Иезуитский орден

Иезуиты

Полное название

Общество Иисуса

Латинское название

Societas Jesu

Сокращение

Церковь

Католическая церковь

Девиз

Ad majorem Dei gloriam (К вящей славе Божьей)

Основатель

св. Игнатий Лойола

Дата основания

Год утверждения

1540—1772 / 1814

Количество монашествующих

16 378 (2016)

Сайт

Иезуи́ты, Общество Иисуса (лат. Societas Jesu) (официальное название), также Орден св. Игнатия (по имени основателя) — мужской духовный орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Иезуиты принадлежат к числу регулярных клириков.

Иезуиты сыграли значительную роль в Контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый — послушания папе римскому «в вопросах миссий». Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam» («К вящей славе Божией»).

На 2018 год число иезуитов составляло 15 842 человек, из них 11 389 — священники. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 тысячи — в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1540 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни. Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР, за исключением стран Прибалтики, относятся к независимому российскому региону.

Церковь Святейшего Имени Иисуса, главный иезуитский храм в Риме

В настоящее время главой (генералом) ордена является венесуэлец Артуро Соса, сменивший в 2016 году Адольфо Николаса. Главная курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисусова.

Впервые за всю историю Ордена, 13 марта 2013 года представитель Ордена был избран на должность Папы Римского. Им стал кардинал, архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, взявший себе имя Франциск.

Энциклопедичный YouTube

Орден иезуитов в России

Появление иезуитов в России связывают со временем правления Ивана Грозного (1530–1584). Позже в 1719 году Пётр I издал указ о том, чтобы все иезуиты были выдворены за пределы Российской империи.

Однако императрица Екатерина II (1729–1796) благосклонно относилась к членам Общества Иисуса. И несмотря на отмену ордена Папой Римским Климентом XIV в 1773 году, в России и Пруссии орден не прекратил свою деятельность.

Очередному изгнанию члены ордена подверглись при императоре Александре I в 1820 году. Предположительно по политическим мотивам ввиду того, что орден стал набирать силу и влияние.

Свержение монархии в 1917 году позволило иезуитам вновь вернуться в Россию. Однако власть СССР не принимала идеи католицизма. Лишь с распадом СССР орден опять смог осуществлять свою деятельность на территории России.

Происхождение слова «иезуит»

Примечательно, что слово «иезуит» возникло задолго до Общества Иисуса. Оно имело положительный оттенок: так называли людей — последователей Иисуса. Затем слово стало употребляться как синоним лицемера, вероломного человека.

После утверждения ордена иезуитов другие монашеские сообщества того времени стремились принизить его значимость, лишить поддержки и веры людей. Поэтому они активно распространяли идеи о коварстве иезуитов, об их лицемерном поведении. Они стремились к тому, чтобы слово «иезуит» ассоциировалось лишь с чем-то нехорошим, предательским.

Члены Общества Иисуса сами стали называть себя иезуитами намного позже основания ордена. А в документах общества это слово впервые появилось вообще лишь в 1975 году.

В настоящее время словари сохраняют два значения слова, в том числе и отрицательное.

Сами члены ордена объясняют происхождение слова «иезуит» связью с именем Иисуса.

Кто такие клирики?

Слово «клирик» произошло от слова «клир», которое пришло из греческого языка (греч. kleros — жребий). Клир — это все служители церкви.

В католической церкви есть монашеские ордена: регулярные клирики и меньшие регулярные клирики. Иезуиты относятся к ордену регулярных клириков.

Узнайте также, что такое Анафема и Догма.

Хроника изгнаний

Иезуиты были изгнаны за свою политическую деятельность из Португалии (1759), Франции (1764), Испании и Неаполя (1767). Орден был на 40 лет даже ликвидирован в 1773 г. папой Климентом XIV (булла «Dominus ас Redemptor»). Однако в 1814 г. Пий VII восстановил орден для борьбы против революционных движений. Тем не менее дурная слава иезуитов приводила их и далее к конфликтам с властями и к запрещению их деятельности (например, в Германии с 1872 по 1917 гг.).

В середине XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой, принявшей католичество, где основали ряд учебных заведений, издали около 350 теологических сочинений. С их помощью Польша постоянно конфликтовала с Русью. В конце XVI века в Львов прибыл мощный католический орден — иезуиты, которые были умными, образованными и богатыми.

Источник символики доллара.

Иезуиты в Китае

В 1583 году в Китай прибыл учёный-иезуит Маттео Риччи (1552-1610), и китайцы-католики, наравне со сторонниками других религий Китая, свободно проводили богослужение там и основывали свои школы.

Миссионер и «блистательный иезуит» Маттео Риччи проник в хоромы высших сановников, одевался в халат мандарина, «уверовал» в конфуцианство, объявив его логическим завершением христианства (католического толка, разумеется), знакомил азиатцев с картографией, техническими и научными достижениями Запада и готовил сановников Империи к приезду из Европы «специалистов» по истории.

До появления в Китае М. Риччи, никаких династических хроник в Китае не писали! Т. е. «скелета», по которому можно было «набросать» хотя бы в черновике историю Китая, не существовало. Она всё-таки была написана, но только прибывшими вслед за Риччи поколениями иезуитов, на что у них и ушли многие десятилетия.

Иезуиты в Индии

Исследователь религиозной жизни Европы немец Генрих Бемер, оставил описание того, как проник в Индию и охмурял в ней брахманов иезуит Роберт де Нобили: «С этой целью он сам превратился в синиази, или кающегося брахмана. Он купил себе шапку огненно-красного цвета, покрывало, красно-жёлтую одежду из муслина и деревянные башмаки кающегося синиази. Затем он обрил себе голову, украсил уши огромными серьгами, выкрасил лоб жёлтой мазью из сандалового дерева, являющейся отличительным признаком брахманов, и поселился в землянке, где жил в уединении в течение целого года, питаясь овощами и водой.

Этим путём ему удалось обратить на себя внимание брахманов, и те, в конце концов, стали посещать его. Уверив их клятвой в древней знатности римских брахманов, он достиг полного успеха в своём притворстве. Он говорил так же, как брахман, писал работы на тамильском языке, в которых христианство, странным образом перемешанное с индийской мудростью, приняло вид совершенно индусского учения». Даже спустя 20 лет после смерти Роберта-Татувы в Южной Индии, где он миссионерствовал, остались его последователи — 250 000 индусов-католиков!

ИЕЗУИТЫ — Общество Иисуса, католический монашеский орден, основанный Игнатием Лойолой.

Ис­то­рия

Сим­во­ли­чес­кой да­той соз­да­ния ор­де­на иезуитов счи­та­ет­ся 15.8.1534 года когда в ча­сов­не Бо­го­ма­те­ри на хол­ме Мон­мартр в Па­ри­же Иг­на­тий Лой­о­ла и его спод­виж­ни­ки Фран­циск Кса­вье, Пьер Фа­бер, Дие­го Лаи­нес, Аль­фон­со Саль­ме­рон, Ни­ко­лас Бо­ба­ди­лья и Си­мон Род­ри­гес при­нес­ли обе­ты не­стя­жа­ния, це­ло­муд­рия и апо­столь­ско­го слу­же­ния в Свя­той зем­ле или (ес­ли оно ока­жет­ся не­воз­мож­ным) в др. час­тях све­та, по вы­бо­ру па­пы Рим­ско­го. Обе­ты за­кан­чи­ва­лись сло­ва­ми «Ad majorem Dei gloriam» («Для вя­щей сла­вы Гос­под­ней»), ко­то­рые ста­ли де­ви­зом бу­ду­ще­го ор­де­на. Из-за вой­ны ме­ж­ду Ве­неци­ан­ской рес­пуб­ли­кой и Ос­ман­ской им­пе­ри­ей по­езд­ка в Свя­тую зем­лю не со­стоя­лась, по­это­му Иг­на­тий Лой­о­ла с со­рат­ни­ка­ми в но­ябре 1539 года от­пра­вил­ся в Рим, где ос­но­вал Общество Ии­су­са, при­зван­ное за­щи­тить Цер­ковь от внутренних про­ти­во­ре­чий и внеш­них вра­гов.

Общество Ии­су­са бы­ло ут­вер­жде­но 27.09.1540 года бул­лой «Re­gimini militantis Ecclesiae» па­пы Рим­ско­го Пав­ла III (1534-1549 годы); его струк­ту­ра оп­ре­де­ле­на Ус­тав­ной фор­му­лой (For­mu­la Instituti), со­став­лен­ной Иг­на­ти­ем Лой­о­лой, ко­то­рый по­сле из­бра­ния 08.04.1541 года «ге­не­ра­лом» ор­де­на раз­ра­бо­тал и его про­стран­ную Кон­сти­ту­цию (чис­лен­ность Общества из­на­чаль­но ог­ра­ни­чи­ва­лась 60 чле­на­ми; в 1544 году это ог­ра­ни­че­ние бы­ло от­ме­не­но). Иг­на­тий Лой­о­ла соз­дал мо­на­ше­ский ор­ден с жё­ст­кой дис­ци­п­ли­ной: его чле­ны, по­ми­мо трёх обыч­ных мо­на­ше­ских обе­тов (не­стя­жа­ния, це­ло­муд­рия и по­слу­ша­ния), при­но­си­ли чет­вёр­тый — без­ус­лов­но­го по­ви­но­ве­ния па­пе Рим­ско­му. Иг­на­ти­ем Лой­о­лой бы­ли так­же оп­ре­де­ле­ны кри­те­рии приё­ма но­вых чле­нов, пред­по­ла­гаю­щие дли­тель­ный но­ви­ци­ат, а так­же вто­рой срок ис­пы­та­ния пе­ред при­ня­ти­ем по­след­не­го, чет­вёр­то­го, обе­та. В ию­ле 1548 года в бре­ве «Pastoralis Officii» па­па Па­вел III ут­вер­дил со­став­лен­ные Иг­на­ти­ем Лой­о­лой «Ду­хов­ные уп­раж­не­ния» («Exercitia Spi­ritualia») — курс со­зер­цательных прак­тик и мо­лит­вен­ных раз­мыш­ле­ний, по­могаю­щих прак­ти­кую­щим, пре­ж­де всего чле­нам ор­де­на, оп­ре­де­лить лич­ные жиз­нен­ные при­ори­те­ты, дос­тиг­нуть ду­хов­но­го очи­ще­ния и ук­ре­пить­ся на пу­ти доб­ро­де­те­ли.

Пре­ем­ни­ки Пав­ла III, и пре­ж­де все­го па­па Рим­ский Юлий III (1550-1555 годы), ока­зы­вая по­кро­ви­тель­ст­во ор­де­ну, пре­дос­тав­ля­ли ему пра­ва, ка­ки­ми ни­ко­гда не поль­зо­вал­ся ни­ка­кой дру­гой ка­то­лический мо­на­ше­ский ор­ден. Иезуитам бы­ло до­ве­ре­но соз­да­ние но­во­го тео­ло­ги­че­ско-апо­ло­ге­тического фун­да­мен­та ка­то­лической церк­ви, спо­соб­но­го про­ти­во­сто­ять Ре­фор­ма­ции и внут­ри­цер­ков­ным про­ти­во­ре­чи­ям. На Три­дент­ском со­бо­ре в ка­че­ст­ве пап­ских тео­ло­гов вы­сту­па­ли И. Д. Лаи­нес (в 1558-1565 годах ге­не­рал ор­де­на) и А. Cальмерон. Во 2-й половине XVI века ор­ден ук­ре­пил своё по­ло­же­ние во Фран­ции и Гер­ма­нии — основной ареа­ле рас­про­стра­не­ния про­тес­тант­ских идей в Ев­ро­пе. То­гда же пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние при­об­ре­ла дея­тель­ность иезуитов в об­лас­ти ре­ор­га­ни­за­ции сис­те­мы ка­то­лического ду­хов­но­го и свет­ско­го об­ра­зо­ва­ния бла­го­да­ря соз­да­нию се­ти ие­зу­ит­ских об­ра­зо­вательных кол­ле­гий (в конце XVI века их на­счи­ты­ва­лось около 140).

Па­па Юлий III одоб­рил ос­но­ва­ние иезуитами в феврале 1551 года Римской кол­ле­гии (пре­об­ра­зо­ван­ной в даль­ней­шем в Гри­го­ри­ан­ский университет) и вве­рил им Германскую кол­ле­гию, го­то­вив­шую свя­щен­ни­ков для слу­же­ния в стра­нах, под­вер­жен­ных влия­нию про­тес­тант­ских идей. С 1571 года иезуитам бы­ло раз­ре­ше­но пре­по­да­вать в круп­ней­ших ев­ропейских уни­вер­си­тет­ских го­ро­дах. В конце XVI века в сис­те­ме об­ра­зо­ва­ния в ка­то­лических стра­нах ведущую роль играли И. Прин­ци­пы, по­ло­жен­ные в ос­но­ву ие­зу­ит­ской сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния, бы­ли раз­ра­бо­та­ны под на­блю­де­ни­ем К. Ак­ва­ви­ва (ге­не­ра­ла ор­де­на в 1581-1615 годы). К началу XVII века об­щая чис­лен­ность ор­де­на воз­рос­ла до бо­лее чем 13 тыс. чле­нов в 32 ор­ден­ских про­вин­ци­ях.

Из­на­чаль­но при­ори­тет­ным ре­гио­ном осу­ще­ст­в­ле­ния слу­же­ния ор­де­на бы­ла оп­ре­де­ле­на Ев­ро­па, раз­ди­рае­мая политическими и церковными про­ти­во­ре­чия­ми. С начала 1540-х годов Римская ку­рия ста­ла на­прав­лять ие­зу­ит­ских мис­сио­не­ров в различные ре­гио­ны Азии, Аф­ри­ки и Но­во­го Све­та: в 1542 году — в Ин­дию, в 1549 году — в Япо­нию, в 1562 году — в Ки­тай (Ма­као); в 1548 году бы­ли ос­но­ва­ны ие­зу­ит­ские мис­сии в Кон­го и Ма­рок­ко, в 1550 году — в Ан­го­ле, Мо­зам­би­ке, Гви­нее, в 1604 году — в Сьер­ра-Ле­о­не, в 1616 году — на остров Ма­да­га­скар. В 1549 году тру­да­ми ие­зу­ит­ско­го священника М. да Ноб­ре­га ду­хов­ная мис­сия ор­де­на бы­ла уч­ре­ж­де­на в Бра­зи­лии (раз­ви­та бла­го­да­ря дея­тель­но­сти Ж. ди Ан­шие­ты и А. Ви­ей­ры), в 1566 году — во Фло­ри­де, в 1567 году — в Пе­ру, в 1652 году — на Гаи­ти, в 1697 году — в Ка­ли­фор­нии. Иезуи­тов го­су­дар­ст­во 1610-1767 годов су­щест­во­ва­ло в Па­раг­вае. В 1611 году по­ло­же­но на­ча­ло мис­сии ор­де­на в Ка­на­де (И. де Бре­бёф, И. Жог), в 1634 году — в Мэ­ри­лен­де (на тер­ри­то­рии современных США). На Ближ­нем Вос­то­ке (Си­рия) ие­зу­ит­ская мис­сия бы­ла от­кры­та в 1831 году (её цен­тром в даль­ней­шем стал Бей­рут и ос­но­ван­ный там ие­зу­ит­ский университет Святого Ио­си­фа).

В XVII — первой половине XVIII веков иезуиты иг­ра­ли зна­чительную роль в ев­ропейской по­ли­ти­ке. В Ри­ме мно­гие иезуиты бы­ли ду­хов­ни­ка­ми пап и кар­ди­на­лов.

Со 2-й половины XVIII века ор­ден под­верг­ся го­не­ни­ям со сто­ро­ны ев­ропейских ко­ро­лев­ских до­мов: в 1760-х годах иезуиты бы­ли из­гна­ны из Пор­ту­га­лии, в 1764 году — из Фран­ции и в 1767 году — из Ис­па­нии. Под на­жи­мом Бур­бо­нов па­па Рим­ский Кли­мент XIV (1769-1774) при­нял ре­ше­ние о рос­пус­ке ор­де­на, ко­то­рый был оформ­лен бре­ве «Do­mi­nus ac Redemptor Noster» (от 21.07.1773 года), мо­ти­ви­руя своё ре­ше­ние тем, что су­ще­ст­во­ва­ние ор­де­на пре­пят­ст­ву­ет во­ца­ре­нию дли­тель­но­го ми­ра в са­мой Церк­ви. Ор­ден вос­ста­нов­лен в пе­ри­од по­сле окон­ча­ния на­по­ле­о­нов­ских войн па­пой Рим­ским Пи­ем VII (1800-1823 годы), со­глас­но его бул­ле «Sollicitudo omnium Ecclesiarum» (от 07.08.1814 года).

Наи­бо­лее тес­ные от­но­ше­ния ор­де­на с пап­ст­вом ус­та­но­ви­лись во вре­мя пон­ти­фи­ка­та Пия IX (1846-1878 годы), ко­гда иезуиты ста­ли основной опо­рой ку­рии в про­ти­во­стоя­нии на­рас­тав­шей ли­бе­ра­ли­за­ции и се­ку­ля­ри­за­ции ев­ропейской мыс­ли. Иезуиты иг­ра­ли важ­ную роль во всех тео­ло­гических дис­кус­си­ях то­го вре­ме­ни и в воз­ро­ж­де­нии ин­те­ре­са к фи­лософской сис­те­ме то­миз­ма; во вре­мя ра­бо­ты Ва­ти­кан­ско­го I со­бо­ра по­зи­ции иезуиты бы­ли осо­бен­но силь­ны в ко­мис­сии по фун­даментальному бо­го­сло­вию. Во вре­мя пон­ти­фи­ка­та Льва XIII (1878-1903 годы) пред­ста­ви­тель ор­де­на при­ни­мал уча­стие в под­го­тов­ке тек­ста пап­ской эн­цик­ли­ки «Rerum Novarum». В тот же пе­ри­од на иезуитов бы­ла воз­ло­же­на мис­сия по рас­про­стра­не­нию идей не­ото­миз­ма и под­твер­жде­на их гла­вен­ст­вую­щая роль в сфе­ре ка­то­лического об­ра­зо­ва­ния (так, ор­де­ну был вве­рен Биб­лей­ский институт в Ри­ме).

Во вре­мя пон­ти­фи­ка­та Пия XI (1922-1939 годы) И. Р. Ляй­бер и А. Беа при­ни­ма­ли уча­стие в под­го­тов­ке пап­ской эн­цик­ли­ки «Mit bren­nender Sorge» (1937 год) вме­сте с кар­ди­на­лом Э. Па­чел­ли, ко­то­рый, став па­пой Рим­ским Пи­ем XII (1939-1958 годы), на­зна­чил пер­во­го лич­ным сек­ре­та­рём, а вто­ро­го — сво­им ду­хов­ни­ком. Пий XII при­бе­гал к по­мо­щи иезуитов так­же в об­лас­ти эк­зе­ге­ти­ки, при под­го­тов­ке та­ких бо­го­слов­ских тек­стов, как эн­цик­ли­ка «Mystici сor­po­ris» (1943 год), дог­ма­та о Воз­не­се­нии Де­вы Ма­рии. Зна­чи­тель­ным бы­ло пред­ста­ви­тель­ст­во и уча­стие иезуитов на Ва­ти­кан­ском II со­бо­ре: в раз­ра­бот­ке под­го­то­вительных «схем», в ра­бо­те различных ко­мис­сий (А. де Лю­бак, Ж. Да­ние­лу, К. Ра­нер), в ка­че­ст­ве епи­скоп­ских кон­суль­тан­тов.

Сов­ре­мен­ное по­ло­же­ние

В начале XXI века ор­ден вно­сит зна­чительный вклад в ра­бо­ту различных ве­домств Ва­ти­ка­на, уча­ст­ву­ет в про­ве­де­нии си­но­дов и под­го­тов­ке официальных до­ку­мен­тов Святого пре­сто­ла, ак­тив­но за­ни­ма­ет­ся из­да­тель­ской дея­тель­но­стью: в его ве­де­нии на­хо­дит­ся официальный пе­чат­ный ор­ган Святого пре­сто­ла — журнал «La Civiltа̀ Cat­to­lica».

Струк­ту­ра ор­де­на и прин­ци­пы его ор­га­ни­за­ции не пре­тер­пе­ли осо­бых из­ме­не­ний с мо­мен­та его ос­но­ва­ния. Пер­вый, низ­ший класс ор­де­на — но­ви­ции; к не­му от­но­сят­ся го­то­вя­щие­ся к всту­п­ле­нию в ор­ден в те­че­ние двух лет, по за­вер­ше­нии ко­то­рых они при­но­сят пер­вые три обе­та. Вто­рой класс — схо­ла­сти­ки; его со­став­ля­ют но­ви­ции, вы­дер­жав­шие всту­пительные ис­пы­та­ния и слу­жа­щие в ка­че­ст­ве мис­сио­не­ров, по­мощ­ни­ков учи­те­лей и др. По­сле по­лу­че­ния фи­лософской, тео­ло­гической и пе­да­го­гической под­го­тов­ки, ру­ко­по­ло­же­ния в свя­щен­ный сан и при­не­се­ния чет­вёр­то­го обе­та без­ус­лов­но­го по­ви­но­ве­ния па­пе Рим­ско­му они по­лу­ча­ют по­сто­ян­ный ста­тус про­фес­сов, ко­то­рым вве­ря­ют­ся главные ор­ден­ские долж­но­сти, важ­ные мис­сии и по­соль­ст­ва. Схо­ла­сти­ки, не пре­тен­дую­щие на по­лу­че­ние свя­щен­но­го са­на, пе­ре­хо­дят в раз­ряд ду­хов­ных ко­адъ­ю­то­ров и на­зна­ча­ют­ся на долж­но­сти про­фес­со­ров, ду­хов­ни­ков, про­по­вед­ни­ков и т. п. Свет­ские ко­адъ­ю­то­ры слу­жат в хо­зяйственных уч­ре­ж­де­ни­ях ор­де­на. Во гла­ве ор­де­на сто­ит ге­не­рал, из­би­рае­мый про­фес­са­ми из сво­ей сре­ды на Ге­не­раль­ной кон­гре­га­ции. Он яв­ля­ет­ся по­жиз­нен­ным и не­ог­ра­ни­чен­ным гла­вой ор­де­на, за­ви­си­мым толь­ко от па­пы Рим­ско­го.

Ор­ден объ­е­ди­ня­ет мо­на­ше­ские ас­си­стен­ции (ок­ру­га), управ­ляе­мые ас­си­стен­та­ми; ас­си­стен­ции де­лят­ся на про­вин­ции и ви­це-про­вин­ции (в мис­сио­нер­ских стра­нах), во гла­ве ко­то­рых сто­ят про­вин­циа­лы, на­зна­чае­мые ге­не­ра­лом (как пра­ви­ло, на 3 го­да); в со­став про­вин­ций вхо­дят ор­ден­ские до­ма (оби­те­ли) — кол­ле­гии (в слу­чае ес­ли при них име­ют­ся учеб­ные за­ве­де­ния) или ре­зи­ден­ции. Чле­ны ор­де­на со все­ми ор­ден­ски­ми уч­ре­ж­де­ния­ми с са­мо­го на­ча­ла бы­ли вы­ве­де­ны из-под юрис­дик­ции ме­ст­ных ду­хов­ных вла­стей, вклю­чая епи­ско­па.

С сентября 1983 года ге­не­рал ор­де­на иезуитов — П. Х. Коль­вен­бах (из­бран на 33-й Римской ге­не­раль­ной кон­гре­га­ции ор­де­на). По дан­ным на 2007 год, ор­ден объ­е­ди­ня­ет 19573 чле­на, вклю­чая но­ви­ци­ев (из них 13736 — свя­щен­но­слу­жи­те­ли), а так­же 1536 оби­те­лей. Ге­не­раль­ная ку­рия ор­де­на рас­по­ло­же­на в Ри­ме. За 5 ве­ков су­ще­ст­во­ва­ния ор­де­на ка­то­лическая цер­ковь ка­но­ни­зи­ро­ва­ла 28 его чле­нов (2006 год).

Ор­ден­ская мис­сия в Рос­сии

Пер­вая по­пыт­ка соз­да­ния ор­ден­ской мис­сии в Мо­с­ков­ской Ру­си бы­ла пред­при­ня­та в пон­ти­фи­кат па­пы Гри­го­рия XIII (1572-1585 годы), ко­гда ко дво­ру ца­ря Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го бы­ла на­прав­ле­на мис­сия во гла­ве со священником Ан­то­нио Пос­се­ви­но (в неё так­же вхо­ди­ли свя­щен­ни­ки Джо­ван­ни Пао­ло Кам­па­на и Сте­фан Дре­ноц­кий, схо­ла­стик Мо­дест, брат Мо­рие­но) (1581 год). Ре­зуль­та­том мис­сии Ан­то­нио Пос­се­ви­но ста­ло за­клю­че­ние Ям-За­поль­ско­го ми­ра 1582 года ме­ж­ду Мо­с­ков­ским цар­ст­вом и Ре­чью По­спо­ли­той. В ка­че­ст­ве при­двор­ных про­по­вед­ни­ков и со­вет­ни­ков при дво­ре Лже­дмит­рия I и Ма­ри­ны Мни­шек дей­ст­во­ва­ла зна­чительная груп­па ие­зу­ит­ских свя­щен­ни­ков во гла­ве с К. Са­виц­ким (ду­хов­ни­ком Ма­ри­ны Мни­шек), М. Ци­ров­ским, А. Ла­виц­ким. В 1684 году в Мо­ск­ве бы­ла ос­но­ва­на мис­сия бо­гем­ской про­вин­ции ор­де­на, в 1685 году пред­ста­ви­те­ли ие­зу­ит­ской мис­сии уч­ре­ди­ли шко­лу для дво­рян­ских де­тей.

По­сле пе­ре­ры­ва, по­сле­до­вав­ше­го в 1689-1698 годах, дея­тель­ность ие­зу­ит­ской мис­сии в Мо­ск­ве бы­ла возоб­нов­ле­на в 1698 году. К 1707 году в московской шко­ле иезуитов на­счи­ты­ва­лось около 30 уче­ни­ков. В 1713-1719 годах в Санкт-Пе­тер­бур­ге дей­ст­во­ва­ла ие­зу­ит­ская оби­тель ли­товской про­вин­ции ор­де­на. В апреле 1719 года по­сле­до­вал обу­слов­лен­ный тре­бо­ва­ни­ем митрополита Сте­фа­на Явор­ско­го и об­стоя­тель­ст­ва­ми по­ли­тического кон­флик­та с вен­ским дво­ром указ императора Пет­ра I о пре­кра­ще­нии дея­тель­но­сти иезуитов в Рос­сии. По­сле уп­разд­не­ния ор­де­на в Ев­ро­пе иезуиты, с со­гла­сия императрицы Ека­те­ри­ны II, про­дол­жи­ли свою дея­тель­ность в Российской им­пе­рии, соз­дав бе­ло­русскую про­вин­цию с соб­ст­вен­ным ге­не­раль­ным ви­ка­ри­ем. В 1777 году ос­но­ван ие­зу­ит­ский но­ви­ци­ат в По­лоц­ке; в 1800 году иезуитам был вве­рен пе­тербургский при­ход Святой Ека­те­ри­ны; в 1801 году в Санкт-Пе­тер­бур­ге ос­но­ва­на иезу­ит­ская шко­ла, пре­об­ра­зо­ван­ная в 1806 году в Бла­го­род­ный пан­си­он (су­ще­ст­во­вал до 1815 года).

В 1812 году в ранг ака­де­мии бы­ла воз­ве­де­на По­лоц­кая ие­зу­ит­ская кол­ле­гия. В 1802-1815 годах в Санкт-Пе­тер­бур­ге на­хо­дилась Ге­не­раль­ная ку­рия ор­де­на. Иезуитские мис­сии действовали в Ри­ге, Са­ра­то­ве, Одес­се, Ас­т­ра­ха­ни, Ир­кут­ске, Том­ске и др. го­ро­дах. В 1815 году ука­зом императора Алек­сан­д­ра I иезуиты бы­ли вы­сла­ны из Санкт-Пе­тер­бур­га с за­пре­том про­жи­ва­ния и в Мо­ск­ве; в 1820 году по­сле­до­вал императорский указ, за­пре­щав­ший дея­тель­ность ор­де­на на всей тер­ри­то­рии Российской им­пе­рии. С это­го мо­мен­та до 1990 года иезуиты не име­ли воз­мож­но­сти ле­галь­но­го осу­ще­ст­в­ле­ния сво­ей мис­сии на тер­ри­то­рии Российской им­пе­рии, а по­том и СССР.

Мис­сия ор­де­на на тер­ри­то­рии СССР, а за­тем и РФ бы­ла во­зоб­нов­ле­на в 1990 году; в 1990-1992 годах функ­ции ко­ор­ди­на­то­ра дея­тель­но­сти ор­де­на в СССР и РФ вы­пол­нял ас­си­стент ге­не­ра­ла ор­де­на для Восточной Ев­ро­пы Б. Сте­чек. В 1992 году уч­ре­ж­дён Не­за­ви­си­мый Российский ре­ги­он Общества Ии­су­са (объ­е­ди­ня­ет так­же все стра­ны СНГ; в Лит­ве, Лат­вии и Эс­то­нии об­ра­зо­ва­ны са­мо­сто­ятельные ор­ден­ские про­вин­ции). В 1994 году в Но­во­си­бир­ске от­крыт Ка­то­лический центр ду­хов­но­го раз­ви­тия «Ини­го»; в ию­не 1997 года иезуитам был пе­ре­дан кол­ледж (ны­не институт) фи­ло­со­фии, тео­ло­гии и ис­то­рии Святого Фо­мы Ак­вин­ско­го в Мо­ск­ве.

По дан­ным на 2007 год, Не­за­ви­си­мый Российский ре­ги­он Общества Ии­су­са объ­е­ди­ня­ет 56 человек: 34 свя­щен­ни­ка, 19 схо­ла­сти­ков, 3 бра­та. Ку­рия на­хо­дит­ся в Мо­ск­ве

Изо­бра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во и ар­хи­тек­ту­ра

При­да­вая ис­клю­чи­тель­ную важ­ность ре­лигиозным об­раз­ам, вос­при­ни­мая их и как по­мощь ве­рую­щим в мо­лит­ве, и как сред­ст­во про­па­ган­ды ве­ры, иезуиты вне­сли су­ще­ст­вен­ный вклад в фор­ми­ро­ва­ние ико­но­гра­фии Контр­ре­фор­ма­ции. По за­ка­зам иезуитов и на ос­но­ве их ико­но­гра­фических про­грамм ра­бо­та­ли луч­шие ев­ропейские ху­дож­ни­ки; их искусство спо­соб­ст­во­ва­ло ут­вер­жде­нию те­ат­ра­ли­за­ции и ил­лю­зио­низ­ма как основных ка­честв жи­во­пи­си ба­рок­ко.

Осо­бое зна­че­ние для иезуитов име­ло по­чи­та­ние име­ни Ии­су­са, с ко­то­рым свя­за­но по­яв­ле­ние та­ких сю­же­тов, как «Тор­же­ст­во име­ни Ии­су­са» (свод церкви Иль-Дже­зу в Ри­ме, художник Дж. Б. Га­ул­ли, 1678-1679 годы) и «По­кло­не­ние име­ни Ии­су­са» (Эль Гре­ко, 1578-1579 годы, монастырь Сан-Ло­рен­цо дель-Эс­ко­ри­ал; А. Поц­цо, 1700-1701 годы, ие­зу­ит­ская цер­ковь в Бам­бер­ге). В этой свя­зи осо­бен­ную важ­ность при­об­ре­ла те­ма «При­не­се­ние во храм», во вре­мя ко­то­ро­го про­ис­хо­ди­ло на­ре­че­ние име­ни Ии­су­са (П. П. Ру­бенс, 1605 год, церковь Сант-Ам­брод­жо, Ге­нуя; С. Вуэ, 1641 год, Лувр, Па­риж).

Ещё до ка­но­ни­за­ции пер­вых свя­тых ор­де­на иезуитов — Иг­на­тия Лой­о­лы и Фран­ци­ска Кса­вье — их об­ра­зы по­яв­ля­ют­ся в ал­тар­ной жи­во­пи­си, соз­дан­ной по за­ка­зу иезуитов(«Чу­де­са святого Иг­на­тия» и «Чу­де­са святого Фран­ци­ска Кса­вье» Ру­бен­са, около 1617-1618 годов, Ху­дожественно-ис­то­рический му­зей, Ве­на). Впо­след­ст­вии жи­тия этих свя­тых ста­ли рас­про­стра­нён­ным сю­же­том жи­во­пи­си: пер­спек­тив­но-ил­лю­зио­ни­сти­чес­кий пла­фон А. Поц­цо («Апо­фе­оз святого Иг­на­тия Лой­о­лы и мис­сио­нер­ская дея­тель­ность иезуит­ско­го ор­де­на») в церкви Святого Иг­на­тия в Ри­ме (1688-1694 годы); «Чу­до святого Фран­ци­ска Кса­вье» Н. Пус­се­на (1641 год, Лувр) и др.

По­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись эпи­зо­ды мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти Кса­вье в Ин­дии и Ки­тае: кре­ще­ние индийской ца­ри­цы, ра­нее пре­сле­до­вав­шей хри­сти­ан (А. Поц­цо, 1701 год, Му­зей Киш­цел­ли, Бу­да­пешт), оди­но­кая смерть про­по­вед­ни­ка в Ки­тае (Дж. Б. Га­ул­ли, 1676 год, церкви Сант-Ан­д­реа-аль-Кви­ри­на­ле в Ри­ме). На рель­е­фе «Святой Иг­на­тий и пер­вые свя­тые иезу­ит­ско­го ор­де­на» А. Аль­гар­ди (1629 год) для ур­ны с пра­хом святого Иг­на­тия в церкви Иль-Дже­зу в Ри­ме изо­бра­же­ны ка­но­ни­зи­ро­ван­ные ие­зуи­ты Ф. Борд­жиа и Ста­ни­слав Ко­ст­ка. Сце­на смер­ти по­след­не­го пред­став­ле­на в скульп­тур­ной ком­по­зи­ции П. Лег­ро Млад­ше­го (1702-1703 годы) в римской церкви Сант-Ан­д­реа-аль-Кви­ри­на­ле. Мис­сио­нер­скую дея­тель­ность иезуитов в ал­ле­го­рической фор­ме ото­бра­жа­ют скульп­тур­ные груп­пы «Ре­ли­гия, низ­вер­гаю­щая ересь» (П. Лег­ро Млад­ший) и «Ве­ра, со­кру­шаю­щая идо­ло­по­клон­ст­во» (Ж. Тео­дон, обе 1695-1699 годы) в ал­та­ре святого Иг­на­тия в этой же церк­ви. Иезуиты под­чёр­ки­ва­ли важ­ность му­че­ни­че­ст­ва во имя ве­ры и спо­соб­ст­во­ва­ли рас­про­стра­не­нию со­от­вет­ст­вую­щих сю­же­тов (сце­ны му­че­ни­че­ст­ва свя­тых в церкви Сан-Сте­фа­но-Ро­тон­до в Ри­ме, художник Н. Чир­чи­ниа­но).

Тре­бо­ва­ния иезуитов к цер­ков­ной ар­хи­тек­ту­ре во­пло­ти­лись в церкви Иль-Дже­зу в Ри­ме (1568-1584 годы, Дж. да Винь­о­ла; фа­сад — 1573 год, Дж. дел­ла Пор­та): тип хра­ма с един­ст­вен­ным центральным не­фом (с ку­по­лом над сре­док­ре­сти­ем) ока­зал­ся наи­бо­лее удоб­ным для про­по­ве­дей, а свя­зан­ные ме­ж­ду со­бой сквоз­ны­ми про­хо­да­ми ка­пел­лы на мес­те бо­ко­вых не­фов об­лег­ча­ли дос­туп свя­щен­но­слу­жи­те­лей к ал­та­рям. Ин­терь­ер и фа­сад Иль-Дже­зу ста­ли об­раз­цом ие­зу­ит­ско­го хра­ма, ко­то­ро­му под­ра­жа­ли по все­му ми­ру. Так, в Но­вом Све­те сло­жил­ся осо­бый стиль «ие­зу­ит­ско­го» ба­рок­ко (смотрите Иезу­ит­ские мис­сии).

Иллюстрации:

«По­кло­не­ние име­ни Иису­са». Ал­тар­ный об­раз Эль Гре­ко. 1578–79. Мо­на­стырь Сан-Ло­рен­цо-дель-Эс­ко­ри­ал (Испания). Архив БРЭ;

Ин­терь­ер иезу­ит­ской церк­ви «Дже­зуи­ти» (Сан­та-Ма­рия-Ас­сун­та) в Ве­не­ции. 1713–1728. Ар­хи­тек­тор Д. Рос­си. Архив БРЭ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *