Храмы абхазии

Абхазия

Патриарший собор апостола Андрея Первозванного (Пицундский храм)

Пицундский храм, он же – Патриарший собор Андрея Первозванного, возвышается в пределах государственного заповедника «Великий Питиунт», основанного в 1991 году для сохранения культурного наследия Абхазии.

История храма уходит корнями в IV столетие, когда на месте римского поселения Питиунт была построена первая древнехристианская базилика.

Собор расположился на пересечении двух улиц, ведущих к морю — Кипарисовой аллеи и ул. им. Т.И. Гицба. Вообще, трудно не заметить массивный забор, окружающий музейный комплекс.

Адрес: ул. Гицба 8, Пицунда, Гагрский район, Абхазия.

Свято-Успенский собор (Дранда)

Драндский собор был построен предположительно в VI—VII веках. В Средние века он служил резиденцией епископов. Во время турецкого ига храму был нанесён большой урон, однако он был восстановлен.

Российский и грузинский историк, археолог и этнограф Дмитрий Бакрадзе, посетив Драндский собор в 1860 году, сообщал, что храм был расписан фресками. Однако со временем они полностью разрушились, и во время реставраций храма восстановлены не были.

В 1880 году при соборе был учрежден мужской монастырь, закрытый в 1928 году.

Адрес: Республика Абхазия, Гульрипшский район, село Дранда.

Телефон: +7 940 772-69-42

Проезд:

  • Личным автотранспортом из Сухума в сторону Грузии по посёлка Дранда. На Центральной площади повернуть налево (висит указатель), далее около 800 метров и справа будет виден Драндский собор.
  • На рейсовом автобусе до Ткуарчала, Очамчыры, Гала до остановки «Дранда» (лучше заранее скажите водителю, куда Вы направляетесь), далее 800 метров в гору (есть указатель). 3. С экскурсией, которую можно заказать в любом курортном населенном пункте Абхазии.

Благовещенский кафедральный собор (Сухум)

В 1909 году на средства греческой православной общины города Сухума в центре города начал возводиться крестово-купольный, трёхнефный храм в неовизантийском стиле, строительство которого было завершено в 1915 году. Первоначально храм был освящён в честь святителя Николая Чудотворца и до 1940-х годов именовался как «греческий Никольский храм».

После Второй мировой войны храм стал кафедральным собором Сухумо-Абхазской епархии Грузинской православной церкви. В 1980-х годах при митрополите Давиде (Чкадуа) в соборе прошли значительные работы по реконструкции в связи с чем появился придел в честь святителя Николая и ряд боковых пристроек.

В марте 2010 года в соборе прошли восстановительные работы и установлен позолоченный купол, изготовленный челябинской фирмой ООО «Марион» — «Златосфера».

До 1990 года в соборе хранилась гробница Иоанна Златоуста (позднее была перенесена на место его кончины — в село Коман, в храм Команского монастыря). В соборе также находится икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей.

10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало Благовещенский собор Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.

Адрес: Абхазия, г. Сухум, ул. Абазинская, д. 75

Гагрский Ипатьевский храм (крепость Абаата)

Гагрский храм святого Ипатия (Покровский храм) расположен в крепости Абаата.

Он был построен в VI-VIII веках и относится к числу древнейших культовых сооружений на территории Абхазии.

Фактически находится в ведении неканонической Абхазской православной церкви, принадлежность оспаривается Грузинской православной церковью.

Один из древнейших образцов трехцерковных базилик на территории Абхазии. Пережив период генуэзских факторий и турецкого господства, храм почти полностью сохранил свои древние формы и неповторимый облик.

Адрес: Абхазия, г. Гагра, пр-т Нартаа, д. 17.

Пицундский храм

С образованием Абхазского царства и обретением Абхазской церковью автокефалии в VIII в.н.э., храм становится престольным храмом Абхазии. В X в. н.э. на месте базилики был сооружен новый храм. И сейчас за зелеными остроконечными вершинами кипарисов белеют стены и купол Пицундского собора X в. — крупнейшего раннесредневекового крестово-купольного храма Абхазии, ставшего религиозным центром Абхазии и одним из лучших памятников средневекового зодчества.

Храм Симона Кананита

У подножия Афонской горы, недалеко от искуственного водопада стоит небольшой храм, построенный в период расцвета древней Анакопии. Это уникальный памятник греческого (византийского) церковного зодчества.Самый старый из действующих храмов Нового Афона стоит на левом берегу реки Псырцхи, рядом с известным новоафонским водопадом и электростанцией. Под храмом похоронен апостол Симон Зилот из Каны Галилейской (Симон Кананит), сын Иосифа Обручника, сводный брат Иисуса Христа, проповедовавший в Абхазии. Здесь также погребён царевич Димитрий, брат абхазо-имеретинского царя Георгия.Храм был построен в IX-X веке, внутри него до сих пор можно увидеть фрагменты расчищенных древних фресок.

Бедийский храм

В центре села Бедия, на высоком живописном горном плато, возвышаясь над местностью, стоит Бедийский храм. Высокие отвесные обрывы каменистого плато являются одновременно естественной крепостью с единственным подъездом к храму с западной стороны. Отсюда открывается великолепный вид на побережье Черного моря и вершины Главного Кавказского хребта.Бедийский храм является ценнейшим памятником архитектуры Абхазии. Он был возведен в конце Х века при царе Баграте III в честь Влахернской Богоматери. Этот крестово-купольный храм состоит из четырех подкупольных устоев, апсиды алтаря и прилегающих боковых помещений внутри полукруглые. Снаружи и внутри стены храма облицованы гладкими серо-желтыми песчаниковыми плитами. С внешней стороны восточная стена украшена большим резным крестом. Наличники окон и входов отделаны простой и изящной резьбой, отличающейся разнообразием сюжетов. Богатые росписи, покрывавшие внутренние стены храма, в настоящее время, в основном, утеряны.Достоянием храма, позволяющим точно датировать время его возведения, считался золотой потир (чаша), датируемый 990 годом, на котором сохранилась надпись: «Святая матерь Божья, будь ходатайницей перед сыном твоим за абхазского царя Баграта и мать его царицу Гурандухт, пожертвовавших сию чашу, украсивших сей престол и построивших сию святую церковь, аминь». Поверхность чаши украшена рельефными фигурами Спасителя, Богоматери и апостолов.В ста метрах от храма сохранились развалины большого каменного дворца с остатками сводов и колонн нижнего этажа. На втором этаже находились жилые помещения бедийских эпископов, и, возможно, царя или владетеля. В средние века здесь находилась кафедра епископа, власть которого располагалась на земли между реками Ингур и Галидзга. В XIX веке Бедийский храм с прилегающими к нему постройками был превращен в монастырь.В настоящее время в Бедийском храме ведутся реставрационные работы.

Илорская церковь

Село Илор расположено в 4 км. от г. Очамчыра. Во времена греческой колонизации здесь был город. В настоящее время село наполовину заброшено. Знаменита местная церковь Святого Георгия. Этот храм известен далеко за пределами Абхазии, а у местного населения пользуется особым почетом. Небольшая церковь скромной архитектуры, построенная в XI в., столетиями привлекала паломников, а культ святого Георгия переплетался здесь с культом быка. Древний храм был разрушен в 1638 г., но вскоре восстановлен. Новый храм архитектурно отличался от прежнего. В 1858 г. последний владетель Абхазии князь Михаил Шервашидзе отремонтировад церковь и отреставрировал древнюю ограду из булыжника.Своей славой Илорская церковь обязана чуду.Неаполитанец Арканжело Ламберти побывал в Абхазии в XVII веке. Потомкам он оставил описание необычных обрядов, которые наблюдал в церкви св. Георгия в с. Илор. На пасху бык с золочеными рогами торжественно появлялся в церкви. Затем его убивали и ели, считалось, что его мясо обладает исцеляющей силой и сохраняется свежим в течение нескольких месяцев. А 21 октября (старый стиль) в день святого Георгия, бык чудесным образом оказывался в опечатанной накануне церкви. Таинственное появление быка приписывалось силе Св. Георгия.Илорская церковь в прежние времена была очень богата образами, крестами, церковной утварью и другими сокровищами. Еще во вт. пол. XIX в. там находилась замечательная коллекция золотых и серебряных литургических сосудов. Среди них знаменитая золотая чаша царя Баграта (999 г.)И в настоящее время этот храм остается одним из самых почитаемых в Абхазии. Говорят, что любая просьба, произнесенная в молитвах перед иконами внутри храма, исполнится.

Каманский храм

В 12 км от Сухума на левом берегу Западной Гумисты сквозь густую поросль деревьев проглядывает красный конус колокольни. Это знаменитый Каманский храм X I -XII вв. – объект паломничества, воздвигнутый на месте успокоения в IV в н.э. св. Иоанна Златоуста. В действующем храме хранится каменный саркофаг, в котором был первоначально погребен св. Иоанн Златоуст. Великий богослов был сослан в Колхиду и умер в Камане. Тридцать лет его тело лежало здесь, а затем было торжественно перенесено в Константинополь. Памятник представляет собой однозальное каменное здание. Свод, покоившийся на двух арках, теперь обрушился. Древний храм подвергался обновлению и получил дополнительные пристройки: с севера и с юга были возведены два дополнительных крыла, а с запада – трехэтажная колокольня, перекрытая высоким шатром. В 2002 г . Каманский православный монастырь был возрожден как мужской.

Моквский собор

В 15 км от Очамчиры, к северу от побережья по реке Моква находится одноименное село, знаменитое жемчужиной древней архитектуры Абхазии – Моквским собором Успения пресвятой Богородицы, построенным в период расцвета Абхазского царства, во второй половине X века. Согласно источникам, собор был возведен по приказу абхазского царя Леона III (955-967). О Моквском соборе, широко известном в свое время даже за пределами государства, сохранилось много источников с его описанием. Согласно им собор традиционной крестово-купольной постройки поражал богатством внутренней и внешней отделки: «Стены украшала необычная фресковая роспись. Великолепен был мраморный иконостас с колоннами, превосходны резные карнизы. В центре мраморного пола был выложен круг из красного мрамора и узор в виде расходящихся лучей. Стрелою уходящие столбы из превосходно вытесанного камня, помост, весь устланный белым мрамором без пятен, осколки цветного стекла, остатки карнизов с замечательною резьбою свидетельствуют о большом великолепии и об искусстве, достигшем высшей степени совершенства. Внутри собора – много ценной церковной утвари и икон».

Драндский собор

На северной окраине села Дранда Гульрипшкого района, на возвышенном плато, между построек Драндского Успенского монастыря, возвышается здание главного собора. Этот памятник относится к крестово-купольным четырехстолпным храмам, имевшим в Византии наибольшее распространение в VI-VII веках. Восточный его фасад оформлен тремя пятигранными снаружи выступами апсидам, заключающими в себе алтарь и соединенные с ним проходами боковые помещения – диаконник и жертвенник. Последним в западной части храма соответствует два круглых помещения с глубокими полукруглыми нишами. С запада к ним примыкает обширное продольное помещение – нартекс с хорами на втором этаже. Храм увенчан куполом, покоящимся на низком шестнадцатигранном (снаружи) барабане. Он освещен 36 готическими окнами большой величины. Внутренность храма была расписана картинами из священной истории и образами святых, частично сохранившимися до сих пор… Видны еще остатки многих других картин, но их трудно различить по многим стершимся и обвалившимся частям, краски, вообще, сохранились с удивительной свежестью… Внутри храма находятся две мраморные гробницы: одна под самым престолом, а другая у входа подле западных дверей, но в ней найдены только кости, обломки мрамора, гвозди и несколько кусков гладкой меди.В 1860 году историк Д.Бакрадзе, посетив Драндский собор, сообщал, что он видел в храме «фресковое изображение Преображения Господня, а также несколько фресок, изображающих Спасителя и святых…» Со временем фрески разрушились, а при реставрации собора их не востонавливали.По мнению ряда исследователей Драндский собор, является тем сооружением, которое, согласно сообщению византийского историка Прокопия Кесарийского, было построено Императором Юстинианом Великим. Здесь же располагалась кафедра Архиепископа Абхазской Епархии. Последние исследования датируют храм достаточно уверенно VI-VII веками.

В настоящее время, после проведения больших реставрационно-консервационных работ – собору возвращается его первозданный облик, и он доступен для верующих.

Видео. Очень красивый ролик про Абхазию!

Илорская церковь святого Георгия Победоносца

Илорская церковь святого Георгия (груз. ილორის წმინდა გიორგის ეკლესია) — христианский храм в селе Илор в Абхазии, образец грузинской архитектуры XI века. Комплекс Илорской церкви составляют само здание церкви и подсобные строения. Территория обнесена булыжной оградой, над воротами имеется колокольня.

Адрес: Республика Абхазия, Очамчырский район, поселок Илор.

Проезд:

1) На личном автотранспорте из Сухума в сторону Грузии до правого поворота на Очамчиру. Далее проезжаем по набережной (в Очамчире набережная является центральной улицей) через весь город и никуда не сворачивая едем по главной дороге около 3 километров, пока справа не покажется Илорский храм (указателей нет).

2) Рейсовым автобусом от ж/д вокзала города Сухум до Очамчыры, далее около 5 километров пешком или на попутке (не рекомендую 2 вариант).

3) С экскурсией, на которую можно записаться в любом курортном населенном пунтке Абхазии.

Собор Влахернской иконы Божией Матери (Бедийский собор)

Собор был построен в 999 году абхазским царём Багратом III в честь Влахернской иконы Божьей Матери. В храме находится его усыпальница. В XIII веке Бедийский собор реставрировался, заново были сооружены фасад и купол. В плане собор по своей форме приближается к купольным. Стены сложены из тёсаного камня. В XVII веке церковные службы в храме прекратились, возобновлены в XIX веке.

Вопрос о возрождении Бедийского собора ставился в 1912 году епископом Сухумским Андреем (князем А. А. Ухтомским), организовавшим к нему массовое паломничество.

В 100 метрах к западу от Бедийского собора находятся развалины большого каменного дворца с остатками сводов и колонн нижнего этажа, где располагалась трапезная и зал для собраний. На недостроенном втором этаже находились жилые помещения бедийских епископов. С севера к дворцу примыкала колокольня, через первый этаж которой имелся проход на территорию собора.

Адрес: Абхазия, Ткварчельский район, с. Агубедиа

Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы

Лыхненский храм на окраине поляны Лыхнашты в селе Лыхны был построен в X–XI веках. Здание храма, каменная ограда и внутренняя отделка хорошо сохранились до наших дней.

В середине XIX века император Николай I распорядился обратить эту церковь в монастырь и место пребывания священников. В начале XX века епископ Уфимский Андрей подарил храму икону Знамения Божьей Матери с надписью на абхазском языке.

Лыхненский храм является усыпальницей владетельного князя Абхазии Сафарбея Чачба (Георгия Шервашидзе), умершего в 1821 году. Его останки были перенесены сюда из Сухумской крепости.

Лыхненский храм относится к тем немногим культовым сооружениям, которые фактически не прекращали свою деятельность не только в период насаждения ислама в Абхазии, но и в советское время.

Адрес: Абхазия, с. Лыхны

Проезд: Село Лыхны находится сразу к северу от Гудауты. Немного восточнее гудаутского вокзала есть заметный поворот, от которого можно пройти на север ровно 4 километра. Сначала справа будет видна большая поляна, а за ней — храм. Сюда можно быстро добраться на такси. Автобусы наверняка есть, но искать их в Гудауте бывает неудобно.

Храм Василиска Команского (Команы)

Ныне имеющийся небольшой деревянный храм (часовня) христианского мученика святого Василиска возведен на средства от частных пожертвований на месте более древнего храма, построенного на месте захоронения святого мученика.

Близ места, где по преданию был убит Василиск, по сей день бьет святой источник.

Адрес: Абхазия, Сухумский район, гора Гумбиху недалеко от селения Команы (Каманы)

Проезд: Часовня и источник святого Василиска находится недалеко от небольшого села Гума, в Абхазии. Если спуститься к реке Гумиста, вы увидите развилку – справа дорога в село Каманы, а слева крутая, горная тропа приведет вас в маленькую часовню, построенную в честь великомученика святого Василиска. Дальше, справа от проселочной дороги, находится источник Святого Василиска.

Добрый день, уважаемые читатели и дорогие друзья! Летом 2016 года мне удалось совершить незабываемое путешествие в страну души — Абхазию и я рада поделиться с вами своими впечатлениями и туристическим опытом.
Собор расположен в Ткуарчалском районе, неподалеку от городка в котором я жила — Ткварчели или, по-абхазски — Ткуарчал. Добиралась я до него на машине. Хотя храм расположен совсем недалеко от города, ехала я к нему, как мне показалось, целую вечность, так как дорога состоит из камней и ям, а асфальт полностью отсутствует. К тому же, на улице было очень жарко, а я забыла взять в дорогу воду.

Собор располагается на вершине горы. Пейзажи по пути следования — это красота необыкновенная, чарующая и вдохновляющая. Особенно сильные впечатления получат такие же как я, жители равнины, для которых горные пейзажи наиболее привлекательны, в силу своей необычности.

Ну и куда же пейзажи без коров! Кто был в Абхазии, тот знает, что коровы пасутся везде, как в селах, так и в городах, причем, их можно встретить в самых неожиданных местах: на пляжах, на дорогах и даже на трассах… Этим Абхазия напоминает Индию, правда здесь корова не является священным животным, и говядину здесь едят с большим аппетитом.

Поднявшись на интересующую нас гору, мы увидели вот такую картину.
Небольшая часовня без крыши и полуразрушенное здание, с сохранившимися ступеньками и вторым этажом. На втором этаже толпятся любопытные туристы. А толпятся они там не зря, вид сверху покажу чуть позже.
А теперь сам собор…

Как нам рассказали, собор был построен в десятом веке каким-то грузинским правителем для своей любимой жены. Собор не действующий, он в полуразрушенном состоянии. Древность постройки плюс состояние здания придают этому месту особую таинственную загадочность и своеобразную атмосферу. Место очень интересное.
Так собор выглядит внутри. Посредине установлены леса, видимо, внутри него не очень безопасно. Алтарь. Крест и иконы современные.
Я прошлась по всему храму, заглянула в каждую арку…

Жаль, что при входе в храм, нет ни единой таблички с информацией, очень хотелось бы прочесть краткую историческую справку о соборе.
Если приглядеться, то перед выходом из собора, над аркой, можно увидеть почти стертые очертания девы Марии с Иисусом и некоторые другие очертания.
После выхода из основного здания, у меня осталось время подняться на верх другого полуразрушенного здания, фото которого я показывала чуть выше.

Бедийский собор — это прекрасный величественный памятник, очень интересно было с ним познакомиться. А его окрестности — просто непередаваемая словами красота, пик горы — пик эмоций 🙂

Я рекомендую к посещений Бедийский собор, если вы попали в Ткуарчалский район, как и я. Не знаю, есть ли смысл специально ехать сюда, если вы отдыхаете, например, в Гаграх или Сухуме, пусть это для себя каждый определяет самостоятельно. Возможно, нет смысла, так как великолепных горных пейзажей много по всей Абхазии, ну а сам храм не представляет большого интереса для массового туризма. Храм, скорее, будет любопытен для индивидуальных посетителей, любящих атмосферу древности. Что касается меня, то я очень рада, что мне удалось посетить это необыкновенное место, и жалею только об одном, что не было времени, для того, чтобы остаться здесь подольше. Мне хотелось побыть здесь какое-то время, посидеть в одиночестве и тишине, просто смотреть в даль, думать или медитировать…
Спасибо за уделенное время. Желаю вам больше путешествовать и получать от жизни только яркие положительные эмоции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *