Храм в хорошево

Больше четырёх сотен лет на высоком берегу Москвы-реки стоит красивый храм, освящённый во имя Живоначальной Троицы. Основанный Борисом Годуновым в подмосковном тогда селе Хорошёве он пережил вместе с Россией и радостные времена расцвета, и мрачные лихолетья.

История постройки

В круговороте эпох и правителей церковь Троицы Живоначальной в селе Хорошёво всегда оставалась островом покоя и умиротворения, где на верующие люди забывали о мирской суете и обращались мыслями и душой к Господу.

От Ходынского луга к Хорошёву

Живописная местность, расположенная между реками Москва и Ходыня, упоминается в исторических документах с XIV века под разными названиями:

  • Ходынский луг;
  • Беседы;
  • Хорошёво.

Именно последнее название закрепилось за подмосковным селом в начале XVI века. В это время оно являлось частью дворцовых владений царя Ивана Васильевича Грозного. Исследователи полагают, что уже в это время на высоком берегу Москвы-реки возвели для царского отдыха путевой дворец и церковь из дерева.

Церковь Троицы Живоначальной в Хорошёве, Москва

Вскоре Хорошёво подарил своему зятю — Борису Годунову — последний царь династии Рюриковичей — Фёдор Иванович. Безусловно, личность Бориса Годунову в истории Российского государства имеет неоднозначную оценку. Но он внёс большой вклад в развитие национального русского светского и храмового зодчества. По велению нового владельца села рядом с деревянным дворцом возвели белокаменную церковь.

Другие храмы в честь Живоначальной Троицы:

  • Храм Троицы Живоначальной в Хохлах
  • Храм Троицы Живоначальной в Коньково
  • Храм Троицы Живоначальной в Листах

Строительство освящённого в 1598 году здания продолжалось 1-2 года. Автором Троицкой церкви считается Фёдор Конь — известный зодчий русского происхождения, под руководством которого возводились стены Белого города в Москве и смоленский Кремль.

Церковь при Романовых

Небольшая приходская церковь подмосковной деревни получила широкую известность в 1613 году. Она стала местом встречи возвращающегося из польского плена патриарха Филарета (Федора Никитича Романова) — отца молодого царя Михаила Романова. Процветанию храма способствовал Алексей Михайлович, который приписал к нему окрестные деревни.

С переносом столицы государства на север, Хорошёво утрачивает статус одной из любимых царских резиденций, а церковь Троицы Живоначальной облагается налогом. Тем не менее в XVIII веке постройку неоднократно реконструировали и ремонтировали.

Французы, оккупировавшие село в 1812 году, разграбили Троицкий храм, конный завод и крестьянские дома. Но благодаря жителям прихода и меценатам, внутреннее убранство быстро восстановили, закупили церковную утварь. В середине XIX века основное здание и построенную в XVIII столетии колокольню объединили трапезной частью. В это же время обновили иконостасы в основной части и приделах, внутри покрыли стены росписями.

Интересно! Ремонтные работы проводились под надзором и по личному приказу правителей государства.

Советское время

Большевистское гонение на церковь, начавшееся сразу после Октябрьской революции, коснулись и небольшой подмосковной часовни. В 1922 году из неё изъяли ценную церковную утварь и большинство старинных икон. Прихожане восстановили иконостас, принеся в храм свои домашние образы. Но в 1925 году церковь несколько раз обворовывали. Окончательно церковь закрыли в 1939 году.

На протяжении 20 лет здание храма несколько раз меняло обитателей:

  • детская консультация;
  • колхозный клуб;
  • «Изокомбинат»;
  • «Фабрика офсетной печати».

В 1960 году село Хорошёво вошло в состав московской городской черты. Церковь Троицы Живоначальной признали объектом исторического наследия и поставили на государственную охрану. После исследования исторических документов и сохранившихся памятников архитектуры «годуновского стиля» реставраторы провели следующие работы:

  • восстановили ярусы кокошников основной и малых главах;
  • обновили оконные наличники, цоколь, карнизы, декоративные элементы;
  • реконструировали перспективные порталы и расчесанные оконные проёмы.

Реставрация церкви Троицы Живоначальной в Хорошёве, фото 2017 года

Вторая волна реконструкции приходится на 70-80 годы XX столетия. В её ходе провели следующие ремонтные и восстановительные работы:

  • восстановили боковые входы в основную часть здания и его исконный цоколь;
  • завершили реставрацию оконных проёмов и арок верхней галереи;
  • обновили покраску фасадов всех частей здания;
  • обновили полы внутри храма;
  • разобрали межэтажные перекрытия, открыв потолочные своды;
  • заново покрыли медью купола и кокошники;
  • установили на свои места новые купольные кресты.

Современное состояние

Культовое религиозное здание в Хорошёве передали Русской православной церкви в 1989 году. В этом же году началось восстановление росписей, которые украшали стены и своды. Иконы для нового собрания собирали всем миром. Люди приносили как старинные, так и новые образы.

В 1993 году все святые изображения были похищены. Но, как и когда-то в прошлом, усилиями прихожан и благотворителей коллекция икон в восстановленной церкви быстро пополнилась. А в 1997 году в храме появились новые иконостасы, образы которых написаны в рублевском стиле.

Иконостас в храме Троицы Живоначальной в Хорошёве

С благословения патриарха Алексия II настоятелями и клириками троицкого прихода являются священнослужители, находящиеся на службе в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата. В настоящее время главой прихода является митрополит Рязанский и Михайловский Марк, являющийся руководителем Управления зарубежных учреждений.

Реставрационные работы в храме Троицы Живоначальной завершились в 2002 году. На свои места в кокошниках основной части здания встали копии керамических тарелок, подаренных Борису Годунову турками.

Деревянный храм был строен в 1747 г. Храмоздатель — граф Кирилл Григорьевич Разумовский. Храм был рассчитан на приход в 2000 человек. Окруженный со всех сторон старообрядцами и иноверцами из Полотняного завода, храм был настоящей крепостью Православия. Проект нового каменного храма в Карамышево готовил млад. архитектор Калужского губернского правления Н.П.Юшков. Начало строительства — 1871 г. Новый храм был в длину с колокольней 25 саженей, в ширину — 10 саженей. В куполе было 7 больших окон., а внизу — 20. Каменный храм построен в 1878 г. дворянином Алексеем Николаевичем Ларионовым с добавлением церковных сумм. В трапезной были устроены приделы во имя святителя Василия Великого и во имя великомученицы Параскевы Пятницы…
Храм был закрыт в 30-е гг. XX в., были арестованы настоятель храма Иоанн Мещерский и староста Пелагея Федоровна Буйлина. На заседании тройки ПП ОГПУ Западной области о. Иоанн был приговорен к 3 годам лишения свободы, а Пелагея Федоровна к 3 годам ссылки в Северный край. Последний настоятель — священник Павел Волочков — 20 ноября 1937 г. был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. В годы Великой Отечественной войны были разрушены колокольня и частично трапезная часть храма. Позднее местные жители разобрали остатки трапезной и колокольни на кирпичи.
В июле 1999 г. в епархию обратился житель г. Кондрово Б. В. Дудников с ходатайством о возрождении храма в с. Карамышеве. К своему ходатайству он приложил обращение местных жителей, в основном из д. Редькино… 30 сентября 1999 г. был образован приход. 9 марта 2001 г. архиепископ Калужский и Боровский Климент обратился в администрацию области с запросом о передаче храма епархии. С 8 октября 2001 г. его настоятелем является священник Александр Стуков. С 2003 г. при храме действует воскресная школа.

(Из текста на обороте открытки N24 из набора «Храмы земли Калужской. Дзержинский район, 2014»)

Архитектурные особенности храма

Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве представляет собой одноглавое здание, к которому с обеих сторон примыкают 2 симметричных придела чуть меньшего размера. Он не расписан снаружи, сохраняя свой красно-белый облик, и контраст стен с цоколем и декорированием создает особый ажурный ансамбль.

Это памятник «годуновского стиля», один из немногих сохранившихся на данный момент, их число изначально было невелико. Этот стиль имеет античные черты и характерные для того времени приемы архитектуры Западной Европы.

Изначально храм имел сходный внешний вид с собором Василия Блаженного: в храме имеется подклет и принципиально похожее соединение боковых приделов. Окна собора сейчас имеют измененный вид. После реставрации в XVII веке узкие окна были растесаны.

На момент постройки храм состоял из 3-х церквей, стоящих вплотную. Каждая имела отдельный вход, а объединялись они с помощью гульбища, галереи по внешнему периметру здания поверх подклетных перекрытий. Над гульбищем была устроена общая звонница.

Постепенно, в процессе реставрации, гульбище заменилось на паперть с небольшими окнами, колокольня была перенесена на отдельное здание, которое спустя некоторое время было объединено с храмом построенной трапезной. Вид колокольни отличается от заявленного в проекте, в процессе строительства она была изменена: части желаемого декора убрались, а за счет этого колокольня стала выше и легче.

Внешние стены храма богато украшены лопатками, карнизами, и сложной подкупольной огранкой вместе с рядами кокошников и причудливых форм, характерных для русского зодчества. Изменения и попытки реконструкции не всегда были удачными. Так, к 1846 г. купольные кокошники были спрятаны под простую кровлю, что упростило и достаточно сильно обеднило внешний вид.

В 1960-х при реконструкции были проведены работы по восстановлению внутренней росписи внутри трапезной, этим занялся иконописец Г. Дробот. Завершить работу полностью не удалось, но некоторые образцы фресок остались. Через 30 лет трапезная была расписана полностью, теперь под руководством художника П. Аносова.

Внутри храма приделы соединяют арки. Именно здесь располагались и порталы, которые вернуть не удалось. Полная современная реконструкция храма произошла в 2002 г., тогда же храму воссоздали внешний облик и вернули на кокошники воссозданные керамические блюда, которыми был украшен храм изначально.

В 2005 г. был предложен новый проект по оформлению архитектурного ансамбля. Так, на территории был достроен дом для церковного притча и мансарда. Достроены помещения крестилен. Вся территория храма огорожена и признана объектом культурного наследия.

Внутреннее убранство

По мере возможности, современное состояние храма сохраняет первоначальный вид сооружения. Многочисленные переделки и изменения не могли не сказаться на храме, но все же внутри он выглядит почти так же, как был задуман изначально. Внутри храм имеет ступенчатый свод с сосудами-голосниками, облегчающими свод и делающими храм более легким в акустике.

Храмовые иконостасы во всех приделах отчасти сохранены, отчасти восстановлены по древним записям. Они располагаются ближе, чем раньше, из-за чего внутренняя поверхность алтаря теперь является больше. В храме расположены иконы, созданные специально мастерской Вахромеева, а все царские врата и прочие элементы с деревянной резьбой выполнены московской мастерской Фехнера.

В целом все убранство храма и живопись созданы в каноническом стиле, здесь почти нет живописных икон. Здание сохраняет старинный дух благодаря повторению современными материалами старинных образцов. Так здесь по такому же образцу созданы покровы на престол и аналои, и Плащаница.

Внутри храма расположен повышенный свод для Распятия, расположены напольные киоты. Храм почти весь расписан, только один из отделов у центрального иконостаса сохраняет первоначальные белые стены.

Архитектура

Современный архитектурный ансамбль церкви Троицы Живоначальной складывался на протяжении нескольких веков. В этом процессе выделяются следующие этапы:

  1. Конец XVI века — возведение основной части храма, состоящей из трёх частей, которые были объединены общим гульбищем (террасой). Основной объём постройки украшает шлемовидными купол, стоящий на барабане, основой которого являются пять рядов кокошников. Эта же композиция повторяется и в боковых приделах. Таким образом, церковь в Хорошёво имеет три главы. Здание сложено из красного кирпича. Его стены, сегодня выкрашенные в белый цвет, первоначально оставались красными, а цоколь и декоративные детали выделялись своей белизной.
  2. XVII век — гульбище преобразуется в паперть с небольшими окнами.
  3. Конец XVIII века — строительство отдельно стоящей колокольни, выполненной под руководством архитектора Андрияна Афанасьева в стиле русского классицизма. Она имеет небольшой размер, строгие и лаконичные линии, и венчается шлемовидным куполом, стоящем на небольшом барабане.
  4. Середина XIX века — строительство трапезной части, объединившей колокольню и основную часть. Трапезная представляет собой двустолпную залу с трёхскатной крышей. Декор её внешних стен визуально объединяет постройки XVI и XVIII веков. Вход в храм после возведения средней части происходил через колокольню, к которой пристроили два крыльца. На сегодняшний день колокольня имеет один вход.
  5. Начало XXI века — строительство административно-хозяйственного здания с примыкающим к нему крестильным помещением. Здание выполнено в стиле гражданской архитектуры допетровских времён.

Святыни

За годы использования культовой постройки советскими властями для различных хозяйственных целей росписи стен и потолков были практически полностью потеряны. Часть икон вывезли в 1922 году в результате конфискации церковного имущества. После закрытия церкви, сохранившиеся образы были похищены или скрыты под слоями пыли и грязи.

Храмовый образ церкви Троицы Живоначальной в Хорошёве

После возвращения храма Московской патриархии началось восстановление собрания икон. Оно содержит большое количество старинных образов, написанных в XVIII-XIX веками. Самыми известными и почитаемыми из них являются:

  1. Икона Николая Чудотворца, написанная на металлическом круглом основании в XIX веке.
  2. «Мамврийский дуб» — часть дерева, изображенного на всех образах Троицы. В киоте, его содержащем, также находятся иконы и крест из белого перламутр и розового мрамора.
  3. Феодоровская икона Божией Матери (XIX век), к которой возносят молитвы об удачном течении беременности и рождении ребёнка.
  4. Ростовая икона Сергия Радонежского, являющаяся списком с крышки раки со святыми мощами преподобного мужа, который был сделан в XIX веке.
  5. Икона «Богоматерь Рудненская» — список с чудотворного образа XVIII века.

Важно! Одной из самых почитаемых икон Троицкой церкви в Хорошёво является образ Казанской Богоматери, подаренный патриархом Алексием II к празднованию 400-я храма.

Работа храма

Духовенство прихода проводит не только богослужение, но и ведёт активную просветительскую и попечительскую деятельность.

Расписание богослужений

Божественные службы проводятся в церкви Троицы Живоначальной в Хорошёво ежедневно по следующему расписанию:

  • в будние дни и субботу богослужения проводятся в 8.30 и 10.30;
  • по вечерам в 17.00 службы проводятся в пятницу, субботу и воскресенье;
  • в воскресенье проводят раннюю службу в 6.40 и позднюю литургию в 8.40.

Расписание богослужений в дни престольных праздников, перечисленных ниже, уточняют на сайте храма. Его престольными праздниками являются:

  • день Святой Троицы, отмечаемый на 50-й день после Пасхи;
  • Фёдора Стратилата — 21 февраля и 21 июня;
  • Пророка Ильи — 2 августа;
  • Николая Чудотворца — 22 мая и 19 декабря.

Следует знать, что в церкви Троицы Живоначальной в Хорошёво запрещено вести видеосъемку и фотографировать. Одежда мужчин и женщин во время её посещения должна быть скромной, закрывающей колени и плечи у женщин, которым нельзя использовать косметику.

Деятельность прихода

В Троицком приходе действует Воскресная школа, в которой проводятся следующие занятия:

  • изучение Закона Божьего;
  • курсы церковнославянского языка;
  • кружок рукоделия;
  • хоровое пение.

Взрослые могут участвовать в деятельности общества сестёр милосердия и молодёжного клуба «Синаксис», в катехизисных беседах.

Повседневная жизнь храма

Храм Живоначальной Троицы ведет широкую проповедническую и общественную деятельность. В Хорошево для людей, только пришедших в храм, проводятся регулярные катехизаторские беседы перед принятием Крещения.

Для самых маленьких существует группа раннего православного воспитания, рассчитанная на детей до 6-ти лет. Для взрослых – молодежный клуб «Синаксис» для всех желающих 16-35 лет.

Встречи клуба проходят регулярно раз в 2 недели, куда приглашаются ученые, люди связанные с искусством и культурой. Клуб проводит регулярны паломнические поездки как и по местам Подмосковья, так и более дальние поездки в Санкт-Петербург, Воронеж, Киев.

При храме расположен кружок рукоделия и работает воскресная школа для всех желающих, проводятся беседы священника с взрослыми. Также здесь есть курсы церковно-славянского языка, обучающие письму и правильному чтению, а так же – кружок рукоделия.

Особой приходской деятельностью есть сестричество в честь св. вмч. и целителя Пантелеимона, опекающие находящуюся рядом больницу №67 и больницы района и близлежащих сел. Сестричество приглашает к сотрудничеству всех делающих девушек и женщин, которые оказывают помощь больным в неврологическом отделении, а так же осуществляют уход на дому, несут круглосуточное дежурство.

Сестринское движение насчитывает в целом более 120 человек, из которых 20 штатных сестер, 80 находятся по договору добровольцев и еще около 25 проходят курсы и практику. Все штатные сестры имеют образование и лицензию на уход. Организация существует на общественных началах и финансируется благодаря пожертвованиям.

Активную работу ведет храм и в Интернете: у него имеется сайт, возможность пожертвований, возможность написать священнику, актуальные изменения в режиме богослужений, 3D-модель храма изнутри, позволяющая совершить онлайн-экскурсию.

Режим работы и расписание богослужений

Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве проводит ежедневные богослужения.

Вечернее богослужение пятница, суббота, накануне праздничных дней: 17:00
Божественная Литургия понедельник – суббота: 9:00

воскресенье: 6:40, 8:40

Водосвятный молебен и панихида воскресенье и праздничные дни: 11:00
Вечерня с акафистом воскресенье: 17:00

При необходимости можно заказать отдельное таинство, договориться о проведении венчания или крещения в удобное время.

Интересные факты о Храме Живоначальной Троицы в Хорошеве

Храм Троицы являет собой уникальный образец архитектуры:

  • Фасад храма украшен с помощью расписной посуды: встроенных блюд и чаш. Это уникальное архитектурное решение для Москвы, которое вдобавок было спонтанным – на полное украшение храма посуды не хватило и мастера использовали жестяные круги, расписанные в тон керамическим украшениям.

    Тарелки на фасаде

  • Царь Борис Годунов почти ежегодно посещал праздник зимнего Николая, а путь из царского дворца занимал час времени.
  • На одной из стен храма изображен сам Борис Годунов, склоняющийся перед престолом и преподносящий храм Святой Троице.

Храму Живоначальной Троицы уже больше чем 400 лет. В это время он видел многое. В Хорошеве совершались нашествия, оно передавалось как царская милость, оно видело перестройку и советское атеистическое время. Но над всем этим продолжает звенеть, не замолкая, колокольный звон, а молитвы все так же поднимаются к небесам.

Катя Волкова

Оформление статьи: Владимир Великий

Как добраться

Церковь Троицы Живоначальной находится в столичном районе Хорошёво-Мневники по адресу: Карамышевская набережная, д. 15. Добраться до храма можно несколькими способами:

  1. Доехав до станции метро «Щукинская» следует пересесть на трамвай No 30, 28 и доехать до конечной остановки.
  2. Троллейбусный маршрут No59 также заканчивается в районе хорошевской церкви.
  3. На троллейбусе No65, 20, 35 или автобусе No 155 и 48 необходимо доехать до остановки «Живописная». На противоположной стороне шоссе, преодолевать которое следует только по подземному переходу, располагается Троицкая церковь.

Совет! Собираясь посетить этот храм всей семьёй, необходимо учитывать, что его внутреннее пространство довольно сумрачное, что может не понравиться маленьким детям.

Церковь Троицы Живоначальной, расположенная в живописной местности на берегу Москвы-реки, — умиротворение место для общения с Господом и размышлений о духовной стороне мирской жизни.

Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве

Село Хорошёво (Хорошово) с находившейся в нем каменною церковью во имя Св. Троицы в конце XVI и в начале XVII вв. состояло Московского уезда, Горетова стана, в числе вотчин инокини Марфы Ивановны, матери царя Михаила Федоровича. После этого село поступило в дворцовое ведомство.

В писцовых книгах 1631-33 гг. значится: «село Хорошово, а в нем церковь Живоначальной Троицы каменная, пашни церковные земли пономарские четверть в поле, да сена под деревнею в Пупкове полторы десятины».

При возвращении преосвящ. Филарета Никитича митрополита Ростовского и Ярославского из польско-литовского плена, по указу государя были назначены для встречи митрополита «на последнем стану, в селе Хорошове» 1619 г. 13 июня преосвящ. Иона митрополит Сарский и Подонский, князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой и окольничий Федор Леонтьевич Бутурлин; на другой день, 14 июня, митрополит Филарет «в стану из села Хорошова пошел в Москву».

При Троицкой церкви находился придел во имя св. Николая. «5 декабря 1650 г. государь Алексей Михайлович праздновал Николе чудотворцу в селе Хорошове, слушал государь вечерни и всеношного, а к Москве государь приехал за час. 20 мая 1673 г. на праздник Алексея митрополита государь Алексей Михайлович изволил слушать всеношного и обедни в церкви Живоначальной Троицы в селе Хорошове; 21 мая в четверг, государь изволил идти из села Хорошова к Москве. 6 декабря 1675 г. на праздник великого святителя и чудотворца Николы божественной литургии государь слушал в селе Хорошове, и столовое кушанье было в том же селе, а после столового кушанья изволил идти в село Преображенское. 2 декабря 1676 г. государь Федор Алексеевич изволил идти в Саввин монастырь, стан был в селе Хорошове. 6 декабря, на праздник чудотворца Николая, изволил государь слушать всеношного бдения и божественные литургии в церкви св. Николая, что в селе Хорошове; 7 декабря изволил государь идти из села Хорошова в село Павловское и 8 декабря – в Саввин монастырь».

Церковь Св. Троицы в селе Хорошове была обложена данью, об этом имеется запись в приходной книге Патриаршего казенного приказа под 14 декабря 1676 г., по указу св. патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семеникова, в государевом дворцовом селе Хорошове, дани 7 алтын 4 деньги, заезда гривна.

В дозорных книгах 1680 г. указано, что: «церковная земля Живоначальной Троицы пономарская по досмотру сходна с писцовыми книгами 1631 – 33 гг., а по сказке той церкви попа Григория, владеет землею пономарь Петрушка Григорьев, а он, поп Григорий, служит у той церкви из государева жалования, а жалования ему дается на год по 8 руб. да хлеба по 14 четвертей, а больше той церковной земли, что за дьячком, у него нет и иных пустовых земель он не знает…».

Троицкая церковь находилась в числе ружных, причту выдавалась руга по окладной книге 1699 г. 11 июля 1700 г. государь, слушав выписки, указал: «того села Хорошова попу с причетники денежные и хлебные руги не давать и из оклада выложить, а довольствоваться им приходскими людьми, а пашенную землю и сенные покосы меж собою разделить, чем владел пономарь». При Троицкой церкви, кроме придела св. Николая, в 1710 г. существовал придел во имя Федора Стратилата.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.

Как доехать

Удобное расположение храма позволяет добраться к нему любым доступным способом:

Метро «Полежаевская», автобусы 48, 155, троллейбусы 20, 21, 35, 65 до остановки на ул. Живописная. Обязателен переход через шоссе по подземному переходу. Среднее время: 25-35 мин
Метро «Щукинская», трамваи 28, 30 едут до конечной остановки. Среднее время: 30-40 мин
Метро «Сокол» или метро «Октябрьское поле», троллейбус 59 до конечной остановки. Среднее время: 40-45 мин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *