Общество Иисуса
Societas Jesu
Католическая церковь
Ad majorem Dei gloriam (К вящей славе Божьей)
св. Игнатий Лойола
1540—1772 / 1814
16 378 (2016)
Иезуи́ты, Общество Иисуса (лат. Societas Jesu) (официальное название), также Орден св. Игнатия (по имени основателя) — мужской духовный орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Иезуиты принадлежат к числу регулярных клириков.
Иезуиты сыграли значительную роль в Контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый — послушания папе римскому «в вопросах миссий». Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam» («К вящей славе Божией»).
На 2018 год число иезуитов составляло 15 842 человек, из них 11 389 — священники. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 тысячи — в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1540 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни. Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР, за исключением стран Прибалтики, относятся к независимому российскому региону.
Церковь Святейшего Имени Иисуса, главный иезуитский храм в Риме
В настоящее время главой (генералом) ордена является венесуэлец Артуро Соса, сменивший в 2016 году Адольфо Николаса. Главная курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисусова.
Впервые за всю историю Ордена, 13 марта 2013 года представитель Ордена был избран на должность Папы Римского. Им стал кардинал, архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, взявший себе имя Франциск.
Содержание
Энциклопедичный YouTube
Орден иезуитов в России
Появление иезуитов в России связывают со временем правления Ивана Грозного (1530–1584). Позже в 1719 году Пётр I издал указ о том, чтобы все иезуиты были выдворены за пределы Российской империи.
Однако императрица Екатерина II (1729–1796) благосклонно относилась к членам Общества Иисуса. И несмотря на отмену ордена Папой Римским Климентом XIV в 1773 году, в России и Пруссии орден не прекратил свою деятельность.
Очередному изгнанию члены ордена подверглись при императоре Александре I в 1820 году. Предположительно по политическим мотивам ввиду того, что орден стал набирать силу и влияние.
Свержение монархии в 1917 году позволило иезуитам вновь вернуться в Россию. Однако власть СССР не принимала идеи католицизма. Лишь с распадом СССР орден опять смог осуществлять свою деятельность на территории России.
Происхождение слова «иезуит»
Примечательно, что слово «иезуит» возникло задолго до Общества Иисуса. Оно имело положительный оттенок: так называли людей — последователей Иисуса. Затем слово стало употребляться как синоним лицемера, вероломного человека.
После утверждения ордена иезуитов другие монашеские сообщества того времени стремились принизить его значимость, лишить поддержки и веры людей. Поэтому они активно распространяли идеи о коварстве иезуитов, об их лицемерном поведении. Они стремились к тому, чтобы слово «иезуит» ассоциировалось лишь с чем-то нехорошим, предательским.
Члены Общества Иисуса сами стали называть себя иезуитами намного позже основания ордена. А в документах общества это слово впервые появилось вообще лишь в 1975 году.
В настоящее время словари сохраняют два значения слова, в том числе и отрицательное.
Сами члены ордена объясняют происхождение слова «иезуит» связью с именем Иисуса.
Кто такие клирики?
Слово «клирик» произошло от слова «клир», которое пришло из греческого языка (греч. kleros — жребий). Клир — это все служители церкви.
В католической церкви есть монашеские ордена: регулярные клирики и меньшие регулярные клирики. Иезуиты относятся к ордену регулярных клириков.
Узнайте также, что такое Анафема и Догма.
Хроника изгнаний
Иезуиты были изгнаны за свою политическую деятельность из Португалии (1759), Франции (1764), Испании и Неаполя (1767). Орден был на 40 лет даже ликвидирован в 1773 г. папой Климентом XIV (булла «Dominus ас Redemptor»). Однако в 1814 г. Пий VII восстановил орден для борьбы против революционных движений. Тем не менее дурная слава иезуитов приводила их и далее к конфликтам с властями и к запрещению их деятельности (например, в Германии с 1872 по 1917 гг.).
В середине XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой, принявшей католичество, где основали ряд учебных заведений, издали около 350 теологических сочинений. С их помощью Польша постоянно конфликтовала с Русью. В конце XVI века в Львов прибыл мощный католический орден — иезуиты, которые были умными, образованными и богатыми.
Источник символики доллара.
Иезуиты в Китае
В 1583 году в Китай прибыл учёный-иезуит Маттео Риччи (1552-1610), и китайцы-католики, наравне со сторонниками других религий Китая, свободно проводили богослужение там и основывали свои школы.
Миссионер и «блистательный иезуит» Маттео Риччи проник в хоромы высших сановников, одевался в халат мандарина, «уверовал» в конфуцианство, объявив его логическим завершением христианства (католического толка, разумеется), знакомил азиатцев с картографией, техническими и научными достижениями Запада и готовил сановников Империи к приезду из Европы «специалистов» по истории.
До появления в Китае М. Риччи, никаких династических хроник в Китае не писали! Т. е. «скелета», по которому можно было «набросать» хотя бы в черновике историю Китая, не существовало. Она всё-таки была написана, но только прибывшими вслед за Риччи поколениями иезуитов, на что у них и ушли многие десятилетия.
Иезуиты в Индии
Исследователь религиозной жизни Европы немец Генрих Бемер, оставил описание того, как проник в Индию и охмурял в ней брахманов иезуит Роберт де Нобили: «С этой целью он сам превратился в синиази, или кающегося брахмана. Он купил себе шапку огненно-красного цвета, покрывало, красно-жёлтую одежду из муслина и деревянные башмаки кающегося синиази. Затем он обрил себе голову, украсил уши огромными серьгами, выкрасил лоб жёлтой мазью из сандалового дерева, являющейся отличительным признаком брахманов, и поселился в землянке, где жил в уединении в течение целого года, питаясь овощами и водой.
Этим путём ему удалось обратить на себя внимание брахманов, и те, в конце концов, стали посещать его. Уверив их клятвой в древней знатности римских брахманов, он достиг полного успеха в своём притворстве. Он говорил так же, как брахман, писал работы на тамильском языке, в которых христианство, странным образом перемешанное с индийской мудростью, приняло вид совершенно индусского учения». Даже спустя 20 лет после смерти Роберта-Татувы в Южной Индии, где он миссионерствовал, остались его последователи — 250 000 индусов-католиков!
ИЕЗУИТЫ — Общество Иисуса, католический монашеский орден, основанный Игнатием Лойолой.
История
Символической датой создания ордена иезуитов считается 15.8.1534 года когда в часовне Богоматери на холме Монмартр в Париже Игнатий Лойола и его сподвижники Франциск Ксавье, Пьер Фабер, Диего Лаинес, Альфонсо Сальмерон, Николас Бобадилья и Симон Родригес принесли обеты нестяжания, целомудрия и апостольского служения в Святой земле или (если оно окажется невозможным) в др. частях света, по выбору папы Римского. Обеты заканчивались словами «Ad majorem Dei gloriam» («Для вящей славы Господней»), которые стали девизом будущего ордена. Из-за войны между Венецианской республикой и Османской империей поездка в Святую землю не состоялась, поэтому Игнатий Лойола с соратниками в ноябре 1539 года отправился в Рим, где основал Общество Иисуса, призванное защитить Церковь от внутренних противоречий и внешних врагов.
Общество Иисуса было утверждено 27.09.1540 года буллой «Regimini militantis Ecclesiae» папы Римского Павла III (1534-1549 годы); его структура определена Уставной формулой (Formula Instituti), составленной Игнатием Лойолой, который после избрания 08.04.1541 года «генералом» ордена разработал и его пространную Конституцию (численность Общества изначально ограничивалась 60 членами; в 1544 году это ограничение было отменено). Игнатий Лойола создал монашеский орден с жёсткой дисциплиной: его члены, помимо трёх обычных монашеских обетов (нестяжания, целомудрия и послушания), приносили четвёртый — безусловного повиновения папе Римскому. Игнатием Лойолой были также определены критерии приёма новых членов, предполагающие длительный новициат, а также второй срок испытания перед принятием последнего, четвёртого, обета. В июле 1548 года в бреве «Pastoralis Officii» папа Павел III утвердил составленные Игнатием Лойолой «Духовные упражнения» («Exercitia Spiritualia») — курс созерцательных практик и молитвенных размышлений, помогающих практикующим, прежде всего членам ордена, определить личные жизненные приоритеты, достигнуть духовного очищения и укрепиться на пути добродетели.
Преемники Павла III, и прежде всего папа Римский Юлий III (1550-1555 годы), оказывая покровительство ордену, предоставляли ему права, какими никогда не пользовался никакой другой католический монашеский орден. Иезуитам было доверено создание нового теологическо-апологетического фундамента католической церкви, способного противостоять Реформации и внутрицерковным противоречиям. На Тридентском соборе в качестве папских теологов выступали И. Д. Лаинес (в 1558-1565 годах генерал ордена) и А. Cальмерон. Во 2-й половине XVI века орден укрепил своё положение во Франции и Германии — основной ареале распространения протестантских идей в Европе. Тогда же первостепенное значение приобрела деятельность иезуитов в области реорганизации системы католического духовного и светского образования благодаря созданию сети иезуитских образовательных коллегий (в конце XVI века их насчитывалось около 140).
Папа Юлий III одобрил основание иезуитами в феврале 1551 года Римской коллегии (преобразованной в дальнейшем в Григорианский университет) и вверил им Германскую коллегию, готовившую священников для служения в странах, подверженных влиянию протестантских идей. С 1571 года иезуитам было разрешено преподавать в крупнейших европейских университетских городах. В конце XVI века в системе образования в католических странах ведущую роль играли И. Принципы, положенные в основу иезуитской системы образования, были разработаны под наблюдением К. Аквавива (генерала ордена в 1581-1615 годы). К началу XVII века общая численность ордена возросла до более чем 13 тыс. членов в 32 орденских провинциях.
Изначально приоритетным регионом осуществления служения ордена была определена Европа, раздираемая политическими и церковными противоречиями. С начала 1540-х годов Римская курия стала направлять иезуитских миссионеров в различные регионы Азии, Африки и Нового Света: в 1542 году — в Индию, в 1549 году — в Японию, в 1562 году — в Китай (Макао); в 1548 году были основаны иезуитские миссии в Конго и Марокко, в 1550 году — в Анголе, Мозамбике, Гвинее, в 1604 году — в Сьерра-Леоне, в 1616 году — на остров Мадагаскар. В 1549 году трудами иезуитского священника М. да Нобрега духовная миссия ордена была учреждена в Бразилии (развита благодаря деятельности Ж. ди Аншиеты и А. Виейры), в 1566 году — во Флориде, в 1567 году — в Перу, в 1652 году — на Гаити, в 1697 году — в Калифорнии. Иезуитов государство 1610-1767 годов существовало в Парагвае. В 1611 году положено начало миссии ордена в Канаде (И. де Бребёф, И. Жог), в 1634 году — в Мэриленде (на территории современных США). На Ближнем Востоке (Сирия) иезуитская миссия была открыта в 1831 году (её центром в дальнейшем стал Бейрут и основанный там иезуитский университет Святого Иосифа).
В XVII — первой половине XVIII веков иезуиты играли значительную роль в европейской политике. В Риме многие иезуиты были духовниками пап и кардиналов.
Со 2-й половины XVIII века орден подвергся гонениям со стороны европейских королевских домов: в 1760-х годах иезуиты были изгнаны из Португалии, в 1764 году — из Франции и в 1767 году — из Испании. Под нажимом Бурбонов папа Римский Климент XIV (1769-1774) принял решение о роспуске ордена, который был оформлен бреве «Dominus ac Redemptor Noster» (от 21.07.1773 года), мотивируя своё решение тем, что существование ордена препятствует воцарению длительного мира в самой Церкви. Орден восстановлен в период после окончания наполеоновских войн папой Римским Пием VII (1800-1823 годы), согласно его булле «Sollicitudo omnium Ecclesiarum» (от 07.08.1814 года).
Наиболее тесные отношения ордена с папством установились во время понтификата Пия IX (1846-1878 годы), когда иезуиты стали основной опорой курии в противостоянии нараставшей либерализации и секуляризации европейской мысли. Иезуиты играли важную роль во всех теологических дискуссиях того времени и в возрождении интереса к философской системе томизма; во время работы Ватиканского I собора позиции иезуиты были особенно сильны в комиссии по фундаментальному богословию. Во время понтификата Льва XIII (1878-1903 годы) представитель ордена принимал участие в подготовке текста папской энциклики «Rerum Novarum». В тот же период на иезуитов была возложена миссия по распространению идей неотомизма и подтверждена их главенствующая роль в сфере католического образования (так, ордену был вверен Библейский институт в Риме).
Во время понтификата Пия XI (1922-1939 годы) И. Р. Ляйбер и А. Беа принимали участие в подготовке папской энциклики «Mit brennender Sorge» (1937 год) вместе с кардиналом Э. Пачелли, который, став папой Римским Пием XII (1939-1958 годы), назначил первого личным секретарём, а второго — своим духовником. Пий XII прибегал к помощи иезуитов также в области экзегетики, при подготовке таких богословских текстов, как энциклика «Mystici сorporis» (1943 год), догмата о Вознесении Девы Марии. Значительным было представительство и участие иезуитов на Ватиканском II соборе: в разработке подготовительных «схем», в работе различных комиссий (А. де Любак, Ж. Даниелу, К. Ранер), в качестве епископских консультантов.
Современное положение
В начале XXI века орден вносит значительный вклад в работу различных ведомств Ватикана, участвует в проведении синодов и подготовке официальных документов Святого престола, активно занимается издательской деятельностью: в его ведении находится официальный печатный орган Святого престола — журнал «La Civiltа̀ Cattolica».
Структура ордена и принципы его организации не претерпели особых изменений с момента его основания. Первый, низший класс ордена — новиции; к нему относятся готовящиеся к вступлению в орден в течение двух лет, по завершении которых они приносят первые три обета. Второй класс — схоластики; его составляют новиции, выдержавшие вступительные испытания и служащие в качестве миссионеров, помощников учителей и др. После получения философской, теологической и педагогической подготовки, рукоположения в священный сан и принесения четвёртого обета безусловного повиновения папе Римскому они получают постоянный статус профессов, которым вверяются главные орденские должности, важные миссии и посольства. Схоластики, не претендующие на получение священного сана, переходят в разряд духовных коадъюторов и назначаются на должности профессоров, духовников, проповедников и т. п. Светские коадъюторы служат в хозяйственных учреждениях ордена. Во главе ордена стоит генерал, избираемый профессами из своей среды на Генеральной конгрегации. Он является пожизненным и неограниченным главой ордена, зависимым только от папы Римского.
Орден объединяет монашеские ассистенции (округа), управляемые ассистентами; ассистенции делятся на провинции и вице-провинции (в миссионерских странах), во главе которых стоят провинциалы, назначаемые генералом (как правило, на 3 года); в состав провинций входят орденские дома (обители) — коллегии (в случае если при них имеются учебные заведения) или резиденции. Члены ордена со всеми орденскими учреждениями с самого начала были выведены из-под юрисдикции местных духовных властей, включая епископа.
С сентября 1983 года генерал ордена иезуитов — П. Х. Кольвенбах (избран на 33-й Римской генеральной конгрегации ордена). По данным на 2007 год, орден объединяет 19573 члена, включая новициев (из них 13736 — священнослужители), а также 1536 обителей. Генеральная курия ордена расположена в Риме. За 5 веков существования ордена католическая церковь канонизировала 28 его членов (2006 год).
Орденская миссия в России
Первая попытка создания орденской миссии в Московской Руси была предпринята в понтификат папы Григория XIII (1572-1585 годы), когда ко двору царя Ивана IV Васильевича Грозного была направлена миссия во главе со священником Антонио Поссевино (в неё также входили священники Джованни Паоло Кампана и Стефан Дреноцкий, схоластик Модест, брат Мориено) (1581 год). Результатом миссии Антонио Поссевино стало заключение Ям-Запольского мира 1582 года между Московским царством и Речью Посполитой. В качестве придворных проповедников и советников при дворе Лжедмитрия I и Марины Мнишек действовала значительная группа иезуитских священников во главе с К. Савицким (духовником Марины Мнишек), М. Цировским, А. Лавицким. В 1684 году в Москве была основана миссия богемской провинции ордена, в 1685 году представители иезуитской миссии учредили школу для дворянских детей.
После перерыва, последовавшего в 1689-1698 годах, деятельность иезуитской миссии в Москве была возобновлена в 1698 году. К 1707 году в московской школе иезуитов насчитывалось около 30 учеников. В 1713-1719 годах в Санкт-Петербурге действовала иезуитская обитель литовской провинции ордена. В апреле 1719 года последовал обусловленный требованием митрополита Стефана Яворского и обстоятельствами политического конфликта с венским двором указ императора Петра I о прекращении деятельности иезуитов в России. После упразднения ордена в Европе иезуиты, с согласия императрицы Екатерины II, продолжили свою деятельность в Российской империи, создав белорусскую провинцию с собственным генеральным викарием. В 1777 году основан иезуитский новициат в Полоцке; в 1800 году иезуитам был вверен петербургский приход Святой Екатерины; в 1801 году в Санкт-Петербурге основана иезуитская школа, преобразованная в 1806 году в Благородный пансион (существовал до 1815 года).
В 1812 году в ранг академии была возведена Полоцкая иезуитская коллегия. В 1802-1815 годах в Санкт-Петербурге находилась Генеральная курия ордена. Иезуитские миссии действовали в Риге, Саратове, Одессе, Астрахани, Иркутске, Томске и др. городах. В 1815 году указом императора Александра I иезуиты были высланы из Санкт-Петербурга с запретом проживания и в Москве; в 1820 году последовал императорский указ, запрещавший деятельность ордена на всей территории Российской империи. С этого момента до 1990 года иезуиты не имели возможности легального осуществления своей миссии на территории Российской империи, а потом и СССР.
Миссия ордена на территории СССР, а затем и РФ была возобновлена в 1990 году; в 1990-1992 годах функции координатора деятельности ордена в СССР и РФ выполнял ассистент генерала ордена для Восточной Европы Б. Стечек. В 1992 году учреждён Независимый Российский регион Общества Иисуса (объединяет также все страны СНГ; в Литве, Латвии и Эстонии образованы самостоятельные орденские провинции). В 1994 году в Новосибирске открыт Католический центр духовного развития «Иниго»; в июне 1997 года иезуитам был передан колледж (ныне институт) философии, теологии и истории Святого Фомы Аквинского в Москве.
По данным на 2007 год, Независимый Российский регион Общества Иисуса объединяет 56 человек: 34 священника, 19 схоластиков, 3 брата. Курия находится в Москве
Изобразительное искусство и архитектура
Придавая исключительную важность религиозным образам, воспринимая их и как помощь верующим в молитве, и как средство пропаганды веры, иезуиты внесли существенный вклад в формирование иконографии Контрреформации. По заказам иезуитов и на основе их иконографических программ работали лучшие европейские художники; их искусство способствовало утверждению театрализации и иллюзионизма как основных качеств живописи барокко.
Особое значение для иезуитов имело почитание имени Иисуса, с которым связано появление таких сюжетов, как «Торжество имени Иисуса» (свод церкви Иль-Джезу в Риме, художник Дж. Б. Гаулли, 1678-1679 годы) и «Поклонение имени Иисуса» (Эль Греко, 1578-1579 годы, монастырь Сан-Лоренцо дель-Эскориал; А. Поццо, 1700-1701 годы, иезуитская церковь в Бамберге). В этой связи особенную важность приобрела тема «Принесение во храм», во время которого происходило наречение имени Иисуса (П. П. Рубенс, 1605 год, церковь Сант-Амброджо, Генуя; С. Вуэ, 1641 год, Лувр, Париж).
Ещё до канонизации первых святых ордена иезуитов — Игнатия Лойолы и Франциска Ксавье — их образы появляются в алтарной живописи, созданной по заказу иезуитов(«Чудеса святого Игнатия» и «Чудеса святого Франциска Ксавье» Рубенса, около 1617-1618 годов, Художественно-исторический музей, Вена). Впоследствии жития этих святых стали распространённым сюжетом живописи: перспективно-иллюзионистический плафон А. Поццо («Апофеоз святого Игнатия Лойолы и миссионерская деятельность иезуитского ордена») в церкви Святого Игнатия в Риме (1688-1694 годы); «Чудо святого Франциска Ксавье» Н. Пуссена (1641 год, Лувр) и др.
Популярностью пользовались эпизоды миссионерской деятельности Ксавье в Индии и Китае: крещение индийской царицы, ранее преследовавшей христиан (А. Поццо, 1701 год, Музей Кишцелли, Будапешт), одинокая смерть проповедника в Китае (Дж. Б. Гаулли, 1676 год, церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме). На рельефе «Святой Игнатий и первые святые иезуитского ордена» А. Альгарди (1629 год) для урны с прахом святого Игнатия в церкви Иль-Джезу в Риме изображены канонизированные иезуиты Ф. Борджиа и Станислав Костка. Сцена смерти последнего представлена в скульптурной композиции П. Легро Младшего (1702-1703 годы) в римской церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале. Миссионерскую деятельность иезуитов в аллегорической форме отображают скульптурные группы «Религия, низвергающая ересь» (П. Легро Младший) и «Вера, сокрушающая идолопоклонство» (Ж. Теодон, обе 1695-1699 годы) в алтаре святого Игнатия в этой же церкви. Иезуиты подчёркивали важность мученичества во имя веры и способствовали распространению соответствующих сюжетов (сцены мученичества святых в церкви Сан-Стефано-Ротондо в Риме, художник Н. Чирчиниано).
Требования иезуитов к церковной архитектуре воплотились в церкви Иль-Джезу в Риме (1568-1584 годы, Дж. да Виньола; фасад — 1573 год, Дж. делла Порта): тип храма с единственным центральным нефом (с куполом над средокрестием) оказался наиболее удобным для проповедей, а связанные между собой сквозными проходами капеллы на месте боковых нефов облегчали доступ священнослужителей к алтарям. Интерьер и фасад Иль-Джезу стали образцом иезуитского храма, которому подражали по всему миру. Так, в Новом Свете сложился особый стиль «иезуитского» барокко (смотрите Иезуитские миссии).
Иллюстрации:
«Поклонение имени Иисуса». Алтарный образ Эль Греко. 1578–79. Монастырь Сан-Лоренцо-дель-Эскориал (Испания). Архив БРЭ;
Интерьер иезуитской церкви «Джезуити» (Санта-Мария-Ассунта) в Венеции. 1713–1728. Архитектор Д. Росси. Архив БРЭ.