Иоанн береславский

Блаженный Иоанн Кочетовский

Иван Иванович Поташев, Кочетовский (1839 — 1886), Христа ради юродивый, блаженный

Память 12 июня (Пенз.)

Родился 1 января 1839 года в селе Кочетовка Нижнеломовского уезда Пензенской губернии. Родители его, Иван Игнатьевич и Варвара Степановна, были крепостными помещика И.M. Кузнецова.

Уже в отроческие годы проявилось особое устроение его души: он не участвовал в играх сверстников, не помышлял o женитьбе. Иван Поташев, прозванный в народе Иванушкой, пас стадо, шил одежду, читал Часослов и Псалтирь, ходил на богомолье по окрестным храмам и монастырям, был и в Киево-Печерской лавре.

От одного из монахов лавры Иоанн получил благословение на подвиг юродства, и c 26 лет до самой смерти он этот подвиг нес. Как юродивый он принял особые манеры в поведении: начал говорить на непонятном языке, поясняя сказанное жестами рук и выражением лица, качался из сторону в сторону, вертелся на одной ноге. Он жил в абсолютной нищете, в рубище, часто в лесу, ел то, что ему подавали, носил на груди тяжелый железный крест, а в руке тяжелую железную палку. Был любвеобилен, отдавал людям все, что ему подавали, в ответ на насмешки улыбался и дарил детям сладости.

При входе в храм Иоанн оставлял свое юродство и в благочестии был образцом для односельчан. Он часто бывал в храме, по праздникам и воскресеньям молился в алтаре, пел на клиросе. Любил подавать просфоры на проскомидию. Нередко на своем иносказательном языке обличал рассеянно молящихся в храме и тем побуждал их молиться благоговейно. При пении Херувимской песни он или уходил в придельный храм, или бил себя по щекам, или падал ниц, крестообразно сложив руки под головой. Блаженный часто приобщался Святых Таин, исповедуясь на своеобразном языке, который мог понимать его духовный отец: o. Петр, поступив на приход в 1866 году, духовно окормлял Иванушку c первых лет подвижничества до кончины.

Кроме родного c. Кочетовка блаженный посещал c. Головинщино, где в базарные дни ходил по домам для сбора подаяний. И все, что ему подавали добрые люди, он раздавал другим. Так, после пожара, случившегося в Кочетовке 12 августа 1874 года, Иоанн собрал в селе Головинщино более 70 рублей и перед праздником Успения Пресвятой Богородицы все раздал погорельцам. На эти деньги было куплено столько обуви и одежды, что практически каждый из 109 сгоревших дворов получил помощь юродивого.

Иоанн имел от Бога дар предвидения, часто предсказывал пожары, старался предупредить людей o беде. B 1872 году за пять дней до пожара в c. Головинщино Иванушка указал рукой на улицы, которые впоследствии сгорели, и предсказал беду. B 1873 году юродивый предрек, что в Нижнеломовском и Чембарском уездах случится град. Он обратился к своему духовному отцу священнику Петру Белозерскому, и отец Петр его пророчество, сделанное иносказательно, истолковал так, что надо собрать прихожан в храм для общей молитвы, чтобы отвести беду. Так и было сделано: совершили молебен в Михаило-Архангельской церкви, и соборная молитва отклонила беду – засеянные поля в Кочетовке остались невредимыми, в то время как в других местах град побил посевы.

Подвижническая жизнь Ивана Поташева привлекала к нему многих верующих людей, к нему приезжали из Пензы, Пензенской губернии и даже из Санкт-Петербурга. Блаженного почитали уже при жизни за его смирение, кротость, сострадательность к людям, абсолютную незлобивость, доброту и ласку, обильные благодатные дары: прозорливость, предсказания будущего, чудотворную молитву.

Иван Поташев скончался 12 июня 1886 года и был погребен вблизи алтаря приходской церкви, а на могиле его была положена массивная каменная плита с надписью: «Раб Божий Иоанн», в то время как обычно крестьян хоронили на местном кладбище в другой части села и на могилах их ставили деревянные кресты.

Память о блаженном не прервалась в советское время. В 1959 году Кочетовка упоминается в отчете уполномоченного по делам Русской Православной Церкви С.С. Попова как одно из мест паломничества в Пензенской области — богомольцы со всей Пензенской земли, а также из Нижегородской области и Мордовии, посещали могилу Ивана Поташева у полуразрушенного храма и названный его именем «Иванушкин» родник.

К началу XXI века почитание Ивана Поташева существенно расширилось: его почитают верующие Мордовии, Нижегородской, Саратовской, Тамбовской. Ульяновской областей, о чем есть документальные свидетельства. Богомольцы по молитвам к блаженно почившему Ивану Ивановичу Поташеву получают помощь и утешение в жизненных испытаниях, в болезнях.

С 2014 года ежегодно в день его памяти, 12/25 июня, богослужение в Кочетовке совершается соборно главой Пензенской митрополии, епархиальными архиереями и духовенством митрополии при большом стечении народа.

Блаженный Иоанн Кочетовский был причислен к лику святых для местного почитания в Пензенской митрополии решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 июля 2018 года.

Использованные материалы

  • «Блаженный Иоанн Кочетовский» // Сайт Пензенской епархии
  • Журнал №54 заседания Священного Синода от 14 июля 2018 года

Иоанн Московский


Василий Блаженный и Иоанн Большой Колпак
(икона XVII века)

Рождение

Вологда

Смерть

3 июля 1589
Москва

Почитается

в Русской православной церкви

В лике

блаженных

День памяти

12 июня и 3 июля (по юлианскому календарю)

Категория на Викискладе

Иоа́нн Моско́вский (Большо́й Колпа́к; ?, Вологда — 3 июля 1589, Москва) — московский юродивый, святой Русской церкви в лике блаженных, память совершается (по юлианскому календарю): 3 июля и 12 июня (обретение мощей).

Был родом из Вологды, в молодости работал водоносом в солеварнях. Затем пришёл в Ростов, где начал юродствовать, был знаком с преподобным Иринархом Ростовским. Иоанн носил на голове железный колпак, чем заслужил прозвище Иван — большой колпак. Под конец жизни поселился в Москве. Жил на улице, ходил полуодетым даже зимой. На теле носил вериги с медными крестами. Неоднократно встречался с Борисом Годуновым, говоря ему: «Умная голова, разбирай Божии дела; Бог долго ждёт, да больно бьёт».

Умер 3 июля 1589 года, по указанию царя Фёдора Ивановича был погребён в соборе Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного). Его мощи были открыты 12 июня 1672 года, в честь чего ему в этот день было установлено отдельное празднование. В 1916 году придел собора, в котором находились мощи святого, был переименован во имя блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.

Вериги. Москва, XVII век. Предположительно, венец, верижный крест и пояс принадлежали святому Иоанну Блаженному. Экспозиция в соборе Василия Блаженного

Ссылки

  • Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Московский
  • Блаженный Иоанн, по прозванию Большой Колпак, Христа ради Юродивый, Московский чудотворец

Словари и энциклопедии

Храм Архистратига Божия Михаила, в котором хранились мощи блаженного Иоанна Кочетовского, сгорел полностью.

Мощи святого блаженного Иоанна Кочетовского уцелели при пожаре в храме Архистратига Божия Михаила села Кочетовка Каменского района Пензенской области, сообщает Пензенская-епархия.рф.

«Выгорел весь храм, но, по милости Божией, уцелели мощи блаженного Иоанна Кочетовского, пензенского святого, прославленного в 2018-м году», – сказано в сообщении.

Пожар возник в ночь на 10 марта 2019 года: загорелась колокольня, затем крыша и стены деревянного храма. Духовенство и местные жители пытались потушить пожар самостоятельно, но пламя очень быстро распространялось. Пожарный расчет прибыл через 30 минут после возгорания. По предварительным данным, причиной пожара стала неисправность электропроводки.

Мощи святого Иоанна Кочетовского перенесены на временное сохранение в Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Блаженный Иоанн Кочетовский (Поташев, XIX в.) – Христа ради юродивый, блаженный. Родился 1 января 1839 года в селе Кочетовка Нижнеломовского уезда Пензенской губернии. Во время богомолья в Киево-Печерской Лавре получил благословение на подвиг юродства, который нес с 26 лет до самой смерти. Жил в абсолютной нищете, был любвеобилен, отдавал людям все подаяния. Обладал даром предвидения, часто предсказывал пожары. Почитался верующими за смирение, кротость, незлобивость, прозорливость, чудотворную молитву. Скончался 12 июня 1886 года в возрасте 47 лет, погребен вблизи алтаря приходской церкви. Причислен к лику святых для местного почитания в Пензенской митрополии 14 июля 2018 года.

Архиепископ Православной Церкви Божией Матери Державной

«Темы»

Религиозные организации РФ, Церковь Божьей матери «державная»,

«Новости»

«Альтернативное» православие и псевдоправославие в Нижегородском регионе

В Н.Новгороде действует небольшая община организации «Православная Церковь Божией Матери Державная», более известная по первому своему названию «Богородичный центр» (во главе с Иоанном Береславским). ПЦБМД называет себя «Богородичной ветвью Православия». Однако данную организацию можно охарактеризовать не как течение в православии, а как новое религиозное движение. В 2002 году имел место судебный процесс данной группы против журналистки нижегородского выпуска газеты «Комсомольская правда» по поводу того, что журналистка Л.Кудрявцева назвала ПЦБМД сектой и неправославной организацией.
ссылка: http://religio-nn.narod2.ru

Письмо заместителя председателя Комитета по спасению молодежи от деструктивных культов М.А.Чащиной №32/7 от 12 декабря 2001 г. в Генеральную прокуратуру РФ

«ПЦБМД» не имея лицензии на строительство, соответствующих разрешений на строительство, уклоняясь от надлежащего оформления бухгалтерских документов для це­лей налогообложения, построила особняки для проживания в них лидера «ПЦБМД» гражда­нина Береславского В.Я. (т.н. Архиепископа Иоанна) со своей многочисленной прислугой.
ссылка: http://www.stolica.narod.ru/pseudo/bc/023.htm

Секта Береславского вербует жителей Закарпатья

Поводом для написания этой статьи послужило впечатление от участия в семинаре на тему «Путь в Гиперборею», который проводился неким отцом Силуаном в мукачевской гостинице «Стар». Фактически указанные в новости о проведении семинара темы «Астрология древней Гипербореи», «Школа рыцарей и хранителей Грааля», «Практика богомилов: Порфирий, Ефросиния», «О Евангелиях Иуды и Андрея Первозванного» не рассматривались, а все сводилось к рекламе о. Силуаном с целью дальнейшей продажи книг его духовного лидера «архиепископа Иоанна Береславского».
ссылка: http://ukrsekta.info/interestingly3/2408

Архиепископ Иоанн (Береславский) — глава церкви, известной в миру как Соловецкая церковь «Державная»

Cоздатель многотомного энциклопедического свода новой русской духовности, автор и составитель более 400 духовных книг (В ряде публикаций называется число 300. Прим.Ред.). Среди них практические руководства по духовному пути (цикл «Огонь покаянный» (1978-1991), «Преосенение Духа» (2006), «Славяно-теогамическая духовность» (2007-2008)), уникальное собрание мистических текстов (небесные откровения и комментарии к ним, дневники, сборники проповедей, беседы), переводы и толкования псалмов (Душа творит Псалтырь, М., 2001; Соловецкий Псалтырьград, М., 2004), книг Нового и Ветхого Завета, сравнительное богословие. Несколько десятков книг блаженного Иоанна посвящены мариологии, в их числе уникальная документальная книга «Явления Божией Матери с I по XX в.» (1995-2003).
ссылка: http://www.solovki.ca/religions/bogomateri_derjavnaia.php

Из церкви Василия Блаженного и подцерковья Покровского собора мы попадаем в сени с лестницей, ведущей наверх – в Покровский собор.

Музей Покровский собор. Архитектура подклета

Помещение, из которого можно подняться по лестнице в центральную Покровскую церковь, называется подклет. Клеть – это жильё, дом, «под клетью” означает – под жильём. Над этим помещением находятся девять церквей.
В дверных проёмах можно заметить, что здесь очень толстые стены, их ширина до 3-х метров. Толщина сводов до полутора метров. В плане первый этаж практически полностью повторяет второй и это не случайно. Назначение первого этажа – быть надёжной основой, опорой, фундаментом второго этажа, ведь на нём стоят девять тяжёлых кирпичных церквей. А фундамент здания – небольшой, ленточный, белокаменный.

Для древней Москвы были характерны либо двухэтажные строения, либо строения с высоким цоколем. Земля в Москве за зиму сильно промерзает и оттаивает полностью лишь к середине июля. Таким образом, на первом этаже даже находиться было холодно, не то, что жить.

Первые этажи чаще всего использовались как хранилища. Подклет собора Покрова, что на Рву – не исключение. До 1595 года в нишах подклета хранилась великая царская казна. В 1595 году лихие люди собрались зажечь Москву со всех сторон, а сами хотели грабить казну. Сделать это им не удалось, грабителей поймали и казнили. Но для должной охраны в во избежания грабежа, казну перенесли в Кремль, а помещения под собором стали сдавать внаём богатым горожанам, также для хранения ценностей. Кирпичные стены и своды служили надёжной защитой от огня, ведь в средневековье Москва была деревянной, могла сгореть от копеечной свечки. При любой опасности помещение можно было заложить кирпичом и никто бы не догадался, что внутри что-то есть. Ведь никакой росписи, никакой штукатурки на стенах не было. Кирпич – дышащий материал и условия были благоприятными для хранения не только золотой и серебряной казны, но и мягкой рухляди (мехов и драгоценных тканей).

Во время строительства была устроена система продухов (вентиляционных каналов), она также способствовала сохранению ценностей, особенно, «мягкой рухляди”. Продухи, в основном, расположены по углам и напоминают бойницы. Однако стрелять через них невозможно, они ведут не наружу, а внутрь. Их цель – вентиляция пространства подклета. Их расположение настолько удачно, что воздух внутри собора всегда остаётся чистым и свежим.

В этом помещении находится икона «Спас Нерукотворный с предстоящими Максимом Блаженным и Максимом Исповедником» (Максим Исповедник – небесный покровитель Максима Блаженного).

«Спас Нерукотворный с предстоящими Максимом Блаженным и Максимом Исповедником», Москва, 1730-е-1740-е годы. Дерево, левкас, темпера

Об этой иконе подробно рассказано в статье «Икона «Спас Нерукотворный с предстоящими Максимом Блаженным и Максимом Исповедником» в Покровском соборе”.

Музей Покровский собор. Икона «Покров Богородицы”

На иконе изображено чудо Покрова Богородицы, которое произошло в столице Византии Константинополе.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы”, 1642 год. Икона с изображением сцены из жития св. Романа – автора песнопений в честь Богородицы. Святой – в нижней части иконы в алом одеянии со свитком. Справа от него – свидетель явления Божией Матери во Влахернской церкви, святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний

В X веке Константинополь осадили язычники, начался глад и мор и город должен был вот-вот пасть, на спасение уже никто не надеялся. Единственными, кто не терял надежду, оказались император Лев с императрицей, они молились во Влахернской церкви. Вместе с ними молились Андрей Юродивый и его ученик Епифаний. Благодаря последнему стало известно об этом событии, Епифаний описал это чудо.

Андрею Юродивому было видение, что из алтаря вышла Богоматерь и прикрыла всё вокруг своим покровом. Внезапно язычники сняли осаду и покинули город. С этого времени известен праздник Покрова Богородицы, на Руси его называли Покров день. Первые два века после чуда, в Константинополе этот день не праздновали.

Покров стал праздником только во время Юрия Долгорукого. Это один из любимых православных праздников. На западе день Покрова не отмечают, он известен лишь глубоко верующим людям. Простому человеку на Руси всегда было трудно выжить и он всегда просил чуда. Поэтому день заступничества высших сил, день чуда, очень хорошо соотносится с русским мышлением. В государстве российском главный собор всегда Успенский, то есть Богородичный. Очень много у нас Покровских храмов, опять же Богородичных, ибо Дева Мария для нас – Матушка, Заступница.

Музей Покровский собор. Икона «Богоматерь Знамение”

Самая большая икона собора была написана специально для Покровского собора.

«Богоматерь Знамение”, 1780-е гг. Иконы храма весьма легко определить – на них обязательно написана процветшая виноградная лоза. На полях этой иконы изображены святые Василий Блаженный и Иоанн Блаженный. Юродивые находятся на самом последнем уровне святости, за преподобными. Поэтому, их обычно пишут на полях икон. Фрагмент иконы «Богоматерь Знамение” с изображением св. Василия Блаженного и св. Иоанна Блаженного

Икона относится к XVIII веку, для этого времени она имеет нормальную сохранность, что по сути совершенно уникально. Это фасадная икона, она сохранилась превосходно, учитывая те условия, где она находилась,. Обычно все фасадные иконы поздние – в древности их не писали. Фасадные иконы писали на металле, здесь же представлена уникальная икона, написанная на дереве, на 16 досках. Первоначально она располагалась над входом в церковь Василия Блаженного, там, где сейчас основной вход в собор.

Здесь также видна процветшая виноградная лоза – своеобразный символ собора Покрова, что на Рву.

Заметьте, что икона очень большая и не пройдёт ни в одну храмовую дверь. Как же её поместили в подклет собора? Доски иконы скреплены не намертво, и если икону надо внести или вынести, например, на реставрацию, то она довольно легко разбирается.
Реставраторы постоянно следят за иконой. В одном месте заметно вздутие красочного слоя – значит это место нуждается в реставрации. В других местах видны наклейки, они временно укрепляют красочный слой, позже его посадят на осетровый клей.
Фрагмент иконы «Богоматерь Знамение” с реставрационными наклейками на полях

Икона находится в хорошем состоянии, потому что раньше она висела в тёплой палатке, пристроенной к церкви Василия Блаженного. Сейчас палатку убрали и восстановили прежнее открытое крыльцо. Реставраторы очень жалеют об этой палатке. С одной стороны, возвращение первоначального вида собора – необходимое дело. С другой стороны, палатка хоть и была уродливой, но защищала икону от холодного воздуха и, таким образом, от разрушения красочного слоя.
Схема изображения святых на иконе «Богоматерь Знамение”

Музей Покровский собор. Иоанн Блаженный – веригоносец

На стене висит древнее изображение двух Блаженных – Василия Блаженного и Иоанна Блаженного. Эти же святые изображены в нижнем регистре иконы «Богоматерь Знамение”.

Иоанна также звали Иоанн Железный колпак, Иоанн Московский, Иоанн Большой Колпак. В литературе можно встретить множество прозвищ, но все они относятся к одному и тому же человеку. На иконах видно, что Василий Блаженный был нагоходцем, также как Максим Блаженный и Андрей Юродивый. А Иоанн Блаженный изображён в одежде, да ещё с колпаком под рукой.

Иоанн Блаженный был веригоносцем. Подвиг веригоносца – скрытный. Вериги носились под одеждой. Об этом знал лишь духовник вергионосца и никто более. Человек сам принимал на себя этот подвиг, это было его личное отношение с Богом, он никого не мог смущать своим подвигом.

Отличия подвига нагоходства от веригоношества в том, что в первом случае видна прямая провокация. Чтобы пройти свой путь человек вызывал на себя негативное отношение окружающих. Подвиг веригоношества – скрытный, веригоносец ни в коем случае не должен был показывать свой подвиг, свои страдания другим людям. Поэтому вериги носились под одеждой.

Рядом с иконой представлены несколько вариантов вериг, часть из них была найдена рядом с ракой Иоанна Блаженного. Прямых указаний на то, что это его вериги, нет. Возможно, они принадлежали Иоанну. В том числе железный колпак, который мог весить до 10 кг.

Вериги. Москва, XVII век. Вериги состоят из металлических цепей и других металлических предметов: колец, поясов, крестов

На обруче колпака есть дырочки. Они сделаны для того, чтобы сверху на вериги пришить шапку. Она могла быть из разного материала – суконная, бархатная, войлочная, железный колпак носили под шапкой.
Остальные вериги надевались на тело. Они могли весить до 10 кг. Для утяжеления вериг ко многим другим частям тела могли привязывать различные железки, кузнецы даже ковали специальные подвески для веригоносцев.

Вериги по центру вызывают ассоциации с пытками, но к пыткам они не имеют никакого отношения. Диск крепится у солнечного сплетения и с помощью ремней застёгивается вокруг плеч и вокруг шеи. Возможно, что огромный железный крест также принадлежал Иоанну Блаженному.
Вериги носили по-разному, кому сколько сил давал Господь. Кто-то носил их два часа в день, кто-то целый день, кто-то снимал на ночь, а кто-то, как Иоанн Блаженный, не снимал никогда.

Родился Иоанн Блаженный в Вологде, юродствовал в Ростове Великом, в конце жизни пришёл в Москву. Когда почувствовал, что конец его близок, он зашёл ко одному из священников Покровского собора и испросил разрешения, чтобы его похоронили рядом с собором, недалеко от Василия Блаженного. Разрешение он получил. Тогда он перешёл Москва-реку, вошёл в одну из замосковорецких бань, впервые снял с себя вериги, окатился три раза водой, лёг на лавку и умер. Похоронили его рядом с Покровским собором.

В XVII веке появились веригоносцы, которые из неких своекорыстных побуждений стали носить вериги поверх одежды, смущая людей. Таким образом они искажали суть этого подвига. С этим стала бороться русская православная церковь, позже, в 1666 году Алексей Михайлович издал указ о борьбе с лжеверигоносцами. Эту борьбу продолжил Пётр I и при нём юродство сошло на нет. Возродилось оно лишь в конце XVIII века, совсем в другом виде в лице Ксении Петербургской.

Музей Покровский собор. Подцерковье Северной церкви Киприана и Иустины

Подцерковье северной церкви посвящено иконографии Василия Блаженного.
Здесь представлено первое иконографическое изображение святого, это шитый покров с изображением Василия Блаженного.

Шитый покров на раку Василия Блаженного, 1589 г., мастерские Ирины Годуновой

Василия Блаженного канонизировали в 1588 году, при Фёдоре Иоанновиче . Этот царь был очень набожным, при нём прославили многих местночтимых святых, в том числе и Василия Блаженного. Самый ранний покров на раку с мощами Василия Блаженного вышили в мастерских супруги царя, царицы Ирины Годуновой.

На другой иконе Василий Блаженный написан вместе со своим покровителем Василием Великим.

Святые Василий Великий и Василий Блаженный, конец XVI- начало XVII века

Ещё одна маленькая икона написана в начале XVII века – Василий Блаженный и священномученица Ирина. При жизни царицы изографы написали множество икон её небесной покровительницы, в том числе и этот образ.

Св. Василий Блаженный и св. Ирина Мученица, Москва, XVII век. Святая Ирина – небесная покровительницы Ирины Фёдоровны Годуновой, жены царя Фёдора Иоановича

Есть здесь образ избранных юродивых: Марии Египетской, Максима Блаженного, Василия Блаженного, и ещё одного святого, которого пока не удалось определить.

Избранные святые, XVII век

Икона «Василий Блаженный с житием” состоит из очень древнего средника XVI века, представляющего одно из самых первых иконографических изображений Василия Блаженного. Житийная рама, в клеймах которой написаны чудеса юродивого, поздняя, XIX века.

Икона Василия Блаженного – XVI век, клейма – XIX век

Музей Покровский собор. Потайная лестница

Поскольку в подклете Покровского собора хранилась царская казна, то входа сюда не было. Вместо двери, через которую можно зайти в сени, шла сплошная стена и с улицы попасть сюда было невозможно.

Лестница из нижних сеней ведёт в Покровскую церковь

В верхний собор люди попадали по разным лестницам, а лестница, устроенная в толще стены, скорее всего, была потайной. Потайная лестница должна быть незаметной. Толщина стены в этом месте составляет 3 метра, высота первого яруса – 6 метров. В это пространство надлежало вписать лестницу. Объём стены задал высоту ступеней – они очень крутые.
Перил в то время не было, поднимались без них. Чтобы легче было подниматься наверх по служебной потайной лестнице, можно вспомнить, что в средневековье знатные люди одевались совсем не так, как мы сейчас. Они надевали как минимум по три шубы. Можно представить на себе эти три шубы, отсутствие перил и освещения, только свечу в руке, тогда подниматься по потайной лестнице будет очень легко!

Потайная лестница в толще стены Покровского собора

Советуем обратить внимание на икону «Спас Нерукотворный с предстоящими Максимом Блаженным и Максимом Исповедником».
Поднимаемся по лестнице в Покровскую церковь.

Покровскому собору посвящена серия статей:
ВОКРУГ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
ЦЕРКОВЬ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
ПОДЦЕРКОВЬЕ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
НИЖНИЕ СЕНИ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
ИКОНА СВ. МАКСИМА БЛАЖЕННОГО
ИНТЕРЬЕР ВЕРХНЕГО ЯРУСА ПОКРОВСКОГО СОБОРА

Статья составлена по материалам лекции, проведённой методистом Государственного Исторического музея в феврале 2014 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *