Хвастовство это грех

Хвастовство как качество личности – склонность излишне восхвалять свои достоинства, успехи и прочие качества (иногда мнимые).

Однажды, как гласит предание, к древнегреческому философу Эзопу, попавшему в рабство, обратился с просьбой его хозяин Ксанф. Накануне захмелевший Ксанф похвастался, что сможет выпить море. В ответ на смех сотрапезников он умудрился побиться об заклад и поставить на спор все свое состояние. Утром он с ужасом вспомнил об этом и бросился на колени перед Эзопом: «Эзоп! Умоляю, постарайся, ты же умница, придумай мне какой-нибудь способ выиграть или отделаться от этого спора. Зарекаюсь больше хвастать». Эзоп нашел выход из положения: «Дождись, когда весь народ сбежится к берегу посмотреть, как ты будешь это делать. Когда уже будет полно народу, тогда ты наберешь чашу морской воды, поставишь перед судьей и спросишь: «Так какие у нас условия?» Он ответит: «Чтобы выпить море». Ты спросишь: «И все?» Он ответит: «Все». Тогда ты обратишься к свидетелям и скажешь: «Дорогие мои граждане, в море впадает много рек, и полноводных и многоводных, а я поклялся выпить только море, а не реки, что в него впадают. Пусть мой противник затворит все реки, и тогда я выпью море!» Понятно, что никто реки отвести бы не смог. Ксанф был спасен и больше не хвастал.

К хвастовству у нас относятся снисходительно, как к слабости. И сильный и слабый пол в этом грешен. «Милый! Ты хорошо себя чувствуешь?». Что насторожило супругу? Да то, что муж за сутки ни разу не похвастался, не пел в свой адрес дифирамбы, не оповещал о собственной уникальности и не распускал хвост прочими ему доступными способами. Любопытное наблюдение, не правда ли?

На первый взгляд хвастовство выглядит безобидным, пустяковым качеством родом из детства. Давайте внимательней взглянем на него с двух сторон: со стороны хвастуна, с одной стороны, и со стороны его слушателей, с другой. Посмотрим, зачем хвастун заливается соловьем и как это на нем сказывается. Одновременно посмотрим, как хвастовство сказывается на его близких людях и вообще окружающих.

Однажды в поезде я разговорился с соседом по купе, и он поведал мне историю. У него был приятель еще по совместной службе в армии. Жизнь разбросала их по стране: мой рассказчик жил в Москве, а его друг в Новосибирске. В одном из писем он нахвастал ему, что легко может достать путевки в санаторий в любой момент, что все у него схвачено и все за все заплачено. Словом, что он крутой и схватил бога за бороду. Приезжай, друг, все будет в ажуре. Друг взял да и приехал. И не один, а с женой и сыном. Дальнейший рассказ попутчику давался с трудом. Стыд не ушел в прошлое. Он жег его душу и сейчас. Никаких путевок он достать не мог. В те годы это было не реально без «блата», а его как раз и не было. Он притворился мертвецки пьяным. Приятель, не подозревая фиаско с путевками, переночевал в гостинице и утром повторил визит. Мой попутчик передал через жену, что срочно уехал в командировку. Больше они никогда не виделись. В сухом остатке последствиями хвастовства для попутчика стали чувство ноющего стыда, удар по самооценке, разрушенное самоуважение и не проходящее чувство вины. Для сибиряка хвастовство приятеля вылилось в жестокую душевную травму, унижение, неловкость перед женой и сыном, обиду, а может быть и ненависть. Сколько длительных негативных переживаний и молниеносных залпов отрицательной энергии спровоцировало, казалось бы, безобидное хвастовство?

А вот рассказ одной женщины. Меня очень сильно раздражают хвастливые люди. Раздражают до такой степени, что я потом день, а то и больше не могу успокоиться, не могу ни на чем сосредоточиться, а если они еще и попадаются в неблагоприятный период жизни, то вполне могут меня повергнуть в депрессию. Думаю, знаю, откуда это пошло, но не знаю, как с этим бороться. У меня отец был таким человеком. Он все время хвастался перед другими, а мы с братом слушали, понимали и видели, что он сочиняет, лжет, преувеличивает и нам казалось, что все остальные тоже понимают, и от этого было очень стыдно. Но сказать ничего отцу мы не могли, потому что во многом он был хорошим отцом. Причем он иногда так захвастывался, что даже у нас возникали сомнения, а может на этот раз и вправду он герой, мы же не видели. Но наши сомнения рассеивались при первых же семейных трудностях, когда от него требовалось мужество и действия. Он сразу начинал кричать, всех во всем обвинять, ставить себя в пример словесно и ни разу не проявил мужских качеств, спокойствия, не оказал даже моральной поддержки, не говоря уже о чем-то другом. И вот теперь, когда я встречаю таких людей, я просто выхожу из себя, но тихо, ничего им не говоря, потому что не нахожу, что сказать. Все бы хорошо, но парадокс в том, что они очень часто попадаются мне на пути, и я не могу научиться бороться с такой своей деструктивной реакцией. Я готова работать над собой в поте лица. Мне, действительно, мешает жить такая моя реакция.

У женщины занозой в душе сидит обида на отца за его несостоятельность. Она до сих пор проецирует на всех мужчин те слова и чувства, которые так и не высказала отцу. Они стали заложниками ее комплекса. Женщина превратилась в коллекционера хвастунов. Хвастовство отца породило чувство обиды, унижения и боли за его несостоятельность. Кроме того, женщина приобрела навязчивое состояние (комплекс) недоверия ко всем мужчинам. Хвастун отец хотел казаться внушительным и представительным, чтобы скрыть низкую самооценку. Репутация хвастуна провоцировала его на агрессию. Словом, комок негативных эмоций и никакого счастья. Одна только двусторонняя обида и боль.

Рассказанные истории свидетельство того, что хвастовство – это не безобидное качество личности, а травмирующая линия поведения, как в отношении самого хвастуна, так и в отношении его слушателей. Хвастовство провоцирует к разматыванию целый клубок негативных эмоций: зависть, обиду, неприязнь, презрение, отвращение, злобу и многие другие.

Женщины давно осознали, что хвастуна проще простого заманить в брачные сети, если ему постоянно льстить, хвалить и одобрительно поддакивать. Жена В. Маяковского Лиля Брик точно подметила: «Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают. И разрешить ему то, что не разрешают ему дома. Например, курить или ездить, куда вздумается. Ну а остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье». Тактика «кто похвалит меня лучше всех» действительно работает.

Интересно, есть ли в хвастовстве избыточная значимость?

Хвастовство — качество личности, представляющее собой излишнее преувеличение своих достоинств, успехов и прочих качеств. Хвастливый человек специально выставляет напоказ какие-то свои качества, с целью выделиться среди других, получить одобрение. Характерно практически всем людям в детском возрасте. Ожегов в своем словаре определял хвастовство, как — «Неумеренное восхваление чего-нибудь своего, своих достоинств».

Есть ли в этом способе поведения позитивное намерение? Безусловно. Человек стремится к вниманию и одобрению окружающих для того, чтобы чувствовать свою важность и уникальность. В детстве хвастовство вполне объяснимо. Мальчики стремятся выделиться в своей среде и в ней утвердиться, демонстрируют перед девочками свою силу и ловкость. Хвастовство — это своеобразный поединок со сверстниками. Хвастая, мальчишки проявляют состязательность и начинают осознавать свою индивидуальность. Девочки хвастаются новыми туфельками или платьицами. Таким образом, дети учатся самовыражению. С возрастом хвастовство проходит, но не у всех. У многих это качество становится нормой поведения и, в конечном итоге, начинает играть пагубную роль.

К хвастунам люди относятся почти всегда отрицательно. Это и понятно: хвастовство дружит с бесчестностью. Вспомним Голохвастова и Проню Прокоповну – героев кинокомедии «За двумя зайцами». История про молодого цирюльника Голохвастого, который, проигравшись по крупному в карты, решает поправить свои финансовые дела выгодной женитьбой. Орудием достижения цели он выбирает хвастовство.

Хвастаясь, легко можно перейти Рубикон и приобрести манию величия. Как одно из проявлений гордыни, хвастовство вызывает у окружающих людей зависть и другие негативные чувства. Оно постоянно будет привлекать такие ситуации, в которых вас будут стремиться унизить. В этом аспекте вся безобидность хвастовства пропадает. Зависть – это уже мощная отрицательная эмоция.

Если даже очень захотеть оправдать хвастовство, свести его к простой слабости, не получится. В сухом остатке все равно останется комплекс неполноценности. Источником хвастовства была и остается ущербная, низкая самооценка. У хвастуна может быть все в полном ажуре: успешность, внешняя привлекательность и, тем не менее, в глубине души он может ощущать себя неудачником. Чтобы почувствовать себя на коне, хвастун начинает распространяться о своей уникальности, гениальных планах и намерениях. Как только он ощутит флюиды восторга слушателей, цель достигнута: самооценка взлетает вверх. В этом случае мы наблюдаем сознательное поведение посредством хвастовства обмануть самого себя и повысить в собственных глазах свою самооценку. Хвастовство в такой причудливой форме борется с комплексом неполноценности.

Низкой самооценкой достаточно сложно объяснить случаи, когда встречаешь людей, уверенных, что солнце восходит только для того, чтобы посмотреть, как они проснулись. Хвастают они с перехлестом, их несет — дух захватывает. Причина этой формы хвастовства – глупость и неадекватная самооценка.

Хвастовство может использоваться как манипуляция. С помощью намеренного хвастовства можно спровоцировать зависть, раздражение. Хвастун действует по принципу: продемонстрируй людям свое счастье, и ты отравишь им жизнь. К примеру, хвастун наметил цель отомстить своим «друзьям». Для этого ему надо хорошенько приукрасить свою жизнь. Я в шоколаде, а вы черви смердящие. Друзья – завистники потеряют покой и сон. Жизнь для них потеряет смысл. Хвастун добился своей цели.

Чем опасна завышенная самооценка

Если вы смогли достичь материального благополучия, это вовсе не означает, что вы лучше того, кто не имеет того же, что и вы.

Любой человек может оказаться гораздо богаче вас духовно, он может, не обладая серьезным, в вашем понимании, достатком, быть много счастливее вас, потому что он прожил свою жизнь в гармонии. Если вы смогли достичь крупного успеха, направьте свои возможности на помощь другим людям, которые нуждаются в помощи. Восхваление собственных достижений, постоянное хвастовство перед окружающими способно подавить людей из вашего окружения.

Стремясь сообщить о своих успехах, вы можете поселить в другом человеке неуверенность и недовольство самим собой. В результате это приведет к тому, что с вами постараются сократить общение или вообще прекратить его. Ваши достижения видны и без того, что вы сообщаете о них. Если вы хотите сохранить общение с близкими вам людьми, не обязательно хвалиться собственными успехами. Пусть в вашем обществе людям будет комфортно и спокойно.

Завышенная самооценка способствует возникновению мыслей о том, что человеку незачем больше учиться. Он и так все знает и все может. Однако, как бы человек не был уверен в своих знаниях, считать, что учиться больше нечему – это большая ошибка. Приняв решение прекратить свое дальнейшее обучение, человек останавливается, он перестает двигаться в направлении развития. Всегда есть люди, обладающие более глубокими познаниями, чем мы. Остановка равнозначна пути назад. Какое-то время человек будет оставаться на плаву, но с приходом других, более активных и интересующихся личностей, он очень быстро потеряет свои позиции.

Потеря сосредоточенности – еще одно из последствий гордости. Двигаясь к поставленной цели, человек должен видеть следующую. И так до бесконечности. Если достичь определенного результата и остановиться на достигнутом – это начало пути назад. Новая цель дает толчок к развитию. Ее отсутствие – разрушает.

Страсть к богатству в православии

Что такое сребролюбие в православии? Это одна из восьми главных страстей. Сребролюбие — антипод любви. Не может человек любить кого-либо и что-либо, если он помешан на деньгах. Даже если такой человек внешне кажется набожным, ходит в храм, посещает святые места, какой толк от этого?

Приходит такой богомолец на службу, а у ворот храма нищий стоит. Человек делает вид, что не видит его и быстро проходит мимо. А в храме ни свечки не купит, ни записки за своих близких не подаст. Он воображает, что присутствуя на службе, молится за весь мир. А это не так. За весь мир молятся святые подвижники. На Афоне, к примеру, или на Валааме. Которые ночами в молитве пребывают, для отдыха на стул опираются. А мы? Какие мы молитвенники? Дай бог, раз в неделю, по воскресеньям в церковь выбираемся. И мимо нищих бегом пробегаем.

Почему многие беды происходят из-за денег? Не столько из-за их наличия, сколько от жадности до них. Потому, что сребролюбивый человек становится слеп. Он ничего не видит, кроме денег. Он ненавидит тех, кто по его мнению, хочет лишить его материальных благ. Если такому человеку указать на его погибельное состояние, он возненавидит того, кто это делает.

Это как случай с окном и зеркалом. Одному мудрецу задали вопрос, чем страшен грех сребролюбия. Он подвел спрашивающего к окну и попросил описать, что тот видит. Человек описал красивую осеннюю природу за окном. Тогда мудрец провел его к серебряному зеркалу и задал тот же вопрос. На что был дан ответ: я вижу себя. Мудрец улыбнулся и сказал, что всего несколько грамм серебра, а уже ничего не видишь, кроме себя.

Так и сребролюбивый человек. Он уже ничего не видит, кроме своих нужд в деньгах.

Бедняк и злато

Что такое сребролюбие, мы теперь знаем. Это неуемная жажда богатства, привязанность к нему. Но возникает вопрос: при чем тут бедность? Все просто. Бедный человек, страдающий от данной страсти, любит деньги. Но любит, как недосягаемый объект. Знаете, есть такая любовь по отношению к человеку: по нему вздыхают, его обожают, завидуют тем, с кем он рядом. И понимают, что сами никогда не будут находиться рядом с этим человеком.

Так же и с деньгами. Бедняк начинает завидовать тому, кто богаче него. Вздыхать и думать, какая у него жизнь плохая. Роптать, почему у него денег нет, и ничего нет, а вот у того-то есть. В итоге, этот бедняк становится злым и очень завистливым. Вся его жизнь проходит не в труде и молитве, а в ропоте и зависти.

Наверное, каждому из нас иногда бывает завидно. Например, смотришь фотографии в «Инстаграме» и видишь, что бывший одноклассник на шикарной иномарке ездит. И ребенок у него одет в дорогую одежду, и сам он прекрасно выглядит. А у тебя советская машинка, работаешь на заводе, а отдых не в жарких странах, а на даче. В лучшем случае в Турцию раз в год выбираешься.

Становится как-то обидно. А чего обижаться? И главное — на Кого? На Бога, который дает нам столько, сколько нам нужно? В холодильнике стоит кастрюля супа, сковородка со вторым, лежат фрукты и сладости. Разве бедный человек может себе позволить такое питание? Значит, ты уже не нищий. Сын ходит с хорошим телефоном, несмотря на то, что папа работает на заводе? Едва ли у детей бедняков есть хоть какие-то телефоны. Здоровье богатырское? Слава богу. Не ропщи — ты богат. Некоторые могут только мечтать о том, то есть у тебя.

Раздел 2. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ХВАСТОВСТВО СМЕРТНЫМ ГРЕХОМ

Со вторым обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что хвастовство является смертным грехом. Ведь сказано же : «Кто хвастается надменно, тот разжигает ссору» (Прит. 28, 25). Но разжигание ссоры является смертным грехом, поскольку Бог ненавидит того, кто сеет раздор (Прит. 6, 19). Следовательно, хвастовство является смертным грехом.

Возражение 2. Далее, все, что запрещено законом Божиим, является смертным грехом. Но глосса на слова : «Не возноси себя в помыслах души твоей» (Сир. 6, 2), говорит: «Сие есть запрет хвастовства и гордыни». Следовательно, хвастовство является смертным грехом.

Возражение 3. Далее, хвастовство – это своего рода ложь. Но оно не является услужливой или шутливой ложью. Это очевидно из самой цели лжи, поскольку, как говорит Философ, «хвастун приписывает себе больше, чем у него есть, иногда безо всякой цели, иногда ради славы или чести, а иногда ради денег». Отсюда понятно, что оно не может быть услужливой или шутливой ложью; следовательно, оно суть злонамеренная ложь, и потому оно всегда является смертным грехом.

Этому противоречит следующее: как говорит Григорий, хвастовство возникает из тщеславия. Но тщеславие – это не всегда смертный грех, в некоторых случаях оно – грех простительный, от которого могут быть свободными только те, которые достигли наибольшего совершенства. Ведь сказал же Григорий, что «только достигшим наибольшего совершенства дано посредством своих внешних дел обретать славу так, что при этом внутренне они нисколько не превозносятся от сыплющихся на них похвал». Следовательно, хвастовство не всегда является смертным грехом.

Отвечаю: как уже было сказано (110, 4), смертным грехом является тот, который противен любви к горнему. Поэтому хвастовство можно рассматривать двояко. Во-первых, само по себе, и в этом смысле в одних случаях оно является смертным грехом, а в других – простительным. Оно является смертным грехом тогда, когда хвастовство человека противно или славе Божией (как было велено передать царю Тира: «Вознеслось сердце твое, и ты говоришь: «Я – «бог»»» (Иез. 28, 2)), или любви к ближнему (как когда человек, хвастаясь о себе, при этом оскорбляет других, как это имело место с тем фарисеем, который говорил: «Я – не таков, как прочие люди (грабители, обидчики, прелюбодеи) или как этот мытарь» (Лк. 18,11)). В других же случаях оно является простительным грехом, а именно когда хвастовство человека не связано с тем, что противно Богу или ближнему. Во-вторых, его можно рассматривать со стороны причины, а именно гордости, желания наживы или тщеславия. Если хвастовство проистекает из гордости или такого тщеславия, которое является смертным грехом, то тогда оно тоже будет смертным грехом, а если тщеславие простительно, то и оно будет простительным грехом. Подчас же человек прибегает к хвастовству из-за желания наживы, и по этой причине он, похоже, стремится обмануть и причинить ущерб ближнему, и потому хвастовство этого вида, как правило, является смертным грехом. Поэтому Философ говорит, что «тот, кто хвастается ради денег, более непригляден, чем тот, кто хвастается ради чести или славы». Однако и оно не всегда является смертным грехом, поскольку выгоду можно получить и без причинения ущерба другому.

Ответ на возражение 1. Хвастовство ради разжигания ссоры является смертным грехом. Но иногда хвастун обусловливает ссору не преднамеренно, а акцидентно, и тогда ссора не делает хвастовство смертным грехом.

Ответ на возражение 2. В этой глоссе идет речь о том хвастовстве, которое проистекает из гордости, и оно является смертным грехом.

Ответ на возражение 3. Хвастовство не всегда является злонамеренной ложью, но – только тогда, когда оно противно любви к Богу или ближнему – либо само по себе, либо в своей причине. То хвастовство, от которого человек просто получает удовольствие, по словам Философа, дело пустое, и потому его можно считать шутливой ложью (если, конечно, оно не предпочитается любви к Богу, когда ради хвастовства презираются заповеди Божий; в таком случае оно противно горней любви к Богу, к Которому наш ум должен стремиться как к своей конечной цели). Хвастовство ради славы или пользы, если оно не причиняет ущерба другим, может рассматриваться как услужливая ложь, в противном случае оно является злонамеренной ложью.

Богатство — это грех

Мы выяснили, что такое сребролюбие. А теперь давайте подумаем, грешно ли быть богатым?

Начнем с того, как заработано это богатство. Допустим, живут два бизнесмена. Один свой бизнес ведет честно. А второй изворачивается, ищет «левые» источники дохода, обижает своих сотрудников заработной платой, условия труда у них рабские. И при этом, данный бизнесмен думает только о выгоде. Какое там нищему подать или просто нуждающемуся помочь? Ему надоела красная икра на завтрак, бриллиантовую подавай. А жене нужна машина новая. И не за три миллиона, а за шесть.

Первый же бизнесмен никакого «левого» дохода не имеет. Работникам зарплату хорошую платит, печется о комфортных условиях труда для них. Питается просто, не гонится за дорогими машинами, десятой по счету квартирой или пятнадцатым особняком. В церковь жертвует деньги, помогает тем, кто в этом нуждается. Детскому дому часть денег отдает, строго следя за тем, чтобы средства эти до деток доходили, а не сотрудникам в кармане оседали.

Вроде два человека, два бизнесмена. Только первый не привязан к благам материальным, а второй — сребролюбием страдает. Ему богатство не полезно, и не принесет ничего хорошего.

Гордость и гордыня в чем разница

Такое чувство как гордость помогает проявиться положительным чувствам: сочувствие, справедливость, патриотизм. Гордыня же наоборот способствует выявлению негативных эмоций: ненависть, завистливость, пренебрежение. Гордый индивид стремится быть честным и справедливым. С таким человеком можно и посоветоваться и за помощью обратиться. Горделивый же думает только о себе. Не способен ни понять, ни помочь.

Еще одно различие – достижения. Такое чувство как гордость возникает только если человек взаправду чего-то добился. Он четко оценивает свои возможности и гордится достигнутыми целями. Горделивый же человек гордится надуманными достижениями.

Причины гордыни

Современное общество формирует мнение, что женщина может обходиться без мужчины. Женская гордыня не признает семейный союз – замужество, в котором мужчина глава и его мнение должно быть основным. Женщина в таких отношениях не признает правоту мужчины, явно выдвигает свою самостоятельность как аргумент, и стремится подчинить его волю

Ей важно быть в отношениях победительницей с непоколебимыми принципами. Пожертвовать собственными амбициями на благо семьи, для горделивой женщины недопустимо

Чрезмерный контроль, пиление и женское раздражение по мелочному поводу – отравляют жизнь обоим. Все скандалы завершаются лишь после того как мужчина признает свою вину и женское Эго победит. Если мужчину принуждают, по любому мелочному поводу восхвалять превосходство супруги, он чувствует унижение. Его любовь угасает – возникает накал страстей, и он уходит из семьи.

Древнегреческое слово «тщеславие» – ἡ κενοδοξία (kenodoxia) – весьма значащее. Интересно, что его вторая часть та же самая, что и в слове Православие – ἡ ὀρθοδοξία (orthodoxia). То есть, и там и там вторая часть – это слово ἡ δόξα (doxa), которое переводится как «мнение», «представление», «слава». Только если Православие – это «правильное мнение» или «правильная слава», то тщеславие дословно с древнегреческого переводится как слава пустая, бесплодная или напрасная. Потому что прилагательное κενός (kenos) именно так на русский язык и переводится – «пустой», «бесплодный», «тщетный», «напрасный».

Таким образом, русское слово «тщеславие» очень похоже по своему словесному составу на греческое. Однако в последнем есть смысловые нюансы, которые в русском аналоге неслышны, или слышны не так отчетливо. А именно, благодаря греческому слову мы видим, что в силу своей пустоты (κενός – пустой) тщеславие может наполняться и использовать для человеческого самовозношения что угодно, даже самые превосходные качества и поступки. Поэтому отцы Церкви считали его тонким, многообразным и изменчивым грехом, с которым крайне трудно справиться. Его повседневное и убийственное коварство в том и состоит, что оно все может обратить себе на пользу и предать обратный смысл любым добродетелям. Ведь «тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх» («Лествица»).

Иоанн Кассиан Римлянин писал, что дух тщеславия настолько разновидный, изменчивый и тонкий, что даже если человек обладает острым духовным зрением, то ему не то что трудно предостеречься от тщеславия, но порой даже его рассмотреть и узнать, заметить в себе. В своем поучении «О борьбе с восемью главными страстями» он сравнивает страсть тщеславия с луком или чесноком: снял с луковицы один покров, а за ним другой, и так до бесконечности.

Таким образом, получается, даже исходя из звучания древнегреческого слова, что тщеславиться можно чем угодно, любыми добрыми делами (которые тогда служат скорее к погибели, чем ко спасению): помощью нуждающимся и делами милосердия, постом, мудростью, верою, даже своим смирением – незаметно для себя превращая его в свою противоположность: «Все другие страсти, будучи преодолеваемы, увядают… Но эта, будучи поражена, с большим ожесточением восстает на брань, и когда почитается испустившею дух, чрез смерть свою делается еще более живою, здоровою и мощною.

Прочие страсти тиранствуют только над теми, которых победили в борьбе; а эта победителей своих еще ожесточеннее теснит… В том особенно и видится тонкая хитрость врага, что по его козням воин Христов падает от собственных стрел, после того, как сам он не мог его победить своими вражескими оружиями» (Иоанн Кассиан Римлянин. «О борьбе с восемью главными страстями»).

Тщеславие – «начало и предтеча гордости (Иоанн Лествичник) потому, что представляет собой любовь к своей славе, к хвалам в свой адрес. Хвалиться можно, например, собственными дарованиями и талантами, своими природными способностями – остроумием, хорошей памятью, хорошим воспитанием и т.д. Другое дело, что это все-таки получено нами без особого труда с нашей стороны. По большому счету это дар свыше, и собственной заслуги в этом нет. Даже своими добрыми делами хвалиться не стоит, потому что они бесполезны без спасения, а оно может быть только от Бога. Поэтому и говорил апостол Павел, что хвалящийся пусть хвалится только Господом: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.

От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 26-30).

На заставке фрагмент фото woodleywonderworks.

Кем был святой Гордий

Жил Гордий в III-IV веках в Каппадокийской Кесарии, родился в христианской семье. В юношеском возрасте пошел служить в армию. Так как проявлял особенную храбрость и воинское искусство, довольно быстро был назначен на должность командующего центурионом (центурией).

С началом IV века, когда начались гонения на христианство, Гордий все бросил – многочисленных рабов и богатое наследство, родственников и друзей, воинскую службу и звание, жизненные блага.

Он принял решение уединиться в пустыне. Но там его нашли, схватили и подвергли страшным пыткам за то, что открыто поддерживал христианскую веру. Был казнен усекновением головы мечом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *