Иоанн кронштадтский и распутин

Дневник протоиерея Геннадия Беловолова,
он же otets_gennadiy:
«КАК ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ ОТНОСИЛСЯ К РАСПУТИНУ?
Уважаемый блогер michail50 в дискуссии, возникшей по поводу моего поста о Распутине http://otets-gennadiy.livejournal.com/231790.html, задал вопрос: «И как относился к этой теме Иоанн Кронштадтский?…»
Не буду писать на эту тему диссертации, приведу лишь две цитаты. Но прежде замечу, что Иоанн Кронштадтский встречался с Григорием Распутиным. Этот факт, который никто не отрицает. Это было в начале ХХ в. Что сказал о.Иоанн Распутину и что он сказал о Распутине? На этот счет есть две версии.
К сожалению, прямого свидетельства самого о.Иоанна из первых уст не сохранилось, его Дневники за эти годы не найдены (скорее всего, утрачены).
Сохранилось два пересказа этой встречи. Одна принадлежит протоиерею Философу Орнатскому, настоятелю Казанского собора в Санкт-Петербурге, который в газете «Петербургский курьер» за 2 июля 1914 года через пять после кончины Иоанна Кронштадтского так описывает эту встречу: «О.Иоанн спросил старца: «Как твоя фамилия?» И когда последний ответил: «Распутин», сказал: «Смотри, по фамилии твоей и будет тебе». Здесь нужно отметить, что о.Философ не был свидетелем самой встречи и не указывает, на чем основан его рассказ. Главное, он не ссылается на о.Иоанна как первоисточник этого рассказа. Поэтому не может обладать достоверностью исторического источника и скорее всего является пересказом слухов, активно циркулировавших в общественной среде. К сожалению. Этот неподтвержденный рассказ до сих пор является основным в нашем общественном сознании.
Второй источник — это воспоминания дочери Распутина — Матрёны Григорьевны Распутиной (1898 — 1977), изданные в эмиграции в 1932 г.
Можно ли верить дочери? Очевидно, что для нее была дорога память об отце и она не свидетельствовала против него. Но именно по этой причине она не могла выдумывать об отце то, чего не было. Очевидно, что зафиксированные в ее книге воспоминания, написаны со слов ее отца и являются таким образом наиболее адекватным первоисточником сведений по это теме.
Приведу полностью главу из воспоминаний Матрены Григорьевны. Не буду комментировать. Читатель сам может прекрасно разобраться, как Иоанн Кронштадтский относился к Распутину? Воспоминания говорят сами за себя. Только прошу не приписывать мне желание канонизировать Григория Распутина. Я пишу о нем как о человеке, которого ценил Государь Император Николай Александрович, а также высоко отзывался св.Иоанн Кронштадтский.
(Нужно отметить, что в тексте мемуаристка несколько раз называет Иоанна Кронштадтского «архимандритом» (монашеский сан). Это фактическая ошибка, которая объясняется неискушенностью автора в церковных званиях).
«Итак, отец появился в Санкт-Петербурге. Город ему не понравился. Потом он говорил мне, что ему душно здесь.Нежелание свое сразу уехать обратно объяснил так: «Меня держит здесь». Поначалу отец, мало с кем знакомый тогда, не знал, что делать дальше. Он уже давно слышал о священнике из собора в Кронштадте — знаменитом Иоанне Кронштадтском. Говорили, он обладает огромной духовной силой. И вот в одно из воскресений отец решил поехать в Кронштадт на исповедь.
Говорили, что собор, где служит Иоанн Кронштадтский, — оазис покоя в бурлящем море. Отцу предстояло убедиться в этом. Сама служба проходила необычно: она включала в себя публичную исповедь.
Под конец, перед самым причастием, по сигналу, поданному священником, все присутствующие выкрикивали во всеуслышание свои грехи. Отец бывал во многих церквах и монастырях, но нигде не встречал подобного. Прихожане, не стыдясь, в полный голос объявляли о своих прегрешениях, просили у Бога прощения, а затем вкушали тело и кровь Христа. При этом не было суеты, толкотни — один обряд сменял другой. Отец был ошеломлен таким проявлением искренней веры в Бога. Считается, что Бог пребывает в церкви. И это, конечно, так. Это знают все верующие. Но не всем дано почувствовать Бога рядом с собой во время
церковной службы.
Отец простоял на коленях всю службу. Молился, вручая свою судьбу Господу. Люди, обладающие духовным зрением, узнают друг друга. Архимандрит Иоанн вышел из алтаря, остановился перед отцом, взял его за руку и заставил встать.
Сказал, что почувствовал присутствие отца в храме:
— В тебе горит искра Божья.
Отец попросил благословения у архимандрита.
— Господь тебя благословляет, сын мой, — ответил тот.
В тот день отец принял причастие из рук Иоанна Кронштадтского, что было большой честью. После архимандрит позвал отца к себе. Отец рассказал Иоанну о себе все, «как на духу». Впрочем, он и
воспринимал происходящее как продолжение исповеди, начатой еще в храме во время службы.
Разумеется, рассказал и о явлении Казанской Божьей Матери, о смутных догадках, наполнивших его после этого. Рассказал о том, что пришел в Петербург как бы не по своей воле:
— Вело меня сюда…
Архимандрит слушал отца, не перебивая. Когда отец закончил говорить, спокойно сказал:
— Бог привел, значит так тому и быть.
У отца вырвался вопрос:
— Чему быть?
Архимандрит так же серьезно ответил:
— А что Бог даст, тому и быть. Его слушай, он вразумит.
Даже Труфанов так передает слова Иоанна Кронштадтского:
— Странствуй, странствуй, брат, тебе много дал Бог, помогай людям, будь моею правою рукой, делай дело, которое и я, недостойный, делаю…
Архимандрит, пересказывая другим встречу с отцом, называл его «истинным старцем».
Цитируется по книге: Матрена Распутина. ВОСПОМИНАНИЯ ДОЧЕРИ. — М.,2001. «Захаров»».

P.S. И дедулькины пять копеек:
«От единого корени…
kalakazo
20 июля, 2013
Жизнь и судьба старца Григория Ефимовича Распутина также неразделима и неотсоединима от жития всероссийского кронштадтского Батюшки, как их судьбоносная связь с царским престолом. Они даже внешне были схожи:
«Вошел Григорий Ефимович, худой, с бледным, изможденным лицом, в черной сибирке; глаза его, необыкновенно проницательные сразу меня поразили и напомнили глаза о. Иоанна Кронштадтского» А.А.Вырубова.
Генетически оба «царские прихвостни» изводятся из единого корени: не из подмороженной «ни рыба, ни мясо» синодальной духовности, а из стихии сокровенно народной религиозности, с истовой молитвой,
личным религиозным опытом, пытливо вымогательным разговором на «Ты» с самим Господом
и непременным «чудотворством».
Великий князь Николай Михайлович:
«Да, как это ни странно покажется, Иоанна Кронштадтского, как гипнотизера-самородка, я считаю самым прообразом Распутина. Это – явления одного и того же порядка, хотя и далеко не равноценные… Они были похожи немного побольше, чем уголь и алмаз. Должен вам сознаться, что я крепко недолюбливал отца Иоанна… Как нарочно, кругом Распутина теснились самые характерные его поклонницы, такие же ревнивые, как сподвижницы Иоанна Кронштадтского…»
И ещё махонький камушек в кронштадтский огород от того же сановного историка:
«– Вы помните рассказ Лескова «Полунощники”?
– Да, да, как же, – поспешно ответил Николай Михайлович. Это именно Иоанн Кронштадтский изображен там чрезвычайно удачно. Ведь он – зырянин по национальности, а это племя всегда отличалось большой житейской хитростью. Манеры у него порывистые, истерические: молится, как будто Богу приказывает – вот его Бог часто и не слушается… Помню я Иоанна Кронштадтского на праздновании крестин Наследника в Ново-Петергофском дворце: восседал он там за парадным столом среди больших сановников в великолепной шелковой рясе с орденскими звездами – такой румяный, упитанный и усердно пьет шампанское. Как Александру Третьему он предсказал выздоровление, так новорожденному Алексею напророчил долгую жизнь и счастливое царствование… Я дал этому священнику очень несочувственную характеристику в своей книжке о кончине Александра III…»
Сам Григорий Ефимович Распутин почитал себя прямым восприемником и духовно пророкным двойником
кронштадтского чудотворца:
«Был я у о. Иоанна Кронштадтского, – рассказывал Г. Е. Распутин одному из своих знакомых. – Он меня принял хорошо, ласково. Сказал: «Странствуй, странствуй, брат, тебе много дал Бог, помогай людям, будь моею правою рукою, делай дело, которое и я недостойный делаю…”»
Слова эти подтверждаются, между прочим, самим образом жизни, которую вел, обосновавшись в Петербурге, Григорий Ефимович. «…Больных, нуждающихся в утешении, принимаю, – говорил он одному собеседнику в 1907 г. – Трудно мне, миленький… До двух часов дня каждый день у себя принимаю, а потом по больным по приглашению разъезжаю… Часа три в сутки свободных имею, не больше».


Писатель Игорь Евсин о почитании старца Григория, как святого мученика
Царственные мученики Николай II и Александра Федоровна всегда почитали Григория Распутина за праведника. Еще при жизни старца Григория, Царица Александра Федоровна и ее дети, царевны и царевич, вместе с нательным крестиком носили его образ, написанный на медальончиках. А когда Распутин был ритуально убит, Царь Николай II, как великую святыню надел на себя нательный крестик, снятый с убиенного мученика Григория. Когда же Царь находился в заточении в Тобольске, то хранил у себя, как святыню письма Распутина. Передавая для большей сохранности шкатулку с ними доктору Деревенко, чтобы он тайно ее вынес и спрятал, Царь-мученик сказал: «Здесь самое ценное для нас — письма Григория».
Царевич Алексий после гибели Григория Распутина говорил: «Был святой — Григорий Ефимович, но его убили». «Он мученик», — утверждала Государыня Александра Федоровна. По ее указанию, спустя месяц после убийства старца Григория, была издана небольшая книжечка под заголовком «Новый мученик». В ней излагалась биография Григория Ефимовича и проводилась мысль о том, что он был Божьим человеком и по роду своей смерти должен почитаться мучеником».
Это житие в многочисленных экземплярах мгновенно расходилось среди простого народа, который относился к Распутину как к чудотворцу. Об этом говорит тот факт, что узнав о его гибели, многие петербуржцы устремились к проруби в реке Неве, где старец Григорий был утоплен. «По донесениям полиции там они набирали воду, освящённую его кровью, и относили домой, как святыню».
Очевидец этого В. М. Пуришкевич писал о том, что к Неве «стали стекаться целыми вереницами, главным образом женщины, начиная с самых верхов и кончая низами, с кувшинами и бутылками в руках, чтобы запастись освященной распутинсками останками водой». Когда же старца Григория погребли в алтаре строившийся Серафимовской церкви, то люди приходили к ней и собирали вокруг неё снег.
Почитание Распутина, как святого праведника усилилось после того, когда в марте 1917 года по указанию Временного правительства был вскрыт гроб с останками Распутина. Очевидцы этого увидели, что они оказались нетленными и даже издавали лёгкое благоухание. Тогда народ стал стекаться ко гробу и разбирать его на кусочки, чтобы иметь у себя хоть малую частицу от последнего прибежища старца-мученика.
В наше время Григория Ефимовича почитал за праведника известный Санаксарский старец, приснопамятный схиигумен Иероним (Верендякин). Именно по его благословению и его молитвам я написал книжку «Оклеветанный старец». Работа над ней была закончена в 2001 г. По приезду в Санаксарский Рождества-Богородицкий монастырь я ознакомил старца Иеронима с книжкой «Оклеветанный старец». Прослушав текст, старец в присутствии своего келейника иеродиакона Амвросия (Черничука) дал своё благословение на ее издание, сказав, что Распутин был праведником, угодником Божиим.
Одним из первых, кто во всеуслышание заявил о праведности старца, был известный священник, духовный писатель и поэт, замечательный проповедник конца ХХ в. Димитрий Дудко. «Распутин стоял за православие, — писал он, — был сам глубоко православным и к этому призывал всех. Меня особенно поразило то, как он, будучи расстрелянным и брошенным в воду, держал пальцы сложенными в крестное знамение. Крест, как известно, означает победу над бесами. В лице Распутина я вижу весь русский народ — поверженный и расстрелянный, но сохранивший свою веру даже погибая. И сам он побеждает!».

Широкое почитание человека Божия Григория Распутина-Нового началось с приготовления к прославлению царской семьи во святых. Причём, как в народе, так и в среде священнослужителей. Один из членов комиссии по канонизации царственных мучеников отец Георгий (Тертышников) рассказывал протоиерею Валентину Асмусу, что когда на заседании Комиссии речь зашла о Распутине, и тех обвинениях, которые против него выдвигались, то обвинения падали одно за другим…. И вот, в конце концов, кто-то из членов комиссии с улыбкой сказал: «А что, похоже, мы уже занимаемся не канонизацией Царской семьи, а канонизацией Григория Ефимовича?».
Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Георгий (Тертышников) тщательно изучал материалы, связанные с Распутиным, поскольку имел послушание подготовить доклад на тему — не является ли личность Григория Ефимовича препятствием для прославления Царской семьи. Когда митрополит Коломенский Ювеналий ознакомился с этим докладом, то заметил отцу Георгию «Судя по вашим материалам, Распутина тоже надо прославить!».
Увы, на Архиерейском Соборе 2000 года канонизации Распутина не произошло. Однако, мнение о нём у многих изменилось в лучшую сторону. Так в 2002 г. бывший управляющий Ивановской и Кинешемской епархии архиепископ Амвросий (Щуров) на Царских православно-патриотических чтениях, проходивших в Иваново 18 мая заявил: «Многим нападкам со стороны врагов России подвергся Григорий Ефимович Распутин. Пресса воспитывала в людях отвращение к нему, стараясь таким образом бросить тень на Государя и его Августейшее семейство.
Кем же на самом деле был Григорий Ефимович Распутин? Он не был плохим человеком. Это крестьянин, трудолюбивый и очень благочестивый человек, большой молитвенник, много странствующий по святым местам… Такой благочестивый человек, как Григорий Ефимович, не мог, конечно творить всякие безобразия, которые ему приписывали. Был специальный двойник, который специально скандалил, пил в кабаках, вёл безнравственный образ жизни. А пресса это раздувала».
В 2008 г. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение», отвечая на вопрос слушателя, почему около Святой Царской Семьи находился Григорий Распутин, заметил: «Царскую Семью оклеветали и очернили, обвинив во всяких грехах, а сейчас мы видим, что это неправда. Может быть, и с Григорием Распутиным что-то подобное было, потому что Царская Семья, Государь были очень чистой жизни и понимали ситуацию, людей. Они не могли приблизить к себе такого человека, каким представляют нам сейчас Григория Распутина».
По поводу действий прессы в отношении Распутина и фальсификации документов лично у меня хранится письмо старца архимандрита Кирилла (Павлова) написанное в 2001 г. моей супруге Ирине Евсиной с ответом на вопрос, как отец Кирилл относится к личности Григория Ефимовича. Вот что в нем пишется дословно:
«Досточтимая Ирина! В вашем ко мне письме содержится вопрос — моё мнение о личности Распутина Г. Скажу прямо — сейчас положительное, раньше я под влиянием всякой лжи и клеветы думал отрицательно. Прочитав в книге Яковлева об убийстве Распутина масонами, ритуальном убийстве, я в корне изменил своё отношение к нему.


Наш лаврский насельник, преподаватель Академии архимандрит Георгий (Тертышников), состоящий в комиссии по канонизации святых, был командирован в Питер познакомиться с архивными документами для канонизации Царской семьи, говорит, что в печати того времени и документах того времени одна ложь и клевета на Царя и его окружение. Может быть, какие-то слабости и немощи, свойственные каждому человеку, были и у Распутина, но не такие, какие ему приписывали. На страшном Суде Божием всё будет представлено в истинном виде. Да хранит вас Господь. С ув. Арх. Кирилл».
Как поразительно точно перекликаются слова прозорливого старца Кирилла (Павлова) со словами самого Григория Распутина, который говорил: «В чём обвиняют — невиновен, увидимся на суде Божием! Там оратор не оправдается и вся колена земная».
Не знаю, не понимаю, не представляю, чем могут оправдаться те, кто до сих пор Друга святой Царской семьи мученика Григория подвергает клевете и наветам.
Известный старец нашего времени приснопамятный протоиерей Николай Гурьянов говорил: «Епитимью несёт бедная Россия… Надо обязательно очистить память старца от клеветы… Это необходимо для духовной жизни всей Русской Церкви».
И разве мы не должны исполнять наказ праведника, Божьего человека, старца про которого архимандрит Кирилл (Павлов) говорил: «В наши последние времена старец Николай — светильник, подобный Серафиму Саровскому».
Игорь Евсин.
Старец Николай Гурьянов о мученике Григории Распутине

Из беседы протоиерея Николая Гурьянова с духовными чадами.
6 августа 2000 года батюшка Николай благословил одну приехавшую к нему монахиню книгой «Мученик за Христа и за Царя. Человек Божий Григорий. Молитвенник за Святую Русь и Ея Пресветлого Отрока», со словами: «Храни. Это чудесная книга, благодатная». (скачать книгу можно http://lib.rus.ec/b/162489/read)
Эта монахиня в присутствии других духовных чад батюшки спросила:
— Скажите, как вы чувствуете, как вам Господь открывает, прославят когда-нибудь мученика Григория?
— Матушка, так он уже давно прославлен, — ответил отец Николай Гурьянов.
— Отче, я понимаю… Прославят ли на Соборе архиерейском у нас, в России?
— Я думаю, прославят. Этого Царственные Мученики желают, и многие духовные люди в нашей Церкви хотят этого. Вы молитесь, просите Господа, и будет радость для всех огромная — правда откроется. …
— Батюшка, отчего так скорбит Цесаревич? — спросила монахиня и протянула ему икону.
— А как же не скорбеть? Какие поношения, оскорбления он видит на Царя, Царицу и на старца Григория. Алексий знает его святость как никто другой, ведь сколько раз праведный Григорий его спасал от смерти, сколько раз… Помолится, перекрестит его, благословит. Ведь Григорий это чудо творил старец Григорий по милости Божией исцелял! А о нем такие глупости говорят!
— Отче, мне сказали, что была передача по «Радонежу», беседу вел священник, почитающий Царственных Мучеников. Когда его спросили именно об этой способности старца Григория — исцелять Наследника — он ответил, что Распутин лечил его как экстрасенс… Батюшка, что же это такое? Снова ложь?

— А вы знаете этого священника? — спросил отец Николай.
— Нет, только бывала несколько раз в храме на его службе и читала его проповеди…
— Вы ему от меня, тоже священника, любящего Царственных Мучеников, задайте вопрос: «А что они, старец Григорий и Царица Александра, вместе «колдовали»?! Грешно так говорить о Григории и об Императрице! Она духовно прозорлива была и видела сердца людей. Видно, тот священник себя выше и умнее Царя и Царицы считает?
— Не знаю, отче, просто он всегда говорит о Григории Ефимовиче страшные вещи, смеется над его святым житием: иронизирует, что святой Царь Николай преобучался Иисусовой молитве от Старца Григория…
— Как грешно! Это священник так говорит?!
— Да… простите…
— Царь Николай имел великую силу Иисусовой молитвы, и именно она, молитва эта, давала Ему духовный разум и Божественную мудрость, просвещала Его сердце и направляла, вразумляла, как поступить. А молитва Мученика Григория спасала Царевича столько раз от смерти, исцеляла… Ведь молился Григорий за Русь — и его Господь слышал…
Разговор прервался. Вспомнились клеветнические публикации о Григории Ефимовиче Распутине, «просветительские» передачи о нем по «Радонежу». Ничего светлого, правдивого, одна брань и хула, перепевы масонских книг и пересказы «свидетелей» жизни Старца Григория, его убийц. И все это внушают доверчивым людям и не дают опомниться, задуматься и самим, с Божией помощию, попытаться найти истину…
— Так значит, отче, прославят его?
— А вы посмотрите, что у вас в руках?
— Икона мученика Григория с Цесаревичем Алексием…
— Вот уже и прославили… Смотрите, иконочка ему есть, акафист написан, молитва. Мы уже молимся ему, и многие молились и молятся…
— Батюшка…. Архиереи за это будут на нас серчать…
— За что? — спросил он. — Мы с вами их ничем не обидели и не обижаем.
— За то, что мы мученика Григория славим, святым почитаем.
— То, что мученик Григорий святой — это правда Божия. За правду нельзя серчать и архиереи это понимают.

Как известно отец Николай Гурьянов в своих молитвах, как и батюшка Серафим, беседовал со святыми. И он духовно прозрел, что Григорий Распутин — святой мученик и говорил, что об этом ему «было извещение от Господа и Царственных святых». Вот почему отец Николай говорил: «мученика Григория надо прославить», причем «чем быстрее, тем лучше».
Когда же Архиерейский Собор не канонизировал Распутина, отец Николай сильно огорчившись, сам предпринял действия для его прославления, как святого мученика.
Для нас же причинами почитания Распутина, как святого, должны стать очищенная от клеветы его праведная жизнь, мученическая кончина и многочисленные чудеса, которые совершались как при его жизни, так и после кончины.
По благословению отца Николая было написано Житие старца Григория и акафист ему. Кроме того он благословил написать его иконы. Эти иконы он держал в своей келье, а их фотографии дарил сотням своих духовных чад.
После блаженной кончины отца Николая почитатели написали его образ — в одной руке батюшка держит крест, а в другой небольшую икону мученика Григория. В сентябре 2002 г. образ обильно замироточил. Тогда же сделали фотографию этого чуда. На ней явно видны крупные капли мира. Фотографии мироточивого образа размножили. Одна из них попала в Екатеринбург к рабам Божиим Елене и Вере. Они очень почитают отца Николая и мученика Григория и потому стали молиться перед попавшим к ним образом. Прошло время и бумажная фотография в их доме замироточила.

В документальном фильме «Мученик за Христа и за Царя Григорий Новый» (режиссёр Виктор Рыжко. 2009 г.) запечетлено обильное мироточение различных изображений старца Григория.
В 2004 г. в Иваново-Вознесенске иконой с батюшкой Николаем, Цесаревичем Алексеем и старцем Григорием был исцелён умирающий мужчина сорока лет, которому, по мнению врачей, оставались считанные часы жизни.
Так Сам Господь зримым образом прославил двух своих Угодников — старца Николая (Гурьянова) и мученика Григория Распутина-Нового.
Чудесным проявлением Божьего благоволения к памяти старца Григория является и то обстоятельство, что ежегодно, в декабре, не смотря ни на какую погоду, ни на какой мороз, у места захоронения Распутина расцветает верба. Происходит это в день убиения старца, а цветение продолжается всего пятнадцать минут…
Источник: «Русский монархист»

Распутин: один из тысячи «старцев» империи

Ещё после первого паломничества Григорий Распутин усвоил, на чём сейчас деньги делают, и после возвращения в деревню радикально изменил стиль общения с односельчанами. Как с негодованием отмечал местный священник (за что дочь Распутина обвинила его в зависти), Григорий изображал из себя вещуна, провидца, просветлённого духовно: отвечал на всё с паузами, с таким видом, словно спросонок, обрывочными, значительными, но не привязанными к конкретным вопросам фразами. Сначала это крестьянам было просто в диковинку, как и сам факт, что кто-то в их деревне бывал в паломничестве. Потом они уверились, что в так важно высказываемых странных фразах Распутина – глубокий смысл, который только надо разгадать. К нему стали ходить на поклон, за духовным наставлением, и несли с собой деньги или подарки.
В то время в Тобольской губернии, да и во всей России, был всплеск сектантства. Православная церковь постоянно расследовала всевозможных гуру и их деяния (которые почти всегда были связаны с выдаиванием денег из народа и время от времени – с какими-нибудь общественно неодобряемыми интимными практиками). Поскольку Распутин неожиданно повадился ходить с толпами приезжающих баб в баню, его заподозрили в хлыстовстве и, соответственно, оргиях.


Раскрашенный фотопортрет Григория Распутина.

Однако расследование ничего не дало. И не могло дать: Распутин хлыстовцем не был. Много позже, уже расследуя поведение Григория Ефимовича с дамами высшего света, полиция установит: Распутин эротические позывы свои удовлетворял совершенно особым образом. Под предлогом борьбы с искушениями он рассматривал посторонних голых женщин, трогал их, в том числе распаляя, но потом, когда они готовы были отдаться, заставлял молиться до катарсиса раскаяния и часто молился сам рядом. Возможно, он и сам верил, что таким образом борется с искусом – хотя у современных сексологов не вызывает сомнения, что «борьба с искушением» была только предлогом. В любом случае, спускал пар «старец» (который был удивительно молод для своего звания) всё же с женой.
Тобольская губерния очень скоро стала казаться Распутина или слишком мелкой по доходам, или слишком опасной – там он всё время был на виду. «Провидец» решил покорять столицу. Однако Санкт-Петербург встретил его неласково. «Старцев» в городе было видимо-невидимо, каждый кормился с десятка-другого экзальтированных особ. В Тобольске у Распутина аудитория была шире. И тут-то проявился настоящий талант Григория – всего за несколько лет, двигаясь ко всё более состоятельной клиентуре, он дошёл до императрицы. Во всём остальном он был просто одним из сотни вещунов столицы, одним из тысяч провидцев России.

Чтобы закрепить успех, Распутин издал две книги духовных наставлений и мистических откровений. Вопреки слухам, скорее всего, он полностью надиктовал их сам. Манеру говорить он снимал великолепно и в столице научился вещать не только важно, но и нарочито простонародно – как в родной деревне даже не говорил, зато столичные дамы ахали от прикосновения к мощи русского народа, и вворачивать модные образы. Нахватался он и мистических и духовных формулировок. Впрочем, как мы помним, никакая слава не уберегла его от жестокого убийства, когда знати показалось, что слишком уж нездоровое влияние оказывает Распутин своей мистикой на императрицу.
В защиту «старца» можно сказать, что при нём царица действительно успокаивалась – а ей и всей её семье это было нужно, и что он, за взятку или от души, стоял против вступления России в Первую Мировую войну, предрекая стране от этого одни беды. Так и вышло.


Редкая фотография Григория Распутина в шёлковой рубашке.

Толстой: прививка буддизма к православию

Фактически, «старчеством» в том же смысле, что и Распутин – поучениями о духовной жизни без санкций от церкви – был склонен заниматься и Толстой. Многие его духовные взгляды кажутся заимствованными у буддизма, только политыми соусом православных концепций. И действительно, вполне в духе своего времени, Лев Николаевич плотно интересовался востоком и восточными учениями. Он вёл переписку с Махатмой Ганди и основателем «Общества Кришны» и выписывал индийские журналы, причём именно философско-религиозную прессу. Леонид Андреев вспоминал, что Толстой постоянно высказывался о восточных странах как об источниках истинных представлений о мире.
Сам Толстой также активно продвигал восточные идеи – в том виде, в который они приходили в его уме – в статьях и художественных текстах. Возможно, именно в увлечении Востоком кроется корень принципиального, резкого неприятия отца даровитых и ярких дочерей всякого отклонения женщин от пути рожающей ежегодно самки. Даже если «отклонениями от пути» она будет заниматься исключительно в перерывах между родами.


Лев Толстой на склоне жизни.

Волей или неволей Толстой основал целое философское движение – толстовство. Последователей он своих притом чуть ли не демонстративно не мог терпеть – то ли рисуясь, как многое он делал в жизни, то ли реально. В основы толстовства легли такие тексты писателя, как «Исповедь», «В чём моя вера?», «О жизни», «Христианское учение». Неудивительно, что церковь без шуток подозревала Толстого в сектантстве. Постоянная переподача христианского учения в буддийском виде и нападки на церковь в конце концов привели Толстого к жестокому конфликту с Синодом и отлучению. Тем не менее, от многих гуру своего времени Толстой серьёзно отличался тем, что не пытался зарабатывать на последователях и не приправлял свои убеждение таинственными мистическими образами.

Блаватская, реинкарнация Марии Магдалины, протеже Марии Антуанетты и другие звёзды общения с духами

В моде были не только духовные откровения, базирующиеся на принципах православия. С модой на восток страну наводнили всевозможные медиумы, которые обязательно странствовали в духовных восточных землях, получили множество откровений и научились говорить с мертвецами. Сеансы по призыву духов стали популярным развлечением буржуа и дворянства.
Надо сказать, общаться с мертвецами, прошлым и грядущим начали ещё в восемнадцатом веке, и весь девятнадцатый век случались отдельные «мистические» казусы. Так, например, фрейлина Мария Анненкова в середине века проводила «магнетические» сеансы для великой княгини Александры Иосифовны, в ходе которых дух Марии Антуанетты вдруг сообщил, что Анненкова – внучатая племянница Людовика XVI. Явления покойной королевы были обставлены так эффектно, что у великой княгини даже случился выкидыш, после чего Анненкову от двора отстранили. Впрочем, она не растерялась и с этой легендой вышла замуж за итальянского аристократа.

Через несколько лет после этой истории начала давать спиритические сеансы и знаменитая Елена Блаватская. Она раз вызвала дух покойного, чтобы пролить свет на его убийство, но чаще развлекала дворянскую молодёжь спиритическими сеансами, на которых общалась со знаменитостями прошлого. Позже, когда Блаватская оставила увлечение спиритизмом, она т её окружение утверждали, что её неверно поняли и на Елену действовали те самые силы, что вдохновляют индийских гуру.
Когда Блаватская полностью ушла от спиритических сеансов к философским и мистическим учениям, место знаменитой спиритистки заняли сразу несколько ярких персонажей: Ян Гузик, Анна Минцлова и Анна Шмидт. Последняя, кстати, полагала себя реинкарнацией Марии Магдалины. Удивительно, но посмертным изданием её откровений занимался священник Павел Флоренский.
Блаватская же поражала воображение своих последователей рассказами о духовном путешествии в Египет и другие страны, где она быстренько научилась всей древней духовности у тайных хранителей тайных знаний. Эти рассказы изобилуют анахронизмами и другими неточностями, и тем не менее, поклонники Блаватской не ставят их под сомнение и в наше время. Кстати, сразу после своего мистического путешествия по востоку она не спешила делиться тайными знаниями, а просто открыла в Одессе магазинчик по торговле чернилами, товару в то время очень ходкому.
Внимание церкви как еретичка и сектантка она обратила на себя, когда стала писать в конце восьмидесятых годов девятнадцатого века «Разоблачённую Исиду», где выступила с критикой и науки, и христианства и заявила, что достоверные знания можно получить с помощью мистицизма. «Исида» стала хитом – меньше, чем за половину месяца раскупили тысячу экземпляров. Со временем Блаватского гуруйствовала всё больше, и в итоге её также отлучили от церкви. Впрочем, она этого, кажется, даже не заметила.


Елена Блаватская.

Надо сказать, Россия была не единственной страной, заболевшей в те времена мистицизмом: Разговоры с мёртвыми, cпиритуализм и другие странные увлечения викторианцев.
Текст: Лилит Мазикина

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *