Икона первые шаги Христа

Жизнь Пресвятой Богородицы
Выставка в Музее истории религии. Часть 1
В Санкт-Петербургском Музее истории религии проходит интересная выставка: Жизнь Пресвятой Богородицы. Из запасников извлечены экспонаты, позволяющие нам проследить, шаг за шагом, основные моменты жизни Богоматери, о которых упоминает Священное Писание и Предание Церкви. Давайте и мы с вами виртуально посетим эту выставку, еще раз обратимся к Лику Славнейшей из женщин.
Конечно, я представил в своей подборке далеко не все экспонаты, а только те, которые показались наиболее интересными.
И начнем, конечно, с самых ранних событий, со времени, когда Пресвятая Богородица еще и не родилась. Долгие тысячелетия человечество шло своим путем… Это был трудный путь, на котором были и грехи, и заблуждения, были и светлые страницы. Желая спасти человечество, Господь еще на заре человеческой истории предрек, что пошлет в мир Спасителя. Многие думают, что Спаситель пришел из-за того, что люди совершили Грехопадение и самостоятельно не могли очиститься и приобщиться к Богу. На самом деле, православное богословие учит, что Сын Божий пришел бы в любом случае, даже если бы человечество не согрешило. Пришествие Сына Божьего было необходимо, чтобы человек получил полную и совершенную возможность Спасения и приобщения к Богу.
Итак, люди думали и ждали: когда придет Обетованный, долгожданный, Тот, Который выведет их из мрака заблуждений и возведет на Небеса.
Генеалогия Божией Матери (и Ее мужа Иосифа), приведенная в Евангелиях, имеет важное значение, во всяком случае имела для людей той культуры и того времени. Эта генеалогия показывала, что Мария не явилась ниоткуда, что Она – дочь Своего народа, плоть от плоти его и кровь от крови, одна из нас.
Родители Пресвятой Девы, праведные Иоаким и Анна, дожили уже до преклонных лет и так и не имели детей. Многие посмеивались над стариками, потому что тогда считалось, что проклятие бездетности посещает грешных людей. На самом же деле, конечно, бездетность отнюдь не всегда связана с грехом. Причиной бездетности могут быть заболевания, какие-то особенности организма, другие факторы. Мы живем в больном, искаженном грехом мире и несем на себе язвы и следы этого уродства мира. Виноваты или не виноваты, но все страдают и получают свою порцию скорбей… Впрочем, если человек не озлобится от своей судьбы и доли, а по-христиански воспримет то, что с ним происходит, то Господь его грусть претворит в радость. Не роптать, но принимать твою модель жизненных обстоятельств как Промысл Божий о тебе – вот как должен относиться христианин ко всяким скорбям и болезням.
Вот так и в жизни святых Иоакима и Анны. Их бездетность была (как и сейчас часто является) элементом Замысла Божия о них. Господь задумал что-то великое, чудное о них, но им не открывал.


На фотографии – монастырь св. Георгия Хозевита. Здесь находится пещера, в которую удалился праведный Иоаким, оплакивавший свою бездетность и молившийся о даровании ему чада.
Фото неизвестного фотографа. 1880-е годы

Но вот Господь посылает Ангелов объявить Иоакиму и Анне удивительную весть: у них родится дочь. И это будет чудесный ребенок.
Русская икона. 18-й век

Такое откровение получили как Иоаким, в это время молившийся в пещере, так и Анна, находившаяся дома. Не в силах сидеть дома и ждать возвращения мужа, Анна поспешила к городским воротам и там стала ждать мужа. Здесь их встреча и состоялась. Иконописный сюжет, который вы видите, называется «Зачатие святой Анны». Древние иконописцы посчитали, что достаточно изобразить встречу Иоакима и Анны, и этого будет достаточно, чтобы намекнуть на последовавшее затем зачатие.
Русская икона «Зачатие святой Анны». 19-й век

Посмотрите на другую икону. Эта икона говорит о долгожданном и чудесном рождении Иоанна Крестителя у престарелых Захарии и Елизаветы. Как и в случае с Иоакимом и Анной, родители Иоанна много лет ждали ребенка и усердно молились о даровании им чада. И вот Ангел объявил им Божию весть: у вас будет ребенок. Но история эта всем известна, и повторять ее я не буду. Обращу ваше внимание на то, что на иконах, изображающих Зачатие Иоанна Предтечи, его родители изображены возле супружеского ложа (или на ложе). Согласитесь, это более откровенный намек на зачатие.
Однако то, что допустимо изобразить в случае Захарии и Елизаветы, все же иконописцы не дерзали повторить в случае с Иоакимом и Анной. Там все ограничивали встречей супругов возле городских ворот.
(Надо сказать, что среди икон встречаются и те, где Иоаким и Анна обнимаются возле супружеского ложа. Но это позднее нововведение, не являющееся строго каноничным.)
Русская икона «Благовещение пророку Захарии». 19-й век

А вот так изобразил встречу Иоакима и Анны неизвестный немецкий художник 15-го века. К сожалению, часть иконы утрачена (там, где черная полоса). Обратите внимание на развевающиеся складки одежды Иоакима. Он весь – порыв, движение. Анна, в противоположность ему, смиренна и тиха.
Германия. Икона на дереве «Встреча Иоакима и Анны. 15-й век

А сейчас перенесемся на 15 лет вперед. Юную Марию обручают плотнику Иосифу.
И.П. Чернов (1768–1817). «Обручение Марии». Между 1804 и1811 гг.

Не успели Мария с Иосифом сочетаться законным браком (от обручения до заключения брака проходил год), как Марию посетил удивительный вестник. Это был Ангел. Согласно одному из преданий, в момент посещения Мария пряла пряжу, поэтому в руке у Нее веретено. Ангел благовестил Марии волю Божию: Ты зачнешь во чреве и родишь Сына, и Твой Сын станет Посланником Божиим и Спасителем.
Н. Тюлин. Икона «Благовещение». Владимирская губерния, Мстера. 1880-е
А вот другая икона Благовещения, выполненная чрезвычайно искусно: это резьба по дереву. Икона была изготовлена специально для Павла Борисовича Мансурова в 1903 году. Все хорошо, только постоянно ловишь себя на мысли, что все эти экспонаты попали в музей в результате хищения и грабежа храмов и частных коллекций…
И зачем же они – музейные работники – такую пошлую подкладку сделали?.. Неужели нельзя было простой белый или голубой фон подобрать?..
После появления Ангела в утробе юной Марии зажглась жизнь Ее Сына Иисуса. Я уже писал о православном понимании этого чудесного зачатия: https://azbyka.ru/forum/blog.php?b=302.
Эта маленькая эмалированная иконочка очень хорошо передает задумчивость Марии перед Тайной Ее зачатия и грядущего материнства.
«Дева Мария». Складень с эмалированным медальоном. Германия. 19-й век.
Мария после посещения Ангела не осталась сидеть дома, ведь, кроме прочего, Ангел сообщил Деве, что ее родственница Елизавета (мать Иоанна Крестителя) тоже ждет ребенка. И Мария поспешила по помощь Своей сестре. На иконе изображен момент трогательной встречи двух будущих великих матерей.
«Посещение Елизаветы». Фрагмент иконостаса. Россия. 18-й век
Но вот у Марии рождается Сын. Свет Вифлеемской звезды, подарки волхвов, пещера… Представленные на выставке иконы и картины на эту тему мне не показались интересными. А вот изображения Пресвятой Богородицы с Сыном, вернее, то, какие эмоции вложили художники в лица и фигуры Героев своих работ, обращают на себя внимание.
Обратите внимание на кротость Лика Богородицы и на жест Спасителя, в котором сочетаются и властность, и детская непосредственность.
Мадонна с Младенцем. Польша. Фарфор. 19-й век
А это греческая икона Рождества, сделанная на большой перламутровой раковине.
Рождество Христово. Икона на раковине. Палестина. 19-й век
А эта деревянная статуя просто великолепна. Посмотрите на кроткое и растерянное выражение Лика Богородицы и на серьезную властность Сына. Здесь сразу понятно – Кто главный.
Мадонна. Позолоченная деревянная статуя. Польша. 18-й век
Здесь покой и мир. Сидящие на троне, что подчеркивает Их царственность и величие, Мать и Сын, тем не менее, дремлют. Мне кажется, что автор хотел напомнить всем, кто об этом склонен забывать, что и Спаситель, и Богородица, несмотря на то служение, которое Они несут, были и самыми настоящими людьми.
«Maria Virgo» – Дева Мария. Икона на шелке. Западная Европа. 19-й век
Пресвятая Богородица и Ее Божественный Сын принадлежат не только европейцам, но и народам всей Земли. Именно поэтому в разных странах в изображения Христа и Богоматери вкладывают свое понимание, свою национальную трактовку.
Следующие две статуэтки показывают, как видят Евангельские события в Африке.
Мозамбик. Создано народом маконде. Дерево, резьба. 1970-е.

Посмотрите, как нежно ласкает Пресвятая Богородица Сына на этом мраморном барельефе…
Мадонна с Младенцем. Мастерская П.-Э. Моно (1657–1733). Франция. 18-й век
На восьмой день после Рождения над Иисусом было совершено обрезание – иудейский обряд, который символизировал кровную связь Младенца с иудейским Народом.
Это очень редкий сюжет в изобразительном искусстве.
Русская икона 18-го века
Через какое-то время Ангел сообщил Иосифу, что больной и сумасшедший царь Ирод ищет убить Богомладенца. Святому Семейству пришлось спасаться бегством в Египет.
Бегство в Египет. Неизвестный голландский мастер. 1710
В тени этого дерева, по преданию, отдыхало Святое Семейство по пути в Египет. Этой сикоморе было 2 тысячи лет, и она издавна почиталась, как то самое дерево, которое дало приют нашим Путникам. Находилось оно в селении Матария, близ Каира. Фотография сделана в 1870-е годы. В 1906 году это дерево засохло, но на этом месте было посажено другое деревце, существующее и поныне.
Фото Джакомо Броджи. 1870-е
На одном из привалов по пути в Египет, Спаситель сделал первые шаги.
На фото – современная греческая икона «Первые шаги Иисуса Христа».
Подробнее об этом месте читайте: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=7456
После смерти царя Ирода Святое Семейство возвращается в Назарет, на родину.
Вот так выглядел Назарет в конце 1850-х годов. С большой долей вероятности можно предположить, что таким он был и во времена Иисуса.
Два слова об авторе этого замечательного снимка. Это Фрэнсис Фрит, американский фотограф, в 1850-х годах совершивший несколько фотоэкспедиций по Ближнему Востоку. Результатом его трудов явились 10 книг, в которых приводились фотографии достопримечательностей и святых мест. Эти книги пользовались большим успехом. Но активному Фриту этого оказалось мало. Он создал фирму, к которой привлек несколько десятков фотографов. К 1870 году Фрит и фотографы его компании сняли больше миллиона видов старой Британии и Европы. Когда популярность получили почтовые открытки с изображением разных мест, именно фотографии этой компании стали тиражироваться во всем мире. Народ принял и полюбил такие открытки.
Таким образом, открытка с видом города или какого-нибудь памятника, которую вы отсылаете друзьям, ведет свое происхождение… от трудов пионера в этой области Фрэнсиса Фрита.
Чем занимались Пресвятая Богородица, Иосиф и Иисус в Назарете? Они жили обычной жизнью трудолюбивых крестьян.
Почему Евангелия практически ничего не сообщают о детстве и юности Иисуса? Возможно, потому, что и сообщать об этом было нечего. Детство и юность Спасителя были детством обычного еврейского мальчика. Некоторые предания говорят, что Иосиф умер, когда Иисусу было 19 лет. В таком случае на Его плечи рано легла вся тяжесть заботы о семье. Последние сто лет мелькают сообщения, что Иисус странствовал по миру, был в Индии и на Тибете… Все это не более, чем выдумки. Ни в учении Иисуса, ни в Его лексиконе, ни в одном жесте нет ничего неиудейского. Он был настоящим иудеем, плоть от плоти, кровь от крови.
Он любил Свой народ, Свою культуру, святыни этого народа. Он любил простых людей, к которым принадлежал Сам и принадлежали Его родители.
Иисус, как и все дети, играл со сверстниками. В то время дети играли в мяч, в каменные шарики, иудейские дети любили имитировать праздники взрослых, играть в свадьбу, в похороны. В окрестностях Назарета находилась развилка Via Maris, в переводе с латыни – «Приморский путь». Здесь ежедневно проходили длинные торговые караваны, которые направлялись в ближайшую гавань Птолемайс. Назаретские жители, бывало, выносили что-нибудь в надежде продать караванщикам, дети – глазели на наряды и товары иноземцев, бежали за верблюдами.
Еврейские дети с детства были под присмотром родителей. Днем дети играли дома или на дворе и за ними смотрела мать, вечерами отец усаживал малышей на колени и рассказывал им о древней Истории Божьего народа.
Это была священная обязанность иудейских родителей, забыть о которой они не могли хотя бы потому, что об этом напоминалось в ежедневной обязательной молитве Шема Исраэль («Слушай, Израиль»): «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6, 3-7). Несомненно, что такие благочестивые люди, как Мария и Иосиф, исполняли повеление Боговидца Моисея.
Когда впоследствии Иисус будет с такой любовью говорить о древних героях и подвижниках духа, в немалой степени это будет заслугой Его родителей, научивших Сына любить историю Своего народа.
Когда дети подрастали, они начинали работать вместе с родителями. Девочки помогали матери по хозяйству, учились готовить, шить, вязать, прясть, ткать, молоть зерно, печь хлеб, наводить чистоту в доме, ухаживать за маленькими детьми.
Сыновья были с отцами. Они постигали то ремесло, которым владел отец. С самого раннего возраста мальчиков учили ответственности и серьезности. Уже в десять-двенадцать лет мальчик сам уходил в поле пасти большое стадо овец, должен был трудиться, зарабатывая хлеб в поте лица своего. Еврейские мудрецы говорили: «Если ты учишь своего ребенка торговать, то ты учишь его воровству». Ребенку никогда не позволяли попрошайничать или что-то продавать, только трудиться, зарабатывать на пропитание и на жизнь своими руками.
Во многих городках, при синагогах, были школы для мальчиков, в которых можно было выучиться писать и читать по-еврейски. Впоследствии религиозное образование можно было продолжить
Иисус не имел профессионального богословского образования, какое было, скажем, у Ап. Павла. Иисус знал Закон и Пророков, но это было домашнее образование и что-то от воскресной (вернее, субботней) школы при синагоге.
Христос был не простым человеком, Он был, как мы сегодня говорим, Богочеловеком. Но Божественная сторона Его природы оставалась сокрытой для посторонних глаз. Лишь иногда, как в случае с двенадцатилетним отроком, оставшимся в Иерусалимском Храме и поучавшим мудрецов, это Божественное измерение Его существа могло сверкнуть, но тотчас скрывалось. Для Своих односельчан, друзей, простых людей Иисус был обычным мальчиком, потом юношей, затем молодым человеком и мужчиной. Но Он был не просто человеком. Он был прекрасным Человеком! Невозможно не заметить высокие и благородные, чисто человеческие, черты Его личности, если мы внимательно почитаем Новый Завет.
…Перед нами – очень необычная, даже уникальная, икона. Она называется: «Физический труд Святого Семейства». Икона была написана в 1923 году российским иконописцем В. Мумриковым. На иконе – каждый из персонажей чем-то занят. Так иконописец в страшные богоборческие годы хотел показать большевикам, что Иисус и Его родители никогда не были тунеядцами, что Они трудились.
А вот западноевропейская картина на ту же тему: «Святой Иосиф обучает Иисуса плотницкому мастерству».
Копия с картины А. Карраччи (1557–1602). Италия. 18-й век
А вот как изобразил Святое Семейство неизвестный современный лепщик из Германии.
Керамика, цветная глазурь. 1960-е –1970-е гг.
Святое Семейство путешествует.
Русская икона 18-го века
Надо сказать, что в православной традиции Иосифу – мужу Марии (его часто называют Обручник, но это не совсем верно: он не был только обручен, он вступил и в брак с Божией Матерью; а вот как складывались их отношения в браке, это уже другая тема) – отводится более скромное место, чем, естественно, Спасителю и Пресвятой Богородице. Поэтому на православных иконах Иосифа рисуют редко (за исключением сюжетов, на которых он должен присутствовать обязательно, например, на иконе Рождества Христова). Поэтому даже термин «Святое Семейство» – это не наш, а западный термин.
Начиная с 18-го века многие западные идеи попали на православную почву и в той или иной мере проявились. Вот и эта икона по духу типично католическая, хотя написана была в России православным иконописцем.

Физический труд Святого Семейства

Начиная с конца XVII в., а в особенности в XIX и начале ХХ столетия появляются живописные композиции, мало связанные с иконописной традицией, но живо и наглядно иллюстрирующие Предание, касающееся детских лет Спасителя. Примером может служить написанная в 1923 г. мстёрским иконописцем В. О. Мумриковым работа под названием «Физический труд Святого семейства».
Написан образ аскетично и строго, но в основе его лежит нехарактерный для русской иконописи сюжет: Богородица, Младенец Иисус и святой Иосиф трудятся в плотницкой мастерской.
Худ. В.О. Мумриков. 1923. Мстера.
Иконография иконы «Труд Святого Семейства» более распространена в западной живописи с эпохи Возрождения.
Икону «Физический труд Святого Семейства» называют обновленческой. ОБНОВЛЕНЧЕСТВО — движение в Русской Православной Церкви (май 1922-1948 гг.), ставившее своей задачей приспособиться к советской действительности, реформировать культ. http://azbuka-h.com/new/o/obnovlenchestvo.html
Встречаются и другие название иконы, так например, «Труд святого семейства», «Святое Семейство – учитель труда»
Сюжет иконы идет из «Книги об Иосифе Плотнике».Божия Матерь пряла»настоящий пурпур и багрянец» для завесы Иерусалимского Храма. «Иосиф…взявшись за ремесло плотника, кормился от труда рук своих, как предписывал Закон Моисеев, он никогда не получал пропитания от чужих трудов».
Икона Костомаровского женского скита «Святое Семейство – учитель труда»


Современная греческая икона «Первые шаги Иисуса Христа».
Находится в монастыре Герасима Иорданского (который расположен в Иудейской пустыне на юго-востоке Иерихона) При монастыре св. Герасима есть пещера, в которой, по преданию, останавливалась по пути в Египет Божия Матерь с Богомладенцем Иисусом. На одном из привалов по пути в Египет, Спаситель сделал первые шаги.

Монастырь св. Герасима Иорданского образован в 5 веке на юге Иорданской долины около места впадения реки Иордан в Мертвое море и там, где останавливалось Святое Семейство по дороге в Египет, Герасимом, пришедшим в Святую Землю для поклонения и поселившемуся здесь отшельником.
К преподобному Герасиму присоединились другие монахи и для их жития была построена лавра. В ней иноки жили в общежитием и достигнув духовного совершенства, поселялись в отдельных кельях.

О Герасиме рассказывают, что он достиг невероятного уровня аскетизма и в Сорокадневный пост вообще обходился без пищи, довольствуясь только по воскресеньям хлебом святого Причастия.
Умер преподобный Герасим в 475 году и в скромности своей не оставил места своей могилы.

В монастыре две церкви — Верхняя и Нижняя. В нижней пещера, в которой ночевали младенец Иисус, Мария и Иосиф по пути в Египет.
В церкви православные паломники служат молебен.

В монастыре культивируется символика, связанная с изображением льва.

Во время своих путешествий по пустыне, Герасим нашел огромного льва, у которого была повреждена лапа. Преподобный излечил зверя и лев привязался к нему, став его верным слугой. Долгие годы они жили втроем вместе с ослом, обитавшем при Герасиме. Животные носили воду из Иордана, помогали в работе и охране жилья отшельника, что служило примером того, как звери подчинялись человеку в раю.

Есть поучительная история, о том, как осел однажды оставшись со львом, когда Герасим надолго отлучился, пристал к проходящему мимо каравану и ушел.

Герасим, вернувшись, застал одного только льва, и был уверен, что тот съел своего друга. Целый год лев один выполнял все работы и нес тяжкий груз недоверия своего господина. Через год, тот караван проходил вновь мимо кельи святого отшельника, и осел, узнав родные места, вернулся к своим друзьям живым и здоровым…
С монастырем Герасима Иорданского связана притча о преподобной Марии Египетской, бывшей блудницей, отправившейся в паломничество в Святую Землю и раскаявшейся перед в входом в Гроб Господень. Повинуясь голосу свыше, она ушла в Иорданскую пустыню для уединения и покаяния, где провела 47 лет. Только три раза она встречалась с человеком за это время, и этим человеком был иеромонах Зосима, обитавший в монастыре св. Герасима. Зосиме досталась участь узнать о жизни святой из ее уст, причастить ее и похоронить ее прах в пустыне.
Жители монастыря крайне радушно принимают паломников. У них на столе приготовлены вкусные сухарики, сладости, соки.»

Серия сообщений «религиозная живопись»:
Часть 1 — Рождество в картинах известных художников
Часть 2 — Фрески Андрея Рублева

Часть 13 — Эль Греко «Голова Христа»
Часть 14 — «Возвращение блудного сына»
Часть 15 — Редкая икона «Первые шаги Христа»
Часть 16 — Альбрехт Дюрер. «Праздник четок».
Часть 17 — Религиозная живопись Бернардино Луини
Часть 18 — Религиозная живопись Уильяма Бугро
Часть 19 — Рогир ван дер Вейден, «Снятие с креста»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *