Город каперна

Капернау́м (Кафарнаум, Кфар Нахум — евр. «селение Наума»), город, находившийся на западном берегу Тивериадского озера, родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова.

В Ветхом Завете о нем не упоминается потому, что он сравнительно позднейшего происхождения и вырос в город из рыбачьего селения, благодаря подъему торгово-промышленной деятельности. Он имел очень красивое местоположение. Ироды имели в нем дворец; римляне имели военный постой и таможню.

В Евангелиях говорится о Капернауме, как о главном местопребывании Христа Спасителя после того, как Он оставил Назарет, так что Капернаум стал называться «Его городом»: «Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город” (Матф.9:1). В Капернауме и его окрестностях Христос совершил множество чудес, произнес много притчей и поучений, но, несмотря на все Его вразумления, жители остались глухи к новому благовестию, не соответствовавшему их торгово-промышленной суете, не уверовали, и Христос произнес над Капернаумом грозный суд: «И ты Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Мф.11:23).

Происхождение наименования

Библейский период

Город был основан около 2500 лет назад. К I в. город процветал благодаря своему местоположению на границе государства . Через Капернаум пролегали торговые пути с побережья Средиземного моря до Сирии и Малой Азии. После завоевания римлянами в городе стоял отряд легионеров.

David Shankbone , GNU 1.2

В Капернауме, согласно Евангелиям проходила основная проповедническая деятельность Иисуса Христа. В Капернауме Иисус обрёл своих апостолов — Петра, Андрея, братьев Зеведеевых, Иоанна Богослова и Иакова и Левия Матфея.

Во II в. Капернауме образовалась община , перешедших в христианство. В следующем столетии в городе была построена церковь и он стал оплотом христианства в районе.

Упадок

К V в. в городе проживало около 1500 человек, но в VII в. после нашествия персов и арабов город покинули христиане и евреи.

Современное состояние

В настоящее время Капернаум относится к системе израильских национальных парков. В 1838 году были обнаружены развалины Белой синагоги, но археологические исследования начались лишь в начале XX века. Синагога была построена в III–IV веках. Здание стоит на развалинах более древнего сооружения, возможно синагоги, в которой проповедовал Иисус Христос. Территория вокруг синагоги принадлежит ордену.

Abraham , GNU 1.2

Греческая церковь Собора Двенадцати Апостолов. Построена в 1930-х годах на части территории евангельского Капернаума. Выполнена в традиции церквей островной Греции, состоящий из кубов и куполов в виде полусфер. Однако, в отличие от собственно Греции, где купола обычно красят в синий цвет, здесь они оказались красными. Это превратило небольшую церковь в яркую цветовую доминанту панорамы.

Территория монастыря интересна не археологическими раскопками, а царящей здесь атмосферой патриархального поместья с полузапущенным, но по-южному богатым садом с павлинами. Убранство церкви непривычно яркое и радостное. Все это обширное хозяйство содержит единственный монах, брат Иринарх из Македонии.

Иисус Христос в Капернауме

В Капернауме, согласно Евангелиям проходила основная проповедническая деятельность Иисуса Христа. В Капернауме Иисус обрёл своих апостолов — Петра, Андрея, братьев Зеведеевых Иоанна Богослова и Иакова и Левия Матфея. Здесь Иисус исцелил тёщу апостола Петра, воскресил дочь Яира и сотворил много других чудес. Поэтому Капернаум получил у христиан почетное название «Его город».

«И оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исайю, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и теми смертной воссиял свет (Мф 4, 13-16)».

Berthold Werner , Public Domain

У Луки и Иоанна, в греческом оригинале, сказано географически определенней и нагляднее: не «пришел», а «сошел», «спустился» — с гор, из Назарета, в низину, на берег — в Капернаум. Пришел всей семьей, «малой церковью»: «Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его».(Ин 2,12).

random exposure , CC BY 2.0

Переселение объяснялось религиозным конфликтом: при первых же словах Иисуса в назаретской синагоге: «Дух Господень на Мне», — жители в фанатическом ослеплении пытались сбросить Сына Божия со скалы. Здесь в синагоге он произнес проповедь, начинающуюся словами: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Однако и отсюда его изгоняют, и он горестно восклицает: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься…» Как и все Его пророчества, сбывается и это…

Происхождение наименования

Хотя «Кфар Нахум» — оригинальное названием маленького городка, обозначающее «деревня Наума», это название никак не связано с именем пророка Наума Элкосеянина. В сочинениях Иосифа Флавия это наименование звучало как «Kαφαρναουμ (Кафарнаум)». Блаженный Феофилакт в толковании на Евангелие (Мф.4:13;Мк.2:6—12) переводит название как «дом утешения». Наум (от евр. Нахум (ивр. נחום) — утешенный. Арабы называют город Талум — составное слово от Tell — руины и Hum — возможно означает имя Наум.

Местонахождение Капернаума

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Во время иудейской войны он (Капернаум) был совершенно разрушен, так что и самое местоположение его сделалось предметом спора между исследователями. Большинство из них отождествляют его с Телл-Хум.

Д.Э. Райт. Археология и Евангелия:

Большинство географов XVII-XIX вв. отождествляли его с развалинами, носящими название Хан-Минье, на северо-западном берегу Галилейского моря. В 1905 г. начались раскопки в местечке Тель-Хум, находящемся севернее. Здесь были открыты и частично реставрированы останки красивой синагоги. Считается, что это место лучше соответствует древним свидетельствам о Капернауме, нежели Хан-Минье. О синагоге в Тель-Хуме в свое время нередко говорили как о месте, которое посещалось Иисусом. К сожалению, археологи пришли к выводу, что она была построена много позже и ее следует датировать примерно 200 г. Более древние руины I столетия могут находиться либо ниже, либо где-то поблизости. В любом случае, без проведения дальнейших раскопок мы этого не узнаем. В настоящее время местоположение Капернаума установлено. Это не Хан-Минье, как предполагали ученые XIX в., который оказался руинами замка Омейядского времени, а Кефар Наум (или Талхум, как его называют арабы. Последнее название образовано от искаженного имени похороненного неподалеку рабби Танхума — его иногда ошибочно интерпретируют как Телль-Хум, «Холм-Горшок») на северо-западном берегу озера Киннерет в Галилее, примерно в 16 км от Тивериады и в 5 км от реки Иордан. «Кефар Наум» переводится как «селение Наума» . Кто был этот Наум, в честь которого назвали Капернаум, теперь установить невозможно. Древнее поселение было оставлено жителями около тысячи лет назад.

История Капернаума

Капернаум римского времени был небольшим, но процветающим городом, стоявшим на важной торговой магистрали (Беф-Сан — Дамаск). Площадь его равна примерно 6 га (300 на 200 м), он вытянут с запада на восток вдоль берега озера. Население его в лучшие годы едва ли превышало полторы тысячи человек . Жители занимались рыболовством (озеро и по сей день изобилует рыбой), сельским хозяйством и торговлей. Императорская дорога на Дамаск проходила вдоль северного края поселения. Здесь был найден мильный камень с латинской надписью, поставленный в правление Адриана (117-138 гг.). В городе, последнем населенном пункте на границе с тетрархией Ирода Антипы, в I в. от Р.Х. имелась таможня — в Евангелии от Марка упоминается сборщик пошлин — мытарь (Мк. 2:13-15). Примечательно, что, судя по находкам монет и предметов импорта, городская торговля была ориентирована в основном на северные районы: Галилею, Сирию, Малую Азию. Связи с центральной и южной Палестиной почти не прослеживаются.

Население Капернаума пользовалось определенным достатком, резкой имущественной дифференциации не было. Добротные одноэтажные дома строились из местного вулканического базальта, без фундамента и без раствора. Легкие плоские крыши представляли собой ряды деревянных балок, покрытых слоем смешанной с соломой глины (саманом). Из внутреннего двора, вокруг которого располагались жилые помещения, на крышу обычно вела каменная лестница. Все окна открывались во внутренний двор, из которого на улицу вела единственная дверь. Проложенные по линии север-юг главные улицы и перпендикулярные им переулки образовывали жилые кварталы, insulae.

До IV в., по словам св. Епифания, Капернаум был населен исключительно иудеями: «Обычай, запрещающий людям какой-либо другой расы жить среди них, особенно строго соблюдается в Тивериаде, в Диокесарии, в Назарете и в Капернауме.» В «Мишне» есть упоминание о том, что в первые века от Р.Х. население Капернаума делилось на две четко различавшиеся антагонистические группы: правоверных иудеев и миним — еретиков, очевидно иудео-христиан. В начале II в. капернаумские миним обратили в свою веру посетившего их рабби Ханину, племянника известного рабби Иисуса (Midrash Qoh Rabba I:8). К началу IV в. иудео-христиане составляли в городе абсолютное большинство, в связи с чем кесарийский рабби Исси проклял «сынов Кефар Наума» как вероотступников.

Трудно сказать точно, когда среди иудео-христианского населения Капернаума появились православные христиане. Несомненно только, что восьмиугольная церковь середины V в. была выстроена уже ими. Иудеи продолжали жить в городе и в византийское время, но христиане тогда уже составляли большинство населения (практически во всех раскопанных кварталах среди находок этого времени встречаются привозные керамические чаши с изображением креста).

Поселение, видимо, было разрушено примерно в 628 г. во время арабского вторжения, но со временем (предположительно, в X в.) еврейская община возродилась, и французский путешественник П. Белон отмечает в 1547 г. ее существование. Жители занимались рыболовством и полеводством. Это последнее упоминание Капернаума; очевидно, уже к началу XVII в. поселение перестало существовать.

С 1894 г. территория Капернаума (примерно две трети) принадлежит католическому францисканскому ордену, построившему там монастырь рядом с руинами древнего города. Севернее помещается православный греческий монастырь.

Достопримечательности

Раскопками, начатыми в 1978 г. в восточной (греческой) части Капернаума, раскрыты остатки большого поселения VII в. с широкими улицами и каменными домами, причала и большого строения с внутренним бассейном (возможно, рыбный рынок). Судя по глиняным светильникам и плиткам, украшенным крестами, в поселении жили преимущественно христиане. К северу от поселения — следы римского лагеря I в. н. э., что свидетельствует о важном стратегическом значении Капернаума.

Синагога

Синагога, в которой проповедовал Иисус (Ин. 6:22-71), была построена римским центурионом (Лук. 7:5). Это единственное общественное здание Капернаума, упомянутое в Евангелии. Та «Белая синагога,» руины которой можно видеть в настоящее время, была построена местной еврейской общиной в конце IV в. , остатки первоначальной синагоги, построенной в I в., находятся под ней. Это было установлено в 1969 г., когда археологи-францисканцы заложили несколько траншей рядом с синагогой IV в. и несколько шурфов внутри нее и обнаружили, что основания стен прежней синагоги послужили фундаментом для здания IV в.

Предполагалось, что и другие обнаруженные в Галилее синагоги, помимо капернаумской, могли существовать при жизни Христа. Однако современные исследования показали, что ни одна из синагог, развалины которых сохранились до нашего времени, не может датироваться более ранним периодом, чем конец II века от Р.Х. Причина, по которой в Палестине не были найдены синагоги I столетия, заключается в том, что все они были разрушены при подавлении римлянами двух еврейских восстаний в 66-70 и 132-135 гг. Археологические находки свидетельствуют о том, что вследствие первого восстания страна оказалась на грани полного уничтожения.

Дом Петра

Открытый археологами в 1968 «дом апостола Петра», в котором, согласно Евангелию, останавливался Иисус, находился в 30 м к югу от синагоги и выходил на одну из главных улиц города. Позднее его перекрыл фундамент восьмиугольной церкви V в. Этот одноэтажный дом был построен в конце эллинистического периода (во II-I вв. до Р.Х.). Он состоял из нескольких комнат, расположенных вокруг просторного внутреннего дворика — типичная для жилых зданий того времени планировка (археологи-францисканцы именуют этот архитектурный комплекс insula sacra — «священный квартал»). В конце I в. его превратили в «молитвенный дом» (domus ecclesia). В конце IV в. дом был расширен (соседние постройки при этом были снесены) и обнесен каменной стеной. Стены помещений были покрыты цветной штукатуркой и расписаны (в росписи — геометрические узоры, растительный орнамент, изображения людей или животных отсутствуют). В середине V в. над ним была воздвигнута восьмиугольная церковь, которая функционировала до VII в.

Археологи предполагают, что дом св. Петра использовался как место собраний христианской общины уже со второй трети I в. — керамика того времени представлена в основном многочисленными фрагментами светильников, втоптанными в обмазки пола; столовая и кухонная керамика отсутствует, что необычно для жилого дома.

Стены дома покрыты многочисленными граффити, процарапанными по штукатурке. Самые ранние из них можно датировать началом III в., наиболее поздние — V в. Надписи сделаны на нескольких языках: греческом (151), сирийском (13), арамейском (9) и латинском (2). Христианское их содержание несомненно — присутствуют имя Иисуса, который назван Господом, Христом, Богом, Высочайшим, а также христограмма, литургические обороты. Довольно длинная сирийская надпись (палео-эстрангело) содержит упоминание евхаристии. Встречается также и имя Петра. Очевидно, что дом посещался не только местными христианами, но и паломниками из дальних стран.

В выдержках из записок Эгерии, сохраненных автором XII в. Петром Диаконом, содержится описание дома Петра, каким он был в IV в.: «In Capharnaum autem ex domo apostolorum principis ecclesia facta est, cuius parietes usque hodie ita stant, sicut fuerunt» — «В Капернауме же из дома принцепса апостолов сделана церковь, чьи стены и сейчас стоят так, как они были». Это свидетельство важно тем, что в нем говорится не просто о церкви, но о доме, превращенном в церковь, причем это событие имело место в прошлом (facta est), задолго до паломничества Эгерии. «Принцепс апостолов» — несомненно, Петр.

В середине V в. стены дома Петра были аккуратно засыпаны, и прямо над ним воздвигнута восьмиугольная церковь. Примечательно, что связь ее с домом сохранилась в сознании посещавших Святую Землю паломников. Один из них, итальянец, посетивший Капернаум около 570 г., пишет: «Item venimus in Capharnaum in domo beati Petri, quae est modo basilica» — «И вот мы пришли в Капернаум в дом блаженного Петра, который нынче базилика.»

Во второй трети I в. от Р.Х. в Капернауме еще могли жить люди, помнившие апостола Петра и, возможно, видевшие Иисуса, когда он гостил в его доме. Поэтому выбор именно этого дома для устройства церкви, скорее всего, был не случайным и определялся не только его близостью к центру города. Дом в Капернауме, по-видимому, был не единственным жилым домом, превращенным в церковь или синагогу. Археологи-францисканцы, работающие в Кане Галилейской, обнаружили под основанием церкви византийского времени остатки жилого дома, превращенного в синагогу. По их предположению, это могла быть синагога иудео-христиан.

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Д.Э. Райт. Археология и Евангелия.
  • Еврейская энциклопедия

для сравнения: население Магдалы в I в. от Р.Х. достигало 40 тысяч

ее упоминает в своих записках паломница IV в. монахиня Этерия

Карта

Капернаум расположен на северном берегу Галилейское море.

Карта области:

Три части Капернауме

Сегодня весь этот комплекс разделен на три части. Давайте пройдемся по ним быстро и позже в этом посте мы наведаться. Также, каждый из них отмечен на карте выше.

  1. Национальный парк Кфар-Нахум (Капернаум) был построен в последние годы, и он находится за пределами древнего села Капернаума. Но это хорошая отправная точка для посещения двух оставшихся частей.
  2. В францисканских частях Капернауме, вы можете найти дом Петра и Синагогу.
  3. Греческой православной части деревни (восточная часть) находится церковь Двенадцати Апостолов (также названная Церковь святых Апостолов).

Направления

Если вы едете туда, затем введите национальный парк «Kfar Nahum (Capernaum)» в Waze (или другое навигационное приложение).

Автобусы #52, #142, #61 а также #62 остановка недалеко от Капернаума. Вот ссылка на Moovit где конечная точка была уже установлена. Просто введите начальную точку, и вы будете получать обновленные направления.

Церковь Святых Апостолов

И из дома Петра, мы продолжим области, принадлежащей к греческой православной церкви. Этот район был практически не раскопан, и сегодня вы можете найти там небольшую церковь. Это называется как Церковь Святых Апостолов а также Церковь Двенадцати Апостолов.

Плата за вход

Свободно.

Часы работы

Я не видел четкий знак на месте, и различные сайты заявляют различные часы работы. Некоторые говорят 10:00 — 17:30 (или до 16:00 в зимний период) и другие предлагают 09:00 — 17:00. Мы посетили его вокруг 2 вечера в субботу, и я хотел бы предложить посещение где-то в середине дня, лайк 10:00 — 15:00.

Рядом с православной церковью Двенадцати апостолов, Вы можете найти красивые деревья, которые «восхождение». Эта фотография была сделана во время поиска вверх:

Внешний вид:

Церковь Двенадцати Апостолов

Греческая православная церковь Святых Апостолов, в общем пользовании просто Церковь Апостолов церковь в центре греческого православного монастыря Святых Апостолов в Капернауме, стоя среди руин древнего Капернаума (Кфар Нахум) у берега Галилейского моря в Израиле. Он также известен как просто греческая православная церковь в Капернауме, чтобы отличить его от монастыря стоял францисканский в южной части Капернауме. Это иногда называют как церковь Семи Апостолов, на основе семи учеников, упомянутых в Иоанне 21 (Джон 21:1-2), но она посвящена всем двенадцати апостолов Иисуса.

Церковь расположена в более позднем, северо-восточная часть разрушенного древнего города, который где жители переселены после разрушения старого города со времен Иисуса, в результате либо 749 Галилее землетрясение или антропогенное событие 7-го или 8-го века.

Источник: Википедия

Церковь Святых Апостолов имеет красиво нарисованный интерьер.

Этот интерьер напоминает мне Греческая православная церковь Благовещения в Назарет а также России православная церковь в Абу-Кабир в Тель-Авив.

Слева от этого внешнего фото, вы можете увидеть францисканский монастырь.

Хотя православная церковь Двенадцати Апостолов весьма мал, это красиво.

Резюме

Капернаум должны быть в списке, чтобы посетить не только паломников, но и археологии и любителей истории. А так как сайт не большой (типичный визит займет до двух часов), Вы можете комбинировать его с близлежащими достопримечательностями. Вы можете найти их в Галилейское море сообщение.

Вы когда-нибудь были в Капернауме? Расскажите нам о своем опыте в комментариях ниже.

Это все на сегодня, и я буду видеть Вас в будущих путешествиях!

Будьте на связи!

Дополнительные ресурсы

Вот несколько ресурсов, которые я создал, чтобы помочь путешественникам:

  • Планировщик поездки в Израиль это страница, которая поможет вам создать свой идеальный маршрут путешествия.
  • Национальные Парки И Заповедники списки страниц и поместить все национальные парки на карте. Существует также топ-лист, информация о типах билетов и кемпингов.
  • Если вы ищете вещи, чтобы сделать, вот страницы для Иерусалим, Тель-Авив, Хайфа, Галилейское море, а также Махтеш Рамон.
  • Интересно, что события там в Израиле? Здесь Праздники и Фестивали по сезону руководство.

И если у вас есть какие-либо вопросы, то проверить Полезная Информация Для Туристов В Израиль.

Не нашли, что искали? Напишите мне на , и я сделаю все возможное, чтобы ответить на ваши вопросы.

Национальный парк Кфар-Наум (Капернаум)

Часы работы

Воскресенье — четверг и суббота: 8 — 16.
Пятница и канун праздников: 8 — 13.

Примечание: часы работы были обновлены в июне 2019. В любом случае, перепроверьте официальный сайт перед посещением.

Основная информация

Как я уже говорил в начале, этот национальный парк был построен в последние годы, и он расположен рядом (и за его пределами) Капернаум. Но это может быть хорошей отправной точкой, так как есть информационный центр, уборные, и киоск на сайте. Вот что они говорят на официальном сайте:

Основное направление национального парка, которая охватывает примерно 80 дунамы (20 акров), северо-востоке от сайта древностей. INPA подготовил район для оказания помощи и дополнять посещение древностей. Национальный парк станет частью новой набережной, 3.5 километровый, который соединяет Капернаум и Эйн-Шева (Табга).

Док был построен рядом с местом древностей, который позволяет посетителям плавать в Капернаум из Тверия и Эйн-Гева. Поскольку уровень озера часто меняется, док был построен, чтобы подниматься и опускаться с уровня воды.

Информационный стенд в настоящее время устанавливается в национальном парке, с сувенирным магазином, туалеты, ресторан, и снэк-бар. Рыбацкая деревня и деревня художников, также планируется, где повседневная жизнь в времена Второго Храма будет воссоздана.

Францисканский Часть Капернаум

Плата за вход

5 NIS на человека.

Часы работы

8:00 — 17:00

Примечание: часы работы были обновлены в июне 2019. В любом случае, перепроверьте официальный сайт перед посещением.

Францисканские Отцы закупаться эту часть в конце 19-го века. И они вели раскопки, в основном из двух структур. Которые являются: Дом Петра и синагоги. Мы начнем наш визит в синагогу.

Путешествие самостоятельно на машине.

Если у вас есть личное транспортное средство, или вы планируете взять авто в аренду во время пребывания в Израиле. Обратите внимание на то, как правильно добраться до Капернаума. Дорога к национальному парку ведет на север по шоссе №90. Доехать нужно до перекрестка с указателем «Кфар Нахум». Но чтобы уж точно не заблудиться, внимательно изучите расположение на карте Израиля.

На территории национального парка есть бесплатная парковка для автомобилей. Поэтому машину можно оставить под присмотром. А самим погулять и насладиться прекрасными видами. В Капернауме можно перекусить в функционирующем кафе или приобрести небольшой набор продуктов для перекуса в местном магазине, купить памятные сувениры в лавке.

Стоимость входа на территорию составляет всего 30 шекелей. Несмотря на то, что функционирует национальный парк круглогодично, часы его работы меняются в зависимости от сезонов года.

Так в период с начала апреля по конец сентября Капернаум принимает гостей с 8:00 до 17:00, а с начала октября по конец марта с 8:00 до 16:00. Парк работает ежедневно, включая выходные дни. Но в пятницу, субботу и воскресенье работает он только до 15:00. Учтите, что пускают в парк не позже, чем за час до завершения рабочего дня.

Капернаум (Израиль) – настоящая находка не только для почитающих христианскую веру, но и для тех, кто интересуется историей и археологией. Здесь вы сможете вживую увидеть предметы быта, датированные I-м веком нашей эры. Потрясающие панорамные виды на озеро и величественные горы помогут расслабиться от городской суеты.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Капернаум
  • Капернаум

Координаты: 32°52′50″ с. ш. 35°34′31.3″ в. д. / 32.880556° с. ш. 35.575361° в. д. (G) (O)

Основные национальные парки и заповедники Израиля

Крепость Нимрод • Баниас • Нахаль-Снир • Тель Дан • Роща Таль • Ручей Аюн • Хула • Тель-Хацор • Ахзив • Крепость Йехиам • Бар’ам • Ручей Амуд • Коразим • Капернаум • Иехудия • Гамла • Курси • Хамат Тверия • Эйн Афек • Ципори • Гора Кармель • Хай-Бар Кармель • Нахаль-Меарот • Бейт-Шеарим • Тель Мегиддо • Кохав-ха-Ярден • Мааян-Харод • Ган-ха-Шлоша • Бейт Альфа • Бейт-Шеан • Ручей Таниним • Кесария • Ручей Александер • Себастия • Аполлония • Яркон • Эйн Прат • Сталактитовая пещера Сорек • Аква Белла • Кастель • Стены Иерусалима • Кумран • Иродион • Ашкелон • Бейт Гуврин • Эйнот Цуким • Древности Эйн-Геди • Эйн-Геди • Масада • Тель-Арад • Туристический центр Арада • Эшколь • Тель Беэр-Шева • Мамшит • Шивта • Могила Бен-Гуриона • Эйн-Авдат • Авдат • Туристический центр Рамон • Хай-Бар Йотвата • Коралловый берег • Парк Тимна

Сайт Службы заповедников и национальных парков (англ.) (иврит)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *