Иерусалим храм гроба господня

Храм Гроба Господня – уникальная святыня, в которую хотят попасть паломники и туристы со всех уголков земли. Несмотря на отсутствие вычурной пышности и дорогостоящих декоративных элементов в нем царит атмосфера величия и неоспоримой святости. Другого такого места вы не найдете нигде!

Общие сведения

Храм Гроба Господня в Иерусалиме или, как его еще именуют, Воскресения Христова входит в список наиболее значимых святынь не только Иерусалима, но и всего религиозного мира. Он представляет собой огромный комплекс построек, сооруженных на месте казни, захоронения и восхождения Сына Божьего Иисуса Христа. Первые упоминания о храме, расположившемся в Христианском квартале исторической части города, относятся к 4 ст. н. э. Уже тогда он был объектом массового паломничества боговеров, прибывающих в Израиль с самых разных государств.

В наши дни культовый храмовый комплекс принадлежит сразу шести православным конфессиям – сирийской, греческой, коптской, римско-католической, армянской и эфиопской. Каждая из них имеет не только свои пределы, но и часы для молитв. Помимо этого в управленческом крыле Храма действует головной офис христианской церкви Иерусалима. Но главное – именно здесь проводится ежегодный ритуал схождения Благодатного (Священного) Огня, телевизионная трансляция которого совершается по всему миру.

Краткая история

Гора, на которой возведен Храм Гроба Господня в Израиле, считается одним из самых давних мест поклонения – к ней начали приходить еще со 2 века. К сожалению, ученым не удалось установить, что именно находилось здесь в те далекие времена. Но согласно самой популярной версии на вершине стоял храм, посвященный богине красоты Афродите.

Церкви Св. Елены

Ситуация изменилась лишь спустя несколько тысячелетий, когда мать императора Константин I Елена приказала возвести на месте языческого алтаря христианскую базилику. В процессе раскопок, проведенных перед началом строительства, именно ей посчастливилось найти уникальные святыни, связанные с Иисусом! Речь шла о Животворящем Кресте Господнем, 4 гвоздях, табличке с надписью INRI и пещере, в которой предположительно был похоронен Сын Божий. Именно эти находки и послужили причиной посвятить церковь Мессии. Освящение нового комплекса прошло в 335 году в присутствии императора, членов его семьи и священников, прибывших в Израиль из других стран.

В начале 11 столетия Храм Воскресения Христова был почти полностью снесен по приказу «безумного египетского халифа» Аль-Хаким-Амруллаха. Потери были настолько большими, что последующая реконструкция сооружения заняла почти полвека. Но это далеко не все испытания, которые выпали на долю главной святыни Иерусалима. Впереди были погромы, природные катаклизмы и серьезные пожары. Последний, случившийся в 1808 году, нанес урон всем постройкам и элементам декора. Это не только повлекло за собой очередные ремонтные работы, но и привело к большим переменам «во внешности».

После того, как Иерусалим был завоеван войсками Саладина, комплекс перешел во владение мусульман. Несмотря на то, что Храм был, остается и будет меккой для всех христиан, ключи от него хранятся в древней мусульманской семье. Главной причиной для такого решения стало желание религиозной верхушки избежать появления конфликтных ситуаций между представителями разных конфессий.

Архитектура храма

На фото Храма Гроба Господня в Израиле, представленных в туристических проспектах, четко видно, что он состоит из нескольких архитектурных сооружений. Рассмотрим лишь основные.

Главный вход

Фасад церкви со стороны главного входа считается одним из лучших образчиков романской архитектуры 12 столетия. Изначально соединенные между собой люнеты портала были украшены мраморными панно, изображающими Захоронение Спасителя и Вход Господа в Иерусалим. Позже они были пожертвованы Музею Рокфеллера.

Не меньшего внимания заслуживает и территория, расположенная по правую сторону от двери. Там можно увидеть деревянный люк, который прикрывает гробницу Филиппа д’Обинье, французского рыцаря, защищавшего императора Фридриха II при въезде в город. К слову, возраст самой двери насчитывает не одну тысячу лет – она была заложена еще при Салах-ад-Дине.

Колонна Святого Огня

Следующей достопримечательностью храмового комплекса является коринфская колонна, выполненная из белого мрамора и украшающая левую часть портала. В отличие от других точно таких же пилястров в одну из Великих суббот она просто раскололась. Возможно, причины этого явления можно было бы легко объяснить с точки зрения физики, однако религиозная община склонна верить в божественное происхождение этого дефекта. Дело в том, что в те времена между армянами-антихалкидонитами и православными велись яростные споры по поводу пасхалии. Последние отмечали Пасху на целых 7 дней раньше. В результате османский правитель приказал запереть Храм и не пускать православных на ежегодную службу. Возмущенные таким решением верующие во главе со священнослужителями Афанасием и Парфением пришли молиться к дверям. Внезапно поднялся ветер, собрались темные тучи и раздался мощный грохот. Он и расколол колонну, из середины которой вдруг возник Святой Огонь.

Часовня Скорбящей Божьей Матери

Часовня Скорбящей Богоматери представляет собой небольшое сооружение, возвышающееся в восточной оконечности двора и служившее прихожей Голгофского придела. Ее часто называют франконской каплицей или капеллой Совлечения риз – это связано с событиями, произошедшими после казни Иисуса Христа. Ученые считают, что именно в этом помещении римские солдаты занимались дележкой вещей умершего Мессии.

Триумфальная арка

Живописные фото Храма Гроба Господня в Иерусалиме (Израиль) указывают на то, что Триумфальная арка или Арка Мономаха, совмещенная с внутренними помещениями только небольшой ступенькой, является одним из самых красивых сооружений комплекса. Ее построили в память о Константине IX, римском правителе, проводившем восстановление церкви в 1048 году.

Главным украшением этого сооружения можно назвать балконы, обустроенные по обе стороны от прохода и повернутые к Кувуклии. До 1917 года в них размещались консулы, президенты и почетные гости из главных православных государств, приезжавших в Израиль на торжественные богослужения. Помимо этого под аркой можно увидеть каменную перемычку с надписью, прославляющей «Матерь Церквей Божих».

Камень помазания

Камень помазания в Храме Гроба Господня, лежащий прямо у входа, скрыт за плитой из белого мрамора. К ней желает прикоснуться каждый, кто сюда приходит, ведь именно на этом месте, если верить древним преданиям, лежал распятый Христос. Над священной реликвией горит 8 лампадок, символизирующих сферы влияния религиозных конфессий. Камень мироточит смесью, в состав которой входит 40 не встречающихся в природе компонентов. К ним относятся и благовония, которыми наши предки очищали тела умерших перед погребением.

В течение нескольких десятков лет ученые пытаются понять природу этого явления. Но ни круглосуточные видеосъемки, ни пристальное наблюдение за камнем, ни всевозможные анализы так ничего и не дали. Однако тысячи паломников, приезжающие в Израиль, ищут здесь не научные доказательства и объяснения, а успокоение и возможность исцелиться.

Внутреннее убранство

Храм Гроба Господня в Иерусалиме, фото которого присутствуют в большинстве туристических проспектов Израиля, состоит из 3 частей.

Храм Воскресения

Храм Воскресения Господня или Кафоликон, расположившийся в центральной части комплекса, отгорожен от других не достающими до потолка стенами. Первоначально он включал в себя несколько святилищ, однако греческая реконструкция кардинально изменила общую структуру сооружения. Помимо боковых стен, которые также появились по ее окончанию, в церкви установили высокий иконостас, два 2 тронных места (для Патриарха Израиля и его эпитропа), а также галерею с тремя балкончиками, с которых священник читает тексты Евангелия.

Под куполом Кафоликона, возвышающимся над его северной частью, находится «мезомфалос». Он представляет собой мраморную полусферу, размещенную на специальной подставке и указывающую на так называемый «пуп Земли». Сам купол украшен мозаикой, изображающей 12 святителей, Деву Марию, Св. Иоанна и двух главных ангелов-хранителей — Гавриила и Михаила. Ниши между окнами декорированы портретами ангелов, сделанными в наши дни. Храм Господнего Воскресения окружают широкие галереи. В одной из них можно увидеть Аркаду Девы – величественные 4-х гранные обелиски и колонны, среди которых виднеются остатки мраморного строения императора Адриана.

Храм на Голгофе

Попасть в эту зону храмового комплекса можно по лестнице из 13 ступеней, расположенной у входа в Кафоликон. Здесь находятся 2 нефа (для православных и католиков) и отверстие в земле, откуда изъяли крест (обозначено кругом серебристого цвета). Опустив руку в углубление, можно коснуться Голгофы, места, где казнили Христа. Рядом с серебряным кругом есть 2 черных – они указывают на кресты преступников, убитых вместе с Пророком. В близстоящей скале есть довольно заметная трещина. Говорят, что она появилась одновременно с последним вздохом мученика.

Кроме того с Голгофой в Израиле связано еще одно интересное придание. Считается, что на месте будущего распятия был захоронен Адам, прародитель всего человечества, выгнанный из Рая по причине грехопадения. Кровь Христа, просочившаяся сквозь землю, попала на останки первого человека и искупила грехи.

Часовня Гроба Господня

Мраморная Кувуклия, сооруженная над Гробом Господним, включает в себя две части – пещеру, ставшую усыпальницей Иисуса, и Ангельский придел. Именно здесь в Пасхальную Субботу зажигают Священный огонь, который затем разносится по всей планете.

Посреди часовни стоит пьедестал с куском священного камня, отломанным ангелом. Во время литургии его используют в качестве престола. Вдоль стены горят лампадки – 15 штук в 3 ряда (по количеству исповеданий). Вход в Кувуклию декорирован мраморным порталом, по одну сторону которого изображен архангел Гавриил, а по другую – жены-мироносицы. Не меньшего внимания заслуживает и мраморный полог, расположенный в верхней части портала. Нанесенная на него надпись указывает на воскрешение Сына Божьего.

Главной же достопримечательностью часовни является Тридневное каменное ложе Христа, установленное в небольшой камере. Когда-то оно находилось в вольном доступе, но в 1812 году было закрыто мраморной плитой, защищающей святыню от вандалов. На полках, прибитых около Тридневного ложа, стоят иконы Воскресения – по одной от каждой православной конфессии.

Как добраться?

Храм Гроба Господня в Иерусалиме (Израиль) находится по адресу 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem. Попасть в него можно несколькими способами.

Способ 1. Пешком со Старого города

Пройти на территорию главной израильской святыни можно как с Христианского квартала, так и с ул. Сук Хан аз-Зейт.

Способ 2. На автобусе:

  • №99, 13, 41, 19, 30, 20 транспортной компании «Эгед» – ходят до Яффских ворот Старого Иерусалима;
  • №38 – курсирует до Еврейского квартала;
  • №1, 2, 3 и 21 – останавливаются у Дамасских ворот.

Важно! Маршрут лучше уточнить на ресепшене отеля.

Способ 3. На легком метро

Надземное метро Иерусалима, больше напоминающее обычный трамвай, представлено одной веткой – «City Hall» — «Damascus Gate». Первая станция находится около Новых ворот. Вторая – возле Дамасских.

Способ 4. На такси

Этот вариант считается не только самым удобным, но и самым дорогим. Тем, кто хочет сэкономить, советуем выходить около Новых ворот – они ближе всего к Храму.

Время работы

График работы храмового комплекса в Израиле зависит от времени года.

Лето (апрель – сентябрь):

  • Пн.-сб. – с 5.00 до 21.00;
  • Вс. – с 5.00 до 20.00.

Зима (октябрь – март):

  • Пн.-вс. с 4.00 до 19.00.

Важно! Более подробную информацию можно получить на официальном сайте: churchoftheholysepulchre.net/

Полезные советы

Решив посетить святыню, обязательно учтите несколько важных моментов:

  1. Наименьший наплыв туристов наблюдается ранним утром (около 8.00) и под вечер (16.00-17.00). В это время можно спокойно осмотреть достопримечательности, сделать снимки на память и прикоснуться к камню миропомазания в Храме Гроба Господня;
  2. Комплекс часто закрывают чуть позже указанного времени, поэтому не спешите покидать его территорию;
  3. Перед поездкой узнайте, не припадают ли на период вашего пребывания в Иерусалиме большие христианские праздники. Из-за огромного количества паломников попасть в церковь будет сложно;
  4. На ежедневных богослужениях могут присутствовать все желающие. Единственное условие – надлежащий внешний вид и соблюдение основных правил;
  5. В храме действует дресс-код, поэтому во время его посещения нельзя надевать короткие юбки, шорты, платья с декольте, обувь на каблуках, а также облегающие и слишком яркие наряды. Женщинам необходимо прикрыть голову платком;
  6. Не забудьте подобрать удобную и максимально закрытую обувь – ходить здесь придется много;
  7. Если вы хотите, чтобы ваших близких упомянули во время молитвы, напишите их имена на листе бумаги и отдайте его одному из монахов. Имен должно быть не более 10, падеж – именительный, текст – на кириллице. Лишних слов быть не должно, ведь записки читают священнослужители, не знающие русского языка.

И еще один нюанс. После посещения комплекса многие спрашивают, как использовать свечи из Храма Гроба Господня. Во-первых, нужно отметить, что продают их пучками по 33 штуки в каждом. Иерусалимские свечи принято поджигать от Благодатного Огня и гасить специальным колпаком либо голыми руками (задувать пучок нельзя). Далее связку везут домой, ни в коем случае не разделяя ее на части. Считается, что иерусалимские свечи хранят в себе животворящую силу и являются невероятно мощным оберегом. Мало того, эти же качества получает каждая свеча, зажженная от священной связки.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме (Израиль) – это не только важная историческая достопримечательность, но и главный символ христианской религии. Здесь все настолько пропитано духом того времени, что даже законченные атеисты начинают ощущать небесную благодать. Не верите?! Что ж, у вас есть все шансы испытать это на себе. Удачного вам отдыха и новых удивительных открытий!

Ольга Мусиенко

Внутреннее убранство храма

Храм находится в совместном владении и управлении нескольких конфессий. В управлении католиков:

  • Алтарь Гвоздей.
  • Церковь явления воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии.
  • Северная часть 2го яруса Ротонды и галерея.
  • Южный придел Голгофы.
  • Престол Магдалины.
  • Часовня обретения Животворящего Креста.
  • Францинканский монастырь.

Армянам принадлежат:

  • Храм святой Елены.
  • 8 колонн Ротоны и южная часть ее второго яруса.
  • Престол Жен-мироносиц.
  • Придел Трех Марий.
  • Часовня Вардана.
  • Могила Иосифа Аримафейского.

Западный алтарь Кулуквии принадлежит коптам.

Эфиопы владеют:

  • Церковью Четырех апостольских животных.
  • Монастырем на вершине храма святой Елены.

Сирийцам дано право проводить службы в праздники и выходные в армянском приделе Никодима. Православной церкви Иерусалима принадлежит общее руководство храмом, Кулуквией и Католиконом. Поочередно все конфессии проводят службы у Гроба Господня.

Внешнее оформление

Благолепие храма соответствует его высокому назначению. Главный фасад выполнен в романовском стиле. Первоначально вход украшало мраморное панно с изображением захоронения Спасителя и Входом Господним в Иерусалим. Вход в храм с двумя большими дверьми. Во времена мусульманского правления вторая дверь закрыта кирпичной кладкой.

Левую часть портала украшает колонна из белого мрамора – Колонна Благодатного Огня, расколотая молнией во время первого схождения Благодатного Огня в 1634 году в праздник Великой Субботы. В этот день православные и армянские христиане спорили о праве первыми провести службу. Во время их препирательства грозовая туча разразилась сильнейшей молнией, расколов колонну и породив Священный Огонь.

Голгофа – место казней

Голгофа – холм, где во время жизни Христа казнили преступников, предавая распятию – самой позорной смерти. В переводе Голгофа обозначает «лобное место». В утесе Голгофы, в небольшой пещере, стерегли преступников, приводимых на казнь. Здесь, сидя на камне, ожидал распятия Христос, поэтому место называется Темница Христова.

На площади перед Голгофой собравшийся народ наблюдал за казнью преступника. В лощину возле скалы бросали тела и кресты распинаемых, куда повергли и Крест Господень, засыпав землей и камнями. По указанию святой Елены раскопали и обнаружили пещеру, в которой погребли Иисуса Христа, Животворящий Крест Господень, 4 гвоздя и табличку с надписью: «INRI» (аббревиатура Иисус Назарянин Царь Иудейский).

По преданию, святая Елена обнаружила три креста. Чтобы определить настоящий, кресты поочередно прикладывали к гробу недавно умершей женщины. Когда прикоснулись настоящим, свершилось чудо воскрешения. На месте находки заложили храм Гроба Господня. Кресты разбойников обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы.

Кафоликон

Кафоликон – греческий придел, самая большая по площади и красивая часть храма Воскресения Христова, кафедральный собор. Внутренние размеры 22,3 метра в длину и 13,7 в ширину. Над Кафоликоном возвышается большой купол (Ротонда), украшенный разноцветной мозаикой. На куполе – необычайной красоты крест.

Резной иконостас украшают иконы в золотых окладах. Над центром храма висит огромное паникадило (светильник) с византийской символикой. Недалеко от входа в Кафоликон – Пуп Земли (ваза Омфал).

Ваза Омфал – каменная чаша в форме цветка из желтого мрамора, украшенная резьбой. В центре чаши – шар, символизирующий Землю и центр христианского мира. Для христиан символический центр Земли навсегда связан с местом вознесения Христа.

Доступ к чаше паломникам запрещен, за ее сохранностью следят монахи из местных обителей. Чаша настолько легкая, что пришлось сковать цепью, чтобы постоянно не сдвигалась.

Мозаики Кафоликона (храм Воскресения Господня).

Кафоликоном (храмом Воскресения Господня) в наст. время называют «срединный» объем комплекса, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 г. (первоначально храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православного и католического) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии; базилика крестоносцев объединяла эти объекты уже в едином внутреннем пространстве). Греческая перестройка изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас, но с литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» — «пуп Земли». Однако, если представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения (Пс 73. 12) на 1 тыс. лет старше христианства, то мраморный вазон появился в храме не ранее 1810 г. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Пантократора в окружении Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов (мозаичные работы в куполе кафоликона завершены в 1994).

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, что выражается наличием 2 тронных мест в его восточной части (троны Патриарха Иерусалимского у южного столба и его эпитропа, митрополита Петро-Аравийского, у северного). Над иконостасом — галерея с тремя выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизант. правилу диакон должен читать Евангелие. Вся вост. часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, сев. и юж. входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются несколько приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные четырехгранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

Кувуклия

Вход в Кувуклию. За порядком смотрит греческий монах.

Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад в три ряда — по числу основных исповеданий. В северной и южной стене — овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное — для армян, северное — для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа — простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала — мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

Пещера храма Гроба Господня — небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г. каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены три иконы Воскресения — от каждого из христианских исповеданий. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии — греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.

В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20. 12). По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 г. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 г. ниша Св. ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов. С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. В 1810 г. греки реконструировали Кувуклию без копт. часовни, восстановленной тридцатью годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али.

Фото Юлии Маковейчук.

Кувуклия — это небольшая (6 х 8 м) купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова. Она заключает в себе Гроб Господень и придел Ангела. Вход в Кувуклию с востока, он имеет деревянные двустворчатые дверки, с кафоликоном её соединяет мраморный помост. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен придел коптов.

История

Первая Кувуклия была построена при императоре Константине Великом в 325–335 гг. и была полностью разрушена мусульманами в 1009 г.

Вторично Кувуклию отстроил в 1042–48 гг. византийский император Константин Мономах, затем в XII в. её обновили крестоносцы.

В 1555 г. Кувуклию перестроил францисканец Бонифаций Рагузский и она простояла до 1808 г., когда была уничтожена опустошительным пожаром.

Существующая Кувуклия восстановлена в 1809–10 гг. по проекту греческого архитектора Николая Комина (Κομιανός, 1770—1821) из Митилини.

При восстановлении Кувуклии были использованы габариты кувуклии-подобия из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой (оформление архитектора Бартоломео Растрелли).

Впоследствии она пострадала при землетрясении 1927 г. и сегодня укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками.

Когда великий князь Сергей Александрович погиб от рук террористов, император Николай II пожертвовал в его память лампаду и она висела перед иконой Воскресения, которая расположена над входом в Кувуклию. Находится ли эта лампада сейчас на своем месте, неизвестно.

Описание

Гроб Господень это типичная высеченная в природной скале еврейская гробница периода Второго Храма.

Тело Христа было положено на каменное погребальное Ложе (200 x 80 см, высота от пола 60 см) ногами на восток (то есть ко входу), головой на запад, по еврейскому обычаю.

С давних пор Ложе сильно повреждено неразумной ревностью паломников, которые любой ценой стремились отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, святое Ложе было закрыто плитой белого мрамора, которая сейчас уже пожелтела от времени (нынешняя плита положена в 1555 году).

Несколько столетий назад плита треснула поперек. С этой трещиной связано предание, что она чудесным образом возникла, когда мусульмане захотели взять мраморную плиту для украшения мечети. Появление трещины остановило мусульман, и плита осталась на своём месте.

Изначально вокруг Ложа существовала погребальная пещера, но она была разрушена вместе с храмом в 1009 г. по приказу фатимидского халифа Аль-Хакима. Сохранились лишь само Ложе, часть стен пещеры (до 60-90 см высотой) и часть входа.

Сейчас пещеру заменяет устроенное внутри Кувуклии небольшое помещение (1,93 x 2,07 м), почти половину которого, справа от входа, у северной стены, занимает Ложе. Здесь могут поместиться три, самое большее четыре человека одновременно.

Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, также называют Святым Гробом. С востока из придела Ангела в него ведет низкий арочный вход (всего 112 х 72 см, и примерно 90 см глубины), очевидно первоначального характера, по мнению большинства археологов.

Иконы, лампады и отделка

Все внутри отделано белым и желто-розовым мрамором, кроме небольшого участка природной скалы в арке входа.

Вокруг Ложа по периметру, на высоте примерно 30 см от него, проходит небольшой мраморный карниз. На северной стене над карнизом православная икона Воскресения Христова с предстоящими Ангелами. Изображение частично скрыто позолоченным окладом и, кроме того, ангелов на нём заслоняют две иконы, стоящие на карнизе.

Слева стоит католическое барельефное изображение, справа живописное армянское изображение Воскресения, в знак того что они имеют право служить на Святом Гробе. На карнизе, кроме того, установлены подсвечники со свечами, от разных христианских вероисповеданий, а также вазы со свежими цветами, которые меняются каждый день.

На западной стене, напротив входа, висит православная икона Божией Матери, за которой устроена ниша.

По стенам вокруг всего помещения высечен по-гречески тропарь святого Иоанна Дамаскина:

Над погребальным Ложем на высоте чуть выше человеческого роста развешаны рядами 43 серебряные лампады, 13 из которых принадлежат православным, ещё 13 католикам, 13 армянам и 4 коптам. В будние дни горит всего несколько из них, а все лампады зажигаются только в большие праздники. В потолке имеется отверстие для вентиляции.

Первое описание на русском языке

В начале XII в. игумен Даниил впервые описал Гроб Господень на русском языке:

По Евангелиям

Данное место упоминается в следующих евангельских эпизодах:

  • Положение во гроб
  • Стража у гроба — власти поставили её из опасения, что ученики похитят тело.
  • Воскресение Христово
  • Явление ангела Женам-мироносицам
  • «Не прикасайся ко Мне» — первое явление воскресшего Иисуса Христа (Марии Магдалине)

Гробницы Никодима и Иосифа Арифамейского

В Храме Гроба Господня находятся гробницы святых Никодима и Иосифа Арифамейского, тайных учеников Иисуса. Они собственноручно сняли тело Иисуса с креста и подготовили его к захоронению. Каждый из них постарался, чтобы их учитель был погребен со всеми почестями. Считается, что Иосиф отдал Иисусу пещеру, которую берег для собственного захоронения, а Никодим сам приготовил смесь для бальзамирования и умастил тело Иисуса.

Вход свободный

Часы работы: ежедневно, 4.30 – 20.00

Адрес: 1 Helena Str.

Остановка: City Hall

Десница Григория Чудотворца

Григорий Чудотворец является основателем учения о Святой Троице. Согласно преданиям, в ответ на многочисленные молитвы ему явилась Дева Мария с Иоанном Богословом, который и раскрыл ему таинство Святой Троицы. Сегодня часть мощей Григория Чудотворца, включая правую десницу, хранится в Храме Гроба Господня.

Вход свободный

Часы работы: ежедневно, 4.30 – 20.00

Адрес: 1 Helena Str.

Остановка: City Hall

Скорбящая икона Божьей Матери

Пройдя в сторону от Кувуклии по галерее, вы подойдете к часовне «Темница Христова». Здесь хранится чудотворная икона Скорбящей Божьей Матери. В 1986 году из глаз изображенной на иконе Богородицы потекли слезы. Все верующие истолковали это как божественное пасхальное чудо. С тех пор икона периодически мироточит, и многие паломники посещают часовню в надежде стать свидетелем этого чуда.

Вход свободный

Часы работы: ежедневно, 4.30 – 20.00

Адрес: 1 Helena Str.

Остановка: City Hall

Купол Скалы

В Иерусалим стекаются не только представители христианства и православия, но и мусульмане, чтобы почтить третью по значимости исламскую святыню – Храмовую Гору и расположенную здесь же мечеть Купол Скалы. В основе Купола Скалы лежит камень, с которого по преданиям вознесся пророк Мухаммед. В Куполе Скалы хранятся две важные для всех мусульман реликвии: отпечаток стопы пророка Мухаммеда и его волосы. Вход в Купол Скалы открыт только для мусульман.

Время работы: с понедельника по четверг, 7.30 – 10.30 и 12.30 – 1.30 (зимой), 8.30 – 11.30 и 13.30 – 2.30 (летом)

Адрес: Temple Mount

Остановка: City Hall

Мощи Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары

Великая княгиня Елисавета была глубоко верующей и всю свою жизнь посвятила религии и благотворительности. После смерти своего мужа Великого князя Сергея Александровича она прошла обряд причащения и стала вести жизнь подвижницы: много молилась, соблюдала все обряды и все свое время отдавала помощи больным. В 1918 году ее арестовали и отправили в ссылку. Инокиня Варвара, сестра Марфо-Мариинской обители, где провела свои последние годы княгиня Елисавета, отправилась вместе с ней. Жизнь обеих женщин закончилась трагически: в заброшенной шахте, куда их столкнули безжалостные палачи. В 1920 году мощи мучениц были доставлены в Иерусалим.

Сегодня они хранятся в Церкви равноапостольной Марии Магдалины.

Вход свободный

Часы работы: вторник, четверг, суббота, 10.00 – 12.00

Адрес: Gethsemane Convent

Остановка: Mount of Olives

Гробницы пророков Аггея и Малахии

Елеонская гора, ставшая центром возведения многих храмов в Иерусалиме, также является местом захоронения библейских пророков Аггея и Малахии. В конце 19 века территория захоронений стала собственностью Русской православной церкви, но вход сюда открыт для представителей всех вероисповеданий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *