Храм в константиново Рязанской области

Константиново, село Рыбновского района Рязанской области, в пределах Рыбновского благочиния Рязанской епархии. Расположено при реке Оке.

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Название селения — по фамилии землевладельца Константинова .

Впервые упоминается в 1619 году в жалобе местных крестьян царю Михаилу Федоровичу на крестьян села Федякино, уличенных в грабежах.

В XVII веке село Константиново находилось в дворцовом ведомстве и имело деревянную Казанскую церковь. Позже селом владели Морозов, Протасов, Дворяшенов, Бегичев, Засецкий, которые в XVI и XVII столетиях служили стряпчими, стольниками, воеводами, управляли или владели землями в Рязанском княжестве. Затем большая часть села с храмом были пожалованы Мышецким и Волконским.

В 1728 году владельцем Константинова стал Семен Кириллович Нарышкин. Не имея прямых потомков, в 1775 году завещал Константиново своему племяннику Александру Михайловичу Голицыну (+ 1808). На его средства в 1779 году был возведён каменный храм Казанской иконы Божией Матери.

В 1808 году новой владелецей села стала Е.А. Долгорукова.

В 1859 году, Константиново — село владельческое — принадлежало В.А. Олсуфьеву.

После отмены крепостного права, в 1861 году, крестьяне села получили в свою собственность 1400 десятин 740 сажень земли. За выкуп которых они заплатили 72 945 рублей.

Новые хозяева появились в имении в 1879 году. Это были купцы из города Богородицка Сергей Григорьевич, Александр Григорьевич и Николай Григорьевич Куприяновы. Старший из братьев построил земскую, школу, много сделал для обучения крестьянских детей.

В 1897 году владельцем дома и усадьбы стал Иван Петрович Кулаков, «потомственный почётный гражданин г. Москвы». На свои средства он выстроил новое здание школы.

В статистике 1906 года, село носит название «Константиново, Фофкины выселки тож». В это время здесь располагалось сельское управление.

После смерти отца, в 1911 году хозяйкой дома стала Лидия Ивановна, в замужестве Кашина, которой уроженец села поэт С.А. Есенин посвятил поэму «Анна Снегина». Ее внешний и нравственный облик легли в основу описания главной героини. Она продолжила благотворительную деятельность своего родителя.

Имение в селе по Декрету советской власти было конфисковано и передано на попечение местных властей, а в 1918 году по решению Рязанского уездного исполкома был организован детский дом, просуществовавший до 1923 года. В последующие годы здание использовали как жилье для учителей местной школы, размещали здесь и комбинат бытового обслуживания.

В 1969 году в имении был создан музей им. С.А. Есенина.

Начиная с 1920-х годов, поднимался вопрос о переименовании Константиново в Есенино. ВЦИК постановил об отказе в перименовании, но, несмотря на это, информация о переименовании распространилась через центральную печать достаточно широко и в некоторых биографиях поэта, а также газетных и журнальных статьях того времени, говорится о «бывшем Константинове, ныне Есенино» .

Жители села Константиново стали колхозниками в 1930 году, когда появилась трудовая артель, затем, уже в 1950-годы, после укрупнения стали частью колхоза «Имени Ленина» с центром в соседнем селе Кузьминское. В кон. XX — нач. XXI века колхоз был преобразован в ООО «Есенинское».

Статистика

  • 1859 — 123 двора, 1458 человек .
  • 1906 — 313 дворов, 2098 человек .

Храмы

  • Казанской иконы Божией Матери
  • Сошествия Святого Духа на апостолов, часовня

Уроженцы села

  • Сергей Есенин (1895 — 1925), поэт.
  • Сергей Ильин (1886 — 1941), священник.

Использованные материалы

  • История Рязанского края: Село Константиново, Рыбновский район
  • Историческая справка о селе с сайта bespotte.ru
  • Страница официального сайта Казанского храма села Константиново
  • Историческая справка с сайта Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

Журкин И., Катагощин Б. ГАРО Ф. Р — 5039, Оп. 1. Д. 455. Л. 42

Рязанская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. Санктпетербург, 1862, стр. 10

Населенные места Рязанской губернии, Рязань, 1906, стр. 492-493

История

Первоначально на месте обретения Казанской иконы Божией Матери была устроена деревянная церковь. В 1594 году 14 апреля, при митрополите Казанском Гермогене и по повелению царя Феодора Иоанновича, был заложен каменный храм. Собор с двумя приделами во имя Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского, освятили в 1595 году. Он просуществовал до 1796 года и был снесен по ветхости. На месте старого поставили новый Казанский («Холодный») собор, по проекту известного архитектора, основоположника классицизма в русской архитектуре Ивана Егоровича Старова.

Историческое событие — закладка первого камня главного храма города — состоялось 30 мая 1798 года, на нем присутствовал император Павел I с Великими князьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином.

30 мая 1808 года собор Казанской иконы Божией Матери был освящен и по признанию очевидцев сразу же стал архитектурной доминантой Казани, одним из первых и лучшим образцом зрелого классицизма в Поволжье. Его появление сыграло большую роль в развитии новой стилистики волжских городов. Пятиглавый, с вызолоченными крестами и «яблоками», собор имел размеры 22 сажени 2 аршина по оси запад-восток и 20 саженей 2 аршина в поперечнике (примерно 48 м на 44 м) и 20 саженей 2 аршина в высоту (около 44 м). С трех сторон храм украшали колонные портики ионического ордера, увенчанные фронтонами. Барабан центрального купола, обрамленный снаружи трехчетвертными колоннами коринфского ордера, опирался на четыре столба. Главный престол был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери, левый придел посвящен святому благоверному князю Александру Невскому. Правый придел во имя Успения Божией Матери. Собор возводился под руководством архитектора Ф.Е. Емельянова — автора проектов иконостасов для собора (центрального придела). С возведением нового собора еще более возросла архитектурно-градостроительная значимость монастыря. Он еще активнее, наряду с ансамблем Казанского Кремля, стал участвовать в формировании панорамного вида города, особенно со стороны реки Казанки. Именно в этом новом каменном храме, в теплое время, и находился обретенный в 1579 году образ Пречистой Богородицы, вплоть до похищения иконы в 1904 году чудотворный образ в рамах стоял в иконостасе слева от Царских врат в большом деревянном киоте в виде портика, к которому с боковых сторон вели лестницы, выполненные из вяза.

История строительства собора на этом не закончилась. Знаковое событие произошло еще позже, уже в начале XX веке, когда 13 июля 1910 года с визитом в Казань прибыла Великая княгиня Елизавета Федоровна. Прямо с теплохода она направилась в монастырь и пожелала побывать на месте непосредственного обретения чудотворной Казанской иконы. Спустившись в неприспособленный подвал под алтарем она долго молилась, а затем предложила помощь в устройстве этого святого места, находившегося до того времени в запустении. Указом Святейшего Синода от 27 ноября 1910 года император дал Великой княгине звание попечительницы часовни. Для разработки проекта был привлечен еще один знаменитый архитектор — Академик Щусев.

Сам подземный храм с часовней должны были напоминать православные «пещеры» и усыпальницу Великого князя Сергея Александровича. Работами в Казани руководил инженер Голышев. В соборе увеличили высоту подземелья, расширили коридоры, сделали цементные полы, устроили две печи, оштукатурили стены и своды. Над местом обретения иконы установили иконостас. К весне 1913 года все работы были завершены. 20 апреля в присутствии Великой княгини Елизаветы Федоровны здесь состоялось первого богослужение. Святое место получило название «Казанские пещеры».

Трагично сложилась судьба монастыря с приходом советской власти. Собор был уничтожен, для строительства на этом месте киностудии (татарского отделения «Восток-кино»).

В новом тысячелетии комплекс монастыря начали восстанавливать: проведены научно-исследовательские работы, началась реставрация сохранившихся зданий, благоустройство территории. Сегодня все работы ведутся строго в соответствии с генеральной концепцией воссоздания исторической территории монастыря. Правительством Татарстана разработан комплекс мер по содействию организации сбора добровольных пожертвований, отчислений юридических и физических лиц, общественных и религиозных организаций для возрождения главной православной святыни Казани.


Теги: Казанско-Богородицкий монастырь утраченные храмы восстанавливающиеся храмы воссоздание Казанского собора

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Святыни

Храмовая Казанская икона Пресвятой Богородицы

  • Храмовая Казанская икона Пресвятой Богородицы

Икона Пресвятой Богородицы Казанская — храмовая, наиболее почитаемая прихожанами. Написан образ Пресвятой Богородицы в 1950 году масляными красками на холсте (доске). Чудотворная икона подарена храму архимандритом Авелем (Македоновым), подвизавшимся в Иоанно-Богословском монастыре села Пощупово. В период с 2005 по 2008 годы икона благоухала. Неоднократные исцеления, подаваемые по молитвам к Заступнице усердной «всем творящей спастися в державный её покров прибегающим» (из тропаря Казанской иконе), притекающих к чудотворному образу Казанской иконы Божией Матери, были зафиксированы прихожанами и настоятелем храма. В память об этих чудесных исцелениях принесены дары, которые украшают икону.

  • Казанская икона Пресвятой Богородицы в четверике храма

Еще одна икона Пресвятой Богородицы Казанская расположена в четверике храма слева от амвона на аналое. Эта икона так же почитаема прихожанами. Каждое Воскресенье, кроме периода Великого поста, после Божественной Литургии перед этой иконой служится водосвятный молебен с акафистом Пресвятой Богородице.

  • Икона Божией Матери «Благодатное Небо»

В храм икона «Благодатное Небо» была пожертвована жительницей с. Кузьминское Рыбновского района Рязанской области в храм в период его открытия (1990 год). История иконы связана с селом Кузьминское. Образ Богородицы находился в Воскресенском храме этого села. После разрушения церкви уцелевшие иконы уничтожались, в эту икону стреляли – остались следы от пуль. Когда кто-то решив спасти образ хотел пустить его по водам р. Оки одна жительница села взяла икону себе и бережно ее хранила. Долгое время на иконе были еле различимы только лики Богоматери и Младенца, видны следы от выстрелов в нее. С начала 2008 года икона начала проявляться, стали отчетливо видны не только фигуры Пресвятой Богородицы с Младенцем на правой руке, но и светлые нимбы вокруг ликов, а также образы ангелов в верхних углах изображения.

  • Икона мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии’Полужирное начертание’

Боковой придел храма освящен в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Их икона, расположенная на аналое трапезной части храма, является одной из наиболее почитаемых. Ее написание относится к концу XIX – началу XX вв.

  • Икона Первоверховных Апостолов Петра и Павла

Икона Первоверховных Апостолов Петра и Павла расположены слева в четверике храма. Их написание относится к концу XIX – началу XX вв.

  • Ростовое изображение святителя Николая Чудотворца

Из нескольких икон особо выделяется в храме ростовое изображение святителя Николая Чудотворца. В левой руке он держит Евангелие, правая – сложена в жесте благословения. Икона находится в четверике храма, образ постепенно приобретает былую яркость и насыщенность красок.

  • Частицы мощей святых

В храме в четверике находятся частицы мощей святых угодников Божиих:

— Мощи святого праведного Феодосия Кавказского переданы покойным митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном по прошению настоятеля храма.

— Мощи святого священномученика Константина Серпуховского – переданы в дар от священника о. Сергия, ныне служащего в Сасовском районе, после канонизации святого в 1996 году, под руководством митр. Ювеналия Коломенского и Крутицкого.

— Мощи святителя Прокла, архиепископа Константинопольского, были переданы в дар от Синаксарского монастыря.

— Мощи святых святителей Гавриила, Мелетия, Феодорита, Мисаила. Переданы в дар настоятелю митр. Симоном в период перенесения мощей из Успенского собора в Троицкий монастырь.

Престольные праздники

Икона Пресвятой Богородицы «Казанская» — 21 июля, 4 ноября

Веры, Надежды, Любови, святых мучениц — 30 сентября (Домовая церковь на подворье монастыря в пос.Вартемяги Всеволожского района Ленинградской области)

Как добраться

Адрес: 391103, Рязанская обл., Рыбновский р-н, с. Константиново

Телефон: 8-903-641-97-07; 8-910-641-33-87 (настоятель протоиерей Александр Куропаткин)

Электронная почта: hramkonstantinovo@gmail.com

Проезд:

Подробнее о проезде своим транспортом можно посмотреть .

Паломнику

Актуальное расписание богослужений

Фото

Ссылки

Храм Казанской иконы Божией Матери

Гибель обители

К началу XX века монастырь представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, а обитель считалась одной из самых благоустроенных и богатых в Казанской епархии. К 1917 г. монастырь имел налаженное свечное производство, живописную и золотошвейную мастерские, пасеку, плодоносящий сад, дойное стадо. Но с приходом к власти большевиков на Православную церковь начались гонения. Не обошли они и Казанский монастырь.

Собор Казанской иконы Божией Матери: каким он был и каким будет | Фотогалерея

На переднем плане — Матрона. © АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева Цветная литография © АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева © АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева Иконостас утраченного собора © АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева © АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева © АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева © АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева Собор будет такого же размера, как и утраченный © Татарстанская митрополия

Что писали в газетах того времени

Сочтите, сколько в Казани монастырей и какую они занимают жилплощадь? Казанский женский монастырь — 360 монахинь, Фёдоровский — 40, Ивановский — 30, Зилантовский — 34, Семиозерная пустынь — 40, Раифская — 30, Кизический монастырь — 34.

Если принять во внимание, что в большинстве монастырей монахи живут в просторных и неуплотнённых квартирах, то в целом мы имеем значительную жилплощадь, населённую незначительным количеством тунеядцев, наигрывающих на мистических струнах легковерных людей, жаждующих чудес… В большинстве монастырей собрались «осколки разбитого вдребезги» — бывшие помещицы и купчихи, оплакивающие безнадёжно ушедшее прошлое, времена былой власти и величия. Горсовет постановил — все монастыри, находящиеся на территории Казани и прилегающих к городу местностей, необходимо изъять… Проживающих в монастырях монахинь и монахов — немедленно выселить.

«Красная Татария», 9 мая 1928 г.

Отзывы Константиново (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Константиново, дом, где родился и жил Есенин

Расположенное на крутом берегу реки Оки село Константиново славится тем, что именно здесь 3 октября 1895 года родился знаменитый русский поэт Сергей Александрович Есенин. В Константиново прошли детство и юность поэта, в чем можно легко убедиться, посетив Государственный музей-заповедник, что в самом центре села.

Родина Есенина по выходным привлекает массу школьников (точнее — их учителей, конечно же), которые приезжают сюда на битком забитых экскурсионных автобусах. Зато будни в Константиново — изумительны: народу мало, стоит идиллическая тишина, изредка прерываемая щелчком фотоаппарата заблудшего туриста.

Будние дни в Константиново — изумительны: народу мало, стоит идиллическая тишина, изредка прерываемая щелчком фотоаппарата заблудшего туриста.

Музей-заповедник живописно расположился на самом берегу реки, вокруг — потрясающие виды, леса, долины, холмы. В экспозиции крестьянская (дом Есениных) и купеческая («дом Анны Снегиной») усадьбы. Противоречие простонародной и барской избы отлично отображают быт и атмосферу начала 20 века. После того, как побываете в домике, где родился Есенин, стоит прогуляться и к небольшой Казанской церкви 1780 года, где поэта крестили. После чего зайти в земскую школу, посидеть за его партой, прогуляться к дому героини поэмы «Анна Снегина» — дому Лидии Кашиной, что была прототипом героини.

Летом в музее-заповеднике чуть ли не каждую неделю устраивают праздники поэзии, проводят концерты классической музыки на берегу живописной Оки и другие мероприятия.

Село Константиново. Музей Сергея Есенина

Где остановиться

В виду того, что Константиново относительно Москвы — не ближний свет, а окружающие красоты уж слишком хороши для одного дня, стоит приехать сюда с ночевкой. Остановиться можно в Гостевом доме при музее, что в самом центре села Константинова, не далеко от мемориальной усадьбы родителей Есенина. Гостевой дом имеет всего три номера, поэтому стоит бронировать заранее. Другие варианты — база отдыха «Барские забавы», расположенная в живописном месте близ деревни Бортное, база отдыха «Ока» у деревни Иванчино или гостевой дом «Монастырская дорога» в селе Пощупове, рядом с Свято-Иоанно-Богословским мужским монастырем. Все они находятся в 15-20 минутах езды от музея.

Константиново

Координаты

Адрес: Рязанская область, Рыбновский район, село Константиново (43 км к северо-западу от Рязани). Музейный комплекс открыт каждый день с 10:00 до 18:00, кассы до 17:00, выходной — понедельник.

Как добраться: в ходе круизной прогулки из Москвы, на электричке с Казанского вокзала или фирменным поездом «Экспресс» Москва — Рязань до станции Рыбное, далее на автобусе или маршрутном такси № 132. На авто необходимо ехать по Рязанскому шоссе и затем повернуть налево на Рыбное, далее по указателям. Можно добраться и от автовокзала «Выхино» на автобусе № 960 до Рязани.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *