Ибердский монастырь Рязанская

Год основания: 1892.
Адрес: Рязанская обл., Кораблинский район, п.Ибердский
Проезд: От пос. Ибердский в лес 3,5 км на ВСВ, на правом берегу р. Ибердь
sobory.ru/article/?object=10646
На месте возрождённого Александро-Невского храма, некогда был женский монастырь, который до основания был разрушен в 1930-1940-годы. В 1892 году на месте поселения праведного Софрония Ибердского священником Гавриилом Петровичем Кудрявцевым был сооружен и освящен храм в память избавления от смертельной опасности Его Императорского Высочества, Государя наследника, Великого князя Николая Александровича в Японии.
Двухпрестольный храм был освящен в честь Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского и иконы Знамения Божией Матери. При храме стали возводиться небольшие дома для будущих инокинь. Место получило наименование сначала Александро-Невской Богадельни. 3 марта 1904 года по указу Священного Синода богадельня была обращена в женское общежитие. 7 мая 1907 года женская община Святейшим Синодом обращена в женский монастырь.
Все это время старец Софроний принимал деятельное участие в устроении жизни обители. С утра до вечера он принимал у себя людей из сел и деревень. Последние годы старец жил на монастырском хуторе. Скончался он в 1914 году. В 2000 году 7 февраля он причислен к лику святых. От его мощей постоянно происходят исцеления, о чем ведётся запись настоятелем. Имеется еще одна драгоценная реликвия в храме — чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница». После разгрома монастыря она была перенесена в близлежащий храм села Ясенок, но в наше время возвращена в родные стены. Перед этой иконой постоянно совершаются молебны. Есть и чудотворный колодец недалеко от храма, в народе его называют Софрониевым

Недалеко от села Ибердус в находится Свято-Александро-Невский Софрониев монастырь. Он необычен тем, что юридически считается храмом, поскольку в нём проживает только один монах – настоятель отец Николай. Монастырь расположен в исключительно живописной местности в окружении леса. Он был основан в 1802 году, и в те времена был женским, а теперь возрождается как мужской.
Александро-Невская богадельня была основана на земле, принадлежавшей крестьянину села Мостья Ряжского уезда Егору Наумову Родину, и пожертвованной им в память освобождения крестьян от крепостной зависимости и чудесного избавления и спасения жизни государя Александра Александровича и супруги его Марии Феодоровны и сына их Николая Александровича 17 октября 1888 года во время крушения царского поезда на перегоне Тарановка — Борки Юго-Западной железной дороги. Священный Синод постановил в память этого чуда основывать церкви и монастыри. В начале 1892 года первый камень храма был заложен Софронием, а 11 июля 1892 года храм был освящен в честь благоверного князя Александра Невского, Святителя Николая Чудотворца и иконы Божией Матери «Знамение». С 1892 года при храме стали сооружаться постройки, и учреждена была богадельня.
Основание монастыря связано с именем старца Софрония(1825-1914). Софроний родился в селе Канино Сапожковского уезда в 1825 году. При крещении младенца батюшка увидел столп света, исходящий от дитя в небо, и сказал родителям, что этот младенец прославит их род. С детства он был верующим и хотел жить в уединении. Пришло время, Софроний женился и был счастлив в браке. У него с супругой Матреной Никифоровной родилось трое детей, но мысль об уединении и молитве не покидала Софрония. И вот, испросив разрешения у супруги, Софроний уходит в лес. В глухом месте он ископал себе землянку рядом с поляной, и стал там жить. Однажды он услышал голос, что здесь будет монастырь, которому он положит начало. Три года Софроний жил в затворе в лесу, был отшельником. Но мысль об основании монастыря не покидала его. С юности мечтал Софроний устроить обитель для девиц, вдов и сирот и подвизаться в монастыре в трудах и молитве. После отмены крепостного права Софроний получил землю под строительство обители.
Сначала на месте будущего храма была устроена часовня для молитвы, а в 1892 году построен каменный двухэтажный храм в честь благоверного князя Александра Невского. Престол нижнего храма был устроен в честь иконы Божией Матери «Знамение». Всеми работами руководил живший в землянке сам старец Софроний, которому в то время шел 67 год. Особого расцвета обитель достигла при назначенной в 1897 году монахине Ангелине. В то время в монастыре подвизались 68 сестер. В течение нескольких лет при обители было построено несколько новых домов для сестер и духовенства, двухэтажный корпус с трапезной. Сестры занимались рукоделием, ткали, стегали одеяла, вышивали, писали иконы, трудились на скотном дворе. Уважая и почитая старца Софрония и веря в его молитвенную помощь, множество благотворителей жертвовали на монастырь деньги, стройматериалы, свечи. Верующие собирались в обитель преимущественно в престольные праздники в честь благоверного князя Александра Невского и на празднование иконы Божией Матери «Знамение». Множество странников-богомольцев находили здесь трехдневный приют, трапезничали и, по мере возможности, получали денежное пособие.
События 1917 года затронули и Александро-Невскую обитель. В 1918 году обитель официально была закрыта, но на самом деле еще некоторое время продолжала жить и молиться. Богослужения совершались даже в самом храме. В 1919 году власть заставила богослужения прекратить, а сестры были вынуждены перебраться из монастырских стен в близлежащие села. 13 ноября 1919 года монастырь официально закрыли. Большинство сестер увезли в Казахстан в город Акмолинск, где они работали на ткацкой фабрике, а кому удалось избежать ссылки — разошлись по городам и селам. В годы безбожия Александро-Невскую обитель постигло полное разорение. В 1949 году Александро-Невский храм был полностью стерт с лица земли. Кирпич, из которого была выстроена когда-то благолепная церковь, пошел на строительство коровника. Иконы и церковное имущество частично были переданы в Покровский храм близлежащего села Ясенок, а некоторые святые образа местные жители сохранили в своих домах. В оставшихся строениях разоренной обители разместились лесники. Сохранилось и монастырское кладбище. Оставшиеся в тех местах пожилые сестры продолжали ходить в разрушенный монастырь и молились на ступеньках храма, уцелевшего после погрома. Сохранилось сказание о том, что когда монастырь еще жил, люди приходили в храм и восхищались его красотой и великолепием убранства. На это старец Софроний нередко замечал: «Все это разрушат, и не останется здесь камня на камне. Обитель моя падет, но когда придет час, найдется человек и все восстановит. А я первый войду в новый храм». Словам батюшки многие не верили, так как сложно было в то время поверить, что впереди грядет переворот и к власти придет богоборческая власть.
Но с 1996 года монастырь стал восстанавливаться. Была заново построена церковь Александра Невского. И 12 сентября 1998 года было совершено великое освящение храма. Сегодня в обители есть храм, колокольня, облагорожено кладбище, где был похоронен старец Софроний. Недалеко от монастыря – источник и купальня. В храме Александра Невского с 1998 года покоятся мощи праведного старца.
Александро-Невский монастырь переживает своё возрождение.
(по материалам жития старца Софрония.)www.ryazan-hram.ru/node/90

фев. 6, 2007 01:15 pm Праведный Софроний Ибердский (Рязанская область)

Осень два года назад.
Утро.

Праведный старец Софроний Ибердский (1825—1914)
25 января/7 февраля —память праведного Софрония Ибердского (1914)
Родился старец Софроний в деревне Канино Сапожковского уезда Рязанской губернии в семье крестьян Сазонта Абрамовича и Прасковьи Петровны Лисиных 9 марта (ст. ст.) 1825 года, в день празднования Собору Киево-Печерских святых. Когда его крестили в церкви, то местный священник отец Василий дал младенцу имя Софроний, в честь преподобного Софрония, Печерского чудотворца. Вынимая младенца из купели, батюшка увидел столб света, уходящий от него в небо. После видения он сказал родителям, что великим будет их дитя, и отпустил с миром.
Когда Софронию исполнилось шесть лет, его отдали в церковно-приход-скую школу обучаться грамоте. Учился мальчик хорошо, полюбил читать жития святых, особенно Киево-Печерских, уходивших в монастырь для подвигов духовных и молитвы, и, подобно им, отрок часто уходил в лес, где беседовал с Богом, открывая Ему свои мысли и желания. Родители решили свозить его в Саров к преподобному Серафиму. И старец, к их радости, позвал отрока к себе в келию и по-отечески с ним беседовал. Для детского сердца эта беседа не прошла даром, он вспоминал о тех благодатных минутах всю жизнь.
Шло время, и наступил момент Софронию искать себе невесту. Вскоре юноша, по родительскому благословению, женился на уроженке того же села Матроне Никифоровне. Семейная жизнь Софрония с избранницей была счастливой. В семье было трое детей: Наталия, Борис и Дария. Однако мысль об уединенной жизни не покидала его, и однажды, получив на то согласие супруги, Софроний ушел в лес для подвигов духовных.
Сердце его матери не находило покоя. Она долго молилась, прося Бога открыть ей, где ее сын, жив ли он. И вот однажды видит она в тонком видении преподобного Серафима, который ласково говорит ей; «Радость моя! Не мучь себя и не ищи сына, ибо на это есть воля Божия, чтобы покинул он семью и этим прославил род ваш». И старец стал невидим.
А Софроний тем временем сделал себе в лесу землянку и проводил время в молитве и богомыслии. Как-то, выйдя на поляну, он услышал рядом звон колоколов и молитвенное пение. Подойдя ближе, он ничего не увидел: кругом был лишь лес. Обойдя поляну, Софроний услышал дивный голос, говорящий ему, что место это свято, и на этом месте будет обитель, и ему ее основывать.
Помолившись и возблагодарив Господа, Софроний принялся строить несколько землянок для будущих обитателей монастыря. Рядом он разбил огород и питался плодами своих рук.
Однажды женщины из ближайшего села, пришедшие в лес за грибами, заметили отшельника. Они очень испугались, но не убежали, а расспросили, кто он, откуда пришел сюда и чем занимается.
Когда слух о подвижнике распространился далеко по уезду, многие стали приходить к нему за советом, и это стало тяготить его. Помолившись и испросив благословения пред иконами Божией Матери и образом преподобного Серафима, он ушел в затвор. Три года искали о. Софрония, но найти не могли.

После трехлетнего затвора подвижник вернулся на свое место, чтобы основать обитель. В устрояемой обители поселились пожилые женщины. Когда же они становились немощными или умирали, по благословению старца приходили молодые.
С каждым годом община росла, и для управления ею потребовалась старшая сестра или игумения. Старшей сестрой о. Софроний поставил свою дочь — Дарью, которая, к сожалению, оказалась слабохарактерной, и многие из сестер этим злоупотребляли.
Долго думал старец, как поправить дело. Поехал он в Рязань к Преосвященному Аркадию за благословением и просьбой послать в его богадельню сестру-монахиню для руководства сестрами.
…Александро-Невская богадельня была основана в трех верстах от села Щурова на земле, принадлежавшей крестьянину села Мостья Ряжского уезда Егору Наумову Родину, и пожертвованной им в память освобождения крестьян от крепостной зависимости и чудесного избавления и спасения жизни государя Александра Александровича и супруги его Марии Феодоровны и сына их Николая Александровича 17 октября 1888 года во время крушения царского поезда на перегоне Тарановка — Борки Юго-Западной железной дороги.
Священный Синод постановил в память этого чуда основывать церкви и монастыри. В начале 1892 года первый камень новоустрояемого храма был заложен о. Софронием, а 11 июля 1892 года храм был освящен в честь благоверного князя Александра Невского, Святителя Николая Чудотворца и иконы Божией Матери «Знамение» протоиереем села Ухолова Гавриилом Петровичем Кудрявцевым.
С 1892 года при храме стали сооружаться постройки, и учреждена была богадельня.
Вскоре по прошению Преосвященного Аркадия Священный Синод назначил благочинную Колычевского Казанского монастыря монахиню Ангелину заведующей Александро-Невской богадельней Ряжского уезда. В 1897 году она приступила к управлению общиной, а в 1907 году возведена в сан игумений.
За десять лет существования монастыря число сестер в нем достигло шестидесяти пяти. В храме обители священник Алексий Камнев совершал Божественную литургию. Необыкновенным был монастырский хор: монахини пели, словно ангелы, клирос находился наверху, и певчих не было видно, доносились, словно с небес, только их голоса.
Когда сестер стало достаточно много и церковь стала тесна, решено было сделать пристройку к храму. И впоследствии один храм в народе называли Софрониевым, а другой, построенный позже, — Ангелининым.
Обитель обустраивалась, строились келий для сестер.
При суровой игумений источником утешения в обители оставался отец Софроний. Слово его принималось с верою, благословение его или особое внимание считалось великим утешением.
Мать игумению смущал авторитет отца Софрония. Враг рода человеческого внушал ей мысль о том, что он может стать настоятелем, а она — простой хозяйкой, хотя в сане игумений. Много обид причинила игумения старцу. Слух о настроениях в монастыре достиг Преосвященного Аркадия. Владыка вызвал игумению, увещевал ее, убеждал смириться. Но трудно было переубедить настоятельницу. После одной из ссор м. Ангелина подала на о. Софрония в суд, чтобы выселить его из монастыря. Когда приехал прокурор, батюшка любезно принял его, пригласил откушать чаю и все решить миром. Так и случилось: дело было закрыто, а игумения остыла, видя свое поражение. Батюшка же вскоре переселился на монастырский хутор, в небольшой домик, куда и притекал к нему Божий люд за советом и утешением.

Наступил 1914 год, последний в земной жизни отца Софрония. Старцу шел 89-й год. Здоровье его ослабло, и он заболел. Сердце настоятельницы смягчилось, и она разрешила ему вернуться в обитель. Но недолго прожил отец Софроний в устроенной им обители и мирно отошел ко Господу 25 января 1914 года.
Когда пришли облачать тело усопшего, то, сняв верхнюю одежду, обнаружили на его теле вериги, которые вросли в тело. Мать игумения долго плакала, просила прощения, сознавая свое недостоинство пред великим подвижником.
По облачении старца положили в гроб, который отец Софроний за несколько лет до смерти сделал своими руками. Сделал себе и могилу-склеп, где желал быть погребенным.
Весть о кончине блаженного старца разнеслась по всей Рязанской земле и окрестным губерниям. Народ все подъезжал и подъезжал. Спали в храме, в гостином корпусе.
Похороны о. Софрония состоялись на девятый день, на Сретение Господне. До места вечного упокоения старца шествие длилось 4 часа. Непрерывно служились панихиды.
При жизни отец Софроний много говорил о последних временах, о закрытии монастыря, об участии сестер, о полном разрушении его обители. И слова его сбылись. В 1937 году, когда монастырь закрыли, сестры жили кто на хуторах, кто в обители.
Еще до кончины батюшка Софроний говорил приходившим к нему сестрам и мирянам: «Ходите, когда умру, ко мне на могилку, да носите по гривенничку. И дам вам больше, чем при жизни давал». Завет его всегда исполнялся, приходили люди, служились панихиды, просили батюшку, в чем нуждались.
Игумения Ангелина старела. Достигнув глубокой старости, приходя на могилку батюшки, она просила отца Софрония простить ее и, если Богу угодно, взять ее к Себе, потому что очень тяжелое наступило время. Вскоре она действительно заболела и, проболев 8 лет, мирно отошла ко Господу в 1938 году, спустя год после закрытия монастыря.
Похоронили м. Ангелину рядом с матерью Анастасией, о. Софронием и двумя другими сестрами обители.
…Было время, когда в закрытом монастыре хотели разместить пионерский лагерь, но налетевшие комары искусали приехавших, и те, собрав наскоро свои вещи, покинули это место. А местные жители вспоминают слова отца Софрония: «Место для поругания и осквернения не дам никому, а защищать буду его комарами».
После Великой Отечественной войны председатель местного колхоза решил снести храм и монастырские постройки. Храм сломали и кирпич увезли в колхоз на строительство свинарника. Но только построили стену, наутро она упала. И так повторялось много раз. В конце концов строительство свинарника прекратили. Но праведный гнев Божий настиг председателя. У него отнялись ноги и руки. Мучился он до самой смерти. Не раз привозили его на святое место, на могилу отца Софрония, и он просил у батюшки прощения за содеянное.
Милостью Божией кладбище, где почивает праведный старец Софроний, сохранилось и поныне. Чтут люди дорогую могилку и приходя к ней, просят помощи и предстательства за них отца Софрония. Многие из приходящих видели огонь, исходящий из земли с того места, где был святой алтарь, где много лет совершалась Бескровная Жертва Богу. Как предсказывал старец Софроний, будет здесь вновь монастырь, но не женский, а мужской. А откроется обитель тогда, когда мощи старца «поднимутся из могилы». В это время народ потечет ко святым мощам рекой, и будет большая дорога, и множество чудес свершится.

* * *
Чудеса по молитвам праведного Софрония Ибердского
В Ряжском уезде, в одной семье родилась слепая девочка Феодора. Мать ее, Агриппина, молилась ночами, чтобы Господь исцелил дочь, и однажды после слезной молитвы задремала. И видит она сон: подходит к ней седой старичок и говорит: «Ты вот плачешь, да слезы льешь… Приди ко мне в монастырь, я тебе помогу». И он сказал, куда ей следует придти. Проснувшись, Агриппина рассказала родным сон, и собрались они в обитель во имя святого благоверного князя Александра Невского близ села Шурова. В это время еще был жив отец Софроний. Старец сам встретил пришедших и, покачав головой, молвил: «Какая-то у вас беда…» Мать ему и рассказала о слепорожденной дочери. Отец Софроний предложил ей чаю, сам тоже попил, а после этого взял кружку, перекрестил и промыл ребенку чаем глаза и благословил девять дней жить в монастыре.
По прошествии этого времени девочка прозрела.
Мать припала к стопам отца Софрония, благодарила его, как могла, а он отвечал: «Бога благодарите, а я — человек грешный». С радостью мать возвратилась домой, а дочь ее, Феодора Бибикова, дожила до 65 лет и перед кончиной просила похоронить ее на кладбище, где погребен отец Софроний.
Недалеко от монастыря отец Софроний выкопал колодец, прозванный позже в народе Софрониевым, и благословил купаться в нем и пить воду для исцеления от слепоты и разнообразных болезней. Некоторые чудеса записали ныне здравствующие жители Кораблинского района.
У одной рабы Божией, именем Евфимия, так сильно болела голова, что женщина не могла работать, мало ходила, а все больше лежала, туго стянув голову бинтом.
Однажды она видит сон: подходит к ней старичок, седой, с ясными, приветливыми глазами и говорит: «Что, головушка болит?» Во сне он благословил ее и приложил крест, который носил при себе, сказав: «Читай «Богородицу», положи три поклона и до самой смерти голова не будет болеть».
Проснувшись, Евфимия сделала то, что повелел ей дивный старец, и головные боли исчезли. Но она не знала, что за святой человек являлся ей, а когда была в гостях у одной приятельницы, которая чтила о. Софрония, то увидела у нее его портрет и воскликнула: «Вот кто ночью ко мне приходил!». Теперь она всегда благодарит батюшку за его милость и однажды летом посетила его могилку.
Поехали как-то в монастырь две женщины: Наталья и Параскева Бугаихины, а до обители от села — семнадцать верст.
Подъезжают к монастырскому хутору, а хутор бедный, постройки старые. Подъезжают к монастырю, привязали лошадей у конюшни. Только к воротам подошли — встречает их отец Софроний и говорит: «Ой, кто ко мне приехал! — радостный, с улыбкой. — Да это петровские богачи ко мне приехали!»
Женщины, услышав такие слова, побледнели, ведь дорогой они занимались пересудами, говорили, что все у отца Софрония бедно, а он им все открыл. Но батюшка улыбнулся, благословил их и проводил в храм, к сестрам. Так, даже на расстоянии, читал батюшка Софроний мысли и встречал всех, кто к нему ехал.
Жительнице города Кораблино, ныне покойной Анне Димитриевне Локтаевой, довелось быть у отца Софрония еще при его жизни. Долго говорили старец и Анна, а потом он ей и говорит: «Анюта, пойди за меня замуж». Она от этих слов чуть не лишилась рассудка. «Батюшка, как же я за Вас замуж пойду, да Вы меня не возьмете…» А старец говорит: «Борода у меня длинная. Дочку твою игуменьей сделаю, будет храм рядом, но ходить в него не будешь, у тебя дома храм будет».

После этого разговора пришла Анна домой и рассказывала, как ее отец Софроний сватал — неизвестно к чему.
А через две недели приехал к Анне высокий мужчина с бородой и говорит: «Выходи за меня замуж. Жена умерла, а у меня восемь детей…» Анюта подумала и согласилась. И был у нее, как предсказал отец Софроний, домашний «монастырь» и игуменья, храм рядом, но дома свой был храм. Всех она любила — и своих, и приемных детей, — а всего их было десять человек. Дожила Анна до 87 лет, всех воспитала, благодаря молитвам отца Софрония.
Множество чудес совершается и по смерти отца Софрония. Многие видели его ходящим по лесу в фуфаечке, подпоясанным лычкой и с топориком на боку.
Как-то раз пришли женщины на родительскую субботу на монастырское кладбище, а к ним подходит парень и говорит: «Бабушки, вот что я вам расскажу. Ехал я недавно ночью по лесу на машине — вез лес на распилку в поселок. Доехал до этого кладбища, машина остановилась и дальше не едет. Смотрю — огонек виднеется. Думал, ребята костер рядом жгут. Подошел к этому месту поближе, смотрю — горит на этой могилке большая свеча, горит ярко, несмотря на сильный ветер. Окликнул вокруг — никого. Страшно стало. Бросил машину в лесу и побежал в поселок за подмогой — машина ведь не идет. Рассказал об этом случае лесорубам, а они, оказывается, тоже как-то, работая допоздна, видели со стороны кладбища огненный столп, как будто кто-то из леса на небо прожектором светил. И еще видели старика, ходящего по лесу в фуфайке и с топором.
Пожилые женщины поведали, что это могилка великого старца, угодника Божия отца Софрония. А машину наутро привезли на буксире — целую и невредимую.
Много раз спасал отец Софроний сына местного лесника Александра. Тот, когда обходил лес, — а угодья были большие — заблудился. Лес темный, да и дело к вечеру. Ходил-ходил. Смотрит вдаль — горит огонек. Вышел на свет. Когда подошел поближе, узнал кладбище, а у могилки отца Софрония горит лампада на кресте. Александр упал на могилу и спал до утра. Очнувшись, ничего не мог вспомнить, а потом вспомнил, как блуждал ночью и как пришел на кладбище. Дома все волновались, а Александр рассказал, как его спас отец Софроний. И с тех пор, когда Александр обходил лесные угодья, всегда затепливал на могилке батюшки Софрония лампадку и благодарил старца за его милость.
Однажды, когда монастырь был уже закрыт, но там продолжали жить монахини, поехали из села Петрова туда две женщины, Анна и Надежда, — отвезти продукты. Проехали посадки и у въезда в лес с ужасом увидели обнаженного мужчину. Испуганные женщины хотели было возвращаться. А по дороге в монастырь рос большой дуб. Только подъехали к нему — выходит старичок в фуфаечке и с топориком и говорит: «Что это вы возвращаетесь, или кого боитесь?»
Женщины ему все рассказали, а он говорит: «Я вас провожу, я как раз в ту сторону иду». Прошли большую часть дороги, женщины думают: «Вот и окружили: один впереди, а другой — позади, да с топором. Делай, что хочешь…» Тогда старичок оглянулся и говорит: «Зачем думаешь худые мысли… Я иду сынку моему помочь да двух сестер проведать. Иди спокойно и не бойся».

Дошли до монастыря, поблагодарили старца, поклонились, видят — он пошел в сторону кладбища. Пришли к матушкам, а они так обрадовались, что не забывают их, принесли им гостинцев. А женщины рассказали матушкам, как их дедушка провожал. Те заплакали слезами умиления: «Да ведь это был батюшка отец Софроний…» Вот тогда женщины и поняли, с кем шли. Так до сих пор люди верят и не раз на себе чувствовали, что отец Софроний ходит по лесу и охраняет его.
Множество чудес совершалось на святом источнике праведного Софрония. Некоторые, по милости Божией, были записаны и передавались из рук в руки. 28 июля 1921 года пришла на поклонение праведному о. Софронию в монастырь крестьянка Богородицкого уезда Тульской губернии Матрона Никитина Крюкова. Ей было во сне видение, в котором старичок, назвавшийся Софронием, велел ей приехать в Александре-Невекий монастырь Ряжского уезда и искупаться в его источнике. У Матрены сильно болела левая рука. Когда она приехала и искупалась в источнике, тотчас получила исцеление, а когда пошла на могилку, то по фотографии узнала дивного старца, явившегося ей, и благодарила его за явленную ей милость.
В том же 1921 году, 4 июля, получила исцеление на святом источнике крестьянка Тамбовской губернии села Новоспасского Анна Тимофеевна Лорецкая, более трех лет страдавшая ревматизмом. Омывшись святой водой, она почувствовала облегчение.
В июле 1917 года у источника отца Софрония произошло исцеление слепой крестьянки Симбирской губернии Агриппины Елизаровой, 18-ти лет. По ее словам, она ослепла 13 лет назад. Однажды ночью приснился ей сон: бродит она по лесу и видит на опушке слева монастырь, а рядом — благообразного старца. Он ей говорит: «Приходи ко мне, я тебе помогу». Он объяснил ей дорогу, и видение кончилось. Проснувшись, она обнаружила в своей руке записку — как доехать до монастыря и подпись: отец Софроний.
Когда Агриппина приехала в обитель, ее отвели к источнику, она перекрестилась, выпила воды и промыла глаза. Сначала она стала видеть мутно, а потом — хорошо различать предметы. На могилке она по фотографии узнала старца, приходившего к ней ночью.
* * *
В 1996 году началось духовное возрождение монастыря. Рядом с могилкой старца среди лесов был заложен храм. Спустя год на куполе вновь устроенной церкви воздвигли крест, а 12 сентября 1998 года храм был освящен.
29 мая 1998 года были обретены святые мощи отца Софрония. Случилось так, как и предсказывал старец: будет здесь вновь монастырь, но не женский, а мужской. А откроется обитель тогда, когда мощи старца «поднимутся из могилы». В это время народ потечет ко святым мощам рекой, и будет большая дорога, и множество чудес свершится.
…А за несколько дней до торжества прославления праведного Софрония в храм на свое место возвратилась икона Божией Матери «Скоропослушница», та самая, с которой связано дивное сказание Александро-Невской Софрониевой обители.
Это чудесное явление случилось в феврале 1892 года. Когда в монастыре был построен двухэтажный храм, то игумения послала отца Софрония собирать для святой обители по селам и церквам иконы. Вез отец Софроний три большие иконы: Божией Матери «Скоропослушницы», Иоанна Предтечи, Архангела Михаила. Иконы находились в санях и завернуты были в полотно, чтобы не поцарапались.

По дороге в монастырь батюшка мечтал, где поместить святые образа, но Господу и Его Пречистой Матери было угодно прославить особо одну из икон — «Скоропослушницу», написанную иеросхимонахом Кириллом в 1883 году на Святой Горе Афон.
Вот как это было. Отец Софроний оглянулся и заметил, что одной иконы в санях не хватает. Повернул лошадь обратно: думал, что икона случайно упала из саней и потерялась, но, проехав немалое расстояние, иконы он не нашел. Всю дорогу батюшка неутешно плакал.
Подъехал он к храму, а матушка игумения уже встречает его. Подойдя к ней, он упал ниц и поведал о случившемся. Матушка сначала негодовала, но потом успокоилась: хоть остальные иконы в целости и сохранности доставил. Открывают храм и видят: икона Божией Матери «Скоропослушница» стоит на том месте, где мечтал поставить ее отец Софроний. Сколько слез умиления было пролито: невидимой силой перенеслась икона в храм.
За три года до закрытия обители из очей Божией Матери струились слезы. Свидетельницей тому была матушка Клеопатра, присматривавшая за храмом. В 1937 году монастырь закрыли, его постигло полное разорение и запустение, а святой образ с тех пор в особо устроенном киоте находился в храме села Ясенок.
…Исцелять человеческие страсти, очищать сердца — именно в этом видел отец Софроний смысл своей жизни. Старец не был ни суровым монахом-отшельником, ни жестоким обличителем человеческих недостатков и немощей. Он был живой любовью, близким всякой скорбящей душе. И потому очень для многих отец Софроний стал и другом, и духовным врачом, притягивая к себе не только простолюдинов, но и людей образованных, искавших наставника в жизни, который бы здесь, на земле, указал путь к жизни вечной. Сила его чистой молитвы и благодати ограждала и поныне ограждает от неурядиц и козней вражиих всех, кто в своих молитвах просит его помощи.
«Господь дарует нам святые мощи, чтобы они чудодействовали здесь, — сказал, обращаясь к прихожанам в день прославления святого, архиепископ Рязанский и Касимовский Симон. — И по вере своей каждый получит здесь благодать Божию».
Праведный Софроний был почитателем преподобного Серафима Саровского, к которому со всех концов России стекались люди только с одним вопросом: как спастись? И преподобный Серафим говорил: «Радость моя! Стяжи дух мирный, и не только ты, а тысячи душ спасутся около тебя». Приходили люди и в это место с тем же вопросом. И праведный Софроний отвечал всем приходящим к нему словами преподобного Серафима, которого очень почитал: «Радость моя! Стяжи дух мирный, и не только ты, а тысячи душ спасутся около тебя».
Другие спрашивали: «Батюшка, как жить?» И праведный Софроний, который также чтил преподобного Амвросия, а возможно, и лично встречался с ним, отвечал словами Оптинского старца: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем — мое почтение».
Память праведного Софрония Ибердского совершается 25 января/7 февраля — в день кончины старца.
Тропарь, глас 5-й
Божественною благодатию просветився, терпением, слезами, постом и молитвою подвизался еси во временней жизни сей и по смерти даруеши исцеления, с верою притекающим к тебе. Темже и мы ныне чтим обретение честных мощей твоих, утешающих души наша скорбныя, напояя их радостию и слезами умиления. Святый праведный Софроние, молися прилежно о нас ко Господу, да страну нашу Российскую в мире сохранит и спасет души наша.

Кондак, глас 3-й
Оставив все земное попечение, Преподобнаго Серафима Саровского житию подражая, обитель женскую в пустыннем месте основал еси, да прославляется здесь непрестанно имя Божие. И мы, видя сбывающееся сердца твоего желание, из глубины души к тебе взываем: Святый Праведный Софроние, прииди, стани с нами, да прославим вкупе Христа Бога нашего и Пресвятую Деву Чистую, Упование христианом, да спасет Господь души наша.

Были в Ибердском монастыре. Не знаю, как правильно пишется, с заглавной буквы или нет, но я пишу его с заглавной, потому как место уникальное. Как, наверное, и любой другой монастырь.

Однако о самом монастыре я много не расскажу, потому как в нем не был, но нашел описание, которое и привожу с огромным удовольствием:

Необычен этот монастырь тем, что юридически считается храмом, т.к. в нем всего один насельник – настоятель отец Николай (Анисимов). Это Свято Александро Невский Софрониев монастырь, находится он в Кораблинском районе, недалеко от поселка Ибердский. Монастырь стоит, окруженный лесом. Когда едешь на машине, то вдруг, когда только лес кругом был, на пригорке появляется монастырь. Монастырь был основан в 1802 году праведным старцем Софронием (Лисиным,1825-1914). Тогда он был женским, ныне возрожден как мужской. Был разрушен в 1918 году, за эти годы место стало зарастать лесом. Но с 1996 года монастырь стал восстанавливаться.. Сегодня, благодаря отцу Николаю, возрождены храм, колокольня ,облагорожено кладбище .На кладбище-могила праведного Софрония, первых насельниц и настоятельницы монастыря и просто жителей соседних деревень. Недалеко от монастыря –источник и купальня. В храме Александра Невского покоятся мощи праведного старца. Очень красиво там в любое время года. Башенки стены вокруг монастыря выкрашены в приятный розовый цвет, такие же башенки входа и лестница к источнику, а колокольня лазурно-небесная.

Дорога к монастырю действительно очень интересная. Как только проезжаешь п. Ибердский сразу начинается достаточно узкая, но очень хорошая дорога.

Кстати, перед п.Ибердский есть интересная деревня, внимание… Жители Рязанской области — нам пора открывать свою олимпиаду, у нас есть своя «Красная поляна»

Только вот в чем фикус: с одной стороны деревни стоит знак «Красные поляны» (именно он на снимке), а с другой стороны — «Красная поляна», но его мы сфотографировать не успели, а возвращаться уже не хотелось. Так что, кто поедет в следующий раз — привезите, пожалуйста, фотографию с надписью «Красная поляна».

Далее по дороге лиственный лес достаточно быстро сменяется хвойным.

А потом мы попали в суровую действительность прошлого лета. Пожары были тут, причем судя по всему огонь бушевал достаточно сильно.

Очень много полян с вырубленными деревьями, и вообще картина достаточно мрачная.

И тут же, пока обсуждаешь весь страх от этих пожарищ, заикаешься на полуслове. За поворотом появляется картина нетронутой ни огнем, ни человеком природы и две небольшие башенки при въезде в монастырь: «добро пожаловать». И сразу наступает умиротворение и радость, что сюда не дошли катаклизмы природы и прочие напастия.

Сразу слева от башенок находится купель и часовенка с колодцем, где можно набрать воду.

Вниз ведут красивые ступеньки.

В купели по понятным причинам я фотографировать не стал, а вот в часовенке с колодцем очень мило и уютно.

В сам монастырь, как я уже говорил, мы не ходили. Пусть монахи живут своей жизнью, не считаю, что стоит в нее сильно вмешиваться. А вот на сам монастырь мы любовались со стороны. Выглядит очень здорово.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *