Ильинский храм

Усадьба Ильинское (Россия, Московская область, Красногорский район, Ильинское, Ильинское шоссе )

Для посещения доступна только церковь

Данная подмосковная усадьба на Москве-реке известна с 1666 г., когда она принадлежала Стрешневым. В 1783 г. имение перешло к роду Остерманов, родоначальником которых был вице-канцлер граф Андрей Иванович Остерман, известный дипломат петровского времени. В 1816 г. А.И. Остерман-Толстой — потомок последнего, почти полностью перестроил усадьбу, создав богатый и благоустроенный комплекс. Заново был сооружён двухэтажный деревянный дом с висячими садами на каменных аркадах, возле старого регулярного сада был разбит английский парк со всевозможными парковыми затеями: беседками, мостиками, павильонами и театром.

Описание усадьбы Ильинское

На террасе дворца. Царская семья в усадьбе Ильинское. Фото 1884 г., ГИМ
Архивное изображение из книги И.Н. Слюньковой Царская, великокняжеская резиденция: Ильинское и Усово М., 2016

С 1845 по 1860 гг. имением владел кн. Л.М. Голицын, затем оно было продано Удельному ведомству. В 1860-х гг., в связи с приобретением усадьбы царской семьёй, все здания подверглись существенным переделкам, многое было выстроено вновь. В Ильинском жил московский генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович, убитый в 1905 г. эсером Каляевым.
Усадебный ансамбль хоть и развёрнут вдоль берега реки, но скрыт от посторонних глаз так тщательно, что даже с противоположной стороны невозможно его рассмотреть. В «Памятниках архитектуры Московской области» (т. 3) об усадебных постройках всего несколько абзацев, и заключение о том, что они мало изучены. Фотоматериалы также отсутствуют. Всё говорит о полной закрытости элитарного дома отдыха, расположенного ныне на территории усадьбы Ильинское.

Архивные материалы усадьбы Ильинское





1. Вид главного дома усадьбы Ильинское от Москвы-реки. 1820-е гг. Литография К.П. Беггрова Из собрания ГИМ
2. Вид обсерватории в усадьбе Ильинское. Литография К.П. Беггрова, 1820-е гг. ГИМ
3. Вид оранжереи в усадьбе Ильинское. Литография К.П. Беггрова, 1820-е гг. ГИМ
4. Вид руины под колодцем с каскадом в Ильинском. Литография К.П. Беггрова, 1820-е гг. ГИМ
5. Вид на Москву-реку от главного дома в усадьбе Ильинское. Литография К.П. Беггрова, 1820-е гг. ГИМ
6. Вид беседки в Ильинском. Литография К.П. Беггрова, 1820-е гг. ГИМ
7. Вид грота в усадьбе Ильинское. Литография К.П. Беггрова, 1820-е гг. ГИМ
8. Дворец в Ильинском. План первого этажа. Архитектор Ф.Ф. Рихтер. 1864, РГИА
9. Дворец в Ильинском. План подвального этажа. Архитектор Ф.Ф. Рихтер.1866, РГИА
10. Приют для приятелей. Планы 1-го и 2-го этажей. Архитектор А.И. Резанов, 1866, РГИА
11. Церковь в Ильинском, после реконструкции 1820-х гг, План 1866 г. РГИА
12. Усадьба Ильинское, Ильинская церковь. Фото Ястребцова, 1935, ГНИМА
13. Вид дворца в Ильинском. По литографии 1867 г., ГИМ
14. Вид села Ильинского от Москвы-реки. По литографии 1867 г., ГИМ
15. Фрагмент генерального плана усадьбы Ильинское, 1866, РГИА
16. Фрагмент генерального плана усадьбы Ильинское, 1866, РГИА
Архивные изображения из книги И.Н. Слюньковой Царская, великокняжеская резиденция: Ильинское и Усово М., 2016

Зато доступен храм, отгороженный от всего комплекса высоким забором. Ильинская церковь была построена ещё при Стрешневых в 1732—1735 гг. Кирпичный, оштукатуренный, с резным декором из белого камня этот храм по изысканности убранства и новизне западно-европейских декоративных мотивов не имеет аналогий в московском зодчестве первой трети XVII в. Зодчий неизвестен.
Основу трёхчастной композиции церкви составляет храм типа «восьмерик на четверике». Фасады двусветного первого яруса расчленены пилястрами с тонкими по рисунку ионическими капителями. Они поддерживают антаблемент с широким резным фризом, заполненным растительным орнаментом. Очень красивы оконные наличники с изящными сандриками и резьбой. Небольшая колокольня из трёх ярусов — детище перестройки 1828 г., завершена невысоким золотым шпилем. Отреставрированный храм действует.



Архивный план усадьбы Ильинское

1. Церковь
2. Главный дом с каменными террасами
3. Не чуй горе и при ней служебный флигель
4. Приют для приятелей
5. Пойми меня
6. Миловид
7. Дом военно-походной канцелярии
8. Для служащих
9. Свитский дом
10. Павильон для библиотеки с бывшей обсерваторией
11. Кухонный корпус и разных должности
12. Кондитерская и помещение для придворных служащих
13. Пекарня
14. Кухня для придворных служащих
15. Конный двор
16. Ферма
17. Оранжереи и теплицы
18. Телеграф и лазарет
19. Баня
20. Дом для садовых служащих
21. Караульня военных
22. Водоподъемные машины, паровая и ручная
23. Сторожевых
домики
24. Сарай дровяной
25. Сарай грунтовый
26. Ледники
27. Ламповая
28. Плот для лодок
29. Беседки
30. Колодцы
31. Бассейн старый
32. Птичник
33. Помещение для козуль (косуль)
34. Училище

Архивный план из книги И.Н. Слюньковой Царская, великокняжеская резиденция: Ильинское и Усово М., 2016

Современный план усадьбы Ильинское

  1. Дом-дворец
  2. Флигель «Приют для приятелей»
  3. Павильон «Пойми меня»
  4. Служба
  5. Конный двор
  6. «Миловид»
  7. Ильинская церковь
  8. Военно-походная канцелярия
  9. Павильон «Не чуй горя»
  10. Служба
  11. Место оранжереи
  12. Пекарня

Персоналии

Граф ИВАН АНДРЕЕВИЧ ОСТЕРМАН

Граф И.А. ОСТЕРМАН, 1725 —1811, сын знаменитого дипломата графа Андрея Ивановича от брака с Марфой Ивановной Стрешневой, родился 25 апреля 1725 г.; в царствование Императрицы Анны был гвардии капитаном, с воцарением же Елизаветы Петровны, после ссылки отца в Сибирь, переведен в армию, затем отпущен за границу и в 1757 г. причислен к посольству в Париже; в 1760 г., в чине бригадира, назначен посланником в Швецию. Его «обстоятельные и красноречивые донесения» отсюда обратили на себя внимание, и он получил ряд наград от Екатерины II «за патриотическое усердие, искусство и прозорливость». В чине тайного советника, награжденный в 1772 г. орденом св. Александра Невского, 1 августа 1774 г., по отозвании из Стокгольма, назначен членом Коллегии Иностранных дел, а 2 апреля 1775 г. пожалован званием вице-канцлера; вскоре он сделан сенатором, действ. тайн. советником, получил в 1782 г. Владимира 1-й ст. и в 1784 г.— св. Андрея. После смерти гр. Панина, в течете 14 лет он первенствовал в Коллегии, но был только номинально руководителем русской политики, так как кабинет -секретарь Императрицы Безбородко фактически забрал в свои руки все управление иностранными делами, с ведома Государыни, высоко ценившей его выдающиеся способности. Остерману оставлено было представительство и наружный почет, чем он и довольствовался до самого воцарения Императора Павла, пожаловавшего его в канцлеры. После этого, как говорит Безбородко, Остерман сделал попытку «играть первую роль, и тут вышли недоразумения, которые невинным образом старику не в лучшее обратились»; 21 апреля 1797 г., «по причине болезненных припадков», он был уволен от должности и удалился в Москву—складочное место опальных вельмож старого века, типичнейшим представителем которого был он сам. Высокий и худой, важный на вид, в старинном костюме Екатерининского времени, Остерман пользовался за свою прямоту и честность всеобщим уважением в Москве и удостаивался посещений Императора Александра I. Умерь 18 апреля 1811 года; был женат на Александре Ивановне Талызиной (р. 1715 г., ум. 17 февр. 1793 г.), детей не имел.
Великолепный на дипломатических приемах, Остерман не был способен к самостоятельной деятельности, и когда пробовал противодействовать Безбородко — «беда была», как пишет последний, ибо, «когда за руль брался — худо правил». Иностранные дипломаты не щадят в своих донесениях Остермана — «личность совершенно ничтожную», «автомата», «homme de paillе» или «lete de paille». Небезпристрастные, быть-может, отзывы иностранцев находят себе подтверждение в том, что того же мнения об Остермане, по свидетельству Храповицкого, была и сама Екатерина II.

(С портрета, находящегося в Архиве Мин. Иностранных дел, в Москве)

Граф АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ОСТЕРМАН-ТОЛСТОЙ

Граф А.И. ОСТЕРМАН-ТОЛСТОЙ, 1770—1857, сын генерал-поручика Ивана Матвеевича Толстого (1746—1808) и жены его Аграфены Ильиничны, рожд. Бибиковой. Участвовал во 2-й Турецкой войне; был при взятии Килии и Измаила и в битве при Мачине. Сумев заслужить расположение своих бездетных стариков-дедов, графов Федора и Ивана Остерманов, оп получил их титул и фамилию (с 27 Октября 1796 г.) и все имение, состоявшее из 3 больших майоратов. В 1798 г. он был произведен в генерал-майоры.
С 1805 по 1807 г. участвовал во всех крупных делах: при Аустерлице, Пултуске, под Прейсиш-Эйлау и Фридландом. Во время Отечественной войны и кампании 1813 и 1814 гг.—под Смоленском, в Бородинском бою и был тяжело ранен при Бауцене. При Кульме, командуя корпусом, он задерживал в Богемских ущельях натиск неприятеля: маршал Вандам был взят в плен, но в этом сражении Толстой лишился левой руки, оторванной ядром. 5 марта 1814 г. был пожалован в генерал-адьютанты, а 17 августа 1817 г. в генералы-от-инфантерии, «в день, ознаменованный славными подвигами на полях кульмских». Жители Богемии, благодарные гр. Остерману, поднесли ему кубок, в память боя, где он, по выражению Александра I, «потерянием руки своей купил победу». За кампанию 1813 г. он получил орд. св. Георгия 2-й степени. Отдав последний долг и проводив тело Императора Александра I, Толстой не снискал расположена его преемника; он навсегда удалился за границу и там сначала жил в Мюнхене, затем поселился во Флоренции, позднее же большею частью жил в Швейцарии. В 1831 г. он отправился путешествовать по Востоку, был в Константинополе, Иерусалиме, плавал по Нилу. «Московский имам», «безрукий угодник Божий»,— он поражал восточных людей своими чудачествами. На барке его была комната с бюстом Александра I, наполненная иконами, пред которыми курился фимиам и горели свечи. В 1855 г. он получил орд. св. Андрея Первозванного. По словам князя П. А. Вяземского, гр. Толстой был всегда чудаком, любил шутки и всякие мистификации; он получил недостаточное образование, но природа одарила его щедро: он отличался живостью ума, общительностью и пылким воображением. Графу Бутурлину, видевшему его во Флоренции в 1838 и 1839 гг., он казался «человеком, наполненным странностями, близким к умопомешательству; он путешествовал под псевдонимом полковника Иванова. Слышно было также, что в его палаццо проживало его семейство с левой стороны от связи с итальянкой».
Граф Остерман-Толстой был женат с 1799 г. на княжне Елизавете Алексеевне Голицыной (1779—1853); детей у них не было. Умер он в полном уединении 30 января 1857 г. в Швейцарии, в Саконнэ, где и погребен.
По отзыву кн. Вяземского, гр. Остерман был «замечательной и своеобразной личностью, отличался прямодушием и благородством. Среди знаменитых сверстников он умел себя выказать. Рыцарское бесстрашие в сражении, отвага, когда была она нужна, и неодолимая стойкость, когда действия того требовали, были отличительными принадлежностями военных его способностей».
Существует гравюра, выпущенная в 1827 г. в Пизе, на которой гр. Остерман-Толстой изображен сидящим на скамейке, с трубкой в руке; рядом стоит люлька со спящим ребенком, с другой стороны играют 2 мальчика; подпись говорить: «Je me flatte quе с’est les derniers fariеs (sic). A 55 ans il est temps de faire la cloture».

(С миниатюры, принадлежавшей Великому Князю Николаю Михайловичу)

Графиня ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСЕВНА ОСТЕРМАН-ТОЛСТАЯ

Графиня Е.А. ОСТЕРМАН-ТОЛСТАЯ, 1779—1855, дочь князя Алексея Борисовича Голицына, младшая сестра графини Марии Алексеевны Толстой, фрейлина, в Октябре 1799 г. вышла замуж за графа А. И. Остермана-Толстого (1770—1857), будущего героя войн с Наполеоном.
По словам графа Ф. П. Толстого, графиня Остерман-Толстая «в молодости была миниатюрное, довольно интересное, от природы неглупое и доброе существо, но со всеми причудами и странностями наших знатных и богатых барышень высшего круга того времени». Кристин в своих письмах говорит (24 Января 1816 г.), что графиня «отличалась ревностью и тем не давала покоя мужу», впрочем , безрукий герой, чудак и большой оригинал , подавал к тому не мало поводов, имея слабость к женщинам и считая себя неотразимым. Напротив, князь П. А. Вяземский в своей «Старой Записной книжке» замечает: «Не слышно было, чтобы романические похождения графа слишком возмущали его мирный домашний очаг». Графиня Остерман — Толстая была женщина «болезненного сложения», часто хворала и большею частью проводила время за границей. По словам того же князя Вяземского, «однажды она приехала в Париж искать облегчения у врачей. Муж был тогда в Италии, но по непредвиденным сердечным обстоятельствам вынужден был тоже приехать в Париж; он скрывался тут под чужим именем и из своей потаенной засады продолжал переписываться с женой из Италии».
Умерла графиня Е. А. Остерман-Толстая 26 Апреля 1835 года, на 57 году жизни, и похоронена в Донском монастыре, в Москве.

(С акварельного портрета П. Соколова; собственность А. М. Апраксиной, с. Ольгово, Московской губ.)

С. Веселовский Усадьба Ильинское

С рядом литературных имен связана и усадьба Ильинское. Это одна из красивейших местностей в Подмосковье. Величавы здесь неизмеримые просторы. С высокого взгорья, на котором расположена усадьба, открывался чудесный вид на спокойную ширь полноводной Москвы-реки, на ярко зеленеющие привольные луга, на далекую синь вековых лесов. В густой чаще тенистого парка стояли павильоны, беседки, флигельки с прихотливыми названиями: «Приют приятелей», «Не чуй горе», «Пустынка». Казалось, природа и искусная рука человека стремились создать тут все для отдыха, для подъема сил, для радостного ощущения жизни.

Усадьба Ильинское отстраивалась при генерале А. И. Остермане-Толстом, владевшем ею с 1811 г. до середины 1840-х годов. Он принадлежал к числу замечательных военачальников русской армии, рожденных героической эпохой войн с Наполеоном. В Отечественной войне 1812 г., командуя корпусом, Остерман-Толстой под Островно сутки сдерживал в кровопролитном бою подавляющие силы французов, стремившихся помешать соединению М. Б. Барклая де Толли и П. И. Багратиона.
И.И. Лажечников, бывший впоследствии адъютантом Остермана-Толстого, пишет: «…слышу железный ответ его на вопрос подчиненных ему отрядных начальников: «что делать?» — «стоять и умирать!» И стояли и умирали великие русские воины великого двенадцатого года!»

В Бородинском сражении Остерман-Толстой лично водил свои части в атаки, и только жестокая контузия вынудила его оставить поле битвы. В летописи военной истории вошла его победа над наполеоновскими войсками под Кульмом в 1813 г., оказавшая решающее влияние на исход кампании. В конце сражения неприятельское ядро оторвало ему руку. Шинель Остермана-Толстого с вырванным от плеча рукавом находится в экспозиции Государственного Исторического музея в Москве.

П.А. Вяземский так характеризует Остермана-Толстого: «Нравственные качества его, более других выступавшие, были: прямодушие, откровенность, благородство и глубоко врезанное чувство русской народности». Состоявший его адъютантом декабрист Д.И. Завалишин рассказывает, что он «особенно заботился о нижних чинах, а на войне не входил, говорили, никогда в свою палатку или другое помещение, прежде чем удостоверится, что солдаты накормлены и устроены…»
Дальней родственницей Остермана-Толстого была С. Г. Бибикова, дочь владельца Гребнева. Летом 1834 г., уезжая из Ильинского, Остерман-Толстой предложил ей с семьей поселиться в его усадьбе.

С.Г. Бибикова была замужем за своим однофамильцем полковником И. П. Бибиковым. Стремясь сделать карьеру, он поступил в 1826 г. в жандармский корпус. Служба не при несла ему особых успехов, и в начале 1828 г. он вышел в отставку. И. П. Бибиков любил музыку, писал стихи. Может быть, поэтому его наблюдению были поручены московские писатели. В1826—1828 гг. И.П. Бибиков встречался с А.С. Пушкиным, беседовал с ним о литературе, что не мешало ему цинично доносить злейшему врагу поэта шефу жандармов А.X. Бенкендорфу: «Я слежу за сочинителем Пушкиным насколько это возможно».

Роковую роль сыграл И. П. Бибиков в жизни поэта Александра Ивановича Полежаева. В июле 1826 г. он составил донос на Московский университет. В нем, как пример вольнолюбивых настроений студенчества, приводились выдержки из поэмы Полежаева «Сашка». Поэт был доставлен к Николаю I в Кремль. Из кабинета царя он вышел солдатом. «…Иметь его под самым строгим надзором и о поведении его ежемесячно доносить», — гласило сопроводительное предписание.
Так прошло восемь мучительных лет жизни Полежаева. Несмотря на тяжелый гнет солдатчины, поэт продолжал работать. Преодолевая рогатки цензуры, его произведения появляются на страницах альманахов и журналов. В 1832 г. вышли сборник Полежаева «Стихотворения» и книга поэм «Эрпели», «Чир-Юрт», в 1833 г. — сборник стихов «Кальян».
Имя поэта приобретает известность.

В 1834 г. Тарутинский егерский полк, в рядах которого находился Полежаев, стоял в Зарайске. Здесь же, проездом к семье в Ильинское, оказался и И.П. Бибиков. Трудно поверить в «угрызения совести» Бибикова, но, обласкав Полежаева, он, пользуясь своим влиянием, добивается для него двухнедельного отпуска и увозит поэта с собой.

Немного светлых часов подарила судьба Полежаеву. Может быть, лучшие из них прошли в Ильинском. Дочь Бибикова (в замужестве Е. И. Раевская) вспоминает:»Мы все жадно прислушивались к его рассказам. Он говорил о Кавказе, о набегах чеченцев, о своих походах, о том, как он с товарищами -солдатами на плечах перетаскивал через горы тяжелые орудия, пушки, а между тем направленные на них из-за скал меткие пули черкесов наверняка выбирали свои жертвы. Он рассказывал просто, без хвастовства, без напыщенности, не бил на эффект, и каждое слово дышало правдой и умом. А между строк сколько слышалось невысказанных страданий, лишений, горя…»

О пребывании Полежаева в Ильинском Е.И. Бибикова пишет: «Пятнадцать только чистых, ясных дней во всей жизни многострадальца — поэта!» Сердечность окружавшей его в усадьбе молодежи, культурная среда, обстановка независимости — все это содействовало подъему творческих сил поэта. В этот короткий срок он работал над поэмой «Кориолан», выполнил несколько переводов из В. Гюго, написал стихотворения, обращенные к Е.И. Бибиковой, занимающие значительное место в лирике поэта.

Большое взаимное чувство связало в эти дни шестнадцатилетнюю Е.И. Бибикову и Полежаева. Она была незаурядной натурой, любила литературу, прекрасно рисовала. В 1880-х годах Е.И. Бибикова опубликовала ряд статей мемуарного характера, интересных в историко-бытовом отношении. Сделанный ею в Ильинском портрет Полежаева принадлежит к лучшим изображениям поэта. По ее словам, Полежаев «был нехорош собой… но вся наружность его, с виду некрасивая, могла в одно мгновение осветиться, преобразиться от одного взгляда его чудных, искрометных черных глаз». Этот взгляд «выражал все могущество его творческого духа».
Е.И. Бибиковой удалось в портрете Полежаева передать с большой выразительностью внутреннюю значительность поэта, глубину его мысли, следы перенесенных им невзгод. Под портретом Полежаев подписал:

Судьба меня в младенчестве убила!
Не знал я жизни тридцать лет,
Но ваша кисть мне вдруг проговорила:
«Восстань из тьмы, живи, поэт!»
И расцвела холодная могила,
И я опять увидел свет…

Бесправное положение поэта, сословные предрассудки семьи Е.И. Бибиковой стали непреодолимой преградой в их отношениях. «Что же дальше? — спросите вы, может быть, — писала она на склоне жизни. — Гениальное перо Пушкина метко и верно очертило участь девушек тридцатых годов:

Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны…»

В эти же дни И.П. Бибиков предпринял попытку освободить Полежаева от солдатчины. По его просьбе поэт написал стихотворение «Тайный голос». И.П. Бибиков предложил закончить это стихотворение просьбой о прощении. «На это Полежаев решительно отказался: «…просить прощения не в чем». Как ни умолял, ни уговаривал его отец, ничего с поэтом сделать не мог: оностался непреклонен». Тогда И.П. Бибиков сам добавил три строфы и послал стихотворение Полежаева вместе с собственным ходатайством А.X. Бенкендорфу. Прося его заступничества за поэта, он писал: «Спасите несчастного, пока горе не угасило еще священного пламени, его одушевляющего». Но не помогло и вмешательство всесильного главы III отделения. В ноябре 1834 г. последовала «высочайшая» резолюция «производством унтер-офицера Полежаева в прапорщики повременить».

Душевно разбитым уехал из Ильинского Полежаев. В значительной мере его переживания выразились в стихотворении «Черные глаза», замечательно раскрытом В.Г. Белинским: «Полежаев пережил этот период идеального чувства, но уже слишком не вовремя… потому не удивительно, если не во время и не в пору явившееся мгновение было для поэта не вестником радости и блаженства, а вестником гибели всех надежд на радость и блаженство, и исторгнуло у его вдохновения не гимн торжества, а вот эту страшную, похоронную песнь самому себе».
После светлых дней в Ильинском жизнь в аду николаевской казармы казалась Полежаеву еще мрачнее и ужаснее. Поэт по истечении отпуска не вернулся в указанное время в полк. Ему грозил военный суд, но дело на этот раз удалось замять.

В 1837 г., не в силах выносить каторгу николаевской солдатчины, Полежаев вновь скрылся из полка. Его подвергли настолько жестокому наказанию розгами, что «долгое время после наказания поэта из его спины вытаскивали прутья». В сентябре 1837 г. Полежаев был доставлен в Московский военный госпиталь, где умер 16 января 1838 г. от обострившегося туберкулеза.

Кто разрушает усадьбу Ильинское?

«Хранители Наследия»
В бывшей царской подмосковной идут масштабные работы. К сожалению, отнюдь не реставрационные. Летом 2014 года в Ильинском, по нашей информации, был снесен выявленный объект культурного наследия — флигель под названием «Не чуй горя», построенный в 1830-е гг., впоследствии перестроенный.
Флигель располагался на участке, который, согласно информации, которую каждый желающий может получить с помощью сервисов общедоступной кадастровой карты, находится в собственности ООО «Берег» (его учредителем являлось ГУП «Московское имущество»).
На месте флигеля в настоящее время возведено новое здание. Вокруг него проложено несколько новых дорог, изменена планировка парка, а также построена новая въездная дорога с Ильинского шоссе.
Рядом с домом на довольно большой площади ведется строительство полуподземного сооружения – то ли бассейна, то ли фонтана. Участок, на котором ведется строительство, со всех сторон обнесен высокими заборами, рассекающими территорию бывшей усадьбы на обособленные участки.
На значительной площади снят почвенный слой с парковой растительностью – барвинком и другими декоративными растениями. На их месте производится «ландшафтное благоустройство». Таким образом, изменяется и видовой состав парка, которым так славилось Ильинское при великой княгине Елизавете Федоровне.
До неузнаваемости изменен внешний облик флигеля 1820-х гг. «Приют для приятелей», что рядом с главным усадебным домом. Флигель обшит сайдингом, в него вставлены пластиковые окна.
Западная часть усадебной территории также превращена в стройку. Участок, согласно данным, извлекаемым из того же публичного кадастра, принадлежит ООО «МиловидЪ», входящему в систему ГК «Ренова» Виктора Вексельберга. В 2013 году здесь был снесен один из символов Ильинского – ротонда-беседка «Елизаветинский павильон», 1820-е, осенявшая ранее бюст Александра I.
Ситуацию комментирует председатель Совета Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории культуры (ВООПИиК) Евгений Соседов:
— Недавно мне удалось побывать на территории усадьбы Ильинское. То, что я там увидел, подтвердило наши худшие подозрения. Московское областное отделение ВООПИиК еще в августе 2014 года обратилось в Министерство культуры Московской области с просьбой провести проверку по фактам уничтожения выявленных объектов культурного наследия, а также по факту незаконного строительства на территории усадьбы. Однако из официального ответа, поступившего к нам, явствует, что сотрудники Министерства культуры Московской области и Прокуратуры Московской области даже не были допущены для проверки на территорию усадьбы.
В связи с невозможностью официального доступа на территорию объекта культурного наследия Минкультуры Московской области вынуждено было отменить проведение государственной историко-культурной экспертизы по включению усадьбы в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
В октябре мы направили обращение по этим фактам в Генеральную прокуратуру России.

Комментарий «Хранителей Наследия»: Ситуация, при которой становится возможен снос выявленных памятников истории и культуры, абсолютно ненормальна, в том числе с точки зрения закона. Но ситуация, при которой сотрудники официального государственного органа охраны наследия не допускаются на территорию памятника, который они должны охранять, ненормальна в квадрате. Может быть, те, кто хозяйничает подобным образом в усадьбе Ильинское, считают себя выше закона.

Но если госорган с этим мирится — значит, он считает так же.

Усадебный парк

Ильинское. Усадьба Ильинское, известная с 1666 г., принадлежала боярину С. Л. Стрешневу. Перестроена в первой четверти XIX в. графом А. И. Остерманом-Толстым. При нем был разбит английский парк с теплицами, оранжереями и летним театром. Сейчас сохранился запущенный пейзажный парк с беседкой-ротондой и церковью.
В 1830—1840 гг. здесь жили представители русской культуры: А. П. Елагина, собиратель народных песен В. П. Киреевский, Т. Н. Грановский.
В 60-е гг. XIX в. усадьба была приобретена царской семьей. До 1905 г. в ней жил московский генерал-губернатор князь Сергей Александрович. В настоящее время здесь закрытая резиденция. Общая площадь парка 49 га. Парк построен на основе широколиственного леса из дуба, липы, клена с участием ели, сосны и богатым подлеском из лещины, бересклета бородавчатого, дерена белого (всего 12 видов), характерно обилие интродуцентов (29 видов, в том числе пять хвойных и 24 лиственных). Из наиболее интересных и редко встречающихся в других местах можно отметить семь экземпляров пихты сибирской (высота 26 м, диаметр 40 см) в хорошем состоянии, один экземпляр сосны веймутовой (высота 21 м, диаметр ствола 54 см), тую западную, образующую живую изгородь и дающую семена, много групп сибирской лиственницы (высота до 28 м, диаметр ствола 57 см), один экземпляр нецветущей черемухи Маака (высота до 10 м) и девичий виноград (высота 4 м). Сейчас все насаждения находятся в хорошем состоянии, но отмечается значительная загущенность. Парк рекомендуется несколько разредить за счет малоценных насаждений подлеска: бузины, дерена белого, лещины и бересклета бородавчатого. Необходимо обратить особое внимание на сохранение уникальных экземпляров местных видов: сосны обыкновенной (высота 26 м, диаметр ствола 110 см) и дуба черешчатого (высота 26 м, диаметр ствола 170 см), а также представляющих особую ценность интродуцентов: сибирской пихты и сосны веймутовой.

М.С. Александрова, П.И. Лапин, И.П. Петрова и др. Древесные растения парков Подмосковья, М., 1997

Схема проезда

Усадьба Ильинское

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Невозможно загрузить карту — пожалуйста, активируйте Javascript!
→ подробная информация Усадьба Ильинское 55.756269, 37.234898 Усадьба Ильинское

Цитата сообщения Leonsija За чтением в селе Ильинском (портреты)

15 декабря известный Аукционный дом «Кабинетъ» в рамках тематического аукциона «Русская живопись и графика XVIII — XX веков» среди множеста интереснейших лотов представил один любопытный портрет — картину работы К. В. Лемоха «За чтением. Портрет великого князя Сергея Александровича», которая по предварительной оценке стоит порядка 2 млн. 600 тысяч рублей. Данное полотно интересно не только в силу цены, но и потому, где и когда оно написано. Великий князь Сергей Александрович Романов, изображен за чтением в своем кабинете, в родовой усадьбе Ильинское близ Москвы, в усадьбе, в которой ныне находится самый закрытый дом-отдыха для сильных мира сего, а через дорогу в простой избе… открыт «Елизаветинский» музей…

Лемох К.В. За чтением. Портрет Портрет великого князя Сергея Александровича. Село Ильинское, 1886

Село Ильинское перешло во владение Великого князя Сергея Александровича по наследству от императрицы Марии Александровны. К селу того времени было проведено от Москвы шоссе и устроен телеграф. «Усадьба Ильинское имела удобный дом с 35 комнатами и прекрасный сад, замечательную оранжерею и образцовую хозяйственную ферму. Было еще более 20 различных строений, в том числе несколько флигелей, которые сохраняли старые романтические названия: «Миловид», «Пойми меня», «Не чуй горе», «Приют приятелей» и другие. Территория усадьбы, расположенная вдоль высокого речного берега, делилась на три части: регулярный парк, парк пейзажный и прибрежный. Перед дворцом был разбит зеленый партер с овальными газонами и цветниками.» (Ильинское) Вступив во владение Ильинским, Великий князь Сергей Александрович, завел здесь отличный крупнорогатый скот, устроил конный завод для лошадей арденнской породы и осуществлял постоянно новое строительство. Ильинское стало любимым для него и его супруги, Великой княгини Елизаветы Федоровны, местом отдыха. И не только отдыха: именно здесь, еще до постройки своей знаменитой Марфо-Мариинской обители, Великая княгиня начала заниматься совместно с мужем благотворительностью.

А что же мог читать Великий князь Сергей Александрович? Вот что пишет на этот счет один из русских историков: «Князь очень хорошо овладел языками — немецким, английским, французским; неплохо играл на фортепиано. О многом говорят и его литературные интересы. Чтение всегда заполняло значительную часть досуга Сергея Александровича. Неплохо зная итальянский язык, он читал Данте в подлиннике. Его любимыми писателями становятся Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Майков, Фет, Апухтин. Беседы с выдающимися литераторами он считал для себя великой честью. Однажды он написал своему другу Великому князю Константину Романову: «Вообрази, что на днях я провел ночь… с Апухтиным!» Высоко ценя романы Л.Н.Толстого, Сергей Александрович все же отрицательно относился к нему как моралисту и проповеднику. Что касается Достоевского, то его творчеством Сергей Александрович просто восхищался. Через Сергея Александровича к великой русской литературе в свое время приобщалась и Елизавета Феодоровна, которой он много читал сам. Ее брат Эрнст-Людвиг пишет про Великого князя: «Он был удивительно начитанным и человеком очень высокой культуры».» (Великий Князь Сергей Александрович Романов) Не правда ли, как далек этот образ Великого князя Сергея Александровича Романова от того, что нам многие годы преподносился в советской литературе? Вот и на портрете Карла Викентьевича Лемоха, преподавателя рисования и живописи у детей императора Александра III, Сергей Александрович далек от официоза и чего-то дурного в жизни… и он не знает, что впереди у него тяжелое губернаторство в г. Москве, Ходынка и страшная смерть от руки террориста Ивана Каляева…

А музей? Музей Дворцового села Ильинское им. Елизаветы Федоровны Романовой создан в 1999 году. В его фонде насчитывается более 2000 экспонатов. От бывшей дворцовой усадьбы отделяет проезжая часть дороги. Расположен музей в сельском доме пятистенке. Экспонаты размещены в пяти комнатах и на террасе. Создатель и руководитель «Елизаветинского» музея Нина Григорьевна Калинина – писатель, поэт и краевед.

Музей работает по заявкам.
Рабочие дни: вторник, четверг и суббота – с 10.00 до 16.00 час.
Билеты на экскурсию не продаются. По желанию посетителей принимается пожертвование на развитие музея или пополнение экспонатами. Адрес: 143421, Московская область, Красногорский район, с. Ильинское, ул. Советская, д.2.
Проезд: от станции метро Тушинская автобус № 549 или маршрутное такси № 549 до остановки с. Ильинское.
Телефон: 561-43-32 Серия сообщений «Портреты»:
Часть 1 — Русская Барби (портреты)
Часть 2 — Тридцать девятый московский главноначальствующий (портреты)

Часть 14 — Петр Оленин, хороший знакомый А.С.Пушкина (портреты)

УСАДЬБА ИЛЬИНСКОЕ КРАСНОГОРСКОГО района Московской области.

Часть №1. Иконография и планы по материалам комплексных историка – архивных работ, выполненных в 1982 – 1985 гг. искусствоведом Эммой СУХАНОВОЙ. ( Пост в работе).

Для тех, кто не знаком с историей усадьбы, рекомендую эту замечательную книгу:

http://krasnogorsk-sp.narod.ru/kras-zem/Ilinskoe.htm Е.Н. МАЧУЛЬСКИЙ

КРАСНОГОРСКАЯ ЗЕМЛЯ. Или, Памятники архитектуры Московской области: иллюстрированный научный каталог. Выпуск 3. стр.140 – 143.

Подъяпольская Е. Н.

Часть №2. Семь фотографий усадьбы, выполненных поздней осенью 1970 года, в ходе паспортизации усадебных построек и составления первичной учетной документации.

( Выкладывается сейчас, как анонс предстоящих постов ).

Часть №3. Небольшой отчет, обследования усадебной церкви, в процессе консервационных работ, проводившихся в 1970-1973гг. и 1982- 1985гг. ( Материалы в работе, и возможно будут объединены с аналогичными, по церкви Успения в с. Успенском, Одинцовского р-на М.О.)

В те далёкие годы, случалось не предвиденное и иногда полезное для сохранения памятников истории и культуры. Это именно такой случай. Совсем недалеко от Ильинского находился санаторий СОВМИНА СССР. В те годы его возглавлял уважаемый

Алексей Николаевич Косыгин (1964—1980). Работал он без выходных, заставляя, трудится весь аппарат. А, так, как Конституция, вещь серьёзная и предписывала отдых в воскресные дни, то все чиновники перебирались в санаторий. Однако, врачи предписывали главе правительства ежедневные прогулки по свежему воздуху. Тропинка тянулась вдоль живописных берегов Москва — реки и доходила до мыска, на котором стояла «Русская изба» — заведение областного райпотребсоюза. Кормили там отменно и подавали чай с ватрушками, не хуже, чем при Государе – Императоре! После очередной прогулки и чашечки чая в избе, решил Алексей Николаевич заглянуть за глухой, зеленый забор партийного санатория «ИЛЬИНСКОЕ», некогда бывшего великолепного имения, некоторое время принадлежавшего царской семье. Великолепный парк, гафельные дорожки, ночная подсветка и полный порядок резко контрастировали с удручающим состоянием Ильинской церкви. Реакция помощников главы правительства была молниеносная. Так, что всю нашу цепочку, работников системы охраны памятников истории и культуры подняли ночью по тревоге. (В те далёкие годы, я работал ст. архитектором – инспектором по охране памятников культуры. Мой, участок работы, было рижское направление, включая и Красногорский район). А, утром, ударная бригада красногорского участка треста «Мособлстройреставрация» уже «выгораживала» территорию церкви от усадьбы и ставила инвентарные леса.

Естественно, как было заведено в те далёкие годы, «Русская изба» — оказалась главным объектом. Соорудили парадное крыльцо в древнерусском стиле, украсили карнизы резьбой, привели в соответствие интерьеры. Весь проектный отдел треста был брошен на росписи внутренних помещений, имитации кафельной печи. По памяти, художественную часть возглавляли: замечательный художник и архитектор Вадим Беркут и архитектор Борис Зайцев. Расписывали все- архитекторы: Саша Маркаров, Юрий Беляев, Виктор Пустовалов и даже Петя Пинчуков и конечно, все ДЕВУШКИ (Если, кого забыл или перепутал, заранее извиняюсь!). Ваш покорный слуга тоже руку приложил. Мой эскиз люстры, для чайной комнаты, был реализован за три дня. В последнею минуту, перед сдачей, привинтил к двери бронзовый ветровой крючок 19 века, фирмы «Воронцов и К», из коллекции скобяных изделий.

И, что это нам дало? Впервые, за многие годы, удалось осмотреть постройки усадьбы!

(конечно, с помощью помощников А.Н.Косыгина). Были составлены акты технического осмотра, паспорта и охранные обязательства.

Тогда и были сделаны эти фотографии, как приложение к этой документации. При переводе негативов на цифровой формат был использован не профессиональный сканер. Так, что за качество извиняюсь.

Фото № 01.Из садово-парковой скульптуры удалось обнаружить только этого амура в раковине. К сожалению, он был покрыт толстым слоем масляной краски. При ближайшем рассмотрении он оказался из великолепного белоснежного каррарского мрамора.

Тонкая, профессиональная работа. Амур вписан в рокальную раковину, на двух дельфинах. Похоже на итальянскую работу первой половины 18 столетия. Пьедестал из серого мрамора, строгий и гармоничный. В одной из трёх беседок, ранее стоял бюст императора Александра – 1 на таком же пьедестале, видимо, разновременная скульптура, устанавливалась в парке одновременно, согласно росписи архитектора.

Фото № 02. Основание из камня (возможно мраморовидный известняк) в первый момент я принял за пьедестал памятника. При, более внимательном осмотре, это оказались — солнечные часы. Во многих усадьбах 18 – 19 веков можно было встретить различные варианты подобных.

Фото № 03. Циферблат часов. К, сожалению, металлическая часть отсутствовала. На фотографии видны следы их крепления. Существовали часы со съемной деталей.

Фото № 04.Сохранившаяся на тот период времени, арочная терраса главного дома с поздней надстройкой. Сводчатое подвальное помещение также сохранилось.

Основанием для постройки Свято-Ильинского собора следует считать Указ 1723 года, изданный Сенатом и запрещавший погребение внутри городов. Эта мера была обусловлена частыми эпидемиями и вошедшими в историю «чумными бунтами». Именно необходимость закладки городских кладбищ и строительство на них православных храмов вынудили архангельского губернатора Ивана Петровича Измайлова обратиться к архиепископу Варнаве с пространным посланием заканчивающимся словами: «предлагаю Вашему архипастырству на рассуждение, дабы умерших тела хоронены были вне города…»

Первый кладбищенский храм в этой части Архангельска построен был в 1773 году усердием и трудами архангельского купца Афанасия Юсова и купеческой вдовы Иулиании Дорофеевой. Он имел три престола, главный из которых был освящен в честь Преображения Господня, а два других — свт. Николая и Стефана Пермского. 11 августа 1806 г. в храм попала молния, разгоревшийся пожар полностью уничтожил храм. Граждане города приняли решение построить на месте сгоревшего два новых храма.

Памятуя о недавней трагедии, архангельский купец Иаков Петрович Никонов строит летний храм с престолами во имя свв. Пророков Божиих Илии и Елисея. Сооружение этой церкви продолжалось с 1807 по 1809 год. Освящена она была в том же 1809 году Преосвященным Парфением, Епископом Архангельским и Холмогорским Несколько позже, в 1845 году, к ней пристроен придельный теплый храм иконы Божией матери «Всех скорбящих радосте», и тогда же освящен епископом Варлаамом.

Примерно в 100 метрах на восток от Ильинской церкви, на месте ранее сгоревшего храма, была построена каменная церковь с главным пределом Преображения Господня, а так же престолами во имя свт. Николая(с южной стороны) и Трех Святителей (с северной стороны).Сооружение этого храма осуществлялось с 1811 по 1815 г. на средства купца I гильдии, Коммерции Советником Василия Алексеевича Попова и ктитора Андрея Огапова. Храм был выстроен из кирпича от городского Общества. В 1882-84 годах к юго-западной стороне храма пристроен малый придел во имя свв. Ап. Петра и Кирилла, патриарха Александрийского с прекрасным мраморным иконостасом и массивными бронзовыми Царскими Вратами искусно вызолоченными и являвшими в то врем большую редкость. И внешне храм был очень красив. Построенный в «классическом» стиле он был увенчан тремя главами голубого цвета и усеянного золотыми звездами…

Одновременно с храмом в ограде собора была построена круглая колокольня. В основании звонницы устроена богадельня и сторожка. Изначально на «ярусе звона» располагался набор колоколов в количестве 6 штук, теперь их количество вдвое больше. Звонница ныне является учебной колокольней для начинающих приходских звонарей епархии.

Преображенская церковь в 20-х годах нашего века была названа кафедральным собором. Это произошло в связи с переходом главного Св.-Троицкого кафедрального собора г. Архангельска и большинства городских храмов обновленческому духовенству. Таким образом, кладбищенские церкви города стали единственными храмами, причт которых канонически подчинялся правящему архиерею — архиепископу Антонию (Быстрову), ставленнику святителя Тихона, патриарха Московского. Но к 1937 году ни один из этих храмов не действовал. Преображенский собор стали активно разрушать.

Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война, послужила поводом к возрождению церковной жизни. Собором 1943 года на Архангельскую кафедру назначен епископ Михаил (Постников), который в 1944 году определил присвоить Ильинской церкви статус Кафедрального собора (в то время епархии было передано два храма в г. Архангельске, Ильинский был крупнейшим).

С момента своего существования храм много раз подвергался капитальному ремонту, таким образом, от первоначального убранства практически ничего не сохранилось. Однако иконы, малый «Скорбященский» иконостас, сооруженный в 1845 году, а также главный «Ильинский» иконостас 1893 года постройки, несомненно, являют собой прекрасные образцы стиля «барокко», крайне редко встречающийся на Севере.

Главными святынями храма следует считать образ Архангела Михаила (в центральной части собора) 1 половины XVIII века и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» XIX века. Любопытен тот факт, что все иконы выполнены местными иконописцами и имеют превосходную сохранность. В прежние времена был обычай приносить в храм Владимирскую икону Божией матери (из Красногорского монастыря), где она находилась с 23 июня по 1 июля.

Ныне Ильинский собор является кафедрой епископа Архангельского и Холмогорского и по-прежнему один из крупнейших храмов г. Архангельска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *