Икона златоуст

Заказать икону святого

Дни празднования в 2020 году:

  • Воскресенье, 9 Февраля
  • Среда, 12 Февраля
  • Воскресенье, 27 Сентября
  • Четверг, 26 Ноября

Смотреть иконы святого Иоанна

Молитвы

Тропарь, глас 8

Уст твоих, яко же светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа;/ но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,/ моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 6

От небес приял еси Божественную благодать, / и твоими устнами вся учиши / покланятися в Троице Единому Богу, / Иоанне Златоусте всеблаженне, преподобне, / достойно хвалим тя: / еси бо наставник, яко божественная являя.

Свт. Иоанн Златоуст: «синагога есть жилище демонов»

Святителя Иоанна Златоуста последующие святые Отцы именуют «устами Христовыми, светилом всемірным, вселенским учителем». Церковь прославляет его в своих молитвах: «От небес приял еси Божественную благодать и твоими устами всех учишь покланяться в Троице Единому Богу, Иоанн Златоуст всеблаженный, преподобный, достойно хвалим тебя, наставника, являющего нам Божественное». Этот великий Учитель Церкви написал специальную книгу, получившую название «Против иудеев». В ней он дает подлинно православное богословское толкование талмудического иудаизма, основанное на текстах Св. Писания:

«Не удивляйтесь, что иудеев назвал я жалкими. Истинно жалки, несчастны они, намеренно отринувшие и бросившие столько благ, с неба пришедших в их руки. Воссияло им утреннее Солнце правды: они отвергли свет Его, и сидят во тьме, а мы, жившие во тьме, привлекли к себе свет и избавили себя от мрака заблуждения. Они были ветвями святого корня, но отломились: мы не принадлежали к корню, и принесли плод благочестия. Они с малолетства читали пророков, и распяли Того, о ком возвещали пророки: мы не слышали божественных глаголов, и Тому, о Ком предсказано в них, воздали поклонение. Вот почему жалки они; ибо тогда как другие восхищали и усвояли себе блага, иудеям ниспосланные, сами они отвергли их. Они, призванные к усыновлению, ниспали до сродства с псами, а мы, будучи, раньше псами, возмогли, по благодати Божией, отложить прежнюю неразумность и возвыситься до почести сынов Божий…

Нет ничего жалче иудеев: они всегда идут против собственного спасения. Когда надлежало соблюдать закон, они попрали его; а теперь, когда закон перестал действовать, они упорствуют в том, чтобы соблюдать его. Что может быть жалче тех людей, которые раздражают Бога, не только преступлением закона, но и соблюдением его?..

Конечно (иудеи) скажут, что и они поклоняются Богу. Но этого сказать нельзя; никто из иудеев не поклоняется Богу. Кто говорит это? Сын Божий. Аще Отца Моего бысте ведали, говорит Он, и Мене ведали бысте: ни Мене весте, ни Отца Моего (Иоан. VIII, 19). Какое еще можно привести мне свидетельство достовернее этого? Итак, если они не знают Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа; то кто не может смело сказать, что место то (синагога) есть жилище демонов? Там не поклоняются Богу, нет; там место идолослужения… Синагога безчестнее всякой корчемницы, потому что служит убежищем не просто для разбойников и торгашей, но для демонов; а вернее сказать, не синагоги только, но и самые души иудеев есть жилища демонов.

А так как некоторые считают синагогу местом досточтимым, то необходимо сказать и против них. Почему вы уважаете это место, тогда как его надлежит презирать, гнушаться и убегать? В нем, скажете, лежит закон и пророческие книги. Что же из-за этого? Ужели, где будут эти книги, то место и будет свято? Вовсе нет. Я потому-то особенно ненавижу синагогу и гнушаюсь ею, что имея пророков, иудеи не веруют пророкам, читая Писание, не принимают свидетельства его; а это свойственно людям в высшей степени злобным.

Так рассуждай и о синагоге. Иудеи ввели туда с собою Моисея и пророков не для того, чтобы почтить, но чтобы оскорблять и безчестить их… Словом, если ты уважаешь все иудейское, то что у тебя общего с нами? Если иудейское важно и достойно почтения, значит, наше ложно. Но если наше истинно – а оно и в самом деле истинно, то иудейское исполнено обмана. Говорю о нечестии и нынешнем безумии иудеев. Демоны живут в самых душах иудеев, и нынешние – еще лютее прежних. И очень справедливо: потому что раньше они оскорбляли пророков, а теперь ругаются над самим Владыкою пророков.

Как вы собираетесь в одно место с людьми, одержимыми демонами, имеющими в себе столько нечистых духов, воспитанных в смертоубийствах – и не ужасаетесь? Следует ли даже обмениваться с ними приветствиями и делиться простыми словами? Напротив, не должно ли отвращаться их, как всеобщей заразы и язвы для всей вселенной?

Какого зла они не сделали? Какого злодейства, какого беззакония не затмили они своими гнусными убийствами? Они закалали в жертву демонам своих сыновей и дочерей… Чему прежде удивляться в них? Нечестию ли, или жестокости и безчеловечию? О чем еще сказать вам? О хищениях, о лихоимстве, о притеснении бедных, о кражах, о корчемничестве? Но для рассказа об этом не хватит и целого дня.

Если бы кто убил твоего сына, скажи мне, ужели ты мог бы смотреть на такого человека, слушать его разговор? Не избегал ли бы ты его, как злого демона, как самого дьявола? Иудеи умертвили Сына твоего Владыки, а ты осмеливаешься сходиться с ними в одном и том же месте?..

Еще я спрошу каждого из иудеев: Разве не часто произносили вы хулу на Бога? Разве не совершали всякого рода нечестия и грехи? Отчего, скажи мне, Бог совершенно отвратился от вас? Если вы стыдитесь сказать причину, скажу прямо я, или вернее – не я, но сама действительная Истина. За то, что вы убили Христа, за то, что подняли руки на Владыку, за то, что пролили драгоценную кровь – вот за что нет вам прощения, нет извинения… Раньше вы оскорбляли пророков – Моисея, Исаию и Иеремию, раньше еще не было сделано главное зло. А теперь вы затмили все свои прежние беззакония, и после злодейства против Христа для вас не остается уже преступления большего…

А вы, братья мои христиане, не пресытились ли еще борьбою с иудеями? Знайте же: кто не пресыщается любовью ко Христу, тот никогда не пресытится и войной с врагами Его…» (Полное собрание сочинений Иоанна Златоуста в 12 томах. Том 1, книга вторая, «Против иудеев», с.с.645-759. Москва, 1991 год. Рекомендовано к печати Отделом по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата).

См. на нашем сайте «Слово против иудеев».

Свт. Иоанн Златоуст о молитве

Молитва – причина спасения, виновница безсмертия души, несокрушимая стена церкви, непоколебимая охрана, страшна для демонов, для нас же, благочестивых, спасительна…

Что легче молитвы? Но когда ты не пожелал молиться, то каким образом желаешь обрести милосердие? Разве требуются добродетели, или трудна тебе молитва, требует ли она труда, пота или бдения? Только проси; но ты не желаешь и этого, и следуешь уму Симона, который говорит: помолитеся вы о мне ко Господу (Деян. 8:24). Сверх того ты знаешь, что никто, хотя бы превосходнейший тебя и более благочестивый, не может молиться за тебя лучше, чем мог бы сделать это ты сам. Даже когда ты нечист и лишен уверенности в Боге, Ему твои молитвы угодны более, чем молитвы за тебя какого-либо святого и верующего, – потому что только того желает Бог, чтобы ты был с Ним в дружественных сношениях…

Не говори: я не умею молиться, я недостоин, у меня нет веры; выставляя причины недостоинства и молчания, ты показываешь бóльшую необходимость молиться. Ты недостоин, не имеешь веры? Совесть твоя не позволяет смотреть с уверенностию на небо? Когда ты таков, то употребляй, как лекарство против зла, молитвы. Ужели твои грехи могут превзойти меру Его благодати?.. Если от благости Его исходит существование душ, то тем более их чистота и освящение.

Итак, пусть никто не отчаивается, считая перемену невозможной… Не помышляй о множестве твоих грехов, но смотри на безконечную благость Божию…

Если мы находимся с Ним в дружественных отношениях, то, хотя бы весьма много согрешили против Него, однако мы ничего не боимся, по любви к верному Другу. Если же мы сомневаемся полагаться на Его любовь, то это отсутствие веры будет зависеть от нас самих…

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25092702

Житие

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии около 347 года, в семье военачальника по имени Секунд. Александрия в то время была местом, где можно было получить прекрасное не только светское, но и христианское образование, а в молодой христианской империи в этом была большая нужда, так как в народе еще прочно сидели пережитки язычества. Старики еще помнили времена гонений на христиан, а молодые были знакомы с христианством очень поверхностно.

Именно тогда и возникло монашество движение тех, кто хотел оберегать чистоту христианской веры. Иоанн получил прекрасное образование у лучших богословов того времени и после смерти своей матери Анфусы принял иночество, которое называл истинной философией. Когда его сочли достойным епископской кафедры, уклоняясь от этого избрания, Иоанн ушел в пустыню. Четыре года он жил в уединении, два из которых будущий проповедник провел в полном молчании. Здесь он написал Шесть слов о священстве о пастырской ответственности, которые отчасти поясняют причину его отказа от священства. Здесь им были написаны и еще три книги Против вооружающихся на ищущих монашества и сочинение Сравнение инока с царем, проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания.

Однако, для восстановления здоровья Иоанн был вынужден возвратиться в Антиохию, где в 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его в диакона, а в 386 году во иерея.

Ему было поручено произносить проповеди, которыми, не реже двух раз в неделю, а иногда и ежедневно, он глубоко потрясал сердца многочисленных слушателей на протяжении двенадцати лет. В те времена книги были не у каждого, и проповедь оставалась единственным способом просвещения народа. Здесь Иоанн смог реализовать свой дар слова, за который получил от паствы наименование Златоуст.

В центре его проповеди всегда оставалось Священное Писание, толкование на которое остается самым подробным и по сей день. От незнания Писания произошли бесчисленные бедствия: отсюда произросла великая зараза ересей, отсюда нерадивое житье, бесполезные труды. Подобно тому как лишенные этого света не могут прямо идти, так и не взирающие на луч божественного Писания вынуждаются много и часто грешить, так как поистине ходят в самой глубокой тьме, — писал святитель. В священном Писании он живо находил самые важные указания для своей паствы: как жить по Евангелию, как исполнять волю Божию, как любить ближнего.

Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Росла слава святого проповедника, и в 397 году, он был вызван из Антиохии в Константинополь для рукоположения во епископы. В столице святой архипастырь уже не мог проповедовать так часто, как в Антиохии множество дел ожидало его решения. Святитель преодолевал раздоры, устранял недостойных клириков, требовал от остальных прилежания и чистоты жизни. Он распродал роскошное убранство архиепископского дворца, чтобы содержать больницы и гостиницы для паломников. Святой очень много писал помимо толкования Писания и проповедей до наших дней сохранилось множество поучительных писем святителя Иоанна различным людям по всевозможным поводам.

Особое обличение святителя вызывала распущенность нравов при императорском дворе. Из-за неумеренной роскоши и жадности он вступил в конфликт с императрицей Евдоксией, фактической правительницей при слабом и безвольном императоре Аркадии. Святитель защитил от конфискации имущество вдовы и детей опального вельможи, обличая расточительность в своих проповедях.

Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда ей донесли, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Не смотря на волнения народа, который любил своего архипастыря, суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить святого и за оскорбление императрицы предать казни. Император заменил казнь изгнанием. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение, содрогнувшее не только дворец, но и сердце Евдоксии, которая немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться.

Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна в далекую Армению. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. В этих событиях даже язычники видели небесное наказание за несправедливое осуждение праведника.

Святитель Иоанн был отправлен в городок Кукуз в Армении, где продолжал активную переписку с друзьями, из которой до нас дошло более двухсот писем. За это из Кукуза он был отправлен еще дальше, на самый край Империи в Питиунт (ныне Пицунда в Абхазии). Места назначения измученный святитель так и не достиг он умер в местечке под названием Команы 14/27 сентября 407 года. Перед смертью святитель произнес слова, ставшие итогом его жизни и затем девизом всех пострадавших христиан: Слава Богу за все!

Почитание святителя началось сразу после его смерти. Мощи его недолго оставались в Команах, но уже в 438 были перенесены в Константинополь. В 1204 году они были похищены оттуда крестоносцами, которые увезли их в Рим, и лишь в 2004 году Иоанн Павел II возвратил мощи святителя Иоанна Златоуста и Григория Богослова на прежнее место в Константинополь.

Преставление святого Иоанна Златоуста совпало с праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня, и поэтому его память была перенесена на 26 ноября. Кроме того, 9 февраля отмечается память перенесения святых мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь, а 12 февраля Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Диаконское и священническое служение

В 381 году Иоанн, по инициативе Мелетия, принял диаконский сан. В этот период помимо традиционных для диакона богослужебных обязанностей в зону ответственности Златоуста входило попечение о бедных и обездоленных. На этом служении он проявил себя не только как ответственный служитель, но и как чуткий, отзывчивый, сострадательный христианин.

В 386 году преемник Мелетия по епископской кафедре, Флавиан, рукоположил тридцатидевятилетнего Иоанна во священника.

В этот период он снискал себе широкую славу, причем не только как ревностный пастырь, но и как пламенный оратор, выдающийся проповедник. Отличительной особенностью его проповедей были ясность, доступность, яркая выразительность, глубина мысли, ортодоксальность. Речи Златоуста уже тогда привлекали внимание широкого круга верующих. Толпы людей стекались к нему, желая внимать его поучениям и наставлениям.

В 388 году, после того как жители Антиохии, недовольные введением специального военного налога, учинили в городе возмущение и снесли статуи императора Феодосия и его супруги Флациллы, а затем, охладев и устрашившись ожидаемой расправы со стороны царской власти, пребывали в состоянии ужаса и отчаяния, Иоанн призвал паству к смирению и покаянию, воодушевил их надеждой на милосердие Божье. Эти речи известны нам по его беседам «О статуях».

Престарелый епископ Флавиан лично ходатайствовал перед императором о помиловании горожан, и по его заступничеству, но главное, по заступничеству Божьему жители избежали сурового возмездия.

Детские и юношеские годы

Святитель Иоанн Златоуст (Хризостом) родился в Антиохии, в знатной семье, приблизительно в 347 году.

Его отец, Секунд, был видным военачальником. Сколь-нибудь сильного влияния на воспитание сына он оказать не успел, так как умер, когда Иоанн был ещё малым ребёнком.

Мать Иоанна, Анфуса, была женщиной благородного происхождения. Овдовев в двадцатилетнем возрасте, оставшись один на один с двумя детьми и наследством, требовавшим надлежащего управления, она столкнулась с немалыми трудностями. В аналогичных ситуациях многие женщины, её современницы, не отказывались от вступления во второй брак, однако Анфуса с твёрдой решимостью отклоняла все поступавшие ей предложения о замужестве. Она нашла в себе силы и для воспитания детей, и для преодоления прочих трудностей. Высокий уровень её нравственности вызывал симпатии даже среди язычников.

Дочь Анфусы, сестра Иоанна, по-видимому, вскоре умерла. Что же касается Иоанна, мать дала ему едва ли не лучшее воспитание, которое было возможно с учётом сложившихся обстоятельств.

Наряду с нравственным воспитанием Иоанн получил прекрасное светское образование. Философии он учился у Андрагафия, а литературе, риторике (и другим дисциплинам) — у знаменитого Ливания, одного из лучших специалистов в области красноречия, ораторского искусства. За время обучения Иоанн не раз удивлял его своими дарованиями. Впоследствии Ливаний отзывался о нём как о самом лучшем ученике.

Вероятно, Анфуса ещё с детства утвердила своего сына, Златоуста, в истинах Священного Писания. Это помогло ему не увлечься языческой литературой, не подпасть под очарование лоска светской языческой жизни.

Молодые годы. Путь в Церковь

Получив необходимые знания, Иоанн Златоуст занялся адвокатской практикой, добился в этой сфере блестящих успехов. Благодаря таланту, образованию и высокому социальному положению в обществе он мог построить неплохую карьеру. Но Бог определил для него иной путь.

Несмотря на то, что родители Иоанна были христианами, сам он не был крещен в раннем детстве. В то время практика откладывание Крещения детей не считалась чем-то из ряда вон выходящим. Многие родители считали за лучшее, если их дети приобщаются к Церкви осознанно.

Через какое-то время Иоанн, всерьёз увлекшись Божественным Писанием и сочинениями отцов Церкви, прервал адвокатскую практику, оставил звание ритора.

Этому решению способствовало то обстоятельство, что епископ Антиохийский Мелетий, разумея в нём потенциального Божьего служителя и хорошо понимая, какую пользу он может принести Церкви, призвал его к себе. В течении трех лет Иоанн наставлялся в истинах христианского вероучения, а затем принял от Мелетия Крещение.

К этому времени в Иоанне окончательно сформировалось желание посвятить свою жизнь служению Богу. Многие из его сверстников, желавшие быть ближе к Господу, стремились тогда к монашеской жизни, селились в пустынных местах, где находили себе мудрых наставников из числа опытных подвижников, занимались изучением слова Божьего, молитвой, созерцанием, физическим трудом. Монашеская жизнь не шла ни в какое сравнение с жизнью внутри большого, шумного, развращённого города.

Иоанн, также как и многие из его товарищей, смотрел на монахов с большим уважением. Однако в пустыню не шёл. Этому способствовали по крайней мере два фактора: многочисленные просьбы со стороны матери, видевшей в единственном сыне отраду, и действия епископа Мелетия.

О чем просят святого

Прежде чем приступить к молитве, надо ознакомиться с тем, о чем следует просить святителя Златоуста.

При душевных расстройствах

Душевные расстройства — распространенная проблема, с которой сталкиваются многие люди. Иногда избавиться от них непросто, и люди решают устранить их при помощи молитвенных слов. Чтобы избавить человека от душевных расстройств, молитвенные слова должны произноситься близкими ему людьми. Это могут быть родители, ближайшие родственники и даже друзья, которым он не безразличен.

В молебнах люди обращаются к разным святым, однако чаще всего они просят о помощи Иоанна Златоуста.

При мыслях о суициде

Некоторые люди отчаиваются и разочаровываются в жизни, что приводит к появлению мыслей о суициде. При появлении таких мыслей необходимо обратиться за помощью к церкви. Постоянные молитвы Златоусту помогут справиться с депрессией и очистить рассудок от греховных мыслей.

Любовь и взаимопонимание

Многие хотят почувствовать настоящую любовь и взаимопонимание, однако по тем или иным причинам сделать им этого не удается. Богоносец Иоанн Златоуст помогает страждущим обрести взаимопонимание и любовь. Поэтому необходимо регулярно обращаться к нему в молитве. Молебны святому зачитываются ежедневно, в вечернее или утреннее время.

Избавление от раздражительности

Многие люди сталкиваются с раздражительностью. Это обычное явление, которое периодически появляется у каждого. Однако иногда психическое состояние человека ухудшается, из-за чего повышенная раздражительность становится серьезной проблемой. Она развивается из-за жизненных проблем, постоянных стрессов и депрессий.

Есть много различных средств, помогающих справиться с раздражительностью. Одним из таких средств, которые могут помочь, является молитва Златоусту. Если регулярно молиться святому, душевное состояние улучшится и раздраженность исчезнет.

Раскрытие детских талантов

Не секрет, что у каждого ребенка имеются определенные таланты. Иногда родители даже не знают, что у их малыша есть уникальный талант. Чтобы раскрыть его, необходимо обратиться за помощью к святителю Иоанну. Если периодически зачитывать молитву святому о детях, он поможет им раскрыть все скрытые умения, о которых никто раньше даже не догадывался.

Помощь в учебе

Каждый ребенок неоднократно сталкивался с проблемами во время учебы в школе. Многие родители при появлении плохих оценок у детей начинают их ругать и наказывать. Однако есть решение, которое поможет детям в обучении. Речь идет о молитве богослову Иоанну Златоусту. Родителям следует регулярно зачитывать молебны святому и просить его, чтобы он помог их детям справиться с трудностями в учебе.

Помощь в житейских нуждах

К святому можно обратиться, если нужна помощь в определенных житейских нуждах. Зачитывание молебнов Златоусту помогает справиться с финансовыми трудностями, найти новую работу или решить проблемы, связанные с покупкой или продажей недвижимости.

Как правильно молиться

Есть несколько советов, которые помогут правильно молиться святителю:

  • молитвенные слова надо произносить искренне, с верой в сказанное;
  • прежде чем обратиться к святому, надо очистить разум от грешных помыслов;
  • проводить молитву надо в уединенном месте, чтобы никто не мешал;
  • зачитывать молебен лучше перед иконой святителя.

Труды

Святитель известен не только своими проповедями, но и другими трудами.

Златоуст как экзегет

Говоря о Иоанне Златоусте, надо упомянуть его экзегетическую деятельность. Именно он является наиболее выдающимся и известным толкователем Священного Писания. Он написал немало экзегетических произведений, которые переведены практически на все языки. Самым известным считается Толкование Златоуста Послания Римлянам.

Судьба творений

Потомство всегда чтило труды святителя, и поэтому его рукописи сохранились и до сегодняшнего дня. В печатных каталогах хранится больше полутора тысяч сочинений и манускриптов Иоанна. Также сохранились каталоги и сборники с произведениями святого. Работы Златоуста переведены на все известные языки мира, поэтому каждый может при желании ознакомиться с ними.

Публикации

Есть несколько известных публикаций, которые позволяют ознакомиться с работами святого:

Библиография

Библиография, связанная со Златоустом, делится на русскую и западную.

Западная

В состав западной входят следующие книги:

Русская

Русская библиография считается более богатой:

Реальные примеры чудесных исцелений

Антон, 42 года: «Однажды я был серьезно болен ангиной и долго не мог вылечиться. Какие только лекарства я не пробовал, ничего не помогало. Уже отчаявшись, я решил попробовать помолиться Златоусту.

Регулярные молитвы помогли мне избавиться от недуга и восстановить здоровье».

Татьяна, 51 год: «Недавно не могла вылечиться от простуды, которая сопровождалась высокой температурой. Лекарственные препараты никак не улучшали мое самочувствие. И только молитва святителю Иоанну помогла мне исцелиться и восстановить силы».

Каждый человек, считающий себя верующим христианином, должен знать об Иоанне Златоусте. Поэтому нужно детальнее изучить его жизненный путь, а также разобраться с тем, как молиться святому.

Дни памяти

Выделяют три дня памяти, когда необходимо почитать святого.

30 января

В этот день поминается не только Златоуст, но и два других святителя — Григорий Богослов и Василий Великий. Среди народа Константинополя существовал долгий спор, какому из трех святых отдавать предпочтение. Однако установление почитания в один день разрешило этот спор. Теперь иоанниты, григорианы и василианы могут почитать каждого из святых в один день.

27 января

Некоторые христиане почитают Иоанна Златоуста не тридцатого, а двадцать седьмого января. Именно в этот день произошло перенесение его мощей.

В день почитания Златоуста читаются молебны в его честь, а также произносятся тропари и кондаки, в которых прославляется святой и его добрые дела.

13 ноября

Ранее день памяти проходил 14 сентября. Однако потом было принято решение перенести его на тринадцатое ноября из-за того, что четырнадцатого числа в сентябре празднуется Воздвижение. 13 ноября так же, как и 27 января зачитываются молебны в честь Златоуста.

Иконография

Иконография Златоуста практически ничем не отличается от иконографии других святителей. Однако есть одна отличительная особенность, которую можно заметить на иконах, созданных в Византийское время. В тот период святителя изображали вместе с крестом и представляли его в облике мученика. Интересный факт связан с тем, что святитель пострадал не от язычников, а от своих единомышленников. Поэтому изображение Иоанна с крестом считается напоминанием о том, что мученичество необязательно должно быть связано с эпохой гонений.

Детство и юность

Иоанн появился на свет в знатной христианской семье. Его отец Секунд был офицером, он рано ушел из жизни. Воспитанием мальчика занималась мать Анфуса, оставшаяся вдовой в 20 лет. Она задействовала самых известных преподавателей, чтобы сын получил полноценное образование. В его обучении использовались классические и библейские традиции.

С детства Иоанн изучал эллинскую мудрость. Его никогда не привлекала роскошь и соблазны светской жизни. Мальчик предпочитал изучать Священное Писание и посвящать свободное время молитве. Преподаватели отмечали его живой ум и тягу к знаниям.

В юности Златоуст получил работу адвоката. Он прекрасно овладел ораторским искусством, благодаря этому стал известным среди людей. В 367 г. мужчина принял крещение, спустя три года он стал чтецом. Освящением христианина занимался Мелетий Антиохийский.

После смерти матери Иоанн принял решение о полном отказе от мирской жизни. Он всегда хотел стать монахом, поэтому раздал все имущество и на четыре года перебрался в уединенную обитель.

В этот жизненный период христианин написал «Шесть слов о священстве». Однажды в час молитвы он увидел апостолов, которые якобы передали ему послание и ключ. После этого юноша написал еще три книги, а затем на два года переселился в пещеру. Все это время он соблюдал обет молчания и вел аскетичный образ жизни. Из-за этого здоровье Златоуста серьезно пошатнулось.

К кому писал Златоуст из ссылки

Находясь в Армении, святитель Иоанн вел активную переписку со своими сторонниками и друзьями. Особенно много он писал Олимпиаде – диакониссе Константинопольской Церкви, бывшей ему надежной опорой как во времена его епископства, так и в годы изгнания.

Диаконисса Олимпиада

Чин диаконисс существовал в Церкви со времен апостолов. Это были, как правило, овдовевшие женщины, которые приносили обет безбрачия и исполняли разнообразную социальную и миссионерскую работу: ухаживали за больными; заботились о бедных; наставляли в вере тех, кто готовился принять Крещение, и помогали им при совершении Таинства; следили за порядком в храме; посещали узников. Всем этим занималась и Олимпиада, с юности посвятившая себя Богу.

Расправившись со Златоустом, власти стали преследовать и его сторонников – «иоаннитов»: отправлять их в ссылки, конфисковывать имения и т.д. Коснулись репрессии и Олимпиады. Впрочем, ей было не привыкать. Рано овдовев, она прогневала императора Феодосия отказом вступить во второй брак – выйти замуж за его испанского родственника, и за это на несколько лет лишилась права распоряжаться своими имениями. Позже, когда имущество вернулось к ней, она взялась так интенсивно раздавать его бедным, что даже получила мягкий выговор от святого Иоанна Златоуста (к тому времени уже архиепископа).

После его высылки в Армению Олимпиаду обвинили в поджоге храма святой Софии и в итоге приговорили к крупному штрафу, а потом и к изгнанию из Константинополя. Несколько лет она скиталась, а, вернувшись, обнаружила себя практически нищей: остатки ее имений были проданы с торгов или разорены, а бывшие слуги перешли в стан врагов. Попытки Олимпиады добиться облегчения положения Златоуста также оказались безуспешными. В конце концов ей пришлось перебраться в Кизик, малоазийский город на северо-западе современной Турции, где ее окончательно оставили силы – и физические, и душевные. Умерла Олимпиада в возрасте 40 лет, всего на год пережив святителя Иоанна.

В каких условиях писал Златоуст

Изгнав Иоанна из Константинополя, византийские власти сделали всё, чтобы тот уже никогда не вернулся обратно живым. Стоило опальному архиепископу добраться до очередного населенного пункта, где он мог передохнуть и хоть немного привести в порядок свое расстроенное здоровье, как его переводили в другое, более отдаленное и труднодоступное место. В этом активно участвовали и враги святителя среди местных епископов и властей; недаром Иоанн признавался Олимпиаде: «Я никого так не боюсь, как епископов».

В одном из писем он рассказывает, как, прибыв под конвоем в Кесарию и будучи совершенно обессиленным и больным – «почти что мертвецом», – он подвергся нападению разъяренных монахов, настроенных против Златоуста. Они вели себя подобно диким зверям и были готовы на все. Святитель укрылся было в доме местных аристократов Руфина и Селевкии, но те – опять же под давлением властей – сделали вид, будто на дом напали варвары, и страдальцу пришлось спешно бежать в горы. Там он едва не погиб: мул, на котором были закреплены его носилки, споткнулся, Златоуст выпал наружу и получил серьезные повреждения…

Иоанн Златоуст в изгнании
Минологий Василия II, миниатюра, 985 г.

А вот как описывает святитель свое положение в другом письме: «Пишу я… только что поднявшись от самых врат смерти … Буря, бывшая сильнее обыкновенной, причинила нам очень тяжкую и бурю желудка, так что эти два месяца я провел ничуть не лучше мертвых, а даже еще и хуже их. Я жил лишь настолько, насколько чувствовал отовсюду окружавшие меня несчастья; все для меня было ночью: и день, и утро, и полдень; и я целый день проводил пригвожденным к постели.

Принимая всякие меры, я был, однако, не в силах устранить вред, проистекавший от холода; несмотря на то, что я зажигал огонь, терпел страшнейший дым, заключился в одной комнате, закутывался множеством одеял и даже не осмеливался переступить порога, я тем не менее страдал постоянными рвотами, головной болью, отвращением к пище и непрерывной бессонницей. Так я проводил без сна длинные моря ночи. Но… лишь только наступила весна и немного изменился воздух, все уничтожилось само собой».

Златоуст поправился; не склонный унывать и опускать руки, он всегда стремился восстановить здоровье и силы, искал помощи врачей и с благодарностью пользовался их услугами. Но, как только ему удавалось хоть немного прийти в себя, нужно было снова пускаться в путь…

Как сохранять бодрое расположение духа в скорбных обстоятельствах – эта тема проходит красной нитью через все семнадцать писем Златоуста к его верной сподвижнице.

О чем же именно писал святитель Иоанн?

О надежде на Бога

Упование на Бога, всегда все устраивающего к лучшему, – это было главное, что спасало самого Златоуста в его трудных обстоятельствах. К этому упованию он постоянно призывает и Олимпиаду.

«Не отчаиваюсь в надежде на лучшие обстоятельства, памятуя о Том Кормчем… Который не искусством одерживает верх над бурей, но одним мановением прекращает волнение моря, – пишет он в самом первом из сохранившихся писем и не раз повторяет эту мысль в других. – Таков у Него обычай: не прекращать опасностей вначале, а тогда уже, когда они усилятся и дойдут до последних пределов и когда большинство потеряет уже надежду; тогда-то Он, наконец, совершает чудесное и неожиданное… Итак, не падай духом».

Верующему человеку не пристало отчаиваться и терять голову от уныния, убеждает святитель свою помощницу: «Кормчие, когда дует сильный ветер, если распустят паруса свыше надлежащей меры, опрокидывают корабль, а если станут управлять им… как следует, то плывут с полной безопасностью. …Зная это, моя боголюбезнейшая госпожа, не отдай себя во власть уныния, но рассудком одерживай верх над бурей» (из письма девятого). Даже в страданиях Бог посылает нам утешения, и, более того, «насколько у нас усиливаются испытания, настолько умножается у нас и утешение, и тем более отрадные надежды имеем мы на будущее» (из письма одиннадцатого).

Кроме этого, святитель Иоанн призывает обратить внимание: Господь никогда не попускает страданиям длиться слишком долго. «И то, и другое – дело неизреченного человеколюбия Бога: как то, что Он попускает навести на тебя столь великие и до такой степени непрерывные искушения… так и то, что Он делает весьма скорое освобождение от них, чтобы ты… не мучилась продолжительностью причиняемых бедствий, – пишет он в шестнадцатом письме. – Поэтому перестань плакать и мучить себя печалью и не смотри только на причиняемые непрерывные и частые несчастья, а смотри и на весьма быстрое освобождение от них».

О неосуждении

Господь попускает демонам нападать на верных Ему людей, чтобы христиане могли одержать более славную победу, объясняет Златоуст в одном из писем. Но, чем больше у человека мужества, тем более озлобленные нападки он терпит. «Ты ли ожидала, с юности показавшая такое любомудрие и поправшая человеческую гордость, что будешь жить невозмутимой и мирной жизнью? – восклицает он, обращаясь к Олимпиаде. – Не следует тревожиться из-за того, что много повсюду войн и смятений и много тревог, а напротив, нужно было бы дивиться тогда, если бы ничего этого не случилось. С добродетелью соединен труд и опасность».

Отсюда рождается и другой призыв – не осуждать тех, кто не устоял в этой борьбе.

«Когда услышишь, что одна из Церквей пала, а другая колеблется… одна взяла волка вместо пастыря, другая – морского разбойника вместо кормчего, третья – палача вместо врача, то хотя скорби, – потому что не дóлжно переносить этого без боли, – но скорби так, чтобы печаль не переходила должных границ, – наставляет Златоуст Олимпиаду во втором письме. – Сатанинское и пагубное для души дело малодушествовать и сокрушаться о погрешностях других».

Эти строки святитель Иоанн написал в первые годы своего изгнания, послужившего причиной серьезнейшего раздора между поместными православными Церквями. Жестокое преследование сторонников Златоуста константинопольским патриархом Аттиком, александрийским Феофилом и антиохийским Порфирием положило начало настоящей смуте, охватившей Восточную Церковь и прежде всего Константинополь. Люди, сочувствовавшие Златоусту, не желали причащаться у священников и епископов из числа его гонителей, а его враги только усиливали давление. Было время, когда от каждого входящего в храм требовалось произнести анафему в адрес святителя Иоанна.

Молитва Иоанна Златоуста
Псалтирь Теодора, Византия. Константинополь; XI в.

Внутрицерковная вражда рождала в душе Олимпиады уныние, и святитель призывает ее меньше печалиться о чужих прегрешениях и больше доверять Богу. Ведь и в прежние времена «текли дела посреди искушений», однако «соблазненные впоследствии поправлялись, заблудшие приводились опять на путь и разрушенное до основания устраивалось еще лучше», напоминает он. «Поэтому, когда святой Павел просил, чтобы проповедь распространялась только среди тишины, всемудрый и всё прекрасно устрояющий Бог не сделал по воле ученика… но сказал: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12: 9)».

О том, что скорби раскрывают лучшее в человеке

Эту мысль святитель Иоанн неустанно повторяет на протяжении всей переписки с Олимпиадой, подчеркивая: «Не только в Царстве Небесном назначена награда за добродетель, но и в самом страдании, потому что и потерпеть что-нибудь за истину – величайшая награда». Страдая, человек учится по-настоящему доверять Богу и искренне благодарить Его за все, что с ним происходит; устанавливает с Ним самые глубокие и искренние отношения – а ведь это и есть главная награда и цель жизни христианина.

«Не только делание чего-либо хорошего, но и претерпевание какого-либо зла влечет много воздаяний и великие награды»,

– вновь и вновь настаивает святой Иоанн.

Очевидно, в изгнании Олимпиаду сильно печалила разлука с друзьями и единомышленниками, и Златоуст утешает ее: долгое ожидание встречи не бесполезно, оно «принесет тебе великую награду, если ты будешь мужественна, не станешь произносить ни одного горького слова, а будешь и за то прославлять Бога». «Перенести разлуку с любимой душой – это подвиг немалый… Чем это дело для тебя мучительнее, тем более считай его полезным, если переносишь с благодарностью. Ведь не только наносимые телу удары, но и страдание души приносит неизреченные венцы, и душевное страдание даже больше, чем телесное, если поражаемые переносят с благодарностью».

Праведный Иов и Лазарь из евангельской притчи (Лк. 16: 19-31) – вот примеры, которые постоянно приводит Златоуст, говоря на эту тему. «Когда Иов был более славным? – задает он вопрос. – Тогда ли, когда он открывал свой дом всем приходящим, или когда он, после того как дом обрушился, не произнес ни одного горького слова, но прославил Бога? … Тогда ли, когда пользовался здоровьем тела для защиты обижаемых… и был пристанищем для угнетаемых, или когда видел тело свое… съедаемым червями? … Хотя то всё были добродетели, а это всё – страдания, однако последние показали его более славным, чем первые, потому что они составляли самую трудную часть состязания, требовавшую… большего мужества, более энергичной души, более возвышенного разума и обладания большей любовью к Богу».

Так же и с нищим Лазарем из евангельской притчи. «Мы ничего не можем сказать об его добродетели, ни того, что он жалел бедных, ни того, что помогал обижаемым и делал что-нибудь хорошее в этом роде, – рассуждает Златоуст. – И всё же… он получил тот же самый удел, что и патриарх … только за то, что мужественно переносил уныние, производимое страданиями».

Нужно потерпеть болезни, «бесчисленные ругательства, оскорбления и ябеды», «сильные… приступы уныния и источники слез», призывает Златоуст Олимпиаду. «Ничто не делает людей так славными и достойными удивления, и ничто так не преисполняет бесчисленных благ, как множество искушений, опасности, труды, скорби уныния, постоянные козни… если всё это притом кротко переносится».

Болезнь, по его мнению, вполне можно приравнять к мученичеству, если переносить ее без ропота: «Хотя и остаешься дома и пригвождена к постели, не думай, что ведешь праздную жизнь, потому что, имея постоянного и вместе с тобой живущего палача, эту чрезмерную болезнь, ты терпишь страдания более тяжкие, чем те, когда кого влачат, терзают и мучат палачи».

О радости, не зависящей от внешних обстоятельств

Даже в тяжких обстоятельствах христианин способен радоваться, убеждал святитель Иоанн свою сподвижницу. Для радости не нужно внешних причин или каких-то особенных обстоятельств. Ее причины – «не в неизменных законах природы, которых уничтожить и переменить для нас невозможно, а в свободных размышлениях нашей воли, управлять которыми для нас легко… Причина радости обыкновенно лежит не столько в природе обстоятельств, сколько в разуме людей». Недаром «многие, изобилуя богатством, считают жизнь невыносимой, а другие, живя в крайней бедности, всегда остаются радостнее всех».

В одном из последних писем (четырнадцатом) Златоуст напишет слова, которые могли бы стать девизом всякого христианина: «Печально одно только – грех, всё же остальное – пыль и дым». «Что… тяжкого – обитать в темнице и иметь на себе узы? – риторически вопрошает он. – Чем тяжело изгнание? Чем тяжело лишение имущества? … Это пустые слова, сказанные под влиянием печали!»

Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста

Можно было бы заподозрить его в лицемерии, если не знать, в каких обстоятельствах начертаны эти строки. Эти обстоятельства святой Иоанн опишет в заключительных письмах к Олимпиаде. «Почти… тридцать дней, а то и больше, я боролся с жесточайшими лихорадками, и в таком состоянии шел этим длинным и трудным путем , будучи осаждаем и другими тяжкими болезнями… Представь, что отсюда происходило, когда не было ни врачей, ни бань, ни необходимых вещей, ни других удобств, когда отовсюду осаждал нас страх перед исаврянами и остальные бедствия, – читаем в письме тринадцатом. – Трудность этого путешествия свела нас к самым вратам смерти. Живя теперь в Кукузе, мы… врачуем бедствие, которое случилось с нами в течение продолжительного времени, и наши разбитые кости, исстрадавшуюся плоть».

Так что слова, обращенные к Олимпиаде в последнем, семнадцатом письме, святитель с равным успехом мог бы сказать и о себе самом: «Никто не будет в состоянии сделать тебе ничего такого, чего бы он не нашел давно уже в совершенстве перенесенным тобою. … Ты так обучила себя упражнениями, что не можешь потерпеть ни от кого ничего ужасного… Таковы награды за мучение в здешней жизни и прежде Царства Небесного».

Гонения со стороны властей

Для христианина не имели значения деньги и должности жителей столицы. Он смело обличал чужие грехи, поэтому приобрел немало влиятельных врагов. В их числе была императрица Евдоксия, обвиненная в несправедливости и тяге к роскоши. Не без ее поддержки начались преследования Златоуста. По инициативе правительницы в 403 созвали Собор, на котором архиепископа обвинили в растрате и лишили сана. Он был приговорен к изгнанию, несмотря на бурные протесты общественности. Позднее решение отменили, но ненадолго.

В 404 г. Иоанн был вынужден перебраться в Армению. Там он продолжил писать письма епископам и друзьям, старался поддержать страдающих людей даже на расстоянии. Из-за постоянных стрессов его здоровье продолжало ухудшаться. Зимой 406 Златоуст оказался прикованным к постели, а немного позже из столицы пришел очередной приказ. Оратор должен был ехать в глухой город в Абхазии. Три месяца он потратил на переезд, терпя издевательства и унижения стражей. Четырнадцатого сентября 407 г. Златоуст скончался в Команах. Христианская церковь посмертно внесла его в список святых.

За что преследовали Златоуста

Письма, выдержки из которых мы публикуем сегодня, Иоанн Златоуст написал в самый тяжелый период своей жизни – после того, как его оклеветали и изгнали из Константинополя, где он несколько лет был архиепископом, или, как мы сказали бы сегодня, патриархом. На столичную епископскую кафедру Иоанн взошел в 397 году – всего через 16 лет после того, как Второй Вселенский Собор утвердил ее второй по чести после Римской кафедры. (Тогда, в конце IV века, христианство еще не разделилось на католиков и православных, и римский епископ исповедовал в точности ту же веру, что и все другие православные епископы).

Став архипастырем Константинополя, Златоуст энергично взялся наводить порядок, и не только в столичной Церкви, подчинявшейся ему напрямую, но и в некоторых других митрополиях Восточной Римской империи – там, где церковные власти действовали недостаточно осмотрительно и могли скомпрометировать Церковь. Конечно, это не могло понравиться тамошним церковным властям. При первой же возможности они влились в лагерь врагов Златоуста.

Лагерь этот стал сколачиваться в первые же годы его епископства, когда Иоанн взялся обличать в своих ярких, зажигавших слушателей проповедях распущенные нравы константинопольской знати, столичного духовенства и императорского дома. Он радикально сократил расходы на содержание архиепископата – вплоть до того, что велел продать часть богослужебных предметов (чем дал недругам повод обвинить себя в финансовых махинациях). Некоторые именитые гости страшно оскорблялись скромным приемом и простой пищей, которые предлагал им Константинопольский иерарх. А придворное духовенство самого Константинополя сильно возмутилось, когда святитель запретил клирикам соблазнительную и широко распространившуюся практику – жить под одной крышей с юными христианками-девственницами. Масла в огонь подлил один архидиакон, как-то раз неосторожно сказавший Иоанну в присутствии других клириков: «Владыка, тебе их не исправить, лучше бы ты взял свой жезл и прогнал их всех вон».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *