Греческий магический папирус

Просмотры: 4 625

Искусство росписи папирусных свитков — папирусная графика, в первую очередь связанная именно с «Книгой Мертвых», — одно из величайших достижений египетской культуры. Появившиеся в начале Нового Царства (XV в. до н. э.) тексты с цветными изображениями стали первой в истории иллюстрированной книгой, а папирусная графика — искусством миниатюры, подарившем миру такие шедевры, как папирус Ани из Британского музея. Возникнув в начале XVIII династии, папирусная графика достигла своего расцвета при XIX династии, когда сложились все ее основные принципы.

«Книга мёртвых» в Древнем Египте — сборник египетских гимнов и религиозных текстов, помещавшийся в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в посмертии. Различные копии Книги Мертвых могут содержать от нескольких и до двухсот глав различного объёма, начиная от длинных поэтических гимнов и кончая однострочными магическими формулами. Название «Книга мёртвых» дано египтологом Р. Лепсиусом, но правильнее её было бы назвать «Книгой Воскресения», так как её египетское название — «Рау ну пэрэт эм хэру» дословно переводится как «Главы о выходе к свету дня».

Не было ни единой, ни канонической Книги Мертвых. Сохранившиеся папирусы содержат различный выбор религиозных и магических текстов и значительно различаются в их иллюстрации. Некоторые люди, похоже, заказывали свои собственные копии Книги Мертвых, возможно, выбирая заклинания, которые они считали наиболее важными в своем развитии в загробной жизни. Книги Мертвых часто иллюстрировались виньетками с изображением покойного и их путешествием в загробный мир.

Одни из лучших образцов «Книги мёртвых», написанные на свитках папируса, относятся ко времени расцвета культуры при XVIII династии. Наибольшее число папирусов с текстами из Книги мёртвых было найдено в захоронениях города Фивы; именно по этой причине версию Книги мёртвых, получившую распространение в этот период, называют Фивской. Большинство их было найдено в фиванских гробницах и принадлежало главным образом жрецам и членам их семей. Эти папирусы богато украшены тончайшими рисунками, изображающими сцены погребения, совершения заупокойного ритуала, посмертного суда и другие сцены, связанные с заупокойным культом и представлениями о загробной жизни.

Оформление свитков в основном представляло собой нанесение миниатюр по определенным композиционным схемам: так, обычно по верхнему краю папируса, над столбцами линейной иероглифики, шел фриз, состоявший из последовательно расположенных блоков. На основном же поле располагались полноразмерные виньетки, занимающие всю высоту свитка, а также композиции, включающие текстовые пояснения к изображению. Этот тип заупокойных текстов с варьирующимся и часто непоследовательным расположением глав, обычно называют фиванской редакцией «Книги Мертвых».

Книга представляет собой огромный сборник магических формул, который египтологи для удобства исследования разбили на 180 «глав». Магические формулы должны были обеспечить усопшему благожелательный прием владык загробного царства, и особенно царя его, Осириса. С помощью начертанных на папирусе заклинаний покойник воскресает, оживает в Осирисе, обретая божественную силу, все радости потустороннего (и земного) мира становятся ему доступными.

«Книга мертвых» — может быть, первая книга в истории человечества, предназначенная для массового производства и продажи, в самых разнообразных редакциях и вариантах, иногда очень кратких.

Многие миниатюры в книге были скопированы со стен храмов и усыпальниц фараонов. Иллюстрации, которыми богато украшались «Книги мертвых», служили добавлением к тексту — рисунок воспроизводил соответствующее описание. Место, которое эти рисунки занимали, не всегда соответствовало тексту, который ими иллюстрировался. В эпоху XXVI — сансской — династии (VII в. до н. э.) принципы составления и иллюстрирования «Книги Мертвых» меняются. Количество и порядок глав кодифицируются, а сами тексты записываются как иероглификой, так и скорописью — иератикой.

Главный рисунок изображал суд Осириса. Мы видим здесь бога загробного царства сидящим на троне в царской одежде, посреди зала суда. Перед ним возвышаются огромные весы, на которых взвешивается сердце покойного, отягощенное грехами. На одной чаше весов покоится сердце, на другой — страусовое перо, символизирующее истину (эту сцену иногда называют греческим термином «психостасия» — взвешивание души). При весах работают шакалоголовый бог подземного царства Анубис и сокологоловый бог Хор, а перед весами на пьедестале восседает львиноподобное чудовище — «пожиратель», которое должно пожрать усопшего, если он не выдержит загробного испытания и суда. Душу покойного вводят в зал суда богини Хатхор и Маат, впереди стоит ибисоголовый бог Тот, держа в далеко вытянутых руках свиток папируса и камышовый стержень: он ведет протокол судебного заседания. Другая ипостась бога Тота в виде павиана принимает также деятельное участие в процедуре суда, сидя на самой верхушке весов.

Виньетка к вводному гимну Осирису. Гимн обращен к богу Осириса, стоящему в наосе со своей супругой Исидой.

Глава 110 (фрагмент).

Глава 125. Одна из ключевых глав всего папируса, то, ради чего он создавался — суд Осириса, где взвешивают сердце умершего, которое должно быть «пусто от зла всякого». После этого умерший становится «правогласным» и способным «выходить в день», т.е. жить такой же жизнью, как и на земле, но «вечно и бесконечно».

Глава 144 (фрагмент). В главе описываются и изображаются семь врат загробного мира, которые должен пройти умерший. Врата охраняются стражниками с ножами в руках. Текст представляет собой заклинания, с помощью которых покойный минует врата, лично обратившись к каждому привратнику.

Глава 146 (фрагмент). В главе описываются 21 «таинственные врата Дома Осириса на Полях тростника». Каждый проход оформлен по-своему и охраняется привратником, к которому умерший должен обратиться лично, зная соответствующее заклинание.

Глава 27. «Изречение, чтобы сердце человека не забрали от него в загробном мире». На столике находится сердце Ани.

Глава 89. «Изречение, чтобы дать «Ба» воссоединиться с телом», т.е. с изображенной на виньетке мумией.

Глава 92. «Изречение, чтобы открыть гробницу для «Ба» имярек». Ани изображен открывающим дверь и выходящим из гробницы, его защищает собственная «Ба».

Главы 155, 156, 29b и 166. Изображены амулеты «джед» (столб Осириса), «тит» (узел, или кровь, Исиды), «сердце», «подголовник».

Главы 185 — 186 (левый фрагмент). В наосе стоит бог Сокар-Осирис, позади которого — жертвенный стол с обильными жертвами.

Главы 185 — 186 (правый фрагмент). Богиня Таурт в образе самки гиппопотама совершает воскурение перед жертвенным столом (слева, на предыдущем фрагменте). Справа изображена богиня Хатхор, Владычица Запада, выглядывающая из-за горы — обозначения фиванского некрополя, — на фоне которой стоит гробница Ани.

Главы 44-46. Названия данных глав звучат следующим образом: «Изречение, чтобы не умереть снова в загробном мире», «Изречение, чтобы не гнить в загробном мире», «Изречение, чтобы не страдать и быть живым в загробном мире». Слева Ани сидит перед жертвенным столом, в центре его мумию держит Анубис — бог бальзамирования, справа — «Ба» Ани.

Главы 58-59. Обе главы называются одинаково: «Изречение, чтобы дышать воздухом и иметь власть над водой в загробном мире». Ани и его жена Туту стоят в пруду, держа в руках маленькие паруса — символы дыхания и воздуха — и подносят воду к губам. Справа Ани получает воду и пропитание от богини в образе дерева.

Главы 80-81а. Главы называются так: «Изречение, чтобы превратиться в лотос». Лотос — символ ежедневно рождающегося солнечного божества и вечной загробной жизни покойного. Справа изображено божество с солнечным диском на голове, облик которого Ани желает принять.

Погребальная процессия (начало). Папирус Ани — один из самых знаменитых свитков «Книги мертвых» эпохи Нового царства. Текст снабжен большим количеством виньеток превосходного качества. Погребальная процессия, в частности, содержит множество деталей, известных по росписям частных гробниц того же времени.

Погребальная процессия (окончание).

Фрагмент главы 17. Ани молится солнечной ладье, «плывущей» на знаке неба. В ней сидит Хепри — утреннее солнце (фигура со скарабеем вместо головы).

  • Борухович. В мире античных свитков.
  • Чегодаев М. А. Древнеегипетская папирусная графика Позднего времени: особенности взаимоотношения текста и изображения.

Медицинская практика древних египтян была настолько совершенной, что достижения врачей тех времен европейцы не могли превзойти на протяжении многих веков. Египетские врачеватели считали, что болезнь нужно лечить с помощью изготовленных специальным образом лекарственных средств, признавали целительную силу массажа и благоуханий и понимали важность гигиены при лечении больных.

Сегодня ни для кого не секрет, что болезни и инфекции вызваны бактериями, и можно подумать, что об этом люди знали всегда. Но на самом деле, понимать причину болезни человек стал совсем недавно, только в XIX веке, когда французский ученый Луи Пастер выдвинул микробную теорию болезней, которую позже на опыте подтвердил английский хирург Джозеф Листер.

Еще за несколько десятков лет до этого открытия венгерский врач-акушер Игнац Земмельвайс (1818-1865) предложил медицинскому сообществу совершенно удивительную для того времени идею: мыть руки раствором хлорной извести. Именно такая гигиена, по мнению врача, могла бы сократить уровень смертности в больницах. Предложение Земмельвайса было встречено научным миром с настороженностью. Многие восприняли эту идею как смехотворную и даже обвинили Земмельвайса в антинаучном шарлатанстве. Врачи не видели ничего плохого в том, чтобы не мыть руки во время приема родов, перед и после хирургических операций, вскрытий. Увы, в то время науке еще не было известно ни о каких теориях болезнетворных организмов. Игнаца Земмельвайса в 1865 году обманом поместили в психиатрическую лечебницу, где он и умер.

Фото: wikipedia.org/ Венгерский врач Игнац Земмельвайс

Древние египтяне приняли бы совет Игнаца Земмельвайса на ура, и не потому что они имели кое-какое представление о микроорганизмах, а потому что были приверженцами чистоты. По мнению американского профессора философии Джошуа Марка, уровень смертности в Древнем Египте после медицинских процедур был намного ниже, чем в любой европейской больнице начала XX века (только в 50-х годах прошлого века гигиена и стерилизация инструментов в больницах стала обычной практикой).

Египтолог Барбара Ваттерсон отмечает:

Медицинская система Древнего Египта была относительно продвинутой, и египетские врачи, в основном это были мужчины (хотя известны исключения, когда врачами становились и женщины), были мастерами своего дела

Фото: egyptopedia.info/ Египетский врач XVIII Династии принимает больного (реконструкция)

Однако, хоть в Египте и умели аккуратно извлекать органы человека и бальзамировать тело так, что оно сохранялось на протяжении сотен лет, у египетских врачевателей все же было слабое представление о работе внутренних органов. Кроме того, зачастую лекари связывали причины болезни с вмешательством сверхъестественных сил.

РАНЫ И ЗАБОЛЕВАНИЯ

Как лечить раны, древнеегипетские врачи знали лучше, чем как лечить болезни. Доктора легко устанавливали причину возникновения травмы и понимали, каким образом человеку можно помочь, сделать то же самое с болезнью было намного сложнее.

Если врачи не могли объяснить заболевание, они ссылались на «демона, засевшего в теле больного”. И главной задачей врача было изгнать этого демона. По симптомам устанавливалось, какой конкретно злой дух виноват в болезни, а затем с помощью магических заклинаний и лекарств его пытались изгнать. Египтолог Барбара Ваттерсон отмечает, что самыми первыми докторами были жрецы. Египтяне верили, что болезнь была вызвана нечистой силой, проникшей в организм, и что жрецы обладают знанием, способным прогнать демонов.

Фото: Marie-Lan Nguyen/ Защитный амулет глаз Гора VI-й IV-й век до н.э. (Лувр, Париж)

В те далекие времена египтяне страдали от тех же самых заболеваний, от которых сегодня страдаем и мы: трахома (инфекция глаз), малярия, дизентерия, оспа, пневмония, рак, болезни сердца, туберкулез и т.д. Если магические заклинания и лекарства не помогали, египтяне использовали амулеты, благовония, татуировки и даже специальные статуэтки, призванные отгонять демонов или умилостивить богов, пославших болезнь. Статуэтки, впрочем, использовались в качестве профилактической меры. «Лечебные” заклинания записывались на папирусных свитках и держались под строгим секретом, врачи-жрецы боялись, что если текст попадет в руки непосвященному, то будет неправильно истолкован, что обернется карой богов.

МЕДИЦИНСКИЕ ПАПИРУСЫ

К сожалению, до наших дней дошли лишь немногие «медицинские папирусы”, но даже их достаточно, чтобы у ученых сложилось представление о том, как египтяне видели болезни и о древних методах лечения. Все известные папирусы названы в честь людей — первых владельцев, либо в честь города, где они хранятся.

Медицинские папирусы Честера Битти, датированные 1200 годом до н.э., посвящены лечению коноплей аноректальных (связанных с прямой кишкой) заболеваний. Возможно, это самое раннее упоминание применения конопли в медицинских целях.

Берлинский медицинский папирус, также известный как папирус Бругша, датируемый 1570 — 1069 г.г. до н.э. (эпоха Нового царства), содержит знания о контрацепции, об овуляции и фертильности, определении беременности по цвету глаз, лица и женских грудей.

Папирус Эберса (ок. 1550 г. до н.э.) рассказывает о частной патологии. В нем описывается более 200 заболеваний и около 1000 способов лечения, среди которых есть методы лечение рака, сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и даже депрессии.

Папирус Эдвина Смита (ок. 1600 г. до н.э.) является старейшей работой по хирургическому мастерству. В нем рассматриваются различные виды травм (около 50), а также описывается их лечение.

Лейдонский магический папирус (приблизительно III век до н.э.) посвящен магическим приемам врачевания. В нем приводятся и рациональные методы лечения, например, лечение куриной слепоты бычьей печенью, богатой витамином А.

Фото: Jeff Dahl/ Папирус Эдвина Смита является старейшей работой по хирургическому мастерству. В тексте (на фото) говорится о челюстно-лицевой травме

Папирус Херста (был написан во времена Нового Царства) описывает способы лечения инфекций мочевых путей и пищеварительной системы.

Медицинский Кахунский папирус (ок. 1800 г. до н.э.) посвящен вопросам беременности и зачатия.

Лондонский медицинский папирус (ок. 1782-1570 до н.э.) предлагает способы лечения ожогов, глазных заболеваний.

Дошедшие до нас папирусы, по словам египтологов, представляют собой копии очень древних медицинских трактатов. Древность источников подтверждается отсылками в текстах.

ВРАЧ, АКУШЕРКА, МЕДСЕСТРА, СТОМАТОЛОГ

Врачами в Древнем Египте могли быть как мужчины, так и женщины (правда, значительно реже). Ученые полагают, что первым египетским врачом, который после смерти был обожествлен и почитался как бог врачевания, был Имхотеп (ок. 2667-2600 до н.э.). Он также известен в истории как архитектор первой ступенчатой пирамиды Джосера в Саккаре. Имхотепа знают и по его трактатам, в которых он неоднократно утверждал, что болезни имеют естественные причины, а не являются наказанием богов.

Фото: Remih/ Фрагмент барельефа храма Гора в Эдфу, на котором изображены хирургическая пила и нога. IV—I века до н. э.

Первой женщиной-врачом, полагают историки, была Мерит Птах, которая жила в Древнем Египте около 2700 г. до н.э. Об этой женщине известно из таблички, находящейся в гробнице ее сына — верховного жреца Древнего Египта, на которой указано, что Мерит Птах была «главным врачом” (где именно, неизвестно).

Песешет (ок. 2500 г. до н.э.) — другая женщина-врач, которую часто называют «великой начальницей всех женщин-врачей». По мнению историков, она возглавляла медицинскую школу в городе Саисе, где находился храм, посвященный богине-целительнице Нейт. Со школой, возглавляемой Песешет, связана легенда об Агнодике Афинской (IV век до н.э.). Легенда гласит, что однажды в Афинах жила женщина, которая очень хотела стать врачом, но в Афинах рабам и женщинам было запрещено изучать медицину, поэтому Агнодика долго выдавала себя за молодого человека, чтобы посещать лекции врача Герофила. Когда обман был раскрыт, женщина убежала в Египет, где нашла приют в медицинской школе в Саисе.

Врачи Древнего Египта должны были быть не только грамотны, но и чисты духом и телом. От врачевателей требовалось, чтобы они тщательно соблюдали ритуальную чистоту, личную гигиену и принимали ванну так же часто, как жрецы высших санов. У каждого доктора была своя специальность: профессиональные врачи назывались «swnw”, главные врачи ”wr swnw”, врачи-маги ”sau”. Врачам постоянно помогали массажисты, медсестры, и провидцы. Интересно, что роды врачи-мужчины не принимали, вместо них это делали акушерки.

Египтолог Каролин Грейвс-Браун пишет:

Акушерство в Древнем Египте было только женской профессией. Это подтверждается древними медицинскими текстами, в которых рассказывается о гинекологии. Мужчины никогда не участвовали в процессе родов

Ни в одном найденном древнеегипетском документе не говорится, что акушерки когда-либо проходили медицинскую подготовку. Они рассматривались не в качестве медицинских работников, а лишь как временные помощники. Акушерками становились лишь на время родов. Это были женщины, которые жили в доме роженицы: родственницы или служанки, иногда соседки.

К медицинскому персоналу египтяне относили медсестер, хотя, как и в случае с акушерками, нет никаких свидетельств о профессиональной подготовке этих работников. Некоторые ученые полагают, что медсестрами в Древнем Египте назывались кормилицы, к которым относились с признательностью и огромным уважением. Грейвс-Браун отмечает:

В Древнем Египте была высокая материнская смертность, и кормилицы играли важную роль

Женщины часто умирали во время родов, поэтому обычно между семьей и кормилицей заключались юридические соглашения по уходу за новорожденным в случае смерти матери.

Фото: Remih/ Часть барельефа храма в Ком-Омбо: беременная богиня Исида сидит на родильном стуле. IV—I века до н. э.

Стоматология в Древнем Египте не была широко распространена. Хотя египтяне часто страдали от проблем с зубами, дантистов в то время было очень мало, и историки пока не знают, почему. Первым в истории Египта стоматологом был Геси-Ре (около 2600 г. до н.э.), живший во время правления Джосера. Как утверждают некоторые специалисты, Геси-Ре был личным врачом фараона, который постоянно страдал от проблем с зубами, возможно, из-за рациона питания: к столу часто подавали хлеб грубого помола и пищу, в которую попадал песок. Египтолог Маргарет Бансон пишет:

У египтян всегда были ужасные зубы. Они постоянно страдали от разрушения зубов и пародонтоза. Дантисты старались помогать людям травами, возможно, чтобы остановить инфекцию или облегчить боль. Интересно, что мы обнаружили некоторые мумии с просверленными отверстиями в зубах. Видимо, таким древним хирургическим вмешательством людям лечили абсцесс. Что еще нас поразило, так это вставные золотые зубы. Мы пока не знаем, ставили ли их при жизни или уже после смерти, в процессе бальзамирования

Самым известным примером жителя Древнего Египта, который умер от проблем с зубами, была Царица Хатшепсут (1479-1458 до н.э.). Женщина умерла от абсцесса. Врачеватели того времени полагали, что кариес и другие зубные проблемы вызваны зубным червем, которого можно изгнать с помощью магических заклинаний. Маргарет Бансон считает, что такое убеждение впервые возникло в Месопотамии у Шумеров, где были обнаружены клинописные надписи на глиняных табличках с заклинаниями против зубного червя, а затем каким-то образом это убеждение перекочевало в Египет.

ЛЕЧЕНИЕ. ЛЕКАРСТВО. ИНВЕНТАРЬ

Как и другие врачи, стоматологи сперва использовали магические заклинания, чтобы прогнать зубного червя, а затем давали пациенту лекарства. Врачи и дантисты в лечебных целях часто прибегали к травам и специям. Например, чтобы избавиться от неприятного запаха изо рта (во время заболевания полости рта), больному давали медовый жевательный шар, корицу, или ароматическую смолу мирру. Существуют доказательства, что при удалении зубов и при установке искусственных в качестве анестетика использовался опиум.

Фото: Jeff Dahl/ Часть барельефа храма в Ком-Омбо с изображением медицинских инструментов. IV—I века до н. э.

Вера египтян в магию была не только фундаментом их культуры, но и считалась вполне нормальным и естественным явлением их жизни. Врачевание рассматривалось как одна из форм магии, а Бог медицины Хека обычно изображался в виде человека с двумя извивающимися вокруг него змеями. Этот символ позднее был заимствован греками и ассоциировался у них с богом медицины Асклепием, только змеи теперь обвивали не самого бога, а его посох. Кстати, обвитый змеей жезл Асклепия и сегодня используется как медицинский символ.

Кроме трав и специй, древнеегипетские медики использовали и фармацевтические препараты собственного творения. Маргарет Бансон пишет:

Снадобья древних египетских жрецов-врачей содержали антациды, медную соль, живицу, квасцы, вяжущие средства, карбонаты кальция и магния, различные антиспазматические, мочегонные и слабительные средства. В медицинских папирусах были прописаны рецепты с указанием дозировки и времени приема, уточнялось даже, чем какое лекарство нужно закусывать или запивать

В Египте хирургические операции были вполне обычным явлением. За последние несколько веков было найдено множество инструментов древних хирургов, и любопытно, что этот медицинский инвентарь очень похож на тот, который сегодня используется в больницах. Среди найденного: металлический скальпель, стоматологические щипцы, пилы для распиливания костей, катетеры, пинцеты, зажимы для остановки кровотока, металлические рефлекторы, ножницы, ланцеты, бинты и т.д. Древнеегипетские хирурги выполняли сложнейшие операции на головном мозге человека, после которых пациент выздоравливал и продолжал жить долгое время, об этом свидетельствуют исследования некоторых мумий. Также были обнаружены хорошо сохранившиеся деревянные протезы частей тела, что говорит о том, что в Древнем Египте было развито протезирование.

Фото: Osama Shukir Muhammed Amin/ Этот протез пальца был частью ноги мумии и является одним из первых примеров протезирования в Древнем мире. 1070-664 гг. до н.э. (Британский музей, Лондон)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Правда, не все медицинские практики в Древнем Египте были успешными. Например, религиозный ритуал обрезания (переход от мальчика к мужчине), который проводили юношам в возрасте от 10 до 14 лет с помощью кремниевого ножа и магических заклинаний, часто заканчивался инфекционными заболеваниями. Так как природа инфекции древним врачам была неизвестна, заболевание считалось результатом сверхъестественного вмешательства. Решать проблему со здоровьем пытались магией, что, скорее всего, не помогало и приводило к смерти многих молодых людей.

Проблемы с глазами древние врачи разрешали с помощью крови летучих мышей. Доктора прошлого были уверены, что раз летучие мыши хорошо видят в темноте, то эта способность будет передана пациенту после втирания крови животного в больной глаз. Вряд ли это было эффективно.

Фото: livejournal.com/ обряд обрезания на стенах некрополя в Саккаре. 2350-2000 гг. до н.э.

Хотя бальзамировщики Египта хорошо знали, как устроены и где расположены органы человека, они никогда не исследовали внутреннее строение тела и не делились с врачами знаниями анатомии. Считалось, что эти две профессии совершенно разные и никак не связаны друг с другом. Именно по этой причине египтяне плохо представляли анатомическое устройство человека и не знали функций многих органов.

Несмотря на то, что египетские лекари немного разбирались в сердечно-сосудистой системе, то есть приблизительно понимали работу сердца, они считали этот орган, прежде всего, центром эмоций и интеллекта, органом мышления. Когда проходил процесс бальзамирования, сердце оставалось нетронутым, в то время как мозг извлекали из тела умершего — вытягивали через нос. Древние египтяне считали сердце самой важной частью тела, а мозг — бесполезной.

Тем не менее, докторов в Древнем Египте очень уважали за их мастерство и знания. Особенно медициной страны пирамид восхищались греки, которые заимствовали очень много лечебных методов у этого народа. Позже известные врачи Рима и Греции, такие как Гален и Гиппократ («отец современной медицины») изучали египетские тексты и символы и смогли сохранить некоторые медицинские знания того времени, которые дошли до наших дней.

Друзья, спасибо, что уделили время этому материалу!

Если вам понравился материал, вы можете поддержать нас донатом. Деньги пойдут на продвижение проекта и оплату труда журналистов.

О новых публикациях на сайте вы можете узнать из наших групп в соцсетях. Подписывайтесь: Вконтакте, Twitter, Одноклассники, Facebook, Telegram

У нас выходят и материалы, которые мы не публикуем на сайте, а размещаем на каналах. Заходите и читайте: Яндекс Дзен и Instagram

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Папирус/Папайрус — это один из скелетов, младший брат Санса. Пройти путь Истинного Пацифиста невозможно, не подружившись с ним. Является вторым боссом во всей игре и боссом Сноудина.

— ̗̀▂▂▂ ▂▂▂ ̖́-

Высокий скелет с вытянутым черепом. На его лице постоянно сверкает улыбка, глазницы вертикальной и узкой формы.

⠈⠂⠄⠄⠂⠁⠁⠂⠄⠄⠂⠁⠁⠂⠄⠄⠂⠁⠁⠂⠄

| | | | | | | | | | |

Повседневность

Папайрус носит костюм, который сделал с Сансом самостоятельно на вечеринку. Костюм состоит из нагрудной пластины с золотыми вставками, красного шарфа, самогами и перчатками такого же цвета, синими шортами с ремнём. Сам Папирус называет его «боевым телом» и никогда его не снимает.

⠈⠂⠄⠄⠂⠁⠁⠂⠄⠄⠂⠁⠁⠂⠄⠄⠂⠁⠁⠂⠄

| | | | | | | | | | |

На свидании

На свидании Папирус будет одет в футболку с надписью «Cool dude»(«Крутой чувак») и с рукавами, похожими на баскетбольные мячи. На голове — кепка с повёрнутым назад козырьком. Руки в перчатках, на ногах — шорты, носки по колено и кроссовки.

⠈⠂⠄⠄⠂⠁⠁⠂⠄⠄⠂⠁⠁⠂⠄⠄⠂⠁⠁⠂⠄

| | | | | | | | | | |

На свалке

На свидании с Альфис Папайрус будет в футболке с надписью «JOGBOY», на рукавах которой сердечки, шортах. На голове будет повязка, на ногах — всё те же сапоги, а на шее — тот же шарф. На руках перчатки.

— ̗̀▂▂▂ ▂▂▂ ̖́-

Папайрус вспыльчив и постоянно показывает себя в харизматичном виде. Но не смотря на свою громкость, он добр к окружающим. Папирус — настоящий оптимист, тем не менее очень наивен. Он настойчив, и в этом убедилась сама Андайн, когда тот просидел у её дома всю ночь, лишь бы она приняла его в Королевскую Гвардию. Андайн говорит, что он силён, но из-за добродушного характера она не способна принять его в Гвардию.

Папирус и Санс — это два противоположных монстра. Пока Санс шутит и спит на работе, Папайрус — работает и терпеть не может шуток брата.

Стоит отметить, что Папайрус не всегда внимателен к происходящему. Например, когда пытается опробовать различные крема от МТТ и прыскает одеколоны за ушами, вскоре понимая, что у него нет ни ушей, ни кожи.

Он обожает готовить спагетти и занимается этим в свободное время, хотя многие персонажи говорят, что они не так хороши. Санс говорит, что если Папайрус продолжит готовить, то его блюда могут стать «съедобными».

— ̗̀▂▂▂ ▂▂▂ ̖́-

Лавочница Сноудина рассказывает, что скелебратья когда-то заявились в городе, где и остались жить. Когда именно заявились — неизвестно.

⠈⠂⠄⠄⠂⠁⠁⠂⠄⠄⠂⠁⠁⠂⠄⠄⠂⠁⠁⠂⠄

| | | | | | | | | | |

Нейтральный путь

Папирус мечтает стать членом Королевской Гвардии, поэтому хочет поймать человека. У моста Санс просит подыграть Папайрусу, тем самым подняв ему настроение.

Впервые Папайрус появляется в Лесу Сноудина, где он заверяет Сансу, что обязательно поймает человека. Пока протагонист прячется за лампой, Папирус начинает ругать Санса за его лень, за то, что не готовит головоломки. После выговора уходит прочь.

В пути Папайрус предлагает протагонисту решить его головоломки. С некоторыми он даже может помочь. Он радуется, если протагонисту нравятся его пазлы.

В городе Сноудина протагонист вступает в бой с Папирусом. Папирус — это единственный босс, который не убивает игрока. Он может закончить атаковать в середине боя, если НР протагониста равны 1. Тогда Папайрус отправляет его в сарай, но сам скелет называет его тюрьмой. После трёх проигрышей Папирус предлагает закончить бой.

После боя Папирус пропускает протагониста, при этом дав совет, как покинуть Подземелье, а так же приглашает на вечеринку или на свидание, в зависимости от того, флиртовал ли игрок.

Если прийти в дом скелебратьев, Папирус может показать свой «секретный стиль», и под кепкой которого будет подарок. После он даёт протагонисту свой номер телефона.

Когда протагонист заходит в Водопадье, Папирус старается отговорить Андайн убивать его, но попытка остаётся неудачной. Папирус звонит протагонисту и спрашивает о его одежде, тем самым пытаясь и протагониста спасти, и Андайн не обмануть. Конечно, ради нового друга он готов и солгать, но тогда он будет очень расстроен. К сожалению, Папирус не смог уберечь игрока, и Андайн нападает на него(игрока) из засады.

На пути к Хотленду Папирус позвонит, и предложит позависать вместе с Андайн. Тогда он уже будет стоять у дома Андайн с подарком в виде кости. Зайдя в дом, Папирус выпрыгнет в окно, оставив главу Королевской Гвардии и протагониста на едине. Через некоторое время, когда дом Андайн уже в огне, она уходит жить в Сноудин к братьям, и тогда уже по телефону можно общаться как с Папайрусом, так и с Андайн.

В зависимости от действий игрока Папайрус может стать членом Королевской Гвардии, или даже Правителем.

⠈⠂⠄⠄⠂⠁⠁⠂⠄⠄⠂⠁⠁⠂⠄⠄⠂⠁⠁⠂⠄

| | | | | | | | | | |

Путь Истинного Пацифиста

Этот путь возможен лишь при том условии, если протагонист подружился с Папирусом. Это будет понятно уже чуть позже, когда Андайн просит передать письмо Альфис. В конце пути появляется как потерянная душа, которую освобождают.

В конце пути оказывается, что Папирус или контактировал, или постоянно общался с Флауи. Именно по его просьбе Папирус собирает всех у игрока. Также эту связь подтверждает Санс, рассказывая, как кто-то подшучивал над его братом с помощью эхо-цветка.

В конце Папирус осознаёт, что теперь Королевская Гвардия не имеет значения, и поэтому заявляет, что это «САМАЯ ХУДШАЯ КОНЦОВКА ИЗ ВСЕХ ВОЗМОЖНЫХ».

В титрах показывается, что многие мечты Папайруса сбылись: сам он едет в красном авто, а Азгор стрижёт куст по форме черепа Папируса.

⠈⠂⠄⠄⠂⠁⠁⠂⠄⠄⠂⠁⠁⠂⠄⠄⠂⠁⠁⠂⠄

| | | | | | | | | | |

Путь Геноцида

На пути Геноцида Папирус совершает те же действия, что и на пути Нейтрала/Пацифиста, но теперь он делает замечания к протагонисту, что не собирается решать головоломки. Такое решение игрока Папирус считает странным, тем не менее продолжает игнорировать настоящую личность протагониста. В битве Папирус щадит игрока, при этом предлагая его дружбу.

Если убить Папайруса, то он скажет, что всё ещё верит в доброту протагониста. Если же его пощадить, то он признается, что тайно боялся игрока. Потом можно пойти к нему на «тусовку».

— ̗̀▂▂▂ ▂▂▂ ̖́-

Боевая характеристика

АТК

8 (20 с патчем)

5 (3 c патчем) (путь Геноцида)

2 (20 с патчем)

5 (3 c патчем) (путь Геноцида)

Получаемый EXP

Получаемые G

Действия

Флиртовать

Оскорбить

Атаки

Все атаки Папируса состоят из костей, от которых очень просто увернуться в красном режиме, но проблематично в синем. Также у Папайруса была особенная атака, но её украла Надоедливая собака, так что ему пришлось использовать обычную.

«Синяя атака» делает душу игрока синей, после чего на душу оказывает влияние гравитация.

При 1 НР Папирус отведёт протагониста в сарай, откуда легко сбежать. После трёх поражений можно пропустить битву.

— ̗̀▂▂▂ ▂▂▂ ̖́-

Протагонист

Несмотря на стремление поймать человека и попасть в Гвардию, Папирус заботится о человеке и приглашает его на свидание или вечеринку, если тот не убил его. На свидании Папирус всё же отказывает, ведь не чувствует к игроку те же чувства. На пути Геноцида он будет также проводить время с протагонистом, пока дело не дойдёт до убийства.

Папирус искренне заботится о протагонисте, ведь он защищает его от опасностей, следит за его самочувствием. Подружившись, Папирус даёт свой номер телефона.

На пути Геноцида он сразу же щадит игрока, желая ему лучшего. При убийстве Папирус скажет, что верит в протагониста, в его лучшую и добрую сторону.

· · • • • ✤ • • • · ·

Санс

Санс — старший брат Папируса. Не смотря на то, что младший постоянно упрекает его в своей лени и ненавидит каламбуры, они всё-таки заботятся друг о друге. Санс называет Папируса крутым, и если в баре Гриллби сказать, что Папс крут, Санс согласится. Если же ответить, что он «не крут», то «ленивые кости»(именно так Папс называет Санса) скажет, что сарказм — это не смешно. Также Папирус убирает их общий дом и говорит, что Сансу повезло иметь «крутого парня», заботящегося о нём. Стоит отметить, что он был одним из тех, кто убедил Санса начать работать на посту.

Санс, как старший брат, очень заботится и переживает за Папайруса. Это видно на пути Нейтрала, когда в зале суда Санс осуждает протагониста, спрашивая, должен ли протагонист делать верные вещи со своей способностью сохраняться. Если ответить отказом, то Санс назовёт его «грязным братоубийцей». Если ответить положительно, он спросит:»тогда зачем ты убил моего брата?» На пути Геноцида Санс, умирая, обратится к давно погибшему Папирусу, прикрывая своё отчаяние обыкновенной чертой заботы. Также у Санса есть свой диалог о том, был ли Папирус убит в прошлом прохождении.

Если в Водопадье запеть вместе с Шайреной. Если Папирус жив, Санс начнёт продавать билеты из туалетной бумаги. Если же младший брат был убит, в не зависимости выбранного пути:»закрытая фигура издалека глядит на всю суматоху». Скорее всего эта фигура — Санс.

· · • • • ✤ • • • · ·

Андайн

Папирус и Андайн познакомились тогда, когда тот просидел у её дома всю ночь. Папирус просил принять его в Королевскую Гвардию, но в ответ получил отказ. Андайн говорит, что он сильный, и мог бы стать гвардейцем. Помешал его добродушный и мягкий характер. Тем не менее Андайн тренерует своего друга, а так же даёт уроки по готовке.

· · • • • ✤ • • • · ·

Флауи

Папирус считает Флауи хорошим другом, ведь он поддерживает его и даёт ему советы. Флауи просит Папируса привести Альфис, Андайн, Азгора и Санса к протагонисту. Конечно, Флауи лишь воспользовался наивностью Папса, надеясь вернуть свою истинную форму.

Флауи поддерживает связь с Папирусом в некоторых временных линиях. Он упоминает, что Папирус организовал «Фан-клуб Флауи» в некоторых таймлайнах. Он называет Папируса одним из лучших персонажей, встреченных им, и ему понадобится много времени, чтобы устать от него.

— ̗̀▂▂▂ ▂▂▂ ̖́-

Nyeh Heh Heh! Bonetrousle

— ̗̀▂▂▂ ▂▂▂ ̖́-

• Имя «Папирус», так же, как и «Санс», образовано от шрифта «Papyrus».

• Первоначально задумывалось, что Папируса будут звать «Times New Roman», что тоже является шрифтом.

• Как и у Санса, текст Папируса также отображается в пикселизированном варианте этого шрифта.

• После получения номера телефона Папируса с ним можно постоянно поддерживать связь — он будет комментировать большинство локаций игры до Ядра, включая посещённые ранее. Если подружиться с Андайн, то они будут вместе комментировать локации, попутно общаясь друг с другом.

• Из звонков Папирусу и Андайн можно узнать, что:

➪ У Папируса есть воображаемый магазин, в котором продаётся пламя, это «его мечта».

➪ Папирус не помнит имя Напстаблука и пытается угадать его, если главный герой звонит ему за пределами его дома. Его догадки — «Spooky Bloo Bloo» и «Napper Hog» . Точно так же происходит с Флауи, его Папирус называет «Flowery» , и кузеном Напстаблука, а его — «Happstablook» .

• Папирус считает, что скелеты являются тёплыми и мягкими, а вот призраки — жуткими.

• Улитки на ферме семейной ферме Напстаблука напоминают ему его брата.

• Папирус пробовал грибы перед темной комнатой с фонарём и комнатой потемневшего фонаря.

• Несмотря на то, что он никогда не смотрел аниме, Папирус презрительно к нему относится.

• Конвейерные ленты и лазеры — его «наименее любимый кошмар». Вероятно, поэтому ему не нравится в Хотленде, из-за множества головоломок, которые связаны с лазерами и конвейерными лентами.

• Как и образ Санса, образ Папируса был позаимствован из комикса Helvetica, у персонажа Гельветика.

• Фактически, Папирус имеет наибольшее количество реплик среди всех персонажей, благодаря телефону.

• Если в меню ввода имени ввести «Papyru», выскочит сообщение: «Я ПОЗВОЛЯЮ ТЕБЕ!!!» Это делает Папируса единственным боссом-персонажем (не считая Меттатона и Маффет), который позволяет игроку выбрать своё имя. В частности, это связано с тем, что имя Папируса просто не влезает полностью в блок имени, а выбрать имя не позволяют лишь те боссы, чьё имя короче 7 букв (это можно изменить в undertale.ini).

• Его никнейм в UnderNet — COOLSKELETON95. Учитывая возможность использования даты рождения в никнейме, это означает, что сейчас ему больше 15 лет, так как Чара упала в Подземелье в 201Х году.

• Папирус — единственный персонаж, чья речь не начинается со звёздочки.

• Символ на одежде Папируса является символом Стармена — противника в игре Earthbound.

• Никогда не ел собственных спагетти.

Рис. 3. Писец Ани, держащий ожерелье с пекторалью, на котором изображена ладья Ра со скарабеем, или жуком, в присутствии Анубиса, бога мертвых. (Из папируса Ани, лист 15)

Иногда основание скарабея делалось в форме сердца, и это лишний раз подтверждает тесную взаимосвязь амулетов сердца и скарабея. Позднее, то есть около 1200 года до н. э., большие погребальные скарабеи помещались в фаянсовые нагрудные украшения, выполненные в виде пилонов, на которые наносился рисунок или рельефное изображение ладьи Солнца. Скарабей размещался в ладье, слева помешали Исиду, а справа – Нефтиду. Самый древний из известных мне нефритовых скарабеев находится в Британском музее (№ 29224). Он был найден в Карнаке близ Фив и датируется временем правления Одиннадцатой династии, то есть около 2600 года до н. э. Имя человека, для которого он был изготовлен (судя по всему, этот человек был служителем храма Амона), выведено на амулете светлыми красками, а затем сам амулет был покрыт лаком. «Слов власти» на этом любопытном экземпляре нет.

Когда обычай хоронить амулеты-скарабеи с мертвыми телами стал достаточно распространенным, живые начали носить их как модное украшение, поэтому во многих коллекциях можно найти тысячи скарабеев всевозможных разновидностей, и их разнообразие ограничивалось разве что фантазией древних мастеров. Из Египта амулеты-скарабеи проникли в Западную Азию и некоторые страны Средиземноморья, и, судя по всему, носившие их придавали им то же значение, что и древние египтяне. Как следует из греческого магического папируса, переведенного Гудвином, определенные официальные церемонии совершались над скарабеями даже в период греческого и римского правления. В случаях с «кольцом Гора» и «церемонией жука» следовало взять жука, изготовленного, как описано ниже, и поместить его на лист бумаги, положенный на льняное полотно. Под полотно следовало положить прутики или щепки оливы, а на лист бумаги поставить небольшую курильницу с миррой. Под рукой нужно иметь небольшой сосуд из хризолита с притиранием из мирры или корицы. Следует взять кольцо и, предварительно очистив его, окунуть в этот сосуд. Затем положить кольцо в курильницу с миррой, оставить его там на три дня, после чего достать и положить в безопасное место. Для обряда необходимы несколько лепешек и фрукты, в зависимости от времени года. Их надо было принести в жертву над виноградной лозой и во время жертвоприношения вынуть кольцо из сосуда с притиранием и тщательно намазаться этим притиранием. На рассвете следовало обратиться к востоку и произнести слова, приведенные ниже. Жук вырезался из изумруда. В амулете надо было просверлить отверстие и продеть через него золотую нить, вырезать на брюшке жука святую Исиду и, освятив амулет таким образом, можно было носить его. Надлежащими днями для освящения были 7, 9, 10, 12, 14, 16, 21, 24 и 25-й дни от начала месяца. В другие дни от совершения обряда рекомендовалось воздержаться. Заклинание, которое следовало читать над амулетом, начиналось так: «Я – Тот, изобретатель и основатель медицины и письменности; приди ко мне, обитающий под землей, предстань передо мной, великий дух!»

3. Амулет «Пряжка»

Этот амулет, представлявший собой пряжку с пояса Исиды, обычно изготавливался из сердолика, красной яшмы, красной смальты и других материалов красного цвета. Иногда его делали из золота и из материалов, покрытых золотом. Он всегда ассоциировался с главой CLVI Книги мертвых, текст которой часто был начертан на амулете: «Кровь Исиды, силы Исиды и заклинания Исиды да будут могущественными, чтобы защитить это великое и божественное существо и охранять его от того, кто может причинить ему зло».

Прежде чем пряжку клали на шею умершего, ее нужно было погрузить в воду, в которой плавали цветы enkham. После того как над амулетом были зачитаны слова главы Книги мертвых, приведенные выше, он обеспечивал умершему защиту кровью Исиды и ее «словами власти». Вспомним, что Исида воскресила мертвое тело Осириса именно с помощью своих «слов власти», по другой легенде, с помощью своей магической силы Исида поразила жестокой болезнью самого бога солнца Ра. Этот амулет предназначался также для того, чтобы умерший мог получить доступ в любое место загробного мира, а также и иметь «одну руку, направленную на небо, а другую – к земле».

вернуться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *