Иакова 2 глава

ПоделитьсяИисус и Апостолы. James Tissot (1836–1902), CC BY-SA 3.0

Иак., 52 зач., II, 1-13.

1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.

2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, 3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих,- 4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?

5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?

6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?

7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?

8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого,- хорошо делаете.

9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.

10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.

11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.

12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.

13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Мы живем в мире условностей и договоренностей и уже давно привыкли к тому, что во многих сферах люди обходятся формальностями. И к сожалению нередко к формальности люди готовы свести и свою веру.

Как-то лет 10 назад мой не очень церковный знакомый попросил меня крестить его ребенка. Я согласился, но попросил его прийти на несколько бесед перед крещением, чтобы узнать, во что необходимо верить, как необходимо жить самому, и к чему приучать ребенка, чтобы крещение принесло свои плоды… Он расстроился и сказал что-то вроде: «Я уж думал, что на меня эти формальности распространяться не будут». Для него беседы были чем-то бюрократическим… Надо сказать, что он был мастером и занимался ремонтом автомобилей. И я спросил его: Если друг приедет к тебе чинить машину, ты ведь постараешься сделать все наилучшим образом и не махнешь рукой на мелочи, не назовешь их формальностями… Ведь от этого в итоге будет зависеть его жизнь. Может быть, ты даже постараешься соблюсти еще больше того, что он посчитает формальностью, потому что ты будешь понимать, что это жизненно важные вещи. Беседы кажутся тебе формальностью, но я то знаю, что они так же жизненно важны.

Сегодняшнее чтение апостол начинает именно с этого: необходимо верить и жить не взирая на лица. То есть воспринимать людей не по формальным признакам, а смотреть в суть вещей. Для тебя не должно быть богатого или бедного: должны быть братья и сестры. Выражение «вы пересуживать в себе», которое мы встречаем в четвертом стихе можно перевести иначе «вы вводите разделение общину».

Учитывая, что для иудеев было характерно считать богатых — праведниками, которые благословлены Богом, а бедных — грешниками, к которым Он не благоволит, апостол напоминает им, что вся ветхозаветная традиция исполнена любви и уважения к бедным, которые всю свою надежду возложили на Бога. Тот, кто презирает бедного — не готов проявлять к нему любовь, а значит еще не изменил своего сердца. Но если ты соблюдаешь все другие заповеди, но не соблюдаешь главной — все теряет смысл. И даже если с человеческой точки зрения найдется множество объяснений того, почему богатый заслуженно богат, а бедный заслуженно беден — христианин не должен ориентироваться на формальности, но должен оказывать милость тому, кто в ней нуждается. Не ориентируясь в любви на формальную правду, человек проявляет себя как свободный и будет судим Богом по закону свободы, который прост: суд без милости тому, кто не оказал милости, ведь милость выше суда!

Комментарии из Женевской Библии: Иакова 2 глава

2:1 Иисуса Христа нашего Господа славы. Возможный перевод: «нашего Господа Иисуса Христа, Преславного». Иаков отождествляет Иисуса со Славой Божией: Он есть живая воплощенная «Шекина», т.е. Слава Божия, являемая людям и обитающая с ними.

не взирая на лица. В свете Божественной славы Христа невозможно оказывать предпочтение тем или иным людям на основании несовершенной человеческой славы.

2:4 не пересуживаете ли. Хотя Бог призывает человека рассуждать и различать добро и зло, суждения на основании только внешних данных, таких как материальное положение, расовые и этнические различия и т.п., являются порочными суждениями.

2:5 не бедных ли мира избрал Бог. Наследование Царствия Небесного основывается на избрании свыше по воле Божией. Бог совершает Свое избрание не на основании каких-либо заслуг или положения в этом мире. Стандарты мира сего не имеют никакого влияния на совершаемое по благодати Божественное избрание (1 Кор. 1,28.29; Еф. 1,4). Данный стих нельзя считать обоснованием «мистики бедности», когда бедность сама по себе считается залогом избранничества.

2:6 Не богатые ли притесняют вас. Богатые используют политическое принуждение и власть закона для угнетения бедных. Кроме того, в плане своего спасения богатым часто свойственно чрезмерно уповать на свое богатство и власть, а не на совершенное Христом искупление.

2:8 закон царский. Высший Закон Бога.

возлюби ближнего твоего. Иаков считает «взирание на лица» грехом, поскольку этим нарушается важнейшая заповедь (Лев. 19,18; Мф. 22,36-39), и поступающий так становится нарушителем закона.

2:10 соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь. Этот текст не следует воспринимать как отрицание библейского учения о различных степенях зла. Одни грехи бывают неизмеримо ужаснее и отвратительнее других. Тем не менее, даже самый, казалось бы, маленький грех содержит в себе вражду против Бога. Согрешение в чем-либо одном все равно является грехом против закона и, следовательно, против Законодателя. Подобно Иисусу, Иаков предостерегает против поверхностного отношения к Закону Божию (Мф. 5,17-20).

2:14 может ли эта вера спасти его. С этого стиха начинается обсуждение чрезвычайно важного вопроса о соотношении между верою и делами. Собственно говоря, речь идет о том, какая вера является спасительной. Вопрос Иакова риторичен, поскольку ясно, что ответ на него отрицателен. Вера, не подкрепленная делами, спасительной считаться не может. Новый Завет не учит об оправдании лишь на основании исповедания своей веры; он говорит о необходимости наличия веры истинной.

2:15-16 Здесь говорится о «вере», основанной лишь на словах и не засвидетельствованной конкретными проявлениями.

2:17 вера … мертва сама по себе. Когда Лютер и другие вожди Реформации настаивали на формуле «Оправдание только верою» (Sola fide), они имели в виду, что главное для оправдания – упование только на заслуги Христа. Слово «только» не следует понимать в том смысле, что все сводится к одной вере (без каких-либо плодов послушания). Лютер настаивал на том, что спасительной верой является fides viva, вера живая. Выражение «вера мертва» не означает веры, которая умерла. Правильнее этот образ относить к вере, которая никогда не содержала в себе истинной жизни. Мертвая вера тождественна безверию, отсутствию веры в спасительном смысле, и поэтому является ложной и бесполезной в силу своей бездейственности.

2:18 покажи мне веру твою. Иаков призывает всякого претендующего на обладание верой продемонстрировать ее, сделать ее зримой. Хотя Бог может читать в сердце человека, для нас происходящее в человеческом сердце видимо только через внешние дела.

2:19 Ты веруешь, что Бог един. Верование в то, что Бог един, есть не более чем абстрактное умозаключение. Веровать в то, что Он есть, значит утверждать то же, что признают и бесы. Спасительная вера включает в себя не только интеллектуальное знание, но идет дальше и требует личного доверия и покорности.

2:20 неосновательный человек. Это, скорее, нравственная, а не умственная оценка, и напоминает она осуждение безумного, содержащееся в учительной литературе ВЗ.

мертва. Т.е. бесплодна и внешне никак не проявленная.

2:21 оправдался Авраам. Здесь Иаков обращается к Аврааму как к лучшему примеру оправдания делами. В данном случае нет никакого противоречия с Павлом, который также приводит Авраама в качестве примера оправдания верою. Достойно внимания и то, что Иаков обращается к Быт., гл. 22, а Павел к Быт., гл. 15. В очах Божиих Авраам был оправдан гораздо раньше (Быт., гл. 15), нежели возложил на жертвенник сына своего Исаака. Бог знал непреложность веры Авраама. Для нас, людей, поскольку мы можем судить только по делам, оправдание Авраама совершилось во время тех событий, которые описаны в Быт., гл. 22, когда он проявил свою веру через послушание.

2:22 вера достигла совершенства. Результативность веры проявляется в делах. Подлинная вера всегда приносит плоды. Вера и дела могут быть различаемы, но никогда не могут быть разлучаемы или противопоставляемы друг другу.

2:24 не верою только. О праведности человека не свидетельствует его исповедание веры. Праведность человека видна только из его дел. Ни одно из наших дел никогда не может принести полного и несомненного оправдания в очах Божиих. Только совершенное Христом открывает человеку путь к такого рода оправданию. Лишь упование на Христа может сделать людей праведными в очах Божиих. Здесь Иаков обличает любые формы антиномианизма, учения, которое признает Иисуса Спасителем, не воспринимая Его как Господа (см. статью «Антиномианизм»). Подобно тому, как Павел доказывает, что упование на свои собственные дела пагубно, Иаков учит, что надежда на пустую или мертвую веру пагубна в такой же мере (см. статью «Вера и дела»).

Живая вера (Послание Иакова 2,26).


Новости Вопросы от сомневающихся Книги Недельная Глава Праздники Прославление Семейный раздел Статьи Традиции Учение (аудио) Учим иврит Онлайн Мессианские служения Священные тексты в подлиннике

  • Статьи Автор Mevorah

Иак.2:1-91 «Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, —
4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? 8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете.
9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками».

Проблема нашего сердца гораздо глубже, чем мы видим. Мы смотрим на других людей часто исходя из тех ценностей, которые есть в нашем обществе. Но Всевышний видит все по-другому.

Конечно мы не Он. Но ведь и мы стремимся быть похожими на Него.

Мне, почему то вспоминается рассказ Гоголь Н.В – ревизор. И ставшей крылатой – фраза: «к нам едет ревизор»

Напомню сюжет этого рассказа: «В город должен был приехать ревизор… Все по ошибке считают другого человека – этим ревизором. Этот человек, которому вдруг все стали относится так мило, конечно не понимает в чем дело, чего это внезапно, все уважаемые люди в городе, так к нему хорошо относятся. Но, несмотря на непонимание, эти почести принимает.

И только в самом конце выясняется, что этот человек, к которому стали так «подлизываться люди», был совсем и не ревизор»

Мы судим людей по тому, как мы их видим в наших глазах. А не по тому, кто они есть на самом деле.

Иаков говорит, что выделять богатых, делая их лучше, за их состояние, чем другие братья – это неправильно в глазах Бога.

В иврите есть понятие —»Кибуд hа-брийот» Это уважение не за то, кто они есть и чем обладают, а просто за то, что они творения Божьи. И Творец создал их.

«Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства» (2-я Паралипоменон19:7)

У греческого слова προσωπολημψίαις (просополемпсиас) интересное происхождение.

Оно происходит от выражения «просопон ламбанейн».

«Просопон» означает — лицо, а «ламбанейн» имеет значение — поднимать, возвышать, давать повышение.

Греческое выражение является буквальным переводом древнееврейской фразы.

Возвышение человека проявляется в особом отношении к нему и, соответственно — противоположно унижению кого-либо.

Первоначально это слово не имело никакой негативной окраски; оно попросту означало приятие человека с почетом, с особым уважением.

Пророк Малахи́ (Малахия) спрашивает, будет ли князь доволен и благосклонно ли примет людей, если они принесут ему в жертву животное с физическими недостатками (Мал. 1,8.9)?

Слово лицеприятие очень скоро приобрело плохой смысл.

Лицеприятием стали называть возвышение кого-либо, исходящее исключительно из социального положения этого человека, престижа, которым он пользуется, его власти или богатства.

Бог обвиняет людей в том, что они «не соблюдают путей Его и лицеприятствуют при отправлении правосудия» (Мал. 2,9)

Этой болезни практически, подвержено все человечество.

Но мы должны учиться этой простой истине сказанной Иаковым:

«Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица»

Конечно это не выдает нам лицензию на «панибратство»
(Непочтительное, фамильярное обращение с тем, кто требует уважительного отношения, со старшим)
Которое, к сожалению сегодня, распространено среди верующих…

Писание учит нас: «Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь». (Рим.13:7)

Интересно, что Иаков называет принцип Писания: возлюби ближнего твоего, как себя самого – царским!

То есть исходящим от самого Царя.

И в этом я усматриваю две вещи:

1. Можно смотря на человека одетого в богатую одежду, сказать ему: тебе хорошо сесть здесь. И это будет исполнением «царского закона»!
2. Можно сделать то же самое и стать виноватым перед Б-гом.

От чего это зависит? Все зависит от того делаете ли вы это с «тайными (подчас даже не осознанными) мотивами» — получить выгоду, или от чистого сердца — желая лучшего для своего ближнего.

«Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь» (Jam 2:1 BGT)

Тот и другой создан Творцом. И к тому и другому мы должны относиться из принципа — «Кибуд hа-брийот»

Иаков говорит, что в мире почитают богатых и пренебрегают бедными. Но перед Богом бедный подчас превосходит богатого по «плоти»

…не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия…

Бедным легче надеяться на Творца, потому что у них нет другой опоры.

Но не смотря, что к богатым такие строгие предупреждения, все же нельзя впадать и в другую крайность — пренебрежение богатыми в угоду бедным.

«если в собрание ваше войдет человек…»

На греческом слово собрание — это συναγωγὴν

В Евангелиях всегда оно переводится как синагога. (место собрания евреев для поклонения Богу)

Так назывались первые места поклонения учеников.
Первые талмидим были всегда вместе со своими еврейскими братьями с сестрами.

Иак.2:10-13
10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Этот текст часто приводят в докозательство того, что Закон не надо соблюдать. Но текст говорит диаметрально противоположное.

Первые верующие в Машиаха всё ещё продолжали соблюдать Закон Моисеев.
Ведь Иешуа никогда не отменял этот Закон. Он раскрыл суть этого постановления, придал ему новый смысл, вдохнул туда жизнь.

Иешуа сказал своим ученикам:

«Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Матф.5:18

«Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет (Лук.16:17)»

Апостол Шауль (Павел) сам исполнял Закон и исполняла его первая община из евреев.

Приветствовав их, рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его. Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям. Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. (Деян.21:19-24)

А если и у Иешуа и возникал спор с прушим (фарисеями), то возникал спор не о том, надо ли исполнять заповеди или нет, а в том — как их исполнять. Но такие споры были обычными между двумя главными школами Закона того времени. Школой Гиллеля и школой Шамайя.

И хотя Иешуа не принадлежал ни к одной из этих школ.

Иоан.7:15 И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?

Но, несомненно, Он как учитель, был великолепным толкователем Писаний, которые пришли от Отца.

Мар.1:22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

О чем же говорит Иаков?

Он говорит, что нет такого, что одна заповедь этого закона более важна, чем другая.

Человек, по мнению некоторых раввинов, мог соблюдать одни заповеди и заслужить за это похвалу, в то время как несоблюдение других заповедей увеличивало, так сказать, его «штрафные очки». Сложив одни и вычтя другие, человек, по мнению некоторых учителей, мог оказаться в выигрыше.

Существовала такая раввинская поговорка: «Благо тому, кто соблюдает один закон; дни его будут продлены и он унаследует «hарец» землю (обетованную)». Многие толкователи полагали, «что заповедь о субботе значит больше, чем все остальные» и потому соблюдение субботы отождествлялось с соблюдением закона.

Иаков же видит волю Божию во всём законе; нарушение любой его части есть преступление этой воли и, следовательно, грех.

Иаков даже говорит, что этот закон — закон свободы.

«Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы»

Многие христиане думают иначе. И недаром, ведь даже сам известный Лютер предлагал убрать послание Иакова из канона Нового Завета. Он пишет об этом послании: «Послание Иакова толкает вас лишь к закону и свершениям. Он настолько смешивает одно с другим, что, я предполагаю, один добродетельный и набожный человек собрал несколько высказываний учеников апостолов и записал их, а, может быть, послание написал кто-нибудь еще, записав чью-то проповедь. Он называет закон законом свободы. В то время как Павел называет его законом рабства, гнева, смерти и греха.

Христианину трудно понять, как это Закон может быть законом свободы.

И, тем не менее, мы читаем, что этот закон бьет, подобно источнику из сердца человека, возрожденного Духом святости. Из того места который Бог записал эти Слова. Это большая разница, когда ты вынужден делать что-то, что надо, потому как нет другого выхода. И тем, когда ты делаешь что-то, из того, что уже и так твоя часть естества.

«Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем». (Рим.10:8) «Настоящий еврей тот, кто таков внутри, у кого обрезано сердце, а это дело Духа, не буквы.

Иаков, продолжая объяснять принцип веры через дела, пишет:

Иак.2:14-26
14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Здесь Иаков рассматривает наиважнейший принцип, балансирующий нашу веру с нашими делами.

Веры нет самой по себе. Если нет дел – нет веры. И чтобы мы не говорили, и как бы мы не думали. Вера мертва без дел этой веры. Это как два крыла птицы – «Вера и дела веры». Оторви одно и она никогда больше не взлетит.… Но сегодня теология превратила учение Иешуа в «лже-благодать».
И Лютер пишет: «Иаков хочет предостеречь тех, которые полагаются на веру и не переходят к действиям и свершениям, но у него нет надлежащих для такой задачи ни вдохновения, ни мыслей, ни красноречия. Он совершает насилие над Священным Писанием и противоречит, тем самым, Павлу и всему Священному Писанию; он пытается достичь законом того, чего апостолы добиваются, проповедуя людям любовь. И поэтому я отказываюсь признать за ним место среди авторов подлинного канона моей Библии; но я не буду настаивать, если кто-нибудь поместит его туда, или поднимет его еще выше, потому что в послании много прекрасных мест. В мировых глазах один человек в счет не идет; разве можно принимать во внимание этого одинокого автора на фоне Павла и всей остальной Библии?»

И хотя это заблуждение, его можно понять.
Ведь это было время разгара жестокой борьбы реформаторов с теми, кто учил о спасении через дела, очищение через индульгенции, потому то это и стало причиной допущенной им ошибки…

Но возвращаясь к посланию, мы ясно видим, что дела наиважнейшая часть в спасении человека. Не делами является спасение, но ими утверждается.

«Я Господь, Я говорю: это придет и Я сделаю; не отменю и не пощажу, и не помилую. По путям твоим и по делам твоим будут судить тебя, говорит Господь Бог» (Иез.24:14)

«Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (Откр.20:13)

26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

«Трактат Авоте написано:

«Когда человек покидает этот мир, его не сопровождают ни серебро, ни золото, ни драгоценные камни и жемчуг — лишь Тора и заслуги за добрые дела, как сказано:
«Когда пойдешь — она поведет тебя, когда ляжешь — станет она тебя охранять, когда проснешься — будет она говорить с тобой». «Когда пойдешь — она поведет тебя» — в этом мире; «когда ляжешь — станет она тебя охранять» — в могиле; «когда проснешься — будет она говорить с тобой» — в мире грядущем».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *