Идол, это что?

  • Идол Библейская энциклопедия
  • Истина и идолы Ирина Силуянова
  • Об идолопоклонстве Тертуллиан
  • Таблица: Идолы в Библии

И́дол – 1) материальный или воображаемый объект, являющийся предметом религиозного поклонения (культ идолов – идолопоклонство, язычество); 2) предмет обожания или страсти; 3) (разг.) грубый, бесчувственый человек.

«Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4)

«Дети! храните себя от идолов» (1Ин. 5:21). «Идол в мире есть ничто» (1Кор. 8:4).

Сегодня идолами становятся певцы, музыканты, актеры, политики, спортсмены, телеведущие, топ-модели и иные лица, обладающие громадной популярностью. Во всех подобных случаях персона, о которой идет речь, отмечена, несмотря на то, что у нее могут быть большие таланты, успехи или власть, всей полнотой человеческих слабостей и грехов. Поскольку большая часть нынешнего поколения воспитано в атеизме, ему неоткуда понять, что таланты – певческий голос, художественные и артистические умения, физическая красота – суть дары Божии. Таким образом, оно, по сути, обречено воздавать почести и служение людям так, как если бы они были богами.

Цветан Диковски

Сегодня идол, который установил свою власть над миллионами, который вроде бы допускает свободу в исповедании религии, одежде, поведении, который вроде бы отменяет «ханжеские предрассудки» во имя «вседозволенности», но цепко старается держать своих подданных в узде и требует от них ежедневных жертв, – это дух потребительства, он же дух мира.

священник Сергий Круглов

Как день отличается от ночи, так же христианские иконы отличны от языческих идолов. Идолы – это изображения вымышленных существ, а на иконе изображены святые, которые действительно жили на земле и своей верой прославляли Христа и за это на небесах удостоились Царства Божия. Там выдумки, здесь – реальность. Там ложь и иллюзия, здесь – истина, и только истина. Идолы уводят человека от истинного Бога, в то время как иконы приводят человека к Богу. Своей второй заповедью Творец хотел предостеречь человеческий род от того, что отвращает от Него, то есть предостеречь от всех бесовских прельщений, фантазий и мечтаний.

святитель Николай Сербский

Бог обещал нам захватывающую перспективу бытия, которая не ограничивается семьюдесятью или восьмьюдесятью годами человеческой жизни. Какие могут быть иные, ложные боги, какие могут быть идолы, какая сила может заслонить эту перспективу вечной жизни? Но мы знаем, что живы идолы, и они заслоняют такую перспективу. Еще совсем недавно этим идолом была человеческая идея, которая была соединена с политической практикой. Такое соединение идеи с политической практикой мы называем идеологией. Та идеология сформировала свои ценности, создала своих идолов. Ведь идол – это рукотворный бог, который физически делается человеческими руками, и тогда появляются истуканы, которым поклоняются несчастные ослепленные люди. Но идол может быть результатом иной человеческой деятельности – мыслительной, и тогда на свет появляются ложные ценности и ложные идеологии, которые закрывают для человека путь к Богу. Как поклонение идолам во времена князя Владимира было связано с кровью, ибо сопровождалось кровавыми жертвоприношениями и диавольскими оргиями, так и человеческие идеологии приносят на алтарь идолам человеческие жизни – загубленные жизни, потерянные для жизни земной и для Царствия Божия.

Может показаться, что все это в прошлом, и ныне нет никакой опасности идолопоклонства. Это глубочайшее заблуждение, потому что и сегодня люди лепят своими руками идолов, рукотворных богов, больших и маленьких: это новая психология бытия и философия жизни, которая связана с непременным богатством, успехом, властью, деньгами; это новая философия бытия, которая обращается не к разуму, а к желудку и кошельку человека, которая именно с этими человеческими страстями, с их раскрепощением и удовлетворением связывает такое понятие, как полнота жизни.

Патриарх Кирилл

См. ИДОЛОПОКЛОНСТВО, КУМИР

Понятие идол

Идол — в еврейском тексте в различных местах имеет следующие значения: ложный бог, кумир, тщета, суета, пустота, истукан, страшилище, ужас) — изображение из металла, камня или дерева, напоминающее человека, животного или рыбу для поклонения природным силам, которые языческие народы обожествляли.

25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
(Рим.1:25)

  • Так, Ваал, бог солнца и природных сил вообще, изображался в виде человека с чертами быка;
  • Молох, бог огня — с бычьей головой и человеческими руками;
  • Дагон — с человеческой головой и туловищем рыбы;
  • Астарта — в виде женщины со многими грудями и полумесяцем на голове, стоящей на льве и т.д.

Такие изображения делались иногда очень больших размеров для установки их в храмах (1Цар 5.2) или на полях для массового поклонения (Дан 3.1), но немало их, видимо, было и небольшого, «семейного» формата (Ис 44.13).

Такие изображения и изваяния делали и израильтяне, поддавшись влиянию окружавших их племен (Пс 105.19-21), на протяжении всей своей истории, то глубоко погружаясь в идолопоклонство, то временно отходя от него.

Но после возвращения из вавилонского плена (куда они и были отданы Богом за этот их великий грех), они больше никогда не были идолопоклонниками в таком явном виде.

Однако, они продолжали грешить, поклоняясь новым, невидимым (точнее — многоликим) идолам — коммерции, наукам, определенным идеологиям и т.п., которым они научились в плену.

В коммерции евреи особенно преуспевали с тех пор и Господь не случайно сказал им: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6.24).

В более широком смысле, идол — это всякий предмет, убеждение или деятельность, которые занимают в сознании и жизни человека центральное место, то есть место Бога.

Египетское пленение

Из истории еврейского народа обращение к мертвому богу описано не один раз. И в каждом подобном месте поклонение идолу осуждается Богом. Примером может послужить исхода из пленения египетского народа, когда в отсутствие Моисея, народ сделал себе идола:

19 Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану;
20 и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву.
21 Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте,
(Пс.105:19-21)

12 и сказал мне Господь: встань, пойди скорее отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из Египта; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им; они сделали себе литый истукан.
13 И сказал мне Господь: вижу Я народ сей, вот он народ жестоковыйный;
14 не удерживай Меня, и Я истреблю их, и изглажу имя их из поднебесной, а от тебя произведу народ, сильнее и многочисленнее их.
15 Я обратился и пошел с горы, гора же горела огнем; две скрижали завета в обеих руках моих;
16 и видел я, что вы согрешили против Господа, Бога вашего, сделали себе литого тельца, скоро уклонились от пути, которого заповедал вам Господь;
(Втор.9:12-16)

Идол против Живого Бога

В Библии есть место, когда мертвого бога пытались противопоставить Живому Богу.

Жрецы Ваалама так и не смогли создать огонь и доказать силу мертвого бога. А Илия попросил залить водой жертвенник так, что бы вода попала в ров.

34 и сказал: наполните четыре ведра воды и выливайте на всесожигаемую жертву и на дрова. Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте в третий раз. И сделали в третий раз,
35 и вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою.
36 Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему.
37 Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их .
38 И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве.
39 Увидев , весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!
(3Цар.18:34-39)

В словаре Даля

м. идолища увелич. и бранное изваянье мнимого божества; истукан, пагода, кумир, болван. Идолы греков были изящные мраморные изваянья; идолы калмыков, китайцев, литые медные уроды; идолы самолдов — резные, деревянные болваны. | Кого-либо что любим страстно, безрассудно, кому или чему поклоняемся, как божеству; иногда бранное: болван. Идолище ср. капище, кумирня. Идолов, к идолу относящ. Идольский, к идолам относящ., им поклоняющийся. Идольница ж. идолище, кумирня, храмина для поклоненья идолам, капище. Идольщик м. -щица ж. идолопоклонник, -ница; идолослужебник, -ница; -служитель, -ница; идолочтитель, -ница; кто поклоняется, служит, молится идолам; истуканник, кумирник, поганец, язычник. Идолобесие, идолонеистовство ср. неистовое, исступленное идолопоклонство. Идолобесный, неистовый идолопоклонник. Идоложертвенник м. жрище, место приношенья жертвы идолам. -жертвеный, к идольским жертвам относящ. Идоложрец м. -жрица ж. идолопоклоннический жрец. Идолопоклоненье ср. или -поклонство, -поклонничество; идолослуженье, -служительство; идолочтенье, -чествованье, -чтительство; -почитанье; идольство, поклоненье, служенье идолам, почитанье их, вера в кумиров. Идолопоклонный, -поклонничий, -клоннический, -служебный, -служительский, -чтительский, к идольскому служенью, вере этой и к последователям ее относящ. Идолопоклонничать, -нствовать, быть идолопоклонником, поклоняться идолам, кумирам. | *Раболепствовать перед людьми, начальством. Идолотворец, идолоздатель кто делает, обделывает идолов.

В словаре Ожегова

В словаре Ефремовой

Ударение: и́дол м.

    1. Предмет – статуя, истукан – как объект религиозного поклонения.
    2. перен. Лицо или вещь, служащие предметом обожания или поклонения.
  1. перен. разг. Тупой, бесчувственный человек; болван.

В словаре Фасмера Макса

В словаре Д.Н. Ушакова

В словаре Синонимов

В словаре Энциклопедии

(от греч. eidolon, букв. — образ, подобие), изображение божества или духа, служащее объектом религиозного поклонения. В переносном смысле — предмет слепого преклонения.

В словаре Синонимов 2

сущ1. кумир, истукан, болван2. кумир, божество, божок, фетиш

В словаре Синонимы 4

божество, божок, болван, бурхан, велиар, догу, дурак, идолище, истукан, кумир, статуя, фетиш, чтилище

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

и́дол,
и́долы,
и́дола,
и́долов,
и́долу,
и́долам,
и́дола,
и́долов,
и́долом,
и́долами,
и́доле,
и́долах

В словаре Словарь иностранных слов

а, м., одуш.

2. перен. Предмет восхищения, преклонения, кумир.||Ср. ФЕТИШ» title=’ФЕТИШ, ФЕТИШ это, что такое ФЕТИШ, ФЕТИШ толкование’>ФЕТИШ.

Идол — то пред чем преклоняются вместо Бога, вообще все то, что отвлекает сердце от Бога; так любостяжание называется идолослужением: Кол. 3:5. Идолами Слово Божие называет также различные избранные и освященные предметы, истуканы или подобия, которым поклоняются и которых чтут; так говорится в Втор. 29:17 о мерзостях и о деревянных, каменных, серебряных и золотых кумирах египтян и других языческих народов. Это есть идолослужение в грубой форме. Не менее заслуживает порицания и та более утонченная форма, когда желают служить истинному Богу, почитая Его образ или подобие подобно тому, как израильтяне поклонялись Иегове перед изображением золотого тельца; о чем псалмопевец поет: «Сделали тельца у Хорива, и поклонились истукану. И променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте, дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря» (Пс. 105:19-22). Идолослужение или, выражаясь другими словами, забывание Бога, есть проклятие для человека. Из тьмы идолослужения вывел Иегова Авраама и «народ, взятый Им в удел» (И. Нав. 24:2-3). Первая заповедь в законе была направлена против чужих богов и против служения им (Исх. 20:3-5). Почти вся история Израиля есть цепь преступлений против этой заповеди, божественных свидетельств об этом заблуждении их и наказаний преданного идолослужению народа, на который Господь жалуется через пророка: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» (Ис. 1:2). О времени, когда впервые началось идолослужение, Писание ничего не говорит. О внутреннем основании, сущности идолослужения Павел выражается достопамятными словами: «Они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они осквернили свои тела; они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари, вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим. 1:21-25). Эту короткую и сильную проповедь о скверных свойствах идолов и идолопоклонства наглядно иллюстрирует современное положение языческого мира и вся израильская история. Ибо предметы для поклонения у язычников были: частью планеты и силы природы — луна, звезды, свет и огонь, как, например, библейские Ваал, Молох, Наву и т.д.; частью неразумные животные, как, например, быки, козлы, рыбы и т.п.; частью проявления человеческих свойств — добродетель и порок, которые они олицетворяли в привлекательные или чудовищные формы в своих изображениях, как встречаем у греков и римлян. Этим божествам люди служили самыми лучшими жертвами, какие они имели: своими молитвами, дарами, своими детьми и своей нравственностью. Человеческие жертвы и блуд в истории Израиля часто именуются вместе с идолослужением. (Лев. 18: 21; 20:2 и дал.; 4 Цар. 21:6; 23:7-10; Пс. 105:37; Иер. 7:31; 19:5; 32:35). Самые неестественные пороки, которые называются мужеложством, совокуплением с животными, составляли у египтян и, вероятно, у хананеян часть богослужения; и эти пороки постоянно осуждаются в законе Господнем; от них же предостерегают судьи израильский народ; (Исх. 22:19; Лев. 18:22,23). Таким богослужением была полна вся та земля, которую Израиль должен был взять в наследие, и по этой причине им было повелено уничтожить эти языческие народы и разрушить их алтари. Но Израиль допустил, чтобы эти люди остались в живых, и это сделалось для них сетью и падением. «Вы не послушались гласа Моего», говорит Господь. «Что вы это сделали? И потому говорю Я: не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью» (Суд. 2:2-3; Пс. 105:34-39). В какой ужасной степени язычество одерживало верх в истории Израиля, дает нам сведения сам народ в сохранившихся документах. Во времена израильского царя Ахава в Израиле находилось не менее 450 пророков Ваала и 400 пророков Астарты, питавшихся от стола Иезавели (3 Цар. 18:19). Во времена иудейского царя Манассии идолослужение стало государственной религией и он построил алтари небесному воинству в обоих дворах дома Господня, соорудил жертвенники в доме Господнем и поставил истукан Астарты, богини луны. Иезекииль в 8 главе описывает, что дом Господень был наполнен всякими языческими мерзостями, что там были «всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом. И семьдесят мужей дома Израилева стоят пред ними: и у каждого в руке свое кадило, и густое облако курений возносится кверху. И сказал мне: Видишь ли, сын человеческий, что делают старейшины дома Израилева в темноте, каждый в расписаной своей комнате? Ибо говорят: «Не видит нас Господь, оставил Господь землю сию» (Иез. 8:10-12). Поэтому можно понять горячую ревность о Господе и Его храме, которая проявилась истинными пророками Господними, как, например, Илией и Исайей; с другой стороны, можно только удивляться, что имя Иеговы и истинное служение Ему не исчезло совершенно с лица земли и в самые темные времена Бог сохранял Себе остаток, который оставался верным своему Господу. Через постоянно повторяющиеся наказания от Бога и, наконец, благодаря Вавилонскому плену, искоренилась большая часть прежней склонности к идолослужению, так что во время Ездры и Малахии служение Иегове хранилось с большей чистотой и тщательностью, чем в более ранние времена. После завоеваний Александра Македонского, когда греческие обычаи и богослужение распространилось по Востоку, среди евреев также возникла, так называемая либеральная партия, которая поддалась языческим прелестям, и приняла языческое богослужение; дошло до того, что сирийскому царю Антиоху удалось разорить храм Господень и обратить его в храм Зевса Олимпийского. Закон Моисея был отменен и греческое богослужение, со всей своей роскошью и плотоугодием, заняло его место. Кто не хотел служить идолам и есть свинину, кто обрезывал своих детей и соблюдал субботу в святости, — наказывался смертью. В это тяжелое время выступил во главе верных Господу священник Маттафий, со своими сыновьями Иудой и другими, и начал 40-летнюю войну против взявших верх беззаконников. «Избранный народ снова был очищен от осквернения идолослужением, ибо приближалось время, когда остаток из них принес языческому миру познание истинного Бога и когда началось исполняться сказанное через пророка Иеремию, который, печалясь о том, что его народ отпал, торжественно возвещает: «Господи! сила моя, и крепость моя, и прибежище мое в день скорби! К Тебе придут народы от краев земли и скажут: только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем нет никакой пользы. Может ли человек сделать себе богов, которые, не боги? Посему, вот, Я покажу им ныне, покажу им руку Мою и могущество Мое. и узнают имя Мое — Господь!» (Иер. 16:19-21). И только то могло освободить народ земли от оков идолослужения, что Бог открыл Самого Себя людям. Все греческое искусство и мудрость ничего не могли сделать для освобождения от этого. Великий «апостол язычников», который очень хорошо видел эту ужасную силу язычества в живописных словах изображает народы, которые по человеческому образованию считаются передовыми; он называет их слепыми и безумными в духовных вопросах (Рим. 1:19) а их богослужение просто служением диаволу (1 Кор. 10:20). Правда, голос совести также иногда пробуждался в них (Рим. 2: 14-15), и свидетельство стихотворцев о божественном происхождении человечества (Деян. 17:27) было также доказательством того, что Бог был недалеко от них (Деян. 14:17). Несмотря на это, Павел все же указывает на невозможность избавления от грехов собственными силами, и призывает людей к покаянию, обращению и вере в распятого и воскресшего Христа, ибо только через проповедь о Христе будет исполненно пророчество: «И идолы совсем исчезнут» (Ис. 2:18).

Пир по усопшему мог проходить и под открытым небом, и в особых специально возводимых зданиях, стоящих на том же требище, — хоромах (храмах), первоначально предназначенных исключительно для ритуальных пиров. Археологические данные об Идолах ограничены: во-первых, большая часть языческих святилищ была разрушена при христианизации славян, деревянные статуи погибли, во-вторых, находки Идолов, прежде всего монументальной каменной скульптуры, как правило, случайны, их датировка и принадлежность тому или иному народу спорны. Один из самых известных каменных идолов был обнаружен в реке Збруч (левый приток Днестра) в 1848г., и датируется X — XI вв. Предположительное место его первоначального расположения — на городище-«святилище» Богит (У г. Гусятин, Тернопольская обл.). Тем более, что большая часть находок на мысу, где располагалось святилище, интерпретируется археологами как остатки человеческих жертвоприношений идолам. Характерный признак высших богов языческого пантеона — многоглавость. Фаллическая форма характерна для Идолов — воплощений связи между землей и небом; четыре лика связаны с четырьмя сторонами света. В период христианизации государственные и церковные власти в первую очередь уничтожили Идолов и святилища. Уничтожение принимало форму поругания ложных (бесовских) святынь: ср. низвержение Перуна и др. кумиров в Киеве (988 г.), волочение его Идола, привязанного к хвосту коня, с холма, причем 12 мужей били его «жезлами»; сброшенного в Днепр Перуна провожали до порогов — за пределы Русской земли («Повесть временных лет»). Сходным образом был срублен и сброшен в Волхов Идол Перуна в Новгороде: ср. обычай «пускать по воде» и ритуальное уничтожение обрядовых чучел типа Костромы и т.п. Славянскому Идолу Свентовита по приказу датского короля набросили веревку на шею, протащили посреди войска на глазах славян и, разломав на куски, бросили в огонь.
Образ Ярилы сходен с образами Костромы, Кострубоньки, чучела Масленицы. Во многих деревнях данные персонажи были в виде кукол, которые украшали и носили с песнями по деревне. Так, в Костромской деревне такое чучело под названием Ярило клали в гроб и давали носить по деревне старику, которого одевали в лохмотья, а вместо песен было оплакивание. После этого Ярило зарывали в поле. Чучело Ярилы имело ярко выраженные признаки пола, а его оплакивание бабами и причитания нередко содержали эротические намёки и сопровождались скабрезными шутками мужиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *