Где жили арабы в средние века?

АРАБЫ, (1) коренное население Ближнего Востока и северной Африки, говорящее на арабском языке и идентифицирующее себя с арабской культурой; (2) арабоязычные номады пустынь, бедуины. Второе значение термина по возрасту старше, поскольку впервые термин арабы стал употребляться для обозначения кочевников северной Аравии уже в 9 в. до н.э. Первое же значение, более широкое, более применимо к современным реалиям и соответствует практике ее использования большинством арабов.

Страны, большинство населения которых составляют арабы в широком смысле, образуют в своем единстве то, что стало называться сегодня арабским миром. В северной Африке это Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Судан и Египет, в западной Азии – Иордания, Сирия, Ливан и Ирак; в Аравии – Саудовская Аравия, Йемен и еще ряд других прибрежных государств. Небольшое число арабского населения имеется также в Израиле. Арабский мир насчитывает почти 130 млн. человек, из которых 116 млн. являются арабами.

Однако население арабского мира не имеет общего происхождения. Хотя ранняя история арабской культуры была связана с Аравийским полуостровом, с течением веков многие другие народы были арабизированы путем восприятия арабского языка и арабской культуры. Почти для всех из них арабизация шла через ислам – основную религию арабского мира. По своим физическим характеристикам арабы столь же разнообразны, как и по этническому происхождению. Арабского «расового типа» не существует. Часть арабов соответствует стереотипному описанию худощавых людей с «орлиным носом», темной кожей и черными волосами, но эти черты не являются типичными. Негроидные арабы похожи по внешнему виду на африканцев, обитающих в районах к югу от Сахары, а светлокожие арабы Магриба зачастую физически почти не отличаются от большинства европейцев.

Арабы подразделяются на три основные группы: бедуины-скотоводы, занимающиеся разведением овец, коз или верблюдов, крестьяне-земледельцы и жители городов. Кроме того, существует несколько небольших групп, ведущих иной образ жизни. Некоторые арабы живут в деревнях, несколько месяцев в году занимаясь земледелием, а в остальную часть года мигрируют вместе со своими животными. Одна из таких групп – суданские скотоводы баггара. Арабы болот дельты Тигра и Евфрата – рыболовы и охотники; основным занятием жителей прибрежных арабских деревень, особенно на Красном море, является морское рыболовство.

Издавна служа ареной смешения различных культур, торговых и других контактов между тремя континентами, арабский мир включает в себя и ряд неарабских меньшинств. Хотя на многие из них и оказали значительное влияние арабы, ни одно из них не считает себя арабами. К таким меньшинствам принадлежат потомки доарабских народов северной Африки, например, берберы и туареги, курды в Ираке, говорящие на языке, родственном персидскому, а также евреи, армяне и некоторые народы географической области Судан. Копты, христиане Египта, также говорят на арабском, но считают себя исконно доарабскими египтянами.

Семейные традиции арабов

Традиции арабов базируются на семейных ценностях и преданности своему роду. Ещё в далёкой древности арабские народы разделялись на несколько кланов. В каждом из них существовали отдельные общины, сплочённости которых можно было только позавидовать.

Сегодня семейное единство, поддержка всех родственников ощущается не меньше. Семейные узы священны, а потому страшным наказанием является изгнание из родовой общины (это может быть связано с позором, которым очернил себя человек).

На почтительное отношение арабов может рассчитывать гость, ведь обычаи гостеприимства – важная часть местной культуры. Считается невежливым сразу спрашивать гостя о делах – арабы считают, что необходимо дать человеку отдохнуть с дороги, развлечь непринуждённым разговором.

Даже в офисах во время приёма посетителя арабы предлагают чай или кофе. На мой взгляд, особенности истории этой традиции очевидны. В древние времена путники вынуждены были пройти через пустыню, а потому хозяин дома в первую очередь угощал их напитком, утоляющим жажду.

Особенности менталитета

Как я уже заметила, подавляющее большинство традиций и даже сами принципы жизни арабов основаны на их верованиях. Коран является священной книгой для каждого представителя арабского народа, потому любое неуважительное отношение, негативный отзыв о мусульманах и их вере будет воспринят крайне враждебно.

Путешественники, впервые посетившие Арабские Эмираты, должны уважать мнение местных жителей, считаться с их обычаями и укладом жизни. С неодобрением арабы относятся к употреблению алкоголя, курению. Особенные правила следует соблюдать во время поста праздника Рамадан.

СКОТОВОДЫ-БЕДУИНЫ

Большинство бедуинов живет в Аравии и в соседних пустынных районах Иордании, Сирии и Ирака, но часть бедуинов, настаивающих на своем арабском происхождении, проживает в Египте и в северной Сахаре. Точная численность бедуинов неизвестна, поскольку серьезных попыток проведения переписи этих кочевников не предпринималось. По приблизительным оценкам, их число составляет от 4 до 5 млн. человек.

Образ бедуина, часто считающегося самой колоритной фигурой среди арабов, во многом романтизирован европейцами и другими арабами. Многие видят в бедуинах «самых чистых» арабов, вплоть до 20 в. сохранивших неизменным образ жизни своих предков. В реальности же они, как и большинство народов, в ходе своей истории подвергаются непрерывному внешнему воздействию и изменениям.

Общество бедуинов.

Бедуины ведут строго племенной образ жизни. Племя у бедуинов состоит из нескольких групп, считающих себя связанными родством по мужской линии и происходящими от общего предка мужского рода.

Племена могут насчитывать от нескольких сотен до пятидесяти тысяч членов. Каждая группа племени подразделяется на имеющие собственные наименования мелкие подгруппы со своими собственными общими предками и т.д. вплоть до подразделения из нескольких семей, называемого «хамула» (hamulah). Некоторые наиболее крупные племена насчитывают до пяти-шести уровней подобных подгрупп. «Хамула» состоит из ряда близкородственных семей, это может быть группа братьев или кузенов с их семьями, живущих вместе, пасущих свой скот вместе и остающихся вместе при перекочевках. Семья – это наименьшая социальная единица, состоящая из мужчины, его жены или жен, их детей и иногда включающая жен и детей сыновей этого мужчины.

Организация племени бедуинов подвижна. Его части нередко отпочковываются и соединятся вновь, время от времени к племени присоединяются чужаки. Но при этом сама идея родства остается неизменной, а генеалогии преобразуются через измышление новых родственных связей и другими способами в соответствии с изменениями, происходящими в составе племени или его подразделений.

Племя и каждая из его частей возглавляется шейхом, считающимся старшим по мудрости и опыту. В наиболее крупных подразделениях должность шейха может наследоваться в кругу определенных семей. Шейхи всех уровней осуществляют управление совместно с советом взрослых мужчин.

Бедуины отдают предпочтение бракам внутри «хамулы». Нередко это бывают родственные браки, поскольку все люди одного поколения в «хамуле» являются кузенами и кузинами. В идеальном случае браки организуются родителями молодой четы, а «приданое» для невесты обеспечивается семьей жениха. Несмотря на эти обычаи, поэзия бедуинов богата историями о тайной любви и побегах с возлюбленными.

Экономическая жизнь.

Бедуины ведут кочевой образ жизни. Зимой, когда выпадают небольшие дожди, «хамулы» постоянно перекочевывают со стадами и отарами по пустыне в поисках воды и пастбищ. Большинство из них придерживается регулярной последовательности в посещении определенных колодцев и оазисов, т.е. участков плодородия в безжизненных пространствах пустыни. В совершенно сухое летнее время «хамулы» собираются вблизи племенных колодцев, где обеспечение водой более надежно. Каждое племя и его подразделения вынуждено защищать свои пастбищные земли, им часто приходится бороться за права на землю и воду. Некоторые шейхи бедуинов владеют целыми сельскохозяйственными районами, получая с них дань в дополнение к обычным средствам своего существования.

Бедуины признают два основных вида деятельности – разведение верблюдов и разведение овец и коз. Верблюдоводы считают себя стоящими выше овцеводов, и иногда вторые иногда платят дань первым. Овцеводы часто поддерживают тесные отношения с жителями деревень и городов, иногда нанимаясь к ним пастухами. Верблюдоводы, считающие себя единственными истинными арабами, стараются не прибегать к такому способу деятельности, усматривая в нем унижение своего достоинства. Для всех бедуинов верблюд – животное очень ценное как для верховой езды, так и для транспортировки грузов. Бедуинов-верблюдоводов это животное снабжает молоком для питания и шерстью для изготовления ткани, а также служит ценным предметом торговли.

Необходимость заставляет бедуинов самим производить часть нужных продуктов питания, но обычно они считают занятия такого рода унижающими их достоинство и поэтому вступают в бартерные отношения с деревенским и городским населением, предлагая шкуры, шерсть, мясо и молоко в обмен на зерно, финики, кофе и другие продукты, а также на фабричные ткани (которыми они дополняют свое собственное производство), металлическую посуду, орудия труда, огнестрельное оружие и боеприпасы. Бедуины мало пользуются деньгами.

Поскольку все их имущество должно легко умещаться на животных для частых перекочевок, то бедуины используют очень мало мебели. Их шатры быстро разбираются и состоят из широких полотнищ вязаной овечьей шерсти, укладываемых на остов из шестов и жердей.

Бедуинские мужчины.

Мужчины у бедуинов занимаются уходом за животными и руководят операциями по перекочевкам. Они любят охоту и бои различных животных, достигая в этом большого искусства. Они часто оказываются вовлеченными в межплеменные и междоусобные разборки, связанные не только с вопросами собственности (например, права водопользования), но и с вопросами чести. Бедуины, как и большинство других арабов, очень чувствительны к проблемам чести и достоинства; их ущемление считается серьезным оскорблением и может привести к кровопролитию.

Случаи кровопролития бывают связаны также с нападениями на караваны и деревни с целью грабежа или вымогательства платы за так называемую «защиту». Однако в последнее время, когда самолеты и грузовики заменили собой верблюжьи караваны в качестве основной формы транспорта, а полицейские силы ближневосточных правительств стали эффективнее, такие рейды и нападения становятся более редкими.

Самой большой гордостью бедуина-мужчины является его конь. Знаменитая арабская лошадь используется, однако, главным образом для скачек и легких прогулок и никогда – для тяжелой работы. Она плохо приспособлена к условиям пустыни и служит в основном предметом престижа, доступным только тем мужчинам, которые могут позволить себе эту роскошь.

Бедуинки.

Женщины бедуинов заняты делами по дому, иногда ухаживают за овцами и козами, но большую часть времени заботятся о детях, ткут материал для палаток и одежды и занимаются кухней. Хотя они сегрегированы обычно в меньшей степени, чем женщины деревень и городов, бедуинские женщины тщательно оберегаются от контактов с чужаками. Как правило, они живут в отдельной части семейного шатра, обозначаемой в арабском языке словом «гарем», и должны уходить туда при появлении незнакомцев.

Пища.

Основным продуктом ежедневного рациона бедуинов служит верблюжье молоко в свежем виде или после специального сквашивания. Дополнением к нему являются финики, рис и изделия из пшеничной муки или из сорго. Мясо бедуины едят редко, по случаю праздников и других особых торжеств, для чего забивают овцу и жарят ее на открытом огне. Их любимыми горячими напитками являются чай и кофе.

Одежда.

В стиле одежды бедуинов наблюдается значительное региональное разнообразие. Для Западной Африки типичны мужская верхняя одежда с капюшоном – «геллаба» и халат тоже с капюшоном – «бурнус». Далее на восток мужчины-бедуины носят длиннополое, похожее на ночную рубаху, одеяние – «галабею», а поверх него – просторный открытый спереди халат – «аба», для тех же, кто больше контактирует с деревнями, более характерен пиджак европейского стиля. Мужчины носят особый головной убор – «куфию», закрепленный на голове шнурковым кольцом – «агалем». Аба и куфию могут носить в свободно наброшенном виде или обернутыми вокруг тела и головы для защиты от непогоды. Женщины носят одежды, напоминающие «галабею» или платья с определенно выделенным лифом. Кроме того, они могут носить свободные шаровары и разнообразные жакеты или разного типа «аба». Волосы женщин всегда закрыты платком. У некоторых бедуинов женщины могут носить также «хаик» – особую занавеску для лица, а в других группах при появлении незнакомого мужчины женщины просто прикрывают лицо частью своего головного платка.

Религия.

Среди бедуинов есть и христиане, и мусульмане-шииты, но большинство принадлежит номинально либо к мусульманам-ваххабитам, либо к мусульманам-суннитам. Бедуины не настолько религиозны, как мусульмане сел и городов, но при этом они регулярно совершают предписываемые исламом пять ежедневных молитв. Поскольку большинство бедуинов неграмотно, они не могут сами читать Коран и вынуждены полагаться на изустную передачу религиозных идей. Вместе со многими жителями деревень и городов они разделяют веру в дурной глаз и злых духов как причину болезней и несчастий, а также в целительные и защитные силы гробниц различных мусульманских святых.

АРАБСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ

Около 70% арабов живет в деревнях. Большинство деревенских жителей – земледельцы, называемые по-арабски феллахами, но среди них есть также каменщики, плотники, кузнецы, пастухи, рыболовы, лавочники и люди других профессий. Деревенские дома из саманного кирпича или камня строятся тесно друг к другу без какого-либо ясно различимого плана. Вокруг домов располагаются поля, сады и виноградники. Степень плодородия земли везде разная, зато нехватка воды – явление повсеместное, поэтому для выживания требуется ирригация. Большой проблемой деревни является бедность, очень медленно уступающая воздействию современных социальных реформ и технических перемен.

Деревенское хозяйство.

Наиболее важными культурами, выращиваемыми в деревнях, являются зерновые – пшеница и сорго, основным продуктом питания служит хлеб. Повсюду, где это возможно, выращиваются овощи. Другими важными культурами в разных регионах являются финики в оазисах пустынь, цитрусовые – на ливанском побережье, фиги, виноград, оливы, абрикосы, миндаль и другие фрукты – в предгорьях и других местностях, где вода бывает в большем достатке. В некоторых регионах, в частности, в Египте, важной товарной культурой является хлопок.

Арабы-земледельцы используют много хитроумных способов сохранения и распределения имеющихся у них ограниченных запасов воды. В некоторых случаях они направляют воду естественных потоков в сложную систему каналов и шлюзов, с помощью которых осуществляют выделение воды для пользователей, имеющих на нее право. Для подъема воды с одного уровня на другой могут использоваться водяные колеса. В последние годы создаются плотины для крупных ирригационных систем и производства гидроэлектроэнергии.

Часть земледельцев, особенно в горных местностях, являются независимыми владельцами земли, большинство же феллахов являются арендаторами, которые должны отдавать значительную часть производимого продукта владельцам земли. Обычно такие землевладельцы – горожане, но некоторые сильные шейхи бедуинов также являются крупными земельными собственниками. Некоторые землевладельцы дают крестьянам современную сельскохозяйственную технику, но большинство их весьма консервативно. Принадлежность земли собственникам, не живущим на ней, составляет в арабском мире серьезную социальную проблему, которую многие правительства пытаются решать разными способами.

Жители деревень часто поддерживают тесные отношения с бедуинами и с горожанами. Крестьяне обменивают с ними свою продукцию на услуги, товары или деньги. Некоторые земледельцы являются недавними выходцами из бедуинов и могут поддерживать семейные связи с ними. Еще более важной тенденцией является постоянная миграция земледельцев в города в поисках более высокооплачиваемой работы. Часть крестьян попеременно перемещается между деревней и городом, но постоянное городское население включает множество людей, родившихся в деревнях и поддерживающих свои связи с ними. Активный рост школьного образования, отмечаемый в арабских деревнях в 20 в., послужил фактором увеличения у сельских жителей стремления жить в городе.

Сельское общество.

Большая часть хозяйств в арабской деревне состоит из семейной пары и их детей. В состав некоторых домохозяйств могут входить также жены сыновей и их дети. Однако взрослые братья и близкородственные кузены и их семьи чаще всего живут рядом. Как и в случае с бедуинами, несколько семей образуют «хамулу». Предпочтение отдается бракам внутри деревни. Арабы-мусульмане заключают браки также и внутри «хамулы», т.е. между кузенами и кузинами. Многие арабские крестьяне являются членами больших племенных групп, членство которых охватывает множество разных деревень. Несколько таких племен ведут свое происхождение от бедуинов.

У большинства арабских крестьян глубоко развито чувство принадлежности к своей деревне, жители которой обычно помогают друг другу в случае внешней угрозы. Их сплачивают также религиозные праздники или похороны. Большую часть времени, однако, деревенские жители оказываются разделенными на отдельные группировки, а в большинстве видов деятельности, касающейся общины в целом, наблюдается мало сотрудничества.

ГОРОДСКИЕ АРАБЫ

Арабские города – это торговые, промышленные, административные и религиозные центры. Некоторые из них во многом похожи на европейские мегаполисы с большими зданиями, широкими улицами и напряженным автомобильные движением. В 20 в. арабские города выросли и изменились, особенно из-за притока мигрантов из деревень. Тем не менее, в некоторых более мелких городах и в старых районах крупных городов все еще можно наблюдать традиционный тип городской жизни.

Старый арабский город сохраняется сегодня почти прежним в таких городах, как столица Йемена Сана и в ряде других малых провинциальных центров. В таких крупных городах, как Алеппо в Сирии многое сохраняется от старого города, но современность все-таки в них преобладает. В метрополисе арабского мира Каире старый город окружен доминирующим новым, а в Бейруте (Ливан) следы старого города полностью стерты.

Традиционный город.

Для традиционного арабского города и тех старых районов современных городов, которые все еще продолжают существовать, характерны узкие улочки и тесная застройка домов часто с лавками и мастерскими на первых этажах. Такие объединяющиеся по специализации лавки и мастерские образуют базары, называемые по-арабски «сук». На этих базарах торговцы и ремесленники демонстрируют товары, часто изготавливая их в маленьких лавках, открывающихся прямо на улицу. Хозяин лавки может пригласить покупателя на густой сладкий кофе, за чашкой которого ведется неспешная торговля по поводу какого-либо изделия из бронзы или ручной работы ковра. У многочисленных торговцев продуктами питания на базарах можно купить разнообразные сдобренные пряностями медовые кондитерские и мясные изделия со специями.

Четкого разделения на торговые и жилые районы в арабском городе не существует, хотя он зачастую отчетливо разделен на кварталы, каждый из которых служит общинам разного этнического происхождения, религии или торговой специализации. Основными общественными строениями являются религиозные здания и, иногда, фортификационные сооружения. Важными общественными центрами выступают кофейни, в которых мужчины пьют кофе, курят, играют в разные игры и обсуждают новости.

Современный город.

Новые арабские города построены по образцу европейских не только физически, но и в плане муниципальной организации и институтов – таких как больницы, музеи, железные дороги, автобусные службы, радио и телевизионные станции, школы, университеты и фабрики. Каждый город отличается тем, насколько новые формы заместили собой старые, хотя старые традиции во многом находят продолжение в новых. Новые жилые районы, например, сохраняют традиционные мелкие лавочки и кофейни. Пригородных общин очень мало.

Городская социальная организация.

В традиционном городе система муниципального управления не выходила далеко за пределы контроля рынков и содержания своего рода полиции. В центре забот и чувств горожан находились семья и религия, а не город как община. Семейная жизнь не отличалась по своему образу от сельской за тем исключением, что в ней существовали большие различия в уровнях богатства и социального статуса.

В 20 в. эта ситуация изменилась. Как и прежде, жители современного арабского города дорожат своими семьями и религией и идентифицируют себя с ними, но теперь оба этих чувства вынуждены конкурировать с лояльностью к государству. Построенная по образцам развитых стран система образования оказала мощное воздействие на средний и высший классы городов, в значительной мере заинтересованных в ослаблении требований, предъявляемых к ним со стороны семьи и религии, и в поощрении идеи социального равенства мужчин и женщин.

Положение женщин.

В 20 в. положение арабских женщин, традиционно подчиненное по отношению к мужчинам, значительно изменилось, особенно в крупных городских центрах. Арабские страны быстро наращивают число школ для девушек, в большинстве арабских государств женщины имеют право голоса, а доступ к профессиональной деятельности для них становится все более открытым. Допускаемая исламом полигамия, практика которой была и ранее распространенной лишь среди меньшинства арабов, становится все более редким явлением. Более того, большинство арабских многоженцев имеют сейчас не более двух жен, а вовсе не гаремы, как живописуется в кинофильмах.

Однако сегодня даже в городах многие мусульманские женщины выходят на люди в чадрах, являющихся символом того, что женщина нуждается в обеспечении защиты от посторонних. В последние годы в связи с ростом фундаментализма в арабском мире число таких женщин возрастает, и даже многие европейские женщины, приезжающие в арабские и исламские страны, вынуждены выходить на улицу в исламской одежде.

Обрезание

Арабы широко практикуют мужское обрезание.

В некоторых арабских странах (в Египте, Судане, Саудовской Аравии, Южном Йемене, Объединенных Арабских Эмиратах, Бахрейне, Омане) для понижения либидо у женщин, чтобы те не приставали к мужьям требуя секса, практикуется женское обрезание:

В обществах, в которых практикуется женское обрезание, существует мнение, что оно снижает сексуальное желание женщины и, таким образом, сохраняет девственность до замужества и предотвращает беспорядочную половую жизнь. Действительно, женское обрезание часто приводит к болезненности полового акта для женщины и отсутствию получения удовольствия от него, что и заставляет женщин соглашаться на сексуальные отношения только в соответствии с социальными нормами, с законным супругом.

Из арабских стран это явление больше всего видимо распространено в Египте (91% египтянок прошли через обрезание, в Судане — 88% и т. д.):

Статистика говорит о том, что в стране пирамид могут быть обрезаны около 90% замужних женщин. Последствия «операции» в большинстве случаев – это потеря женщиной сексуальной чувствительности.

Тем не менее, в Египте женское обрезание запрещено законом с 2008 года, хотя практика женского обрезания сохраняется.

Некоторые мусульманские теологи издали фетву, объявляющую обрезание грехом, а мусульманский теолог Юсуф Карадави заявил, что данная практика не является обязательной для исповедующих ислам.

Международными организациями женское обрезанием критикуется как нарушение прав женщин и форма дискриминации. Существует резолюция ООН, запрещающая женское обрезание.

ИСТОРИЯ

История арабов трудно отделима от истории семитоязычных народов вообще. Исторические свидетельства из Месопотамии начинают отделять арабов от других их семитских соседей не ранее I тыс. до н.э. В то время арабы южной Аравии уже создали процветающие города и царства, такие, как Саба на южной оконечности Аравийского полуострова. Северные регионы Аравии были населены главным образом кочевниками-бедуинами, хотя в позднее дохристианское и раннее христианское время под римским влиянием более оседлым меньшинством севера были созданы два средней важности торговых царства – Петра и Пальмира. Северные и южные арабы были связаны торговыми путями через западную Аравию. Этот регион в эпоху христианства был населен горожанами и номадами, говорившими на арабском языке и считавшими свое происхождение восходящим к библейским патриархам (либо к сыну Авраама – Измаилу, либо к внуку Ноя – Ноктану), а в городе Мекка совершали богослужение идолам в храме, впервые построенном, предположительно, Авраамом.

К 5–6 вв. н.э. северная и южная аравийские цивилизации пришли в упадок. Однако, в начале седьмого века на торговца из Мекки Мухаммеда снизошло озарение начать проповедь откровений, послуживших созданию религии и общины ислами. При Мухаммеде и его преемниках, халифах, ислам охватил весь Ближний Восток. А через сто лет после смерти Мухаммеда территория распространения ислама простиралась уже от Испании через Северную Африку и юго-западную Азию до границ Индии. Хотя бедуины и содействовали его первоначальному распространению на Сирию и соседние с нею регионы, родоначальником ислама был горожанин, и в дальнейшем он развивался главным образом грамотными людьми города. При всем том, что многие аравийцы своей миграцией в другие регионы и содействовали распространению ислама, изначальным этапом было принятие в аравийские племена неаравийских новообращенцев, приобщавшихся к арабскому языку уже в ходе самого процесса. Позже арабский язык стал основным на территориях от Марокко до Ирака. Даже те, кто оставались по своей религии христианами или иудеями, принимали арабский в качестве своего основного языка. Таким образом большинство населения этого региона постепенно становилось арабами в широком смысле этого слова.

Распространение ислама обеспечивало арабам сеть полезных для них контактов, и вместе с зависимыми народами – христианами, евреями, персами и др. – они построили одну из величайших известных миру цивилизаций. Период с 8 по 12 вв. положил начало большой массе произведений великой арабской литературы в форме поэзии и прозы, блестящей традиции художества, тщательно разработанным и сложным юридическим кодексам и философским трактатам, богатой палитре географических и исторических исследований, а также большому прогрессу науки, особенно, в области астрономии, медицины и математики.

В первые века своего существования арабская империя была политически объединенной под властью халифов, но к середине десятого века началась ее фрагментация и вскоре она пала жертвой крестоносцев, монголов и турок. В 16 в. османские турки завоевали весь арабский мир, разделив его на провинции своей империи. В 19 в. англичане и французы фактически установили контроль над большей частью Северной Африки в то время как в Египте и Сирии нарастала волна требований арабской независимости.

В ходе Первой мировой войны англичане организовали восстание против Османской империи в Аравии. Арабы помогали англичанам в завоевании Сирии и Палестины в надежде на получение независимости после войны, но вместо этого попали под полные контроль англичан и французов. Требования независимости и объединения со стороны арабов возобновились. Европейское управление стимулировало модернизацию, но одновременно его результатом было расселение французов на лучших землях Алжира и европейских евреев в Палестине.

Во время Второй мировой войны и после нее все арабские народы за исключением палестинцев обрели в конечном счете полную независимость, хотя алжирцам удалось это сделать лишь после восьми лет войны с 1954 по 1962. С 1991 начали приводиться в действие различные соглашения между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП); в этих соглашениях намечаются в общих чертах меры для будущего палестинского самоуправления.

Объединенные Арабские Эмираты

ОАЭ — известное, влиятельное и успешное арабское государство. Это страна на Ближнем Востоке, которая поделена, в свою очередь, на 7 эмиратов. ОАЭ — одно из самых современных, продвинутых и богатых государств мира, считается лидирующим экспортером нефти. Именно благодаря этому природному запасу, Эмираты так быстро развиваются. Только в 1970-х годах страна получила независимость, и за такое короткое время достигла огромных высот. Самые известные города ОАЭ, это Абу-Даби, столица страны, и Дубай.

Наука и литература

Арабская наука развивалась на основе древнегреческой, по большей части на военном деле, так как обширные территории невозможно было захватить и защитить только с помощью людских ресурсов. В это же время открываются различные школы. Также возникают и научные центры благодаря развитию естественных наук. Большие успехи были достигнуты в исторических и географических направлениях исследований. Математика, медицина и астрономия получили большой скачок в развитии именно в Халифате.

Главным литературным произведением арабского мира является Коран. Написан он в виде прозы и служит основой религии ислам. Впрочем, еще до появления этой религиозной книги были созданы великие письменные шедевры. В основном арабы сочиняли поэзию. Темы были различны, например самовосхваление, любовь и изображение природы. В Халифате были написаны такие мировые произведения, которые популярны до сегодняшнего дня, это: «Тысяча и одна ночь», «Макамат», «Послании прощения» и «Книга о скупцах».

Арабская архитектура

Множество предметов искусства были созданы арабами. На начальном этапе сказалось влияние римской и византийской традиций, но со временем их архитектура приобретает свой неповторимый вид. К 10-му веку создается своеобразный тип колонной мечети с прямоугольным двором в центре, окруженным многочисленными залами, галереями с изящными аркадами. К данному типу относятся Мечеть Амира в Каире, где живут арабы уже многие сотни лет.

С 12-го века начинают приобретать популярность различные буквенные и растительные узоры, которыми украшали здания как снаружи, так и внутри. С 13-го века появляются купола. В 15-м веке основу украшения зданий составляет мавританский стиль, примером этого направления является замок Альгамбра в Гранаде. После завоевания турками арабского Халифата архитектура приобретает византийские черты, что сказалось на мечети Мухаммеда в Каире.

Во времена Шелкового пути Центральная Азия была одной большой мастерской – здесь производился шелк, изысканные изделия из золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней, шерсти, кожи, а также военное снаряжение, прекрасные ковры и хлопчатобумажные ткани, разводились кони, фрукты, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы.

Советские модернизаторы не поощряли традиционные ремесла в регионе, и многие мастера были вынуждены или свернуть свои производства, или оставили их часть в тени, подпольно. С обретением независимости возрождение традиционных ремесел в Центральной Азии стало происходить бурными темпами, подогреваемое интересом к своей собственной идентичности, притоком туристов, а также поддержкой международных программ (ЮНЕСКО, Фонд Евразия Центральной Азии). В таких странах, как Узбекистан и Кыргызстан, привлекающих большие потоки туристов, традиционные ремесла, без сомнения, стали успешными индустриями, демонстрирующие местную культурную экономику с самой лучшей стороны. Примечательно, что узбекская и кыргызская ремесленная продукция часто продается в Таджикистане и Казахстане, соответственно, под видом национальных сувениров, благодаря схожести рисунков и традиционных узоров.

Традиционная культура вызывает неизменный интерес у западных туристов и специалистов, она действительно стала узнаваемым «национальным брендом», способом «национального самоутверждения».

С экономической точки зрения, однако, производство традиционных изделий в Центральной Азии пока осуществляется в недостаточных объёмах для более существенного влияния на рынок труда и экспорт. Экспортное продвижение страдает от нехватки технологий дизайна и массового производства, связей с западными импортерами и потребительскими сетями, хотя все больше местных производителей посещают международные выставки, организуют небольшие поставки за рубеж.

Пока же этот сектор представлен индивидуальными мастерами или небольшими группами, ищущими и возрождающими древние секреты, знания и технические приемы традиционных ремесел Центральной Азии.

В Самарканде делают бумагу из тутовника

«…Как хороша самаркандская бумага!

Если ты разумный человек, не отвергай её:

Письмо на ней получается ровным и красивым…».

Султан Али Мешхеди, знаменитый средневековый каллиграф

До XVIII века Самарканд был центром по изготовлению шелковой бумаги в среднеазиатском Востоке. Самаркандская бумага пользовалась огромным спросом из-за своей гладкости и цвета, но её главной особенностью была долговечность. Письменные источники средневекового периода отмечают высокое качество производимой в Самарканде бумаги. По свидетельству арабского историка Х века Аль-Макдиси, хорезмийские луки, шашская (ташкентская) посуда и самаркандская бумага не имели себе равных. Поэт и правитель Андижана, основатель империи Моголов в Индии Захириддин Мухаммад Бабур на самаркандской бумаге написал свой главный труд «Бабурнаме».

Во времена правления Тамерлана производство бумаги продолжало оставаться одним из основных отраслей ремесленничества. Известно, что в более позднее время, в начале XVIII века, в Самарканде и его окрестностях работали 42 мастерские по выпуску бумаги. Они были открыты в Коканде, Бухаре, Ташкенте. В качестве сырьевого материала использовался хлопок, шелк и кора тутового дерева. Из-за междоусобных войн в XVI-XVIII веках, мастера бумажного дела вынуждены были покинуть Самарканд, и технология производство считалась утерянной.

Секреты мастера Зарифа

В мастерской на окраине древнего Самарканда Зариф Мухтаров каждый день делает вручную особую бумагу на основе местных материалов. Этим на берегу речки Сиаб занимались еще несколько веков тому назад. Но утраченные секреты изготовления древней самаркандской бумаги ремесленник смог восстановить только в начале 2000-х гг.

Замочить кору тутовника, через несколько дней раздробить ее. Потом – самое важное: масса должна ровным слоем лечь на сито. Добавить туда волокна шелкопряда, корня молодого тутовника и хлопок.

После этого листы кладут под пресс. Просушка и почти готово. Весь процесс производства одного листа от начальной стадии – сырья до готовой продукции занимает около часа.

По словам мастера, обычная бумага в архивах хранится 70-100 лет, а эта отличается тем, что может храниться более двух тысяч лет. Технология производства этого вида бумаги сохранилась такой же, какой была и в VIII веке. Чтобы воссоздать секреты старинного ремесла Зарифу потребовалось 7 лет.

«Когда начинали возрождать технологию самаркандской бумаги, мы знали, что в основе производства лежит кора тутовника. Больше ничего нам не было известно. Все это надо было изучать в архивах, манускриптах», – вспоминает Зариф.

«Преимущество самаркандской бумаги в том, что она не подвержена порче от насекомых, потому что в ней есть шелк, насекомые могут в нем запутаться», – говорит мастер. – «В ней меньше контраста, когда вы пишете на белой бумаге черными чернилами, это ярко проявляется и портит зрение. А чтение текста на этой бумаге не утомляет зрение».

Средневековые ремесленники изготовляли в основном три вида этой бумаги: «султанскую» белого цвета, которая конкурировала с папирусом и кожей, «шелковую» светло-желтого цвета и «грубую» коричневую бумагу, которая изготовлялась из отходов шелка с добавлением примесей. Большинство документов, написанных на самаркандской бумаге, сохранились в хорошем состоянии и хранятся в различных музеях мира. Именно на такой бумаге писали каллиграфы, а среднеазиатские художники рисовали свои миниатюры. Для изготовления книг также предпочитали использовать самаркандскую бумагу.

Бумага, изготовленная по старинным рецептам, неожиданно оказалась широко востребованной. И среди иностранных туристов, и среди самаркандцев. Теперь стать учеником знатного мастера Зарифа – честь для местной молодежи.

Мастерская открыта для посещения туристами. Они могут понаблюдать технологией производства и за работой художников, которые работают на самаркандской бумаге.

Спустя двести лет самаркандская бумага снова становится популярной. Сначала с ее помощью реставрировали старые книги и архивные документы. Сегодня самаркандскую бумагу используют для создания эксклюзивных открыток, свадебных приглашений и даже одежды. Древняя бумага фиксирует современную историю Самарканда.

Кыргызстан – этнические ювелирные изделия для массового потребителя

«Звериный» стиль кыргызского орнамента стал отличительным в ювелирных украшениях на этническую тему. Кыргызская ювелирная отрасль с этническим уклоном становится полноценной отраслью. Как правило, производственные мощности в стране достаточны. Ювелирные цеха существуют, как и целые ювелирные дома (Келдике, Ethno), имеющие свои магазины и популярные как среди многочисленных туристов, так и среди населения.

Этот знак обозначает благоденствие. Это перепел, свивший гнездо на голове архара. Древнее выражение «пусть будет здесь благоденствие такое, чтобы даже перепела свивали гнезда на шкурах архаров”.

А этот узор означает праматерь всех кыргызов – Умай, оберегающую детей и матерей.

Изделия ювелирного бренда Ethno.kg

Но хотя цехов и производителей много, пока география экспорта кыргызской ювелирной продукции мала. Ограничения по обороту по драгоценным металлам в стране, а также отсутствие опыта в экспорте в международное пространство, связанное с культурными, языковыми барьерами, являются серьезной причиной того, что сбыт не расширяется.

Более того производство ювелирных изделий из серебра отечественного производства даже падает: в 2015 году по сравнению с 2009 годом оно упало в 2,2 раза, при том, что импорт ювелирных изделий из серебра за те же годы вырос в 28 раз. Производство ювелирных изделий из золота отечественного производства в 2015 году по сравнению с 2009 годом упало в 2,9 раз, импорт ювелирных изделий из золота за эти годы вырос в 50 раз. Экспорт отечественной ювелирной продукции составляет менее 5% от общего объема произведенных изделий.

Серьги ювелирного дома «Келдике»

Возможно, производители просто уходят в тень. По официальным данным Департамента драгоценных металлов при МФ КР, в 2015 году ювелирная промышленность Кыргызстана включала 594 субъектов предпринимательства, в том числе 156 юридических лиц и 438 физических лиц. Это 14 специализированных ювелирных магазинов и более 1500 человек, занятых в производстве и торговле ювелирными изделиями.

Условия для производства пока просты, украшения в основном производятся вручную, небольшим коллективом дизайнеров и ювелиров. Местные производители сталкиваются и с конкуренцией китайских товаров, часто копирующих этнический стиль и стоящих намного дешевле.

Таджикистан: Страна сюзане

Традиционные изделия, которые производятся в Таджикистане, в основном можно разделить на три направления: швейные изделия, ювелирные, и изделия из дерева. Индивидуальных мастеров очень много, а компании, которые сумели внедриться в современный рынок с его современными требованиями, можно пересчитать по пальцам. Изделия почти не экспортируются, кроме тех, которые вывозят иностранцы, но по сравнению с более ранним периодом, традиционные изделия заполонили город – их можно найти и в специализированных бутиках в центре городов, в гостиницах и дорогих ресторанах, а также и на базарах. Местные, предпочитают, конечно, купить напрямую у мастеров – так дешевле.

Из швейных изделий особой популярностью пользуется сюзане (с персидского – вышитое иглой) – вышитое декоративное панно из цветной хлопчатобумажной ткани, которое можно украшает стены или столы. Не меньшей популярностью пользуется и национальная одежда, украшенная вышивкой в классическом стиле зардузи (с персидского – золотое шитье) и гулдузи (с персидского – шитье в стиле цветов), женские сумочки разных размеров, и т.д. Производством швейных изделий в национальном стиле занимаются женщины, и ловкие руки мастериц умело используют разнообразные гаммы цветов, уникальные стили шитья, а также богатую таджикскую красоту в этих произведениях искусства.

В то же время, и на внутреннем рынке швейным традиционным изделиям трудно конкурировать с импортом из Узбекистана. Из-за схожести национальных изделий двух стран, особенно таджикоязычной части Узбекистана, импорт традиционных изделий расцветает. Главное преимущество импортированных товаров в цене – они дешевле местных продукций.

Ювелирных изделий в национальном стиле богатый на драгоценные камни Таджикистан производит недостаточно. Местные ювелирные изделия, хотя и обладают оригинальной красотой, уступают турецкому золоту и индийскому серебру на рынке ювелирных изделий для таджикских женщин. По этой причине красивые, цветные, оригинальные кольца и серьги, колье и браслеты местного производства, в основном, впечатляют американок и европеек. Из камней также изготавливаются разные сувениры, такие как деревянные изделия, часы, тарелки, чашки, и т.д. Самой известной компанией, занимающейся разработкой и изготовлением изделий из камней, в том числе ювелирных, является «Рухом», владелец которой также является президентом Ассоциации ремесленников Таджикистана.

А вот искусство изготовления изделий и сувениров маленького размера из деревянных материалов постепенно сходит на нет, так как нет спроса. Мастера этого искусства, поэтому, в основном сосредоточены на украшении и изготовлении дверей и окон, а также декоративных потолков для разного рода общественных и коммерческих зданий.

Несмотря на все трудности, Нигина Икромова, исполнительный директор Ассоциации ремесленников Таджикистана, говорит, что ремесленничество в Таджикистане имеет все шансы превратиться в одну из статей экспорта страны. В данное время некоторые международные организации в рамках своих проектов поддерживают ремесленничество в стране, и данная поддержка представляет собой один из немногочисленных свидетельств эффективной и устойчивой работы международного сообщества.

В Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, назидательных рассказов и притчей, содержатся и обрядовые, и юридические установления, регулирующие различные стороны жизни мусульманского общества. В соответствии с этими предписаниями и строились семейные, правовые, имущественные отношения людей. Свод норм морали, права, культурных и прочих установок, регламентирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина, называемый шариат (важнейшая часть мусульманского права, его источник), является важнейшей составной частью системы ислама.

Шариат формировался в течение VII—VIII вв. КIX в. на базе норм шариата была этана оценочная шкала для всех поступков верующих. Обязательным поступкам были отнесены те, невыполнение которых наказывалось при жизни и после смерти: чтение молитв, соблюдение поста, различных ритуалов ислама. В число желательных поступков входили дополнительные молитвы и посты, а также благотворительность, это поощрялось жизни и вознаграждалось после смерти. Безразличные поступки — сон, вступление в брак, пр. — не поощрялись и не запрещались. Неодобряемыми, хотя и не наказуемыми поступками, назывались поступки, вызванные желанием насладиться земными благами: чувственной была культура средневекового Арабского Востока, склонного к роскоши. Особенно это проявлялось в еде. В городах в почете были дорогие, индийские ядра фисташек, вымоченные в розовой воде, яблоки из Сирии, стебли сахарного тростника, съедобная из Нишапура. Важную роль играли благовония, применявшиеся в жизни: благоуханные масла готовили из лотоса, нарциссов, белого жасмина, лилий, гвоздики, розы, популярными были ванны из фиалкового масла, пр. К ценным поступкам относились те, которые наказывались и при жизни, и тесле смерти: так, запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством, колдовать, пр. Несмотря на запреты ислама, многие жители средневекового Арабского Востока продолжали пить вино (особенно это было характерно для городов), но все прочие запреты — на свинину, кровь, мясо любого животного, убитого не по мусульманскому обряду, — строго соблюдались.

Положение мужчины и женщины

На основе Корана и с учетом доисламских традиций было разработано право наследования, опекунства, заключения браков и разводов. Брак рассматривался как важнейшее событие в жизни мужчины и женщины. Идеальным считался союз двоюродного брата и сестры, а число законных жен было ограничено четырьмя. Было подтверждено подчиненное положение женщины в семье и в обществе, и счет родства велся строго по отцовской линии.

Мужчина признавался абсолютным лидером. Божье благословение, как полагали на Арабском Востоке, лежало именно на сыновьях, и поэтому только после рождения сына человек здесь считался полноценным. Настоящего мужчину отличали великодушие, щедрость, умение любить и веселиться, доблесть, верность данному слову. От мужчины требовалось постоянно утверждать свое превосходство, быть стойким, терпеливым и готовым к любым невзгодам. На нем лежала забота о старших и младших, он должен был знать свою родословную и родовые предания.

Благотворное влияние оказал ислам на отношение общества к рабам: освобождение раба теперь рассматривалось как гуманный и желательный для благочестивого мусульманина поступок. Однако на протяжении всего Средневековья количество рабов почти не сокращалось, работорговля была обычным для купцов занятием, а рабы — одним из самых ходовых товаров на восточных рынках: устойчивые традиции менялись медленно.

Традиционные нормы поведения восточного общества сочетались с традиционным мышлением. Оно, в свою очередь, во многом определялось мифологией.

Ислам

Ученые признают, что ислам возник из соединения элементов иудейства, христианства, а также некоторых обрядных традиций староарабских домусульманских культов природы: большинство арабов VI — начала VII вв. были язычниками, политеистами в их среде существовало и множество иудейских и христианских сект. Однако синтез этих элементов был оригинальным, и мусульманство является самостоятельной религией. Основные положения ислама сводятся к следующему.

Мусульмане верят в единого Бога — Аллаха, всемогущего и непостижимого для человека. Для того чтобы рассказать человечеству правду о Боге и мире, были выбраны специальные люди — пророки, последним из которых и был Мухаммед. Другими, более ранними пророками были Адам, Ной, Авраам, Лот, Моисей, Давид, Соломон, Иисус Христос и др., чьи учения были затем во многом искажены последователями, за исключением, разумеется, оставшегося истинным учения Мухаммеда. Таким образом, ислам выделяет христиан и иудеев из числа людей, исповедующих другую религию, считая их «людьми писания».

Видя во Христе пророка, ислам выступает против христианского учения о единосущности Христа с Богом и против представления о Троице в целом, утверждая, что «богу не свойственно иметь детей» и «откуда будут у него дети, когда не было у него подруги».

Мир, согласно исламу, был создан за шесть дней: Аллах сказал: «Будь», и появились небеса и земля. Человек был сотворен Аллахом из земли: вылепив оболочку человека из глины, Аллах вдохнул в человека «свой дух» — жизнь. Таким образом, человек состоит из двух сущностей — телесной и духовной. Женщина вышла из ребра Адама: во время его сна — «сладкой дремоты» ангел по воле Бога достал у Адама ребро и произвел на свет Еву (Хаву) — «приятного товарища», чтобы Адам не скучал.

Ислам учит, что счастливый период в истории человечества остался позади — это время, когда Адам и Ева жили в раю, не знали голода и не стыдились своей наготы. После изгнания из рая, сколько бы ни старался человек, вряд ли он создаст что-то хорошее и будет счастлив. Жизнь в здешнем мире, уверяет ислам, есть «обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие». Поэтому даже за повседневной суетой человеку не следует забывать о своей душе, о том, что его ожидает после божьего суда.

VII в. возникли два основных направления в исламе, существующие и поныне. Основой деления послужил спор о принципах наследования религиозной и светской власти. Хараждиты утверждали, что главой религиозной общины мог быть любой правоверный мусульманин, избранный данной общиной. Согласно концепции суннитов, между религиозной общиной и будущим главой государства — халифом — должен быть заключен особый договор, а сам халиф должен удовлетворять следующим условиям: иметь звание богослова-законоведа высшего ранга, быть родом из племени курейшитов (к этому племени принадлежал и сам Мухаммед), быть справедливым, мудрым, здоровым и заботиться о своих подданных. Шииты полагали, что государственная и религиозная власть имеет божественную природу и поэтому может переходить по наследству только к прямым наследникам Мухаммеда.

На рубеже VII—VIII вв. в исламе сложилось еще одно течение — суфизм, которое окончательно оформилось к XII в. Это течение носило аскетическомистический характер, и его последователей называли факирами, или дервишами. Они осуждали богатство, провозглашали культ бедности и самоотречения для спасения души и слияния с богом и разработали учение о постепенном познании бога и слиянии с ним через мистическую любовь и интуитивные божественные озарения.

Ислам предписывал мусульманам участие в священной войне (джихад) с «неверными». Учение о войне за веру и о спасительном значении участия в ней для душ верующих развилось постепенно в процессе завоеваний. По отношению к иудеям и христианам (а позднее в к зороастрийцам) допускалась веротерпимость, однако при условии, что они подчинятся, станут подданными мусульманского (т. е. арабского) государства и будут платить установленные для них подати. Священная книга мусульман — Коран («Чтение»), по учению ислама, существовала извечно и была сообщена богом Мухаммеду, как откровение. Речи Мухаммеда, выдаваемые им за «откровения от бога», записывались, согласно преданию, его последователями. Эти записи в дальнейшем, несомненно, подверглись обработке. В Коран вошли также многие библейские сказания. Коран был собран в единую книгу, отредактирован и разделён на 114 глав (сур) уже после смерти Мухаммеда, при халифе Османе (644—656).

В Коране есть специальная глава «Добыча», которая стимулировала в воине-арабе желание идти в поход: 1/5 военной добычи должна была поступать пророку, его роду, вдовам и сиротам, а 4/5 выделялись в раздел войску из расчёта: одна доля пехотинцу и три доли всаднику. Военная добыча состояла из золота, серебра, пленников-рабов, всякого движимого имущества и скота. Завоёванные земли не подлежали разделу и должны были поступать во владение мусульманской общины. Убитым на войне — «мученикам за веру» ислам обещал райское блаженство. Считалось, что в рабство можно обращать лишь иноверцев.

Пять столпов Ислама

Пять столпо́в исла́ма (араб. أركان الإسلام خمسة‎‎ аркя́н уль-исля́м ха́мса) — основные предписания шариата, образующие основу ислама, и обязательные для всех верующих мусульман.

Учение о пяти столпах основывается на известном хадисе, содержащемся в основных сборниках мусульманского Священного Предания:

«Посланник Бога, да благословит его Господь и приветствует, сказал: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества, кроме Бога, и что Мухаммад — посланник Божий, совершении молитвы, выплате пожертвования, совершении паломничества и соблюдении поста в месяц Рамадан».

Пять основ религии располагают в следующем порядке по степени значимости:

2) Молитва (араб. الصلاة‎‎ ас-саля́(т) — «молитва») — Совершение ежедневной пятикратной молитвы.

3) Пожертвование (араб. الزكاة‎‎ аз-закя́(т)‎ — «очищение») — выплата очистительного пожертвования.

4) Пост (араб. الصوم‎‎ ас-са́ум — «пост»‎) — пост в течение месяца Рамадан.

5) Паломничество (араб. الحج‎‎ аль-хадж — «паломничество») — паломничество к храму Каабы в Мекке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *