Икона крещение господне

Иконография праздника Крещения Господня основана на тексте Евангелия от Матфея: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 13–17).

Крещение Господне. Андрей Рублев, 1405 г.

Центром иконы является фигура Господа Иисуса Христа, Который пишется препоясанным и стоящим посередине реки Иордан в момент крещения Его пророком Иоанном Предтечей.

Господь изображается в легком развороте и движении – Он делает небольшой шаг вперед. Это символическое указание на исход Христа из вод Иордана на служение людям, на проповедь Евангелия.

Слева от Христа изображается пророк и Креститель Господень Иоанн, который стоит на берегу реки. Правой рукой он омывает Христа водой (возлагает на Него руку), то есть совершает тайнодействие крещения.

Справа от Спасителя изображаются склоненные к Нему ангелы, которые являются свидетелями произошедшего. Два ангела используют свои одеяния как платы, готовые принять Христа от купели крещения.

Событие Богоявления на иконе отображено в тех образах, о которых сообщает Священное Писание: Бога Отца символизирует небосвод в полукруге, от которого исходит «троичный свет», Бога Духа Святого – белый голубь, а Бога Сына (как уже отмечалось) – фигура Иисуса Христа. Таким образом иконографически передается явление всех Лиц Пресвятой Троицы.

Другие материалы о празднике Крещения Господня читайте в рубрике

Крещение Господне

В чем помогает икона «Крещение Господне»?

Этот образ наделен особой силой. В нем — торжество Православия. Перед ним верующие молятся Святой Троице, просят о защите всех членов семьи, избавлении от болезней. Считается, что икона «Крещение Господне» дарует выздоровление детям. Она же способна вселить веру в души сомневающихся, стоящих на распутье, придать сил на пути духовных свершений.

Икона «Крещение Господне» была написана с огромной любовью. В ней много света, лучащегося изнутри. Ведь праздник Крещения в древности называли «святыми Светами», что говорило об очищении и освящении природы человеческой светом Христовым.

В глубь веков

Об этом знаменательном событии рассказывают все евангелисты. Пока Иисус с семьей жил в Назарете, в Иудейской пустыне о скором его пришествии провозглашал пророк Иоанн. Он призывал людей покаяться в грехах, смыть их в водах реки Иордан и начать новую жизнь по христианским заветам.

Когда Спасителю исполнилось 30 лет, он пришел к месту проведения обряда, чтобы явить миру свою истинную природу. Иоанн, узнав сына Божьего, усомнился в своем праве крестить его. Но Иисус успокоил старца, пояснив, что такова воля его Отца. Войдя в воды, он молился о благословении на трудный путь. В это время с неба спустился Святой Дух в облике голубя, и все присутствующие услышали голос Бога: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». С этого дня Спаситель начал исполнять свою миссию, страшную и великую.

Крещение в ранних памятниках христианского искусства

Катакомбы св. Каллиста, Рим. III в. Слева в виде сидящего человека изображен Иордан, изливающий воду.

О Богоявлении свидетельствуют и все изображения Крещения, начиная с самых ранних. Мы найдем его в стенописи римских катакомб II-III вв., еще до разделения Богоявления на два самостоятельных праздника. Вероятно, этим объясняется одна странность – небольшой рост Спасителя. Иоанн Креститель представлен зрелым мужем, а Иисус Христос – совсем юным отроком. Можно предположить, что, глядя на одно изображение, христиане тех времен вспоминали сразу два евангельских события – Рождество и Крещение .

Крышка реликвария из капеллы Санкта Санкторум. Палестина, VI-VII в. Музеи Ватикана, Рим.

На других ранних памятниках (рельефы мраморных саркофагов IV -V вв., резной оклад Евангелия из Миланского кафедрального собора V в., т.н. ампулы из Монцы VI-VII вв. и др.) можно увидеть то же различие в масштабе фигур Иоанна Крестителя и Христа. Рождество и Крещение уже отмечались как отдельные праздники, но эта иконографическая особенность сохранялась. Так символически могло изображаться пророчество Иоанна Предтечи о том, что пришло время Спасителя, а его проповедь на земле завершается: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин 3, 30) . Рука Предтечи на главе Христа – деталь, заимствованная из Таинства Крещения, хотя в Евангелии не сказано, что Иоанн возлагал руку на главу Господа.

На крышке реликвария из капеллы Санкта-Санкторум VI в. Спаситель изображен уже человеком средних лет, хоть и небольшого роста. Над Ним Дух Святой в виде голубя, исходящий от десницы с небес. Благословляющая десница означает «жест речи» – это распространенный в христианском искусстве символ Бога Отца. Здесь она изображает Отчий глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3, 17)

Рельеф саркофага из церкви Санта Мария Антиква. Рим, III в. Справа изображено Крещение.

По сторонам от Спасителя появляются новые фигуры. Слева, за Иоанном Предтечей, стоят его ученики – апостолы Андрей и Иоанн, которые после Крещения Господа последовали за Ним (Ин 1, 35-40). Справа, на противоположном от Предтечи берегу, два ангела, о присутствии которых при Крещении не сообщает ни одно из Евангелий. Но с VI-VII вв. ангелы с ризами Господними на руках, ожидающие Его выхода из Иордана и поклоняющиеся Ему, – обязательный элемент композиции Крещения. Их обычно двое или трое, а в более поздних изображениях – четверо. Покрытые руки ангелов указывают на особое божественное происхождение Того, Кого они должны принять после Крещения.

Баптистерий ариан в Равенне. Мозаика купола. Конец V — начало VI в.

Одним из персонажей может быть загадочный седовласый старец, изливающий воду из кувшина. Это персонификация священной реки Иордан. Старец либо сидит на берегу, как, например, в мозаике купола арианского баптистерия в Равенне, либо находится в самой реке вместе с персонификацией моря в виде уплывающей женщины. Оба изображения основаны на тексте псалма: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113, 3). Н.В. Покровский объяснял причину соединения псалма со сценой Крещения тем, что он указывает на ветхозаветный переход евреев через Красное море, а это событие в Новом Завете (1 Кор.10,1-2) и святоотеческой литературе понимается как пророческое указание на Крещение . Переход израильского народа через Красное море и – спустя сорок лет – через Иордан, перед вступлением в Землю обетованную, понимаются и как прообразы Крещения.

Мануил Панселин. Роспись церкви Успения в Карее. Конец XIII в. Афон, Греция

Образ Христа

Пелена «Крещение Господне». Строгановские мастерские. XVII в.

Иисуса Христа в иорданских водах мы видим чаще всего обнаженным. И это не отголосок эллинистической традиции: Господь изображается нагим, «как Адам в Эдемском саду. Этим подчеркивается, что Христос – новый Адам, совершенный Богочеловек, пришедший спасти людской род от власти греха и смерти. Только в произведениях XV века Спасителя начинают изображать в препоясании» .

Поза Христа бывает различна. В ранних памятниках Его фигура часто представлена строго фронтально, в соответствии со стихом Евангелия от Луки: «И Иисус, крестившись, молился» (Лк. 3, 21). В дальнейшем Он может изображаться в легком развороте и движении, как будто делает шаг. Это связано текстом Евангелия от Матфея, где говорится, что, крестившись, Иисус «взыде абие (то есть тотчас, немедленно) от воды» (Мф. 3, 16). Так показано Крещение на иконе-«таблетке» из Сергиево-Посадского музея-ризницы XV в., некоторых псковских иконах XVI в., пелене Строгановских мастерских XVII в. Практически на всех иконах Господь с благословляющей десницей.

Новые персонификации и символы

Наряду с лаконичной иконографией в византийском и древнерусском искусстве была распространена более подробная. Так, на фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород, 1199 г.) на берегу Иордана представлены раздевающиеся люди, ждущие своей очереди креститься. Один снимает рубаху, другой уже плывет по воде. Фигура Спасителя здесь не обнажена, а имеет препоясание. В руке св. Иоанна Предтечи свиток – символ его проповеди о Христе. На воде, слева от Иисуса, начертано изображение креста как символ спасения и как знак освящения мировых вод .

Роспись церкви Спаса на Нередице. Новгород, XII в.

В Национальном музее Сербии в Белграде находится икона XIV века с еще большим количеством персонажей. При Крещении Господа на двух берегах Иордана собралось множество иудеев. Выделяются старцы с младенцами на руках, женщины с детьми. Несколько юношей ныряют с высокого берега в иорданские воды. Вверху изображены две небольшие обнаженные фигурки, сидящие на вершинах гор и изливающие воду из сосудов. Это, по мнению некоторых исследователей, персонификации легендарных источников Иора и Дана, при слиянии которых образовался Иордан , хотя, есть и другие предположения . У ног Иоанна Предтечи изображена секира, напоминающая о мученической кончине пророка и словах его проповеди: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3,10). Слева вверху изображена встреча Крестителя с Господом.

Необычная деталь – ангелы в сегменте неба, отверзающие небеса.
Встречается она также в росписи церкви Богоматери Перивлепты в Мистре (Греция, 1360-е гг.) и церкви Пантократора в монастыре Высокие Дечаны (Сербия, 1350). Объяснение этому образу находим в Евангелии от Луки: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился; отверзлось небо…» (Лк. 3, 21). Так при откровении Святой Троицы Бог явил «Свою благодать спасительную всем человеком» .

Почему Дух Святой явился «в виде голубине»

Богоявление. Икона XIV в. Национальный музей Сербии, Белград.

С древнейших времен, как мы видели, над стоящим в воде Спасителем изображался Святой Дух «в виде голубине». Почему Он явился в образе голубя? По толкованию свт. Василия Великого, Святой Дух в Крещении осеняет воды подобно тому, как было при сотворении мира, когда Дух Божий витал над водой (Быт. 1,2). «Он сообщал воде способность зарождать жизнь, отеплял ее подобно тому, как наседка своим теплом изводит к жизни цыплят» . В таинстве Крещения Дух Святой сообщает водам благодать и силу порождать жизнь .

Святитель Иоанн Златоуст дает свое толкование. Христос, принимая крещение от руки Иоанна, пришел исполнить всякую правду, а «правдою называется исполнение всех заповедей… Так как исполнять правду должны были все люди, но никто от них не исполнил», род наш, подпавший такой вине, «объяла смерть». Христос, «пришедши и найдя нас одержимыми, уплатил этот долг… Мне, Владыке имеющему, – говорит Он, – надлежит уплатить за неимеющих. Такова причина Его Крещения. Поэтому Дух нисшел в виде голубя. Где примирение с Богом, там и голубь. Так и в ковчег Ноев голубь принес масличную ветвь, знак человеколюбия Божия и прекращения бедствия. И теперь в виде голубя, а не в телесном виде (это особенно нужно заметить) нисходит Дух, возвещая вселенной милость Божию» .

Крещение. Фрагмент росписи церкви Богоматери Перивлепты. Мистра, Греция. XIV в.

Иконописец Андрей Рублев

Великий мастер древней Руси не обошел своим вниманием это событие. Он жил и творил во времена монгольского нашествия, в XIV-XV веках. Его имя крепко связано с Троицким монастырем и монахом Сергием Радонежским, которого художник почитал как отца. Иконы Андрея Рублева в темные времена несли идеи духовного возрождения Руси. Благодаря гармоничным краскам от них исходит чистое свечение. Образы одухотворены, в них читается душевная тишина, спокойная радость.

«Крещение Господне» — одна из особо почитаемых икон Андрея Рублева. Он писал это событие несколько раз. Одна из работ хранится в Сергиево-Троицкой лавре. Она дошла до нас в сильно поврежденном виде. На оригинале уже не видно теплых, чистых красок. Но первоначальный рисунок ясно просматривается.

Еще одну икону можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга. Она сохранилась лучше, в ней меньше золотого света, но больше строгих сине-зеленых цветов. Кажется, что все изображение омыто крещенскими водами. Сохранилась также фреска в Успенском соборе (город Владимир).

Надо отметить, что среди искусствоведов до сих пор ведутся споры о том, принадлежат ли названные работы кисти самого Андрея Рублева. Возможно, иконы писались его учениками. Ведь в XV веке никто не вел учет работ того или иного художника. Авторство устанавливают по характерной технике письма, но это не гарантирует стопроцентного результата.

Описание иконы «Крещение господне»

Сердце ее — Иисус Христос, словно парящий над синими водами Иордана. Над его головою нимб, на него указывает тройной голубой луч (глас Отца), к нему слетает голубь.

В ногах Спасителя иконописец изобразил старца, символизирующего реку Иордан, и юношу на двух дельфинах — образ моря. Они указывают на переход от Ветхого Завета к Новому. Мертвое море, куда впадает река — символ ада. Река — образ смертного, грешного человечества. Но в 113 псалме дается пророчество о том, что воды Иордана будут повернуты вспять. И свершит чудо приход сына Божьего.

На левом берегу Иордана благоговейно склоняется над Спасителем Предтеча, осознавая величие момента. На правом берегу изображены четыре ангела в праздничных одеждах. Икона «Крещение Господне» пронизана глубокой радостью от свершающегося чуда, светлой верой в грядущее спасение.

Преклонение перед Троицей

Икона XV века «Крещение Господне», по традиции, изображает момент Богоявления. Никому не известный до тех пор Иисус Христос, сын простого плотника, предстал во всем своем величии. Перед ним низко склоняется Иоанн Креститель, осеняя Спасителя крестным знамением. Его фигура со странно выписанными, словно перекрещенными ногами, непропорциональными руками подчеркивает неполноценность человеческой природы. Вместе с ним склоняются в сторону Иисуса скалы.

Три ангела на правом берегу также смиренно и восторженно ожидают выхода Спасителя из воды. У двух из них на руках ткань, в которую они, как восприемники, готовы завернуть крещаемого. Все осознают значимость момента, преклоняются перед богочеловеком, которому предстоит повернуть течение Иордана вспять, принеся себя в жертву.

Четвертый ангел устремляет молитву ввысь. Его взгляд направлен на луч света, в котором слетает голубь. Он внимает гласу Отца, созерцая Богоявление во всем его величии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *