Иконная доска

Под иконописью понимают самостоятельный вид живописи, который характеризуется определенными правилами при выборе расходных материалов. Здесь важно соблюдать религиозные догматы в каждой детали, начиная от композиции и заканчивая подбором древесины. Последний момент нельзя игнорировать, в противном случае икона со временем утратит свою структурную целостность и, следовательно, художественную ценность.

Основы иконописной техники

Здесь есть несколько базовых правил. Во-первых, традиционная иконопись подразумевает использование только натуральных материалов — животного и растительного происхождения. Во-вторых, в роли основы выступает древесная доска. В качестве красок применяют пигментные красители, а также яичную темперу и мездоровой клей для грунтования холста. На заключительном этапе изготовления иконы некоторые детали композиции, волосы и одежду, покрывают твореным золотом. В качестве финального штриха после золочения работу обрабатывают натуральной олифой.

Правила выбора древесины для изготовления икон

В восточнохристианской традиции для создания икон используют твердую поверхность дерева. Форма работы при этом может быть абсолютно любой. При выборе древесной основы мастера учитывают принцип — «икона вечна». То есть порода дерева для заготовки должна быть предельно долговечной. Самыми ценными и подходящими для иконописи являются доски из несмолистой древесины липы, бука, пальмы, кипариса, ольхи, ясеня, березы.

В свою очередь, сосна, лиственница и ель — самый худший вариант для создания икон. Конечно, такую древесину продолжают использовать в силу ее дешевизны и региональной доступности. Но указанные породы характеризуются большим количеством смоляных ходов в структуре. При повышении температуры воздуха такая древесины выделяет природные смолы, проступающие со временем на поверхность доски через слой живописи. Данный дефект практически невозможно устранить. Плюс, смолистые образования на иконах могут спровоцировать гниение деревянной основы и необратимое разрушение образа.

Основой любой иконы, как правило, служит деревянная доска. В России для этих целей чаще всего употребляли липу, клен, ель, сосну. Выбор вида древесины в различных районах страны диктовался местными условиями. Так, на севере (Псков, Ярославль) пользовались сосновыми досками, в Сибири сосновыми и лиственничными, а московские иконописцы применяли липовые или привозные кипарисовые доски. Конечно, предпочтительнее всего были липовые доски. Липа мягкое, легко поддающееся обработке дерево. Она не имеет ярко выраженной структуры, что уменьшает риск растрескивания подготовленной для обработки доски. Основа икон выполнялась из сухого, выдержанного дерева. Склейка отдельных частей доски производилась столярным клеем. Сучки, попадавшиеся в доске, как правило, вырезались, так как при сушке левкас в этих местах растрескивался. На место вырезанных сучков вклеивались вставки.

В старые времена иконописцы предпочитали покупать для росписи уже готовые доски. На Руси тогда существовала довольно разветвленная сеть мастерских, специализировавшихся на изготовлении таких досок. Мастеров, изготовляющих доски, принято было называть «деревщиками» или «дощаниками».

В старые времена доски изготовлялись с помощью топора и «тесла», поэтому до наших дней дошло название досок «тес». Особо ценились так называемые колотые доски, так как они редко трескались и почти никогда не коробились, особенно если они были расколоты по радиусу, то есть по волокнам.

По истечении времени для обработки древесины стали применяться различные инструменты, которые назывались «стругами». Чтобы доска лучше держала грунт, лицевую ее сторону процарапывали так называемым «цинубелем», то есть зубчатым рубанком. Рубанки на Руси стали применять с конца XVII века. Пила на Руси была известна еще с X века, но до XVII века она применялась только для продольного распила заготовки.

До второй половины XVII века на лицевой части доски выбирали небольшое углубление, которое называлось «ковчегом» или «корытом», а уступ, образуемый ковчегом, носил название «лузги». Глубина ковчега колебалась в зависимости от размера доек от 2 мм и до 5 – 6 мм. Если ковчег вырубали с помощью тесла, то лузгу формировали инструментом под названием «фигерей» (рис. 16).

Уже со второй половины XVII века доски, как правило, изготовлялись без ковчега, с ровной поверхностью, но при этом поля, обрамляющие изображение, стали закрашивать каким-либо цветом. В XVII веке икона потеряла и цветные поля. Их стали вставлять в металлические оклады, а в иконостасах обрамлять рамой в стиле барокко.

С целью предохранения доски от коробления с тыльной стороны, поперек древесного волокна, делались расширяющиеся в глубь доски прорези, в которые вставляли шпоны – узкие дощечки, выполненные по форме паза из более крепкого дерева, чем доска, например, дуба. Тыльная сторона доски обстругивалась ровно и чисто. Иногда для более долгого сохранения иконы ее торцы и обратная сторона проклеивались, грунтовались и окрашивались. Для этих же целей указанные части икон могли заклеиваться тканью с помощью мучного клея.

Для подготовки доски под грунт («левкас») мастера пользовались животным клеем, желатиновым или рыбьим. Лучший рыбий клей получали из пузырей хрящевых рыб: белуг, осетров и стерляди. Хороший рыбий клей обладает большой вяжущей силой и эластичностью. Однако многие старые мастера предпочитали пользоваться мездровым клеем, обладающим белизной и крепостью.

На тщательно обработанную и проклеенную доску наклеивалась «паволока», которую иногда называли «серпянкой». Она представляла собой слой ткани. Для этих целей шла ткань из льняного, пенькового волокна, а также прочный сорт марли. Паволока наклеивалась по всей поверхности доски или небольшими частями, например, вдоль стыка двух склеенных досок или на обнаруженные в доске сучки. На доски, имеющие крупнослойную текстуру (сосна, ель), наклеива

ли толстую паволоку, способную перекрыть ярко выраженную текстуру дерева. На мелкослойных досках (липа, ольха) паволока употреблялась тонкая или ее не применяли совсем.

Чтобы подготовить ткань к наклеиванию, ее сначала вымачивали в холодной воде, затем кипятили в крутом кипятке. Предварительно пропитанную клеем паволоку накладывали на проклеенную поверхность доски. Затем после тщательной просушки паволоки приступали к нанесению левкаса.

История

Первые иконы появились ещё во времена апостолов. Родоначальником иконописи называют евангелиста Луку. Наибольшее развитие она получила в странах, исповедующих православие. К основным центрам иконописи относятся следующие страны:

  • Византийская империя;
  • Киевская Русь и Московское государство;
  • Болгарское царство.

В истории иконописи выделяют несколько основных этапов, которым свойственны уникальные отличительные черты в манере исполнения, построении композиции и прорисовки образов.

Кто может писать святые образы

В период расцвета церковной религиозной живописи чётко сформировались требования, предъявляемые к иконописцам. Их озвучили на Поместном соборе Православной Церкви 1551 года.

  1. Настоящий иконописец имеет кроткий, смиренный и благоговейный нрав.
  2. Он не должен сквернословить и предаваться праздным рассуждениям.
  3. Душа, помыслы и тело человека, пишущего святые образы, должны быть чисты.
  4. Во время работы необходимо соблюдать пост и воздержание, сопровождая все свои действия молитвой.
  5. Художник должен точно следовать образцам древних мастеров, не поддаваясь искушению в гордыне превзойти их.

Получение благословения духовника на написание икон является обязательным требованием для иконописца

Таким образом, иконописец в Средневековье должен был обладать высоким уровнем личных и душевных качеств, вести праведный и аскетичный образ жизни, чтобы передать святость сакрального образа. Чаще всего иконописцами становились монахи.

В условиях возрождающейся духовной культуры, формирующейся под влиянием современных реалий, старинные требования к иконописцам не всегда соблюдаются. Чаще всего на специальных отделениях художественных вузов получают знания и навыки в иконописи простые миряне, подверженные суетности и соблазнам современного мира.

Следует знать, что главное требование к современному иконописцу — высокий уровень духовной культуры и фактическое участие в церковной жизни. Любой человек, решивший создать икону, должен получить благословение духовника, сопровождающееся специальной молитвой.

Читайте о почитаемых иконах:

  • Икона Христос Пантократор
  • Икона Пресвятой Троицы
  • Икона Преображения Господня

Чем пишут иконы

Для написания сакральных образов используют технику темперной живописи, основанную на применении красок на основе яичного желтка и натуральных красителей. Чтобы получить темперную краску минеральные красители растирают в мелкий порошок и соединяют с эмульсией из яичного желтка и воды. Краски в несколько слоев наносят на подготовленный контур, учитывая, что они не поддаются моделированию. Это означает, что от мастера требуется максимальная сосредоточенность и точность в нанесении красителей на рабочую поверхность.

Личники используют в работе плави — разведенные до жидкого состояния краски. Для прорисовки мелких золотых деталей используют твореное золото, которое наносится тонкой жёсткой кистью или палочкой.

Технология написания икон своеобразна и сложна

Последний защитный слой выполняется с помощью натурального лакового покрытия. Традиционно его выполняли при помощи олифы, но она имеет ряд недостатков:

  • придание изображению жёлто-коричневого оттенка;
  • возможное появление темных пятен при нанесении;
  • наличие свойства со временем темнеть.

Поэтому современные иконописцы заменяют олифу на копаловый лак, изготавливаемый из смол натурального происхождения.

Важно! Создание иконы — глубоко сакральный процесс, которым может заниматься человек, стремящийся вести праведный образ жизни и обладающий чистой душой и помыслами. Чтобы написать действительно одухотворенный святой образ, необходимо не просто виртуозно владеть живописными техниками и приемами, а хранить в душе искреннюю веру и вкладывать в работу часть своей души. Иконопись. Секреты написания иконы

Чем лучше писать иконы

В нашей мастерской мы всегда писали минеральными пигментами на яичном желтке.

Но в последние годы стали появляться малобюджетные заказы, и мы начали

экономить. Первым делом решили сэкономить на досках, так как они весьма дороги.

Об этом на нашем сайте есть отдельная подробная статья. Затем мы решили

попробовать сэкономить на красках, так как минеральные пигменты тоже дороги.

Для разовых заказов всё это не актуально, но когда речь заходит об иконостасе в

20-40 икон, начинаешь задумываться.

Итак, сразу оговоримся, что акрил акрилу рознь. Отечественными красками вроде

питерского ЗК (Завод Красок) очень сложно работать, они очень не укрывистые и

механически слабые. Совсем другое дело итальянские акриловые краски Maimeri

Polycolor. Они конечно раза в 4 дороже за банку, но расход краски меньше и кроет

она намного лучше. Так что в итоге красками Maimeri писать выгоднее и просто

приятнее. Итальянская краска механически очень стойкая, а вот питерская может

и скататься под рукой, если не просохла. В общем выбор тут очевиден, но… За

последние 2 года итальянские краски подорожали в 2 раза, до 700 рублей!

Например баночка самой ходовой охры светлой обойдется в 650 рублей. За эти же

деньги можно около пол килограмма сухой охры купить! Конечно, киноварь или

лазурит будет стоить намного больше, но тут и качество совсем другое. Насколько

красивее минеральные краски это очевидно. И насколько удобнее ими работать,

ведь зачастую они используются открыто, что удобно при работе с иконостасами.

Такие краски как киноварь, малахит, азурит, лазурит и прочие не нужно смешивать,

они сами по себе красивы. А чтобы составить какое-то подобие киновари с помощью

даже итальянского акрила голову сломаешь.

А главное минеральные пигменты сами по себе формируют особую иконную палитру.

Акрил же всегда нужно подгонять к этой палитре, тушить неестественную яркость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *