Икона моление о чаше значение

Скачать эту статью

В трех из четырех Евангелий содержится рассказ о том, как молится Иисус Христос в Гефсиманском саду. Свидетелями события становятся лишь трое апостолов. Христос находится в тяжелейшем борении и просит… пронести чашу сию мимо Него.

Одна из самых распространенных икон, иллюстрирующих Гефсиманское моление Христа. Изображается чаша страданий, молящийся Господь и спящие на заднем плане апостолы. Фото: static.wixstatic.com

Библейское повествование

Подробный рассказ об этом есть у Марка. Дело в том, что Марк излагал в Евангелии устные воспоминания апостола Петра. А именно Петр был одним из очевидцев этой молитвы:

«И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.

И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.

Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.

И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня».

(Мк. 14:33–42) Но христиане утверждают, что Иисус — воплотившийся Бог.

Мог ли Сам Создатель «ужасаться», «тосковать», просить избавить его от крестных страданий? Удивительно, но именно эти «неудобные» места в Писании всегда подчеркивали — Евангелие истинно. Люди никогда не замалчивали обстоятельств земной жизни Христа, даже если и не понимали их значения по собственной немощи.

Все события имеют огромное значение, в каждом заложен глубочайший смысл. Бог, создавший всё, стал совершенным человеком. Любящим жизнь, тоскующем, плачущим о смерти близких и более всех других, ужасно страдающим.

Спят уставшие апостолы, не разделяя молитвы своего божественного Учителя, приближается Иуда с отрядом воинов, молится Христос, проливая пот, как капли крови

Еще накануне Он воскрешал уже разлагающееся тело Лазаря. Он повелевал ветрам и морю, переносил лодку вопреки законам пространства и времени, явно показывая — Он есть Тот, который установил физические законы, создал всё из ничего, был прежде, нежели было что-либо из сотворенного Им.

И вдруг — Он смертельно скорбит и просит избавить Его от креста. Как же совместить Его божественное достоинство и этот факт? Кого и зачем просит Сам Господь Бог?

Богословское понимание события

Богословы формулировали ответы на эти вопросы веками, в страшных столкновениях и взаимных анафемах. Сегодня нам известна эта выстраданная истина, показанная Христом на Самом Себе. Дело в том, что Иисус Христос — не только истинный Бог, Творец и Промыслитель о всем творении, но и истинный Человек.

Вся его жизнь: нравственные мучения о сотворенных людях, забывших своего Творца, боль от предательства учениками и страшные физические страдания на кресте, не были кажущимся, или переносимыми личиной, оболочкой Бога, всегда пребывающего в постоянстве.

Моление о чаше, роспись

Вся его жизнь была жизнью Человека, имевшего свою волю, по всему подобного нам, кроме греха. Но его воля осталось послушной Богу до самого конца — и этим она покончила с преслушанием Адама, вернув всем нам блаженство Рая Сладости.

Но Он же знал, что в третий день воскреснет

Конечно, знал, и открывал это апостолам. Но разве мы не знаем, что воскреснем

Но не ужасается ли человек, умирая? Что же говорить о добровольном предании себя на зверские мучения и смерть? Итак, Иисус Христос есть Бог и Человек, имеющий две воли — божественную и послушную ей человеческую.

Он был истинным, а не призрачно воплотившимся Богом, и он воскрес с телом, навсегда вернув ему страшное божественное достоинство. Для того, чтобы мы воскресли в новых телах, чтобы мы царствовали с Ним.

КАК В СВОЕЙ ЖИЗНИ РЕАЛИЗОВАТЬ УРОКИ ОБРАЗА

Каждый из нас не знает полностью замысла Бога о нашем пути. Не всегда мы делаем и верный выбор, и принимаем правильные решения на жизненном пути. Не знаем мы, отчего Господь задумал для нас именно такие трудности — а трудные жизненные уроки неизбежно встречаются на пути каждого человека.

Но чтобы быть истинным учеником Христа, идти по жизни праведно, чтобы достичь Царствия Небесного со Христом — нужно молиться Богу, просить Его просветить наше сердце в решениях и выборе. Нужно не испытывать бессильной злобы в обстоятельствах, на которые мы не можем повлиять, но верить и доверять Господу. Наша человеческая природа противится трудностям, болезням, несчастьям и самой смерти. Но все мы должны выпить Чашу своей жизни, дарованную нам Богом, подчиниться воле Бога о нас и довериться Ему даже в страданиях.

Чтобы вновь вспомнить о страданиях и трудном даже для Господа Иисуса выборе православные верующие люди молятся в трудных обстоятельствах, скорбях и при сложном выборе перед святым ликом. Господь обязательно пошлет молящимся свою поддержку и просветит советом, поданным в вашей душе. Люди, принявшие такую помощь, свидетельствуют, что в душе является словно понимание единственно верного решения или будто новая идея, которая и принимается ими.

Иконография

Иконография этого сюжета имеет глубочайший богословский смысл. Самые древние иконы, дошедшие до нашего времени, датированы XI веком и являются произведениями византийских православных иконописцев.

Иконы изображают не только упомянутых апостолов и Христа, но и ангела. Об этом эпизоде повествует в своем рассказе о Гефсиманском молении евангелист Лука (22:40-46): «Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

Моление о чаше в Гефсиманском саду

И Сам отошёл от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.

И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение».

Богословие иконы

Этот эпизод обсуждался не одним поколением святых отцов. На V Вселенском соборе они закрепили православное понимание этого события.

Явившийся Архангел Гавриил воздавал Богу подобающее Ему славословие, славя не только Его Божественную крепость, но и запредельную человеческую стойкость, которую Он явил, став Человеком. Архангел подал пример последующим поколениям христиан в прославлении своего Творца, принесшего Себя за людей.

Впоследствии отпавший от православия католицизм начал уклоняться от богословия иконы в сторону картинной живописи. Так на западе стали появляться изображения с пухлыми ангелами, которые как бы увещают Христа исполнить волю Божию о Нем. Разумеется, Христос, будучи Сам Богом и Человеком, в этом не нуждался.

«Гефсиманское моление» итальянца Людовика Караччи, XVI в. – пример изображения евангельского события на западе. Икона «Моление о чаше» принимает совсем иной богословский смысл: ангел не славит Бога, а будто указывает Христу на волю Бога о Нем. Фото: cdn.gallerix.asia

Исследователи богословия иконы отмечают даже появление ноток языческих мифов в изображениях западных художников. Возросшая популярность этой тематики затронула и христианские сюжеты.

Так, явившийся ангел стал напоминать Гермеса с яблоком раздора, открывающего волю богов Парису, и чаша на этих изображениях изображается уже в руках ангела. Он уже не славословит, но снисходительно-укоряюще указывает герою на высшую волю, которую тот должен исполнить.

Не будем горделиво клеймить в язычестве и неканоничности западных художников. Хотя бы потому, что традиция переходит и в Россию, прорубившую, как известно, окно в Европу при Петре I.

Молитва перед иконой «Моление о Чаше»

В чем помогает молитва перед этой иконой? Традиционный ответ на этот вопрос неофитов прост. Любые молитвы перед любыми православными иконами Богу известны прежде нашего моления.

Молиться можно и нужно перед любыми иконами, важно расположение сердца человека. Икона помогает возвысить ум к Богу. Воспоминая события, изображенные на иконе, мы молимся Богу, ставшему человеку и страдающему куда более нас.

Роспись современного российского храма. Видно влияние западной школы, искажающее богословский смысл события: ангел здесь не славит Творца, а будто открывает волю Божию Христу, в этом не нуждавшемуся. Фото: voznes.ru

История иконы Моление о Чаше

Христос пришел, чтобы отдать свое тело на растерзание, пролил безгрешную кровь. Все ради того, чтобы люди могли попасть обратно в потерянный ими рай. Моление Христа сначала было о том, чтобы избежать уготованной участи. Уже затем Его молитва выражает полное смирение с Божьей волей. Христианам здесь подается урок — каждый должен испить свою чашу страданий, уготованную Господом, подчинить свой рассудок, волю и все существо воле Бога.

Нам не всегда понятны и приятны замыслы Создателя. Но чтобы в итоге состоялась победа, необходимо принимать их — по вере, ведь рассудком это сделать невозможно. Все человеческое начало до конца противится смерти, даже часто отрицает ее, хотя она неизбежна.

Живописное отражение религиозного сюжета

Известный библейский сюжет получил широкое распространение и в светской, и в религиозной живописи.

На большинстве икон «Моление о чаше» изображена крупная фигура Христа на фоне Елеонской горы и сада на ней раскинувшегося. Иногда на заднем плане виднеются стены города. Фигуру Спасителя, преклонившего колени и сложившего руки в молитвенном жесте, обволакивает божественный свет. Он смотрит на ангела, держащего в руках чашу, которая символизирует предстоящие Сыну Господнему страдания и испытания.

Моление о чаше. Картина Андреа Мантенья

Некоторые изводы иконы представляют собой многофигурные композиции, в которых на втором плане изображаются фигуры спящих апостолов и спешащих в сад стражников и Иуду. Эти дополнительные персонажи усиливают чувство одиночества, которое испытывает Иисус во время своих душевных терзаний и последующей молитвы.

Интересно! Иконописное живописное изображение этого сюжета, практически не отличается от работ светских художников. Библейский сюжет «Моление о чаше» можно увидеть в многочисленных христианских храмах, музеях и на фото в различных печатных и электронных каталогах.

Моление о чаше

Моление о чаше — молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанная в Евангелиях

  • Место Провинция Иудея / Иерусалим / ГефсиманияЕщё 1
  • Иерусалим
  • Исторический период Страстная неделя

С точки зрения христианских богословов является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.

Моление о чаше, Эль Греко, 1605 год Эль Греко (1541–1614), Public Domain

Евангельский сюжет

Моление о чаше описано всеми евангелистами, кроме Иоанна, который только сообщает, что

«Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад» (Ин.18:1).

(26:36-46)

(14:33-42)

(22:40-46)

Все три евангелиста описывают моление Христа одинаково, только Лука упоминает о явлении ангела и о кровавом поте Иисуса. Также только Лука называет причину сна учеников Иисуса Христа — «нашел их спящими от печали».

Моление о чаше, Джованни Беллини, 1465—1470 Джованни Беллини (1430–1516), Public Domain

Матфей и Марк повествуют о троекратной молитве Иисуса:

  • Первый раз Он молился об отвращении от Него чаши страданий — «да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»;
  • Второй раз изъявляет уже прямую покорность воле Божией (у Луки Eму был послан ангел, чтобы укрепить Его в этой воле) и восклицает — «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя»;
  • Третий раз Он повторяет своё второе моление и возвращается к ученикам сказать о приближении предателя: «вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня».

Место действия

Согласно евангельскому повествованию, Иисус пришёл для Своей молитвы перед арестом в Гефсиманский сад, расположенный внизу склона Елеонской горы около ручья Кедрон, восточнее от центра Иерусалима. По данной причине в христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа и является местом христианского паломничества.

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455 год, деталь триптиха в Сан-Дзено Маджоре Андреа Мантенья (1431–1506), Public Domain

Место, где молился Иисус Христос, в настоящее время находится внутри католической церкви Всех наций, построенной в 1919–24 гг. Перед её алтарём находится камень, на котором, по преданию, молился Христос в ночь своего ареста.

Богословское толкование

Богословы видят в словах Гефсиманской молитвы Иисуса подтверждение того, что Он имел две воли: Божественную (общую с Богом Отцом) и человеческую (полученную в связи с Его вочеловечеванием).

Афанасий Великий считал, что моление Христа о чаше:

«показывает этим две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него».

Гефсиманское моление Иисуса Христа, с точки зрения богословов, было выражением Его страха перед смертью, свойственного человеческой природе.

«Когда воля человеческая отказывалась принять смерть, а воля Божественная позволяла этому проявлению человечества, тогда Господь сообразно Своей человеческой природе находился в борьбе и страхе. Он молился, чтобы избежать смерти. Но так как Его Божественная воля желала чтобы Его воля человеческая приняла смерть, — страдание стало вольным и по человечеству Христову».

Феофилакт Болгарский в своём толковании на Евангелие от Матфея пишет:

«Желает, да мимо идет чаша сия, или во свидетельство того, что Он, как человек, естественно отвращается от смерти, как выше сказано, или потому, что не желал, чтоб Иудеи впали в такой тяжкий грех, за который должно было последовать разрушение храма и гибель народа. Хощет однакоже, да будет воля Отча, дабы и мы знали, что должно более повиноваться Богу, нежели исполнять собственную волю, хотя бы природа влекла к противному. Или для того молился, да мимо идет от Него чаша, чтоб не вменился Иудеям грех, подобно как и Стефан, научившись у Него, молился о побивающих его камнями, дабы не вменилось им это в грех».

Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.

Полезная информация

Андреа Мантенья, «Моление о чаше», «Шествие Святого Иакова на казнь»

Живопись XV-XVI вв.

Андреа Мантенья – один из самых ярких представителей живописи Раннего Возрождения. Он родился в Изола-ди-Картуро в бедной семье. Обучаясь живописи у Ф. Скварчоне в Падуе, Мантенья быстро превзошел в мастерстве своего учителя.
Годы обучения в Падуе оказали значительное влияние на становление его художественного метода. Падуанская живопись отличалась строгостью линий и аскетичностью образов, которые впоследствии стали характерными чертами живописи Мантеньи. Творческая карьера художника сложилась необыкновенно удачно. Рано приобретенная за пределами как родного города, так и Падуи известность способствовала тому, что вскоре ему была предложена должность придворного живописца герцога Мантуанского. Находясь при дворе герцога, Мантенья овладевал приемами триптиха, гравюры и др.

Одной из характерных для Мантеньи работ является «Моление о чаше». Традиционный библейский сюжет – явление Христу пяти ангелов – передан здесь в особой живописной манере, жестко и педантично относящейся к деталям. На переднем плане полотна безмятежно спят три апостола, тогда как Иуда уже ведет посланных Синедрионом солдат к Спасителю. Фоном всему действу служит созданный воображением художника город. Ландшафт местности производит впечатление нереального, однако он также передан с высокой точностью.

В падуанской церкви, которая располагалась неподалеку от капеллы, расписанной Джотто, Мантенья выполнил фресковый цикл по мотивам легенды о Святом Иакове. Во время Второй мировой войны церковь очень сильно пострадала от бомбардировок, и фрески Мантеньи были значительно повреждены. Это стало тяжелой для искусства утратой, т. к. фрески, несомненно, принадлежали к числу величайших произведений мировой живописи.

На одной из фресок, которая ныне сохранилась лишь в репродукциях и копиях, был изображен Святой Иаков, под конвоем ведомый к месту казни. При изображении мифологических сюжетов Мантенья всегда стремился передать событие так, словно оно действительно произошло, именно это и отличает его манеру от художественных методов таких художников, как Донателло или Джотто. Стремясь отобразить эпизод на своем полотне, Мантенья не только следил за развитием событий, но и пытался представить себе, как повели бы себя люди в подобной ситуации. Святой Иаков, согласно преданию, жил во времена римских императоров, именно поэтому художник воссоздал в своем произведении среду, характерную для той эпохи. С точностью передать эти времена ему помогли зарисовки, которые Мантенья делал с античных подлинников. Так, ворота, через которые конвой проводит Святого Иакова, изображены в виде римской триумфальной арки, а солдат художник облачил в доспехи римских легионеров.

Дух римской монументальности передают не только костюмы и архитектурные орнаменты, но еще и композиция фрески. Мантенья словно режиссирует ее; он надеется в дальнейшем прояснить ход и смысл изображаемого момента. Поэтому сюжет картины можно понять без труда: мрачное шествие внезапно остановилось; причиной задержки явился молодой солдат, который, раскаявшись, бросился к ногам Иакова и просит его благословения. Святой, оторвавшись от своих мрачных дум, осеняет его крестным знамением. Драматизм момента подчеркнут поведением двух других солдат: один из них взирает на эту сцену равнодушно, другой вскинул руку в выразительном жесте сочувствия. Группу главных персонажей обрамляет арка, она же отделяет их от толпы зевак, теснимых стражей.

Мантенья был разносторонне одаренным мастером. Его творчество было очень плодотворным. Многочисленные фрески, украшающие стены капелл в Падуе и Мантуе, эстампы на меди, выполненные по разработанной им же технике, гризайли – все это существенно обогатило сокровищницу Ренессанса и привнесло в современную Мантенье живопись совершео новые приемы, оказав на творчество художников Раннего Возрождения весьма существенное влияние.

Джованни Беллини

МЕНЮ РАЗДЕЛА: Искуство древнего мира / Шедевры мирового искусства / Русские и советские художники / Скульптура / Современное искусство

Моление о чаше (1459), Национальная галерея, Лондон

Эта картина — один из ранних шедевров Беллини. Центром композиции является фигура коленопреклоненного Христа. Ниже зритель видит трех спящих учеников Спасителя — Петра, Иакова и Иоанна. Они должны были бодрствовать, но погрузились в сон. На небе разгорается заря, предвещающая конец долгой ночи и начало нового дня — дня крестных мук Господа. На фоне облаков художник изобразил ангела, держащего в руках чашу. Эту чашу страдания, искупающего грехи человечества, Спасителю предстоит испить до дна. По дороге (на заднем плане) уже движется направляющийся арестовать Иисуса отряд римских солдат, предводительствуемый Иудой. Окружающий пейзаж соответствует упомянутым в Библии деталям и одновременно помогает художнику придать необходимое эмоциональное звучание всей сцене. Восходящее солнце окрашивает края облаков розоватыми бликами (кровавый рассвет) и заливает всю сцену золотистым светом, говорящим о том, что беспросветная ночь духовного ослепления позади. Наступает новая эпоха спасения и надежды.

Беллини был одним из первых итальянских художников эпохи Возрождения, начавших использовать пейзаж для усиления реалистического звучания картины. Извилистые, убегающие вдаль тропинки уводят взгляд зрителя к раскинувшемуся на вершине холма итальянскому городу, вид которого позволяет живописцу подчеркнуть универсальность и непреходящую значимость изображенного события. Тщательно продуманный пейзаж помогает Беллини добиться нужного ему освещения сцены и, следовательно, создать необходимое настроение. Пейзаж на картине Беллини залит светом зари. Тона здесь меняются от холодных и прозрачных на заднем плане до теплых, золотистых на переднем плане. Полагают, что, работая над «Молением о чаше», Беллини первым из итальянских художников написал восход солнца на основе непосредственных («пленэрных») наблюдений за атмосферой. Искусствовед Пол Хиллз о. Он проводит любопытную аналогию между этим пейзажем и изделиями венецианских мастеров-стеклодувов XV столетия. В частности, Хиллз вспоминает о так называемом «халцедоновом стекле», с помощью которого стеклодувы имитировали различные камни (например, халцедон и агат), и сравнивает с ним мягкие, кажущиеся «оплывающими» формы беллиниевского пейзажа.

К списку работ Биография Продолжение

Значение иконы

По библейской легенде, когда закончилась Тайная Вечеря, Иисус вместе со своими учениками отправился в Гефсиманский сад. Этот сад был очень красивым и из него открывался прекрасный вид на Иерусалим. Господь любил там проводить время и об этом знал Иуда. Поэтому он привел стражу именно туда, чтобы арестовали Христа.

Сын Божий знал о своей дальнейшей участи, поэтому решил помолиться о спасении своей души и своих обидчиков. В молитве Он произносил «Да минует меня Чаша сия». Его мольба была так усердна, что по лицу катились кровавые капли пота.

Такое поведение Христа характеризуют, как ощущение глубокого одиночества и осознания Своего главного предназначения. Икона «Моление о чаше» очень четко передает душевное состояние Спасителя, Его страдания и смирение.

Во время молитвы в нем сражаются две сущности: человеческая и Божественная. Первая страшится смерти и желает иного развития событий, вторая полностью принимает волю Господа и возлагает на себя тяжбу человеческой греховности. Имея такие терзания внутри себя, Христос молился три раза:

  • первый раз просил уберечь его от чаши страданий;
  • второй раз излагал свою готовность полностью последовать воле Господа;
  • третий раз выражал покорение и смирение.

Так делают и православные христиане, молясь перед иконой в самых трудных ситуациях, дабы ощутить поддержку и помощь Господа. Ведь Господь непременно помогает тем, кто со всей душевной верой обращаются к Нему.

О чем молятся иконе «Моление о чаше»

Многие верующие, имея домашний иконостас, интересуются — икона «Моление о чаше» в чем помогает. Молитва перед этим образом способна побороть различное отчаянье, которое иногда присутствует в жизни любого человека.

Помимо этого молятся перед иконой, когда тяжело принять правильное решение и выбрать верный путь. Когда у человека тяжелый период в жизни, у него всегда остается надежда на Господа, который поможет сделать правильный шаг и не сожалеть о содеянном. Именно в таких случаях прибегают к помощи образа «Молитва о чаше».

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Молении Христа о чаше:

О чем просить перед святым образом?

Значимая икона «Моление о чаше» помогает там, где сложно выбрать правильный путь. И там, где человек не может принять решение. После усердного моления решение приходит само собой, а на сердце становится легко и радостно.

Еще икону молят о помощи, чтобы справиться с сильным отчаяньем. Просят прояснить неясные ситуации, дать защиту и совет, сорвать покровы тайны.

Стоит помнить, что помогает верующим не сама икона, а Господь, проводящий свою силу в мир через священный образ. И обращаться необходимо к нему, а не к картине в окладе с вензелями.

Молитва перед иконой

Особого молитвенного последования перед образом не установлено. Удовлетворяя нужде в богообщении, в тяжелые минуты глубокой сердечной скорби, возможно молиться любыми словами от всего сердца, памятую слова молитвы, которую произносил Господь:

Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты…

(Мф. 26, 39)

Так, один, казалось бы, совсем небольшой фрагмент каждой иконы, небольшое по содержание упоминание в Евангелии открывает нам великую глубину откровения Бога о Самом Себе.

Помня самую первую заповедь, предписывающую нам в том числе познавать Откровение Божие, будем с благоговением постигать величие и глубину вечных книг Евангелия, написанных некогда рыбаками, ставшими на все века ловцами душ человеческих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *