Храм богоявления в коломне

Неделя 14-я по Пятидесятнице
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Неделя 17-я по Пятидесятнице
Октябрь 2017 г.
Ноябрь 2017 г.
Декабрь 2017 г.
Январь 2018 г.
Февраль 2018 г.
Март 2018 г.
Апрель 2018 г.
Май 2018 г.
Июнь 2018 г.
Июль 2018 г. при Перинатальном центре
Июль 2018 г.
6-12 августа 2018 г.
13-19 августа 2018 г.
20-26 августа 2018 г.
27 августа — 02 сентября 2018 г.
Август 2018 г. при Перинатальном центре
Сентябрь 2018 г.
Сентябрь 2018 г. при Перинатальном центре
Сентябрь 2018 г. Христорождественский
Октябрь 2018 г.
Ноябрь 2018 г.
Декабрь 2018 г.
Декабрь 2018 г. при Перинатальном центре
Декабрь 2018 г. Христорождественский
Январь 2019 г.
Январь 2019 г. при Перинатальном центре
Январь 2019 г. Христорождественский
Февраль 2019 г.
Февраль 2019 г. при Перинатальном центре
Февраль 2019 г. Христорождественский
Март 2019 г.
Март 2019 г. при Перинатальном центре
Апрель 2019 г.
Апрель 2019 г. при Перинатальном центре
Май 2019 г.
Май 2019 г. при Перинатальном центре
Июнь 2019 г.
Июль 2019 г.
Июль 2019 г. при Перинатальном центре
Июль 2019 г. Христорождественский
Август 2019 г. при Перинатальном центре
Август 2019 г. Христорождественский
Август 2019 г.
Сентябрь 2019 г. при Перинатальном центре
Сентябрь 2019 г. Христорождественский
Сентябрь 2019 г.
Октябрь 2019 г. при Перинатальном центре
Октябрь 2019 г. Христорождественский
Октябрь 2019 г.
Ноябрь 2019 г. при Перинатальном центре
Ноябрь 2019 г. Христорождественский
Ноябрь 2019 г.
Декабрь 2019 г. при Перинатальном центре
Декабрь 2019 г. Христорождественский
Декабрь 2019 г.
Январь 2020 г. при Перинатальном центре
Январь 2020 г. Христорождественский
Январь 2020 г.
Февраль 2020 г. при Перинатальном центре
Февраль 2020 г. Христорождественский
Февраль 2020 г.
Март 2020 г. при Перинатальном центре
Март 2020 г. Христорождественский
Март 2020 г.
Апрель 2020 г. при Перинатальном центре
Апрель 2020 г. Христорождественский
Апрель 2020 г.
Май 2020 г. при Перинатальном центре
Май 2020 г. Христорождественский
Май 2020 г.
Июнь 2020 г. при Перинатальном центре
Июнь 2020 г. Христорождественский
Июнь 2020 г.
Июль 2020 г. при Перинатальном центре
Июль 2020 г. Христорождественский
Июль 2020 г.
Август 2020 г. при Перинатальном центре
Август 2020 г.

В 1389 году земли, где сейчас возвышается Богоявленский собор, принадлежали жене победившего в Куликовской битве князя Дмитрия Донского – Евдокии Дмитриевне. Первую деревянную церковь возвели на территории села Бабышево. В 20-х годах XVI века в Коломне началось строительство кремля. Окрестности постепенно заселяли гончары, плотники и каменотесы, занятые на строительных работах, из-за чего слободу стали называть Гончарной. Следующая владелица вотчины – Софья Палеолог, жена Ивана III, повелела построить здесь церковь Зачатия в честь рождения сына и наследника престола Василия III. Спустя несколько лет пожар уничтожил архитектурный ансамбль, оставив нетронутой лишь икону Спаса Нерукотворного. По этой причине после очередной реконструкции собор переименовали в Спасский. В 1680 году было решено демонтировать обветшавшую постройку и возвести новый каменный комплекс, который при освящении получил название Богоявленский. Спустя 100 лет в церковном доме при соборе родился один из самых значимых русских православных богословов XIX века святитель Филарет, позже ставший митрополитом Коломенским и Московским. Служение в церкви Богоявления в Гончарах было для фамилии епископа семейной традицией. Здесь также в свое время работали его прадед, дед, родной брат и зять. Митрополит Филарет причисляется к самым известным уроженцам Коломенской земли, поэтому многие местные жители считают его покровителем города. Во время революции храм возглавлял Иаков Бриллиантов, причисленный к лику святых за мученическую смерть от рук чекистов. Несмотря на расправы, Богоявленский храм оставался единственным действующим религиозным оплотом в Коломне протяжении всей советской истории. Благодаря этому, приходу удалось сохранить большинство реликвий. К главным святыням храма относится ковчег с элементами Креста Господня, частицы мощей 64 святых, страстная икона Божией Матери и афонский образ целителя Пантелеймона.

«Икона сия писана на Святой Горе Афонской и в русском Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона монастыре, от коего и послана в Коломну Марии Николаевне Шевлягиной в благо-словление Христолюбивым жителям, в благодатную помощь и заступление всем с верою и усердием прибегающим ко Святому Пантелеймону и умильно молящимся пред честным его образом».

Еще один образ, на который стоит обратить особое внимание, — Зачатьевский образ в богатом окладе, на котором изображены святые Иоаким и Анна в тот день, когда они узнали, что станут родителями. Образ связан с самым древним периодом истории бабышевского храма, построенного, как мы помним, Софьей Палеолог в честь рождения наследника и освященного как раз в честь Зачатия св. Анны. Празднование этого библейского события всегда оставался на особом счету в Гончарной слободе, даже спустя много веков после того, как храм получил иное освящение. Одна из улиц здесь до XX века называлась Зачатьевской, ну а Зачатьевская икона до сих пор — одна из самых любимых у прихожан.

Но и это еще не всё. Читателю, собравшемуся посетить коломенский Богоявленский храм, советуем не забыть поклониться необычной скульптурной Страстной иконе Бо-жией Матери, старинной иконе Николая Чудотворца и иконе Явления Богородицы прп. Сергию Радонежскому с частицей мощей любимей-шего русского святого.

Заканчивая рассказ о святынях Богоявленской церкви, упомянем ковчег с частицей Святого Креста и частицами мощей 64 святых.

ОБЛИК ХРАМА

Храм снаружи

Архитектура Богоявленской церкви состоит как бы из двух слоев — основы конца XVII века и переделок в классическом стиле, выполненных на заре XIX столетия. Причем последние настолько аккуратно вплетены в первоначальный замысел, что создают как будто новый синкретичный стиль, предвещающий эклектику второй половины того же века.

«Оригинальная» церковь построена в характерном для провинциальной архитектуры своей эпохи стиле. Это бесстолпный двухсветный четверик, перекрытый лотковым сводом. Характерная черта храма — тесно поставленное пятиглавие: пять небольших главок стоят купно в центре кровли. Центральный барабан является световым, оконные прорези на нем — совсем небольшие; боковые барабаны — глухие.

Запоминающаяся черта храма — сильно выдвинутая к востоку невысокая алтарная апсида.

Остальные элементы основного объема по преимуществу относятся к XIX веку. Тогда были вырезаны новые большие окна, устроены классические портики крылец и карнизы. Но, повторимся, сочетание различных эпох в облике храма не вызывает ощущения разнородности и даже не сразу замечается — настолько оно гармонично.

Во время перестройки Богоявленской храма, предпринятой в 1800— 1803 годах, он обзавелся высокой четырехъярусной колокольней в стиле зрелого классицизма. Возможно, она несколько великовата по отношению к самому храмовому зданию: как следствие, колокольня как бы «перетягивает» на себя внимание и доминирует над миниатюрным на ее фоне пятиглавием. С другой стороны, большая колокольня, несомненно, украсила храм, сделав его более торжественным. Основание колокольни — высокий восьмерик, переходящий в цилиндрический ярус звона с полусферической кровлей и главкой.

Храм и колокольня соединены широкой трапезной с двумя приделами. Ее довольно внушительные размеры — также результат переделки XIX века. Вокруг храма — ухоженная территория с небольшим садом и церковной лавкой в старинном двухэтажном деревянном приходском доме.

Пристройка

С северной стороны к четверику храма примыкает поздняя пристройка с отдельной главкой.

Пятиглавие

Пять характерных для второй половины XVII века небольших куполов поставлены оченьтесно друг к другу в центральной части четырехскатной крыши. Вследствие этого привычные нам по иным храмам пропорции верхнего яруса оказываются нарушенными.

Большая апсида

Алтарная апсида храма, имеющая чуть заметное трехчастное деление, выглядит резко выступающим отдельным архитектурным элементом. В более привычном исполнении апсиды как бы вытекают из основного объема храма. Здесь, как мы видим, это правило нарушено.

Классицизм

Храм богато украшен колоннами, по которым безошибочно узнаются постройки эпохи классицизмуа. Изящные колонны ионического ордера использованы в верхнем ярусе колокольни. В XVIII веке появились портики над боковыми входами.

Храм внутри

Как почти все немногие церкви, в которых в советскую эпоху не прекращались богослужения, Богоявленский храм сохранил многое из своего дореволюционного убранства.

Главная достопримечательность его интерьера — оригинальный центральный иконостас XVII века, поставленный вскоре после завершения строительства каменной Богоявленской церкви. Он имеет оригинальную структуру, будучи как бы разделен на два примерно одинаковых по высоте «этажа», в нижнем из которых расположены местный и праздничный чины, а в верхнем — деисис и пророческий чин. Праотеческий чин устроен необычно — в виде отдельных икон в округлых окладах, помещенных выше «тела» иконостаса. Иконостас украшен богатой резьбой, особенно искусно выполнены царские врата. Большинство икон в нем — подлинники XVII века.

Основной объем храма гораздо выше и торжественнее трапезной, хотя и ту нельзя назвать бедной или обделенной старыми иконами. По северной и западной стенам основного объема идут деревянные хоры.

Иконостасы приделов гораздо моложе — они относятся к концу XIX века. С того же времени сохранились киоты, паникадила и металлическое ограждение солеи.

Помимо икон, иконостаса и утвари, с дореволюционных времен сохранились в храме и фрески. Правда, оригинальной старинной живописи здесь не найти — фрески регулярно поновлялись, и те росписи, что мы видим сегодня, созданы, скорее всего, незадолго перед революцией. Помимо образов святых, в росписях храма присутствуют орнаменты.

Левый придел освящен во имя священномученика Харлампия, икона которого расположена неподалеку. Справа — Введенский придел. Еще один престол является выносным — его используют, когда нужно совершить две литургии.

Структура храма

Структура Богоявленского храма

Обозначения

1. Вход в храм

2. Харлампиевский придел

3. Введенский придел

4. Центральный иконостас XVII века

5. Колокольня

План Богоявленского храма

Интересные факты и цифры

Длина Богоявленской церкви — более 30 метров.

Ширина основного храма —10 метров; трапезной части — около 15 метров.

В пятиярусном иконостасе главного придела храма имеется множество икон XVII века.

Пол храма выстлан исторической метлахской плиткой.

БОГОЯВЛЕНСКИЙ ХРАМ СЕГОДНЯ

В тихом центре

Послевоенная история Богоявленского храма в Гончарах — это летопись тихого и, если можно так выразиться, преданного служения Богу в патрирахальной части провинциального города. Тем самым связь времен не была окончательно прервана, а когда настали иные времена, то нашлись люди, принявшиеся энергично возрождать Русскую Церковь.

середине XX века произошло редчайшее для эпохи событие — в Богоявленском храме появился новый престол. Пусть и приставной, но новый. Освятили его во имя преподобного Сергия Радонежского и использовали для поздней литургии. Посвящение неслучайно — все Сергиевские храмы в окрестностях были давно закрыты.

Гонения на Церковь после войны ослабли лишь в том смысле, что миновала физическая угроза жизни священнослужителей и прихожан. Однако постоянная слежка, ущемление прав, предложения о «сотрудничестве» не исчезли. Показательный пример: одному из настоятелей Богоявленского храма, отцу Николаю Ковальскому, за отказ от сотрудничества с КГБ было запрещено жить в Московской области, и он был вынужден с семьей покинуть Коломну и скитаться по маленьким приходам в глубинке.

На рубеже 1980—1990-х годов, когда повсеместно вновь открывались храмы, настоятелем Богоявленской церкви был протоиерей Александр Захаров. Тогда значительных изменений в жизни прихода йе случилось, разве что прихожан стало побольше — в трудные годы «перестройки» и крушения коммунистических идеалов крестились многие бывшие атеисты. Настоящие перемены начались уже при следующем настоятеле, протоиерее Андрее Хмылове, пришедшем в храм в 1993 году.

Как и в дореволюционные годы, храм в это время перестал быть просто собранием верующих. При нем открылась воскресная школа, чуть позже появилась община трезвости «Вера». Самое удивительное, что когда при церкви создавали это общество для борьбы с пьянством, еще не было открыто, что новомученик отец Иаков Бриллиантов, расстрелянный в 1937 году на Бутовском полигоне, являлся наиболее вероятным автором акафиста иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», молитва перед которой спасает именно от греха пьянства.

Велась в Богоявленском храме и реставрация. Прежде всего, были поновлены росписи и отреставрированы иконы. Привели в порядок фасад, на котором появилась мозаичная икона Богоявления работы Василисы Королевой. Убрали лишние деревья на храмовой территории, после чего скрытый за ними храм как бы вновь открылся миру.

Сейчас, помимо воскресеной школы и общины трезвости, при храме действует детская гончарная мастерская, издается газета «Благовестник». Богоявленская церковь, в советские годы единственный действующий храм Коломны, — ныне одна из многочисленных приходских церквей, что вовсе не умаляет той важнейшей роли, которую она сыграла в истории русского православия.

Справочная информация

Храм открыт ежедневно, богослужения совершаются каждый день в 7:00 и в 17:00. По воскресным дням совершается поздняя литургия на приставном Сергиевском престоле. Ежедневно служатся молебны и акафисты. Расписание богослужений советуем уточнять на сайте Богоявленского храма.

Контакты

Как добраться

На электричке из Москвы — до станции Коломна, дальше пешком по улице Льва Толстого в сторону храма, который можно опознать по голубой колокольне. — На автомобиле: из Москвы следует выезжать по федеральной трассе М5 («Урал») через Новорязанское шоссе; вскоре после Бронниц будет указатель на Коломну. С центральной дороги, которая приведет вас к Коломенскому кремлю, надо повернуть на улицу Яна Грунта налево, проехать по ней до конца, далее направо на улицу Пушкина и сразу налево на Посадскую. В конце Посадской — направо на Гончарную: отсюда храм уже хорошо виден.

Святыни: чтимая икона св. влм. Пантелеимона, чтимая икона святых праведных Иоакима и Анны, ковчег с частицами Креста Господня и мощей 64 святых, чтимая икона Божией Матери «Страстная».

Приписные храмы
Христорождественский храм г. Коломны
Иоанно-Предтеченский крестильный храм г. Коломны
Феодоровский домовый храм г. Коломны

Как добраться

От Москвы электропоездом с Казанского вокзала до станции «Коломна», далее пешком
От Москвы от автовокзала «Котельники» автобусом № 460 до остановки «Голутвин», далее трамваем № 1,3 до конечной остановки, далее пешком.

Историческая справка

Церковь основана в бывшем в селе Бабышеве, которое с XIV в. принадлежало великим княгиням Московским. В 1389 г. им владела святая Евдокия, супруга Димитрия Донского. В 1520-х гг. здесь поселяются строители Коломенского кремля, кирпичники и гончары. Так село становится пригородом: Гончарной слободой. Около 1480 г. София Палеолог, супруга Ивана III, построила в своей вотчине церковь Зачатия в память о рождении наследника престола Василия III. В XVI в. деревянный храм сгорел. Чудом уцелела лишь икона Спаса Нерукотворного. Новую церковь освятили в честь этого образа. В 1680 г. Спасский храм стали возводить каменным, но освятили его в 1689 г. как Богоявленский. 26 декабря 1782 г. (6 января 1783 г. н.ст.) в церковном доме при храме родился Святитель Филарет митрополит Московский и Коломенский. В храме служили его родственники: прадед, дед, родной брат, зять и другие. В 1929-31 гг. приход возглавлял священномученик Иаков Бриллиантов (память 2 декабря н.ст.), составитель акафиста иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Храм Богоявления во время безбожных гонений XX в. никогда не закрывался и сохранил драгоценные святыни: ковчег с частицами Креста Господня и мощей 64 святых, чтимую Страстную икону Божией Матери, иконостас XVII в. и другие древние реликвии. Приход храма несет попечение о пациентах детского противотуберкулезного санатория. При храме действует детская воскресная школа, православное молодёжное движение, общество трезвости «Вера», Каждый вторник в 17-00 читается акафист перед иконой «Неупиваемая Чаша», после службы проходят беседы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *