Идолопоклонство в Библии

Ещё раз обращаюсь к тем, кто считает, что пользоваться различными фетишами.., «освящёнными» предметами.., амулетами.., иконами.., статуэтками.., защищая, якобы, себя и свой дом, машину, дачу… от зла и несчастий.. – это хорошо и необходимо.., приносит удачу, успех, богатство, здоровье…
Задумайтесь над тем, ЧТО говорит об этом Слово Божье…Именно Его я и буду сейчас в основном приводить…..
Вторая заповедь Божия звучит так:
Исход 20:4-6 «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».
«Не делай себе кумира»…..—
Еврейское слово, переведённое в русской Библии как «кумир», – «pesel» – идол или изваяние. Это слово произошло от другого еврейского слова – «pesal», которое означает «вырезать или вырубать» или «ваять» из дерева или камня.
Таким образом, Закон Божий запрещает человеку создавать изваяния, будь то резные идолы или литые кумиры. —
Поклоняясь этим изваяниям, вы считаете, что они несут в себе нЕчто.., какую-то силу, которая вам поможет… что они живые.., имеют энергию и разум… или каким-то образом притягивают к себе «нужные» духовные силы…. связывают вас с ними…
НО это есть колдовство, магия воображения, гипноз, не имеющие ничего общего с верой в Единого Бога и духовным соединением нашего духа с Духом Божьим…
«Не делай себе… никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им».
Еврейское слово, переведённое в русской Библии как «изображение», – «temuna» – подобие, форма или образ, воплощение или олицетворение чего-либо, икона….
Закон Божий запрещает человеку создавать ДЛЯ ПОКЛОНЕНИЯ какое бы то ни было подобие, изображение или образ божества: будь то рукотворное воплощение самого Господа Бога (например, икона) или Божьего творения, которому поклоняется человек –
Почему? – потому что поклоняясь им, вы поклоняетесь НЕ Богу Живому, а – тленной материи, то есть смерти…
Изваяния и изображения – фантазия ума человека….эти предметы творчества, даже если пытаются отобразить Бога, не способны явить Сути Творца, Его Величия, Всемогущества, Вездесущности, Святости, Духовности, Мудрости, Совершенства, Необозримости, Непостижимости нашим ограниченным умом…
———————-
Поэтому, поклоняясь изображению, вы поклоняетесь человеческим творениям (вводя свой ум и дух в связь и зависимость от данного изображения, ставя его на пьедестал, «защищая» себя тварными предметами, которые защитить не могут…..ибо
человек пожинает всегда то, что сеет (хочет он этого, или не хочет)…и единственной его Защитой является Единый Бог, при условии того, что вы верите в Него и живёте согласно Его Воле…
Второзаконие 4:15-19:
«Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня,
дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину,
изображения какого-либо скота, который на земле,
изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами,
изображения какого-либо гада, ползающего по земле,
изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли;
и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им,
так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом».
Господь предупреждает, что ни одно из этих изображений не является и никогда не будет воплощением или олицетворением Творца Неба и Земли.
Вот что о Себе говорит Господь Бог:
Исаия 42:8:
«Я Господь, это – Моё имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам»……..
По этой же причине Господь заповедал израильскому народу истреблять места поклонения язычников и их истуканов:
Второзаконие 12:1-3:
«Вот постановления и законы, которые вы должны стараться исполнять в земле, которую Господь, Бог отцов твоих, дает тебе во владение, во все дни, которые вы будете жить на той земле.
Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим, на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом;
и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнём рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того».
Библия называет идолопоклонство развращением:
Исход 32:7-8:
«И сказал Господь Моисею: поспеши сойти;
ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской;
скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им:
сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!»
Второзаконие 4:16:
«…дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину…»
Второзаконие 4:25:
«Если же родятся у тебя сыны и сыны у сынов твоих, и, долго жив на земле,
вы развратитесь и сделаете изваяние, изображающее что-либо, и сделаете зло сие пред очами Господа, Бога вашего, и раздражите Его».
Слово Божье высмеивает идолов:
Псалтирь 134:15-18:
«Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят;
есть у них глаза, но не видят;
есть у них уши, но не слышат,
и нет дыхания в устах их.
Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них».
Псалтирь 113:10-16:
«Для чего язычникам говорить: «где же Бог их»? Бог наш на небесах; творит всё, что хочет.
А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих.
Есть у них уста, но не говорят;
есть у них глаза, но не видят;
есть у них уши, но не слышат;
есть у них ноздри, но не обоняют;
есть у них руки, но не осязают;
есть у них ноги, но не ходят;
и они не издают голоса гортанью своею.
Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них».
Исаия 46:5-7:
«Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?
Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога;
кланяются ему и повергаются перед ним;
поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место;
он стоит, с места своего не двигается;
кричат к нему, — он не отвечает, не спасает от беды».
Аввакум 2:18-19:
«Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литого лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение?
Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нём нет».
Иеремия 10:2-5:
«Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся.
Ибо уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора,
покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они – как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах».
Слово Божье высмеивает людей, делающих и поклоняющихся идолам:
Исаия 44:9-20:
«Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены.
Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы?
Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же;
пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены.
Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает.
Плотник выбрав дерево, протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме.
Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его.
И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб.
И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит:
«хорошо, я согрелся; почувствовал огонь».
А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой».
Не знают и не разумеют они:
Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. И не возьмёт он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжёг в огне и на угольях его испёк хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?»
Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей?»».
О серьёзности Второй Заповеди говорит то, сколько раз Господь повторяет эту заповедь на протяжении всей Библии
Ветхий Завет: Исход 34:17:
«Не делай себе богов литых».
———————————————————
Левит 19:4:
«Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе. Я Господь, Бог ваш».
————————————————————
Левит 26:1:
«Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш».
Новый Завет: 1 Иоанна 5:21:
«Дети! храните себя от идолов. Аминь».
Деяния 17:29:
«Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого».
1 Коринфянам 10:14:
«Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения».
О серьёзности Второй Заповеди свидетельствуют предупреждения Господа о наказании за нарушение этой заповеди:
Второзаконие 4:23-28:
«Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров,
изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой; ибоГосподь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель.
Если же родятся у тебя сыны и сыны у сынов твоих, и, долго жив на земле, вы развратитесь и сделаете изваяние,
изображающее что-либо, и сделаете зло сие пред очами Господа, Бога вашего, и раздражите Его, то свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы переходите за Иордан;
не пробудете много времени на ней, но погибнете;
и рассеет вас Господь по всем народам, и останетесь в малом числе между народами, к которым отведет вас Господь;
и будете там служить богам, сделанным руками человеческими из дерева и камня, которые не видят и не слышат, и не едят и не обоняют».
Господь налагает проклятие на тех, кто делает идолов, и на тех, кто им поклоняется:
Второзаконие 27:15:
«…проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте!»
Господь наказывает нарушителей Второй Заповеди до третьего и четвёртого поколения:
Исход 20:4-6:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель,
наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».
Нарушителя Второй Заповеди Господь оставляет дополнять меру своих грехов:
Римлянам 1:18-26:
«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили,
но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели,
и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, —
то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям…»
О том, что идолопоклонники (идолослужители) не наследуют Царства Божия, говорится в следующих отрывках:
1 Коринфянам 6:9-10:
«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители,
ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют».
О Христе —
Филиппийцам 2:6:
«Он, будучи ОБРАЗОМ Божиим, не почитал хищением быть равным Богу».
Следует понять, что Иисус Христос был не телесным образом Бога Отца, ведь Бог есть Дух..
Будучи образом невидимого Бога, Иисус показал миру СУЩНОСТЬ и ХАРАКТЕР Небесного Отца – Творца всего видимого и невидимого…..
Христос явил миру образ отношения Бога к людям, Его Святость, отсутствие Тьмы и грехов, Долготерпение, Милосердие, Сострадание, Самопожертвенность, Непримиримость со Злом, Верность, Чистоту, Неподкупность, отсутствие гордыни, лести, угодничества..,Волю к Добру, Готовность прощать и миловать всех, кто вознуждается в Нём!………
Таким образом, люди делающие изображения Иисуса Христа с ЦЕЛЬЮ поклонения им, (например, иконы), являются нарушителями Второй Заповеди наравне с теми, кто поклоняется каким-либо другим идолам….
БОЛЕЕ ШИРОКОЕ ПОНИМАНИЕ ТЕРМИНА «ИДОЛ» —-
Многие ошибочно полагают, что идолослужение ограничивается поклонением фигуркам и изображением богов.
Однако, понятие «идолопоклонство» намного шире и глубже, нежели в прямом смысле поклонение истуканам.
Идолом для человека может стать его работа, увлечение спортом или азартными играми,
для кого-то идолом является его возлюбленная, жена, семья, эстрадный певец или актёр, политический деятель, идеология, деньги, машина, телевизор, компьютер…
Да что угодно!
Идол это то, что занимает первое и наиважнейшее место в жизни человека, которое по праву принадлежит одному лишь Господу Богу.
То, что занимает в человеческом сердце место Бога, является идолом, независимо от того, осознаёт это сам человек или нет.
Вот что об этом сказано в Библейском словаре:
«Настоящее время отличается самым совершенным идолопоклонством.
Люди боготворят науку, медицину, политические учения (идеологии), принося им в жертву свои таланты, устремления, самих себя.
В современном идолопоклонстве есть все черты древнего, но оно пошло дальше него. Человек в своем безумии теперь боготворит самого себя, считая себя обязанным всеми своими успехами только себе, «своему» гению, ставя себя, таким образом, выше Бога».
Слово Божье раскрывает для нас, что понятие «идолопоклонство» намного шире, чем поклонение истуканам.
Так, например, Библия учит, что… любостяжание есть идолослужение:
Ефесянам 5:5:
«…ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель,
не имеет наследия в Царстве Христа и Бога».
Колоссянам 3:5-8:
«Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними». —
Почему? Потому что идол – это предмет обожания. Любящий богатство (любостяжатель) обожает то есть обожествляет богатство и служит ему, оберегая его и приумножая его любой ценой.
Но Господь предупреждает, что нельзя служить двум Господам:
Матфея 6:24:
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».
Противление Богу есть идолопоклонство:
1 Царств 15:23 «…ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство». —
Почему? Потому что, противясь Богу, человек поступает по удостоверению своего собственного ума, то есть он сам, его Эго становится для него кумиром,идолом, богом…..
Почему люди создают себе кумиров? —
Первая причина:
Из-за непреодолимой потребности поклоняться Богу..,
которую они имели от начала сотворения их Богом…но потеряв Единую связь с Творцом, утратив веру истинную, воплотив собственные представления о жизни,
они всё так же нуждаясь в поклонении, заменили (подменили) веру в Единого Бога ..верой в кумиров и суеверием различного толка….
Господь создал человека с потребностью в Боге…. Лишённый здорового общения со своим Творцом, грешный человек находит выход своей внутренней духовной потребности в поклонении идолам (будь то вещи, люди, идеи и прочее).
Вторая причина : желание манипулировать Богом –
Каждый старается найти себе такого бога, который бы был «удобен в обращении»:
ради которого не нужно отказываться от своих грехов и вредных привычек, который будет всегда под рукой,
который будет исполнять все твои просьбы и желания, который не будет тебя осуждать или обличать ни при каких обстоятельствах,
который во всём будет с тобой согласен и во всём тебе потакает, который будет льстить твоему самолюбию, который будет средством достижения твоих целей. и так далее…
Третья причина: из-за желания видеть, осязать, трогать Бога… ———
Плотский (не «рождённый свыше») человек не в состоянии поклоняться Богу, который есть Дух….. Намного проще поклоняться божеству, которого можно увидеть и потрогать….
Вторая Заповедь предупреждает каждого из нас, чтобы мы не создавали бога по своему образу и подобию, будь то сотворение в буквальном смысле – руками, или сотворение бога в своём воображении.
Присмотритесь к своему богу. Является ли он Господом Богом, открывшим Себя в Своём Слове?
Если ваш бог молчит и не осуждает вас, когда вы грешите, если он закрывает глаза на ваши поступки, или вообще исчезает при определённых обстоятельствах ради того, чтобы угодить вам, то это не Бог, а идол.
Если ваш бог имеет зримую форму или образ, который можно рассмотреть или потрогать, то он – идол.
Если ваш бог не обладает всеми качествами характера, присущими Господу Богу, описанному Священным Писанием, то вы поклоняетесь идолу, созданному по вашему образу и подобию….а , значит, вы находитесь под проклятием и осуждением Бога..и, значит, вы не имеете в себе Жизни, не наследуете жизни вечной….
————

Одной из наипервейших напраслин, возводимых несведущими на Родную Веру нашу является упрёк в том, что, де «древу бездуховному, а не Богу молимся», что, де «к истуканам деревянным обращаемся, воображая, будто деревяшка чувства а помыслы иметь может». Поистине, сказать тако, всё одно что сказать, будто христиане доскам раскрашенным молятся, да мертвецу, на кресте подвешенному, да будто мусульмане тряпкам зелёным с буквицами арабскими, на оных начертанными, кланяются…

Как только не называли «святые отцы» да заморские «просветители» традиционные славянские изображения Боговы – и «идолища поганьские», и «болваны», и много еще как по иному. Ныне же промеж родноверов наиболее часто используется слово «Чур». И тому есть таковое объяснение – название «Чур» являет собой указание на РОДСТВО Богов Родных и нас, их потомков (бо само слово «чур», либо «щур» означает, опрежь иного — «далёкий предок», «Прапредок»).

Объёмное изображение, Чур кого-либо из Богов Родных, есть отнюдь не непосредственный объект поклонения, как то иные представляют, но Образ, являющий собой, опрежь всего, отображение ТОГО, КАК сие открылось тому, кем Чур сей сотворён был (а ведомо нам, что Боги Родные каждому по мере его открываются). Любой Образ же есть хотя и более-менее целостное, но, тем не менее, НЕПОЛНОЕ представление кого-либо о том или ином объекте. Скажем такоже, что любой Образ в общем и целом НЕ соответствует действительности, но отражает представления человека (либо группы людей) на оную, а також и то, что зарождение любого зримого Образа коренится в области чувств, в области ПЕРЕЖИВАНИЙ и ОЩУЩЕНИЙ данного конкретного человека, кои затем облекаются в ту или иную Форму. Такоже верно рекут, что коли Чур с Душою содеян, на подобающем месте ставлен, да сведущим человеком освящён должным образом – то и в нём Дух того из Богов Родных присутствует, кому поставлен он. Целокупно же говоря – ведомо Ведающим, что Дух Родов во ВСЁМ, иже есть во Миру Явном, присутствует. Такоже есть Он и во древе, либо ином каком материале, из коего Чур сотворён.

Однако при всём при том негоже Чур и Бога за ОДНО принимать! Негоже речь при поставлении Чура, что, де – «Бога ставим», бо тако Вышнее нами самими принижается, Неизреченное в узкие рамки разумения человечьего тщетно втискивается. Тако Предки ведали, такожде и мы ныне ведаем!

Издревле Предками нашими на капищах Чуры Богов Родных ставлены были. Издревле же и внешняя форма их уду (бую, фаллосу, лингаму) подобна. Фаллоподобная форма Чуров являет собой символическое отображение Оста Мира, иже есть Всеединая Связь ВСЕГО.

Також фаллоподобная форма являет собой символическое отображение Все-Творящей, Все-Пронизывающей Силы Рода.

Чуры любому из Богов Родных не худо ставить.

Самому же Роду Все-Сущему Чур поставить – всё одно что хулу на Вышнее изречь. Бо Он, являя Собой Все-Единый Исток всех Форм, тем не менее, ни одной из них не является. А в какую форму облечь Того, Кто и ВНУТРИ, и ВНЕ всех Форм? А в какую форму облечь Неизреченное?

Посему ныне бытует две точки зрения на символическое отображение Все-Сущего. И обе они, како мыслю, каждая по-своему верны.

В первом случае истым Символом Рода является устанавливаемый на капище Родовой Столб с тремя поперечными насечками (Символом Великого Единства Трёх Миров), коий должен быть ВЫШЕ всех прочих Чуров и на коем вовсе не вырезается никакой лик.

Вторая точка зрения отрицает вообще ВСЕ отображения, и рассматривает ВСЁ – и Чуры Богов Родных, и сородичей, на капище обряд творящих — за многие Части Все-Единого Рода.

Какую же точку зрения кто из родноверов принимает – то каждая содруга решает промеж себя.

Довершение

Фрагмент «Повести Временных Лет» тако описывает свержение Перунова изваяния: «И когда же пришёл, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе (…) Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли ещё святого крещения.» Как не странно сие звучит, но в этом отрывке автор «П.В.Л.» сам указывает на то, что Чур обладает Духовной Силой, хотя и с чисто христианским рвением стремится всячески принизить оную. Взглянем на сие пристальнее: «Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует…» — в этой фразе летописец–христианин, отрицая с точки зрения христианства наличие Чувств у «неодушевлённых» предметов, невольно САМ прямо указует на истинно родноверческое представление об одухотворённости, исполненности Духом Родовым всего в Природе, и древа, из коего сотворён Чур Перуна — тоже. И далее такоже: «…но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе…» — се – указание на то, что в Чуре (в Образе Боговом) действительно присутствует Дух Перуна («бес» в христианской интерпретации, который и предан «поруганию»). Касаемо же «беса» добавим — не секрет, что для христиан и поныне Родные Боги наши не иначе, как «бесами» видятся…

Судя по маршруту корабля (Эгейское море – Афон – Константинополь), автор мог быть паломником, возвращавшимся из «Святой земли». Одним словом, если бы мы хотели найти аналогию нашему автору, то можно было бы назвать игумена Даниила – паломника, плававшего в Палестину в 1106-1107 гг. и написавшего знаменитое «Хожение», где описаны и сарацинские земли, и фряги-крестоносцы . Чем больше мы знакомимся с отдельными мелкими приметами в «Слове об идолах», тем полнее становится эта аналогия.

«Сарацинские вставки» (может быть, приписки того же автора на полях?) обнаруживают текстуальную близость к «Повести временных лет», где в «речи философа» говорится»о скверных обычаях болгар-мусульман, последователей нечестивого Бохмита. Предельный хронологический срок, terminus ante quem, – 1116 г. – редакция Сильвестра. В «Слове об идолах» текст более широкий и более подробный: на первом месте упоминаются сарацины, говорится и о торкменах (очевидно, турках-сельджуках) и куманах; указывается, что болгары восприняли эти обычаи от «аравитских писаний». Самое интересное, что в этих маргинальных записях, кроме русского искаженного имени Магомета – «Бохмит», дано фонетически значительно более правильное – Моамед. Автор «Слова об идолах» ссылается на книгу «сарацинского жреца Моамеда»; осведомленность автора в вопросах магометанства несколько большая, чем у составителя «Повести временных лет». Нельзя исключать возможности того, что колоритные подробности сарацинских обрядов взяты в летопись из нашего «Слова», что могло быть сделано только до 1113 – 1116 гг.

Большой интерес представляют языковые, диалектологические черты «Слова об идолах». В трактате встречается злоупотребление указательными местоимениями, делающее их близкими к постпозитивному артиклю: «вере той», «бога их», «по украинам их», «омытье то» и др.

Такую особенность мы встречаем в древнерусских памятниках только в двух случаях: в «Хожении» игумена Даниила («остров тот», «месте том», «столп-от» и др.) 1107 г. и в летописной повести о Шаруканском походе 1111 г. («смерд тот», «лошадью тою»), которую с полным основанием мы можем приписать тому же Даниилу. Во всех случаях это связано с переходом авторов от книжной речи к разговорной . «Слово об идолах» является третьим литературным произведением, в котором проглядывает эта (по всей вероятности, черниговская) диалектальная черта.

Ещё одной приметой, приближающей «Слово об идолах» и к началу XII в., и к игумену Даниилу, может явиться ошибочное написание юса малого в тех случаях, где должен стоять «аз», буква «а». Таковы начертания: трапеза (вместо «трапеза»), рожаницдм (вместо «рожаницам»), антихрист л (вместо «антихриста»), богословцд (вместо «богословца»). Неоправданная замена «а» на «юс» объяснима особенностями греческой графики XI – XII вв., где альфа встречается в формах, очень близко напоминающих русский юс малый.

Наш автор, переводивший Григория Богослова, постоянно имел перед глазами греческий текст, и греческая графика могла повлиять на его почерк. В русских датированных материалах с такой особенностью мы встречаемся только один раз – в надписи-граффито XII в. в Софийском соборе в Киеве: «Ги помилуй помози помани Данила».

Надпись сделана под рисунком какого-то сооружения с крестом наверху.

Другая надпись, сбоку, поясняет, что это – ледяная церковь и алтарь; алтарь погаснет, а церковь растает . Следовательно, рисунок изображает «иордань» – ледяную церковь, сооружаемую на реке из больших квадратов льда в праздник крещения (богоявления) 6 января.

Автор надписи, Даниил, не назвал себя «рабом божьим», как того требовала обычная формула, а такое отступление от правил дозволялось лишь высшему духовенству. Летопись позволяет нам указать на конкретное историческое лицо, с которым можно связать эту надпись: 6 января 1114 г. здесь, в Софийском соборе, был хиротонисан юрьевский епископ Даниил: «Поставиша Данила епископом месяца генваря в 6 на крещенье господне» . Этот Даниил обладал почерком с явными грецизмами, как и автор «Слова об идолах» .

Последняя мелкая примета в «Слове об идолах», о которой стоит упомянуть, ещё раз возвращает нас к имени Даниила. В греческом подлиннике «Слова святого Григория на богоявление» нет совершенно ссылок на язычников, упоминаемых библией. В русском переложении, как уже говорилось, дополнения идут по двум направлениям: славянское (точнее, русское) язычество и ислам. Но есть одно исключение, и оно касается пророка Даниила, уничтожившего идола Ваала-Вила. Во всем «Слове об идолах» пророк Даниил – единственный христианский персонаж, названный по имени .

Ни одна из выявленных примет сама по себе, будучи взята изолированно, не имеет доказательной силы и не помогает в решении вопроса о дате и об авторе интересующего нас «Слова об идолах». Но в своей совокупности, в своем перекрестном сцеплении все эти мелкие наблюдения и сопоставления образуют известную систему, с которой необходимо считаться.

Паломника игумена Даниила, хорошо владевшего пером, объединяет с автором «Слова об идолах» не только плавание по Эгейскому морю и монашеский сан, не только литературное мастерство и знание греческого языка, но и редкие особенности языка, знание сарацинских и фряжских обычаев.

Автор безымянного «Слова об идолах» и автор безымянной же повести о Шаруканском походе уравнены тем, что оба они выпячивают в своих произведениях пророка Даниила, что при обычной средневековой анонимности может служить указанием на имя автора.

Автор «Слова об идолах» и Даниил, нарисовавший «церковь ледяну» на стене киевской Софии, связаны написанием «а» в форме «юса», что во всей Руси представлено только этими двумя примерами.

Разнородные параллели, перечисленные выше, образуют компактную, замкнутую в рамках одного десятилетия хронологическую группу:

Сарацинские вставки в летопись – до 1113-1118 гг.

Надпись Даниила в Софии – 1114 (?) «Повесть о Шаруканском походе» – после 1111 г.

«Хожение» игумена Даниила – 1107 г.

Хронологические разыскания сами по себе привели неожиданно и к решению вопроса об авторе. Разумеется, утверждать, что автором «Слова об идолах» мог быть только игумен Даниил, нельзя, но предложенная атрибуция подкреплена большим количеством соображений, чем, например, приписывание летописного свода 1095 г. игумену Иоанну или «Повести об убиении Андрея Боголюбского» попу Микуле.

Со всей той мерой предположительности, какую нам приходится применять ко всем средневековым анонимным памятникам, я предлагаю условно считать, что «Слово об идолах» («Слово святого Григория (Богословца) изобретено в толцех о том, како първое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят») написано игуменом Даниилом летом 1107 г. на обратном пути из Палестины на Русь.

Игумен Даниил достаточно прославился одним своим «Хожением».

Если же мы дополним его наследие «Словом об идолах» и «Повестью о Шаруканском походе» , то перед нами окажется крупный и разносторонний писатель эпохи Святополка и Мономаха.

Одна счастливая случайность сохранила нам былинную биографию Даниила в форме, близкой к духовному стиху.

В последней битве русских войск с прославленными половецкими ханами Боняком и Шаруканом Старым на берегах Суды под Лубнами 12 августа 1107 г. произошел редкостный эпизод: раненого русского богатыря Михаилу находит на поле боя, среди вражеских трупов, его отец, паломник Данило, возвращавшийся именно в это время из поездки в Иерусалим, в черном монашеском платье и с каким-то «днищем корабельным», полным ключевой воды, которой он и омыл раны сына.

IV. Являлись ли идолами храмовые изображения?
Иудейское святилище за время своего существования перестраивалось 4 раза:
• скиния Моисея;
• храм Соломона (с 1004 г. до 588 г. до н.э.);
• храм Зоровавеля (строительство начато в 534 г, закончено в 516 г. до н.э.);
• храм Ирода (реконструкция начата за 20 лет до н.э, полностью закончена в 64 г. н.э.);
Святилище всегда создавалось из дорогих пород дерева и драгоценных металлов, было богато украшено флористическими орнаментами, изображениями и фигурами зверей. В скинии Моисея и в храме Соломона также находились скульптуры херувимов. Являлись ли они предметом поклонения?
1. Какие изображения были в святилище?
Вход закрывался … ковром … на котором были вытканы различные и самые разнообразные узоры, отнюдь, однако, не напоминавшие изображений живых существ.

Чудно украшена многоразличными, самыми разнообразными изображениями цветов, какие только производит земля, и всякими другими узорами, исключая изображения живых существ, была завеса, разделявшая обе части храма.

На крышке кивота были сооружены две фигуры; евреи называют их херувимами, и они имеют вид крылатых существ, нисколько, однако, не похожих на те создания, которых видим мы летающими по воздуху. Моисей уверял, что он видел такие существа изображенными на троне Господа Бога.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 3, глава 6, §2-5 (скиния Моисея)
http://test.fontcity.ru/images/yard.jpg
Внешний вид ветхозаветной скинии.
© Ростислав Волконский: «Энциклопедический атлас библейской истории». Издательство «Источник жизни», пос. Заокский Тульской обл., 2003 г.
http://test.fontcity.ru/images/holyspace.jpg
Расположение ритуальных предметов в ветхозаветной скинии.
© sorry…
Как чудно-прекрасны были эти изображения херувимов, никто не сможет ни рассказать, ни представить себе.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 8, глава 3, §3 (храм Соломона)
На этих столбиках были сделаны рельефные изображения где льва, где вола, а где и орла. Такие же рельефные изображения, как и на средних колонках, имелись также на крайних столбах. … Между рельефными изображениями указанных львов и орлов выделялись также рельефные финиковые пальмы. Таков был характер означенных десяти подставок для сосудов.

Все это Соломон соорудил по возможности богаче и красивее в честь Господа Бога и не щадил ничего, стараясь лишь о том, чтобы со всяческим великолепием и по возможности достойнее украсить здание храма.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 8, глава 3, §§6-9 (храм Соломона)
При этом и раньше ему пришлось уже раз согрешить и нарушить законоположение, а именно тогда, когда он велел соорудить изображения медных быков под жертвенною чашею — «морем» и фигуры львов у собственного своего трона: ведь изображения эти были сооружены им вопреки точному запрещению закона.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 8, глава 7, §5 (храм Соломона)
По роскоши и славе он не мог сравниться с первым храмом, ибо в нем не было ковчега завета и, следовательно, также отсутствовала «шехина», как видимый знак божественного присутствия. Святое Святых было пусто; на месте ковчега был положен камень, на который первосвященник ставил кадильницу в великий день очищения.
© Эрик Нюстрем: «Библейский словарь», электронная версия, ст. «Иерусалимский храм» (храм Зоровавеля)
О декоративном характере храмового убранства пишет Александр Мень (ниже)
2. Для каких целей создавалось богатое убранство святилища?
За входом же (во дворе) помещался медный большой сосуд на медном же подножии; из него священнослужители совершали омовения рук и ног.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 3, глава 6, §2 (скиния Моисея)
После того как эти сосуды были наполнены водою, назначил «море» для омовения рук и ног священников, входивших в храм и собиравшихся приступить к алтарю, тогда как целью умывальниц служило обмывание внутренностей и конечностей животных, назначавшихся к жертве всесожжения.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 8, глава 3, §6 (храм Соломона)
3. Не использовались ли внутренности жертвенных животных для языческих культов (Иезекииль 21:21)? Каков порядок храмового богопоклонения?
Заговорив о жертвах, я здесь упомяну о некоторых постановлениях, касающихся ритуала очищения и жертвоприношений. Существует два рода последних, и смотря по тому, приносятся ли они от лица частного человека или от лица всего народа, и характер их двоякий: в одном случае вся жертва сжигается целиком, отчего она и получает название жертвы всесожжения; в другом жертвенное животное съедается во время пира, и жертва тогда называется благодарственною. Итак, я поговорю о первом роде жертвоприношений. Если частное лицо хочет принести жертву всесожжения, то оно закалает быка, барана и козла; последние должны быть годовалыми, быки же могут быть и старше. Все, предназначающееся в жертву всесожжения, должно быть мужского пола. По заклании жертвенных животных священнослужители окропляют их кровью алтарь со всех сторон, затем сдирают шкуры и рассекают туши на части, чтобы посыпать их солью, возложить на алтарь, на котором уже имеются горящие дрова. Ноги жертвенных животных и внутренности их подвергаются затем тщательной очистке и возлагаются к остальным частям на алтарь, шкуры же поступают в пользу священнослужителей. Таким-то образом приносили жертвы всесожжения.
Кто же собирается принести благодарственную жертву, тот закапает таких же точно животных, как и при жертве всесожжения, и могут быть как самцы, так и самки. После заклания животных кровью их окропляется алтарь, на который возлагаются: почки, перепонка печени, жировые части и самая печень, а также хвост барана. Грудь и правое бедро предоставляются священнослужителям, остальное же мясо идет в еду в продолжение двух дней. Все же, что бы ни осталось еще по истечении того срока, предается сожжению.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 3, глава 9, §§1-2 (скиния Моисея)
4. Кто имел доступ к святилищу и мог пользоваться его утварью?
Вместе с тем он окружил храм со всех сторон так называемым, по-еврейски, гейсием, чему на языке греческом соответствует thrinkes, т.е. зубчатою с выступами стеною, которая достигала трех локтей вышины и должна была преграждать народной толпе доступ к храму, оставляя вход свободным лишь для одних священнослужителей.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 8, глава 3, §9 (храм Соломона)
Такова была внешняя ограда храма. Внутри, на небольшом от нее расстоянии, была другая, снабженная несколькими ступенями. Она образовалась из каменной стены, на которой находилась надпись, под страхом смертной казни запрещавшая иностранцам доступ сюда. … За этою оградою находилось недоступное женщинам святилище, а дальше третье отделение, доступ куда был открыт одним только священнослужителям. Тут находился сам храм, а перед ним возвышался алтарь, на котором мы приносим Господу Богу жертвы всесожжения. Ни в одно из этих трех отделений царь Ирод не вступал (ему это было запрещено как несвященнослужителю); он лично участвовал лишь в возведении галерей и внешних стен, которые и были воздвигнуты им в течение восьми лет.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 15, глава 11 §5 (храм Ирода)
в нескольких местах были помещены доски с греческими и латинскими надписями, которые воспрещали не евреям — под страхом смертной казни — проходить дальше. Такая доска из Иродова храма недавно найдена в Иерусалиме с греческой надписью следующего содержания; «Никакой иноплеменник не имеет доступа внутрь ограды и каменной стены вокруг храма. Кто будет застигнут в нарушении этого правила, пусть сам несет ответственность за смертную казнь, которая за это следует». Даже сами римляне с уважением относились к этому запрещению.
© Эрик Нюстрем: «Библейский словарь», электронная версия, ст. «Храм Ирода»
Однако оставим это: людей неразумных следует убеждать не голословно, но опираться на факты. Итак, все, кто видел здание нашего храма, знают его устройство и его постоянную безупречную чистоту и святость. С четырех сторон он был окружен портиками, из которых каждый, согласно закону, имел собственную стражу. К внешнему портику подходить было позволено всем, в том числе и чужеземцам. Не допускались туда только женщины во время месячных очищений. Ко второму портику подходили только евреи и их жены, если только были ритуально чисты. К третьему — знатные евреи мужеского пола, прошедшие обряд очищения. К четвертому — только священники, одетые в священнические одежды, а в Святая Святых — только первосвященники также в соответствующем облачении. Порядок благочестия был настолько строг, что для священников было положено особое время, чтобы войти в храм. Тем, кто совершал жертвоприношения, надлежало приходить рано утром с открытием храма и уходить в полдень, перед его закрытием. Кроме того, в храм не разрешалось вносить никаких сосудов. Внутри находился только жертвенник, престол, кадильница и светильник — все, что предписано законом. Никакие посторонние или какие-то иные тайные священнодействия там не совершались, и не устраивались внутри никакие трапезы. Все прежде сказанное может быть с очевидностью засвидетельствовано всем народом, и можно также привести доказательства из действительных событий. Ведь хотя и существует четыре разряда священнослужителей, и каждый из них составляет более пяти тысяч человек, обязанности служения в храме они, однако, исполняют отдельно друг от друга в установленные дни, и когда заканчивают одни, совершать жертвоприношения приходят им на смену другие. Собравшись в храме в середине дня, они принимают от своих предшественников ключи и священные сосуды по счету, при этом они не приносят с собой ничего, что имеет отношение к еде или питью. Равным образом не позволено приступать с этими предметами и к жертвеннику, за исключением того, что предназначено к жертвоприношению. Что же ввиду всего этого сказать об Апионе, кроме разве, что он, не обращая на это никакого внимания, сообщил сведения самые невероятные? Право же, стыдно, что ученый грамматик не в состоянии доказать истинных познаний в истории. Притом зная о благочестии нашего храма, он закрывает на это глаза, выдумывая историю с поимкой и немыслимым откармливанием какого-то грека, с обилием великолепных яств и какими-то нечестивцами, которые могут входить туда, где не позволено находиться даже самым знатным из евреев, если они не священники. Все это величайшее святотатство и нарочитая ложь, имеющая целью ввести в заблуждение тех, кто не пожелает разобраться в истине.
© Иосиф Флавий: «Против Апиона» (храм Ирода)
Храм … В отношении Иерусалимского храма этим словом называется как только одна средняя часть здания (3Ц 6.5,17,22; 2Пар 3.13) и все здание целиком (3Ц 6.10 и др.), так и весь комплекс построек вместе со всеми дворами и портиками. Ибо, когда говорится, что Господь учил в храме (Лк 19.45,47), то имеются в виду только дворы (возможно, только внешний), ибо, не будучи из колена Левиина и священником, Спаситель определенно не входил во внутренний двор и в само здание храма (также см. Лк 2.27,37; 18.10; Деян 3.1; 5.20,25; 21.26-30; 22.17; 24.18; 26.21). В связи с этим следует заметить, что все изображения храма, похожие на православные церкви или католические соборы, в которых стоят молящиеся, совершенно неверные, ибо внутрь здания (по размерам очень небольшого и темного — см. ниже) никто кроме священников не имел права входить. Все молились на одном из внешних дворов.
© Вихлянцев В.П.: «Библейский словарь к русской канонической Библии Синодального перевода 1816-76 гг.», электронная версия, ст. «Храм»
На этом внешнем дворе продавали волов, овец и голубей и сидели меновщики, предлагавшие деньги для размена (Мат. 21:12; Иоан. 2:14).
© Эрик Нюстрем: «Библейский словарь», электронная версия, ст. «Храм Ирода»
http://test.fontcity.ru/images/money.jpg
Раскопки у Южной стены Храмовой горы, Иерусалим: лавки менял. На заднем плане — подпорная стена Храмовой горы. «Столы меновщиков и скамьи продающих голубей» находятся за пределами храмового комплекса. До места, где стоял Храм, отсюда минут пять ходу. На месте Храма сейчас находится мечеть «Купол на скале», доступ в неё для немусульман предельно ограничен.
© Фото: the FontCity ltd., 2007 г.
http://test.fontcity.ru/images/stairway.jpg
Лестница, ведущая на Храмовую гору. В новозаветное время паломники приносили жертвенных животных на двор Храма, где священники выполняли предписанный ритуал. Периодически жертвоприношения приостанавливались, левиты прекращали доступ паломников и очищали двор Храма от крови жертвенных животных, ошмёток мяса и костей. Всё это смывали по этой же лестнице в долину Кедрон. После очистки двора священники возбновляли жертвоприношения.
© По рассказам экскурсоводов.
5. Что могли видеть люди из внешнего двора святилища?
Святое же Святых подобно скинии, было темным.
© Эрик Нюстрем: «Библейский словарь», электронная версия, ст. «Храм Иерусалимский»)
Скиния была покрыта коврами из виссона с вотканными пурпуровыми, фиолетовыми и красными узорами. Первый ковер представлял собой квадрат, стороны которого имели длину в десять локтей каждая; он покрывал заднюю часть скинии вплоть до тех колонн, которые отделяли переднюю часть святилища от Святая Святых, так что внутренность последнего оставалась совершенно незримою. Все сооружение носило название святилища, а место за четырьмя колоннами, куда был запрещен доступ, называлось Святая Святых.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 3, глава 6, §3 (скиния Моисея)
Светильник, трапеза с хлебами предложения и золотой алтарь были помещены в святилище пред входом в Святая Святых на тех же местах, на которых они стояли и раньше в скинии, и тотчас были возложены на них обычные ежедневные жертвоприношения. Медный жертвенник же был поставлен снаружи храма, как раз против входа, так что при открытых дверях он был на виду у всех и было возможно лицезреть священнодействие и обилие жертвоприношений. Вся остальная священная утварь была помещена внутри храма.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 8, глава 4, §1 (храм Соломона)
Ничто, однако, так глубоко не сокрушало народ в тогдашнем его несчастье, как то, что незримая до тех пор Святая Святых была открыта чужеземцами. Помпей, в сопровождении своей свиты, вошел в то помещение храма, куда доступ был дозволен одному лишь первосвященнику …
© Иосиф Флавий: «Иудейская война», книга 1, глава 7, §6 (храм Зоровавеля)
6. Чему поклонялись евреи в иерусалимском храме?
3) в центре богослужения находилась ЖЕРТВА. Жертвы курения (Исх 30:7,8), всесожжения, бескровные жертвы и возлияния, благодарственные жертвы и жертвы за грех предписывалось приносить ежедневно, а также во время праздников (Чис 28; 29). За жертвоприношением, сопровождавшимся в праздничные дни звуками труб, следовало благословение (Лев 9:22 и след.; Чис 6:22-27). Жертвы приносились царями (3 Цар 3:4), народом (2 Пар 15:11) или отдельными людьми (Лев 1-5). За исключ. жертвы всесожжения (Втор 12:27) и жертвы за грех (Лев 4:11,12), обряд жертвоприношения обязательно включал в себя СВЯЩЕННУЮ ТРАПЕЗУ, в к-рой участвовали принесшие жертву (1 Цар 9:13,19, 22-24). Она символизировала единение сотрапезников с Богом, что особенно ярко проявлялось в пасхальной трапезе (Исх 12:3-13). Израильтяне должны были с радостью съедать перед Господом Богом свои благодарств. жертвы и жертвы, принесенные по обету в виде добровольных приношений (Лев 7:15-18;Втор 12:5-7,11,12,27), десятин (Втор 14:22-
27) и первородных мужского пола от крупного и мелкого скота (Втор 15:19,20);
4) радость Б. находила свое выражение в ТАНЦЕ (Пс 86:7 в Синод. пер. «играющие”; 149:3 в Синод. пер. «с ликами”; 150:3 в Синод. пер. «с ликами”) и в ПЕСНОПЕНИЯХ левитов, сопровождавшихся игрой на духовых, ударных и струнных инструментах (1 Пар 16:42; 2 Пар 5:12,13; Пс 80:3,4). Традиц. хвалебным и благодарств. был псалом Давида «Славьте Господа” (1 Пар 16:7-36; 2 Пар 20:21; ср. Неем 11:17). В книге Псалтирь довольно часто встречаются указания к исполнению псалмов в храме (см. Пс 4:1; 9:1; 21:1; 38:1; 52:1; ср. также, напр., Авв 3:19). Левитские певцы и музыканты могли «провещавать” (1 Пар 25:1; ср. 2 Пар 20:14), т.е. сочинять, псалмы (Пс 45:1; 49:1; 87:1 и др.), а также исполнять их в храме;
5) за искл. славословия левитов, МОЛИТВА произносилась только в особых случаях, как, напр., молитва Соломона при освящении храма (3 Цар 8:22-53) или молитвы Иосафата (2 Пар 20:5-12) и Езекии (2 Пар 30:18-20). ПОСТ также был предписан только в день искупления (Лев 23:27), позднее, в вавил. плену, отмечались дни памяти разрушения Иерусалима (Зах 7:3-5; 8:19)
© Фритц Ринекер, Герхард Майер. «Библейская энциклопедия Брокгауза». Издательство «Християтска Зоря», г. Кременчуг (Украина), 1999 г., стр. 98, ст. «Богослужение»
Апион осмелился утверждать, что в этом святилище «евреи поместили ослиную голову, воздавали ей почести и удостаивали ее всяческого поклонения. Голова пропала тогда, — уверяет он, — когда Антиох Епифан разорял храм и обнаружил, что она сделана из чистого золота и стоит немалых денег». Итак, сперва ему в ответ я замечу, что даже если бы у нас и было что-то подобное, то египтянин ни в коем случае не мог бы поставить нам это в вину, поскольку ослы ничуть не хуже кошек, козлов и прочих животных, которые почитаются у них богами. Затем, как же он не заметил, что его невероятная ложь разоблачается теми сведениями, которые он сам же и сообщает? Ведь мы всегда руководствуемся одними и теми же законами, которым мы безгранично преданы. И когда наш город, также как и другие города, потрясали различные беды, когда Антиох Пий, Помпеи Магн, Лициний Красе или в последний раз Цезарь Тит в победоносной войне овладевали храмом, они ничего подобного там не находили, но только строжайшее благочестие, чего мы не можем сказать относительно других храмов. … Все это должен был принять во внимание Апион, если бы у него самого не было соображения осла и бесстыдства собаки, которую они боготворят. Ведь никаких иных оснований для этой лжи у него нет. Мы не поклоняемся и не воздаем ослам никаких почестей, в отличие от египтян с их крокодилами и змеями. Тех, кого ужалит змея или схватит крокодил, они почитают счастливцами, угодными богу. У нас же, как и у других благоразумных людей, ослы перевозят навьюченную на них поклажу. И если они заходят на поля и начинают жевать или не слушаются приказаний, то их при этом изрядно бьют — ведь они служат нам во многих делах, в том числе и в земледелии. Апион то ли сам был слишком невежественным, чтобы складно лгать, то ли, что более вероятно, собрав какие-то разрозненные сведения, оказался не в состоянии представить их в законченном виде …
© Иосиф Флавий: «Против Апиона»
{sic!} Библейский порядок богослужения не предполагает поклонения каким-либо изображениям, скульптурам, etc. Описанные в самой Библии и многочисленной литературе случаи установки в Храме и вне его каких-либо предметов, изготовленных людьми, изображающих какое-либо животное, человека, предмет, планету, бога и т.д. и служащих для поклонения, называются отступлениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *