рен Бо­гу. Он от­ве­чал жене: «Ты го­во­ришь как од­на из безум­ных. Неуже­ли доб­рое мы бу­дем при­ни­мать от Бо­га, зло­го не бу­дем при­ни­мать?». И не со­гре­шил пра­вед­ный ни в чем пе­ред Бо­гом.

Услы­шав о несча­сти­ях Иова, три его дру­га при­шли из­да­ле­ка к нему раз­де­лить его скорбь. Они счи­та­ли, что Иов на­ка­зан Бо­гом за гре­хи, и убеж­да­ли непо­вин­но­го ни в чем пра­вед­ни­ка по­ка­ять­ся. Пра­вед­ник от­ве­чал, что он стра­да­ет не за гре­хи, но что эти ис­пы­та­ния по­сла­ны ему от Гос­по­да по непо­сти­жи­мой для че­ло­ве­ка Бо­же­ствен­ной во­ле. Дру­зья, од­на­ко, не ве­ри­ли и про­дол­жа­ли счи­тать, что Гос­подь по­сту­па­ет с Иовом по за­ко­ну че­ло­ве­че­ско­го воз­мез­дия, на­ка­зы­вая его за со­вер­шен­ные гре­хи. В тяж­кой ду­шев­ной скор­би пра­вед­ный Иов об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Бо­гу, про­ся Его Са­мо­го за­сви­де­тель­ство­вать пе­ред ни­ми его неви­нов­ность. То­гда Бог явил Се­бя в бур­ном вих­ре и уко­рил Иова за то, что он пы­тал­ся про­ник­нуть сво­им ра­зу­мом в тай­ны ми­ро­зда­ния и су­деб Бо­жи­их. Пра­вед­ник всем серд­цем рас­ка­ял­ся в этих мыс­лях и ска­зал: «Я ни­что­жен, от­ре­ка­юсь и рас­ка­и­ва­юсь в пра­хе и пеп­ле». То­гда Гос­подь по­ве­лел дру­зьям Иова об­ра­тить­ся к нему и про­сить его при­не­сти за них жерт­ву, «ибо, – ска­зал Гос­подь, – толь­ко ли­цо Иова я при­му, чтобы не от­верг­нуть вас за то, что вы го­во­ри­ли обо Мне не так вер­но, как раб Мой Иов». Иов при­нес жерт­ву Бо­гу и по­мо­лил­ся за дру­зей, и Гос­подь при­нял его хо­да­тай­ство, а так­же воз­вра­тил пра­вед­но­му Иову здо­ро­вье и дал ему вдвое боль­ше то­го, что он имел преж­де. Вме­сто умер­ших де­тей у Иова ро­ди­лось семь сы­но­вей и три до­че­ри, пре­крас­нее ко­то­рых не бы­ло на зем­ле. По­сле пе­ре­не­сен­ных стра­да­ний Иов про­жил еще 140 лет (все­го же он про­жил 248 лет) и ви­дел потом­ство свое до чет­вер­то­го ро­да.

Свя­той Иов про­об­ра­зу­ет Гос­по­да Иису­са Хри­ста, со­шед­ше­го на зем­лю, по­стра­дав­ше­го ра­ди спа­се­ния лю­дей, а по­том про­сла­вив­ше­го­ся слав­ным Сво­им Вос­кре­се­ни­ем.

«Я знаю, – го­во­рил пра­вед­ный Иов, по­ра­жен­ный про­ка­зой, – знаю, что Ис­ку­пи­тель мой жив, и Он вос­ста­вит из пра­ха в по­след­ний день рас­па­да­ю­щу­ю­ся ко­жу мою, и я во пло­ти мо­ей узрю Бо­га. Я узрю Его сам, мои гла­за, не гла­за дру­го­го уви­дят Его. Ча­я­ни­ем се­го ис­та­и­ва­ет серд­це мое в гру­ди мо­ей!» (Иов.19:25-27).

«Знай­те, что есть суд, на ко­то­ром оправ­да­ет­ся толь­ко име­ю­щий ис­тин­ную пре­муд­рость – страх Гос­по­день и ис­тин­ный ра­зум – уда­ле­ние от зла».

Свя­той Иоанн Зла­то­уст го­во­рит: «Нет несча­стья че­ло­ве­че­ско­го, ко­то­ро­го не пе­ре­нес бы этот муж, твер­дей­ший вся­ко­го ада­ман­та, ис­пы­тав­ший вдруг и го­лод, и бед­ность, и бо­лез­ни, и по­те­рю де­тей, и ли­ше­ние бо­гат­ства, и за­тем, ис­пы­тав ко­вар­ство от же­ны, оскорб­ле­ния от дру­зей, на­па­де­ния от ра­бов, во всем ока­зал­ся твер­же вся­ко­го кам­ня, и при­том до За­ко­на и Бла­го­да­ти».

Использованные материалы

  • Житийная справка календаря портала Православие.Ru:

Так согласно переводу Семидесяти, которому следует и церковнославянская Елизаветинская Библия. Православная Церковь приемлет эту родословную праведного Иова, ежегодно провозглашая её в третьей паремии Великой вечерни в Великую пятницу. Однако под влиянием того, что эти биографические сведения отсутствуют в масоретском тексте, они не включены в основной текст русскоязычного Синодального перевода (иногда печатаются в сноске). Среди альтернативных версий родословия Иова, существует мнение, что Иов приходился племянником Аврааму, будучи сыном брата Авраама, Нахора — эта версия указана в житийной справке календаря портала Православие.Ru,

Иов Многострадальный (каноническая икона)

Многие люди задаются вопросом почему на земле существуют скорби и страдания. Этот вопрос волнует не только современных людей, но волновал и великих праведников древности. Священное Писание в своем составе имеет книгу, которая отвечает на этот вопрос и как бы вводит читателя в состояние сопереживания с главным героем книги — праведным Иовом. Если мы сможем вместе с ним пережить то, что он пережил, то сможем вместе с ним и увидеть Того, Кого Иов назвал своим Искупителем, и вместе с ним познаем тайну страдания.

Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. (Иов.1:1)

Что такого особенного было в этом человеке, что Библия говорит о нем? Прежде всего он человек. Но все мы люди, скажете вы, что в этом особенного? «Се, Человек!» — сказал Пилат, указывая на Христа в багрянице и терновом венце, желая вызвать сострадание. И мы, услышав, что Иов — человек, будем ли к нему сострадательны? Иов — человек с большой буквы, человек в высоком смысле слова, подлинный человек. Пилат, взывая к человечности, сам оказался бесчеловечным, предав Христа на распятие. Истинный человек не тот, кто как Пилат, умывает руки, говоря «я ни при чем», но Тот, Кто как Иов в основу жизни полагает четыре добродетели:

Непорочность. Непорочными в Ветхом Завете называются животные пригодные для жертвоприношения. Если в отношении животного непорочность означает отсутствие телесных недостатков, то непорочность Иова — отсутствие недостатков в его жизни, в поступках, в душе. Непорочность, как говорит святитель Григорий Великий, есть нежелание славы при совершении добрых дел. Даже когда человек совершает добрые дела, и в этом тоже могут быть недостатки — тщеславие и т.п. Так вот непорочность и есть отсутствие этих недостатков, когда делаешь добрые дела.

Богобоязненность. Бояться Бога значит отвергать зло, смешанное с добром. Противоположностью страха Божьего является дерзость.

И родились у него семь сыновей и три дочери. (Иов.1:2)

У праведника было много детей. Заботы о них не сделали его суетливым, Иов, думая о детях, не скатился в жадность и многозаботливость. Дети всегда являются благословением Божиим: Да будут сыны наши как поросль молодая, а дочери – как колонны, украшение дворца! (Пс.143:12, перевод Аверинцева) — восклицает Давид. Но дети также всегда являются и продолжением качеств родителей. Иов, будучи прообразом Христа, имел Веру, Надежду, Любовь — трех дочерей-добродетелей, которые даруются нам от Святого Духа, семь даров Которого обозначаются сыновьями Иова. У Иова было много детей, детьми Христа являются апостолы и верующие, и здесь сыновья — это пастыри, а дочери — паства (по толкованию святителя Григория Великого).

Так рассказ о детях Иова напоминает нам о том, что и наши дети — наше продолжение, в них проявляются и наши добродетели и наши пороки, и наша связь со Христом. Создавая семью, мы в тоже время создаем образ, символ Церкви, так и сам человек — не просто человек, но и образ Бога, символ Творца, если конечно он помнит об этом.

Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. (Иов.1:3)

К чему такое подробное описание богатства Иова? Когда мы слышим о чьем-либо богатстве, то измеряем его деньгами, очень часто такие рассказы вызывают зависть в людях. Иов не упомянул деньги, золото, серебро среди своего богатства, может быть потому, что считал их за сор?

Иов подробно описывает свое богатство, чтобы показать как много у него было и как мнгого он потерял. С одной стороны он рачительный хозяин — точно знает сколько у него имущества, — и это первый урок. Если Бог дает тебе богатство, то будь достойным его управляющим (но не владельцем, потому Бог всем владеет, а не человек).

И второй, более важный урок: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс.61:11). Если видишь, что иной чрезмерно богат, не считай жизнь его блаженною. Если отовсюду и из неисчерпаемых источников текут к тебе деньги, не допускай до себя их обилия. «Богатство аще течет»… Подивись сему речению! Свойство богатства текучесть. Быстрее потока протекает оно мимо владеющих им и обыкновенно переменяет их одно за другим» (свт. Василий Великий) Мы завидуем богатому? Откуда мы знаем надолго ли с ним все это имущество. Смерть избавляет всякого человека от имущества, но Иов лишился всего еще раньше.

«да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших; волы наши тучны» — восклицает Давид (Пс.143:13-14). А в другом месте: «А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы» (Пс.78:13). Значит овцы Иова — это не просто овцы, и верблюды — не просто верблюды, да и сам Иов не просто человек, как мы уже сказали. Иов — прообраз страдающего Господа, его овцы — иудеи, верблюды — прообраз самарян и язычников. А нравственный урок помогает найти нам Давид в 143 Псалме: счастлив человек, имеющий земные блага от Бога, но более блажен человек, имеющий Бога в своем сердце (Пс.143:14-15).

Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. (Иов.1:4)

Каждый из сыновей Иова устраивает пир в определенный день, а в целом их пиры образуют некий пиршественный круг, на который приглашаются три сестры, три дочери Иова. Святитель Иоанн Златоуст замечает, что не в правилах Востока пировать вместе с женщинами, а это значит, что пиры сыновей Иова были благочестивыми, свободными от излишеств, пьянства и прочих грехов. «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4) — сказал Господь, поэтому святые отцы видят в пирах сыновей Иова образ проповеди апостолов, которые устраивают пир веры каждый в свой день, то есть по мере понимания слушающих. И здесь три сестры — это народ, вкушающий пищу — Священное Писание. И что это за пиры апостолов как не Святая Божественная Евхаристия, этот пир веры, насыщающий наши души благодатью Христовой?

Итак, говоря об Иове, мы увидели в нем Христа, говоря о его богатстве, мы увидели в нем уроки нестяжания, говоря об его детях, увидели в них апостолов, а в трех сестрах — верующих, самих себя, то есть Церковь. Говоря о Ветхом Завете, увидели в нем Новый. И это не случайно, потому что только Новый Завет в полноте раскроет нам тайну страданий Иова …

продолжение в следующем номере…

священник Валерий Варнашов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *