Готская война

См. также:

История войн 1. Война с персами

История войн 2. Война с вандалами

Тайная история

О постройках

Книга I II III IV

Прокопий, живший, как и Иордан, в эпоху Юстиниана, дал ряд произведеннй – главными и дошедшими до нас являются «О войнах Юстиниана» в 8 книгах, из которых четыре последних (V – VIII) говорят «войне с готами» (De bello Gothico). «O постройках» (De Aedificiis) и «Тайная история» (Anecdota); по общему мнению славяноведов, этот автор первым сообщает более подробные сведения о славянах, причем под их собственным именем, давая картину больших военных походов славян на Восточно-Римскую империю, дальнейшая судьба которой в значительной степени связана именно со славянами. Как и Иордан, Прокопий писал в VI в. Но Прокопий был гораздо ближе к восточным делам. Известно, что он был секретарем Велизарня, полководца Юстиниана. сопровождал этого полководца в походах и располагал большим количеством самых различных государственных, военных, географических и этнографических знаний. Свое изложение (это относится главным образом к «Готской войне») он старается строить по старым и любимым им образцам – Геродоту, Фукидиду и Полибию. Обычно любят сопоставлять Прокопия и Полибия, однако такое сопоставление надо признать весьма условным. Им общи лишь некоторые внешние, имеющие лишь формальный характер, моменты. И Прокопий и Полибнй стояли на грани поворотных эпох: Полибий – иа грани перехода от греческой эпохи к римской, Прокопий – на грани перехода Восточно-Римской империи в византийское средневековье. И тот и другой являлись спутниками и советниками крупнейших полководцев своего времени. Было бы неправильно характеризовать автора эпохи Юстиниана как придворного историка. Всякий. ознакомившийся, кроме «De bello Gottiicon, с другим произведением – «Anecdota» – может легко установить, как выступал Прокопий с прямым обличением деспотического правления Юстиниана и Феодоры. Панегирически написанным произведением. можно считать только его «De. Aedificiis», в остальном же Прокопий старается быть строгим и объективным в изложении событий. Это обстоятельство придает его экскурсам в историю древних славян особую ценность. Для истории древних славян важна третья часть его работы «О войнах», именно «De bello Gothico», при этом и здесь только последние (третья и четвертая) ее книги. Отдельные небольшие сведения о славянах имеются и в «Anecdota» и в «De Aedificiis». Лучшим изданием текста произведении Прокопия являются: Jacob Haury. Procopii Caesariensis opera omnia, Leipzig, 1905–1916; кроме того, итальянское издание Comparetti (1912–1927) и пятитомное английское издание с переводом Dewing’a (1914–1928). Литература о Прокопии довольно обширна. Главнейшие произведения: старая, но не потерявшая значения и сейчас работа Дана (F. Dahn, Procopius von Caesarea) и ряд отдельных статей, объединенных J. Наuгу в его трех выпусках «Procopiana», 1902–1915, и его же статьи в «Byzant. Zeitschr» за 1936–1938 гг. Специально по «Тайной истории» имеется хорошая русская работа Панченко. Прокопий и «Тайная история», 1897.)

«О постройках»

«О постройках» является уникальным сочинением для историков, археологов. В ней автор описывает всю строительную деятельность эпохи Юстиниана. Прокопий жил в эпоху наибольшего экономического могущества Византии: казна просто ломилась от золота. Причина была в том, что империя была единственной стабильной и безопасной землей, через которую шли торговые связи между Востоком и Западом. Огромная территория, сильная армия, соседство с варварскими разобщенными племенами – все это позволяло укреплять торговую монополию. До создания сильных европейских государств и мощного арабского халифата было еще далеко, поэтому Византия считалась мировым центром торговли, культуры, науки, искусства, архитектуры.

В VI веке по всей империи происходили стройки. Однако главная «стройка века» разворачивалась в Константинопле. Именно сюда было обращено большее внимание историка.

Отличительная черта работ

Византийский писатель Прокопий отличался масштабностью в своих трудах. Современники высоко оценивали его работы, называли его Геродотом своего времени. Помимо основных событий, в своих произведениях историк детально описывал географию регионов, этнический состав различных народов, происхождение и др. Прокопия больше интересовало не само событие, а его причинно-следственные связи. Некоторые его публикации наделали немало шумихи в будущем. В эту эпоху больше нет таких фундаментальных работ, как у Прокопия.

Прокопий Кесарийский: биография

Прокопий родился в V веке. Кесария – его родной город в Палестине, благодаря которому он получил свое прозвище. В нем будущий ученый получил прекрасное образование, так как город являлся научным центром с множеством школ и библиотек. Будущий писатель родился в аристократической семье. Образование, происхождение, личные качества Прокопия – все это дало толчок в его карьерной лестнице.

В 527 году император Юстиниан назначает его советником к Флавию Велизарию. Получить такую должность сразу не могли даже дети крупных аристократов империи. Велизарий – полководец, известный громкими победами по всему миру, правая рука императора, фактически второе лицо в государстве. Благодаря своей должности Прокопий Кессарийский участвовал в наиболее важных событиях империи в VI веке. Он не просто стал важным свидетелем, который лично наблюдал за ходом истории, он еще и описывал все происходящее.

СЛАВЯНЕ И АНТЫ
Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне летавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают: иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый… Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, безо всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами («рассеянными»), думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными поселками. Поэтому-то им и земли надо занимать много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки.
НАПАДЕНИЕ СЛАВЯН И АНТОВ
Эти славяне, победители Асбада, опустошив подряд всю страну вплоть до моря, взяли также приступом и приморский город по имени Топер, хотя в нем стоял военный гарнизон. Этот город был первым на фракийском побережье и от Византии отстоял на двенадцать дней пути. Взяли же они его следующим образом. Большая часть врагов спряталась перед укреплением в труднопроходимых местах, а немногие, появившись около ворот, которые обращены на восток, беспокоили римлян, бывших на стене. Римские воины, находившиеся в гарнизоне, вообразив, что врагов не больше, чем сколько они видят, взявшись за оружие, тотчас же вышли, против них все. Варвары стали отступать, делая вид, что, испуганные их нападением, они обратились в бегство; римляне же, увлеченные преследованием, оказались далеко вереди укреплений. Тогда поднялись находившиеся в засаде и, оказавшись в тылу у преследующих, отрезали им возможность возвратиться назад в город. Да и те, которые делали вид, что отступают, повернувшись лицом к римлянам, поставили их между двух огней. Варвары всех их уничтожили и тогда бросились к стенам. Городские жители, лишенные поддержки воинов, были в полной беспомощности, но все же стали отражать, насколько они могли в данный момент, нападающих. Прежде всего они лили на штурмующих кипящее масло и смолу и всем народом кидали в них камни; но они, правда, не очень долго отражали грозящую им опасность. Варвары, пустив в них тучу стрел, принудили их покинуть стены и, приставив к укреплениям лестницы, силою взяли город. До пятнадцати тысяч мужчин они тотчас же убили и ценности разграбили, детей же и женщин они обратили в рабство. Вначале они не щадили ни возраста, ни пола, оба эти отряда с того самого Цюмента, как ворвались в область римлян, убивали всех, не разбирая лет, так, что вся земля Иллирии и Фракии была покрыта непогребенными телами.
Прокопий Кесарийский—византийский историк VI (?) века. Отрывок о славянах взят из книги Прокопия «Война с готами», в переводе С. П. К о н д р а т ь е в а.
Источник: Хрестоматия по истории СССР. Т. I / Сост. В. Лебедев и др. М., 1940

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *