Говеть, что это?

Архимандрит Савва (Мажуко)

Разговор о посте надо бы начинать с терминов, с «постной лексики». Здесь три самых известных корня: существительное «пост», глаголы «поститься», «говеть», прилагательные «постный» и «скоромный».

Сначала о приятном. «Скоромный» — последнее в списке. Наше слово, славянское, родственное к слову «корм». Скором – «жир, жирная пища, масло». От него кокетливое «оскоромиться», «скоромная пища», просто «скоромное». Уже не первый век проникает в светскую лексику церковная: «скоромный взгляд», то есть нескромный, животный, похотливый; «скоромная книжонка», «скоромные мечты». Кажется, ничего дурного в жирной пище нет, а без сливочного масла вообще тускнеют краски жизни. Но наши предки заимствовали эту кулинарную образность, чтобы подчеркнуть липкость греха, постыдных наклонностей, нужду в обуздании всего этого скоромного буйства.

Наше родное слово «пост», оказывается, вовсе и не родное. По одной из версий заимствовано из древневерхненемецкого fasto. Люди, «испорченные» английским языком, сразу припоминают fast или fasting, в значении «пост», «поститься». В слегка изменённом виде это слово с тем же значением есть и в других германских языках. Особо продвинутые даже вспомнят обнадёживающее to break fast – «разговеться». А вот глагол «говеть» исконно славянский – проявлять уважение, воздавать честь. Этот корень мы слышим в глаголе «благоговеть», то есть относиться с глубочайшим почтением. Хочется помянуть еще и забытое прилагательное «говейный». Было такое выражение «говейный отрок» — так называли юношу до вступления в брак, и значило это – чистый, нетронутый, незапятнанный.

Скажете «поститься» и «говеть» — синонимы? Не совсем. Если глагол «поститься» ставит акцент на воздержании от пищи, то слово «говеть» выдает некий внутренний трепет, эмоциональную взволнованность святыней, чувство глубокого уважения.

Поститься — это снаружи, внешнее действие, некоторая форма, ритуальность, поза.

Говеть — это глубоко внутри, очень лично, предельно волнительно.

Пост — бледное лицо, тихий голос, сухой ответ, сдержанная речь, сознательное эмоциональное самоумерщвление.

Говеть — горящий взгляд, готовность к действию, живая сосредоточенность, решительная бодрость – «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы».

Поститься – пепел. Говеть – пламя.

Можно говеть, но не поститься.

Можно поститься, но не говеть.

Воздержание от пищи еще не свидетель того внутреннего горения и чистой взволнованности, которая и является стержнем религиозного чувства. Но этот внутренний «страх и трепет» не может долго оставаться без воплощения в поступке или ритуале. Он просится об-наружиться. Чем сильнее чувство, тем большей оно требует означенности. Ему неодолимо хочется разродиться в действие и знак, обозначить себя. Как влюбленного юношу тянет к подвигу и невероятным поступкам, так и человека, по-настоящему взволнованного Истиной, влечёт к чрезвычайному проявлению этого чувства. Из этой внутренней взволнованности и родились все наши обряды, ритуалы и духовные практики.

Фото: tatarstan-mitropolia.ru

В самом по себе воздержании от пищи нет ничего оригинального. Это некий культурный знак, универсальный, всечеловеческий, не являющийся принадлежностью или изобретением какой-то одной религии или народности. От пищи отказывались и индусские аскеты, и иудейские пророки, и сицилийские пифагорейцы, а сегодня еще и политические деятели, и мнительные актрисы. Каждый вносит своё значение в эту универсальную форму.

Всем хорошо понятно, почему держал голодовку Махатма Ганди или зачем предается диете фотомодель. Зачем христиане воздерживаются от пищи в период Великого поста? Почистить организм? Не смейтесь, именно так часто толкуют наши посты светские люди. Слышал неоднократно. Самый простой ответ на вопрос «зачем верующие постятся», вы найдёте в Евангелии: «От избытка сердца говорят уста» (Лк 6:45). Избыток сердца требует подвига, поступка, знаковой оформленности. Избыток сердца естественно просится в нечто важное, но формально бесполезное. Христиане постятся не ради здоровья.

Пост – бесполезен, как бесполезны цветы. Но любящий может перевернуть весь город, потратить последние деньги, чтобы у его девушки был лучший в мире букет.

Говение – причина поста, то есть воздержания от пищи. Говение – горение, внутренний огонь веры, трепет благоговения. Чтобы поддержать жизнь этого огня, надо погасить все другие пожары, устранить все окрестные задымления. Этого трепета ищут в опыте поста. Внешние усилия, то есть постное воздержание, формальная, сухая дисциплина помогают это внутреннее горение усилить.

А если нет горения? Не смущайтесь. Всё есть. И именно простая постная дисциплина помогает этот заброшенный и едва теплящийся огонёк обнаружить и оживить.

Примеры употребления слова говеть в литературе.

Мы выбирали для говенья окраинные церкви — священники этих церквей не очень следили за тем, чтобы говеющий гимназист посещал все великопостные службы.

Года через два-три исправник или становой отправляются с попом по Деревням ревизовать, кто из вотяков говел, кто нет и почему нет.

А Домна Панферовна, банная сторожиха, та и Петровками говеет, к заутреням и вечерням ходит.

Известно, сударь, старец набожный: говеть едет в губернский город, — служба там, сказывал он, идет по церквам лучше супротив здешнего.

Как скромные, незаметные люди, они спокойно веровали, аккуратно ходили по воскресеньям к обедне, по большим праздникам говели, и эти несложные обязанности выполнялись немножко ради заказчиков, а немножко и по традиции, ибо мастера церковных облачений передавали эту обрядность из поколения в поколение.

Машура говела, слушала изумительные мефимоны, которые читал священник в черной ризе с серебряными цветами, канон Андрея Критского.

Источник: библиотека Максима Мошкова

В словаре Даля

гавливать стар. жить, быть; | благоговеть к кому или перед кем, уважать, почитать кого в высшей степени. | Готовиться к исповеди и причастию, постясь и посещая церковь. | Поститься, ничего не есть. Сталь было говеть, да стало брюхо болеть. Было заговели, да брюхо заболело. Как надо говеть, так и стало брюхо болеть. Говеться, безличн. Каково говеется? Что-то ныне плохо говеется. Как вговеешься, так и пост не в тяготу. Дай договеть. Давно ли ты заговелся? Изговелся, отощал. Наговелся я, полно, уж отговел, поговел довольно, не переговеть бы… Проговел всю неделю, разговелся у приятеля. Говенье ср. действ. по знач. глаг., особенно великий пост, говенье, говеньё сев. и вост.; говинье новг.; говейны ж. мн. кур. говейно ср. стар. Иногда отличают велико-говенье, петрово-говенье и пр. Говейный церк. благоговейный или набожный. | Досточтимый, особенно почитаемый. Говельный, до говенья относящийся. Говельщик м. -щица ж. кто говеет.

В словаре Ожегова

В словаре Ефремовой

Ударение: гове́ть несов. неперех.

  1. Поститься в установленные церковью сроки и посещать церковные службы, готовясь к исповеди и причастию.

В словаре Фасмера Макса

В словаре Д.Н. Ушакова

ГОВЕ́ТЬ, говею, говеешь, ·несовер. поститься и посещать церковные службы, приготовляясь к исповеди и причастию в установленные церковью сроки (церк.).
| перен. Скудно питаться, поститься, воздерживаться от пищи (·разг. ). У меня болит живот, и я вот уже два дня говею.

В словаре Синонимов

поститься, постничать

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

Поделиться значением слова:

Что такое говение

Слово «говение» происходит от индоевропейского корня «хава», имеющего значение «благоговейное принесение жертвы»; этим словом в практике Русской Православной Церкви издавна называется приготовление к Святому Таинству Причащения.

Говение продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Христианин должен приготовить себя к достойному принятию Святых Тайн. Ведь в Таинстве Святой Евхаристии под видом хлеба и вина мы вкушаем самое Пречистое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Его Святую Кровь. Верующий и соучаствующий в Таинстве Божественной Евхаристии причащается Тела и Крови Богочеловека Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним. Это Таинство любви Божией есть общение, союз Бога с человеком, через который человек достигает своего обожения. В Таинстве Причащения осуществляются слова Христа Спасителя: Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56).

Во время говения телу предписывается воздержание, то есть телесная чистота и ограничение в пище — пост. Христос Спаситель постился в течение сорока дней, прежде чем начать Свое земное служение. Памятуя слова Господа к Своим ученикам, что они будут поститься, когда отнимется у них жених (Лк. 5, 35), постились все апостолы. Все праведники и подвижники христианской Церкви несли подвиг поста. «В пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником…» — поется в тропаре преподобному Сергию, игумену Радонежскому. «Яко постников удобрение (украшение) и отцев красото!..» — славит Святая Церковь преподобного Иосифа, Волоцкого чудотворца.

Пост очищает духовную сущность человека, способствуя живому восприятию мира духовного. Поэтому христианин неукоснительно соблюдает все посты, установленные Православной Церковью. А если приобщение в Таинстве Святой Евхаристии происходит вне установленных постов, то христианин должен говеть хотя бы три дня. Для тех, кто не может нести подвиг поста по причине болезни или слабости сил, пост может быть ослаблен или заменен другим послушанием — это решает священник.

Во время поста исключается пища животного происхождения, скоромная (от древнерусского «скором» — жир, масло): мясо, молоко, масло, яйца, а при строгом посте и рыба. Хлеб, овощи и фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться и отвлекаться на суетные, житейские обстоятельства. Апостол учит нас: Непрестанно молитесь (1Фес. 5, 17). А в дни приготовления к Причащению христианин должен усугубить свое молитвенное правило — кроме утренних и вечерних правил вычитывать еще и каноны.

Кроме этого, надлежит посещать все храмовые Богослужения, если позволяют обстоятельства.

В канун Причащения, послушав вечернее Богослужение в храме, нужно прочитать дома кроме молитв на сон грядущий (вечерних) каноны Спасителю (Иисусу Сладчайшему с акафистом или Покаянный канон), Пресвятой Богородице (Молебный Одигитрии — Путеводительнице или канон Ей по гласу Октоиха на повечерии), Ангелу-хранителю и канон дня седмицы (в воскресенье вечером, под понедельник,— Бесплотным Силам, в понедельник вечером, под вторник,—Предтече Господню Иоанну, под среду — Честному Кресту, под четверг — святителю Николаю с акафистом и святым Апостолам, под пятницу — Святому Кресту, под субботу — Акафист Богородице и каноны всем святым и заупокойный).

Читается также канон ко Святому Причащению.

После полуночи не разрешается есть, а также пить, ибо древнейшая благочестивая традиция, согласно с Церковным уставом, предписывает приступать к Таинству Причащения после совершенного поста.

Утром в день Причащения прочитываются утренние молитвы и Последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.

Все указанные каноны и молитвословия находятся в Молитвослове, а также в Правильниках и Канонниках.

Перед Причащением, согласно древней церковной традиции, необходима Исповедь, так как «пред принятием Святых Таин надобно войти в себя, осмотреть свою душу, нет ли в ней грехов, и если есть, то надобно очистить себя исповеданием и получить разрешение в грехах своих от имени Церкви» (святитель Иннокентий Московский).

Как говеть детям, больным и престарелым людям

Правила говения имеют обязательную силу преимущественно на здоровых членов Церкви. Дети, больные и престарелые, которые не могут говеть по уставу, не лишаются матернего благосердия Церкви, действующей в любвеобильном духе своего Владыки и Господа.

Дети до семи лет не говеют и не исповедаются. Пожилые, больные люди, дети (до 14 лет), а также беременные женщины освобождаются от строгого поста во время говения. Однако обо всем этом следует посоветоваться со священником, но не решать ничего самостоятельно.

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

наст. прош. повелит.
Я гове́ю гове́л
гове́ла
Ты гове́ешь гове́л
гове́ла
гове́й
Он
Она
Оно
гове́ет гове́л
гове́ла
гове́ло
Мы гове́ем гове́ли
Вы гове́ете гове́ли гове́йте
Они гове́ют гове́ли
Пр. действ. наст. гове́ющий
Пр. действ. прош. гове́вший
Деепр. наст. гове́я
Деепр. прош. гове́в, гове́вши
Будущее буду/будешь… гове́ть

го-ве́ть

Глагол, несовершенный вид, непереходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующие глаголы совершенного вида — заговеть, отговеть.

Корень: -гов-; суффикс: -е; глагольное окончание: -ть.

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. религ. поститься и посещать церковные службы, готовясь к исповеди и причастию в установленные церковью сроки ◆ На последней неделе поста Ольга говела. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Мелочи жизни», 1886-1887 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. устар. благоговеть перед кем-либо или чем-либо, уважать, почитать кого-либо в высшей степени ◆ Зачем луна, поднявшись, розовеет, // И ветер веет, теплой неги полн, // И челн не чует змеиной зыби волн, // Когда мой дух все о тебе говеет? М. А. Кузмин, «Сети» (1906) // «M. Кузмин. Стихотворения», 2000 г. (цитата из Библиотеки Максима Мошкова, см. Список литературы)

Синонимы

  1. гавливать, частичн.: поститься

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: говельник, говельщик, говельщица, говение
  • прилагательные: говельный
  • глаголы: заговеть, отговеть, разговеть

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Английскийen: fast
    • Украинскийuk: говіти

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      внять чему, внимаю и внемлю, арх. воймовать, сторожко слушать, прислушиваться, жадно поглощать слухом; усваивать себе слышанное или читанное, устремлять на это мысли и волю свою; | слушаться, применять наставления к делу. -ся, стар. заниматься огнем, загораться. | — во что. твер. перм. вступаться во что, браться за что, входить, мешаться в дело. Не внимайся в мое хозяйство. Внимание длит. внятие окончат. войм м. об. действ. по глаг. Обрати внимание на это дело. Ты слушаешь без внимания все советы. Внимательный, внимчивый, вымчивый, обращаюший внимание, внемлюший, слушающий и замечающий. Внятливый, внимчивый и понятливый, толковый, дельный. Внимчивость, внимательность ж. свойство это, рвение или желание все услышать, узнать и усвоить себе; прилежание; внятливость, свойство по знач. прилаг. Внятный, понятный, вразумительный, ясный; или | слышный, громкий, звучный, доступный слуху и понятиям, чувствам и разумению. Внятный голос. Он внятно толкует. Это внятная острастка. Внятность ж. свойство, качество, состояние внятного.

      ВНИМАТЬ см. внять.

      Ударение: внима́ть несов. перех. и неперех.

    1. неперех. Слушать с особым вниманием, заинтересованностью.
    2. Принимать во внимание чьи-л. слова, проявляя готовность им следовать.
  1. Слушать, прислушиваться к чему-л., стараясь услышать.

(чему, что), слушать(ся), выслушивать, вслушиваться, прислушиваться, приклонять ухо; подслушивать, слышать, прослушивать

В словаре Синонимов 2

гл несовслушать

В словаре Синонимов 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *