Христианская традиция

I. Определение

Христианская этика – это осмысление моральных поступков людей, основанное на том, что говорит нам Священное Писание.

Абсолютно ясным представляется нам призыв Писания к доброму поведению: «мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иак. 3:13). Добродетельная жизнь христианина, проявляющаяся в его отношениях, характере, поведении и внешнем виде, должна быть настолько очевидной, чтобы окружающие его люди перестали злословить христианство, а, наоборот, «увидя добрые дела…, прославили Бога в день посещения» (1 Пет. 2:12).

Однако в наше время множество христиан, пренебрегая Божьим повелением «быть неукоризненными и чистыми чадами Божьими, непорочными среди строптивого и развра-щенного рода» (Флп. 2:15), прельстилось тем, что никак нельзя назвать христианской моралью. Поэтому христиане должны осознать ответственность за свои поступки, прежде всего перед Богом, перед ближними, и научиться правильно вести себя везде: в семье, в церкви, на работе и в обществе.

II. Основание христианского поведения

1. Мир Евангелия – это мир тайны, заключенной внутри человеческого сердца. Именно там происходят все основные преобразования, и только они по-настоящему ценны в глазах Божьих. Отметим, что нравственность христианина далека от показной внешней праведности фарисеев, которых и сегодня так много вокруг нас:

1) Фарисеи нередко творили добро не столько перед лицом Божьим, сколько из стремления услышать похвалу людей (поэтому Господь называет их «лицемерами» или «лицедеями»).

2) Они придавали большее значение обрядам, чем «важнейшему в законе»: спра¬вед-ливости, милосердию и вере.

3) Они превращали свою праведность в инструмент для власти над другими людьми. Фарисей из притчи (Лк. 18:10 и след.) осуждается не за то, что он соблюдал заповеди, а за то, что ставил это себе в заслугу, полагая, что выполнил «условия договора» с Богом. Формально он не нарушал заповедей, но по существу оказался дальше от Бога, чем мытарь, так как в «закваске фарисейской» полностью исчезал дух смирения и покаяния.

2. Христианская вера не ставит границ нравственному возрастанию человека (в то время как нравственность фарисеев ограничивалась 613 заповедями). Идеал христианина выражен в словах: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5:48). Этот идеал был не отвлеченным, а воплотился в реальной личности Иисуса Христа. «Научитесь от Меня», – говорит Он (Мф. 11:29). Он не только Сын Божий, Спаситель и Учитель, но и живой конкретный Человек, и Его пример служит для верующих в Него путеводным знаком.

3. Люди призваны трудиться над собой, прилагая к тому определенные нравственные усилия, но без Божьего участия эти труды были бы тщетны.

1) Преобразования в характере, отношениях, поведении и внешнем облике христианина происходят через веру силой Духа Святого. Хотя человек по замыслу Творца является носителем образа Божьего, но в силу греховности человека этот образ настолько искажен в нас, что никак не отражает в себе Славы и величия Господа. Христос не учит о человеке как о существе добром от природы: грех коренится в его сердце и делает его своим рабом. Путь избавления от греха есть путь к свободе: «итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36). Первый шаг на этом пути – покаяние. С призыва к нему и начинает Христос Спаситель Свою проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Когда Он говорит, что пришел призвать «не праведников, но грешников» (Мф. 9:13), Он имеет в виду людей, которые, подобно мытарю из притчи, осознают свою греховность. Не случайно этот мытарь противопоставлен самодовольному фарисею, человеку, считающему себя праведным и самодостаточным.

2) Основа христианской нравственности заключается в победе над эгоизмом, в «отвержении себя» во имя любви к Богу и ближнему. Потому главная черта нравственного облика христианина может быть определена одним словом – любовь. Призыв к такой самоотверженной любви Господь называет Своей «новой заповедью»: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). Как Сам Он пришел для служения людям, так и они должны не властвовать, а в смирении служить друг другу.

Итак, основанием правильного поведения человека являются его личные отношения с Богом. Обычно мы называем это духовностью. Желание Бога сделать эти отношения настоль-ко прочными и близкими, чтобы нас не осуждали не только окружающие люди, но даже наши собственные сердце и совесть (1 Ин. 3:20, 21). Потому огромным позором является, когда возрожденные христиане вместо того, чтобы показывать миру образец морали и поведения, поступают не в соответствии со своим званием и бесславят Господа: «и через них путь истины будет в поношении» (2 Пет. 2:2).

Библия учит нас отношению к старшим, начальствующим, в целом к государству, к бедным и больным, к природе, которая нас окружает, к деньгам и богатству, материальным вещам и т. д. Нет таких сфер в жизни человека, куда бы не проникал свет Божьего Слова. Многому (если не всему) мы учимся в церкви, поэтому мы должны правильно относиться к тому учению и наставлению, которое слышим с кафедры.

III. Христианин – человек высокой культуры

1. Поведение в обществе

«Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14) – эти слова Христа из Нагорной проповеди являются нормативными для каждого, кто называет себя Его последователем.

1) Недопустимо, чтобы христианин вел себя грубо или вызывающе с людьми, хамил или привлекал к себе излишнее внимание громким смехом, повышенным тоном речи, шокирующей прической или одеждой. Нельзя быть навязчивым и бестактным при разговоре. Будем помнить, что истинное украшение христианина – скромность и смирение.

2) В общественном транспорте быть внимательным и терпеливым, особенно к людям пожилым, больным и немощным, уступать им место, помогать при выходе и входе.

3) Во время движения по дороге – как пешеходам, так и водителям – соблюдать правила, быть взаимовежливыми, не подвергать необоснованному риску жизнь и здоровье людей.

4) Бережное отношение к природе как к творению Божьему и среде нашего обитания должно быть нормой жизни христианина. Недопустимы браконьерство, вырубки, поджоги, загрязнение.

5) Не должно быть крайностей в отношении к животным – от жестокости до неразумного обожания, когда «любимца семьи» превращают в идола. Иногда квартира просто превращается в зверинец из-за излишней сердобольности некоторых христианок.

6) В отношениях с соседями быть открытыми, гостеприимными, доброжелательными.

7) В финансовых вопросах необходимо быть верным и пунктуальным как в оплате тех или иных услуг, так и в возвращении долгов. Недопустимы взятки, азартные игры (игральные автоматы, рулетка, игральные карты, домино, суперлото и т.д.), расточительство, дача денег под проценты неимущим и нуждающимся.

8) Христианин должен принимать посильное участие в общественной жизни и стре-миться к совершенству во всяком предпринимаемом им деле: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» (Кол. 3:23, 24). Надежность и добросовестность в исполнении своих обязанностей на работе, отсутствие опозданий, прогулов должны стать отличительной чертой верующего.

9) Христианин всегда (если нет противоречия со Словом Божьим!) должен являть пример образцового и законопослушного гражданина своей страны: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1).

2. Поведение в собрании

Христиане обязаны вести себя прилично везде, но особенно в доме молитвы, который наречен Домом Божьим.

1) Бережное и благочестивое отношение к молитвенному дому.

Христиане не должны поклоняться культовым зданиям, но тем не менее относиться к домам молитвы с почтением и бережливостью. Здания церквей и домов молитвы должны рассматриваться нами как особое благословение от Господа, а труд братьев и сестер по поддержанию этих зданий в чистоте и порядке должен уважаться и благословляться. Недопустимо, чтобы здания молитвенных домов приходили в запустение (Агг. 1:2–7).

2) Поведение в молитвенном доме:

  • идя в церковь, нужно быть прилично одетым, чистым и опрятным;
  • не разрешается приходить на богослужения в шортах, в открытых майках;
  • братья во время служения не должны быть в головных уборах;
  • неуместно в церкви громко разговаривать, смеяться, стучать стульями и дверями;
  • супругам неуместно публично подчеркивать свои чувства;
  • при встрече христианам хорошо не просто говорить «здравствуйте» или «доброе утро», а приветствовать друг друга словами «мир Божий вам!», «благодать и мир вам!»;
  • приходя в места проведения собраний, мы должны быть настроены на общение с Богом, готовы к слушанию Его Слова, а потому всякие внешние раздражители, такие как мобильные телефоны, на время собрания выключать;
  • вряд ли кто-то отважится пойти на прием к государственному чиновнику с жевательной резинкой во рту, щелкая семечки, но, к сожалению, некоторые христиане позволяют себе подобное при встрече с Господом;
  • особым неуважением к Богу является регулярное и беспричинное опоздание на богослужение и преждевременный уход с него во время проповеди или призыва к покаянию, что отвлекает и проповедника, и слушающих его.

3) Поведение детей.

В Евангелии от Матфея Господь Иисус Христос со всей определенностью запрещает останавливать детей, желающих приходить к Нему: «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14). Более того, родители обязаны приводить детей на служение. Однако это налагает на них большую ответственность за воспитание и привитие своим детям основных правил приличия и поведения в общественных местах. Родители должны научить своих детей вести себя тихо и благоразумно, так чтобы их поведение не мешало слушать или выступать другим.

4) Молитва.

Внешний вид и поведение ветхозаветного служителя в момент предстояния пред Господом был четко определен и оговорен Законом, но определяющей характеристикой была святость. Современным христианам также стоит считаться со святостью момента обращения к Господу, а потому их внешний вид, поза, манера обращения должны быть соответствующими «…все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40).

Таким образом, пред Богом, в церкви, в обществе, среди неверующих, в семье и на всяком месте христианин должен вести себя с осознанием того, что глаза Господа всегда устремлены на него: «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Пр. 15:3).

Нередко в храме можно услышать вопрос: «Существуют ли какие-то специальные православные правила, которые должен строго выполнять каждый верующий?». Начнем с того, что церковь – не армия, а христианство – религия свободных людей, и здесь не может быть каких-либо принуждений. Строгие ограничения, безусловно, существуют, но касаются они, в основном, монахов, которые добровольно идут на усиленный подвиг, подразумевающий в том числе и выполнение православных правил: обетов, а также усердного молитвенного и физического труда. Что касается нас с вами, простых мирян, для нас установлено лишь одно строгое правило: стараться любить Бога, насколько это возможно. Именно к снисканию этой любви в собственных душах направлены все усилия православных христиан, а различные обряды служат лишь для того, чтобы помогать в этом. В то же время, невозможно кого-то любить, и не выполнять при этом определенные действия. Например, если мы любим родителей, то обязательно позвоним им хотя бы пару раз в неделю, и по возможности заедем в гости в выходные. Если мужчина любит женщину – он непременно будет оказывать ей знаки внимания. Это же касается и религиозных вопросов: не получится называть себя верующим, и при этом не выполнять самых элементарных правил православной церкви.

Основные православные правила верующего человека

  • Итак, к первому правилу православной церкви можно отнести частую молитву. Как говорят нам священнослужители, не стоит ждать, пока захочется помолиться – к молитве нужно себя принуждать. Почему так? – спросите Вы. Потому, что желание частой молитвы возникает от любви к Богу, а этот дар еще нужно заработать. Ежедневная молитва как раз и является такой работой – мы обращаемся к своему Творцу иногда через силу, и надеемся, что за наше усердие Он дарует нам искреннюю любовь к молитве.
  • Второе православное правило – причащение Святых Христовых Таин. В этом таинстве верующие соединяются со Спасителем, что позволяет продолжать духовный подвиг дальше. Именно поэтому многие богословы сравнивают причастие с глотком воды в пустыне, который дает силы не упасть, а двигаться дальше.
  • Третье православное правило, логически проистекающее из предыдущего – покаяние. Согласно церковному уставу, к причастию христиане допускаются только после исповеди, поэтому каждому начинающему прихожанину православной церкви следует почитать литературу, которая помогает готовиться к этому таинству: разъясняет, что такое грех, какие бывают грехи, а также подсказывает, как правильно вести себя на исповеди.

Православные правила поведения в церкви

Мы обсудили самые важные православные правила духовной жизни, но, помимо них, в церкви существуют определенные требования, касающиеся поведения верующих в храме во время богослужения. Они обусловлены различными старинными обычаями и обрядами, и поэтому затрагивают все, начиная от внешнего вида, и заканчивая тем, как правильно креститься.

Как известно, правила православной церкви вкупе с культурой не позволяют культурным людям заходить в храм в чересчур открытой и короткой одежде: женщинам в мини-юбках и платьях, с глубокими декольте, на высоченных каблуках, которые будут стучать и отвлекать верующих от молитвы; мужчинам – в шортах, спортивных штанах, футболках с яркими надписями, майках с сильно оголенными плечами и спиной.

Кроме того, православные правила предполагают соблюдение тишины во время богослужения: даже если Вы зашли в церковь, чтобы посмотреть красивые фрески, постарайтесь сделать это так, чтобы не отвлекать остальных: не переговаривайтесь громко, не пользуйтесь фотоаппаратом со вспышкой, не задавайте неуместных вопросов прихожанам. Помните, что храм – в первую очередь Дом Божий.

С тегами: молитва обучение религия христианство

В жизни людей храмам принадлежит особое место. Каждое поколение возвышало свои храмы. Храм – это символ веры, причем символ видимый, осязаемый. Веру искоренить сложно, она в душе человека, а вот храм стереть с земли куда как просто. Если убрать храм – разрушишь символ, а вера исчезнет сама по себе – так, рассуждали, принимая решения об уничтожении церквей.

В дореволюционное время в Мариинске мирно уживались представители различных религиозных концессий: православные, католики, иудеи, мусульмане. Они имели свои храмы (за исключением мусульман, мечети не было в городе).

Православные имели: Никольский собор, церковь «Во имя всех святых», в тюремном деревянном замке приписную церковь «Утоли мои печали», была часовня святого Пантейлемона.

Католики Римско-Католический храм, иудеи синагогу.

Храмы были не только украшением города, представляли собой большую ценность, как памятники архитектуры и культуры. К сожалению, их не сохранили для потомков.

Никольский собор

Построенный в 1824 году в селе Кийском, которое в 1857 году обрело статус города и названо Мариинском, храм во имя Николая Чудотворца можно смело назвать народным достоянием – сооружен он исключительно на деньги прихожан. Стоял он близ берега Кии, на углу Большой Московской и Никольской улиц. Это был очень красивый, белокаменный, с куполами храм. На нем было 8 колоколов и их перезвон, особенно в большие религиозные праздники, слышался не только в городе, но и далеко за его пределами. Никольский собор занимал важное место в жизни мариинцев – здесь они принимали крещение, здесь венчались, здесь их отпевали, когда они покидали земную юдоль

Новая власть некоторое время не трогала собор, но в 1934 году, после выхода постановления о запрещении колокольного звона, начался его терновый путь. Причина – звон колоколов мешает работать учреждениям. Старожилы рассказывают, как однажды на площади перед собором появились мужички с лестницами и веревками и стали деловито снимать колокола. Народ окружил храм, из конца в конец по толпе шел шепоток о Божьей каре богоухольникам, старушки крестились, но никто не протестовал. А лишь говорили, что Христова вера учит терпению, послал Господь испытание, значит, грехи велики. Снятие колоколов, по сути, означало начало конца – 14 августа 1936 года собор превратили в зернохранилище. Рассказывают, что власти не разрешили верующим снять иконы, и святые лики, покрывались пылью и грязью, казалось, вопрошали: ведаете ли что творите? Но, думаем, ответа на этот вопрос нет и до сих пор

Куда девалось все имущество собора – неизвестно. Судьба служителей храма такая же, как и многих других. Настоятель собора Иосиф Долматов был репрессирован.

В качестве зерносклада храм использовали недолго – очень уж не приспособлено его помещение для таких целей. И сооружение оставили на поругание – всяк, греха не боявшийся, тащил из собора все, что приглянулось или в хозяйстве годное. Перед войной здание, а вернее то, что от него осталось, передали Мариинской МТС. Старожилы помнят эпопею по разборке стен храма. Сколько положено было трудов, чтобы оторвать хотя бы кусок кладки! Сколько требовалось усилий, чтобы отделить от него отдельные кирпичи! Не раствор держит, передавалось из уст в уста по Мариинску, Господь предостерегает!

Но, как известно, что одним человеком содеяно, другим может быть разрушено. И часть храма унесли по кирпичику к месту постройки мастерских, начали возводить стены. Но едва подвели здание под крышу, кладка стала расползаться. Пытались установить стяжки, не помогло, все равно трескалось. Рассказывают, как однажды подошел к рабочим, который ликвидировал трещины, пожилой мужчина и сказал» «Зря стараетесь, все равно ничего у вас не получится. И будет вам кара Божья за надругательство над святыми камнями». То ли предостережение напугало, то ли нерентабельно стало заниматься добыванием храмовых кирпичей, но собор оставили в покое. На развалинах его играли ребятишки, которые рассказывали матерям, что в этих руинах кто-то часто и жалобно плачет.

Так не стало в нашем городе каменного красивого по своей архитектуре собора как исторического, религиозного памятника. Храм – символ веры – был разрушен, на его месте возвели управление Сиблага.

Кладбищенская церковь

Кроме Никольского собора, в нашем городе был еще один православный храм – церковь «Во имя всех святых», прозванная в народе кладбищенской, поскольку находилась она около погоста и там большей частью отпевали православных. Было у нее еще одно неофициальное название – солдатская. Дело в том, что невдалеке, возле тюремного замка стояли казармы охранной роты, солдаты которой составляли большее число прихожан церкви.

Своим появлением храм обязан иркутскому мещанину Василию Шпочину – именно он, как свидетельствуют документы Томской епархии, внес средства на сооружение кладбищенской церкви в Мариинском Уезде. Почему иркутянин воспылал любовью к Мариинску – неясно. Однако в 1862 году был заложен первый камень, а уже в 1865 году специально посетивший Мариинск епископ Томский Порфирий освятил новопостроенный храм.

А какая красивая была церковь! Само здание – деревянное, с деревянной колокольней, фундамент каменный. Оно гармонично вписывалась в архитектуру тогдашнего Мариинска, большинство зданий которого строилось в стиле русского барокко.

Судя по всему, приход был не из богатых – на солдатские пятаки не очень-то поддержишь великолепие храма. К тому же деревянное здание по прошествии полувека требовало вложений средств на ремонт, а их не находилось. А когда власть переменилась, храмом и вовсе заниматься стало не кому.

В 30-х годах кладбищенскую церковь закрыли, причем тихо, спокойно, не оскверняя принародно лики святых и не разрушая стены. Потом сняли с куполов кресты, а в помещении открыли Дом культуры, просуществовавший в нем до 1958 года.

Почти вековой давности постройка совсем обветшала, но еще держалась, и там разместили спортивный клуб «Динамо». Запахи мира и ладана полностью перебили табачный дым и вонь пота от тел, разгоряченных тренировками спортсменов Долго им пребывать там не удалось – по невыясненным причинам бывший храм загорелся, и в одночасье от него осталось пепелище. В этом «самовозгорании» верующие усмотрели кару небесную за все прегрешения, не мог больше терпеть храм надругательства над своими святыми стенами

Так это или нет, но еще один дом Божий оказался стертым с лица земли. Память о нем сохраняют лишь старожилы, у которых на прицерковном кладбище были похоронены близкие. Правда, сейчас и не догадаться, что тут было кладбище, поскольку место его ныне занято городским садом с развлекательными аттракционами

Кладбищенская церковь канула в Лету, недалеко от места ее расположения планируется возвести Спасо-Преображенский храм. Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий, освятил закладной камень, но строительство все не начато – нет средств, и когда они найдутся, неизвестно. Разве что опять какой-нибудь иркутянин воспылает любовью к нашему городу и подарит ему храм

В нашем краеведческом музее можно увидеть фотографии кладбищенской церкви и Никольского собора.

Кроме них в Мариинске была часовня святого Пантейлемона. Каждое лето от Никольского собора проходило шествие с хоругвями и молитвами к часовне.

Польский костел

Как и православные храмы, католический так же был построен на пожертвования католиков, проживавших в Мариинске.

О закрытии католического костела было принято решение Запсибкрая в 1931 году. В нем говорилось: «Учитывая отказ римско-католического религиозного общества от пользования в дальнейшем католическим костелом в Мариинске и уплаты налогов и сборов, считать молитвенный пункт в католическом костеле ликвидированным, здание костела передать горсовету для использования под культурно-просветительные цели».

Согласно решению, польский костел был закрыт, а впоследствии разобран.

Из него была сделана пристройка к городскому Дому культуры в городском саду (бывшей кладбищенской церкви).

Так Мариинск потерял еще один архитектурный памятник, который украшал наш родной город.

Иудейская синагога.

Кроме христианских, в городе был и иудейский храм-синагога. Евреи имели свой храм, где совершались культовые обряды. Это единственное сохранившееся здание храма, все горожане его прекрасно знают – здесь находился почтамт.

По архивным материалам установлено, что синагога была построена в 1896 году на пожертвования евреев, проживавших в городе Мариинске. В городе в те времена было много торговцев и домовладельцев – евреев. синагога представляла собой двухэтажное каменное здание. На фронтоне и сейчас можно рассмотреть силуэт шестиугольной звезды – иудейского символа – он находится в круге на самом верху. В 1931 году, учитывая добровольный отказ иудейского религиозного общества от использования синагоги считать ее ликвидированной. Здание передали для использования на культурно-просветительские и учебные цели. Был ли это добровольный отказ евреев от синагоги или нет, сейчас трудно судить.

С недавних пор церкви и храмы начали возрождать: строить новые, реставрировать разрушенные временем и людьми памятники, появился интерес к наследию прошлого.

Сегодня в Мариинске снова есть Никольский храм – маленький, вдали от центра города. Будет ли когда-нибудь церковь, похожая на Никольский собор, такая же белокаменная, с тремя алтарями, сказать трудно. А может, все же будет!

Никольский храм

В Мариинске жителям он был больше известен, как польский костел. Он находился на углу улиц М. Горького и Гоголя (кстати, раньше ул. М. Горького и называлась Костельной).

Костел был деревянным, характерной архитектуры готического стиля, построен в 1913 году. На фотографии отчетливо видны посредине здания сплошные снизу доверху окна, а по сторонам по два окна – одно под другим, как бы на первом этаже и на втором этаже. На самом деле здание одноэтажное с очень высоким потолком. На верху здания высокий купол в виде шпиля и на нем крест.


Празднование православных праздников на Руси идет еще со времен Ветхого Завета. Каждый праздник освещает важнейшие события из земной жизни Иисуса Христа и Богоматери, а также память о святых угодниках.
Традиции русского народа в праздновании православных праздников чудным образом переплетаются с обычаями языческих праздников древней Руси, что делает их самобытными, яркими и оригинальными.
Рассмотрим самые популярные зимние православные праздники и связанные с ними традиции.
• Рождество Христово.
Православной церковью праздник отмечается 7 января. Этот праздник посвящен появлению на свет младенца Иисуса Христа и овеян сказочными чудесами.
Издавна на Руси была традиция в этот день заниматься благотворительностью и милосердием, подавать нищим милостыни. Богатые люди устраивали обеды, на которых угощали всех бедных и бездомных. Традиция проявления милосердия в канун Рождества сейчас вновь обретает силу.
Этот праздник характеризуется не шумными и веселыми застольями, а тихим семейным праздником в кругу близких родственников и знакомых. Он ассоциируется с душевным теплом и светом, рождением новых надежд и оптимизмом.
Этому празднику предшествует Рождественский пост. А в последний день поста 6 января, существует традиция не кушать до появления на небе первой звезды. По настоянию церкви в этот день православные должны отложить все свои житейские дела. Поэтому до революции 1917 года этот день считался нерабочим. С 1991 года его вновь реабилитировали и сделали государственным праздником.
В городе и на селе перед праздником заведено убираться в доме и наряжать елку игрушками или сладостями. Для обеденного стола обязательно должна быть припасена чистая или новая скатерть. Домочадцы должны непременно все помыться и одеться во все чистое. Желательно, чтобы в праздничной одежде присутствовала хоть одна новая вещичка для удачи в наступающем году.
Готовят основные традиционные рождественские блюда:
 Сочиво или кутья;
 Холодец из свинины;
 Жаркое из мяса или птицы;
 Запеченный гусь с яблоками;
 Пироги с кренделями и сладкой начинкой;
 Печево в виде фигурок животных.
Всего на столе должно стоять не меньше 12 блюд – это символическое число обозначает количество Христовых Апостолов.
Православная семья в канун праздника обязательно должна посетить утреннее и вечернее богослужение в храме или как его еще называют «всенощное бдение», которое длится всю ночь. После вечерней службы, около двенадцати часов ночи начинается утреня. Она сопровождается молитвами по чину великих праздников с чтением отрывков из евангелия, касающихся Рождества, и поется самый красивый канон в православном богослужении.
Затем начинается праздничная Божественная литургия святого Иоанна Златоуста.
С началом праздничного дня Рождественский пост заканчивается, и верующие могут «разговеться», отведать блюда из мяса.
Весь день принято поздравлять с Рождеством не только своих близких, но и незнакомых людей и желать им здоровья и всяческих благ.
С этого дня начинаются святочные дни.
• Святки.
Святочные дни начинаются с Рождества и длятся 12 дней до Крещения Господня.
Традиции древних славян устраивать праздничные дни в честь языческого бога Святовита сохранились и вошли в жизнь уже православной Руси. Это был самый веселый зимний праздник с пиршествами, увеселениями, колядками и хождением ряженных по улицам.
Святочные дни у православных посвящались памяти о событиях Рождества младенца Иисуса и Крещения Христовых. По христианским традициям работать в эти дни считалось грехом. Православные должны были навещать больных и одиноких людей и оказывать им посильную помощь, подавать нуждающимся милостыни.
У современного русского народа сохранилась традиция ходить друг к другу в гости и дарить подарки, навещать одиноких и престарелых родственников.
В старину молодежь традиционно выходила на уличные гуляния. Парни и девушки группировались в небольшие кучки, ходили по дворам и распевали колядки, прославляя Иисуса Христа и желая процветания и благополучия хозяевам дома, за что щедро одаривались разными угощениями. Такая традиция, к сожалению, осталась только в сельской местности.
Среди девушек и женщин очень распространены были святочные гадания. Гадали, в основном, на будущего жениха или супруга, о замужестве, и о будущем вообще. Девушки уединялись в отдельных помещениях, как правило, это были бани, зажигали свечу и с помощью зеркала пытались увидеть суженого. Существовали и другие различные способы гадания, на воске, на сожженной бумаге, на воде. Святочные гадания очень популярны и у современных девушек и женщин, но в большей мере они носят веселый и шуточный характер.
Святочные дни сопровождаются народными гуляниями. В городах и селах устраиваются ярмарки, где можно приобрести подарки и вкусно поесть, разыгрываются театрализованные представления, организовываются катания на санях и коньках, устраиваются битвы снежками – все это сопровождается весельем и шутками.
• старый Новый Год.
Входит в череду святочных дней. Отмечается 14 января. Этот необычный русский праздник возник вследствие нежелания Русской православной церковью перейти с Юлианского летоисчисления на Григорианское.
У русского народа этот праздник является одним из любимых праздников. Возможно, это связано с каким-то таинством или зовом предков, которые именно в этот день отмечали Новый год и считают его более настоящим и душевным, нежели Новый год 1 января.
Считается, если Новый год отмечался с друзьями в шумной компании, то старый Новый год нужно встретить в тихом семейном кругу.
Православные стремятся посетить божественную праздничную литургию, посвященную великому празднику «Обрезание Господне» и в честь памяти святого Василия Великого, а также началу новолетия.
По ветхозаветной традиции на восьмой день от Своего Рождества Богомладенец был обрезан и наречен именем Иисуса (Спаситель), предреченным Архангелом Гавриилом в день Благовещения Деве Марии, и возвещенном Ангелом праведнику Иосифу. Обрезание у иудеев было равносильно христианскому обряду крещения.
Весь день люди поздравляют друг друга с праздником, и желают благополучия и добра.
• Крещение Господне.
Самый древний праздник православной церкви – Крещение Господне или святое Богоявление отмечается 19 января. Это праздничное событие замыкает череду святочных дней.
По преданиям Пресвятая Троица впервые явилась миру в образе Бога Отца, Сына и Святого Духа, сошедшего на Сына, в образе голубя.
После обряда Крещения в реке Иордань, Иисус Христос дал возможность получения благодати Святого Духа людям, погрязшим в грехах.
По традиции в предпраздничный Крещенский Сочельник должен соблюдаться строгий пост. С появлением первой звезды на вечернем небосклоне, семья собирается за одним столом и начинает трапезу с вкушения традиционного сочива.
В традициях праздника обязательное окропление жилища с молитвами. Окропление следует начинать с иконостаса и далее слева направо, обойдя все углы дома. Это обряд защищает дом от всякой нечисти, которая по окончании Святок пробирается в людские жилища.
В праздник каждая семья запасается «святой водой». Ее хранят рядом с иконостасом и в дальнейшем используют, например, для окропления жилища, больных людей, детей, а также принимают внутрь для очищения от скверны. Святую воду берут в церкви после праздничного богослужения. Считается, что крещенская вода имеет Божью благодать и храниться долгое время.
По православным традициям в Сочельник нужно обязательно присутствовать на службе в храме в честь Крещения и Святого Богоявления.
После праздничной литургии у русского народа существует традиция – купание в прорубях возле родников и рек. Место купания освящается священником. Перед тем как окунуться в воду верующие должны осенить себя крестным знамением три раза. Считается, что искупавшись в водоеме на Крещение, человек очищается от грехов.
• Масленица.
Это широко отмечаемый праздник на Руси, очень многогранный и яркий. В народе ее называют «широкой Масленицей». В православной церкви она зовется Сырная седмица. Отмечают ее на последней неделе перед Великим постом. Духовный смысл этого праздника подготовка верующих к подвигу поста.
На этой неделе нельзя вкушать мясо. Всю неделю Церковь проповедует прихожанам о грехе чревоугодия, непослушания и невоздержания своих страстей.
На масленичной неделе народ вовсю предается веселью и забавам. Уличные гулянья сопровождаются песнями и плясками. По улицам ходят скоморохи, развлекая народ шутками и прибаутками. В селах и городах народ устраивает публичные игрища, где разыгрываются турниры на самого быстрого, ловкого и сильного. Победители получают подарки. Как правило, подарками служат какая-нибудь живность петух, курица или поросенок. Катания на лихих тройках, катания с ледяных горок – все это сопровождается шумным весельем и смехом.
Традиционным угощением масленичной недели считаются блины. В прошлом каждая хозяйка их готовила по своему рецепту, его хранили в строгом секрете и передавали по наследству.
В старину каждый день последней недели перед постом имел свое значение.
Понедельник – встреча. Жители со всех окрестных деревень собирались на встречу в самых людных местах для шуточного веселья и балагана, наряжали соломенное чучело Масленицы. Его развозили по улицам деревень и устанавливали на самом высоком месте.
Вторник – заигрыши. Днем по дворам ходили ряженные с обрядовыми песнями и веником на длинной палке. За символическую плату, чаще всего блинами и пирогами, хозяева двора могли привязать ленточку к венику со своими невзгодами. Уходили ряженные и уносили с собой все горести. Вечером девицы и парни собирались в просторных домах для гуляний и знакомства. В эти дни невесты и женихи должны приглядывать себе пару.
Среда – лакомка. В этот день демонстрировалось кулинарное мастерство выпечки блинов. С утра хозяйки выпекали блины и выносили их на улицу для угощения всех желающих, знакомых и соседей.
Четверг – разгул. Самый пик веселья. Православные гуляли во всю ширь. Разнообразные потехи и шумные пирушки. На столы ставили вино и брагу. К соломенному чучелу относили все свои ненужные вещи и веники с наговорами на ленточках. Молодежь гуляла до утра.
Пятница – тещины посиделки. Нарядные зятья с глубоким почтением приглашали своих тещ к себе в гости.
Суббота – золовкины посиделки. Невестки встречали в своем доме родственников своего супруга. Стол накрывался самыми вкусными угощениями. Это были блюда из рыбы и грибов, всевозможные разносолы, выпечка и, конечно же, блины.
Воскресенье – прощеный день или проводы. Последний день масленичной недели, принято просить прощения друг у друга, и обязательно отпустить и простить все обиды. Веселье продолжалось, но уже ощущалась нотка грусти. Торжественно сжигалась соломенная Масленица и вся рухлядь и веники с наговорами. Люди верили, что огонь унесет все беды и горести, прощались с зимой. Молодежь устраивала прыжки через пламя огня.
В прощеный день принято навещать могилы предков и оставлять на могилах блины. Праздник веселья заканчивался. Утром пепел от костра разбрасывали на поля для хорошего урожая.
Традиции русского народа в праздновании православных праздников, несомненно, очень богаты и калорийны, о них можно рассказывать бесконечно.
К большому сожалению, годы советской власти нанесли негативный отпечаток в эту неразрывную цепочку связи поколений. Многие традиции не соблюдались из-за гонений, устраиваемых государством на православную церковь и верующих людей, но, безусловно, в устном виде каждому последующему поколению наши бабушки и дедушки рассказывали об этом.
И в последние годы видно, что русский народ по крупицам из года в год воссоздает и воплощает в жизнь традиции наших далеких предков, дающие нам духовные силы и мудрость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *